Школа выживания для подростков. Расходов на реализацию программы военно – спортивного лагеря Календарно – тематическое планирование

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №__ от _______2013 г.

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

для одаренных детей

О.С.Курбанова

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа выживания»
рассчитана на один год обучения

для учащихся 12-14-летнего возраста
на 2013-2014 учебный год



Нижнекамск, РТ

Структура программы

Титульный лист;
раздел 1 – пояснительная записка;
раздел 2 – учебно-тематический план;
раздел 3 – содержание программы;
раздел 4 –этапы педагогического контроля;
раздел 5 – образовательно-воспитательная работа;
раздел 6 – методическое обеспечение программы, список литературы для педагога, список литературы для детей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

I . Пояснительная записка
Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности.

Системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

У учащихся будут вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу, вредных факторов и готовность к грамотному ведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми.

Основой для создания данной программы послужило ряд пособий: «Выживание в природных условиях», издательства «Русский раритет», 1993 года издания; учебные пособия Литвинова Е.Н., Смирнова А.Т. и Шибецкого А.П.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно–нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.

Система духовно–нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Воспитание патриотизма и гражданственности;

Формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

Обращение к традициям и ценностям своего народа.

Программа предполагает системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, помогающее подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями.

Программа рассчитана на один год, на воспитанников 12-13 лет. Количество детей в группе - 15 человек.

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану 2 раза в неделю, по 2 часа на базе кабинета ОБЖ, спортивного зала, кабинет фельдшера гимназии-интерната №13, тира вблизи школы №3.

Также программа основывается на психофизиологических особенностях детей данного возраста.

Цель программы : развивать способность учащихся по теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов.

Задачи :

Образовательные:

Подготовить учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи и др.;

Способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.

Развивающие:

Сформировать первичные навыки выживания в природной среде.

Воспитательные:

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

Формировать потребность в здоровом образе жизни;

Формирование духовности школьников через отношение к происходящему, средствам массовой информации;

Формировать бережное отношение к традициям и ценностям своего народа.

Ожидаемые результаты

После освоения данной программы учащиеся должны:

Приобрести знания, умения и навыки (компетенции) по выживанию, ряд физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к опасным видам деятельности.

Сформировать новые представления и понятия по формированию жизненных позиций здорового образа жизни.
Оборудование и материалы : плакаты, наглядный материал: плакаты, картины, СМИ, ИКТ, огнестрельное оружие и др.
Документы и материалы , с учетом которых составлена программа: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации и республики Татарстан «Об образовании», Приложение 3 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях дополнительного образования детей НМР РТ», типовые правила для работников УДО, должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента.

II . Учебно -тематический план




Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Воздействие

1

1

2

2.

Ориентирование .

План школы.

Сигналы бедствия.


3

3

6

3.

Здоровье и гигиена .

ПМП при ожогах

ПМП при утоплениях.

ПМП при переломах.

ПМП при обморожениях.

Витамины.


7

7

14

4.

Продукты и вода .

Общие положения.


3

1

4

5.

Вода. Поиск воды .

Дистиллятор.


2

1

3

6.

Разведение огня .

Поделки видов костра.


2

1

3

7.

Опасности .

ТБ с электроприборами.


5

3

8

8.

Выживание на холодных территориях.

1

-

1

9.

Выживание в зоне тропиков.

1

-

1

10.

Выживание в пустыне.

1

-

1

11.

Выживание на море.

1

-

1

12.

Подготовка к олимпиаде.

2

2

4

13.

Ядовитые змеи .

Иллюстрации. ПМП.


1

1

2

14.

Виды узлов .

Вязание различных узлов.


1

2

3

15.

Химические опасные вещества .

1

2

3

16.

Возникновение и развитие ВооруженныхСил РФ.

Тестирование.

Строевая подготовка.


4

36

40

17.

Погоны.

Эмблемы


2

4

6

18.

Огнестрельное оружие.

2

30

32

19.

Поход в тир.

10

10

Итого:

40

104

144

Календарно-тематический план

занятий детского объединения по Основам безопасности жизнедеятельности

«Школа выживания»

п/п

Тема

Цель, задачи

Обору-дование


Дата

1

Инструктаж по ТБ, ОТ, ПДД.

Напомнить о правилах соблюдения техники безопасности, охраны труда, правил дорожного движения.

2

2

Воздействие солнечного излучения на человека. Поделка из бумаги панамы.

Дать основные понятия излучения.

Поделки

2

3

Подготовка и проведение дежурств, рейдов по лицею-интернату.

Ознакомить с планом работы детского объединения на учебный год

2

4

Встреча с представителями управления по делам молодежи и спорту.

Ориентирование .

Изготовление компаса по наручным часам.

План школы.

Сигналы бедствия.

Встреча с правоохранительными органами.


Познакомить воспитанников с повестью Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Рассмотреть способности и резервы организма в условиях автономного существования.

Научить некоторым приметам природного ориентирования. Научить пользоваться компасом.

Знать и уметь различать виды сигналов, их назначение.


Компас.

Плакаты.


2

5

Здоровье и гигиена .

ПМП при ожогах

ПМП при утоплениях.

ПМП при переломах.

ПМП при обморожениях.

ПМП при поражении электрическим током.

Витамины.

Группы «Е» в составе продуктов питания.


Развивать умения по оказанию первой помощи.

Изучить способы наложения повязок.

Научить оказывать помощь при переломах костей. Уметь различать открытые и закрытые переломы костей. Рассмотреть значимость опорно-двигательного аппарата.


Рефераты.

14

24.09, 29.09, 01.10,

06.10, 08.10, 13.10,


6

Продукты и вода .

Общие положения.

Растительные продукты («Съедобные грибы» - поделки и рисунки).

Продукты животного происхождения.

Подготовка к городским соревнованиям по стрельбе.


Дать понятия полного, абсолютного и неполного количественного голодания.

Поделки, рисунки.

4

7

Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ.

Повторить материал по разделам.

8 27.10, 29.10, 03.11,05.11,

8

Опасности .

Что такое электрический ток? (беседа).

ТБ с электроприборами.

ТБ при пожарах (рисунки о пожарах).

ТБ на дорогах (дорожные знаки).

Экологическая безопасность (фантастический рассказ).


Ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах, при использовании электроприборов в быту.

Вырабатывать умения соблюдать правила техники безопасности


Инструкции.

8

10.11, 12.11, 17.11, 19.11


9

Выживание на холодных территориях. Выживание в зоне тропиков.

Выживание в пустыне.

Выживание на море.


Разобрать значение слова «выжить».

Ознакомить учащихся с планом действий по выживанию.


2

10

Встреча с представителями правоохранительных органов г. Нижнекамска и фельдшером школы.

Ознакомить учащихся с основными правонарушениями города и района. Нацелить на соблюдение норм поведения школьников.

2

11

Подготовка к военно-полевым сборам.

Физическая подготовка.

Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ


Физическая подготовка

4

01.12, 03.12


12

Ядовитые змеи .

Иллюстрации. ПМП.


Уметь оказывать ПМП при укусах змей.

2

08.12,


13

Виды узлов .

Вязание различных узлов.


