Русский язык "Местоимение" (сказка). Сказка о местоимении читать Сказка о том что значат местоимения

ШАГ ПЕРВЫЙ

1. Личные местоимения
Вспомните, что вы знаете о них из начальной школы.

Вам поможет в этом спряжение глаголов, у которых ____ лица и ____ числа. Запишите личные местоимения.

1 лицо - я, мы

2 лицо - ты, вы

3 лицо - он, она, оно, они.
2. Возвратное местоимение

Сравните предложения: Я одела брата.

Я оделся. Вспомните, как называется глагол второго предложения. ____________ То есть смысл этого предложения можно выразить так: Я одел (кого?) _________.

Маленькая сказка про местоимение себя .

Местоимение Себя задумалось о том, как оно может изменяться. Вон Тебя, какие только наряды не примеряет: и тебя, и тобой, и к тебе, и о тебе, и, наконец, ты. «Попробую и я так же!» - подумало Себя.
И, знаете, получилось: себя, себе, собой, о себе! Смотрится Себя в зеркало, прихорашивается, а все-таки недовольно. «Нет, чего-то не хватает!..» - говорит оно.

Ответьте, какой формы нет у местоимения себя. А какие есть? Укажите их.


ШАГ ВТОРОЙ

Теперь постараемся запомнить четыре разряда местоимений. Все они - близкие родственники.

Зачитайте вопросы, поставленные к знаменательным частям речи.

Существительноекто? что?

Прилагательноекакой? чей? который?

Числительноесколько? который?

А от них образуются три группы местоимений.

вопросительные

относительные отрицательные

те же, но...те, же + приставки:не- ни-

неопределённые
те же + приставки:

не-, кое- исуффиксы: -то,

-либо, - нибудь

Что значит об относительных местоимениях «те же, но...»? Сопоставьте предложения, выясните, где у нас вопросительные предложения, а где относительные.

1. Кто тебя встретил? Который час? Какого ты мнения?

2. Я не слышал, кто тебя встретил. Меня спросили, который час. Интересно узнать, какого ты мнения о фильме.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД
Местоимения

? _________________?__________________

Вопросительное слово в вопросительном предложении - вопросительное местоимение .
Связывает два предло женияв составе сложного (союзное слово) относительное местоимение
А теперь подумаем, почему так называются неопределенные и отрицательные местоимения. Вам поможет текст.

Страшная и таинственная история

Однажды в тихую полночь в дверь кто-то постучал. И сразу в комнате зашелестели какие-то шорохи, прозвучал тихий шепот, словно кто-либо кое с кем разговаривал. Некий голос тихо протянул: «Не-е-кто...». Но никто никому ничего не ответил.

ДЕЛАЕМ ВЫВОД

"Таинственные" слова - это будут ______________ местоимения, а те, которые всё отрицают - это будут _______________ местоимения.
А теперь закрепляем всё,что изучили. Отыщите своих «знакомых»!.

Про Ничего
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
И про это Ничего
И сказать-то нечего.

И.Михайлова

ШАГ ТРЕТИЙ

Итак, из девяти разрядов мы уже знаем шесть, осталось три. Э ти разряды тоже «родственники», но не столь близкие, как предыдущие.
Их объединяет отдаленное родство: все они местоимения-прилагательные, а значит, изменяются как прилагательные, то есть по ______, ________, _________.

Познакомимся с именем каждого разряда.

Притяжательные местоимения

Слово «притяжательные» образовано от глагола «притязать», то есть претендовать на что-либо, объявлять о своём праве. Они отвечают на вопрос чей? И изменяются по лицам.
I лицо - мой, наш;
II лицо - твой, ваш, свой;
III лицо - его, её, их.
Разберемся в местоимениях
III лица. Узнаете эти местоимения? Это личные местоимения в форме родительного падежа.
Найдите в данных предложениях личные местоимения и личные местоимения в роли притяжательных., подчеркните их как члены предложения.

Её вкус изумляет всех, только не её саму. Их слова могут задеть, их же они просто изумляют. Его неудачи расстраивали родителей, но не его.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.

Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.

На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.

На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.

Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.

Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.

В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.

Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.

А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”.

В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».

Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…” Потому что это уже совсем другая история.

