Трансактный анализ эрика берна. Трансактный анализ Э

Трансактный анализ – это целесообразная психологическая модель, предназначающаяся для отображения и анализа поведенческого функционирования человека, проявляющаяся индивидуально и в группе. Такая модель охватывает философию, концепцию и способы, способствующие пониманию людьми самих себя, личных особенностей взаимодействия с окружением. стал стержневой исходной точкой для формирования данной концепции. Автором концепции считается Э. Берн. При этом трансактный анализ в качестве психологической модели, приобрел существенно более масштабный характер. Специфичность его состоит в простом изложении доступным языком. Его фундаментальные принципы абсолютно элементарны и общедоступны.

Базисом данной концепции является постулат, утверждающий, что индивидуум, пребывая в определенных условиях, может совершать поступки, опираясь исключительно на одну из трех я-позиций, имеющих четкие отличия.

Трансактный анализ Эрика Берна считается рациональным методом понимания поведенческих реакций, базирующийся на умозаключении, что каждый индивидуум может обучиться мыслить за себя, доверять себе, открыто выказывать собственные чувства, принимать независимые решения, выстраивать близкие контакты.

Трансактный анализ Берна

Теория трансактного анализа Берна одновременно являет собой анализ и психокоррекционное воздействие. Каждый при рождении имеет способность развивать собственные возможности во благо социума и своей персоны, продуктивно и творчески трудиться и радоваться жизни. Само словосочетание «трансактный анализ» в дословном переводе означает анализ взаимодействия.

Трансактный анализ Эрика Берна основывается на умениях субъектов понимать собственные поведенческие реакции, отделять неадекватные его паттерны от собственной личности. Так как индивидуум обладает правом выбора, он имеет возможность стать самостоятельным, свободным от собственного прошлого, внушенных стереотипов поведения, тем самым изме­няя установленный «жизненный сценарий» (судьбу). Отличие описываемой концепции от прочих заключается в отсутствии фиксации внимания на отдельных поведенческих реакциях, а обращается к более значимым и продолжительным формам и следстви­ям поведения.

Трансактный анализ общения направлен на установление более открытых и истинных взаимодействий между субъектами и между внутренними структурами личности. Трансакция — это единица коммуникативного взаимодействия, которая может являться стимулом или реакцией, то есть направлена на человека либо исходит от него. Анализ процесса общения, представленного в виде последовательности трансакций, выявляет причины проблем и нарушений в людских взаимодействиях.

По Берну человеческая личность характеризуется наличием трех составных частей – эго-состояний или этажей (ярусов). С целью упрощения понимания он назвал эти состояния (ярусы): родитель, взрослый и ребенок. Каждый индивидуум имел родителей либо людей, выполняющих их роль, поэтому все, что дите скопировало и сберегло в себе продолжает существовать в его психике всю жизнь, постепенно несколько трансформируясь и модернизируясь. Это и будет являться эго-состоянием «родитель». Проще говоря, в каждой личности живут родители, воспитывавшие их в детстве, и продолжающие по сей день заниматься их воспитанием, что проявляется в моральных установках и нравственных ориентирах, пристрастности и сегодняшнего поведения. Родитель в субъекте отвечает за его совесть и занимает верхний ярус личности, являясь самым хрупким звеном. Например, в процессе алкогольного опьянения, первым отключается «родитель», что может проявляться в бессовестности, безнравственности, нередко, аморальности поведения.

Эго-состояние «взрослый» ответственно за анализ реальности и проведение оценки возможностей. Данное состояние является структурой личности, адекватно реагирующей на происходящие события конкретно «здесь и сейчас». Эго-состояние «взрослый» воспринимает и преобразует информацию, получаемую в настоящем, словно компьютер. Кроме того, это эго-состояние также является и посредником во внутренних взаимоотношениях родителя и ребенка.

Каждый субъект когда-то был малышом, поэтому отголоски из детства обнаруживаются во взрослом существовании индивида в качестве эго-состояния «ребенок». Данное состояние характеризуется нахождением под сдерживающим, дозволяющим и провоцирующим воздействием «родителя». Это проявляется в воспроизведении немного измененных детских поведенческих реакций, таких как чувство вины, стыд, необоснованный страх, чрезмерная тревожность, обида, ожидание чуда, фантазии, протесты, ребячество, беззаботность, веселье, смех.

Эго-состояние «ребенок» ответственно за восприимчивость, эмоциональность, интуицию, творческое самовыражение и неадекватное поведение. То есть в каждой личности существует маленькая девочка или мальчик.

Трансактный анализ общения характеризует психически здорового и успешного субъекта как автономную, слаженную и бесконфликтную работу всех трех состояний. Общие поведенческие реакции находятся под контролем эго-состояния «взрослый».

При внутриличностных конфликтах, в ситуациях когда «взрослый» утрачивает власть, вследствие чего не может регулировать взаимоотношения «родителя» и «дитя», наступают различные тупиковые ситуации, которые приводят к проблемам психологической направленности, например, плохое настроение, конфликты, депрессии, неврозам и т.п.

Каждое состояние эго является жизненно важным, поскольку осуществляет определенные функции. Отсюда, все нарушения коммуникативного взаимодействия связаны с подавлением одного состояния или с его обнаружением в ситуациях, которыми это состояние не должно управлять.

Психотерапия трансактный анализ по Берну, должен «оживлять» подавленное эго-состояние либо обучать актуализации в случаях, когда это нужно для гармоничного взаимодействия. С позиции данной концепции, для оптимального личностного функционирования необходимо гармоничное сосуществование в индивиде всех трех состояний Я. Задачей структурного анализа является выявление взаимоотношения между состояниями личности, помощь в осознании и исправлении внутриличностных проблем с целью приспособления и исключения патологии.

Детально разработанная теория трансактного анализа Берна предлагает еще ряд определений, необходимых для понимания происходящего во время коммуникативного взаимодействия между людьми, а именно игра, поглаживания, вымогательство, ранние решения и запреты, жизненный сценарий.

Фиксированный и бессознательный поведенческий паттерн, в кото­ром индивид стремится избегнуть полноценного контакта (близости) посредством манипулятивного поведения называется игрой. Например, фразы по типу: «смотри, что ты со мной сделала», «если бы не ты».

Игры трансактного анализа являют собой вытекающие одна из одной серии добавочных скрытых трансакций с отчетливым конкретным и предсказуемым итогом, который необходим одному из игроков.

Поглаживаниями называются трансакции, отвечающие за индуцирование положительных чувств или негативных эмоций. Отсюда, поглаживания бывают позитивными, пример, «ты мне симпатичен», негативными, пример, «вы мне неприятны», условными, пример, «вы бы мне были более симпатичны, если бы..» и безусловными – «я тебя принимаю именно таким, каким ты есть».

Вымогательством является способ поведенческого реагирования, при помощи которого индивиды осуществляют привычные установки, порождая у себя негативные эмоции, вынуждая других успокаивать их. Вымогательство обычно получает инициатор игры (то есть манипулятор) в ее конце.