Научить завязывать разные виды узлов.

Шнурки.

2

Химические опасные вещества .

Изготовление ватно-марлевой повязки.


Вспомнить и закрепить знания, связанные с характером действия АХОВ, и меры по оказанию ПМП при поражении ими.

Вата, марля, нитки, иголка.

4

15.12, 17.12


14

Возникновение и развитие

Вооруженных Сил РФ.

Строевая подготовка.

Разборка и сборка АКМ.

Викторина «Науки в военном деле».

«А ну-ка, парни» или «А ну-ка, девушки!»

Встреча с представителями военного комиссариата. Беседа «Наши десантники».

Поход в тир. Тестирование.


Дать понятие – «оборона государства».
Воспитывать патриотические качества характера к своей Отчизне.

Рассмотреть назначение ВС РФ.

Ознакомить с особенностями прохождения военной службы и строевым уставом.


Плакат.

32

22.12, 24.12, 12.01, 14.01,19.01, 21.01, 26.01, 28.01, 02.02, 04.02, 09.02, 11.02,

16.02, 18.02, 24.02, 25.02, 02.03


15

Погоны.

Эмблемы


Рассмотреть погоны и эмблемы.

Журнал ОБЖ.

6

04.03, 09.03, 11.03


16

Вода. Поиск воды .

Получение дистиллированной воды.

Дистиллятор.


Способы обнаружения водного источника и получение чистой воды.

Научить изготавливать фильтр, дистиллятор в природных условиях.

Образец фильтра


2

17

Разведение огня .

Поделки видов костра.


Дать основные понятия разведения костра.

Рассмотреть виды костров. Рассмотреть типы костров.

Найти различия и сходства.

На альбомном листе.

Иллюстрации с видами костров


4

18.

Огнестрельное оружие.

Разборка, сборка автомата Калашникова.


Рассмотреть устройство АКМ.

Ознакомить с его характеристиками.

ЗУН по разборке и сборке автомата. Ознакомить с принципами работы АКМ.


АКМ

32

25.03, 30.03, 01.04, 06.04, 08.04,13.04, 15.04, 20.04, 22.04, 27.04, 29.04, 04.05, 06.05, 11.05


19.

Поход в тир.

Ознакомить с принципами работы АКМ.

Винтовки, пульки.

10

13.05,18.05, 20.05, 25.05, 27.05


Итого:

144

III . Содержание программы
Здоровый образ жизни.
Воздействие солнечного излучения на человека. Виды бета и гамма излучения. Дать понятия радиоактивного заражения.

Изготовление из бумаги панамы.

Ориентирование на местности.

Изготовление компаса; зарисовка плана населенного пункта, школы; карточки с обозначениями дороги от школы до дома и наоборот.

Здоровье и гигиена. Витамины, группы витаминов, пищевые добавки группы Е, первая медицинская помощь при ранениях и травмах.

Практическая работа: основы первой медицинской помощи (кабинет фельдшера);

реферат или доклад о витаминах и их значении для организма человека;

изготовление таблицы по группам «Е».

Продукты и вода.

Практическая работа: изготовление дистиллятора;

Поиск воды. Значение воды для здоровья человека.

Опасности.
Огонь.

Практическая работа: поделки из спичек или брусочков.

Практическая работа: рисунки;

изготовление дорожных знаков;

сочинение.

Выживание в природных условиях.

Приготовление пищи в природных условиях.

Практическая работа: рецепты походных блюд;

просмотр картинок;

рисование растений.

Практическая работа: компьютерные слайды земноводных;

иллюстрации;

первая помощь – медикаменты.

Виды узлов.

Практическая работа: вязание различных узлов на цветных шнурках.

Химические опасные вещества.

Практическая работа: изготовление ватно-марлевой повязки.
Основы военной службы.
Тема 16. Возникновение и развитие Вооруженных Сил РФ.

Практическая работа: подготовка к конкурсу смотра строя и песни;

строевые элементы.

Тема 17. Погоны. Эмблемы.

Практическая работа: Зарисовка в цвете погон и эмблем родов войск;

умения находить различия.

Тема 18. Огнестрельное оружие.

Практическая работа: разборка и сборка автомата Калашникова.

Тема 19. Тир.

Практическая работа: стрельба из пневматической винтовки.

IV .Этапы педагогического контроля




Какие знания, умения,

навыки контролируются


Форма контроля

Сроки

1

Первичные навыки выживания в природной среде.

Развитие самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.

Физические и психологические качества личности.


Письменное тестирование.
Предметная олимпиада

(школьный тур)


Сентябрь-май

Октябрь


2

Развитие мышления и памяти.

Тестирование среди уч-ся 6-8 классов для участия в предметной олимпиаде (городская).

Октябрь-декабрь

3

Знания строевого Устава.

Подготовка к смотру, строя и песни.

Школьное мероприятие.


Январь-февраль

4

Знания строевого Устава.

Конкурс - смотр строя и песни. Городское мероприятие.

Февраль

5

Овладение навыками разборки автомата на время.

Разборка и сборка автомата Калашникова.

Январь-март

6



Соревнование по стрельбе

Март

7

Закрепление умений стрельбы из винтовки в положении лежа, сидя.

Поход в тир.

Знакомство с пневматической винтовкой.


Апрель май

V . Методическое обеспечение программы
Работа над методической темой: «Подготовка учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях».

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы.

Разработка беседы с родителями о «ЗОЖ», «О личной гигиене ребенка»..

Разработка сообщения на тему «ЧС в повседневной жизни».

Составление памяток на тему: «Первая медицинская помощь при травмах»,

«Обязанности пешеходов»,

«Обязанности водителя и пассажиров».

Разработка тестовых заданий по разделам программы.

Разработка тем рефератов на темы по желанию учащихся.

Руководство исследовательскими работами учащихся и т.п..

V I . Образовательно-воспитательная работа




Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний»

Сентябрь

2

Гражданская оборона.

Плановая эвакуация с участием служб города.

Телевизионная трансляция дружины

юных пожарных (ДЮП)

на ТВ г. Нижнекамска.
Беседы по ТБ.


04.09.2012г.

Сентябрь, январь


3

Первая медицинская помощь при ожогах, ранах.

Октябрь-декабрь

4

Беседы об Отечественной войне 1812 г.

В течение года

5

Просмотр видеороликов «Все об Афганистане».

Декабрь

6

Тир.

В течение года

7

Конкурс смотра строя и песни

Январь-февраль

8

День защитников Отечества.

«А ну-ка, парни»; «А ну-ка, девушки.»


Февраль-март

9

День защиты детей.

Апрель

10

Муниципальный конкурс дружин юных пожарных.

Разборка и сборка автомата.


Май

Литература для учащихся:

1. Журналы ОБЖ - подшивка 2005-2008 гг.;
2. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов.

2.Учебное пособие «Выживание в природных условиях». - М.:ИПЦ «Русский раритет», 1993 – 160 с.

3. Коростылев Н.Б. От Я до А.- 2-е изд., перераб. и доп. М. Медицина, 1987. -288 с.:ил. (науч. – попул. мед. литература. Детям о здоровье)

4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 6 кл. М.,1997.159с.

5. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 7 кл. М.,1997. 155с.

6. Святова Н.В. Безопасность и защита человека в ЧС. Казань.2000.

7.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.

8.Шибецкий П.А., Подкопаев А.К. Аварии, стихийные бедствия и безопасность человека. Казань. 1999.

9. Шибецкий П.А. «Основы военной службы»: уч. Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. 244с.

Приложение 1
Гражданская оборона
ГО – система мероприятийпо подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей.

В школе созданы формирования… Показ папки «План защищенности».

Химическое заражение . Концентрация АХОВ и скорость ветра. Надо знать какие вещества используются на ХОО, в зоне которого вы живете. А какие вещества - на НКНХ? Услышав об опасности - защити органы дыхания и следовать в защитное сооружение.

Аммиак (бесцветный газ с резким запахом нашатыр. спирта)- дать увлажнен.кислород, кожу и слизистые промыть водой и 2% борной к-ты. В глаза закапать 2 капли 30% р-ра альбуцида, а в нос – тёплое раст. масло.

Сернистый ангидрид (бесц. г. со сладковатым привкусом во рту)- кислород, слизистые промыть водой или 2% соды, от кашля – кодеин.

Сероводород (г. с запахом тухлого яйца)-тепло, покой, кислород, молоко с содой, иск.дых.

Соляная кислота (бесцв. жидкость, дымит на воздухе)- смыть, покой, тепло.

Фосген (бесц.г. с запахом прелого сена и гнилых фруктов)- кислород, тепло, гор.молоко с содой, слизистые промыть 2% р-ром соды, иск. дыхание – нельзя.

Хлор (зеленовато-жёлт.г. с резким запах. хлорки)-кислород, тепло, кодеин, иск. дыхание.
П А М Я Т К А при пожаре.

1. Немедленно покинуть здание.

2. Не подходите к взрывоопасным предметам.

3. Сообщите о пожаре в пожарную охрану, об обнаружении взрывооп. предмета – в милицию.

4. Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарных тушить подручными средствами.

5. Сохраняйте самообладание.

6. Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей.

7. Если загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь по полу (по возможности затушите водой).

8. Дышите через влажную ткань.

9. Если горит эл. проводка, обесточьте ее.

10.При повреждении здания взрывом - входить с осторожностью.

Приложение 2
Занимательные вопросы


Чрезвычайная ситуация – что это?

Умение преодолевать страх.

Уроки городской безопасности.

Как справиться с инфекцией? (Эпидемия гриппа).

Природа и безопасность.

Как защитить свой дом от злоумышленников?


Почему случаются травмы?

Если из раны течет кровь?

Безопасность при любой погоде?

К чему проводит курение?

Осторожно – огонь!

Основные правила безопасного поведения на воде.

Умение плавать – основной фактор безопасности на воде.

Оказание первой помощи на воде.

Как пешеходы и водители поделили улицу?

Виды транспортных средств и их тормозные свойства.

Причины дорожно-транспортного травматизма.

Разбор конкретных случаев ДТТ.


Как обезопасить себя на тротуарах и обочинах?

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Перекрестки и их виды.

Поездка за город.

Дорога, элементы и правила поведения на ней.

Как правильно переходить дорогу?

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

Учите ПДД,

Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы – пассажиры.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Поездка на трамвае.

На улице – не в комнате, о том, ребята, помните?

Приложение 3

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства, создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна их задач образовательного учреждения.

Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:

1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на 1 ученика).

2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соотношении с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

5. Работа по обогащению учащихся валеологическитми знаниями, начинающаяся в детском саду и продолжающаяся в начальной школе в рамках программы “Румяные щечки”.

6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлено на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребенка.

Для организации физкультурно-оздоровленческой и спортивной работы в школе функцианируют два спортивных зала, стадион с беговыми дорожками, бассейн для учащихся всех классов.

Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района РТ

МБОУ ДОД «ЦВР» для одарённых детей НМР РТ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ДОД «ЦВР» на методическом совете

для одарённых детей заведующий отделом

протокол №__ от __________ методической работы

О.С. Курбанова ___________Г.И.Хизриева

Календарно-тематический план

занятий детского объединения

«Школа выживания»

на 2013-2014 учебный год

Что сильнее всего может сплотить семью? Что остается в воспоминаниях детей и взрослых? Конечно, приятные, веселые, добрые моменты проведенные вместе! Семейные праздники и традиции помогают создать ценную «копилку» воспоминаний, которая останется с каждым на всю жизнь. Часы, проведенные с ребенком за совместными делами закладывают те самые традиции , на которых потом, в более взрослом возрасте строятся уважение, доверие, искренность, помощь детей своим родителям, взаимопонимание в семье. Семейные с мероприятия-фундамент прочных отношений и большой вклад в развитие ребенка. Именно в семье у ребенка закладывается модель его собcтвенной будущей жизни.

Как давно вы играли с детьми в совместные игры, становились частью семейной истории, вовлекались в интересы своих детей и их друзей, при этом отдыхая сами? На этих выходных у вас есть такая возможность!

Присоединяйтесь к нам и проведите незабываемые выходные, отвлекитесь от будней текущих дел!

Мы приготовили для вас предложение, которое большинство родителей не оставит равнодушным!

Семейный лагерь одного дня от проекта «Федерация» - это возможность провести увлекательный и незабываемый день в команде инструкторов Школы выживания, обучившись преодолению опасностей в дикой природе и современном городе! Но это не только выживание физическое, ведь не так часто мы остаемся один на один в совсем дикой природеJ. Выживание - это прежде всего набор действий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях стресса и неопределенности.

Так же на программу принимаются дети без родителей, наши вожатые на один день смогут заменить любящих мам и пап, ведь такое упускать не стоит!

Итак, на нашей программе одного дня «Федерация» мы научимся:

  • Разведению огня без спичек
  • Постройке временного убежища
  • Определять следы животных и человека
  • Вязать различные узлы
  • Добывать воду
  • Справляться со стрессом
  • Уметь согреваться или наоборот охлаждаться в зависимости от экстремальных погодных условиях
  • Обрабатывать раны и оказывать первую медицинскую помощь без медикаментов!
  • Справляться с голодом (но есть мы будемJ)

И так как наше путешествие приурочено к 23 февраля, мы потренируемся в сборке и разборке автомата и даже научимся ходить по минному полю!

Отличный подарок на 23 февраля-как родителям, так и детям!

Где : тренировочная база «Академии Выживания» (Руза)

Время встречи у автобуса: 9.30

Время приезда обратно в Москву: ориентировочно в 19.00

Питание на базе: походное+всегда горячий чай с вкусняшками!

Кто проводит занятия: профессиональные инструктора «Академии Выживания» и проекта «Федерация» сайт

Немного о тренерах : Академию Выживания возглавляет Колесников Дмитрий Викторович, черный пояс 2-й дан по таэквон-до, кандидат в мастера спорта по самбо, экс - капитан сборной г. Москвы. Руководитель отделения Рукопашного боя и акробатики Рос Центра Каскадеров "ТРЮК", постановщик трюковых сцен. Человек, чья харизма и опыт покоряет с первых минут знакомства!

