Занятие № 12 (2/24)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Гендерные аспекты социальной работы
  2. Этнологические аспекты социальной работы
  3. Геронтологические аспекты социальной работы

1. Гендерные аспекты теории СР

Доминанты пола играют определенную роль для выбора стратегий поддерживающей терапии клиента. Мужские и женские стереотипы, ролевое поведение в социуме, в семье, на производстве, специфика психосоциальных проблем, особенность требований окружающей среды к мужчинам и женщинам поднимает целый пласт специфических проблем.

Мужчины. Представление о маскулинности разные народы связываю с различными стереотипами. Культурные нормы, гендерные концепции, ролевые обязательства формируют определенные ограничения для проявления маскулинности в современном обществе. В процессе социализации мужчины находятся под давлением общественных установок, которые заставляют их усваивать и принимать определенные ролевые обязательства:

  • запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение:
  • равнодушие к своему здоровью;
  • одержимость достижениями и успехами;
  • регламентация сексуального поведения;
  • стремление к власти и соперничество;
  • гомофобия (отвращение к однополой любви).

Эти соц. нормы и стереотипы вызывают к жизни специфические проблемы, с которыми сталкиваются мужчины в процессе жизнедеятельности. Кризис маскулинности – проблема нашего века. Он связан с разрушением поло-ролевых установок, сформированных в процессе социализации, что приводит к определенным последствиям: агрессии, насилию, суицидам. Агрессивность рассматривается зарубежными исследователями как производная мужской социализации. Агрессия является инструментом, к которому прибегают мужчины для получения соц. и материального вознаграждения. Однако часто агрессивность проявляется в сфере семейно-брачных отношений, в процессе воспитания детей, что приводит к психотравмирующим последствиям не только для объектов, но и для самих субъектов агрессии. Согласно отечественным исследованиям мужскую суицидальную активность можно рассматривать как устойчивую тенденцию. По данным Всемирной организации здравоохранения мужчины к тому же чаще чем женщины страдают алкоголизмом. Поло-ролевые стереотипы и соц. установки накладывают определенный отпечаток на формирование у мужчин алкогольной зависимости: стрессы, дезадаптивные факторы, семейные конфликты, финансовые проблемы, неурядицы на работе, разводы. Соц.-психологические предпосылки роста алкоголизма вообще, и мужского в частности, исследователи объясняют трудностями адаптации к различным стрессогенным факторам. Алкогольная предрасположенность связана с индивидуальными психофизиологическими особенностями личности и условиями воспитания. Выделяют четыре типа личности, имеющие предрасположенность к алкоголизму:

  1. лица с завышенной самооценкой, ставящие себя вне критики;
  2. агрессивные, асоциальнык, жестокие люди, с легко возникающим чувством ненависти;
  3. неприспособленные, беспомощные, склонные к невротическим реакциям;
  4. странные, с чертами депрессивности и параноидальности.

Эрих Фромм пришел к выводу, что в основе мужского сексуального влечения лежит явление несексуального происхождения – тщеславие. Феномен этого тщеславия имеет сложную психосоциальная обусловленность. Он связан с мужскими стереотипами относительно сексуальной жизни, которые могут провоцировать различные психосексуальные расстройства, приводить к депрессивным состояниям либо вызывать различные формы агрессии в отношении женщин, толкать к алкоголизму и противоправным действиям. В сексуальной мифологии заключаются многие причины дисгармонии в брачно-семейных отношениях. Проблемы клиента-мужчины в контексте брачно-семейных отношений и психосексуальных конфликтов являются важной составной частью с.р.

Женщины. Феномен женщины – как самостоятельного социокультурного явления сегодня рассматривается различными направлениями научной мысли: социологией, политологией, феминологией, психологией, антропологией. Свою роль в определении подхода к женщине-клиентке в с.р. сыграли феминиситкие идей, психолого-антропологические концепции, психологические теории поло-ролевой идентичности, социологические теории стереотипов. Основные темы, рассматриваемые этими направлениями, — проблемы свободы и независимости женщины, истоки ее подчинения в культуре и обществе, биосоциальный феномен равенства полов, своеобразие поло-ролевой идентификации.