Ранние решения и запреты являются одними из главных терминов трансактного анализа, которые означают информацию, передающуюся от родителей к ребенку на этапе детства, из состояния «ребенок» вследствие переживаний, тревог и забот родителей. Такие запреты можно сопоставить с неизменными моделями поведения. Ответной реакцией на эту информацию являет принятие ребенком «ранних решений». Другими словами, у ребенка вырабатываются формулы поведения, которые вытекают из «запретов».

Жизненный сценарий является аналогией «стилю жизни» Адлера. Он охватывает запреты (родительские посылания), ранние решения (ответная реакция на запрет), игры, воплощающие ранние решения, вымогательства, служащие оправданием ранние решения, ожидания и гипотезы об окончании «жизненной пьесы».

Игры трансактного анализа – это комплекс трансакций, характеризуемых скрытой мотивацией, цепь ходов, которые содержат в себе западню либо подвох. Выигрышем является конкретный эмоциональный настрой, к которому игрок испытывает бессознательное стремление

Трансактный анализ взаимодействия ставит целью помочь индивиду осознать собственные игры, сценарий жизни, я-состояния и принять при необходимости свежие решения, относящиеся к поведенческому реагированию и построению дальнейшей жизни. Суть психокоррекционной работы заключается в осво­бождении личности от реализации навязанных поведенческих программ и помощи ему в обретении независимости, спонтанности, способности к полноценным контактам (близкие отношения).

Психотерапия трансактный анализ, главным образом, перенята из . Структурный анализ я-позиции предполагает показ и взаимодействие посредством техник, основанных на ролевых играх, с сопровождающими обеспечениями фактического и гипотетического характера трансакций. Выделяются, преимущественно, две основные проблемы, а именно контаминации, заключающиеся в смешивании двух разных эго-позиции, и исключения, заключающиеся в жестком ограничении эго-состояний друг от друга.

Методы трансактного анализа применяются с целью решения различных коммуникативных проблем, при нарушении нормального взаимодействия внутри себя и между людьми. Данный метод рассматривает четыре потенциальные позиции жизни, которые определяют отношение к окружению и собственной личности:

— ты хороший – я хороший либо вы в порядке – я в порядке;

— ты плохой – я хороший либо вы не в порядке – я в порядке;

— ты хороший – я плохой либо вы в порядке – я не в порядке;

— ты плохой – я плохой.

Первая позиция считается основным жизненным постулатом и представляет собой те установки, которые делают индивида удовлетворенным жизнью. Если бы все субъекты придерживались данной позиции, то в трансактном анализе не было бы необходимости. Внешние обстоятельства вынуждают индивидов выбирать иные установки, в результате которых появились три другие позиции.

Второй позицией руководствуются люди, предрасположенные к асоциальному поведению, манипулированию окружением. Такие люди убеждены, что обоюдовыгодное сотрудничество между субъектами невозможно, они считают для себя невозможным что-то открыто попросить у социума, а потому для получения желаемого они стараются обязательно обмануть другого индивида.

Третьей позиции придерживаются субъекты, считающие себя недостойными. То есть они убеждены, что недостойны высокого заработка, счастливой жизни, лучшего партнера. Таких индивидов постоянно мучает собственная неполноценность и чувство вины. Они существуют, будто по какому-то фатальному сценарию. Ежедневно эти субъекты уступают собственные жизненные позиции окружающим индивидам, нивелируя при этом свои интересы.

Четвертая позиция принадлежит лицам, неудовлетворенным собственным бытием, а следовательно и глубоко несчастным. Нередко эта позиция приводит индивидов к суицидальным попыткам. Берн полагал, что все ресурсы для превращения в счастливую личность, есть в наличии у каждого индивида.

Трансактный анализ взаимодействия позволяет субъектам взглянуть на собственную персону, словно со стороны, и отыскать в себе ресурсы, необходимые для свершения перемен.

Кроме того, с успехом применяется трансактный анализ конфликта для прогнозирования и предупреждения возникновения конфронтаций в межличностных контактах. Для разрешения конфликтной ситуации, в первый черед, необходимо суметь остаться в позиции взрослого. А затем, следует постараться вывести своего оппонента на взрослую позицию. С этой целью рекомендуется вначале дать согласие, а потом задать вопрос.

Методы трансактного анализа, сформированные Берном, имеют несколько стадий: теория эго-состояний или структурный анализ, трансактный анализ коммуникативного взаимодействия и деятельности (базирующийся на определении «трансакция» как взаимодействии я-позиций двух индивидов, вступивших), анализ игр и жизненного сценария (скриптоанализ).

Сегодня довольно востребован трансактный анализ обучение которому позволяет выйти на качественно новый уровень профессионализма. Данный метод предоставляет возможность личностного роста и профессионального развития в широком круге профессий, имеющих связь с интенсивными межличностными контактами.

Теория трансактного анализа

Выделение эго-позиций в теории трансактного анализа базируется на трех аксиоматических постулатах:

— каждый ныне взрослый ранее был ребенком, который в каждой личности представлен я-состоянием «ребенок»;

— каждый субъект с нормально сформированными мозговыми структурами к адекватному оцениванию реальности потенциально способен (умения систематизировать извне приходящие данные и принимать рациональные решения относятся к я-состоянию «взрослый»;

— каждый индивид имел или имеет и сегодня родителей либо заменивших их лиц (родительское начало есть в каждой личности, которое принимает вид я-состояния «родитель»).

У Берна «взрослый» является как бы арбитром между я-состояниями «ребенок и родитель». Взрослый решает, подвергая анализу информацию, какие поведенческие реакции максимально соответствую конкретным обстоятельствам, от каких паттернов следует отказаться, а какие, наоборот, нужно включить.

Одно я-состояние бывает «загрязнено» другим я-состоянием.

Трансактный анализ примеры, индивид путает родительские правила для я-состояния взрослой «здесь-и-сейчас реальности (таким образом, взрослое «Я» стало загрязнено эго-состоянием «родитель»), когда верования берутся в качестве фактов (то есть взрослое эго загрязняется эго-состоянием «ребенок»).

Посредством наблюдения за вербальными и несловесными составляющими поведения можно диагностировать эго-позиции в личности. Трансакциями называются словесные и невербальные взаимодействия, происходящие между людьми. То есть трансакцией является обмен воздействиями между я-состояниями беседующих субъектов. Такие воздействия бывают безусловными и условными, отрицательными и положительными. Кроме того, трансакции бывают параллельными, скрытыми и пересекающимися.

Параллельными называются трансакции, при которых посыл, идущий от одного индивида, непосредственно дополняется ответной реакцией другого (вопрос – ответ). Подобные взаимодействия не могут производить конфликты и способны длиться неограниченное время (первый закон общения).

Пересекающиеся трансакции характеризуются способностью продуцировать конфликты. В таких случаях на посыл дается неожиданная ответная реакция, то есть активизируется не то эго-состояние. Например, муж на вопрос «где мои ключи», получает от жены ответ «возьми там, куда положил». Иными словами, на посыл, исходящий от взрослого, дается ответная реакция родителя. Подобные перекрестные трансакции могут начинаться взаимными укорами, колкими репликами, а заканчиваются ссорой.

Целью трансактного анализа является выяснение, какое именно эго-состояние направило коммуникативный посыл и какое эго-состояние получило этот посыл.