Собравшись у автобуса на станции метро Мякинино, отметившись в списках у сопровождающих, отправляемся в настоящее приключение! Внешний вид и полная экипировка - походно-спортивная, ведь, уже с первых минут по прибытию нас ждет насыщенная программа!

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях»

Учитель: _________________________________

11 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Пр. № 1от 30.08.2016 г.

г. Саратов

2016- 2017 учебный год

I . Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

    Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);

    Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);

    Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);

    Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);

    Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

    Письма Минобразования Саратовской области от 04 июля 2016 года №01-26/4543 «О перечне рекомендуемых в 2016-2017 учебном году программ элективных предметов для профильного обучения, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся и модели психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

    Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;

    Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ, Астрель, 2011.;

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение элективного курса по учебному плану образовательного учреждения и рассчитана на изучение курса основ выживания в экстремальных ситуациях в течение 16 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 0,5.

Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия. В безлюдной местности даже самые обычные жизненные потребности превращаются в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев: образования, профессиональных навыков, материального положения, а совсем от других – солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха. Также от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасательный водоисточник; замерзают, не сумев построить укрытие из снега, и не сумев добыть огонь; погибают от голода в лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная как оказать первую медицинскую помощь.

В условиях нашего края этих непредвиденных ситуаций может встретить каждый, так как на территории Саратовской области расположены знойные степи, леса, приволжские горы и болотистые места. Характерны высокие амплитуды температур: жаркое лето и суровая зима.

Учебная программа, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель – формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях.

Продолжить формирование представления школьников об экстремальных ситуациях;

Обучить умениям, навыкам как следует вести себя в сложных ситуациях;

Подготовить к преодолению различных трудностей;

Изучить, исследовать и практиковать поведение человека во время безвыходных ситуаций.

Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 34 ч на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе. В соответствии с календарным графиком, на изучение электива в 1 классе отводится 16 часов.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, практические работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля, выполнение нормативов.

II . Содержание учебного предмета

1. Ведение. Психология выживания. Знакомство с курсом, что изучает курс, постановка цели, задачи.Программа затрагивает вопросы по психологии выживания, какую одежду носить во время экстремальной ситуации, что брать с собой, составление плана выживания и правил как вести себя в экстремальной ситуации. Факторы риска, формирования плана выживания.

Факторы выживания, тактика выживания.

2. Золотые правила.

Еда. Импровизированные инструменты, одежда, обувь, оружие.

Необходимо знать, где искать еду, как узнать, что можно есть, а что нельзя, как собирать съедобные растения и ловить животных, а также знать, какие растения и животные ядовиты и опасны. Знать способы приготовления пищи в экстремальной ситуации. Знакомство с нетрадиционными продуктами питания. Ознакомление с силками и западнями для ловли диких животных, с рыбной ловлей и с необычным использованием обычных вещей. Также изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Создание искусственных экстремальных ситуаций для прохождения практики и приобретения навыков выживания по добыче еды.

Вода. Каждый должен знать, где искать воду,как ее можно получить, если придется выживать вдали от цивилизации, знать методы добывания, очистки и фильтрования воды, как ее транспортировать, знать правила минимизации потерь воды и уметь бороться с обезвоживанием организма, закрепляя свои знания практическими занятиями, экспериментами, опытами.

Огонь. Обязательно нужно знать, как добывать огонь с помощью окружающих природных материалов со спичкой и без нее. Знакомство со способами добывания огня и с основными принципами разжигания и поддерживания огня, с типами костров, которые наиболее приемлемыми в условиях нашего края. Полученные знания закрепить на практике.

Укрытия. Очень важно уметь найти укрытие или построить его самостоятельно для защиты от ветра, холода и влаги, изучить принципы строительства укрытий, какие типы укрытия строить, учитывая природные условия, рельеф, время года своей местности, своего района и все это практиковать во время выходов на природу.

Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Для проверки и закрепления знаний и для приобретения опыта организуется выход на местность для добычи огня и строительства зимних укрытий

3. Подача сигналов и навигация. Знакомство с картами, пользоваться с картами, уметь читать их ориентироваться по ним и без них, используя естественные ориентиры, применять карт на практике и уметь составлять топографическую карту, карту-схему. Развитие умения находить стороны света по созвездиям. Практиковать все это в дневное и в ночное время. Знать сигналы бедствия.

4. Оказание первой доврачебной помощи. Знакомство с первой доврачебной помощью в экстремальной ситуации, с общими принципами, с медицинской аптечкой и с правилами ее применения. Уметь пользоваться природными лекарственными средствами, знакомство с о сновами эффективных действий при оказании первой медицинской помощи.

Знать определение признаков клинической смерти и делать на практике сердечно-легочную реанимацию. Уметь оказать первую помощь при потере сознания, коме и при различных ранениях, травм, переломов, ожогов и обморожениях. Уметь в экстренных случаях принять роды, знать простые правила переноски пострадавшего и закрепить знания с помощи практических занятий.

5. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Углубить знания по технике преодоления препятствий. Знакомство с типами узлов, с применением узлов, практиковать вязку узлов, технику преодоления препятствий. Знакомство с послеаварийным переходом и импровизированными плотами.

Умение вести себя при встрече с хищными зверями. После чего проводится практическое занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу.

6. Обобщение. Курс обобщается защитой творческих проектов и исследовательских работ. В конце учебного года организуется одно или двухдневный поход для закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.

Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

Формы обучения учащихся на уроке:

общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

    Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

    Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);

    Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Оборудования: карты, атласы, рисунки, фотографии, веревки, репшнуры, карабины, седла, грудные обвязки, компасы, фонари, часы, ножи, спички, лупы, медицинская аптечка, подручные средства и т. д.

III .Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса ученик должен:

Требования к знаниям – ученик должен знать:

Основы безопасности и жизнедеятельности;

Как вести себя в безвыходных ситуациях;

Знать теоретические основы полученных знаний, чтобы применить их на практике.

Требования к умениям – ученик должен уметь:

Выходить из экстремальных ситуаций, преодолеть трудности;

Жить в походных условиях в группе и в одиночестве;

Уметь выбирать место ночлега, разжигать костер и готовить пищу;

Оказать первую медицинскую помощь;

Проводить наблюдения, опыты, эксперименты;

Преодолеть психический страх, быть готовым психологически к непредвиденным ситуациям;

Ориентироваться на собственные силы, на резервы собственного организма;

Применять подручные средства, чтобы спасти свою жизнь или жизнь других людей.

Требования к навыкам – ученик должен приобрести навыки:

Ориентирования в природе с компасом, без компаса, с картой, без карты, с помощью звезд и с помощью естественных ориентиров;

Добычи пищи, добычи огня, строительства укрытий;

Изготовления примитивной одежды, обуви;

Сотрудничества и взаимопомощи;

Выживания.

Результат изучения элективного курса:

У учащихся сформируется самостоятельность, терпимость, сила воли;

Вырабатываются такие качества, как коллективизм и дружба, ответственность и взаимопонимание, ловкость, настойчивость и находчивость;

Ученики становятся уверенными, выносливыми в преодолении трудностей;

Формируется и психологически и физически всесторонне развитый, здоровый человек, готовый к жизни в реальном мире;

Участник научно-практических и исследовательских конференций;

Формируется профессионал в поисково-исследовательской деятельности, будущий ученый-исследователь.

