Традиционные общества Востока в раннее Новое время. Индия

Сегодня на уроке мы с вами действительно начнём изучать страны востока: Индию, Китай и Японию. Почему же эти общества называют традиционными?

Черты традиционного общества

Государство – собственник земли

Главное занятие – сельское хозяйство

Сословный строй

Сохранение деревенской общины

Контроль государства за жизнью общества

Сохранение традиций и религиозных установлений

Однако, несмотря на все эти общие черты, у всех этих государств наблюдаются различия. Сейчас, каждая группа познакомится с особенностями землевладения в этих странах. 1 группа – Китай, 2 – Индия, 3 – Япония.

Право верховной власти на землю принадлежит государству

Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

Земли никогда не передавались по наследству.

Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

Земля должна принадлежать государству

Итак, какие общие характеристики мы видим? – 1.Государство – собственник земли 2. Главное занятие – сельское хозяйство

Все крестьяне жили в сельской общине

Крестьяне-общинники по закону были свободными

Уйти из общины не могли, т.к. за ее пределами становились бесправными Община отвечала за сбор налогов с крестьян перед государством

Община решала вопросы самоуправления на основе традиций и религии

3. Сохранялась деревенская община

Император (богдыхан)

Брахманы – это высшая варна – жрецы, судьи, учителя

Император, родовая знать

Чиновники (мандарины)

Кшатрии - это было воинское сословие

Си – воины, самураи

Вайшьи - торговцы, ростовщики и ремесленники.

Но – крестьяне

Ремесленники

Шудры - это земледельцы и слуги

Ко – ремесленники

Крестьяне

Неприкасаемые

Сё - торговцы

4. Сословное деление общества.

Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий – конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.

Конфуцианство сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.

Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство ». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство ». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.

Само учение основывалось на 5 принципах:

· справедливость;

· исполнение ритуалов;

· рассудительность;

· искренность.

Каждый житель Китая должен был им соответствовать.

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм . Эта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Бу́дда учил, что вся жизнь человека – это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится к исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, следует сделать следующее:

· поверить, что мир полон страданий;

· ограничить свои желания и стремления;

· говорить только правду и добрые слова;

· совершать добрые дела;

· не наносить вред живому;

· следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.

Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождени е, и он сможет стать представителем высшей касты.

В Японии национальной религией стал синтоизм . Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII веке, когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению, существует богиня солнца Аматэра́су . Император является ее прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял ее суть.

5. Сохранение традиций и религиозных установлений

Традиционное общество - общество, которое регулируется ТРАДИЦИЯМИ Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем само развитие

КИТАЙ Китай – страна загадок и чудес с древней историей, уникальными традициями и утончённой философией Крупнейшее государство в Восточной Азии Этнический состав около 50 национальностей III страна в мире по занимаемой территории

ГОСУДАРСТВО ЯПОНИЯ Япония – это «игрушечная страна» с гейшами и самураями, многочисленными старинными традициями Япония – островная страна Япония - страна восходящего солнца Площадь страны – 377 688 кв. км

ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ Индия - страна чудес и несметных богатств, родина шахмат и арифметических чисел Индия –страна различных народов, языков, религий, культурных традиций Площадь страны – 3 287 000 кв. км.

Государство – регулятор хозяйственной жизни традиционных обществ Востока Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных обществ Востока?

Земля принадлежит государству Государство следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников крупных земельных владений Прочтите материал первого пункта параграфа 28 (стр. 266 -267) и ответьте на вопросы: ? ? Каковы особенности землевладения в каждой из стран? Почему государство не выпускало собственность на землю из своих рук?

Земля принадлежит государству Государство следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников крупных земельных владений Государство не выпускало собственность на землю из своих рук, т. к. это могло ослабить центральную власть

Главное занятие – сельское хозяйство Земледелие (рис, чай, хлопок) Скотоводство Производство шелка Перечислите основные составляющие сельского хозяйства Восточных стран

Все крестьяне жили в сельской общине Крестьяне-общинники по закону были свободными Уйти из общины не могли, т. к. за ее пределами становились бесправными Община отвечала за сбор налогов с крестьян перед государством Община решала вопросы самоуправления на основе традиций и религии

Государство полностью регулирует хозяйственную жизнь Государство устанавливало: цены на товары монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли налоги на ремесленников и купцов

