Биография. Концепция подражания г, тарда Габриэль Тард и его социальная теория

Габриэль Тард

Тард (Tarde) Габриель (1843-1904) - французский социолог и криминалист. Биография. В 1893-1996 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900 г. - профессор новой философии в Коллеж де Франс. Исследования. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание (Законы подражания. СПб., 1892). При этом подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности. Предложил классификацию конфликтов, в которой -наряду с конфликтами ряда (в аспекте эволюции) и степени (повышение или понижение) - был выделен конфликт смыслов как противоречие сил, борющихся за жизнь, власть, влияние, в частности в виде спора, конкуренции, открытой борьбы (Социальные законы. СПб., 1906).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 571.

Сочинения: Социальная логика. СПб., 1901 (СПб., 2000); Общественное мнение и толпа. М., 1902; Социальные этюды. СПб., 1902; Личность и толпа. СПб., 1903; Теория психических воздействий. СПб., 1905; Отрывки из истории будущего. М., 1906; Психология и социология // Новые идеи в социологии. СПб., 1914. Сб. № 2.

Литература: Баженов Н. Н. Габриель Тард, личность, идеи и творчество // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 78; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Тард (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла,- 13.5. 1904, Париж), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии. По Тарду, общественное развитие сводится к интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна «интерпсихологии». Соответственно и прогресс социологии он видел в её дальнейшей психологизации (см.: «Новые идеи в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69-78 ).

Основными социальными процессами Тард считал «изобретение» (понимавшееся им очень широко: от технических усовершенствований до новых общественно-политических идей и нравственных ценностей) и подражание, к которым впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения - единственный источник социального прогресса - возникают как творения отдельных личностей и внедряются в тех случаях, когда они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и культуры. Поэтому из множества изобретений лишь некоторые принимаются и распространяются. Основное социальное значение имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря которому возникают групповые и общественные ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е. получают возможность приспособиться к условиям общественной жизни. Наиболее характерно, по Тарду, подражание «низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») - результат взаимодействия сторонников противоположных изобретений.

Особое значение Тард придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон, телеграф, массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором социального контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где человеческая индивидуальность подавляется (человек становится чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы), Тард выделяет как бы промежуточное звено - публику, которая формируется именно с помощью средств массовой коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим самосознанием.

Ряд мыслей, высказанных Тардом, имел позитивное значение для развития социальной психологии, однако социологические основания его концепции несостоятельны, так как базируются на философском идеализме и психологическом редукционизме. Влияние Тарда сказалось в большей степени на амер. социологии и социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин , Ч. Кули), чем на французской. Его концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых коммуникаций и распространения инноваций.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Тард Габриэль (1843–1904). Основоположник французской социальной психологии, психологического направления в социологии. Внес значительный вклад в развитие науки о межличностных отношениях и их механизмах. Исследовал проблемы общественного мнения, психологии толпы, механизмы психологического заряжения и внушения; способствовал включению в арсенал социологии эмпирических методов исследования, анализа исторических документов и статистических данных.

Объектом социологии Тарда является общество и общественные отношения между индивидами. Исходя из этого, он поставил своей целью создать науку – социальную (коллективную) психологию, которая изучала бы взаимодействие индивидульных сознаний и, таким образом, стала бы фундаментом социологии. Предметом социологии Тард считал изучение законов подражания в социальных взаимодействиях, которые происходят по законам подражания, что является условием развития общества.

Общество – это подражание, а подражание – своего рода гипнотизм. Общественное развитие он связывал с тем, что выдающиеся люди изобретают новое, а массы закрепляют это новое методом подражания. Социальные конфликты объяснял подражанием. Это тождественно противоречиям в сознании индивида, “когда он колеблется, принять ему или отвергнуть представляющийся ему новый образец, новый обычай, новую идею или художественную школу, новый поступок”. Общественную жизнь и социальные процессы Тард объяснял действием психических механизмов, главным из которых был закон подражания одних народов другим в сфере технологий.

Стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. При описании социальных взаимодействий ввел и использовал понятие “междумозговая психология” – психология, изучающая происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя индивидами. От индивидуальной психологии социальная психология отличается тем, что занимается исключительно отношениями нашего “Я” к другому “Я”, их взаимным влиянием. В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь.

Тард использовал понятие “толпа” и толковал его следующим образом: толпа – это множество лиц, которые собрались в определенном месте в одно и то же время и объединены чувством, верой и действием. Всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению. В качестве общих черт он назвал веру, страсть, цель, “коллективное самолюбие”, эгоизм и одностороннюю иррациональную подражательность объединяющих ее участников. Тард утверждал, что формирование толпы происходит в результате двоякого действия механизма подражания.

