Проект широкая масленица в доу. Проект "Широкая Масленица" проект (средняя группа) на тему

Юлия Шмелёва

Тема : «Широкая масленица »

Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный .

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта :

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица » является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель :

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица ) .

Задачи :

Обучающие

Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица » ;

Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие

Развивать коммуникативные способности;

Развивать память, мышление, внимание;

Развивать интерес к русским народным традициям;

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Формы реализации проекта :

Беседы по теме;

Совместная творческая деятельность;

Создание творческих работ детей и родителей;

Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

Чтение стихотворений, художественных произведений;

Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

Подготовительный :

Разработка содержания проекта , составление плана работы;

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

Подбор материалов для продуктивной деятельности;

Заучивание закличек, частушек;

Изготовление стенгазеты «С масленицей » .

Основной :

Проведение тематического занятия;

Художественно-творческая деятельность.

Разучивание масленичных частушек , русских народных песен, закличек;

Чтение художественных произведений по теме.

Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный :

Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица » ;

Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир» ;

Взаимодействие с родителями :

Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!» ;

Приготовление блинов для чаепития;

Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица » .

Тематическое планирование

Тематическое занятие «Госпожа Масленица »

Разучивание масленичных частушек Народная игра - забава «Малечина–калечина»

Катание с горки Чтение стихотворения

Д. Кузнецова «Блины»

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)


Народная игра – забава «Петушки»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Изготовление «Масленичного солнышка »


Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Хороводная игра «Едет Масленица »

Катание на санках Загадки о весне и зиме

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Беседа

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»



Народная игра – забава «Блинная эстафета»

Рисунки на снегу Разучивание русской народной песни «Масленица - блиноеда »

Чаепитие с блинами


Народная игра - забава «Звонарь»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Чтение масленичных закличек

Хороводная игра «Заинька, попляши» Развлечение «Прощай, Масленица

Слушание песни «Как на Масленой недели »

Рисование «Масленица »


Народная игра - забава «Ручеёк»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Беседа : «Что мы узнали о Масленице »

Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»

Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица »

Народная игра - забава «Снежный тир»

Организованная образовательная деятельность

(различные виды деятельности)

Коммуникативная.

Беседы «Значение и символика блинов» , «Что мы узнали о масленице

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины» , рассказа Т. Нуждиной «Блины» , масленичных закличек .

Познавательно – исследовательская.

Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Госпожа Масленица » ; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица » .

Изобразительная.

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись, «Масленица » , «Рисунки на снегу» ; лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки» .

Конструктивная.

Изготовление «Масленичного солнышка » .

Музыкальная.

Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели » , «Ой, блины мои блины» ; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда » , масленичных частушек ; исполнение русских народных песен.

Музыкально – игровое творчество : хороводные игры «Заинька, попляши» , «Едет Масленица » .

Народные игры – забавы.

Ожидаемый результат :

Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

Имеют представление о народных праздниках, играх;

Владеют знаниями масленичной кухни ;

Интересуется изобразительной детской деятельностью;

С интересом участвует в народных играх;

Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала;

Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители

Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА» .

На нем всегда находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать вкусных и румяных блинов.

МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА» .

Задачи:

  • Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
  • Провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
  • Приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. МОТИВАЦИОННЫЙ.

1. 1. Разработка проекта:

  • Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей.
  • Подготовка информации для родителей о народном празднике «Масленица» .
  • Планирование занятий, совместной и игровой деятельности с детьми.
  • Обсуждение оформления группы.
  • Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике.
  • Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов.

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.

2. 1. Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Беседы о празднике, о его праздновании на Руси.
  • Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков.
  • Разучивание хороводных и подвижных игр.
  • Рисование по теме: «Масленица пришла»
  • Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»
  • Ручной труд: изготовление масленичек.
  • Проведение хороводных и подвижных игр.
  • Катание на лошадях.
  • Блины на протяжении всего праздника.
  • Чаепитие в день «Лакомки» .

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ:

  • Обсуждение результатов масленичной недели на родительском собрании.
  • Презентация по итогам тематической недели.

Ознакомление дошкольников с народным праздником «Масленица»

(совместная деятельность взрослого и детей)

Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?
Тёплые дни наступают
Пора зимушку провожать
Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны. Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: "Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Обжорство - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Чтение стихотворения «Масленица»

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.

Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней – Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Воспитатель:

Масленицу начинаем отмечать с понедельника.

Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.

Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице.

Как делали чучело масленицы?

Воспитатель: Из тряпок и соломы делали фигуру с длинной косой, одетую в женский наряд. В руках у фигуры помазок и блин - символы Масленицы.

Физкультминутка (выполняется в парах) .

Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее (поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!

Трын - трынца, (ладушки)
Подайте блинца!

(протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка -прибавышка,
Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

Поговорки про масленицу:

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают

Масленица идет, блин да мед несет

Масленица объедуха, деньгам приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

На Масленой неделе повеселись, да блинком угостись.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Не житье - бытье, а Масленица.

Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Заклички про Весну:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:

Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Весна-красна!
Весна-красна!
На чем пришла?
На чем приехала?

На сошечке,
На бороночке.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!

Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!

С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Едет Весна едет
На золотом коне,
В зеленом саяне,
На борони сидючи,

Сыру землю аруючи,
Злато жито сеючи.

Лепка «Масленица – блиноедка»

Воспитатель: Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Разучивается игра "Золотые ворота".

Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,
Второй - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота") .

Знакомство с народной игрой.

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки) , "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки) .

Воспитатель: Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал. Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Рассматривание рисунков детей нарисованных дома по теме «Масленица пришла» .

Воспитатель:

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Игра «Галя по садочку ходила» .

Правила игры:

Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками) .

Не горюй, подруженька Галя,
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Воспитатель:

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг.

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке) , исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины) . Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

Посмотрите, это картина художника В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» . Давайте вместе рассмотрим её.

(рассматривание картины вместе с детьми)

Давайте поиграем.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.

Игра «Карусели»

Рассказ воспитателя:

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.

Рассказ воспитателя:

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Золовкины посиделки".

В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Игра "Снежки" (проводится как в группе, так и на улице)

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани) . На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.) :

Рассказ воспитателя:

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".
Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли дрова - Осиновы дрова,
Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!" Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Как у наших у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

Пришла пора её провожать. Проводим?

Дети собираются на праздник.

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ «ПЧЕЛКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

Февраль 2012г.

Намеченные мероприятия Совместная деятельность с детьми Связь со специалистами

17. 02. Знакомство детей с народным праздником масленица

  • беседа «Что за праздник Масленица?
  • чтение стихотворения «Масленица»
  • рассматривание иллюстраций как изготавливается чучело - масленицы.

воспитатели

20. 02 Первый день Масленицы

«ВСТРЕЧА»

  • Рассказ о праздновании первого дня
  • Знакомство с поговорками про масленицу.
  • заучивание стихотворения «Масленица»
  • знакомство с народным фольклором закличка

Продуктивна деятельность:

  • изготовление вместе с детьми кукол - масленичек.
  • Лепка «Масленица – блиноедка»

воспитатели

Музыкально – художественная деятельность:

  • веселый праздник в музыкальном зале «Здравствуй масленица» .

Знакомство с народными играми «Лошадки» (эстафета) , «Силачи» (перетягивание каната) , «Ловкачи» (бег в мешках) . Музыкальный руководитель, ПДО по хореографии и инструктор по физкультуре.

21. 02 Второй день Масленицы

«ЗАИГРЫШ»

  • Рассказ о праздновании второго дня
  • катание на лошадях.

воспитатели

  • подвижные народные игры на улице

«Блины» , «Ледышка» , «Масленичные ворота» Инструктор по физкультуре

Художественно – творческая деятельность:

  • рисование на снегу. ПДО по ИЗО
  • рисование «Масленица пришла» (домашнее задание) родители
  • слушание русских наигрышей и песен «Блины» Музыкальный руководитель

22. 02. Третий день масленицы

«ЛАКОМКА»

  • рассказ о праздновании дня «Лакомка»
  • информация о праздновании дня «Разгуляй»
  • рассматривание картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» ;
  • разучивание и проведение хороводных игр. «Галя по садочку ходила» , «Карусели» ; «Петушиный бой» .

Воспитатели ПДО по ИЗО

  • чаепитие в группе Родители, мл. воспитатель

24. 02 Пятый день

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

  • рассматривание игрушек народных мастеров, раскрашивание русской матрешки. (вечерний отрезок времени)
  • игра в «Снежки»

воспитатели музыкально-художественная деятельность:

  • веселый праздник на улице с играми плясками, блинами, чаепитием, организацией костра.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, ПДО по хореографии и ИЗО.