Трансактный анализ конфликта заключается в преобразовании рядовых трансакций в незаурядные, совпадающие с конкретной ситуацией. Другими словами, когда ситуация нуждается в совместной работе труда, то два ребенка не в состоянии договориться, а следовательно, и продуктивно взаимодействовать. Для таких ситуаций необходимо я-состояние «взрослый». Трансакции являются параллельными незаурядными, то есть параллельными, когда векторы посыла и ответной реакции совпадают, и пересекающимися, то есть рядовыми, когда эти векторы пересекаются, вследствие чего наступает конфронтация (второй закон общения). В процессе анализа трансакций мало лишь установить факт пересечения векторов. Нужно еще определить, какой личностный компонент неожиданно активизировался и разрушил коммуникативное взаимодействие. Трансактный анализ пример участник трансакции на призыв взрослого эго-состояния к его взрослому «Я» реагирует детской я-позицией, то необходимо отложить решение ситуации, пока векторы не станут соответствовать состоянию, в котором могут стать параллельными дальнейшие трансакции.

Скрытые трансакции охватывают более двух я-состояний, поскольку информация в них камуфлируется под социально приемлемый посыл, однако ответное реагирование ожидается со стороны действия скрытого сообщения. Следовательно, скрытые трансакции содержат неявные сообщения, посредством которых можно скрыто воздействовать на людей (люди не осознают, что на них оказывается воздействие).

Современный трансактный анализ рассматривает личное изменение как модель решений. Фундаментом всей терапии современной концепции трансактного анализа является убеждение, основанное на изменении таких ранних решений.

В современном направлении описываемого метода терапевт и клиент несут обоюдно направленную ответственность за результат целей контракта, которые направлены на достижение выхода из сценария, а также обеспечение автономии.

Современный трансактный анализ ориентирован на личностное изменение. В этом заключается его основная цель, а понимание личностных проблем не рассматривается в качестве результата терапии. Наоборот, их осознание являет собой инструмент, направленный на видоизменение личности. Само же видоизменение включает принятие решения на трансформацию, а затем наступает деятельный процесс по его осуществлению.

Современный трансактный анализ обучение включает теорию личности, детского развития и коммуникаций, анализ сложных структур и организаций. Он представляет собой, в практическом применении, систему коррекционного воздействия на отдельные личности, на супружеские пары, семьи и другие группы.

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne) - американский психиатр, последователь психоанализа, автор теории трансактного анализа. Его самые известные книги - «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых» .

Человек - это своеобразная энергетическая система, которая наполнена массой напряжений и пытается найти состояние покоя. Напряжение - это вышедшая из равновесия энергия, проявляющаяся в чувстве удрученности и беспокойстве. Это чувство появляется из-за постоянной потребности человека снимать напряжение и восстанавливать потерянное равновесие. Потребности, сопровождаемые напряжением, называют желаниями. Задача психолога сводится к тому, чтобы распознать желания человека и помочь ему снять существующее напряжение.

Главная проблема человека, по Э. Берну, заключается в том, что ему очень часто приходится относить процесс снятия напряжения. Случается так, что он просто не знает, где и как это сделать. Удовлетворение одних напряжений побуждает в человеке возникновение новых, порой более сильных напряжений. Человек - это живая энергосистема, поэтому главной задачей человека остается удовлетворение желаний, снятие вызываемых желаниями напряжений, и делать это следует так, чтобы не вступать в конфликт с окружающими людьми, средой и, главное, с самим собой.

В каждый момент своей жизни человек стремится снять самое сильное из имеющихся напряжений, хочет удовлетворить самое сильное из желаний. Любое желание, получившее удовлетворение, приближает его к заветной цели - к ощущению безопасности, покоя, к полному освобождению от беспокойства. Беспокойство - признак напряжения, оно убывает по мере восстановления энергетического равновесия. Беспокойство вызвано не самим событием, а мыслью о том, что событие может препятствовать перспективе удовлетворения его желаний. Нет желания - нет беспокойства .

Люди думают, что они приближаются к безопасности, но на самом деле они ищут ощущение безопасности. Жизни в полной безопасности быть не может. Ощущение безопасности - это итог того, что происходит внутри нашей психики, такое состояние не отражает событий, происходящих во внешнем мире. Как правило, страхи перед внешними причинами уменьшаются по мере осознания того, что с ними можно справиться, что они несут лишь временную угрозу для достижения нашей цели.

Проблема человека такая же, как и у любой энергосистемы: найти путь наименьшего сопротивления для разрядки напряжения. Батарейка в электрической цепи находит такой путь за долю секунды, человек может потратить на это годы. Человек способен откладывать разрядку на неопределенное время, поскольку он может хранить энергию внутри психики. Вместе с тем, природа и окружающие люди все время расцениваются как помехи на пути удовлетворения своих желаний и снятия возникающего напряжения. Чем вернее человек оценивает окружающий мир и населяющих его людей, тем быстрее и качественнее он получает удовлетворение своих желаний.

Наблюдая за спонтанной социальной деятельностью (в условиях психотерапевтической группы) Бёрн обнаружил, что время от времени люди демонстрируют весьма заметные изменения в своем поведении, - в своем общем состоянии, стиле речи, интонациях и эмоциях. Эти поведенческие проявления часто сопровождаются и эмоциональными сдвигами. Возникающий поведенческий паттерн согласуется с определенным психическим состоянием, в то время как друтой паттерн соответствует иному состоянию психики, чем первый. Эти изменения и различия навели Бёрна на идею существования эго-состояний.

К самой идее «эго-состояний» следует отнестись с особым вниманием. Это очень сильная и совершенно нетривиальная идея . Ведь Бёрн фактически утверждает, - вопреки одной из основных посылок почти всей гуманистической психологии, - что человек не является единым и целостным: поведение и соответствующие ему физиологические, эмоциональные и умственные состояния человека систематически изменяются таким образом, что это указывает скорее на множественность, чем на единство. Вот как сам Берн об этом пишет: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью... обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются» . Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго-состояния можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По- видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность» . Из процитированного отрывка можно понять, что эго-состояния даже более реальны, чем так называемая «личность», и определяют не только психологическую, но до некоторой степени и социальную реальность. Нетрудно почувствовать, насколько это противоречит большинству психологических теорий и насколько отличается от представлений здравого смысла: с точки зрения последнего, каждый из нас является одним, единым человеком, который «очевидным» образом определяется, с одной стороны, своим физическим телом, с другой - паспортом (водительским удостоверением, счетом в банке и пр., то есть «социальным телом»).

Фактически Берн (хотя, конечно, не только он) утверждает, что «на самом деле» (то есть на психологическом «самом деле») это не так, что человек не един. И бессмысленно спрашивать, когда он является (и является ли вообще когда-нибудь) «самим собой»: в одном эго-состоянии он представляет собой нечто одно, а в другом - другое. . Профессиональным языком эго-состояния могут быть описаны следующим образом: феноменологически - как система чувств и операционально - как поведенческие паттерны. Более простым языком их можно определить как систему чувств, связанную с определенными поведенческими схемами. Каждая личность имеет ограниченный репертуар подобных эго-состояний, которые являются не ролями, а психологической реальностью. Этот репертуар может быть описан следующими категориями:

1. Эго-состояние, сходное с состоянием родительской фигуры;

  • 2. Эго-состояние, самостоятельно по своей природе и направленное на объективную оценку реальности;
  • 3. Эго-состояние, все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющее собой архаические пережитки .