Города - под контролем государства Города на Востоке не имели самостоятельности в XVI-XVIIвв. Горожане были зарегистрированы в специальной книге, приписаны к своей улице Поощрялось доносительство

Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями

Сословный строй Китая ИМПЕРАТОР и его СЕМЬЯ ЧИНОВНИКИ (МАНДАРИНЫ) КРЕСТЬЯНЕ ИМПЕРАТОР – «БОГДЫХАН» РЕМЕСЛЕННИКИ ТОРГОВЦЫ

Сословный строй Индии ЖРЕЦЫ (БРАХМАНЫ), УЧЁНЫЕ САНОВНИКИ, ВОИНЫ (КШАТРИИ) КУПЦЫ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ КРЕСТЬЯНЕ (ВАЙШИИ), СЛУГИ «НЕПРИКАСАЕМЫЕ» Каста («чистая порода») - социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество

Сословный строй стран Востока Китай император (богдыхан) чиновники (мандарины) крестьяне ремесленники торговцы Япония воины - самураи крестьяне ремесленники купцы Индия жрецы(брахманы), учёные сановники, воины(кшатрии) купцы, землевладельцы крестьяне(вайшии), слуги «неприкасаемые»

Буддизм Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии. Основателем религии является принц Сиддхартха (также известен под родовым именем Гаутама и Шакьямуни – «мудрец из племени шакья»). Впоследствии, после бегства из дворца, нескольких лет скитаний и бедствий, он получил имя Будда – «Просветлённый» Основным литературным источником является сборник «Трипитака»

Основные положения БУДДИЗМА v САНСАРА –неизбежное страдание v АСКЕТИЗМ – добровольный отказ от земных благ v КАРМА (воздаяние) – возрождение человека в новой жизни, в виде, определённом поступками и мыслями предшествующих жизней v НИРВАНА – состояние счастья при достижении идеала, прекращения перерождений, общения с Буддой в процессе медитации Буддизм призывал верующих к самосовершенствованию Путь к спасению находится в руках самого человека, независимо от его общественного положения

«Восьмеричный путь сансары» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Праведная вера Праведная решимость Праведные слова Праведные дела Праведный образ жизни Праведные стремления Праведные помыслы Праведное созерцание

Буддизм На японские острова буддизм принесли корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды В 1 в. н. э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды

Конфуцианство Основоположник конфуцианства – Конфуций (551 -479 до н. э.) Конфуций разработал концепцию идеального человека – благородного мужа, которым становятся не по причине происхождения, а путем достижения высоких нравственных качеств: гуманности, верности, искренности, справедливости, почтительности по отношению к старшим

В 136 г. до н. э. император У-ди провозгласил конфуцианство официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен. Каменная фигурка Конфуция в кумирне на горе Тайшань II в. до н. э. Алтарь храма Конфуция в городе Цюйфу, на родине Конфуция

Даосизм - учение о дао или «пути вещей» , китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Лао-цзы

СИНТОИЗМ «Плывущая» тории храма Ицукусима Синтоизм появился в средневековье в 6 -7 вв. до н. э. и обозначает «путь богов»

СИНТОИЗМ Основа синтоизма состоит в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им Главным духовным принципом синтозма является жизнь в согласии с природой и людьми Главное божество - Аматэрасу Омиками, богиня Солнца

Император - живое воплощение богини Аматэрасу, и должен почитаться наравне с богами. Япония - государство-семья, в которой подданных отличает сыновняя почтительность к императору, а императора - родительская любовь к подданным

Индуизм Индуизм - древнейшая национальная религия Индии Его истоки восходят ко II-III тыс. до нашей эры Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа

Домашнее задание 1. УСТНО: § 28 - читать, запоминать информацию, выполнять задания в тексте, учить термины, даты 2. ПИСЬМЕННО: Некоторые утверждают, что «История Восточных стран и история Западной Европы не имеют ничего общего – это два совершенно разных мира» . А как считаете вы? Приведите аргументы в защиту своей позиции – (не менее 3) и приведите примеры к каждому аргументу

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времениПлан:
1. Земля принадлежит государству
2.Деревенская община
3. Государство регулирует хозяйственную жизнь
4. Сословный строй
5. Города под контролем государства
6. Религии Востока – путь самосовершенствования
Домашнее задание: пар. 28 , вопросы 1-4 стр.284
По выбору:
рассказы «Восточный город глазами европейского путешественника» или
«Деревенская община на Востоке» (см. задание 1 стр. 284)
Презентация «Религии Востока»