IV . Календарно-тематическое планирование

по выживанию в экстремальных ситуациях

Учитель ____________________________

Класс 11

Количество часов на год:

Всего 16 ч.; в неделю 0,5 ч.

Плановых контрольных уроков 2, зачётов 2 ч., тестов__________ ч.

Административных контрольных уроков ________ ч.

Планирование составлено на основе:

Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ, Астрель, 2011.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

I . Введение (1 ч.)

Что изучает элективный курс. Опасные и экстремальные ситуации в природе.

Факторы риска, формирования плана выживания. Факторы выживания, тактика выживания.

II . Золотые правила (7 ч.)

Еда. Нетрадиционные продукты питания

Использование для питания дикорастущих съедобных растений, ядовитые растения и грибы

Ловля диких животных. Силки и западни. Рыбная ловля

Необычное использование обычных вещей. Изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Изготовление инструментов и оружия

Вода. Минимизация потерь воды. Транспортировка и поиск воды. Методы добычи воды. Фильтрация воды

Огонь. Очаги и костры. Типы костров.

Добывание огня без спичек

Укрытия. Выбор места. Типы укрытий. Строительству укрытий из подручного материала

III . Подача сигналов и навигация (2 ч.)

Подача сигналов бедствия. Карты. Чтение и ориентирование по карте

Естественные ориентиры. Ориентирование по солнцу и часам. Ночное ориентирование

IV . Оказание первой доврачебной помощи (4 ч.)

Первая помощь в экстремальной ситуации. Общие принципы. Использование природных лекарственных средств.

Сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при потере сознания, коме

Первая помощь при различных ранениях и травм, переломов, ожогов и обморожениях

Практическое занятие при первой медпомощи. Переноска пострадавшего

V . Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению (2 ч.)

Веревки и узлы. Петли, обвязки и связки. Послеаварийный переход. Импровизированные плоты

Как вести себя при встрече с хищными зверями

V . Учебно-методическое и информационное обеспечение

    Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя: Учебное пособие. -АСТ,Астрель, М.: 2004.

    Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебники, 6-9 классы. - М.: АСТ, Астрель, 2013.

    Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

    Питер Дарман Выживание в экстремальных ситуациях. М.; «Формула-Пресс», русское издание, 1999.