Неформально проявления этих Эго-состояний называются Родитель,

Взрослый и Ребенок. В каждый момент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одном из трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому, однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу.

Следуя этой точке зрения, была создана структурная схема, отражающая строение личности любого человека и включающая в себя все вышеперечисленные эго-стостояния. Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное эго-состояние или как влияние Родителя. В первом случае он подражает одному из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

Точно также и Ребёнок может проявлять себя в двух ипостасях: как адаптивный Ребёнок (модифицирует своё поведение согласно ожиданиям родителей) и естественный Ребёнок (спонтанно самовыражается, например, бунтуя или творя) .

Каждому эго-состоянию соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Следует помнить о том, что каждый вид эго-состояния имеет собственную жизненную ценность для организма. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

Родитель (аналогичен "сверх-Я" в фрейдистской структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

Ребенок выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные - отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

Взрослый - наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Ребенке. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.

Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека.

Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Теория Эрика Берна относится к интерперсональной, основным понятием которой является игра. Игра есть последовательный ряд дополнительных скрытых взаимодействий, движущихся определенному предсказуемому исходу. Ее можно описать как последовательность взаимодействий, нередко повторяющихся, внешне невинных, но со скрытой мотивировкой .

Проще говоря, это ряд ходов с западней или «уловкой». Игры отчетливо отличаются процедур, ритуалов и развлечений двумя основными особенностями:

  • 1) скрытым характером;
  • 2) наличием вознаграждения. Процедуры могут быть успешными, ритуалы эффективными, развлечения полезными, но все они, по определению, честны; они могут включать в себя соревнование, но не конфликт; завершение их может быть сенсационным, но не драматическим. Напротив, любая игра в своей основе нечестна; исход ее имеет драматический характер, существенно отличный от простого возбуждения.

Ниже излагается схема Э. Берна для теоретического анализа игр .

Тезис . Это - общее описание игры, включающее внешнюю последовательность событий (общественный уровень) и информацию об их психологической основе, эволюции и значении (психологический уровень).

Антитезис . Предположение, что некоторая последовательность составляет игру, остается гадательным, пока оно не подтверждается экзистенциально. Такое подтверждение осуществляется путем отказа играть или невыплаты вознаграждения. Тогда субъект предпринимает более энергичные усилия для ее продолжения. Столкнувшись с непреклонным отказом играть или с успешной невыплатой, он погружается в состояние, называемое «отчаянием», в некоторых отношениях напоминающее депрессию, но в ряде существенных от нее отличное. Это состояние острее и содержит элементы фрустрации и замешательства, может проявиться, например, в виде растерянного плача. В успешной терапевтической ситуации оно может вскоре смениться смехом, свидетельствующим о констатации Взрослого: «Вот снова на ногах!» Таким образом, отчаяние - забота Взрослого, тогда как депрессия - Ребенок, держащий в руках власть. Противоположность депрессии - оптимизм, энтузиазм живой интерес к окружающему; отчаянию же противоположен смех. Отсюда - удовольствие терапевтического анализа игр.

Цель . Имеется в виду просто общее назначение игры. Иногда встречаются альтернативы.

Роли . Как уже было указано, состояния эго - не роли, а реальные явления. Поэтому различие между состояниями эго и ролями должно быть установлено формальным описанием, зависимости от числа ролей различаются игры с двумя, тремя и многими игроками. Иногда состояние эго данного игрока соответствует его роли, иногда нет.

Динамика . Устанавливая движущие психодинамические силы, стоящие за каждым случаем игры, мы сталкиваемся с альтернативами. Обычно удается, однако, найти единственное психодинамическое понятие, позволяющее метко и содержательно обозначить ситуацию.

Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

Трансактный, или трансакционный (transactional), анализ - си­стема групповой психотерапии, в которой взаимодействие индиви­дов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я.

Основателем этого направления в психологии и психотерапии является американский психолог и психиатр Эрик Берн, который разработал его в 50-е гг. XX в. Э.Берн выделил предмет иссле­дования и наблюдения - человеческое поведение. Он не только со­здал метод трансакционного анализа, но и подробно изложил его в своих многочисленных книгах, несколько из которых были пе­реведены на русский язык.

Метод, созданный Э. Берном, делится на несколько этапов:

■ структурный анализ, или теория эго-состояний;

■ собственно трансакционный анализ деятельности и об­щения, основанный на понятии «трансакция» как взаи­модействии эго-состояний двух вступающих в общение индивидов (под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта);

■ анализ психологических игр;

■ скриптоанализ (анализ жизненного сценария - «скрип­та»).

Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сцена­рием продолжают играть в различные игры. Вся жизнь человече­ства заполнена играми. По мнению Э. Берна, самой страшной иг­рой является война. Различают три Я-Состояния: Я-Взрослый, Я-Ро-дитель, Я-Ребенок. Групповая психотерапия, по Э.Берну, должна складываться на уровне Взрослый-Взрослый. Руководитель пред­приятия, менеджер должен научиться выделять состояния Взрос­лого как в своем собственном сознании и поведении, так и в со­знании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиен­тов, партнеров, добиваясь общения на уровне Взрослый - Взрос­лый. Общение с разными людьми, например с сослуживцами, на­чальством, может строиться по-разному в зависимости от психо­логического состояния человека, от темы общения, а также от цели общения и от того, является ли общение бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника.

Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т.е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок - с Ребен­ком, Родитель с Родителем.

Различают трансакционный анализ в узком и широком смысле. В узком понимании - это анализ взаимодействия двух и более людей, в широком - социально-ориентированный психотерапев­тический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.


Современный менеджер должен уметь использовать данный метод как в узком, так и широком понимании. Рассмотрим состав­ные части метода Э. Берна.

Структурный анализ - теория эго-состояний. Э.Берн пользу­ется терминологией 3. Фрейда, обозначая Я-концепцию - Эго. Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто Я? Почему поступаю именно так? Какая часть моего Я действует или должна действовать в дан­ной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражение? Структур­ный анализ изучает, какую долю в личности и действиях челове­ка занимает то или иное эго-состояние.

Три состояния человека. Их характеристика. Эго-состояние Родитель (Р), по Э.Берну, обнаруживает себя в таких проявлени­ях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Родитель - это собрание догм и постулатов, которые человек воспринимает в детском возрасте и которые со­храняет потом в течение всей жизни. Это комплекс убеждений, нравственных норм, предрассудков и предписаний, некритически усваиваемых индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующих ему линию поведения. Это повелевающая часть личности. Кроме того, эго-состояние Родитель содержит ав­томатизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каж­дый шаг. Э.Берн отмечает, что Родитель может проявляться дво­яким образом - прямо или косвенно: как активное состояние Я или как влияние Родителя. В первом, активном, случае человек ре­агирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать. Если говорить о косвенном влиянии, то обычно реакция че­ловека бывает такой, какую от него ждали, т. е. человек или под­ражает одному из родителей, или приспосабливается к их требо­ваниям. Таким образом, различают две основные формы проявле­ния Родителя: заботящийся (советы, поддержка, опека и т.п.), ког­да на первое место выдвигаются достойные постулаты («Защищать Родину от врага - святое дело», «Предавать - подло»), и контро­лирующий (запреты, санкции и т.п.), когда приоритетными стано­вятся самые нелепые, постыдные предрассудки и убеждения, пе­редаваемые из поколения в поколение («Главное в жизни - вкус­но есть и мягко спать», «Деньги не пахнут» и т.п.). Родитель - наи­более косная часть человеческого Я, остающаяся всегда вне зоны критики. Родитель влияет на поведение человека, выполняя фун­кцию совести.