Толпа повторяет одни и те же движения, одни и те же крики, она мелочно самолюбива. Критиковать ее нельзя и обращаться к ее разуму бесполезно. Любая толпа независимо от профессиональных статусов теряет способность владеть собой, поскольку она не мыслит, а чувствует. И в этом отношении кочегар и профессор ничем не отличаются – оба чувствуют одинаково. Подражая друг другу, индивиды в толпе превращаются в автоматы, лишенные своей индивидуальности. Публика – социальное объединение, духовно целая группа людей, “рассеянных” в пространстве, для которых характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, “заражения без прикосновения”, общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание.

В отличие от толпы публика, по Тарду, представляет собой “чисто духовную общность”, основанную на интеллекте. Если в толпе личность нивелируется, утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, то в публике она получает возможность самовыражения. Идеи, высказанные Тардом, во многом предвосхитили развитие социологической теории массовых коммуникаций, а также психологии общения. Он сыграл значительную роль в исследовании средств массовых коммуникаций и способствовал становлению и изучению социальной психологии.

Критики Тарда отмечали, что он поставил исследование законов подражания на ложную основу. По мнению Г.В. Плеханова , он свел многообразие социальных отношений лишь к одной из их разновидностей – отношению типа “учитель-ученик”. Эта элементарная схема и типология подражания и поныне используется современными социологами, сводящими общественные отношения к трем типам подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание. Некорректная трактовка подражания и преувеличение ее роли в общественной жизни в значительной мере снизили ценность ряда социологических концепций Тарда.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Далее читайте:

Исторические лица Франции (биографический справочник).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения в русском переводе:

Законы подражания, СПБ, 1892;

Социальная логика, СПБ, 1901;

Обществ, мнение и толпа, М., 1912;

Личность и толпа, СПВ, 1903;

Социальные законы, СПБ, 1902.

Литература:

Плеханов Г. В, Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 294-95, 302;

История бурж. социологии 19 - нач. 20 вв., М., 1979, гл. 5;

Milet J., G. Tarde et la philosophic de l"hietoire, P., 1970.

Большое влияние на формирование и развитие психологической социологии оказал один из ее основоположников, французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроенный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гуманитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

В силу своей профессиональной деятельности Г. Тард заинтересовался различными криминалистическими проблемами и приступил к изучению произведений специалистов (в том числе Ч. Ломброзо), с которыми вскоре установил профессиональные контакты (1882). Опубликованные им статьи по криминалистике были встречены благожелательно. Вскоре на основе этих статей он написал и опубликовал книгу «Сравнительная криминология» (1886), в которой выступил против примитивных традиционных представлений о причинах преступности и, теории Ч. Ломброзо о врожденных причинах преступности и существовании типов «прирожденных преступников», сосредоточив внимание на социальных причинах преступности (образовании, подражании и др.). Идеи этой книги получили поддержку и оказали немалое влияние на формирование и становление французской школы криминологии. В1890 г. он опубликовал две выдающиеся книги: «Философия уголовного права» и «Законы подражания».

«Философия уголовного права» представляла собой большую работу по криминалистике, в которой был применен социально-психологический подход к юридическим проблемам и заложены основы современной социологии права. Эта книга принесла Г. Тарду известность во Франции и за границей (главным образом в Италии и России). Еще больший успех выпал на долю «Законов подражания» - первой книги Г. Тарда по социологии, которая была признана выдающимся, классическим произведением психологической социологии и принесла Г. Тарду всемирную славу как основателю и лидеру этого направления. В 1893 г. Г. Тард успешно завершил работу над книгой «Социальная логика» (1893), публикация которой оказала большое влияние на развитие европейской и американской социальной мысли. . В 1893: г. Г. Тард был приглашен в Париж, где он начал заниматься проблемами организации криминальной статистики во Франции, а в январе 1894 г. он был назначен руководителем службы криминальной статистики министерства юстиции. Последние 10 лет жизни (1894-1904) Г. Тард провел в Париже, где занимался преимущественно криминалистикой и составлял ежегодные отчеты о состоянии преступности во Франции. В силу служебных обязанностей ему доводилось бывать и в командировках (в том числе в Санкт-Петербурге). Сам Г. Тард не был удовлетворен своей службой, но заслуги его в этой области были отмечены орденом Почетного легиона (1897) - высшей наградой Франции.


Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уровнем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, социальной психологии, криминалистики, политики, экономики, истории, археологии, лингвистики и т.д.