Мини - проект « МАСЛЕНИЦА»

Воспитатель старшей разновозрастной группы Огнева Надежда Викторовна

Воспитатель старшей разновозрастной группы Романовская Елена Олеговна

Актуальность проблемы:

Как бывает трудно объяснить детям, что такое народный праздник и откуда он появился. Масленица - один из самых древних и любимых в народе праздников, который повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был самый весёлый, шумный, разгульный, поистине всеобщий праздник. Не зря в народе говорили: «С себя хоть последнее продай, а Масленицу широко встречай! »

Проблема:

Актуально ли в наши дни празднование русского народного гуляния – Масленицы? Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды пелагогических технологий по формированию ценностного отношения к окружающему миру, по развитию познавательной активности у детей через приобщение к традициям русского народного творчества, создавать специальные условия для этого, то это будет способствовать:

    Накопление представлений о ценности и важности знаний о традициях своей страны

    Формирование интереса к истории России

    Развитию речи у детей, активации словаря

    Развитию у них умения рассуждать, наблюдать

Ожидаемый результат

1. по составу участников - групповой;

2. по целевой установке - информационно-практико-ориентированные проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации – краткосрочный (2 недели) .

Установочные цели:

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности;

Развитие аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи;

Развитие эстетического восприятия, воображения.

Основная цель проекта - нравственное воспитание:

1. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России;

2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Cхема осуществления проекта «Широкая Масленица»

Развитие речи:

Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России (приложение №1)

Занятие «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной хороводной песни «А мы масленку встречаем»

Цикл занятий «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен, показ презентации «Масленица» (приложение № 6)

Игровая деятельность

Подвижная игра «Заря - заряница» (приложение №3)

Хороводная игра «Гори, гори ясно…» (приложение №3)

Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки»

Игра малой подвижности «Летят – не летят»

Художественная литература:

    Разучивание русской народной песенки «Блины»

    Разучивание стихотворений о солнышке.

    Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. (приложение № 2)

    Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. (Приложение № 4)

    Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.

    Чтение и обсуждение сказки «Про масленицу»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. (приложение № 4)

ИЗО:

    «Ой, блины, блины, блины…» - дети делают поделку – блинчики. Вырезают круг, раскрашивают красками. Или просто на ярких кругах желтого, оранжевого цвета дорисовывают глаза, улыбку

Аппликация:

    « Солнышко – ведрышко…» - дети делают поделку – солнышко и наклеивают на общее блюдо.

Наглядная информация:

Оформление в приёмной выставки детских работ «Масленица Прасковейка»

Работа с родителями:

Заучивание с детьми масленичных песен, закличек,

Консультация для родителей: «Вот и Масленица!»

Презентация итогов работы по проекту:

1. «Широкая Масленица» концертно-развлекательная программа.

Используемая литература и другие источники.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.

Приложение №1.

///ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Приложение №2.

Заклички.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №3.

Хороводная игра «Гори,гори ясно»

Слова к игре:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят

Диги, диги, диги, дон – выходи из круга вон.

Игра «Масленица»

Слова к игре: А я - масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Приложение №4

Пословицы и поговорки.

Блины брюхо не портят.

Не все коту масленица, будет и Великий пост.

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

Блин добр не один.

Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.

Сказка про Широкую Масленицу

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Вместо алых губ - губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:

Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица - плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! От злости быстрее умирают. Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в льдышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у нее прощение за все, у друг друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал:

Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя такое было, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказки конец, кто слушал, тот молодец.

Приложение № 5

Консультация для родителей: «Вот и Масленица!»

Уважаемые родители!

Каждый год в нашем детском саду мы проводим праздник «Масленица». Веселый, добрый, удалой, а главное – вкусный праздник очень нравится детям! Разрешите пригласить Вас в небольшой исторический экскурс:

Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси, привязанный ко дню весеннего равноденствия. Отмечали Масленицу семь дней перед равноденствием и семь дней после него. Посвящался праздник поклонению Солнцу – Ярили, которое даёт жизнь всему живому. В честь солнца и пекли блины - маленькие солнышки. Так что все то, что мы привыкли делать на Масленицу – традиции и обряды, все имеет глубокий смысл и связанно с обновлением природы, с плодородием, с почитанием предков и родной земли. Как раз для того чтобы почтить умерших предков и принято было печь блины на Масленицу и по традиции блины являлись поминальным блюдом, первый выпеченный блин отдавался «на помин» или бедному человеку, или ложился на припечик - специальное место на печи. Во время Масленицы женщины не должны были шить, ткать, резать, так как считалось, что они могут случайно поранить души предков, спускающиеся с небес в эти дни.