Феминистские теории. Им свойственен соц.-исторический подход к пониманию личности на основе детерминант пола. Современный феминизм представлен следующими направлениями:

  1. либеральный феминизм считает, возможным достижение равенства между мужчиной и женщиной без изменения патриархальной системы общества;
  2.  радикальный феминизм борется за новый общественный порядок, утверждает, что сама гетеросексуальность и репродуктивная функция обуславливают насилие над женщиной, поэтому необходимо разрушение института семьи полная трансформация общественных отношений;
  3.  марксистский феминизм объясняет подчиненное положение женщин в общем русле эксплуатации, свойственной частнособственническому обществу, ограничение их свободы связывает с капиталистическими производственными отношениями, которые ограничивают свободу и доступ женщин к распределению и перераспределению материальных благ;
  4.  социалистический феминизм исследует исторические причины сохранения патриархального общества, которое извлекает выгоду, подавляя женщину в социуме, на производстве и в сфере семьи.

Психолого-антропологические теории. В них выделяются наиболее существенные интегральные характеристики, позволяющие обозначить феномен феминности, зависимой от мужской идеологии. По мнению представителей этой теории нравственное развитие женщины проходит три уровня развития:

  1. самоозабоченность. Женщину интересуют субъекты, удовлетворяющие ее потребности. Но постепенно в случае принятия решений она начинает учитывать и интересы других людей.
  2. самопожертвование. Женщина переходит к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребностей других.
  3. Женщина осознает, что только она способна сделать выбор, касающийся ее жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с ней семейными и соц. узами.

Психологические теории поло-ролевой идентичности. В основе этих теорий лежат представления о различных механизмах психосексуальной дифференциации пола.

  1. Теория моделирования. Ее положения, основанные на учении Фрейда, утверждают, что ребенок ориентируется на взрослых своего пола, таким образом, усваивая полоролевые механизмы поведения.
  2.  Познавательная теория утверждает, что ребенок сначала воспринимает себя как представителя пола, а затем узнает о необходимых стереотипах поведения, чтобы вести себя соответственно.
  3.  Теория соц. научения определяет, что основу идентификации составляют механизмы поощрения или наказания за проявления или непроявление маскулинности или феминности.
  4.  Стадиальная теория подчеркивает закономерности развития половой дифференциации в процессе индивидуального развития, которое проходит определенные стадии.

Социологические концепции социальных стереотипов. Социологические исследования половой дифференциации выявляют персонификацию объектов на основе соц. взаимоотношений и различиях общественного восприятия. По мнению Смелзнера у мужчин и женщин есть характерные черты, позволяющие дифференцировать половые различия с позиций общественного самоанализа. В с.р. проблемы женщин-клиенток рассматриваются как самостоятельная область знания.

В с.р. проблемы дискриминации по признаку пола являются одним из направлений антидискриминационной политики. Инситуциональные и индивидуальные установки и ориентации по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта, называются сексизмом. Несмотря на то, что сексизм как система установок распространяется и на мужчин, и на женщин, дискриминации по признаку пола в общественной практике подвергаются женщины. Источниками сексизма являются соц.-биологические и культурно-исторические детерминанты.

Специфика антидискриминационной практики с.р. заключается в системе идеологических установок. Главная их них – изменение системы мировоззрения и ценностного отношения соц. среды обитания клиента. В частности феминистские подходы направлены на переформулирование сложившихся идей, осмысление места женщины в современном обществе, определение ее роли. С.р. направлена на изменение внешней среды, где формируются сексистские действия. Такие принципы вмешательства носят часто характер политических и соц. акций.

Соц. работник не использует отдельных техник при оказании помощи мужчинам и женщинам, за исключением нонсексистской с.р., хотя некоторые элементы с.р. требуют учета поло-ролевой доминантности. В практике с.р. есть ряд гендерных подходов к индивидуальной проблеме клиента. Такие подходы направлены на понимание соц. истории клиента.

2. Этнологические аспекты теории СР

Под этноцентризмом понимается такая система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей. Предубеждение и абсолютизация социокультурной идентичности одной этнической группой над другой вызывают к жизни определенные стереотипы поведения людей.