Одна за другой публиковались его книги: «Эссе по социологии» (1895), «Универсальная оппозиция» (1897), «Социальные законы» (1898), «Этюды по социальной психологии» (1898), «Превращения власти» (1899), «Общественное мнение и толпа» (1901), «Экономическая психология» (1902), «Фрагмент грядущей истории» (1904). Выход в свет каждой из них был большим событием. Успех этих книг определялся и новыми проблемами, и новыми идеями, и конечно же блестящим общедоступным изложением весьма сложных вопросов и прекрасным языком.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия индивидуального и массового поведения, социальных норм, функционирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.

Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше увлекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе "политических наук и Свободном колледже общественных наук. В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце; 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер- ; ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессора принесла не только творческие плоды и известность. С весны „ 1903т. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследовательскую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Е Тард 12 мая 1904 г.

В книгах Г. Тарда «Законы подражания» (1890; русский перевод 1892, 1902), «Философия уголовного права» (1890; сокращенный русский перевод «Преступник и преступление», 1906), «Социальная логика» (1893; русский перевод 1901), «Эссе по социологии» (1895), «Социальные законы» (1898), «Этюды по социальной психологии» (1898; русский перевод «Личность и толпа. Очерки по социальной психологии», 1903), «Общественное мнение и толпа» (1901; русский перевод 1902) и других работах был изложен комплекс оригинальных идей и концепций, оказавших значительное воздействие на создание, самоопределение и эволюцию социологии и социальной психологии.

Согласно учению Тарда, общество есть продукт взаимодействия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

Призывая особенно тщательно исследовать «личные особенности, которые одни только реальны, одни только истинны и которые всегда существуют внутри каждого общества», Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя сознаниями, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися Массами».

Такая интерпретация оснований и ориентации социологии неизбежно вела к утверждению ее статуса как «интерпсихологической» дисциплины, в результате чего в учении Тарда социология нередко почти отождествлялась с «интерпсихологией». В решающей мере это обстоятельство детерминировалось принципиальной позицией Тарда, согласно которой психология должна быть использована в качестве базиса социологии, прогрессивное развитие которой будет обусловливаться и определяться ее всевозрастающей психологизацией.

Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориентировался главным образом на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. По его мнению, «требовать "основных социальных фактов надо не исключительно от внутреннемозговой психологии, но главным образом от междумозговой психологии, то есть той, которая изучает происхождение сознательных отношений между несколькими, прежде всего двумя, индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих основных социальных фактов и образуют затем так называемые простые социальные явления...»1, составляющие необходимую основу всех социальных отношений.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социальных процессов, детерминирующих становление, развитие и функционирование общества. Из множества этих процессов он особенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным социальным процессам Тард относил: повторение (подражание), противоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию).

Исходя из того что законы социологии должны распространяться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния общества, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные
закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким
универсальным социологическим и психологическим законам. В
качестве таких законов он ввел в социологию «законы подражания», являющиеся ядром его общесоциологической теории подражания.

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно как и любого человеческого сообщества, является неодолимое психическое стремление людей к подражанию. Тард особенно подчеркивал, что «первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору».

Настаивая на том, что «все главнейшие акты общественной жизни совершаются под владычеством примера», Тард утверждал, что открытые им «законы подражания» присущи человеческому обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям».

Эти утверждения представляют собой по существу формулировку того, что сам Тард именовал «законами подражания», которые интерпретировались им как естественная основа, предпосылка и основной механизм взаимодействия людей и социальной жизни. При этом в качестве значимых явлений социальной жизни он выделял инициативу (нововведение) и подражание (моду и традицию).

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного прогресса, уделял особое внимание его источнику и механизму действия. Согласно Тарду, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследствие инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти творческие личности, по Тарду, вырабатывают принципиально новое знание и знания, основанные на новой комбинации уже существующих идей и информации. А знание и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Вместе с тем Тард подчеркивал, что глубинная причина общественного прогресса - подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение и потребность в нем сводимы «к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием примера», с другой - благодаря подражанию (существующему также в форме традиций, обычаев, верований, моды и т.д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества. Социальная сущность этой концепции и «законов подражания» достаточно определенно была выражена самим Тардом, утверждавшим в качестве основного закона подражания закон подражания низших слоев общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард объяснял тем, что, по его наблюдениям, «любое самое незначительное нововведение стремится распространиться по всей сфере социальных отношений, - при этом по направлению от высших классов к низшим». Хотя в истории, как известно, движение довольно часто осуществлялось и в обратном направлении.

В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет принадлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Стремясь к решению данной проблемы, Тард подчеркивал, что применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпах», а о «публике» или «публиках». Вводя в социологическую теорию представление о публике как особой разновидности социальных общностей, он характеризовал ее как социальное объединение, формирующееся под воздействием различных средств массовой коммуникации.