Эго-состояние Взрослый (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Это состояние не имеет никакого отношения к возрасту человека, а представляет собой способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Хотя Взрослый использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке, он независим от предубеждений и догм Родителя и по­рывов Ребенка. Взрослый - это способность находить компромис­сы и альтернативные варианты в жизненных тупиках, которые порой кажутся безвыходными. Это состояние функционирует «здесь и теперь» независимо от прошлого.

Эго-состояние Ребенок (Ре) содержит в себе аффективные ком­плексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Ребенок живет в человеке всю жизнь и проявляется даже у ста­рых людей, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружа­ющее точно так же, как делали в детстве. Это очень ценная часть человеческой личности, наиболее импульсивная и искренняя. Ре­бенок придает личности неожиданность. Различают Ребенка ес­тественного (свободного) и адаптированного, или приспособивше­гося. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как бунтующий (против Родителя), соглашающийся и отчужда­ющийся.

Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» одного эго-состояния на другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Кроме того, в по­ведении и переживаниях индивида может одновременно прояв­ляться более чем одно эго-состояние. На рис. 7.2 приводится струк­турная диаграмма в полном и упрощенном виде.

Состояние Взрослый необходимо для жизни, так как человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружа­ющим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребен­ка и является посредником между ними.

Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа - «игры», трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыва­ет). Игры могут быть «хорошими», когда другой субъект не стра­дает от выигрыша первого, и «плохими», когда маневры и обман­ная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополу­чия второго. На основе трансактного анализа Э. Берном была разработана психотерапия, призванная освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, че­рез противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через вы­работку разумного и независимого поведения.

Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной зада­чей при этом является достижение состояния автономного Взрос­лого.

Собственно трансакционный анализ. Трансакция - единица общения, т.е. взаимодействие двух или более людей. Единичным актом человеческих взаимоотношений является обмен ходами. Трансакция начинается с трансакционного стимула, или побужда­ющего хода, - того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято дру­гим. Трансакция (трансакт) - обмен действиями. Ответ называет­ся трансакционной реакцией или ответным ходом.

Обмен ходами очень напоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты - мне, я - тебе». Именно по­этому его часто называют сделкой (англ. transaction).

При трансакционной реакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием, например, улыбкой, нахму­ренным лицом, отведенными в сторону глазами и т.д.

Люди, как правило, чутко улавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае г-н А предупредительно отодвигается, чтобы уступить место г-ну В. Понятно, что его присутствие замечено.

Трансакции могут быть как положительными, доброжелатель­ными, так и отрицательными, недоброжелательными и даже агрес­сивными.

В трансакционном анализе рассматриваются четыре возможные жизненные позиции, определяющие отношение к себе и другим:

1)я плохой, ты хороший;

2)я плохой, ты плохой;

3)я хороший, ты плохой;

4)я хороший, ты хороший.

Целью анализа трансакций является получение навыка опреде­ления, какого рода трансакция имеет место, какое состояние Я от­ветственно за трансакционный стимул и какое состояние Я парт­нера откликнулось действием.

Формы трансакта: дополнительные (параллельные), перекрест­ные (пересекающиеся) и скрытые.

Самыми зрелыми и здоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланный человеком, встречает адек­ватную, естественную в данной ситуации реакцию (рис. 7.3).

Например, два человека (руководитель и подчиненный) взаимо­действуют как Родитель - Родитель.

Пример 1. Диалог между руководителем подразделения и подчиненным: «Это безобразие! На наш отдел опять свалилась дополнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобра­зие. И ведь это не в первый раз!»

Пример 2. Руководитель: «Генеральное руководство поручи­ло нашему подразделению разработку нового продукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных». Подчинен­ный: «Ну надо, так надо, только вы также будете работать с нами без выходных».

Это может быть взаимодействие Ребенок - Родитель, когда подчиненный нуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, и наоборот (рис. 7.4).

Пример 1. Подчиненный: «У меня сегодня очень болит голо­ва». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашу работу мы вы­полним сами».

Пример 2. Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может, при­влечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспо­койтесь, мы все выполним сами».

Также два человека могут взаимодействовать как Взрослый - Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны в рабочей обста­новке (рис. 7.5).

Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это по­ручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в ми­нистерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».

Основная особенность дополнительных трансакций заклю­чается в том, что векторы взаимодействия параллельны, а сле­довательно, никогда не пересекаются. Данное правило не зави­сит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока тран­сакции будут сохранять дополнительный (параллельный) харак­тер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники на производстве обсуждением домашних дел (Ро­дитель- Родитель), решают ли реальную производственную проблему (Взрослый - Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок-Ребенок).

При дополнительных (параллельных) трансакциях человечес­кие коммуникации открыты, отношения в коллективе искренни и плодотворны. При этом невербальное общение (взгляды, жес­ты, интонация) не противоречит смыслу произносимых слов.

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.

Э.Берн первым правилом коммуникации считает следующее: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствием из этого правила является то, что пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго.

Обратное правило: процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией.

Пересекающиеся трансакции возникают, когда на определен­ный стимул следует неадекватная реакция.

Пример 1. Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!» (рис. 7.6, а). В этом случае под­чиненный выполняет ход Взрослого, предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.

Пример 2. Руководитель подчиненному: «Вы не брали крас­ную папку с отчетом с моего стола?» (ход Взрослого, интересу­ющегося информацией). Подчиненный мог бы ограничиться крат­ким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте я помогу Вам ее найти», (см. рис. 7.6, а). Но у подчинен­ного не все хорошо дома, и он грубо отвечает: «Вы вечно ее теря­ете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вы всегда все от­кладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответ последовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтной ситуации
(рис. 7.6, б).

Пример 3. Вернемся к первому примеру. В ответ на репли­ку руководителя подчиненный мог бы сказать: «А почему Вы кри­чите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событий влечет за собой конфликт, ссору.

В жизни аналогичные пересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являются постоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов. Пересекающиеся трансакции могут возникать у пациентов и бездарных врачей, ког­да пациент обращается к врачу как Взрослый к Взрослому с кон­структивными предложениями и разумными замечаниями, а по­лучает поверхностный авторитарный ответ Родителя Ребенку. Трансакции пересекаются, и в дальнейшем взаимодействие этих личностей обречено на провал. Пересекающаяся трансакция вы­зывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы сто­роны человеческих отношений она ни касалась.

