Занятие № 26 (2/52)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Зарубежный опыт обслуживания пожилых и престарелых людей
  2.  Зарубежный опыт обслуживания инвалидов
  3. Социальная работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения в странах Западной Европы

1. Зарубежный опыт обслуживания пожилых и престарелых людей

Современные демографические данные неукоснительно свидетельствуют о росте числа пожилых и престарелых людей. Например, по данным американских исследований, число людей пожилого возраста в США в 1900 году составляло 4% населения. К 1980 году число лиц старше 65 лет удвоилось и превысило 25 миллионов человек. По прогнозам авторов к 2020 году старых американцев будет уже более 50 миллионов человек, что составит 17,3% населения. Аналогичные данные можно привести и по другим промышленно развитым странам.

Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения является снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако многие авторы видят главную роль в этом процессе в снижении уровня рождаемости.

К проблеме старости специалисты подходят также с разных точек зрения: хронологической, социальной, биологической, физической, функциональной и др. В США традиционно возраст в 65 лет считается точкой отсчета. Однако эта цифра отнюдь не может применяться в качестве универсального мерила, поскольку не только в США, но и во многих странах меняется возраст ухода на пенсию. К тому же, как не раз отмечалось выше, досрочный уход на пенсию стал весьма обычным явлением.

Очевидно, что лица старшего возраста не могут рассматриваться как однородная группа. Американские ученые считают, что в ней можно выделить четыре подгруппы:

  1. пожилые люди – 55 – 64 года;
  2. старые люди – 65 – 74 года;
  3. очень старые люди – 75 – 84 года;
  4. престарелые люди – 85 лет и выше.

Основные проблемы указанных групп людей связаны со здоровьем, материальным положением, занятостью и жильем. Вполне естественно, что с ростом их числа, особенно старых и престарелых, возрастает необходимость их медицинского и социального обслуживания. Это создает серьезную проблему для «государства всеобщего благосостояния». Хотя некоторые эксперты утверждают, что расходы на заботу о пожилых людях растут не в результате увеличения этой доли группы среди населения, а вследствие общего удорожания медицинского и социального обслуживания на душу населения.

Основные системы по оказанию наиболее важных видов услуг пожилым и престарелым людям получили название «формальных» и «неформальных». К формальным услугам относятся государственные, благотворительные, частные учреждения и агентства, а к неформальным – члены семьи, друзья и соседи. Характерная особенность оказания формальных услуг в развитых западных странах и США в том, что они оказываются по месту жительства пожилых и престарелых людей.

Центры дневного ухода в США, хоть и опирались на британскую модель, имели принципиальные отличия. Предполагалось разделить медицинскую и социальную сторону долговременного ухода. То есть в них обслуживались пожилые люди, которые нуждались в уходе в дневное время, но не нуждались стационарном уходе. В такие услуги, наряду с прочими, включались организация питания, личный уход, отдых, учеба, восстановление физических и профессиональных способностей и медицинское обслуживание. В последние десятилетия в Америке много усилий было направлено на увеличение числа центров дневного ухода и увязывание их в единую сеть услуг в рамках общины.

В настоящее время, кроме центров дневного ухода, в зарубежных странах существуют учреждения, которые предлагают не только временное, но постоянное проживание.

Например, в Швеции, это дома для пожилых с широким спектром услуг по уходу и лечению лиц, не желающих проживать дома. Одним из принципов обслуживания пожилых в этой стране является принцип свободы выбора, в частности сохранение за пожилыми людьми права на свободу выбора жилья. Если человек хочет жить у себя дома он должен иметь такое право, даже если при этом возрастает потребность в получении помощи. Люди, которые очень нуждаются в уходе и не желают (или не способны) жить в обычных домашних условиях, должны иметь возможность выбрать проживание в «особых условиях». Дома для пожилых – это традиционная форма услуг, и многие пожилые по прежнем у отдают ей предпочтение в Швеции.

В Великобритании временное или постоянное проживание предлагают пансионаты, большинство из которых предназначено для пожилых, не имеющих семей и за которыми родственники не имеют возможности ухаживать.

В конце 60-хгг. в Швеции были построены первые, так называемые «дома сервиса». По замыслу их создателей в такие заведения пенсионеры могли бы переезжать еще в дееспособном возрасте и по мере возникновения необходимости получать в возрастающем объеме помощь и лечение. Однако, развитие событий пошло несколько по иному. Расширение сферы услуг на дому, а также улучшение жилищных условий в целом привели к тому, что все большее число людей предпочитало оставаться дома как можно дольше. Поэтому просьба о переезде в «дом сервиса» поступает, как правило, уже тогда, когда потребность в уходе значительно возрастает.

«Дом сервиса» представляет собой квартиры, в которых группа пожилых вне зависимости от родства проживают совместно. В этих квартирах или в непосредственной близости находится персонал, который круглосуточно может предоставлять помощь. Групповое проживание возникло как элемент развития открытых форм лечения и ухода для лиц с психическими расстройствами физическими заболеваниями, нарушениями двигательных функций, а также людей в состоянии старческого маразма.

Формы организации таких квартир различны и зависят, в частности, от потребностей проживающих в лечении. В определенных случаях групповое проживание является временным решением, этапом в подготовке к абсолютно самостоятельному проживанию. В других случаях такие квартиры становятся местом постоянного проживания.

Подобная форма ухода за пожилыми людьми имеется и в Великобритании. Там она называется «смягченные условия проживания». Предназначены такие условия для активных пожилых лиц. На деле это группа небольших домов, квартир или коттеджей, где жильцы могут жить независимо. В случаях необходимости приходит опекун. Такими опекунами могут быть патронажные работники, которые выступают как помощники, посредники между семьей и престарелым человеком.