По Тарду, публика в отличие от толпы не является неким физическим объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу «рассеянных» в пространстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общность мнений, определенный интеллектуализм и общее самосознание. Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике не происходит нивелировки людей и каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей.

Примечательно, что в рассуждениях о публике Тард счел возможным и необходимым подчеркнуть ее особенно быстрый рост в революционные эпохи. Это"тем более интересно, поскольку он активно проповедовал желательность преодоления нетерпимости со стороны «всякой толпы» (или нации, среди которой господствует «дух толпы») и выгодность «постепенной замены толпы» публикой, поскольку это замещение «всегда сопровождается выигрышем в терпимости».

Основная идея Тарда о существовании «законов подражания» распространялась им на предметные области различных наук и дисциплин. Определенный позитивный эффект имело внедрение его идей в криминалистику, вследствие чего он по праву считается одним из основоположников криминалистического (юридического) направления в социологии.

Человек, справедливо утверждал Тард, преступником становится, а не рождается. По мнению Тарда, существует лишь очень немного людей, которые всегда и везде совершали бы преступления, естественные или нет, точно так же, как лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы искушению согрешить. Огромное большинство состоит из лиц, остающихся честными по милости судьбы, или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное стечение обстоятельств. В общем же для концепции Тарда характерно: понимание преступника как «социального экскремента» общества, сформировавшегося в соответствии с законами подражания и приспособления.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в общественной жизни несколько снизило ценность его интерпсихологической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и социальной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, проблему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значительное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской социологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч."Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями Г.Тарда.

Появление теории подражания, а так же ее утверждение и развитие связано с именем французского социолога Габриеля Тарда. Основной работой, посвященной этой теме можно назвать «Законы подражания».

Книга «Законы подражания», написанная в 1890 году, на русском языке была издана в 1892 году. Основная мысль, которая красной нитью проходит через все произведение, заключается в самом названии. Подражание рассматривается в качестве объяснительного принципа всей жизни, как индивидуальной, так и общественной.

Автор пытается объяснить читателю смысл подражания, как основного двигателя социального прогресса, раскрыть все процессы, происходящие в обществе, со стороны теории подражания, в целом построить отличную от всех существующих ранее теорию, рассматривающую общество через новую призму.

Стоит отметить, что книга «Законы подражания» занимает одно из центральных мест в библиографии автора. Эта работа посвящена социально-коммуникативной деятельности индивидов, выраженной подражанием, которая и является основой развития общества.

Рассмотрение подражания Тард начинает с различных наук: повторения в физике, химии, биологии. Проводя тонкие аналогии, он приходит к выводу наличия подражания в социальной науке. Тард считает подражание частью универсального закона повторения.

Подражание - это заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо. Все изобретения и открытия, которые в последствие повторяются многими людьми, являются актами творчества талантливых, особенных, способных, уникальных людей, которых Г. Тард называет «новаторами».

Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания, которая, по его мнению, может быть как возрастающей, так и убывающей. Причем, при убывающей прогрессии развития социального, тенденция заполнить весь мир остается прежней, и если он перестает вызывать подражание, то виноваты в том его соперники («новые изобретения»). В подтверждение этому, он указывает на статистику потребления кофе, табака, число локомотивов, построенных с начала возникновения железнодорожного дела и т.д.

Говоря о социальных сходствах, Тард замечает, что всякие сходства социального происхождения, замечаемые в мире общественном, представляют прямое или косвенное следствие подражания во всевозможных его видах: подражания-обычая или подражания-моды, подражания-симпатии или подражания-повиновения, подражания-обучения или подражания-воспитания, подражания слепого или подражания сознательного и т.д.

Всё, что есть в явлениях, представляемых человеческими обществами, социального, а не жизненного или физического, будет ли то сходство или различие, - имеет своею причиной подражание. Поэтому, не без причины называют вообще естественными самостоятельные, не внушенные со стороны, сходства, обнаруживаемые между разными обществами в социальных явлениях различного порядка. Тард называет такие сходства важными, но указывает на сложность их определения, говоря о них, как о расплывчатых и непоправимых произвольностях.

Автор указывает на феномен возникновения одинаковых идей, мыслей, обрядов у обществ, которые не контактировали друг с другом, а соответственно не могу быть элементами подражания. Причиной этого автор называет заключенный в тесных пределах для своего развития человеческий гений, иными словами, в разных точках Земли, мысли у людей периодически сходились, а толчком послужили первобытные открытия и изобретения, которые начав распространяться, пробудили у подражателей вкус к новым открытиям.

Из всего этого делается вывод, что все изобретения и открытия представляют своего рода комбинации элементов открытий, сделанных ранее.

Говоря об искусстве, Тард также подводит идею подражания. Когда произведение одновременно относится и к промышленности и к искусству, то оно подобно в промышленных чертах другим произведениям иностранного происхождения, но будет отличаться от них своею эстетической стороною. В пример автор приводит греческие и египетские колонны.