Земля принадлежит государству

1.
2.
Государство – верховный собственник земли
Знать не имела больших земельных владений, чтобы не ослаблялась
центральную власть
3. Индия:
А) наследственные земельные владения только у князей, которые в случае
войны воевали на стороне правителя
Б) знатный человек получал землю на 10 лет, за это платил налоги и
содержал военные отряды, через 10 лет его перемещали на другой
участок.
4. Китай
А) земли делились на 2 части: государственные (принадлежали императору и
его приближённым) и «народные» (частные)
Б) большинство казённых земель отдавалось в «вечное держание»
крестьянам, за это они обрабатывали землю и платили налоги
В) запрет на продажу земли
5. Япония
А) основной земельный фонд в собственности князей
Б) конфискация и перераспределение земель самураев с целью укрепления
центральной власти

2.Деревенская община

1) Самостоятельность в вопросах самоуправления
2) Сохранение традиций и религиозных установлений
3) Индия:
А) Общинники формально свободные люди
Б) Все должности и обязанности общинников передавались
по наследству (в случае перехода в другую общину
крестьянин становился бесправным)
В) Использовалась для облегчения сбора налогов
4) Китай
А) Община -100 дворов во главе со старостой, делилась на 10
групп (во главе десятский)
Б) староста и десятские несли ответственность за сбор
налогов и выполнение повинностей
В) круговая порука при сборе налога

Государство регулирует хозяйственную жизнь

1. Центральная власть устанавливала цены на
важнейшие товары
2. Монополия на соль, производство чая
3. Казённые лавки конкурировали с
купеческими
4. Запрет на заморскую торговлю
5. Государственные закупки и заказы по ценам
ниже рыночных
6. Увеличены налоги с купцов и ремсленников

Сословный строй

1. Строго соблюдались правила жизни всех
сословий
2. Часто сословная принадлежность не
соответствовала имущественному положению
3. Япония
А) деление на 4 сословия (воины (самураи),
крестьяне, ремесленники и купцы)
Б) В сословия не входили: придворные,
священники, врачи, учёные, парии
(неприкасаемые, выполняли самую грязную
работу)

Самураи

Бусидо – кодекс чести самураев, окончательно оформился в XVII
веке:
А)распределялись на ранги, вели суровый образ жизни
Б) довольствоваться малым
В) заниматься только военным делом
Г) быть готовым умереть за своего господина
(в т.ч. харакири)
Д) культ меча
Е) школы (фехтование на мечах, стрельба из лука, дзюдо,
верховая езда)
Ж) высшие самураи в свободное время кроме военной
подготовки занимались составлением букетов и участвовали
в чайной церемонии

Разложение сословного строя:

1) Часть самураев отказались от своих
обязанностей и лишились средств к
существованию. Они преподавали учение
Конфуция, становились учителями или
писателями, а также были охранниками у
купцов
2) Часть самураев предпочитали нищенствовать,
но не опускаться до «презренных занятий»
3) Были и такие, которые создавали банды и
терроризировали путников на дорогах

Города под контролем государства

1) в городах развивались ремесло и торговля
2) Города не добились самостоятельности, но
наблюдался рост городов (к 1500 г в
Пекине уже свыше 1 млн. жителей)
3) В Китае каждый житель был приписан к
своей улице и кварталу и должен был 2
раза в месяц проходить проверку.
Поощрялось доносительство на соседей

Религии Востока –путь самосовершенствования

Для восточных обществ характерна
веротерпимость.
Китай: конфуцианство и буддизм
Индия: индуизм и буддизм
Япония: синтоизм и буддизм
Люди Востока были убеждены в том, что для
главное для человека – встать на путь
самосовершенствования и обрести
внутреннюю гармонию.