Заслуживают внимания приюты семейного типа для пожилых и престарелых лиц, проживающих вне семьи в США. Они получили большое распространение. Они могут быть различной формы, но общие черты в них следующие:

  1. помощь оказывается частным лицом, предоставляющим свой дом, но не являющимся родственником;
  2.  за определенную плату пожилому человеку предоставляется комната, помощь в преодолении трудностей, защита, обеспечение лекарствами;
  3.  приют должен быть небольшим для создания теплой семейной атмосферы;
  4.  наблюдение и контроль попечительства осуществляется профессионалами из штата агентства, которое руководит этой программой обслуживания пожилых лиц.

Из перечисленных элементов неизменным остается лишь первый, остальные же варьируются. Например, в одном приюте может 2-4старика, а в другом – 10. Нет строгих критериев отбора лиц, оказывающих помощь. В некоторых штатах не предъявляется высоких требований для подготовки персонала, другие же, напротив, уделяют обучению персонала большое внимание. Частота контрольных визитов штатных работников также различна. Одни программы предлагают еженедельный контроль, другие – ежемесячный.

Дома для престарелых людей семейного типа обслуживают, главным образом, три категории населения: психически больных, умственно отсталых, старых и больных людей. Такие учреждения представляют собой нечто среднее между государственным приютом и семьей. Они предназначены для, тех, кто не может жить самостоятельно. Их преимущества по сравнению с государственными приютами в том, что в них создается теплая семейная атмосфера, есть возможность индивидуального ухода, возможность общаться и поддерживать отношения с семьей. В них также ниже стоимость услуг, чем в специализированных государственных приютах. К этим приютам благожелательно относятся люди, проживающие рядом, чего нельзя сказать о других формах организации приютов.

Хоспис – это многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Цель хосписа – создать условия для больного и оказать поддержку его семье.
Хосписы в США начали организовываться с 1979 года. Обслуживание в них основано на следующих принципах.

  1. Наряду с больным человеком обслуживание охватывает и его семью. Членам семьи необходима помощь, чтобы подготовиться к надвигающейся утрате и справиться с шоком утраты.
  2. Хоспис вскоре приносит временное облегчение, чем лечит. Формой лечения здесь является контролирование боли и других симптомов, а не хирургическое вмешательство или другие лечебные процедуры. Данная медицинская помощь требует современных знаний в области управления реакциями больного и внимательного отношения к мелочам. Только тогда, когда контролируются различные симптомы, больной в состоянии воспринять социальную, психологическую и духовную поддержку.
  3. Хосписное обслуживание обеспечивается многопрофильной бригадой профессионалов: врачей, медсестер, работников медицинской помощи на дому социальных работников, священнослужителей и добровольцев. Действия всех специалистов координируются одним из них чаще всего медсестрой или социальным работником. Директор хосписа по лечебной работе выступает как консультант основного лечащего врача.
  4. Хоспис отличается от обычно домашнего, стационарного и медицинского (на дому) ухода за больным широким использованием труда добровольцев. Чтобы повысить качество жизни умирающего человека, доброволец, не связанный определенными обязанностями, может проявить гибкость в решении многих проблем возникающих внутри семьи, например, таких как потребность в юридической консультации или просто в дружеском визите.
  5. Обслуживание в рамках хосписа осуществляется круглосуточно и семь раз в неделю. Если даже члены семьи никогда не обращаются за помощью ночью, они должны быть уверены в том, что с медсестрой или социальным работником всегда можно обсудить возникшие проблемы и получить от них необходимую помощь.
  6. Хоспис – это всеобъемлющая программа, предусматривающая оказание помощи независимо от того, находится ли человек в больнице, приюте или дома. Больные не просто попадают из одних условий в другие, скорее, программа хосписа служит мостом между эти ми условиями жизни больного и предполагает ответственность за него везде, где бы он ни был, обеспечивая тем самым непрерывный уход.

Движение сторонников хосписа уходит своими корнями в средние века, когда странноприемные дома, а позже — монастырские гостиницы предлагали кров любому путешественнику, будь он болен или здоров, сирота или умирающий. В Америке приоритет в оказании помощи умирающему, которому некуда было обратиться, принадлежит сестрам ордена св. Доминика. Их заведения, построенные по английской модели стационарной помощи, возникли в конце 20 века. Они действуют, и по сей день.

Однако большинство американских хосписных программ возникло не из модели стационарной помощи. Движение «американский хоспис», ставшее известным в начале 70-хгг. базировалось на домашнем уходе. Упор делался на то, что больной может получить уход в семье и умереть дома, пользуясь при этом поддержкой сотрудников хосписа.

В настоящее время полная программа хосписа включает в себя три основные услуги: обслуживание больного на дому, в стационаре и помощь семье пережить горе утраты.

После подтверждения безнадежного состояния больного медсестра или социальный работник делает первоначальную оценку потребностей больного и его семьи, при наличии согласия семьи составляется план соответствующих услуг. В первую очередь семью обучают, как справляться с физическими симптомами больного. После этого другие специалисты могут сосредоточить свои усилия на психологических, духовных, финансовых проблемах больного.

Для необходимой корректировки плана и уточнения состояния больного еженедельно проводятся совещания бригады хосписа. На любом этапе реализации программы семья имеет круглосуточный и ежедневный доступ к бригаде.