Таким образом, делается вывод о невозможности заключить искусство в какую-либо определенную формулу, потому что начинает преобладать влияние мастеров, которые вносят изменение в родное искусство.

Одно из понятий, которое дает автор в главе «Что такое общество?», это определение социальной группы: это собрание существ, поскольку они готовы подражать друг другу или поскольку они, не подражаю друг другу теперь, походят друг на друга, поскольку общие им черты являются старинными копиями с одного и того же образца.

В дальнейшем, проводя аналогии, отталкиваясь от данного определения социальной группы, Тард отвечает на вопрос, поставленный в названии главы: общество - это подражание. Отдавая слово психологам, автор раскрывает, что есть подражание. Существенный социальный факт требует для своего понимания знания бесконечно деликатных мозговых явлений, и социология держится своими корнями за психологию. Значит, подражание - род гипнотизма. Быть доверчивым и послушным и быть им в высокой степени, как гипнотик или как человек в качестве социального существа - это значит прежде всего быть подражателем. Автор называет такое определение преувеличением, но просит читателя разделить его.

В следующей главе, автор отвечает на вопрос «что такое история»: история, по мнению ученых, есть собрание наиболее славных деяний, мы же более склонны сказать: деяний, имевших наибольший успех, то есть таких новшеств, которым более всего подражали. Далее Тард выводит критерии историчности явления, которое обязательно должно попадать в одну из трех категорий:

1) Прогресс или упадок какого-нибудь вида подражания;

2) Появление одной из трех комбинаций разного рода подражаний:

3) Действия человеческих личностей влияющих на создание новых условий для распространения каких-нибудь подражаний.

Говоря о логических законах подражания, Тард объяснят причины распространения одних нововведений и отсутствия распространения у других. Указывает на то, насколько индивиды осознают потребность в нововведении и насколько оно совместимо с уже существующим опытом.

Под влиянием причин логических, человек принимает нововведение потому, что он находит его полезнее или истиннее других, т.е. согласнее с целями и принципами, ранее принятыми, тоже в силу подражания. В этом случае дело идет единственно о самом изобретении или открытии независимо от доверия или недоверия к личности его носителей или к месту и времени его возникновения.

Распространение нововведений делится на логические поединки и логические союзы.

Под логическими поединками Тард понимает такое распространение нововведения, которое вытесняет существующие идеи или привычки, или происходит одновременно с распространением другого нововведения, удовлетворяющего той же потребности, что и первое. Тард разделяет логические поединки на индивидуальные и общественные: «Лишь с завершением процесса индивидуального поединка начинается поединок общественный». Примером таких поединков в науке могут служить наблюдения и опыты.

Логическим союзом, или накоплением, Тард называет распространение нововведений, которые не противоречат друг другу, взаимно поддерживают друг друга или стремятся к соединению. Примером накоплений в науке являются научные теории, которые, совершенствуясь, заменяют «устаревшие».

Говоря о внелогических влияниях, Тард сперва описывает примеры подражания «от внутреннего к внешнему». Это движение он называет «изнутри наружу» и сводит его к следующему:

1) Сначала подражают идеям, а потом выражению;

2) Сначала подражают цели, а потом средству.

Таким образом, внутреннее - это цели и идеи; внешнее - средства и выражения. Это движение доказывает упорство и энергию присущей людям склонности подражать прошлому. Автор подтверждает свои слова различными примерами. Он указывает на то, что эстетические чувства возникают и распространяются раньше, чем таланты, способные им удовлетворить.

Вторым типом внелогического влияния называется подражание «от низшего к высшему». Оно заключается в том, что нововведения, которые начинают распространяться от находящихся выше в социальной иерархии, будут приняты всеми с большей вероятностью, чем те, что появились в среде стоящих ниже. Тард также отмечает, что социальная дистанция имеет значение для распространения нововведения: подражать с большей вероятностью будут тому, кто находится ближе из занимающих более высокое положение.

Какова бы ни была организация общества - теократическая, аристократическая, демократическая - подражание всюду следует одинаковому закону: оно распространяется от высшего к низшему, и в этом распространении действует изнутри наружу. Индивид, которого считают высшим, копируется во всем, а сам он по-видимому - да и в действительности - не копирует никого из низших.

В третьем внелогическом влиянии Тард различает подражание древнему - обычай, и новому - мода. Иллюстрируя множеством примеров, автор показывает цикличность смены типов подражания. Только появившееся нововведение сначала распространяется через моду, затем, когда оно переходит в привычку, начинается подражание-обычай.

Эту тенденцию Тард рассматривает в разных аспектах: в языке, религии, правительстве, законодательстве.