В ходе анализа трансакций недостаточно только констатировать факт пересечения векторов. Необходимо еще выяснить, какая часть личности неожиданно активизировалась и разрушила взаимодей­ствие. Например, если второй участник трансакции на обращение Взрослого к его взрослому состоянию реагирует детским состояни­ем Я, то следует отложить решение проблемы до тех пор, пока век­торы не будут приведены в такое состояние, при котором дальней­шие трансакции могут стать параллельными. Это можно сделать двумя способами: либо став Родителем и дополнив проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо активизировав в собеседнике Взрос­лого.

Анализировать трансакции весьма трудно, но опытный менед­жер должен уметь это делать. Иногда на предприятие может при­глашаться специалист - психотерапевт. Делается это в том слу­чае, если конфликты становятся постоянными и деструктивными.

Простейшими являются дополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневые трансакции - угловые и двойные, при которых один уровень видимый - то, что произносится (Э.Берн называет его социальным), а второй - скрытый, или психологический, - то, что имеется в виду (под­текст). При угловой трансакции стимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция - от Ребенка к Взрос­лому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуют од­новременного участия более чем двух состояний Я. Скрытые (уг­ловые) трансакции представлены на рис. 7.7.

Скрытыми трансакциями часто пользуются дипломаты, влюб­ленные и т.п.

Он: «Не хотите ли зайти ко мне на полчаса посмотреть мою библиотеку? Выберете что-нибудь почитать».

Она: «У меня как раз пара свободных часов. Я так люблю ин­тересные книги».

На социальном уровне происходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическом уровне - это разго­вор Ребенка со Взрослым, и его содержание - сексуальные вза­имоотношения. Э.Берн анализирует подобные игры: «На поверх­ности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз».

Типичные скрытые трансакции часто возникают в жизни алко­голиков. Придя на работу утром с похмелья, такой сообщает окру­жающим: «Ох, и врезал я вчера. Голова раскалывается». Началь­ник: «У каждого бывает» (рис. 7.8).

Перед нами видимая трансакция Взрослый-Взрослый. На са­мом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояние Я алко­голика ищет снисхождения у родительского состояния Я началь­ника. Как правило, он и получает в ответ доброжелательный сме­шок и снисходительную реплику. Кто-то может, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий». Этот смех над чужим не­счастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакцией виселицы».

Психологические игры. Третьим этапом метода Э.Берна, как уже указывалось выше, является анализ игр.

Э. Берн игрой называет серию следующих друг за другом скры­тых дополнительных трансакций с четко определенным и предска­зуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией.

Психологические игры имеют три обязательных признака: 1) скрытые мотивы, с помощью которых можно манипулировать партнером по игре; 2) благовидность трансакций в социальном плане; 3) выигрыш - «купоны», являющиеся целью игры. Отри­цательным моментом является то, что психологические игры пре­пятствуют честным и искренним взаимоотношениям между людь­ми. Виды негативных психологических игр: игры алкоголиков, не­сущие саморазрушение; игры убийц, в которых выигрыш - убий­ство другого человека; деструктивные семейные игры, ведущие краспаду семьи; игры политиков, в которых выигрыш - власть и сопутствующее собственное благополучие и благополучие семьи, а не декларируемая социально-благовидная цель - всенародное благо. Зачастую игры политиков приобретают зловещую и траги­ческую форму - войну.

Следует выделить такую форму трансакций, которую нельзя определить как игру. Речь идет об искренности. Искренность - один из самых глубоких уровней человеческих отношений. Она лишена потребности в получении выигрыша и возникает в редкие моменты полного бескорыстия, нежности, понимания, близости. Так как истинная искренность встречается очень редко, Э. Берн не отводит ей места в трансакционном анализе.

Сценарии. Наиболее трудным для понимания является четвер­тый этап метода Э. Берна - анализ сценариев.

Всех людей, по представлению о себе, о жизни, по способам реализации своей жизни, можно разделить на Выигрывающих и Проигрывающих. Выигрывающий - это человек, способный быть аутентичным (достоверным). Такой человек сознательно разреша­ет себе быть личностью, реализует свою неповторимую индивиду­альность и, не боясь быть независимым, принимает на себя ответ­ственность за собственную судьбу. Аутентичная личность отверга­ет жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не Выигрывающий в представлениях о себе исходит из существующих реалий, правильно учитывая соб­ственные достоинства и собственные недостатки. Аутентичный че­ловек не предъявляет претензий к другим людям, не пытается ма­нипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствующий действительности. Выигрывающий не разыгры­вает из себя беспомощного и не играет в обвинителя.

Он адекватно реагирует на события, правильно использует свои способности и свое время, не позволяя себе жить ни розо­вым будущим, ни безмятежным прошлым. При этом он не сбрасы­вает со счетов свое прошлое и не пренебрегает планами на буду­щее. Аутентичная личность живет и действует по принципу: «Здесь и теперь», делая своевременные выводы после неизбеж­ных для каждого человека промахов и падений. Выигрывающий свободен от догм и ложных авторитетов, поскольку сам для себя достаточно авторитетен. Он умеет быть искренним и непосред­ственным, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограни­чиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигрывающих часто более важны, чем собственная жизнь. Можно быть Выигрывающим на тюремных нарах и Проигрывающим в президентском дворце. В страшные послереволюционные годы, когда тысячи людей оказались в ГУЛАГе и в застенках НКВД, сотни из них оказались Выигрывающими. Яркий пример тому - жизнь академика Дмит­рия Лихачева. Безусловно, настоящий менеджер, руководитель должен быть Выигрывающим.

Проигрывающие, даже преуспевая в жизни, часто говорят о себе как о тревожных, несчастных. Проигрывающие - это без­вольные, вечно страдающие, измученные и мучающие других люди. Они не способны к какой-либо страсти и поэтому нестер­пимо скучны. Отличительной чертой проигрывающих является то, что они не умеют жить настоящим. У них присутствует не­скончаемая ностальгия по прошлому, мечты о будущем чуде или волшебном спасении, которые лишают их возможности восполь­зоваться шансами сегодняшнего дня. Их представления о мире искажены, наполнены непрерывной тревогой, подозрительно­стью, плохими предчувствиями и претензиями к людям. Продук­тивная реализация собственного жизненного пути для них невоз­можна. Проигрывающие избегают искренних и откровенных от­ношений. Они пытаются манипулировать людьми, накапливая выигрышные купоны.

Формирование Выигрывающих и Проигрывающих начинается в раннем детстве, когда от полной зависимости ребенок (подро­сток) пытается прейти к полной независимости, а затем по мере получения жизненных уроков - к независимости.

Сценарий - это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная. Сценарий имеет четкие закономерности сцениче­ской драмы: завязку, действие, кульминацию и финал.

Различают сценарии Неудачников и Победителей, ловчил и без­укоризненно честных, хитрецов и простофиль. Какая роль закла­дывается в детстве, та и играется во взрослой жизни.

Предписание - это программа, по которой человек стремится к цели. Она закладывается, как правило, в детстве родителями, учителями. Это ответы на вопросы: «Кто ты?», «На что спосо­бен?», «Каким должен быть?», «Как этого достичь?». Ответы зави­сят от полученного воспитания.