Обслуживание в стационарных условиях имеет двоякую цель: борьба с симптомами (облегчение состояния) и предоставление близким умирающего временной передышки. Если в домашних условиях невозможно контролировать симптомы больного или же семья нуждается в отдыхе от круглосуточного ухода, больному предоставляется место в больнице, приюте или другом учреждении, осуществляющем исключительно программу хосписа. Обычно пребывание в стационаре бывает недолгим – от семи до десяти дней максимум.

Цель третьего вида обслуживания – помощи после смерти – состоит в поддержке ближайших родственников, с тем чтобы они могли выразить горе и пережить утрату. Иначе подавленное горе может проявиться в деструктивном физическом или эмоциональном поведении. Помощь тем, кто понес тяжелую утрату, имеет разную форму. Могут проводиться индивидуальные беседы дома. Устраиваются также групповые занятия, которые носят социальный или терапевтический характер. Помощь семье умершего осуществляется обычно в течение года или же до того момента пока семья не справиться с утратой.

Социальные работники играют важную роль в бригаде хосписа, предоставляя больному и его семье как прямые услуги в рамках хосписа, так и косвенные – выполняя свои административные функции. Заключение о психосоциальном состоянии семьи делается социальным работником и рассматривается на совещаниях бригады. Основная обязанность социального работника состоит в консультировании больного, а также семьи как до, так и после его смерти. Часто он выступает в роли консультанта других членов бригады в период их работы с больным человеком и его семьей. Социальный работник может также руководить действиями добровольцев и оказывать моральную поддержку сотрудникам хосписа.

2. Зарубежный опыт обслуживания инвалидов

Реабилитация инвалидов – это система мер, направленных на восстановление их здоровья, нарушенных функций, трудоспособности, возвращение в общественно-полезнуюи социальную жизнь общества. Реабилитация в настоящее время прочно вошла в практику социального обслуживания большинства стран мира. Важное место в этой системе мероприятий занимает трудовое устройство инвалидов, включающее ряд этапов, начиная с освидетельствования врачамиэкспертами, профориентации и подготовки к труду и кончая подготовкой производства к трудоустройству инвалида и контролем его качества.

Наиболее широко и эффективно социально-трудоваяреабилитация инвалидов осуществляется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последствия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. Решением проблем социальнотрудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации.

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, переобучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Услуги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в себя:

  1. определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная подготовка, включающая общее образование;
  2. профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение;
  3. помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий.

Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профессиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспечения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испытаний в центры профессиональной реабилитации. Реабилитационные центры в Германии могут осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совмещать эти оба вида реабилитации.

Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебносанитарное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника , отдел профессионального обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение. В ортопедической клинике осуществляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в отдел профессионального обучения.

Подготовка инвалидов ведется по 40 специальностям, в основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет. Центр получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских.

Организация помощи умственно отсталым детям в зарубежных странах осуществляется государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударственными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или муниципальные учреждения.

Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70 странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отсталых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования умственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между странами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью.

В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилитации, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке программ обучения и воспитания в школах.

Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику, обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу.

В социально-реабилитационной службе авторы выделяют реабилитацию глубоко умственно отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейшему трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в кооперации с государственными и частными учреждениями.

Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых детей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отсталостью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти подходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения.
Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе.

В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации умственно отсталых детей – раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2 года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индивидуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умственной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг.

В странах Западной Европы получил распространение интегрированные детские сады, где вместе со здоровыми детьми воспитываются дети-инвалиды, в том числе и с умственной отсталостью. Опыт обучения детей с интеллектуальными нарушениями в обычных школах не имеет широкого распространения. Если в таких школах и обучаются дети-инвалиды, то лишь с незначительной степенью умственной отсталости в специальных классах. Вообще в странах Западной Европы существуют специальные школы для детей с легкой и сильной степенью нарушения интеллекта.

Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии, Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания умственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15 человек, иногда разного возраста. Персонал – воспитатели и социальные работники, число которых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких домах постоянно, либо уезжать на выходные домой.
Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и обучению инвалидов.

Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины располагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибутами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они – взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хозяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя.

Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» — воспитатели. Дети посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйственную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в которых проживают лица с умственной отсталостью.

Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач-психиатр Карл Кениг (1902 – 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно-педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл.
Существуют разные формы Кемпхиллских сообществ:

  1. школы для детей, нуждающихся в особом уходе;
  2. колледжи для образования и обучения молодежи;
  3. ученические мастерские;
  4. общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими заболеваниями различной степени;
  5. деревни для взрослых.

В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими нарушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску конкурентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной.

В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхиллских центров и деревень в 20 странах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии.

3. Социальная работа с детьми и подростками отклоняющегося поведения в странах Западной Европы

Работа с трудными детьми и подростками является обязательным компонентом общей социальной работы во многих странах Западной Европы и США. Таких детей относят к «группе риска», то есть, такой, в которой высока вероятность совершения противоправных действий. К этой группе относятся дети, убегающие из дома, школы, брошенные родителями, испытавшие насилие, употребляющие алкоголь и наркотики, занимающиеся проституцией. Работа с ними за рубежом строится, как правило, на основе целого ряда программ. Характерной чертой этих программ работы с трудными детьми и подростками в странах Запада и США является ее превентивный характер. Ориентация на предупредительные меры основывается на понимании того, что чем больше времени проходит до момента оказания помощи ребенку в кризисной ситуации, тем сложнее устранить последствия.

Голландия считается одной из самых благополучных стран Западной Европы. И все же, несмотря на то, что уровень жизни в Голландии очень высок, здесь существуют проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в основном, с некоренным населением. К числу трудных подростков и молодых людей чаще всего относятся выходцы из Турции, Марокко, Антильских островов.