Цели: ознакомить с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; развивать умение распознавать местоимения в тексте, стихотворениях, правильно употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас слов. Формировать исследовательскую работу и умение работать в парах. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • таблица «Личные местоимения».
  • Опора-схема «местоимение»
  • Сказка (авторская) «В царстве местоимений».
  • Иллюстрация к сказке « В царстве местоимений».
  • Схема-опора «местоимения».
  • Картинный словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в путешествие и узнаем, что такое местоимение.

– Запишите число. И вместо «Классная работа» запишите «Путешествие в Царство местоимений».

II. Минута чистописания.

Мы будем учиться писать заглавную и строчную букву «Лл», изолированно и в соединении.

Лл лЛл лл ЛлЛ ЛЛ
Ле ля ло ил ел юл

III. Словарно-орфографическая работа с использованием картинного словаря.

Малина, молоток, автомобиль, дятел, учитель, грибы.

– Ребята, обратите на написание буквы «л» в словах.

Всесторонняя проверка знаний.

Малина – (ударная «и», безударная «а») и т.д.

– Ребята, найдите «лишнее» слово? (грибы) Почему? (Безударную гласную «и», можно проверить).

– Найдите проверочное слово. (гриб)

IV. Работа по теме.

1. – Ребята, послушайте сказку, которая называется «МЕСТОИМЕНИЕ».

Само название произошло от слов «вместо имени».

СКАЗКА.

(читает учитель)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:

Я, ТЫ. ОН, ОНА –
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,
В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!

И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

(Загадка записана на доске)

ТЫ ЗА НЕЙ , А ОНА ОТ ТЕБЯ ,
ТЫ ОТ НЕЁ , А ОНА ЗА ТОБОЙ .

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

Работа над сказкой .

– Вам понравилась сказка?

– Что означает слово местоимение? (вместо имени)

– Сколько местоимений было в этом царстве после переписи? (96)

– С кем подружились местоимения? (с именами существительными)

– Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).

– Какие местоимения вы уже можете назвать?

2. Работа над правилом по учебнику (с. 136) и по опорной таблице.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ НЕ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ИЛИ ПРЕДМЕТ, А ТОЛЬКО НА НЕГО УКАЗЫВАЕТ.

Таблица « Личные местоимения»

3. Выполнить упр. 372.

Комментированное письмо.

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VI. Закрепление .

1. Фронтальная работа. Упражнение в распознавании того, каким членом предложения выражено местоимение.

Запишите предложения.

– Найдите и подчеркните главные члены предложения.

– На какой вопрос отвечает местоимение? А существительное? (Кто? Что?)

– Каким членом предложения является местоимение? (подлежащим). А существительное? (подлежащим)

– Что общего между именем существительным и местоимением? (Отвечают на вопросы. Кто? Что?, и в предложении является подлежащим.)

2. Упражнение в правильном употреблении местоимений в тексте.

Ребята, мы продолжаем наше путешествие по Царству Местоимений. Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.

(проецирование текста на доску).

Русский язык .

люблю уроки русского языка. На этих уроках учимся понимать красоту и силу родного языка. помогает нам дружить и жить в мире всем людям.

– Прочитайте текст. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены?

– Спишите текст, вставляя вместо точек местоимения.

– С какой частью речи связаны местоимения в предложении?

– Подчеркните в первом и втором предложении главные члены.

– Каким членом предложения является местоимение?

Проверка записи: Я, МЫ, ОН.

3. Упражнение в распознавании местоимений в предложениях. Самостоятельная работа в парах.

На столах учащихся лежат заранее подготовленные карточки с предложениями.

– Ребята вы сейчас будете работать парами. Спишите предложения и подчеркните личные местоимения.

Карточка 1.

В воскресенье ребята решили пойти в лес.
Они взяли с собой кормушки.

Карточка 2.

Солнце было яркое.
Оно даже пригревало землю.

Карточка 3.

Деревья стояли в красивом снежном уборе.
Они были украшены серебристым инеем.

Карточка 4.

Я влез на дерево и повесил кормушку для птиц.

Карточка 5.

Неожиданно мы увидели дятла.
Крепким клювом он долбил дерево.

Карточка 6.

А вот и белочка.
Она ловко прыгала по веткам ели.

Карточка 7.

Приятно отдыхать в лесу.
Мы придём сюда еще раз.