Китай: Конфуцианство
Конфуций 551-479 гг. до н.э.
5 добродетелей: мудрость, гуманность, верность,
почитание старших и мужество
Государство – большая семья, где
младший(простолюдин) повинуется старшему.
Власть несёт ответственность перед народом
Государь (сын Неба) – отец и мать народа, никто
недолжен восставать против власти государя
Правитель государства должен жить умеренно и
проявлять добродетель в управлении
государством
Положение в обществе предопределено Небом

Буддизм – мировая религия

Основатель: царевич Сиддхартка Гаутама (623-524 гг. до
н.э.), Будда – «просветлённый высшим знанием»
Жизнь человека непрерывный путь страданий, причина
страданий – неудовлетворённые земные желания.
После смерти страдания не прекращаются, т.к. душа
не умирает, а перерождается.
Если человек вёл неправедную жизнь, то в следующей
жизни он родится либо представителем низшей
касты, либо животным
Путь к спасению в руках самого человека, через
самосовершенствование.

Синтоизм

«Синто» - путь богов
Древняя языческая религия, вера в злых и
добрых духов, которых пытаются
умилостивить через обряды
Главное божество – богиня Солнца
Аматэрасу, от которой якобы произошли
японские императоры
Синтоизм использовался для укрепления
власти императора, который с VII века был
верховным жрецом

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1. Империя Великих Моголов в Индии
2. Борьба Португалии, Франции и Англии за
Индию.
3. Китай в XVI-XVIII вв.
4. Япония в XVI-XVIII вв.
.

Вывод:

В эпоху империи Великих Моголов была
сделана попытка укрепить государство и
устранить внутренние противоречия
(реформы: государственного управления,
налоговая, религиозная). Но бесконечные
завоевательные войны, религиозные и
национальные различия, стремление к
сохранению традиций ослабили империю.
Она вернулась к состоянию раздробленности,
что позволило европейцам успешно вести
колониальные захваты.

1. Прочитайте приведенные ниже рассказы из жизни представителей китайского общества XVII в. Подчеркните одной чертой факты, подтверждающие, что общество было традиционным, двумя чертами факты, свидетельствующие о его разложении

Одной чертой:

Однако общая сумма наогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян...

Двумя чертами:

Министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей...

Отец его, Ли Шоучжун, происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером...

То был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два...

Он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом...

2. Перед вами необычный "забор". Под каждой его "планкой" расположены буквы и слоги. Если вы с учетом высоты "планок" выстроите их в нужной последовательности, то прочитаете предложение, раскрывающее одну из особенностей традиионного общества

Запишите это предложение и письменно выполние задание

Праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине

Можно ли утверждать, что данное предложение раскрывает цель жизни человека традиционного общества? Свою позицию обоснуйте

3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени и соответствии с существовавшей иерархией. Письменно выполните задание

Поразмышляйте, какими должны быть эти правила. Запишите их

Преданность семейному делу, трудолюбие, ранний подъем, срехурочная работа, добросовестность в работе, внимание к клиентам, бережливость, скромность, хорошее здоровье

5. Прочитайте высказывания Конфуция и выполните задания

1) Почему учение Конфуция нашло много последователей не только в Китае, но и в других странах? Ответ запишите

Так как учение является мудростью человеческой цивилизации, примером идеального построения общества и отноешний

2) Какие высказывания Конфуция, по вашему мнению, акутальны в наши дни? Запишите соответствующие номера

3) Какими из высказываний вы руководствуетесь в своей жизни? Запишите соответствующие номера

6. Разгадайте шифрограмму, и вы прочитаете одно из положений религиозного учения. Выполните задание

1) Значение слова "бусидо"

2) Важнейший принцип организации жизни в общине

3) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху

4) Название переворота, связанного с именем Джона Кея, Джеймса Харгивса, Эдмунда Картрайта, Джеймса Уотта

5) Специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

1) Заполните пропуски в предложении

Это положение олицетворяли вырезанные из дерева три обезьянки на дверях храма. Одна из них закрывала лапами глаза , другая - уши , третья - рот

2) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?

В этом изречении отражен буддизм, учивший уходу от всего мирского, подавив в себе земные желания

7. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки

1) Общество государств Востока было разделено на замкнутые общины, сословия, касты, семьи и т.д. - Да

2) Идеалом в традиционном обществе считался человек гордый, высокомерный и строптивый - Нет

3) Крестьянин в государствах Востока являлся полновластным собственником земли - Нет

4) В традиционном обществе быстрыми темпами развивались рыночные отношения - Нет

5) Китайское общество находилось под влиянием идей синтоизма - Нет

Исправленные варианты:

2) скромный, тихий, смиренный

3) само государство

4) традиционное