Социальная работа с трудными детьми и подростками осуществляется по нескольким программам (проектам).

  1. Проект Thuislozen Team (TT) — работа с бездомной молодежью, с бродяжничеством подростков.
    Этот проект был внедрен в 1992 году. В различных городах Голландии созданы специальные бюро, занимающиеся этой деятельностью Бюро ТТ в Роттердаме имеет в штате четырех социальных работников, которые ведут одновременно с 28 подростками. При этом они привлекают к своей работе других специалистов, например наркологов психологов.

    Основной контингент проекта – молодые люди в возрасте до 25 лет, не имеющие в течение трех месяцев постоянного места жительства, не совершивших преступлений, но замеченные органами правопорядка. Специалисты этой службы не предпринимают каких-либо насильственных способов привлечения бездомных подростков в систему своей работы: вызовов по повесткам, принудительных приводов. В бюро ТТ приходят только те подростки, которые на самом деле хотят изменить свою жизнь, кто готов принять помощь и одновременно взять на себя ответственность за реализацию своих жизненных планов. Как пишут источник. В настоящее время существует запись подростков на включение в систему работы бюро ТТ.

  2. Проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT) — работа по предотвращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками.
    Следует отметить, что работа по данному проекту тесно пересекается с проектом ТТ, поскольку 70% всех бродяг – бывшие воспитанники интернатов. В Голландии существуют разные виды интернатов, некоторые из них напоминают наши, российские. Они также созданы органами образования или социальной защиты населения, в них постоянно проживают 100, 200 и более воспитанников. Дети, проживающие в них, посещают обычную городскую школу.

    Есть интернаты, созданные по инициативе негосударственных благотворительных организаций или отдельных лиц и при поддержке государственных и местных органов власти. В таких, как правило, проживает от 8 до 12 воспитанников. Они скорее напоминают молодежное общежитие. Каждый воспитанник имеет отдельную комнату, которую он устраивают по своему усмотрению, сам делают ремонт и уборку. Имеют право принимать гостей. Гарантом порядка и дисциплины является угроза исключения подростка из проекта VT, что означает для каждого потерю жизненных перспектив. В таком интернате имеются бытовые помещения, ребята учатся вести хозяйство, рассчитывать бюджет, состоящий из скромного социального пособия, есть помещения, где проводятся различные занятия адаптационно-обучающего характера, тренинги, организуется совместный досуг.

  3. Проект Halt — работа с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма. Данным проектом охвачено 79% территории Голландии. Суть этого проекта заключается в том, что подростку, совершившему правонарушение, предлагается возместить материальный или моральный ущерб собственным трудом. Он может отказаться, но в этом случае будет иметь дело с местными органами правопорядка. Судимость в Голландии, как известно, имеет серьезные социальные последствия, так как в этом случае возникают сложности при поступлении в высшее учебное заведение и на работу.

Все правонарушения проверяются в полиции по следующим критериям:

  1. величина нанесенного ущерба не должна превышать определенной суммы (примерно тысячу долларов);
  2. если это второе правонарушение, то оно должно быть совершено не ранее, чем через год после первого;
  3. третье правонарушение исключает возможность участия подростка в проекте Halt. В этомслучае участие в программе возможно только по решению органов юстиции.

Если правонарушение удовлетворяет этим критериям, то материалы по подростку из полиции направляются в бюро Halt. Работник бюро выступает в качестве посредника, пытаясь найти компромисс между родителями подростка, потерпевшим и прокуратурой. Подросткам предлагается несколько вариантов устранения последствий правонарушения, договоренность оформляется документально, и бюро следит за его выполнением всеми сторонами. В случае отказа дается ход протоколу о правонарушении.

Согласно договору подросток обязан: принести извинения потерпевшим, возместить ущерб, посещать мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности. Наиболее распространенными способами возмещения причиненного ущерба являются:

  • прямое устранение результатов правонарушения (мытье, покраска стен);
  • работа в организации, которой нанесен урон (например, в магазине);
  • возмещение ущерба деньгами, заработанными самим подростком на общественных работах (например, за повреждение автомобиля).

4. Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) – работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу.

Этот проект работает по следующим направлениям:

  1. помощь подросткам, обучающимся в обычной школе, но потерявшим с ней всякие связи;
  2. помощь подросткам, не потерявшим связи со школой, но налицо признаки дезадаптации (отставание в учебе, высокий уровень конфликтности);
  3. специальная школа для подростков, которые вследствие разных причин не могут вернуться к регулярным занятиям в обычной школе.

Например, в комплексе PPI в северном районе Амстердама постоянно работают, исключая администрацию и технический персонал, социальный работник, два психолога, четыре ортопеда, деятельность которых сродни деятельности нашего освобожденного классного руководителя, учителя -предметники, мастера производственного обучения. Всего в бюро работает 22 сотрудника.

Работа указанного проекта имеет и свои проблемы. Например, педагоги считают, что целесообразно сконцентрировать социальных работников и психологов, работающих в штатах школ, в PPI. Работа непосредственно в школах должна вестись на договорных началах между PPI и директорами школ. Проблема в том, что труд социальных работников и психологов в школах оплачиваются министерством образования, а работа с детьми, бросившими школу в PPI – министерством по делам молодежи.

5. Проект Family First (FF) – работа с неблагополучными семьями, относительно которых органами власти решается вопрос о лишении родительских прав.