Стоит отметить, что в внелогические влияния действуют только в исключительных случаях, когда их действие не нейтрализуется действием логических законов.

Заключение

подражание тард социальный эмпирический

Книга Г. Тарда весьма интересна для прочтения, в ней он делает множество различных наблюдений, которые подкреплены интересными примерами и статистическими данными. Автором была предпринята попытка построить эмпирическую программу изучения распространения нововведений. Тард отходит от всех своих предшественников и строит абсолютно новую концепцию развития социальной науки.

Данное произведение полезно широкому кругу читателей, начиная от простых обывателей. Изложенные концепции позволяют задуматься о развитии общества, о поведении индивидов в нем. В первую очередь, конечно, важно прочесть и осмыслить его именно социологу, потому что это действительно свежий взгляд на объект изучения. Есть смысл познакомиться с работой Г. Тарда и тем, кто занимается психологией, особенно социальной психологией. Теория подражания иллюстрирует многие мотивы поведения людей, что полезно в данных областях науки.

Б. Латур (французский социолог) выдвинул предположение, что социология Тарда не получила развития по причине отсутствия технических средств для реализации исследовательской программы; иными словами, Тарду просто не повезло -- он опередил свое время. Но Тарду удалось построить цельную, взаимосвязанную теорию, которая особенно актуальна сегодня, в связи с развитием технологий и инноваций.

Список литературы

1. Тард Г. Законы подражания - М.: Академический проспект, 2011.

2. Фирсова Н. Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество -- это подражание». М.: Академический проспект, 2011.

Жан Габриель Тард (фр. Gabriel Tarde, 12 марта 1843, Сарла, Франция — 13 мая 1904, Париж, Франция) — французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.

Родился в небольшом городке Сарла на юге Франции (неподалеку от Бордо) в семье юристов: мать принадлежала к семье адвокатов, а отец работал судьей в родном городе мальчика. Первоначальное образование Тард приобрел в местной иезуитской школе, получив при ее окончании в 1860 году степень бакалавра искусств. В дальнейшем он планировал продолжить образование на стезе политехнических наук, но из-за проблем со здоровьем был вынужден остановиться на изучении права в родном Сарла. Начав изучать юриспруденцию в своем провинциальном городке, он закончил свое юридическое образование уже в Париже в 1866 году.

После получения высшего образования возвратился в Сарла и продолжил семейную профессиональную традицию. В 1867 году занял должность помощника судьи в родном городе, спустя всего два года стал временным судьёй Сарла, а с 1875 до 1894 годы был постоянным судьёй.

Помимо судебной практики успевал заниматься и наукой. С 1880 года его работы регулярно публиковались в «Философском обзоре». С 1887 года, параллельно с исполнением должности судьи, работал содиректором Архивов криминальной антропологии. Первые работы Тарда были посвящены криминологии. Видное место среди них занимают монографии «Сравнительная преступность» (1886) и «Философия наказания» (1890). Эти труды создали своему автору репутацию серьёзного исследователя, известного далеко за пределами его родного городка.

Помимо криминологии Тард начал заниматься и социологией. Свою оригинальную социологическую теорию Тард разработал ещё в 1870-е, но долгое время не публиковал.

Однако только после смерти своей матери в 1894 году Г. Тард смог полностью отдаться науке. Он покинул провинциальный Сарла и уехал в Париж, чтобы стать директором секции криминальной статистики Министерства юстиции Франции.

С 1896 года началась его преподавательская деятельность, которая развивалась динамично. Г. Тард работал сразу в двух местах — в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук. В 1900 году, после первой неудачной попытки, занял пост профессора и стал заведующим кафедрой современной философии в Коллеж де Франс. В том же году его избрали членом Академии нравственных и политических наук.

В 1898 году вышла из печати его главная книга — «Социальные законы».

Преподавательская деятельность являлась основным его занятием вплоть до смерти.

Книги (5)

Законы подражания

Классический труд основателя социальной психологии Г.Тарда посвящен социально-коммуникативной деятельности индивидов в форме подражания (имитации), которая выступает как основа развития общества.

Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение») как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), — результат творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей.

Преступник и толпа (сборник)

Криминологические труды выдающегося французского психолога и социолога Габриэля Тарда во многом определили развитие юридической психологии в XX веке.

В сборник включены самые известные работы ученого: «Преступник и преступление», «Сравнительная преступность», «Преступная толпа».

Как устроен мозг злодея? Как влияет на его поведение окружающая действительность? Как люди реагируют на происходящее на их глазах злодеяние? На какие преступления никогда не пойдет один человек, но с легкостью согласится их множество?