Даже игры и забавы несли в себе смысловой подтекст: удаль молодецкая должна была пробудить землю от долгого зимнего сна.

Не забудьте и о куклах – Масленицах, их мастерили в понедельник: маленькую куколку дарили молодоженам для грядущего достатка и плодородия, а большое чучело Масленицы, сжигалось в субботу, а с ним сжигались беды, невзгоды и несчастья зимы и семьи…

С введением христианства масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом.

Напоминаем: внимательно следите за материалами уголка, ознакомьтесь с «приказом по группе», и дабы не гневить Масленицу, придерживайтесь всех её рекомендаций!

Счастья, достатка и благополучия Вашей семье.

И Вам, тоже дорогие читатели!

Цикл занятий «Ой, ты, Масленица!»

Понедельник – «Встреча»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, пробудить интерес к празднику:

Беседа «Что за праздник, Масленица? »

Презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника)

Домашний мастер – класс: «Учитесь, дети! » (мамы показывают процесс приготовления блинов) .

Вторник - «Заигрыш»

Продолжить знакомить детей с особенностями празднования Масленицы:

Викторина «Веселая Масленица»;

Повторить знакомые игры: «Карусели», «Ручеек», «Гори, гори ясно»;

Разучить новые «Заря – заряница» «Сковорода»;

Среда – «Лакомка»

Познакомить со значением и символикой блинов;

Четверг – «Разгуляй»

Закрепляем новые игры;

Совместное творчество детей и воспитателя: «Масленичные частушки, да про нас!

За семейным столом: игра – дегустация: «Ох, блиночки мои! ».

Пятница - «Тёщины вечера»

Участие в общесадовском празднике «Широкая Масленица! »;

Групповое мероприятие: «Русское чаепитие с блинами»;

Беседа о двух последних днях Масленицы:

Суббота - «Золовкины посиделки»;

Воскресенье – «Прощёный день»;

Вечером с семьей «В гости к бабуле! ».

« Широкая Масленица»

(для старшего дошкольного возраста)

« Широкая Масленица»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Тип проекта.

Творческий

Краткосрочный

Групповой.

Сроки реализации проекта.

Долгосрочный (одна неделя.)

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, художественная деятельность.

Участники проекта.

Дети старшей, подготовительной к школе группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица)

Задачи проекта:

1.Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2.Обогащать духовный мир детей.

3.Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

4.Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

6.Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Ожидаемые результаты проекта.

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной истории.

Знать:

1. Народные песни, потешки, сказки.

2. Узнавать народные мелодии, звучание народных инструментов.

Уметь:

1. Играть в народные игры;

2. Принимать непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей.

3. Исполнение календарных, старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков.

4. Использование народного опыта непосредственно в жизни детей.

Этапы проекта:

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Пути реализации проекта:

1.Сбор информации о празднике Масленица.

2.Оформление тематической выставки «Широкая Масленица».

3.Организация выставки рисунков, посвященных празднику.

4.Разучивание фольклорных игр, закличек, песен.

5.Подготовка и проведение развлечения для детей «Широкая Масленица».

6. Продуктивная деятельность на занятии «Гори-гори ясно » (изготовление чучела)

7. Выпекание блинов.

II. Этап – Исследовательский.

Работа по плану с детьми, родителями;

Выполнение проекта.

III. Этап – Заключительный.

Выставка к празднику;

Развлечение для детей и родителей «Широкая масленица»;

Приложения к проекту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

· ПОНЕДЕЛЬНИК -

ВСТРЕЧА

· ВТОРНИК -

ЗАИГРЫШ

· СРЕДА -

ЛАКОМКА

· ЧЕТВЕРГ -

ШИРОКИЙ

· ПЯТНИЦА -

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

· СУББОТА -

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

· ВОСКРЕСЕНЬЕ -

ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

ВСТРЕЧА

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

ЗАИГРЫШ

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

ЛАКОМКА

Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».

ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».

ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:

«Едет Масленица дорогая, наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица!

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!».

Беседа про масленицу.

Задачи:

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов -не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу.

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,
Приходите в воскресенье -
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.