Как правило, это неполная семья, в которой мать (обычно не голландского происхождения) ведет асоциальный образ жизни. Представители власти, курирующие эту семью, принимают решение о лишении матери родительских прав и подготавливают документы. Но, прежде чем дать делу ход, предлагают матери сотрудничество с социальным работником, работающим по проекту FF. Исключение составляют критические случаи, угрожающие жизни детей. Решение работать по проекту принимается матерью добровольно. Когда местные власти, контролирующие результат (но не процесс), убеждаются, что мать способна заниматься воспитанием детей, они ликвидируют ранее подготовленные документы о лишении родительских прав. По данным статистики 11% семей возвращаются в начальную асоциальную ситуацию (исходное кризисное состояние).

6. Проект Home Video Training (HVT) – работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.

Рекомендации обратиться к специалистам HVT родители могут получить от администрации школы или от органов правопорядка. Родители могут и сами обратиться в бюро по своей инициативе. Но в любом случае работа ведется по добровольному согласию всех взрослых членов семьи. Согласно взаимной договоренности, в семью приходит социальный работник с видеокамерой. Взрослые и дети заранее подготовлены к тому, что он не намерен нарушать их обычный порядок жизни. Съемка ведется небольшими фрагментами. После съемки устраивается общий просмотр и обсуждается поведение членов семьи. При этом социальный работник концентрирует внимание членов семьи на положительных моментах общения. Работа завершается, когда члены семьи и объективные данные говорят о существенном улучшении ситуации.

Работа по проектам FF и HYT осуществляется в Амстердаме социальным Агогическим центром (аналогично центру помощи семье и детям в России).

7. Проект Nieuwe Perspectieven (NP) – работа с подростками осужденными условно.

Основной контингент этого проекта – молодые люди в возрасте14-25лет, имеющие проблемы с органами правопорядка. В сферу внимания проекта они попадают разными путями: через полицию, направляются из школ и других учреждений. Большинство из них – выходцы из стран Азии и Африки. Необходимо заметить, что в последнее время голландские специалисты озабочены также проблемой молодежи русского происхождения. В частности, они отмечают, что русские молодые люди очень замкнуты, в социальные службы сами не обращаются и общаются с ними пока только волонтеры, а не профессиональные социальные работники.

В сферу внимания рассматриваемого проекта не включены девушки, занимающиеся проституцией, ими в Амстердаме занимается специальная молодежная полиция и суд.
Работа с молодым человеком происходит следующим образом. Направление подростка в районное отделение NP производится в тот момент, когда решение об его уголовном, административном или другом виде наказания по сути уже принято и документально оформлено. Молодому человеку предлагается стать клиентом NP с тем, чтобы не усугубить ситуацию. Работа рассчитана на 4-6месяцев. По статистике 74% подростков успешно реабилитируется в социальном отношении, 24% подростков совершают повторные правонарушения.

Анализ источников, описывающих работу голландских специалистов с трудными детьми, позволяет, выделить некоторые принципиальные моменты, на которых базируется большинство представленных проектов и технологий.

1. Особенности организации работы.

Министерство, или местная администрация только формулируют проблему, на конкурсной основе рассматривают проекты и определяют исполнителя. Роль министерств и местных властей заключается также в поиске, выделении, контроле средств и результатов применения выбранной технологии. Непосредственная работа по каждому проекту ведется негосударственными организациями. Следует подчеркнуть, что:

  • работа по каждому проекту направлена на определенную, строго ограниченную группу;
  • каждый проект направлен на решение проблем конкретного подростка и его семьи;
  • работа по каждому проекту ведется на сугубо добровольных началах;
  • все проекты исключают из сферы своего внимания подростков-наркоманов и подростков с тяжелыми психическими проблемами (для определения этого контингента проекты привлекают наркологов, психологов, психиатров и др.);
  • в работе с подростками используются два пути: «мягкий», включающий беседы, установление контактов и пр. и «жесткий» путь, когда применяются штрафы, помещение в специализированные учреждения. И в том, и в другом случае в профилактической работе участвует полиция;
  • многие проекты предусматривают широкую рекламу своей деятельности, имеют фирменный стиль, эмблему, девиз, возможность арендовать рекламное время в СМИ.

2. Этапы непосредственной работы с подростком.

Условно работу по каждому проекту можно разделить на два этапа. Первый связан с диагностикой, которая включает в себя изучение ситуации, сложившейся вокруг подростка (положение в семье, школе, среде свободного времени) и изучение мотивационной сферы самого молодого человека (он сам определяет значимые для него проблемы, например, трудности взаимоотношений или профессионального самоопределения). Этот этап завершается составлением совместно с подростком и его семьей плана решения возникшей проблемы и заключением контракта между бюро и клиентом. Контракт предусматривает только моральную ответственность, он не имеет юридической силы.

Второй этап – движение по выработанному плану, который включает в себя прежде все психосоциальную помощь путем регулирования ситуации вокруг подростка. Параллельно ведется работа по развитию навыков и умений самого подростка.

3. Роль социальных работников.

Социальный работник являются ключевой фигурой всех проектов. Вообще в Голландии очень высок престиж данной профессии. Почти все социальные работники бюро имеют высшее образование. Примечательно, что они работают одновременно с небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу адресной. Насколько хватает средств и специалистов, столько клиентов и задействовано в работе. Существует конкурс на участие в работе по проекту. Это, естественно, усиливает желание подростков работать в нем.

Молодой человек, участвующий в работе проекта, имеет возможность связаться с социальным работником в любое время суток. В целом, основные обязанности социального работника по указанным проектам заключаются в установлении доверительных отношений, тщательном изучении ситуации и личностных особенной клиента, составлении плана работы, контракта, в установлении и координации контактов с работниками разных учреждений, в обеспечении прогресса в работе и помощи со стороны социального окружения.