Существуют профессиональные предписания: «В нашем роду все были врачами», «Он создан быть артистом». Предписания мо­гут касаться семейного уклада и отношения к жизненным ценно­стям: «Для женщины главное - выйти замуж», «Деньги не пах­нут». Различают предписания-заклятия: «Чтоб ты провалился!» Как не покажется странным, предписания-заклятия, несущие в себе негатив, могут иметь фатальный характер - таким образом предписывается жизнь человека с деструктивным поведением (алкоголик, самоубийца, убийца и т.п.). К сожалению, деструктивные предписания усваиваются еще в детском возрасте как непрелож­ные истины и личность, имеющая сценарий с проклятием, обрече­на судьбой на самое жалкое существование. В рабочем коллекти­ве это обычно нытики, считающие себя во всем неудачниками, винящие свою судьбу. Как правило, такие люди руководителями не становятся. Они постоянно жалуются, обижаются. Мудрый, опытный руководитель должен суметь «расколдовать», снять про­клятья. Э. Берн определяет этот прием как разрешение. Одно из самых важных разрешений - разрешение думать самому.

В детстве формируется еще одна важная деталь мировоспри­ятия - излюбленное чувство. Это доминирующая, основная эмо­ция, которая может сохраниться на всю жизнь. Ребенок экспери­ментирует, «пробует», «примеряет» различные эмоции: радость, вину, испуг, обиду, недоумение и т.д. Затем он отбирает те, ко­торые в его семье используются особенно часто. Данные эмоции закрепляются в поведении, а спустя годы проявляются в жизни, рабочем коллективе, собственной семье, обществе. При этом до­минирует излюбленная эмоция, которую человек использует в большинстве случаев жизни при реакции на одну и ту же ситуа­цию.

Менеджер, обладая определенным характером, работает с кол­лективом людей, в котором есть вечно раздраженные, вечно угрю­мые, вечно придирчивые, вечно веселые, вечно занудливые, веч­но ноющие, вечно неуверенные, вечно довольные и т.д. Он дол­жен суметь подобрать «ключик» к каждому из них, из группы сформировать коллектив единомышленников.

Свойство пользоваться излюбленной эмоцией Э.Берн назвал трансакционным рэкетом. Валюта трансакционного рэкета - пси­хологические купоны.

Психологические купоны - архаические чувства, собираемые детским состоянием Я для манипулирования другими и получения выигрыша. Различают купоны: серые - неполноценность; голу­бые - депрессия; красные - гнев, неприязнь; коричневые - повышенная раздражительность, подозрительность, склонность к ипохондрическим образованиям; золотые - радость, доброжела­тельность, искренность; белые - безгрешность.

За собиранием купонов неизменно следует расплата. Человек, «собирающий» золотые купоны, как правило, ощущает себя Выиг­рывающим. Человек, который все время «коллекционирует» голу­бые купоны, получив последний, переполнивший его эмоциональ­ное состояние, часто совсем незначительный по сравнению с на­копленным капиталом бед и несчастий, кончает жизнь самоубий­ством. Человек, являющийся владельцем коричневых купонов, проводит жизнь в тусклом одиночестве и прозябании. Даже искренние комплименты превращаются для них в намеренное ос­корбление.

Собиратели белых купонов безгрешности терзают себя своим недостаточным совершенством.

Руководитель должен не только заставить подчиненного пре­кратить или изменить игру, но и заставить отказаться от удоволь­ствия использовать ранее накопленные купоны. Подчиненный должен не просто «простить» все полученные ранее обиды, но полностью отказаться от них в коллективе, а возможно, и в семье, потому что «прощение» означает лишь консервирование купонов на определенный срок, до того момента, когда новая неприятность заставит такого сотрудника раскупорить тару со своими любимы­ми купонами и использовать их с новой силой.

Таким образом, личность, получив «набор» информации (пере­живания), приняв решение и заняв определенные психологиче­ские позиции, готова к исполнению своего жизненного сценария. Но для полноценной жизненной драмы необходимы другие участ­ники, которыми личность могла бы манипулировать.

Цель трансакционного анализа - сформировать у подчинен­ных взрослую этическую позицию, научить их стать Выигрыва­ющими, ответственными за себя, за всех и за все.

Тема 6. Трансактный анализ Э.Берна

1. Модель эго-состояний

2. Транзакции

4.Игры и анализ игр.

Транзактный анализ (от лат. transactio - сделка и греч. analysis - разложение, расчленение) - психотерапевтическая методика группового и личностного роста, предложенная американским психологом и психиатром Эриком Берном. Этот метод психотерапии основан на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериориза-ций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». «Родитель» представляет собой авторитарные тенденции индивида, «Ребенок» - подчиненную позицию, «Взрослый» - умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства.

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории транзактного анализа: модель эго-состояний, транзакции, поглаживания, структурирование времени, жизненный сценарий и игры.

1. Модель эго-состояний

Практика терапии психосоматических заболеваний в транзактном анализе базируется на последовательном теоретическом подходе, основой которого является убеждение, что ранние решения, которые человек принимает в детстве о том, какие у него должны быть сценарные паттерны поведения, мыслей и чувств, могут быть изменены. В транзактном анализе говорят: «Для того чтобы лучше себя чувствовать, необязательно болеть».

Основная цель этого психотерапевтического метода - актуализация «Взрослого» в человеке, реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, непродуктивных стереотипов поведения, формирование новой системы ценностей. В процессе терапии должен учитываться актуальный психологический конфликт и влияние социальных факторов.

Данный вид психотерапии основан на контрактном методе, при котором пациент и терапевт несут взаимную ответственность за достижение целей контракта. Эти цели направлены на выход из сценария и достижение автономии, получение пациентом новых Родительских посланий, создание интегрированного Взрослого.

Кроме того, транзактный анализ позволяет проанализировать игры людей, страдающих психосоматическими расстройствами, и преимущества (выигрыши), вытекающие из них. Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности.

Основой транзактного анализа является модель эго-состояний («модель РВД»). Эго-состояние - это совокупность связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств как способ проявления нашей личности в данный момент. Модель описывает три различных эго-состояния:

Р - эго-состояние Родителя: поведение, мысли и чувства, скопированные у родителей или парентальных фигур

В - эго-состояние Взрослого: поведение, мысли и чувства, которые являются прямым реагированием на «здесь и теперь»

Д - эго-состояние Ребенка (Дитяти): поведение, мысли и чувства, присущие детскому возрасту.

Модель эго-состояний позволяет устанавливать надежную связь между поведением, мыслями и чувствами.

2. Транзакции

Транзакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ - реакцией. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек транзакций. Транзакции бывают параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые. Примеры схем транзакций приведены на рис. 3.

Пересекающаяся транзакция В-В, Р-Д: С - стимул, Р - реакция

Пересекающаяся транзакция Р-Д, В-В: С - стимул, Р - реакция

Двойная скрытая транзакция:

социальный уровень В-В, В-В;

психологический уровень Р-Д, Д-Р:

С с, С п - социальный и психологический

стимулы; Р с, Р п - социальная и

психологическая реакции

Угловая скрытая транзакция:

С с, С п - социальный

и психологический стимулы;

Р - реакция

Рис. 3. Схемы транзакций

3. Структурирование времени. При встречах людей в группах или парах существует всего шесть различных способов проводить свое время. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы способствуют удовлетворению структурного голода человека. Он предлагает рассматривать шесть форм социального поведения - четыре основные и два пограничных случая:

На оном полюсе пограничный случай - замкнутость, когда явная коммуникация между людьми отсутствует. Человек физически присутствует, но психологически - вне контакта, он будто бы окутан собственными мыслями.