Социальные законы

Автор считает, что все явления, в том числе общественные, можно рассмотреть с трех точек зрения — так называемых законов повторения, противопоставления и приспособления. Г. Тард показывает, что с помощью этих законов можно определить пути, по которым должна идти социология, чтобы занять надлежащее место среди других наук.

Книга адресована социологам, философам, историкам и методологам науки, а также всем заинтересованным читателям.

Среди мыслителей, оставивших заметный след в изучении развития общества, особое место занимает французский учёный Габриэль Тард, биография и исследовательская деятельность которого легли в основу этой статьи. Многие из его идей, высказанные на рубеже XIX и XX веков, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

От иезуитской школы до Сорбонны

Жан Габриэль Тард родился 12 марта 1843 года в городе Сарла, находящемся на юго-западе Франции, недалеко от Бордо. Судьба сделала всё, чтобы направить его будущую жизнь по юридической стезе: отец мальчика занимал должность судьи, а мать происходила из семьи известных адвокатов, украсивших своими именами самые громкие процессы того времени.

Своё образование юный Габриэль начал в школе, принадлежавшей Римско-католическому что вполне соответствовало социальному статусу его родителей. Окончив её в 1860 году со степенью бакалавра искусств, он намеревался в дальнейшем отдать предпочтение техническим наукам, но обстоятельства сложились таким образом, что предметом его изучения стала юриспруденция. Начав занятия в своём родном городе, Габриэль Тард завершил их через шесть лет в стенах знаменитой

Научные изыскания городского судьи

Вернувшись домой дипломированным юристом, молодой человек продолжил семейную традицию. Начав в 1867 году с должности помощника судьи и неуклонно продвигаясь по служебной лестнице, он через семь лет стал постоянным судьёй в родном городе Сарла, получив, таким образом, должность, которую прежде занимал его отец. В этом качестве Тард прослужил двадцать лет.

Однако в своих интересах он не ограничивался лишь вопросами, касавшимися судебной практики. Ещё в университете Габриэль Тард увлёкся криминологией и криминальной антропологией - наукой, изучающей психологические, физиологические и антропологические особенности преступников-рецидивистов.

Занятия криминологией, принесшие первую славу

Следует заметить, что во второй половине XIX века криминология, призванная изучать самые различные аспекты правонарушений, такие как условия и причины их совершения, пути и методы профилактики, но, главное, личности самих преступников, получила во Франции особое развитие. Именно там появился и термин «криминология», введённый в обиход учёным-антропологом Полем Топинардом.

Углублённо занимаясь этими проблемами, результаты своих исследований Тард начал публиковать в научных журналах, а когда в 1887 году в Сарле был создан Архив криминальной антропологии, стал его содиректором. В дальнейшем научные труды Габриэля Тарда стали публиковаться отдельными изданиями, создав ему известность далеко за пределами Франции.

Попытки выявления «прирождённых преступников»

Останавливаясь несколько подробнее на его работе в этом учреждении, следует отметить, что Архив криминальной антропологии был создан во многом благодаря той популярности, которую в конце XIX столетия приобрели исследования итальянского учёного-криминалиста

Известно, что он в своих наблюдениях одним из первых стал использовать метод антропологического измерения черепов преступников, пытаясь доказать, что с помощью определённых признаков можно с достаточной степенью вероятности указать на предрасположенность того или иного человека к противоправным действиям. Проще говоря, он пытался выявить анатомический тип «прирождённых преступников».

С этой целью и был создан в Сарле специальный архив, в который поступали со всей страны материалы, полученные в результате обследования лиц, совершивших уголовные преступления. Их изучением и систематизацией Тард занимался с 1887 года, не прерывая при этом своей основной деятельности в качестве городского судьи.

Переезд в Париж и последующая научная деятельность

В 1894 году после смерти матери Тард покинул родной город и навсегда обосновался в Париже. Оставив в прошлом судебную практику, он получил, наконец, возможность всецело посвятить себя науке, расширив при этом спектр своих исследований, и параллельно криминологии заняться социологией. Репутация серьёзного исследователя, а также известность в научных кругах позволили Габриэлю Тарду занять высокий пост в Министерстве юстиции, возглавив там секцию криминальной статистики.

Тард Габриэль получил в своё время известность не только как учёный, но и как педагог, вырастивший целую плеяду французских юристов. Свою преподавательскую деятельность он начал в 1896 году в Свободной школе политических наук, а затем продолжил её, став профессором учебно-исследовательского центра Коллеж де Франс, где проработал вплоть до своей смерти в 1904 году.