  1. Беспристрастный недискриминатор – человек, не причиняющий ущерба лицам других этнических групп.
  2.  Беспристрастный дискриминатор – человек, не понесший ущерба со стороны других этнических групп, но проявляющий дискриминацию по отношению к другим группам, так как ему социально и материально выгодно так поступать.
  3.  Потерпевший недискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и испытывающий враждебность по отношению к ним, однако признающий закон, соц. нормы и ценности, что не позволяют ему распространять на них агрессию.
  4.  Потерпевший дискриминатор – человек, понесший ущерб от других этнических групп и не верящий в идеалы свободы и равенства; последовательно осуществляет дискриминацию других этнических групп.

Причины этнической дискриминации связаны со следующими основными факторами.

Модели энкультурации. Человек в процессе энкультурации усваивает определенные культурные стереотипы. Иногда воспитанный в определенном этносе субъект в силу определенной организации психики неадекватно воспринимает незнакомые индивидуальные и групповые поведенческие и социокультурные проявления.

Модели социализации. Индивид в процессе вхождения в общество усваивает определенные нормы поведения, осваивает систему коммуникаций, познает систему общественных связей и отношений. Важную роль в процессе социализации играют этнические модели соц. научения. Фактором различных видов соц. давления является культурная принадлежность клиента.

Этническая агрессия и предрассудки. Ситуационные факторы, такие, как анонимность и раздражение, играют более значимую роль в проявлениях этнической агрессии. Люди имеют большую склонность к дискриминации, когда они оскорблены и ощущают угрозу и / или свободны от общественного осуждения. Независимо от расы, люди, имеющие предрассудки в отношении других этнических групп, более агрессивны, чем люди без предрассудков.

Этнические проекции. Этнические проекции в плане дискриминации связаны с культурным шоком и с индивидуальными проекциями. Культурный шок часто связан с миграцией, когда этнические группы добровольно либо по принуждению меняют свою среду обитания. Культурный шок как последствие миграции связан с новым для мигранта разнообразием «вербальных и невербальных символов», которые дезориенитуют его в повседневной жизни, приводят к стрессовым ситуациям. При этом наблюдается чувство беспомощности, страх быть обманутым или оскорбленным. Таким образом, явления, сопровождающие культурный шок, могут провоцировать негативные установки для возникновения агрессии. В основе индивидуальных проекций нередко лежит феномен «негативных качеств личности». Некоторые люди имеют негативные качества, от которых они подсознательно хотели бы избавиться. До конца их не осознавая, а потому и не имея возможности и упорства это сделать, они «проецируют» эти свои качества на чужие этнические группы, освобождаясь таким образом от отрицательных эмоций в отношении себя и направляя их вовне.

Традиционализм. В этом случае господствуют групповые установки, когда дискриминация другой, «не своей» группы позволяет снимать ощущение «неуверенности и подчиненного положения». Такая позиция выражается в оценке чужой культуры на основе традиционных для данной культуры символов, ценностей и стереотипов как абсолютно ценных.

Экономический фактор. Конкуренция на рынке труда предъявляет определенные требования к работающим. Социокультурные теории рассматривают дискриминацию как последствие этой конкуренции, когда этническое большинство стремится сохранить свое общественное влияние и упрочить свои экономические позиции. Именно экономические отношения определяют существование различных форм эксплуатации, использующих расистские настроения.

Практика с.р. с этночувствительными группами клиентов предполагает наличие определенных знаний у с.р-ка, таких, как знание культуры клиента, особенности соц. ценностей и ориентаций, стереотипы поведения и специфику взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с такими клиентами с.р-к должен придерживаться следующих принципов:

  • осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента;
  • оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним;
  • планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должна способствовать система административных действий;
  • сотрудники соц. агенства, работающие с этническими меньшинствами, должны иметь соответствующую квалификацию;
  • этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности для специального профессионального обучения.
  • В зарубежной практике с.р. с этническими группами широко используется концепция стратегии полномочий. В ее основе лежит устранение негативных влияний и отрицательных оценок, которые обычно имеют этническое меньшинство.