Карточка 8.

Навстречу солнцу и весне
И он, и ты, и я.
Идём обратно мы домой,
Как дружная семья.

– Какие местоимения подчеркнули?

– А теперь прочитайте все предложения по порядку. Что у нас получилось? (получился текст.)

– О чем говорится в тексте?

– Что делали ребята в лесу?

– Для чего они повесили кормушки?

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Представьте, что мы тоже с вами в лесу и дышим свежим воздухом. Дышим ровно, глубоко. Следим за осанкой. Расправим плечики.

VIII. Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении.

– Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам стихотворения, а вы будете выписывать только местоимения.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (А.С. Пушкин)

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она. (А.С. Пушкин)

И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.

Немало, немало на свете ребят,
Немало их в каждой стране.
Они не желают, они не хотят
И слышать о новой войне. (С.Я.Маршак)

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, –
Я одурманен весной. (С. Есенин)

Проверка записи: он, она, ты, они, мы, вы, я.

IX. Итог урока.

Наше путешествие в Царство Местоимений подходит к концу. Скажите, вам понравилось наше путешествие?

– Что больше всего понравилось?

– Что узнали сегодня о местоимениях?

– Что общего между именами существительными и местоимениями?

Давным-давно, а может быть недавно, жили на горе Тарарам части речи: существительные, глаголы, прилагательные. Однажды в земли тарарамовцев пришел странник-купец заморский. Назвался он местоимением и поселился недалеко от городка Шарамит в большом каменном доме.

Ближайшим соседом местоимения было Существительное и решило оно навестить нового жильца, познакомиться. Местоимение встретило гостя весьма радушно, за стол усадило, чаем напоило, пирогом угостило. Стало существительное спрашивать, откуда купец пришел, почему поселился именно у них, надолго ли он здесь, чем занимается. Местоимение еле-еле успевало отвечать. Так и так мол, прибыл он из далекой Баварии, сюда пришел, чтобы торговлю наладить, а сколько он здесь пробудет, сам того не ведает. Так за разговором и вечер незаметно подкрался, за окном закат занимается, солнце красное за холмы садится. Стало существительное домой собираться, но местоимение начинает его уговаривать: «Куда ты, на ночь, глядя, пойдешь? Оставайся у меня, а утром я сам тебя до дома провожу». На рассвете существительное встало и только дверь открыло, увидело на крыльце задумчивое местоимение. «Беда случилась, дорогой соседушка. Какой-то воришка пока мы спали, в дом забрался и все товары, которые для продажи я из дому привез, увел! Вот так! Просто! Средь белой ночи!»- возмущался купец. Существительное бросилось утешать друга, но у него ничего не получалось. «Как же я теперь буду на хлеб зарабатывать? Я ведь кроме торговли ничем никогда не занимался!»- сокрушалось местоимение. И тут существительное вдруг улыбнулось и предложило: «А не хочешь ли к нам в предложение на службу устроиться? Будешь трудиться на благо общества, так сказать». «А что делать-то надо? Вдруг не справлюсь?»- сомневалась часть речи. «Ну, ты же местоимение? Местоимение. Будешь работать членом предложения! Служба непыльная, оклад достойный, а всесторонне развитым объектам, таким, как ты, платят еще больше! Вот ты можешь быть и подлежащим, и определением, и даже дополнением! Тебе же не составит труда, как и положено, указывать на предметы, признаки и количества?»- настаивало существительное. «Ну, если только это, то конечно я бы не отказался от такой должности, но есть ли у вас свободная вакансия? Небось, на такой работе и мест нет»,- сказало местоимение. «Нет, что ты! У нас как раз вчера уволился один из работников, а нового еще не нашли»,- ответило существительное. Обрадовалось местоимение и пошло работать в предложение вместе с другом, стало деньги получать, а вскоре переехало в самый центр города Шарамит.

Теперь странник из Баварии, которого раньше и знать не знали, стал уважаемым человеком и даже был благодарен незнакомому воришке за то, что тот украл его товары и не дал ему стать обыкновенным купцом. Ведь заморских торговцев в каждом городе и на каждой горе пруд пруди, а таких, как работники предложения не так уж и много.

Сказка про местоимения Лингвистическая сказка

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ. Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня…”
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.”
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…”