Полемика с Эмилем Дюркгеймом

В трудах, посвящённых вопросам социологии, Габриэль Тард опирался главным образом на статистические данные и использовал сравнительный анализ как основной метод исследования. В них он часто полемизировал со своим современником, также получившим признание в научных кругах, - французским социологом

В отличие от коллеги, утверждавшего, что именно общество формирует каждого отдельного человека, Тард, придерживаясь иной точки зрения, был склонен полагать, что общество само является продуктом взаимодействия отдельно взятых индивидуумов. Иными словами, спор между учёными мужами шёл о том, что первично, а что вторично - люди, формирующие общество, или общество, продуктом которого становится каждый человек.

Целостность общества как результат взаимного подражания

В конце XIX века появилась уникальная монография, автором которой является Габриэль Тард - «Законы подражания». Её суть сводилась к тому, что, по мнению учёного, социально-коммуникационная деятельность членов общества основана главным образом на подражании и копировании одними людьми поведения других. Этот процесс включает в себя систематическое повторение различных социальных установок, проявлений практической деятельности людей, а также убеждений и верований. Именно подражание заставляет воспроизводить их из поколения в поколение. Оно же делает общество цельной структурой.

Одарённые личности - двигатели прогресса

Развитие же общества, согласно теории Тарда, происходит в результате того, что среди его членов периодически появляются отдельные одарённые личности, способные, вырвавшись из общего процесса подражания, сказать новое слово в какой-либо области человеческой деятельности. Плодом их творчества могут быть как отвлечённые идеи, так и конкретные материальные ценности.

Созданные ими новинки - Тард именует их «изобретениями» - сразу притягивают к себе подражателей и со временем становятся общепризнанной нормой. Таким вот образом, по мнению учёного, сложились все социальные институты - основная масса людей, неспособная к изобретению чего-либо, стала подражать новаторам (изобретателям), и использовать созданное ими. Отмечается также, что далеко не все новшества принимаются обществом к подражанию, а лишь те из них, которые вписываются в сложившуюся ранее культуру и не вступают с ней в противоречие.

Критика теории коллективного сознания

В наши дни во всём мире пользуется популярностью книга, которую написал в последние годы своей жизни Габриэль Тард - «Мнение и толпа». В неё он высказывает своё критическое отношение к бытовавшему в его годы и сохранившемуся до наших дней понятию коллективного сознания, якобы существующего в отрыве от индивидуальных умов, и представляющего собой нечто самостоятельное. Развивая прежде высказанные идеи, автор указывает на первичную роль сознания каждого отдельно взятого индивидуума и, как следствие, на его ответственность за действия, совершённые толпой.

Следует вспомнить также ещё одну тему, которой посвятил свои труды Тард Габриэль - «феномен толпы». В этом вопросе он полемизирует с французским психологом утверждавшим, что XIX столетие является «веком толпы». Возражая ему, Тард утверждал, что нельзя смешивать два совершенно различных понятия - толпа и публика.

Если для формирования толпы необходим тесный физический контакт между составляющими её людьми, то публику формирует общность мнений и интеллекта. В этом случае её могут составлять люди, географически находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. Особенно актуально его утверждение стало в наши дни, когда СМИ способны искусственно создавать общность публики, направляя её мнение в нужное им русло.

Иные разделы науки, интересовавшие Тарда

Известны и другие области науки, которыми занимался Габриэль Тард - социология не была единственным полем его деятельности. Кроме упомянутой выше криминологии, учёный уделял много внимания и таким разделам обществоведения, как политология, экономика и искусствоведение. Последнее не должно вызывать удивления, ведь когда-то он окончил иезуитскую школу со степенью бакалавра искусств. Во всех перечисленных областях знаний Габриэль Тард обогатил науку оставшимися после него трудами.

Идеи французского учёного нашли широкий отклик в России. Многие из его трудов были переведены на русский язык и стали достоянием публики ещё до революции. Например, в 1892 году в Санкт-Петербурге вышла из печати книга (Габриэль Тард, «Законы подражания»), краткое содержание которой излагалось выше. Кроме того, увидели свет его же монографии «Преступления толпы», «Сущность искусства» и ряд других.

Идеи Тарда в свете наших дней

Полемика, развернувшаяся в XIX веке между Тардом и Дюркгеймом по поводу того, что является первичным: индивид или общество, нашла своё продолжение в наши дни. Современность дала новый импульс для споров между сторонниками трактовки общества как самостоятельного организма и их противниками, рассматривающими его как совокупность независимых индивидов.

Несмотря на различие в оценках его научного наследия, современные учёные отдают долг заслугам Тарда как основателя целого ряда популярных в наши дни разделов социологии. Среди них наиболее важными являются анализ общественного мнения и теория массовой культуры. Однако следует отметить, что в XX веке преобладающей стала всё же теория Дюркгейма о том, что общество влияет на формирование индивида, а не наоборот. В связи с этим Тард несколько утратил свою популярность.