Необходимо заметить, что, кроме социальных работников, работающих непосредственно в бюро помощи разным подросткам, в Голландии существуют и другие категории социальных работников, занимающихся реабилитацией трудных детей. Например, есть участковые социальные работники, действующие в общине и домах (один участковый опекает, как правило, 1-2дома с250-280квартирами), социальные работники, работающие в лечебных, образовательных учреждениях, в местных государственных социальных службах. Трудными подростками занимаются также многочисленные общественные и посреднические организации, которые на время, в зависимости от ситуации, создают в общине различные оперативные отряды, бригады развития, целевые группы. Все это позволяет голландским специалистам осуществлять работу с подростками повседневно по месту жительства и учебы детей.

В 70 годы в США были произведены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 году конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности, который перенес акцент с судебной ответственности несовершеннолетних, совершивших мелкие уголовные и гражданские правонарушения, на исправление их по месту жительства. Этот закон устанавливал длительность пребывания несовершеннолетних, совершивших гражданские правонарушения, в исправительных учреждениях, поощрял альтернативные меры наказания вместо тюремного заключения для подростков совершивших мелкие уголовные преступления, и призывал к созданию служб для исправления подростков на основе специальных программ. Закон также запрещал совместное пребывание в тюрьме взрослых и подростков и провозгласил профилактику в качестве приоритетной цели.

Этот факт послужил стимулом для развития специальных служб для несовершеннолетних правонарушителей и трудных подростков и созданию различных программ для работы с ними. Большую роль в этом сыграли и проводимые эксперименты, например, в штате Массачусетс. В этом штате были закрыты исправительные учреждения, подростки-правонарушители были выпущены на 2 месяца на свободу. Результаты эксперименты были таковы:

  • в тех местах, где были созданы разнообразные условия для исправления, адаптация подростков прошла успешнее;
  • несмотря на большое число правонарушителей, вернувшихся домой, существенного роста преступлений не произошло;
  • массовое исправление было достигнуто «даже без подготовки общественности». Эксперименты, по мнению специалистов, доказали эффективность исправления ребят по месту жительства, хотя вплоть до сегодняшнего дня идут споры по поводу наказания подростков за совершенные проступки.

Термин «по месту жительства» используется для обозначения центров исправления, бюро молодежи, приемных домов, пансионов семейного типа и отделений для подростков в психиатрических клиниках. Все эти учреждения, разумеется, отличаются уровнем и характером услуг, но есть общие черты, которые присущи всем типам программ данных учреждений. Основная цель заключается в создании благоприятного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Все программы строятся на участии несовершеннолетнего в определенных акциях и мероприятиях с целью включения его в повседневную деятельность.

В литературе выделяют три типа программ.

  1. Базовые программы полиции.
  2. Базовые программы школ.
  3. Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних.

Остановимся подробнее на каждой из программ.

Первый контакт молодых людей с правоохранительной системой, как правило, происходит в местном полицейском участке. Именно от полиции во многом зависит количество дел, передаваемых в суды для несовершеннолетних.

Одна из проблем, по авторов, как раз и заключается в том, что на первой стадии работы с несовершеннолетними правонарушителями вся инициатива отдана исключительно на усмотрении полиции. Полицейские должны следить за выполнением закона, но иногда, как отмечается в литературе, они слишком вольно понимают свои обязанности.

В последние годы во многих округах власти нанимают полицейских, являющихся специалистами по работе с несовершеннолетними. Их функции несколько шире, чем просто соблюдение закона. Они ставят перед собой цель помочь молодым людям и их семьям, поэтому сфера деятельности полиции во многих округах включает в себя, кроме простого наблюдения за порядком, широкий комплекс мероприятий, осуществляемых полицией совместно с другими организациями. Эти мероприятия включают в себя организацию различных клубов для подростков, программ по борьбе с наркоманией среди молодежи, обучения технике личной безопасности в местных школах. Например, в США распространены специальные полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам и тем самым способствуют укреплению отношений в семье.

Школьные программы подразделяются на две группы: программы для обычных школ и программы для специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков. И те, и другие школы берут на себя ответственность за оказание помощи тем подросткам, которых правоохранительные органы или социальные службы направляют в эти школы либо обращаются с просьбой обратить на них особое внимание. Таким образом, эти программы помогают избежать изоляции какой-либо группы подростков, позволяя им в то же время посещать в школе занятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних и рассчитанные при этом на всех школьников.

Цель системы судов по делам несовершеннолетних, существующей в США в настоящее время (возникла в 1899г), заключается в реабилитации несовершеннолетних преступников. Система судов по делам несовершеннолетних концентрирует свое внимание не на наказании, как это происходит с взрослыми в системе судов по уголовным делам, а на их ресоциализации. В этом смысле, считает Ш. Бечки, об американском суде по делам несовершеннолетних можно говорить, как о суде по оказанию помощи несовершеннолетним, который объединяет в себе свойства благотворительной организации и учреждения по осуществлению социального надзора.

Суды по делам о несовершеннолетних, возникшие под влиянием традиций движения за спасение детей, существуют благодаря тому, что американское общество признает принципиальное отличие между действиями детей и взрослых, видит главную задачу этих судов в воспитании совершивших наказуемое деяние подростков, а также в предупреждении преступности.

Сегодня в США работает около 3500 судов по делам несовершеннолетних, организация и деятельность которых находится в компетенции штатов и их законодательства.