Этнические меньшинства страдают не столько от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизм власти. Цели стратегии полномочий включают:

  • обнаружение реальных проблем клиента;
  • предоставление с.р-ком специфических знаний для использования клиентом в решении своих проблем;
  • использование структур власти для изменения ситуации клиента.

Эта модель относится не только к уровню власти, но и к уровню семьи, которая является мощным социокультурным фактором.
Работа с этническими группами выдвигает ряд специфических требований к роли и компетенции с.р-ка. В практике взаимодействия с этночувствительными группами с.р-к выступает в следующих основных ролях: как консультант, к-й предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; как тренер учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

3. Геронтологические аспекты теории социальной работы

Наибольшую актуальность в практике с.р. занимают проблемы людей пожилого возраста. В теории с.р. с целью успешного осуществления практики применяются различные соц.-геронтологические концепции.

Теория разъединения. В основе – принцип необходимого равновесия между молодым и пожилым поколением. Процесс межпоколенного отчуждения, в ходе которого люди пожилого возраста освобождаются от соц. ролей, связанных с трудовой деятельностью, обусловлен соц. контекстом. Этот процесс рассматривается как фатальная неизбежность и носит объективный характер.

Теория активности. Для сохранения психологического равновесия, самооценки и самосознания, нарушение которых происходит в силу утраты пожилыми людьми социальных ролей, им необходимы новые виды деятельности и новые соц. роли, соответствующие их потребностям и активности.

Теория субкультуры. Пожилые люди рассматриваются как носители системы особых ценностей, норм и стереотипов, которые позволяют им адаптироваться к новым условиям, формировать новые связи, перестраивать свои психологические установки.

Теория возрастной стратификации. Общество разделено на возрастные страты. Каждое поколение обладает уникальным опытом, к-й невозможно повторить, однако отдельные его элементы могут использовать последующие поколения.

Теория интенциональности. Человек в своем развитии проходит несколько фаз жизни, основой которого выступает интенция как выбор осознаваемых или неосознаваемых целей. В последней фазе люди престают преследовать цели, которые ставили в юности. В этот период человек пытается осознать смысл своего существования, воспринимая жизнь как целое. В зависимости от достижения цели человек получает удовлетворение или разочарование.

Эпигенетическая теория. Проблемы людей старшего возраста рассматриваются как определяемый возрастом психосоц кризис. Он возникает из-за того, что люди, не реализовавшие себя, сожалеют о невозможности пережить свою жизнь заново либо отрицают свои недостатки с перенесением их на окружающий мир.
Особенность пожилого человека заключается в том, что он чаще выступает как объект насилия со стороны соц. окружения. В научной литературе можно выделить три подхода к проблеме насилия над людьми пожилого возраста.

Ситуативная модель. Причинами насилия являются структурные и ситуативные факторы, наиболее значимые из которых связаны с деформацией личности пожилого человека и с личностью опекуна, с моделью поведения, которая была сформирована в процессе воспитания в семье.

Теория социальных изменений. В связи с тем, что пожилые люди более беспомощны, они имеют меньше вариантов и моделей взаимодействия, что провоцирует опекунов на агрессию.

Модель символического взаимодействия. Насилие провоцируется несовпадением образов человека в его прошлом и настоящем.

В то же время пожилым людям свойственны проблемы, связанные с физиологическими аспектами старения, с одиночеством, кризисом семейных отношений, с алкоголем, психической неуравновешенностью. Физиологические аспекты старости связаны с ослаблением ряда функций. Могут наблюдаться процессы обеднения эмоциональной жизни или, наоборот, эмоциональные перегрузки. В первом случае это может привести к нарушению коммуникативных связей и деградации человека, а во втором – к нарушениям в мозговом кровообращении (расстройство речи, паралич). Физические заболевания, как и психические расстройства, могут приводить к тому, что обычно спокойные люди становятся беспокойными, агрессивными. Психические расстройства имеют комплекс причин, связанных с биологическими и соц. факторами. Слабость к алкоголю у людей престарелого возраста во многом объясняется тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе окружающих, сняты. К тому у пожилых людей существует определенная мифология, вызванная психосоматическими реакциями и психологическими установками.