Ритуалы - привычные, повторяющиеся действия, не не сущие смысловой нагрузки:

неформальный характер (приветствия, благодарности)

официальный (дипломатический этикет)

Цель этого типа общения - возможность провести время совместно, но не сближаясь.

Времяпрепровождения - полуритуальные разговоры о проблемах и событиях, известных всем. Оно всегда социально запрограммировано: говорить можно лишь в определенном стиле и только на допустимые темы.

Цель этого типа общения - структурирование времени не только ради поддержания приятельских отношений, но отчасти социальный отбор, когда человек ищет новые полезные знакомства.

Совместная деятельность - взаимодействие между людьми на работе, целью является эффективное выполнение поставленной задачи.

Игры - наиболее сложный тип общения, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Особенность игр - скрытая мотивация их участников.

Близость - второй пограничный случай. Двустороннюю близостью можно определить как свободное от игр общение, предполагающее теплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды.

Поглаживание определяется как единица транзакции. Можно классифицировать поглаживания следующим образом: вербальные или невербальные, позитивные или негативные, условные или безусловные.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни, но тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состОяний концепция сценария жизни является краеугольным камнем транзактного анализа. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их.

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я - ОК» или «я - не ОК»; «ты - ОК» или «ты - не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1.Я-ОК, ты-ОК;

2. Я - не ОК, ты - ОК;

3. Я - ОК, ты - не ОК;

4. Я - не ОК, ты - не ОК.

Игнорирование в транзактном анализе - это бессознательное игнорирование информации, связанной с решением какой-то проблемы.

Мировосприятие и искажение. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, и твое восприятие мира будет отличаться от моего. Мировосприятие определяют как структуру ассоциативных ответов, интегрирующую различные эго-состояния при реагировании на определенные стимулы. Мировосприятие предоставляет человеку целостный перцептуальный, концептуальный, эмоциональный и двигательный набор, который используется для определения себя, других людей и окружающего мира.

Для облегчения понимания этого формального определения мировосприятие предлагают рассматривать как «фильтр на реальность».

Симбиоз имеет место тогда, когда двое или более людей ведут себя так, как будто вместе образуют одного человека. Люди, принимающие участие в таких взаимодействиях, не используют все имеющиеся у них эго-состояния. Обычно один из них исключает Ребенка и использует лишь Родителя и Взрослого, а другой занимает противоположную позицию, оставаясь в Ребенке и блокируя два других эго-состояния. При вхождении в симбиоз его участники чувствуют себя более комфортно. Каждый играет роль, которую от него ожидают, однако этот комфорт достигается за определенную плату: находящиеся в симбиозе блокируют многие свои способности и возможности, присущие им как взрослым.

Чувство рэкета определяется как обычная эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в самых различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет представляет собой набор сценарных поведений, используемых вне нашего осознания как средство манипулирования окружением и включающее в себя переживания (ощущение) человеком чувства рэкета.

Игры и анализ игр. Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

1956. Американский психиатр Эрик Берн (Eric Berne, 1910–1970) начал работу над собственным психоаналитическим методом. Концепцию разных состояний «Я» (эго-состояний) он позаимствовал у своего учителя, психоаналитика Пауля Федерна (Paul Federn,1871-1950), который был одним из первых учеников Зигмунда Фрейда. Однако предложенная Берном теория строения личности отличалась подлинной оригинальностью, подразумевая наличие в каждом из нас трех основных эго-состояний – Ребенка, Родителя и Взрослого. На ее основе Эрик Берн создал схему взаимодействий между людьми. Он использовал слово «транзакция», которое буквально означает сделку – подразумевая, что наши коммуникации в идеале всегда должны быть взаимовыгодными. Главной задачей своего метода он видел максимально быстрое избавление клиентов от неприятных симптомов и дискомфорта. В 1961 году Эрик Берн выпустил книгу « ». Метод обрел огромную популярность в США, а во второй половине 1970-х годов распространился и в Европе.

Определение

Транзактный анализ основан на концепции, согласно которой у каждого человека есть три эго-состояния (состояния личности) – Ребенок, Родитель или Взрослый. В каждый момент времени мы находимся в каком-то одном из них. Метод позволяет научиться различать в себе эти эго-состояния и эффективно использовать их в общении. В результате транзактного анализа можно научиться более ясно понимать себя и строить более гармоничные отношения с окружающими как в личной, так и в профессиональной сфере.

Принцип действия

Предмет транзактного анализа – общение клиента с окружающими людьми. Цель анализа – выяснить, какая из трех составляющих его личности преобладает в разных ситуациях. Ребенок является воплощением эмоциональной жизни, наших мотиваций и внутренних ощущений. Эго-состояние Родителя выражается в критической оценке различных ситуаций, соблюдении моральных принципов и норм, в «опекающей» манере поведения. Наконец, Взрослый собирает информацию, внимательно оценивает и анализирует обстоятельства, принимает взвешенные решения. Такой подход объясняет, почему наши коммуникации (транзакции) далеко не всегда ведут к желаемым результатам. Нередко, например, Взрослый в нас, желая серьезно и вдумчиво обсудить какую-нибудь проблему с другим Взрослым, встречает в собеседнике лишь раздраженного Родителя или маленького капризного Ребенка. Понять собственные эго-состояния, научиться определять их в своем собеседнике и выстраивать между этими эго-состояниями оптимальное взаимодействие – задача транзактного анализа.

Ход работы

С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть пересмотрен, но только после обсуждения. Терапевтическая работа основана на исследовании слов, эмоций и чувств клиента. С помощью терапевта клиент познает себя, структуру своей личности, учится распознавать по внешним и внутренним признакам, в каких состояниях «Я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении. Терапия помогает клиенту измениться: вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. По мере прогресса в работе терапевт предлагает клиенту опробовать новые модели поведения. В результате успешной терапии клиент обретает уверенность в себе и способность открыто выражать свои истинные эмоции, в то же время находя для них социально приемлемые формы и эффективно общаясь с другими людьми.

Показания к применению

Транзактный анализ рекомендован всем, кто испытывает трудности в общении, хочет побороть свою робость, агрессивность, подозрительность, недостаток уверенности в себе. Метод может быть использован в рамках семейной терапии – он помогает проанализировать особенности общения между партнерами и выявить скрытые противоречия и конфликты. Также он может быть полезен для руководителей предприятий как основа тренингов, направленных на повышение коммуникативных навыков сотрудников.

Как долго? Сколько стоит?

Транзактный анализ проводится в группах и индивидуально. Групповые встречи проходят один раз в неделю, обычно в течение трех месяцев. Стоимость такого цикла встреч 15–20 тысяч рублей. Индивидуальные консультации – 1,5–2-часовые сеансы раз в неделю. Как правило, требуется 4–6 сеансов, однако в некоторых случаях терапия может затягиваться и на несколько лет. Стоимость одного сеанса составляет от 2500 до 7500 рублей.