В большинстве штатов возраст лиц, охваченных судебной практикой судов по делам несовершеннолетних, определяется в 18 лет (в большинстве штатов это возраст совершеннолетия). В компетенцию судов по делам несовершеннолетних входит работа с тремя категориями подростков:

  1. с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые были бы признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком;
  2. с несовершеннолетними, совершившими наказуемые деяния, которые не были бы быть признаны преступлением в случае совершения их взрослым человеком, эта категория детей обозначается как «статус оффендерс»;
  3. с несовершеннолетними, заброшенными родителями или подвергающимися жестокому обращению со стороны родителей.

Законы штатов о судах по делам несовершеннолетних относят к категории «статус оффендерс» детей, проступки которых заключаются в прогулах школьных занятий, в бегстве из дома, детей непослушных, трудновоспитуемых. Во многих штатах этот круг ребят определяется как «дети, нуждающиеся в опекунстве».

Несмотря на то, что относящиеся к американской системе правосудия суды по делам о несовершеннолетних формально не могут выносить приговоры, дети, совершившие наказуемое деяние, несомненно, должны понести наказание в соответствии с общей правовой концепцией. Наказанием, определенным судом, может быть условное осуждение, предупреждение, внушение, общественно полезный труд, возмещение принесенного ущерба, домашний арест. В этом случае несовершеннолетний продолжает жить в доме родителей, но ежедневно и в обязательном порядке участвует в одной из консультационных или воспитательных программ. Системой судов по делам о несовершеннолетних разработан целый ряд социальных мероприятий, проводимых различными социальными службами или же уполномоченными сотрудниками отделов социального обеспечения, управлений по делам молодежи, органов обеспечения общественного порядка и безопасности. В случае условного осуждения несовершеннолетнего, социальный работник осуществляет надзор за ним в течение испытательного срока и сообщает судье, как подросток выполняет возложенные на него обязанности.

В литературе отмечается (Ш. Бечки), что реализация указанных программ часто сталкивается с проблемой, заключающейся в недостаточности знаний некоторых судей по делам несовершеннолетних об организациях и учреждениях, работающих на их территории, о качестве предлагаемых услуг. Все это, естественно, может привести к принятию решений, которые могут негативно повлиять на социальную реабилитацию подростка. Это положение может быть вызвано разными причинами, например, текучестью кадров в судах. Поэтому в США многие эксперты требуют назначения на должность судьи по делам несовершеннолетних на пожизненный срок.

С целью устранения имеющихся недостатков в работе с подростками в США созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и не осужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой. Наличие бюро социальных услуг молодежи гарантирует, что подростки, дела которых были переданы в полицию из-за пропусков занятий, плохого поведения или мелких правонарушений, смогут изначально избежать некомпетентного ведения дела и передачи их дел в суд без оказания помощи общиной.

По организационной структуре эти бюро различны, многие из них не предлагают собственных услуг. Они выступают в роли посредника и контролируют деятельность сервисных организаций с тем, чтобы она соответствовала потребностям несовершеннолетнего. Есть и такие, которые предлагают услуги, например, консультационную помощь, медицинскую помощь, обеспечение занятости и др. (Калифорния). Прием несовершеннолетних в этом случае производится по определенным критериям, например, подросток не должен быть условно осужденным, речь может идти о незначительном и первом известном правонарушении, подросток должен постоянно проживать в местности, на территории которой реализуется проект (вспомним социальные бюро для подростков в Голландии).

Какие существуют учреждения в США для тех подростков, которым выносят приговор о лишении свободы? Выделяют две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. Закрытые места лишения свободы – это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения подростков, находящихся в предварительном заключении, на время проверки обстоятельств дела. Закрытые воспитательные учреждения – это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу подростков, направленных по решению суда. Существует четыре типа воспитательных учреждений для таких несовершеннолетних, они различаются по степени ограничения свободы. К ним относятся:

  1. школы по перевоспитанию;
  2. молодежные лагеря и ранчо;
  3. закрытые приюты и детские дома;
  4. центры круглосуточного надзора.

При отправке в то или иное учреждение учитывается много различных факторов, например, потребление алкоголя или наркотических веществ, семейные обстоятельства. В ряде случаев перед отправкой проводится психиатрическое обследование в специализированном диагностическом центре для несовершеннолетних.

Воспитательные учреждения различаются по степени ограничения свободы. Программы рассчитаны на разный срок пребывания в них детей, например, в молодежном ранчо в Раперте (штат Айдахо), где большинство воспитанников — жертвы физического или сексуального насилия со стороны родителей, программа рассчитана на срок от 9 до 14 месяцев. Почти все подростки включены в школьную систему общины. Государственное воспитательное учреждение в СентЭнтони, рассчитанное на подростков, совершивших кражи, изнасилования, поджоги, работает по программе более длительного срока Интересно отметить, что указанные исправительные учреждения представляют собой отдельные домики или общежития квартирного типа, имеется бассейн, различные игровые комнаты. В учреждениях работают разные специалисты, занимающиеся с подростками.

В отличие от США в Германии есть общенациональный Закон о помощи молодежи, который вышел в 1991 году, сменив старый закон 1962 года. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер. Новый закон отменил воспитание исправительное как принудительное. Ведомствам по делам молодежи предписывалось создавать соответствующие и в достаточном количестве службы помощи детям и подросткам, которые должны быть дифференцированными и расположенными в месте проживания детей. В законе также отмечалось, что все виды помощи должны осуществляться только на добровольной основе, и при участии молодого человека в поиске подходящего для него предложения, например, места проживания.

