Занятие № 4 (2/8)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие и виды познавательных психических процессов.
  2. Ощущение.
  3. Восприятие.

Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что один процесс (восприятие) невозможно без другого (памяти), запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание как познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью, кроме того, они являются волевыми операциям.


Всю информацию об окружающем мире человек получает через различные ощущения. Причем развиваются эти ощущения в процессе жизненного опыта, не имея ощущений, человек не имел бы и сознания, как бы в противном случае оно было бы выключено у него.

Ощущения — это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном влиянии на органы чувств.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на:
— ощущения, связанные с рецепторами на поверхности тела: зрительные слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные;
— ощущения, связанные с рецепторами во внутренних органах;
— кинестетические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях.

В зависимости от модальности анализатора различаются: зрительные, слуховые, кожные мышечные (вестибулярные), обонятельные, вкусовые, органические и болевые.

Аппарат, который отвечает за формирование ощущений, называется анализатором. Открыл и описал его И.П. Павлов. В структуру анализатора входят рецепторы, афферентные нервы, эфферентные нервы.

Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, который называются рецептором. Воздействие раздражителя приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему (афферентному) нерву передается в определенные участки больших полушарий головного мозга, ответная реакция передается по эфферентному нерву.
Издавна психологов интересовала проблема измерения ощущений. Так появилась наука, которая называется психофизика. Это необходимо для создания медицинской техники, для создания приборов, которые контролируют шум на производстве.

Выделяют такие понятия:

  1. абсолютно нижний порог ощущения — min по величине стимул способный вызвать едва заметные сенсорные ощущения;
  2. абсолютно верхний порог ощущений — раздражитель, который продолжает восприниматься как раздражитель соответствующего качества;
  3. относительный порог ощущения — величина, на которую необходимо изменить стимул, чтобы изменилось ощущение.

Нижний и верхний пороги ощущений характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от разных условий.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией. Она может проявляться в понижении или повышении чувствительности. Степень адаптации различных органов различна. Высокая адаптированность отмечается в обонятельных ощущениях, в тактильных ощущениях и световых. Меньше адаптируются слуховые и холодовые ощущения и очень небольшая адаптация в болевых ощущениях.

У людей лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов. Сенсибилизация — это повышение чувствительности какого-либо органа. Она отличается от адаптации двумя моментами:

  1. При адаптации чувствительность меняется по обе стороны, при сенсибилизации только в сторону повышения.
  2. На адаптацию оказывают влияние условия внешней среды, на сенсибилизацию в основном физиологические или психологические изменения самого организма.

Причинами увеличения чувствительности могут быть:
— компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются;
— тренировка органа чувств (дегустаторы);
— изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.)

Синестезия (с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) — это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный — горячий).


Восприятие — это отражение в нашем сознании всей совокупности ощущений о свойствах предметов и явлений в целом. Восприятие не сумма ощущений, а качественно новая ступень познания.

Это процесс познания целостных сложных вещей и явлений, которые существуют в мире и представлены в сознании виде образов. Образ – это целостная устойчивая система ощущений.

Структура приема информации
Раздражитель -> органы чувств -> возникают нервные импульсы -> посылаются в головной мозг -> обрабатываются и формируются отдельные ощущения -> складывается целостное восприятие -> информация сопоставляется с эталоном памяти -> происходит опознание предмета -> мыслительная деятельность -> осмысление.

Основные свойства образов восприятия:

  1. предметность — отнесенность психологического явления к реально существующим предметам;
  2. константность — это способность человека воспринимать качества одних и тех же явлений и предметов в изменяющихся условиях;
  3. целостность — способность восприятия к созданию целостного образа (музыка, чтение).
    Пример: шесть палочек, стоящих через определенный промежуток, мы видим как три столбика.
  4. категориальность (осмысленность). Образы всегда имеют смысловое значение) — любой предмет воспринимается нами как отнесенный к определенной категории. Пример: три палочки в плоскости, расположенные относительно друг друга в следующем порядке, воспринимаются нами как целостная геометрическая фигура — треугольник;
  5. избирательность. Проявляется активность сознания. Нельзя познать все сразу;
  6. апперцепция одни и те же предметы разные люди воспринимают различно, в соответствии с задачами, психологическим состоянием человека, его опытом. Мяч (вратарь и игрок).

Виды восприятия:

  • восприятие величины и формы предметов;
  • восприятие объемности и удаленности предметов;
  • восприятия пространства;
  • восприятие времени;
  • восприятие человека человеком.

Иногда, например, при повороте головы, либо изменении скорости перемещения тела в пространстве проявляется несоответствие сигналов, поступающих в мозг со стороны вестибулярного, двигательного и кожного анализаторов, с одной стороны, и зрительного — с другой. В результате разлада между этими источниками информации пространственного положения возникает ряд пространственных иллюзий.

Иллюзии вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами:
Примером физической иллюзии может служить восприятие стоящей палки в сосуде с водой, она кажется изломанной.
Или, если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Это физиологическая иллюзия.
Примером психологической иллюзии являются искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.
Цвет и освещенность объектов также искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Так, если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенных в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный.
Иллюзии могут явиться причинами ошибок в определении размеров, параллельности и удаленности предметов, поэтому везде, где требуется точность, зрительные восприятия должны проверяться измерительным инструментом.