Тема свободы в поэме мцыри сочинение. Мини-сочинение на тему "Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю

Тема свободы в поэме «Мцыри»

История создания, композиционно - художественное своеобразие поэмы

Кульминация темы свободы, ее недостижимость в этом мире - одной из сквозных тем творчества - воплотилась в герое Лермонтова Мцыри - человека, обреченного на страдания, который рвется к гармонии и свободе, однако предпосылки к этому произведению можно проследить в более ранних произведениях, таких, как «Исповедь» 1831 г., «Простосердечный сын свободы...» 1830 г., «Прости! Увидимся ль мы снова...» 1832 г.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета к созданию поэмы «Мцыри».

Поэма Мцыри была написана в 1839 г.; дата поставлена самим Лермонтовым на обложке тетради, содержащей текст поэмы: «1939 года Августа 5». Первоначальное заглавие - «Бэри» - прокомментировано автором: «Бэри, по - грузински монах». Впоследствии заглавие было заменено на «Мцыри», что означает, во - первых «неслужащий монах, нечто вроде послушника» (примечание Лермонтова и, во - вторых, - «пришелец, чужеземец». Под эти вторым заглавием, более соответствующим содержанию, поэма и была опубликована в 1840г.

Биограф Лермонтова П. А. Висковатов, основываясь на свидетельствах родственников Лермонтова А. П. Шан - Гирея и А. А. Хасатова, свзывал возникновение замысла поэмы со странствиями поэта по старой Военно - Грузинской дороге; в Мцхете Лермонтов встретил «одинокого монаха… узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым… Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не смог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием такой попытки и стала долгая болезнь, приведшая его на край могилы». Достоверность этих сведений не доказана, вместе с тем этот рассказ достаточно правдоподобен. Работая над «Мцыри», Лермонтов не однажды обращался к ранним поэмам «Исповедь» и «Боярин Орша», откуда были зим заимствованы ряд отдельных стихов.

Известно, что поэт сам читал «Мцыри» своим друзьям и знакомым. По воспоминаниям А. Н. Муравьева (1806 - 1874) - поэта и мемуариста: «В ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне от начала до конца, всю великолепную поэму «Мцыри», которая только что вылилась из под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления».

А. С. Пушкин «южными поэмами» («Кавказский пленник», «Цыганы» и др.) открыл, а М. Ю. Лермонтов лирикой и кавказскими поэмами «Демон» и «Мцыри» закрыл эпоху высокого романтизма.

«Мцыри» - одна из лучших поэм Лермонтова, вершина русского романтизма вообще. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы -- построены в виде монолога героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря.

Мцыри, полный пламенных страстей сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе - исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит в свое произведение такие черты, которых нет в более ранних поэмах. Если прошлое героя поэмы «Исповедь» нам не известно, и мы не знаем, в каких условиях был сформирован его характер, то строки о несчастливом детстве и отрочестве, за исключением жизни в родном ауле «И молодых моих сестер...// Лучи их сладостных очей // И звук их песен и речей // Над колыбелию моей...», Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть -- «рассказать» -- душу. Романтическая поэма «Мцыри» свидетельствовала о росте реалистических тенденциях в творчестве Лермонтова. Например, ясно указано место, где происходят все описанные события: «Там, где, сливаяся, шумят, // Обнявшись, будто две сестры, // Струи Арагвы и Куры».

В контексте данного произведения само имя Мцыри помимо примечаний самого автора предстает в ином свете и его можно рассматривать как «одинокий человек, не имеющий родных, близких» что является весьма характерным для героя - романтика: «Я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать»; «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».

На первый взгляд, композиция поэмы очень проста: краткая экспозиция, завязка -- побег героя из монастыря, его возвращение и рассказ о трех днях, проведенных вне монастырских стен, и наконец, смерть Мцыри. Однако каждый сюжетный мотив символически расширен автором, и наполнен глубоким философским смыслом. Например, в авторской речи монастырь -- это «хранительные стены» «…и в стенах // Хранительных остался он, // Искусством дружеским спасен», а для героя монастырь -- тюрьма, символ его несвободы, невозможности вы собственной судьбы «Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если б мог».

Герой совершает побег, фактически рискую жизнью, в очень опасный момент, в момент грозы в горах: «И в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, // Когда, столпясь при алтаре, //Вы ниц лежали на земле, Я убежал».

Три дня, проведенные героем на свободе, становятся символом человеческой жизни, поскольку вмещают в себя все самые яркие жизненные впечатления. «Ты хочешь знать, что делал я // На воле? Жил -- и жизнь моя // Без этих трех блаженных дней // Была б печальней и мрачней // Бессильной старости твоей». Кроме того, образ томящегося в неволе Мцыри символизирует человека, переживающего в любой обстановке ту же драму, что и герой поэмы в своем заточении.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Окружение Мцыри чуждо ему, зато он остро чувствует свое родство с природой. Герой сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит» «Угрюм и одинок, // Грозой оторванный листок, // Я вырос в сумрачных стенах // Душой дитя, судьбой монах».

Попав на волю, герой жадно вглядывается, впитывая малейшие нюансы, в каждую открывающуюся ему картину, он отождествляет себя с природой, сливается с ней. Познает ее и себя в ней, понимает свое предназначение. И видит по иному, казалось бы совсем обыденные для обычного человека вещи: восход солнца «И вот, в туманной вышине // Запели птички, и восток // Озолотился; ветерок // Сырые шевельнул листы; // Дохнули сонные цветы».

Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи «Я видел груды темных скал, // Когда поток их разделял, // И думы их я угадал // Простерты в воздухе давно // Объятья каменные их, // И жаждут встречи каждый миг; // Но дни бегут, бегут года -- // Им не сойтиться никогда!».

Взор его обострен «гладкой чешуей блестя, // Змея скользила меж камней» и отливы серебра на шерсти барса «И на нем // Шерсть отливалась серебром», он видит зубцы далеких гор и бледную «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить прозрачную синеву неба полет ангелов.

«Кругом меня цвел божий сад; // Растений радужный наряд // Хранил следы небесных слез, // И кудри виноградных лоз // Вились, красуясь меж дерев // Прозрачной зеленью листов; // И грозды полные на них, //Серег подобье дорогих, // Висели пышно, и порой // К ним птиц летал пугливый рой. // И снова я к земле припал // И снова вслушиваться стал // К волшебным, странным голосам; // Они шептались по кустам, // Как будто речь свою вели // О тайнах неба и земли».

Лермонтов в поэме обращается к народному творчеству, например эпизод поединка Мцыри и барса навеян мотивами народной грузинской поэзии.

Мцыри так и не добивается своей цели и умирает на чужбине, но это не лишает произведение жизнеутверждающего пафоса. Лермонтов прославляет человека, борющегося до последнего вздоха, и этот трагический лиризм просветляет финал произведения.

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Урок-беседа

Понимание свободы в поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Нефёдова В.В.

Урок-размышление

Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В.Г. Белинский.

Задачи:

    Образовательные:

    • Знать всё о глаголе как часть речи

      находить изученную часть речи.

      обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

      правильно использовать глаголы в речи.

2)Развивающие:

Развитие памяти

Развитие внимания

Развитие речи

3).Воспитывающие:

Чувства ответственности за свои поступки

Воспитание любви к природе, родным, близким

Цель:

    помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,

    определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,

    определить способы создания образа,

    обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,

    воспитать патриотизм и любовь к родине.

Оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер,

    презентация,

    тестовая оболочка КРАБ

Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.

Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,

Ход урока

I . Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

а) Вступительное слово учителя.

Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.

(Слайд № 1 с презентации)

Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:

что за огненная душа,

что за могучий дух,

что за исполинская

натура у этого Мцыри.

В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?

II . Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?

Работа с компьютером

(Слайд № 2 с презентации ):

Словарная работа.

-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах

Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

Раскаяние - признание в совершённой ошибке.

III . Проверка домашнего задания.

Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.

(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)

(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)

К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?

Цитаты:

(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.

б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.

г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)

- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?

(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)

(Слайд № 3с презентации)

-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

IV . Объяснение нового материала.

(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)

(Слайд № 4 с презентации)

-Как называет свой рассказ герой?

(Исповедью.)

-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.

(Слайд № 5 с презентации)

Исповедь – 1- покаяние в грехах;

2- откровенное признание в чём–нибудь;

3- сообщение своих мыслей, взглядов.

- В каком значении оно употреблено в произведении?

(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)

- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»

(Слайд № 6с презентации)

-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)

На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.

(Слайд № 7 с презентации)

- А почему мы не знаем имени Мцыри?

(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)

- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.

(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)

- Кто такой монах?

(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)

- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?

(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)

(Слайд № 8 с презентации)

-А что значит жить для героя?

(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)

-Что же является высшей ценностью для героя?

Свобода и родина.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)

(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)

(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)

(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)

(Слайд № 9 с презентации)

-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?

Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».

- Он даже произносит клятву: (гл4)

«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»

-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?

(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)

-Почему умирает Мцыри?

(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)

(Слайд № 10 с презентации)

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)

-Докажите это словами из текста.

(Слайд №11 с презентации)

(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)

(Слайд №11 с презентации)

(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).

-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .

(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)

-В чём заключается идея этого произведения?

(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)

Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)

-Дайте определение Гиперболы

(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)

(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)

-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?

(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -

- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?

И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.

V . Закрепление материала. Работа с тестами.

-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.

-Кто хочет поработать с компьютером?

Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).

-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)

(Закрыть тест.)

VI . Подведение итогов.

-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.

Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)

-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?

VII . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.

Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .

Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:

Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”

Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”

Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

А. С. Пушкин

В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>

Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа - символ свободы. В том, что герой поэмы - пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.

Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:

Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил…

Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:

Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:

…Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню,

Я поднял голову мою…

Но свобода - это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:

Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…

Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:

На мне печать свою тюрьма Оставила…

Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» - это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.

Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.

Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.

Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.

В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.

Мцыри - тема свободы в поэме

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.

Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.

«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.

Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.

Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.

Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.

Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.

Несколько интересных сочинений

    Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас.

  • Сочинение Моя любимая телепередача Орел и решка

    «Орёл и решка» не зря стала победителем в номинации при выборе лучших телепередач, так как сама задумка уникальна, не только в плане туризма, но и в плане всего смысла передачи, так как она думает не только о богатой жизни путешествия

  • Сочинение Любовь в рассказе После бала Толстого

    В рассказе показана, как я считаю, гибель любви… Всё могло бы быть по-другому, герой мог возмутиться ситуации – украсть невесту, мог смириться – стать таким, как её отец. Но Иван ушел от этой ситуации.

  • Анализ рассказа Кусака Андреева 7 класс

    Рассказ является составной частью литературного сборника писателя под названием «Книга рассказов и стихотворений» и впервые публикуется в начале двадцатого века.

  • Сочинение по картине Закат солнца зимой Клевера для 3 класса

    Картина Клевера «Закат солнца зимой» просто прекрасна, создана она с особой атмосферой и теплом. В этой картине художник выразил сказочную красоту природы зимой. Когда смотришь на картину