    Салчак С.С. Поисково-спасательные работы. - ЦДЮТ РТ, Кызыл: 2005.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1.1. Цель и задачи
Цели программы:
1) экогуманистическое воспитание;
2) воспитание в детях самостоятельности, ответственности за себя и за природу. Задачи программы:
- создание условий для изучения богатства и многообразия природы родного края;
- освоение ценного опыта выживания, поддержания и регулирования здоровья в условиях дикой природы;
- воспитание ответственного, заботливого, трудолюбивого отношения человека к Земле (Природе), Истории края, в т.ч. в экстремальных условиях;
- воспитание чувства единства и гармонии с Природой в условиях выживания;
- организация трудовой и природоохранной деятельности.
1.2. Ведущие принципы
Педагогический коллектив программы руководствуется в своей деятельности идеями и принципами экогуманистической модели образования. Эта модель решения экологической проблемы используется в активной игровой форме в условиях жизни в лесу.
2. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
2.1. ДЕТИ
Программа ориентирована на подростков в возрасте 12 - 16 (17) лет, в том числе на социально-дезадаптированных подростков (в частности, на подростков с девиантным поведением).
· 4 отряда по 15 детей - всего 60 человек
2.2. ПЕРСОНАЛ ЛАГЕРЯ
2.2.1. Инструкторско-воспитательский персонал:
Ш Директор лагеря · Ответственный за культурно-массовую и спортивную работу
· Краевед-эколог
Ш Старший воспитатель
· Воспитатель
· Воспитатель
· Воспитатель
Старший инструктор
· Инструктор
· Инструктор
· Инструктор.
2.2.2. Персонал, обеспечивающий жизнедеятельность лагеря
Ш Зам. директора по АХЧ
· Завхоз
· Водитель
Шеф-повар
· Кухонный работник
· Кухонный работник
3. УСЛОЛВИЯ ЖИЗНИ В ЛАГЕРЕ
Быт и проживание в лагере очень простой. Живут дети в армейских палатках (МЧС). Каждая палатка оборудована печью на случай похолодания, постелен пол. Палатки с внутренним тентом, поэтому о простуде и сквозняках родителям можно не беспокоиться. Каждый ребенок снабжается походной пенкой, спальным мешком, простыней. Пища готовится на походной армейской кухне и промышленной плите первоклассным поваром.В походах и на сплавах дети готовят сами под руководством инструкторов и воспитателей (вожатых). Еда простая, но очень калорийная и полезная. Функционирует баня.
4. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
Основной моделью жизнедеятельности "Школы выживания" является эколого-военно-спортивный лагерь. Такая модель соответствует организационной форме детского объединения: эколого-спортивный летний туристский лагерь.
Особенности этапов развития кратковременного коллектива детей.
Организационный этап - формирование отрядов, размещение детей в палатках, выбор и распределение ролей для каждого подростка в отряде в ходе деловой игры.
Основной этап - включает в себя несколько блоков (программ).
1. Занятия по обучению действиям, позволяющим выжить самим и не навредить природе в экстремальных условиях:
- техника безопасности в лесу, на воде, на работе;
- способы построения сплавсредств, шалаша, разведения костра;
- ориентирование на местности, прохождение полосы препятствий;
- изготовление луков, стрельба, изучение приемов рукопашного боя;
- оказание первой медицинской помощи;
- приготовление пищи. 2. Программа экологического воспитания:
- прохождение экологической тропы;
- использование различных участков экологической тропы при проведении праздников: день леса, день туризма, день здоровья, день охраны окружающей среды;
- природоохранные мероприятия.
3. Программа трудового воспитания и краеведческой работы:
- участие в реставрации церкви в селе Монастырь (1909 г.) и ремонте здания Земского училища (около 1900 г.);
- участие в создании изб-музеев на базе сохранившихся деревенских домов с предметами быта крестьян (подворья);
- помощь престарелым местным жителям;
- освоение основ плотницкого, столярного дела.
4. Спортивные мероприятия:
- футбольный турнир, волейбол, эстафеты, прохождение полосы препятствий, катание на лошадях; - спортивное ориентирование, сплавы, плавание. 5. Программа отдыха:
- игры и песни у костра, экскурсии, рыбалка, катание на лодках, сбор грибов и ягод, конкурсы, дискотеки, день туризма, день рыбака, день леса и другие.
Итоговый этап - сдача подростками зачетов по программе Школы выживания, получение свидетельств о прохождении курса "Школа выживания" (при успешной сдаче зачетов).
Специфика профиля детского объединения.
Экологическую специфику программы экологического воспитания курсантов эколого-спортивного летнего туристского лагеря "Школа выживания для подростков "Северный монастырь" подчеркивают следующие моменты.
Во-первых, занятия по обучению действиям в экстремальных условиях в содружестве, в единстве с природой являются своеобразным методом экологического воспитания.
Во-вторых, кроме обучения выживанию проводится обучение общению с природой. В окрестностях лагеря находится почти четырехкилометровая экологическая тропа, которая отражает все богатство флоры этих мест. Прохождение этой тропы является обязательным элементом нашей программы. Здесь можно увидеть 7 видов растений, занесенных в Красную Книгу, 7 видов особо охраняемых растений, выходы линз голубой глины на поверхность земли; понаблюдать за дикими животными и птицами, покататься верхом на лошади, полакомиться свежей земляникой, собирать грибы. На различных участках тропы подростки увидят, что происходит с природой под влиянием человека, группы людей, большого скопления людей.
Стиль общения основан на принципах субординации. Во время игр стиль общения задается правилами игры (стиль, как правило, игровой).
Формы коллективной и индивидуальной творческой деятельности детей разнообразны. Это участие в лесопосадочных работах, оборудование стоянок во время сплава, участие в работах по реставрации церкви в селе Монастырь и ремонте здания Земского училища, беседы с местными жителями об истории края. А также это различные конкурсы (например, букетов, поделок из корней деревьев и другие), экологическая викторина, основанная на изучении экологической тропы.
Возможности развития самоуправления и творческой инициативы заложены в самой идее "Школы выживания", в частности, на организационном этапе это выбор направления деятельности отряда, выбор и распределение ролей каждым подростком, на основном этапе это исполнение детьми выбранных ролей.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОЦЕНКА
Критерием оценки эффективности проекта, на наш взгляд, является проявившееся после пребывания в лагере убеждение у подростков, что даже в экстремальных условиях нужно жить, сохраняя природу, что нужно жить в единстве и гармонии с природой, что природа живая, и ее нужно беречь.
А также возможны следующие критерии:
- освоение способов адаптации и выживания в нестандартных условиях;
- получение экологических знаний (знаний о необходимости охраны окружающей среды и рационального природопользования);
- применение полученных экологических знаний на практике.
Предполагается проведение анкетирования участников программы (подростков) до начала программы и по ее окончании.
Цель первичного анкетирования - выяснить, что ожидают подростки от этой программы (каковы их ожидания), и что они умеют делать, каковы их умения и навыки.
Цель вторичного анкетирования - выяснить, сбылись ли ожидания подростков, какие впечатления у них остались после отдыха в лагере, какие навыки и умения они приобрели, какие новые знания получили, изменилось ли их отношение к природе.
6. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для подготовки педагогического персонала к участию в проекте в середине мая проведен двухдневный методический проблемно-целевой семинар - деловая игра. Итогом семинара стали:
- разработка вводного инструктажа для детей (как расписать роли в отряде, как научиться жить, не мешая другим, а помогая);
- разработка и утверждение программ для преподавателей (по вопросам эковоспитания, патриотического, трудового воспитания, по курсу выживания);
- обучение инструкторов игровой форме обучения детей (подготовка игротехников);
- разработка и утверждение системы зачетов для программы "Школа выживания";
- разработка и утверждение программ конкурсов и викторин;
- согласование со всем педагогическим составом расписания и графика работы всей смены.
10. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Руководитель проекта Молчанова О.И., к.э.н. МЕТОДОЛОГ Минеева С.А., к.фил.н.. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ИНСТРУКТОРСКИЙ СОСТАВ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ЧАСТЬ Бояршинов М.Р. Ответственный за программу экологического воспитания Левковский В.П., к.б.н. Ответственный за программу "Школа выживания" Разин В.Г. ЗАВХОЗ ПОВАР Обслуживающий персонал ВОДИТЕЛЬ СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШИЙ ИНСТРУКТОР Воспитатели Инструкторы 11. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ВИДЕ ИГРЫ
1 ЭТАП. ВХОЖДЕНИЕ В ИГРУ И В ПРОГРАММЫ
1 день 1. Общее собрание. Инструктажи:
а) по распорядку дня;
б) по плану на смену по целям и задачам;
в) инструктаж по технике безопасности:
· В деревне
· На реке
· В лесу
· В походах
2 день
1. Проблемно-целевой семинар
2. Соревнования (по пилке и колке дров).
Инструкторы проводят занятия:
- "дрова"
- "палатки"
- "костры"
2 ЭТАП. ОБУЧЕНИЕ
3 день - день туризма
1. Освоение полосы препятсвий
2. Купальник, рыбалка.
3. Труд
4. Проведение соревнований по "ориентированию на местности".
Волейбол, футбол, кино, дискотека.
Примечание: 1) знакомство с работой компаса, картой, топографическими знаками.
2) начальная медицинская подготовка
3) "Ориентирование на местности":
- знакомство с топ. картой (масштаб, топограф. знаки, определение сторон света)
- знакомство с компасом (устройство, определение азимута, определение сторон света по солнцу, по деревьям, по звездам).
- Начальная мед. подготовка (виды травм, перевязочные материалы и медикаменты, оказание первой помощи).
4 день
2. Труд
4. Занятия по сплавам. Сдача грибов. "Веселые старты" на воде.
5. Соревнования по футболу, волейболу.
6. Дискотека, кино, рыбалка.
Примечание: а) изготовление сплавсредств из подручных материалов
б) инструкции о мерах безопасности на вод
в) занятия по сплавам (ориентирование на реках, тех. безопасности, сплавсредства, изготовление сплавср-в из подручных мат-в)
г) медицинская подготовка (помощь на воде, искусственное дыхание, спасательные средства).
5 день - день здоровья
2. Труд
3. Отдых, купальник, рыбалка, экологическая тропа, сбор грибов и ягод.
4. Соревнования по прохождению полосы препятствий
5. Кросс по пересеченной местности с плаванием
6. Футбол, волейбол, рыбалка
Примечание: а) полоса препятствий (знакомство с этапами полосы, тех. безопасности на полосе, обучение прохождению полосы, зачет).
б) мед. подготовка (травмы - ушибы, вывихи, переломы; оказание первой помощи; изготовление шин из подручных материалов).
3 ЭТАП. ПОГРУЖЕНИЕ В УСЛОВИЯ ДИКОЙ ПРИРОДЫ
6-10 дни
Для сплавляющегося отряда:
Выезд отряда после завтрака. Маршрут - доехать до Погвинского. 1 день - пешком до Погвинского (18 км). На Погвинском изготовление плота. Ночевка. 2 день - начало сплава. Для отрядов, оставшихся в лагере:
Распорядок дня - обычный.
Купание, рыбалка, сбор грибов и ягод. · Изготовление отрядных столбов-тотемов;
· Соревнования по футболу, волейболу, рыбалке, плаванью;
· Обустройство лагеря;
· Экология (экологич. тропа);
· Рисование;
· Подготовка концерта к закрытию смены.
9 день - день охраны окружающей среды
Распорядок дня обычный, мероприятия по расчистке близлежащей территории. 11 день - день леса Распорядок дня обычный, мероприятия на экологической тропе.
4 ЭТАП. ВЫХОД ИЗ ПРОГРАММ И ИГРЫ
12 день
2. Начало военно-спортивной игры.
3. Награждение победителей.
4. Закрытие смены:
· Вручение дипломов;
· Концерт;
· Дискотека;
Костер. 13 день - окончание смены, возвращение домой
12. РАСПОРЯДОК ДНЯ
Для любителей рыбалки - "Утренняя зорька"
Для любителей бега - утренняя пробежка
8.00 - Подъем, зарядка, туалет
9.00 - Завтрак
10.00 - Трудовое, экологическое, патриотическое воспитание. С перерывами на купание, игры, отдых.
13.30 - Обед, отдых
15.30 - Спортивные мероприятия (полоса препятствий, волейбол, футбол, спортивные эстафеты, бокс, карате, рукопашный бой, полоса препятствий).
Время для любителей рыбалки
18.30 - Ужин, телевизор, дискотека, личное время
22.00 - Кефир, чай.
22.30 - Отбой