Вот некоторые виды помощи детям и молодежи по Закону:

  1. внешкольное обучение молодежи;
  2. привлечение в спортивные организации;
  3. стимуляция развития в дневное время;
  4. педагогическая защита;
  5. педагогическая консультация, социальная работа с группами
  6. службы социально-педагогической помощи семье;
  7. воспитание в интернатах в дополнение к семейному воспитанию или заменяющее его;
  8. интенсивная социально-педагогическая помощь подростку и др.

Необходимо заметить, что в Германии очень сильны традиции социальной педагогики.
Термины «социальный работник» и «социальный педагог» там употребляются как тождественные. Социально-педагогический подход предполагает, прежде всего, устранение факторов и условий, препятствующих социализации детей и подростков в ближайшем социуме.

Рассмотрим некоторые из перечисленных видов помощи.

Педагогическая защита направлена на уменьшение, снижение и устранение причин, ведущих к отклоняющемуся поведению. Она должна препятствовать доступу к наркотикам, повышенной готовности к насилию, безработице, социальной изоляции, недостаточной уверенности в себе, дефициту образования и отставанию в развитии. Педагогическая превентивная защита включает в себя также создание для детей и подростков условий отдыха, безопасности движения, охрану окружающей среды.

Деятельность педагогических консультаций, служб социально-педагогической помощи направлена на достижение основной цели: помочь семье в кризисной ситуации. Но указанные службы имеют некоторые различия.

Название «педагогическая консультация» говорит само за себя. Консультационные службы оказывают поддержку и содействие подросткам и родителям в выяснении и урегулировании индивидуальных и семейных проблем. Консультирование родителей и подростков осуществляется многопрофильной бригадой специалистов. Немецкие специалисты считают, что в этой работе важен открытый подход к подросткам (без формальностей), доверие, сохранение анонимности (без сообщения в органы власти).

Кроме индивидуальной консультационной помощи в процессе воспитания оказывается и социальная групповая помощь в детских учреждениях. Она нацелена на социальное обучение в группе. Воспитатель, рекомендуемый специалистами государственных и общественных учреждений, должен пытаться вместе с подростком решить проблемы воспитания в условиях привычной для подростка среды. Эта работа оправдала себя в последние годы в практике служб по оказанию помощи подросткам.

Служба социально-педагогической помощи семье оказывает интенсивную помощь при разрешении проблем, как подростков, так и родителей. Это продолжительный вид помощи и он требует активного участия всей семьи (семейная терапия). Работа проводится обычно в кругу семьи, и консультант должен хорошо знать все ее заботы. Очевидно, что такая деятельность требует от специалиста высокой квалификации и большого напряжения. Социальный работник может давать советы, рекомендации по общению, обучать родителей приемам проведения занятий с детьми, давать инструкции по ведению хозяйства, оказывать поддержку в обеспечении материальными средствами, привлекать специалистов других служб для оказания помощи.

По мнению немецких авторов, деятельность специалистов, работающих в интернатах, должна быть направлена:

  1. на возвращение детей в семью;
  2. на подготовку подростков на проживание в другой семье;
  3. на создание условий жизни, близких к семейным условиям и рассчитанных на долгое время.

В Германии интернаты имеют лечебно-педагогическую или терапевтическую направленность. Эта направленность определяется профессиональной квалификацией персонала. Количество детей в разных интернатах различно: от 8 до 150 человек. Есть интернаты, в которых только живут девушки или только юноши. В основном интернаты принимают и девушек, и юношей. Максимальное количество человек в группе от 6 до 9. Интернаты сами решают, кого принимать, но почти во всех случаях принимаются дети, нуждающиеся в особом уходе и согласные с таким размещением. Особой формой воспитания в интернатах является «проживание под руководством». Один или несколько подростков живут в арендуемой квартире под руководством социального педагога. Обычно средний возраст таких подростков – 16 лет.

Немецкие специалисты считают, помещение подростка в закрытое учреждение (колонию) крайней мерой в рамках помощи. Предпосылкой для отправки подростка в закрытое учреждение является заявка родителей в совет опекунов. В закрытые учреждения должны помещаться только те подростки, которые представляют потенциальную опасность и уклоняются от терапии и помощи. Таким подросткам оказывается так называемая индивидуальная интенсивная социально-педагогическая помощь, которая рассчитана на длительный срок и отличается от других видов помощи разнообразием форм и содержания. Обычно с такими детьми (максимально с тремя) занимается дипломированный социальный педагог.

Как относятся службы помощи в Германии к привлечению несовершеннолетних к суду и детской психиатрии? Службы помощи молодежи рассматривают сотрудничество с судебными подростковыми органами и учреждениями психиатрии как необходимое. Они способствуют тому, чтобы в рамках компетенции судебной ответственности подростков учитывались воспитательные потребности молодых людей. Отказ многих молодежных служб от помещения подростка в закрытые учреждения не должен вести к усиленному применению других мероприятий, связанных с лишением свободы. Кроме того, если молодые люди помещаются в учреждения юстиции или психиатрии, сотрудники служб помощи должны разрабатывать дополнительные варианты педагогической помощи после выхода из этих учреждений.

Из всего сказанного можно выделить то общее, что характеризует социальную работу с трудными подростками в разных странах:

  1. работа имеет профилактическую направленность;
  2. работа осуществляется по месту жительства подростков (в общине);
  3. работа осуществляется на основе программ, которые направлены на определенную группу подростков;
  4. работа осуществляется разными специалистами, координирующими свою деятельность;
  5. профессиональной базой, на которую опираются социальные работники, является разветвленная сеть социальных служб, расположенных в общине.