МОУ « Большеяниковская средняя общеобразовательная школа»

« школа выживания»

руководитель

Преподаватель – организатор ОБЖ

Программа школы выживания "Факел"

В условиях дополнительного образования возникла необходимость в построении такого курса безопасности жизнедеятельности , который бы восполнял пробелы школьной программы ОБЖ, и вместе с тем, существенно расширял бы данный курс. Дополнял бы его практическими навыками не только безопасности в конкретных случаях и ситуациях, но и способствующему комплексному развитию ключевых компетенций личности.

Цель программы :

создание условий для комплексного развития потенциала личности и повышения возможностей адекватного реагирования в экстремальных ситуациях, формирование здорового образа жизни, патриотическое воспитание

для достижения указанной цели решаются следующие задачи

формирование духовно-нравственных качеств личности;

содействовать освоению обучающимися навыков самостоятельной технической и биологической исследовательской работы;

предоставить возможность развития саморегуляции собственного поведения на основе развития вариативности и толерантности мышления и поведения;

создать условия для освоения учащимися практических знаний по условиям и параметрам успешной жизнедеятельности в различных условиях, которые сводятся к некоторым базовым типам;

организация досуга детей;

научить подростков проводить элементарные научные исследования и полевые работы;

физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни

воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества. Правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Программа объединения школы выживания рассчитана на учащихся 6-8 и 9-11классов и предусматривает приобретение необходимых навыков получение знаний по ОБЖ, спортивных разрядов по туризму, туристическому многоборью, спортивному ориентированию . Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, преподавателей ОБЖ, преподавателей физической культуры.

Программа рассчитана на 2 года обучения, но и может быть использован и в более длительный срок. Программа первого года обучения (начальная подготовка) может быть использована и в течение двух лет, а после прохождения двухлетнего цикла преподаватель может дополнить ее, исходя из своего опыта, специализации, интересов обучающихся. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы.

Первый и второй год обучения предполагают преподавание основ туризма, ориентирование, знакомство с проведением туристических соревнований в качестве участников (пешеходный, лыжный, велосипедный)

В связи с спецификой работы туристических объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсии в своем населенном пункте, установлено-4 часов, за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, туристические мероприятия -8 часов. Практическое занятие можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание необходимо обратить внимание на общефизическую и специальную подготовку. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения 15 человек, в последующие годы не менее 12 человек. При наборе обучающихся первого года следует комплектовать группу с превышающим количеством состава обучающихся, так как существенно естественный отсев членов кружка в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия можно проводить с полным составом кружковцев, но по мере роста опыта занимающихся сделать большой упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация.

Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик, преподаватель должен воспитывать в учащихся умения самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила соревнований, быть объективным судьей. Обязательным условием является участие в подготовке туристических мероприятий, проводимых в своем образовательном учреждении, района, республики. Для проведения теоретических и практических занятий рекомендуется привлекать опытных судей, туристов, спортсменов. После каждого года за рамки учебных часов проводится многодневные туристическое мероприятие - поход, слет, соревнования, сборы, туристический лагерь.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ План ШКОЛЫ ВЫЖИВАНИЯ

(первый год обучения)

Количество часов

всего

В том числе

лекции

Практические занятия

Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история развития туризма

Воспитательная роль туризма

Компас. Работа с компасом

Измерение расстояний

Способы ориентирования

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Краеведение

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеев

Изучение района путешествия

Общественно полезная работа и путешествии, охрана природы и памятников культуры

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма и влияния физических упражнений

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

ИТОГО за период обучения

Зачетный степенной поход вне сетки часов


1. ОСНОВЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Туристическое путешествия, история развития туризма

Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация развития туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма. Пешеходный, лыжный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме . Экскурсионный и зарубежный туризм. Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивное ориентированию, туристическому многоборью.

Краеведение. Туристическое - краеведческое движение учащихся « Отечество», основные направления движения.

1.2 Воспитательная роль туризма.

Значение туристическо-краеведческой деятельности в развитии личности. Ее роль в подготовке защите Родины. В выборе профессии и подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Духовные и физические возможности природной и социальной среды в развитии личности. Общественно полезная работа. Роль туристической работы в деятельности формировании общей культуры личности, правильного поведения в природе и в обществе.

Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива .

1.3 личное и групповое туристическое снаряжение.

Понятие о личном и групповом туристическом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно, трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжения для зимних походов, типы лыж. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование, рукавицы, ножи, и др. особенности снаряжения для зимнего похода.

Практическое занятие укладка рюкзаков, подгонка снаряжения, работа с снаряжением, уход за ним и ремонт.

Цель:

Создать условия в «Школе выживания» для формирования у воспитанника потребности в здоровом образе жизни, умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

Задачи:

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни; Развитие физических качеств и социально-коммуникативных навыков и умений; Раскрывать личностный потенциал ребенка, развить у него природные задатки и творческие способности.

Организационно-педагогические основы обучения.

Реализация данной программы предполагает, что главная задача, стоящая перед воспитанниками «Школы выживания» - формирование социальных потребностей, мотивов интересов, связанных со здоровым образом жизни, готовности использовать спортивные достижения для сохранения здоровья и высокой работоспособности, Учебные планы всех направлений, входящие в «Школу выживания» рассчитаны на 4 года обучения. Программа предусматривает изучение теоретических и овладение практических знаний по следующим направлениям спортивной деятельности:

Направление «Туризм» предназначено для формирования у учащихся представлений о туристическом спорте и его развитии, жизненно-важных двигательных умений и навыков, привитие любви к родному краю, коллективизма. Последним этапом в овладении является многодневный поход по местам родного края.

На занятиях «Школы выживания» при изучении нового материала и закреплении практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а так же содержанию образовательной деятельности . (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.) Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются педагогами на занятиях. Умело применяются в работе педагогические приемы: убеждения, разъяснения, поощрения, порицания, используются яркие убедительные примеры из жизни выдающихся спортсменов, как пример для подражания.

НАПРАВЛЕНИЕ «ТУРИЗМ»

Состоит из следующих разделов:

Пешеходный туризм;

Занятия по «Туризму» направлены на развитие силы, выносливости, ловкости, мужества, настойчивости, дисциплинированности, воспитания чувства коллективизма, любви к природе, расширения кругозора. До выхода на маршрут проводятся специальные тренировки, на которых воспитанники «Школы выживания» отрабатывают элементы спортивной и туристкой техники: устанавливают палатку, разжигают костры, укладывают рюкзак.

В результате изучения «Туризма» воспитанник «Школы выживания» должен:

Иметь представление:

Об истории туризма,

О видах и формах туризма,

Об основных элементах топографии,

Об условных топографических знаках,

О гигиеническом обеспечении туристических путешествий,

О видах самомассажа,

О правилах мед. подготовки,

О правилах поведения в экстремальных ситуациях,

О правилах безопасности во время стрельбы,

О прохождении препятствий,

О судействе на соревнованиях.

Программа кружка «школа выживания»

Количество часов

теория

практика

Техника безопасности на занятиях

Экстремальные ситуации в природе и их причины

Факторы и стрессоры выживания в природных условиях

Психологические основы выживания в природных условиях

Как избежать попадания в экстремальную ситуацию

Надежная одежда, обувь, необходимые для безопасности

Основные правила поведения в экстремальной ситуации

Определение направления выхода

Ориентирование

Выход к населенному пункту (по местным предметам)

Сооружение временного жилища

Способы добывания огня

Обеспечение питанием и водой

Поиск и приготовление пищи

Сигналы бедствия

Смена климатографических условий

Международный код визуальных сигналов

Ориентирование по сторонам света

Ориентирование по звездам

Определение сторон света с помощью местных предметов

Правила разведения костра

Типы костров

Питание на природе

водообеспечение

Дикорастущие съедобные растения

Приготовление пищи

туристические узлы

Прямой узел

Встречный узел

Ткацкий узел

Грейпвайн узел

Зимний туризм

Техника безопасности во время лыжных походов

Тропление лыжни

Азимутальный ход

Спуск и подьем с горы на лыжах

Описание туристического маршрута (зимний маршрут)

Ремонт инвентаря в условиях природы

Первая медицинская помощь

Семафорная азбука

Вязание морских узлов

Морское троеборье

Установка палаток

52

Ожидаемый результат реализации программы:

развитие всех компонентов социокультурных компетенций в ходе реализации практико-деятельностного подхода к занятиям;

повышение самооценки в условиях отсутствия неблагоприятных (ассиметричных) отношений в соционической модели группы;

изменение личностных установок – компенсация хотя бы отдельных «минусов» в структуре социогена, развитие толерантности и терпимости к чужому мнению, повышение возможностей саморегуляции собственного поведения;

повышение сопротивляемости агрессивным факторам внешней среды;

приобретение навыков экологического конструирования и исследовательской деятельности .

Необходимость в организации «Школы выживания» заключалась в развитии социальной адаптации подростков в современном мире, которая невозможна без организации непрерывного воспитания и образования, что создает оптимальные условия для раскрытия личностного потенциала и всестороннего развития. «Школа выживания» включает в себя огромное разнообразие и выбор спортивной деятельности и физической подготовки.

«Школа выживания» направлен на развитие необходимых физических качеств будущих защитников Отечества. Чтобы в совершенстве овладевать боевым мастерством, оперативно решать задачи, необходимо быть сильным, мужественным, выносливым человеком.

Туризм - это путешествие, увлекательные походы, где воспитанники изучают свой край, воспитывается любовь к природе, расширяется кругозор. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека, он учит коллективизму, товариществу, дисциплинированности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи . Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является средством познания красоты. Руссо в туристических походах видел средство патриотического воспитания молодежи.

Все перечисленное многообразие спортивной деятельности, входящее в «Школу выживания», является лучшей, социальной адаптацией для подростков, одним из средств всестороннего гармонического физического развития детей . Занимаясь такими разнообразными видами спортивной деятельности, воспитанники «Школы выживания» развивают и соответствуют такие физические качества, как силу, ловкость, быстроту, выносливость, умение находить выход из любой нестандартной жизненной ситуации.

Уметь:

Ориентироваться на местности по карте, по небесным светилам, по местным

предметам, распределять личное снаряжение, устанавливать палатки, разводить


костры, готовить пищу.

Элементы рукопашного боя

1) Защита от прямых и боковых ударов кулака 1

2) Захват атакующей руки и ноги противника 1 1

3) Безопасное положение противника 1 1

4) Удары ножом и их отражение

5) Выбивание ножа в момент нападения

6) захват руки с ножом и обезвреживание противника

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ ПО ТУРИЗМУ

Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной спортивной, исследовательской целью.

Прогулка - это передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма.

Экскурсия - это коллективное посещение определенных объектов с познавательной целью.

Туристская экспедиция - это организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями.

Местность - означает определенное пространство на земной поверхности, на котором принято различать рельеф и местные предметы.

Рельеф - совокупность всех неровностей, образующие земную поверхность. Хребет - вытянутая в одном направлении возвышенность.

Седловина - пониженная часть хребта или вытянутой горы, расположенная между двумя соседними вершинами.

Барханы - не закрепленные растительностью сыпучие песочные бугры полулунной формы с выпуклостью против ветра.

Холм - небольшая округлая возвышенность высотой менее 200 м и с пологими склонами и неясно выраженным подножием.

Увал - пологая вытянутая возвышенность высотой менее 200 м с округлыми склонами и не резко выраженной подошвой.

Долина - вытянутая в длину полая форма рельефа, имеющая уклон в одном направлении.

Пойма - заливаемая во время половодий часть долины.

Овраг - узкое, вытянутое понижение местности с крутыми или обрывистыми

склонами.

Балка - сходна с оврагом, но имеет пологие, часто задернованные склоны.

Лощина - вытянутое углубление, понижающееся в одном направлении. Водослив - линия соединяющая низкие точки по дну лощины.

Котловина - понижение местности, замкнутое со всех сторон.

Карта - изображение, на котором дается значительный участок земной поверхности и при этом учитывается кривизна земли.

План - уменьшенное изображение любой местности на бумаге, выполненное условными знаками в определенном масштабе.

Бергштрих - направление понижения склона указанный этим знаком.

Масштаб - отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности, выраженное в одинаковых мерах длины.

Координаты - угловые и линейные величины, характеризующие положение точек на поверхности или в пространстве.

Ориентирование - определение места своего расположения относительно сторон горизонта окружающих местных предметов и рельефа местности.

Тандем - сдвоенное расположение палаток

ВПС (военно-прикладной спорт)

для педагогов

1. «На военизированной полосе препятствий» Воениздат

1995 г .

2. «Военизированная полоса препятствий» 1988 г.

3. «Нужна школа подготовки к жизни» 1999 г.

4. Рипа подготовки к воинской службе" 1988 г.

для учащихся

1. Евдокимов B. C. «А ну-ка, парни!» 1998г.

2. Евдокимов B. C. «Один день в армии» 1998 г.

3. «Час допризывной подготовки» 1987 г.

4. М «Военно-спортивный праздник в школе» 1983 г.

5. "А ну-ка, мальчики«,1988 г.

6. «А ну-ка мальчики» 1988 г.

7. «А ну-ка парни» 1988г.

ТУРИЗМ

для педагогов

1. , «Туристская топография» Москва 1985г.

2. «Туризм» Москва Просвещение 1988 г.

3. «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» Москва