Магистерская работа по психологии. Кандидатские диссертации по психологии

Любая кандидатская диссертация по психологии начинается с определения сферы научных интересов будущего ученого. Психологическая наука предоставляет широчайшее поле для изысканий, ведь сюда входят разные сферы, вот лишь некоторые из них:

  • психология личности,
  • юридическая психология,
  • коррекционная психология,
  • политическая психология,
  • психология развития,
  • история психологии.

Исходя из выбранной специальности и подробно ознакомившись с ее паспортом, будущий кандидат психологических наук определяется с темой своего научного труда.

Как выбрать тему кандидатской работы по психологии

Потенциально успешная по психологии соответствует двум требованиям. Прежде всего, в основе научного труда должно лежать прикладное исследование, то есть эксперимент в одной из областей психологии, новый и не проводимый ранее.

Во-вторых, результаты, отраженные в диссертации, должны иметь практическую ценность (в идеале - применимы в одной из проблемных сфер науки). Исходя из этого темы кандидатских диссертаций по психологии должны стать новыми и актуальными для современности. Если аспирант хочет полно и всесторонне раскрыть свою тему, ему лучше сформулировать ее наиболее конкретной и узкой.

Для оценки научной новизны и актуальности выбранной темы необходимо просмотреть список защищенных кандидатских и докторских работ по психологии за последние годы, уловить основные «тренды» психологической науки, а также проследить, чтобы выбранная тематика не была уже кем-то изучена и раскрыта. Окончательно определиться с этим вопросом поможет научный руководитель.

Как написать кандидатскую диссертацию по психологии

Даст верное направление работе и избавит от ошибок точное и правильное определение объекта и предмета исследования, его цели и задач.

После формулировки этих ключевых для научного исследования понятий приступают к созданию плана диссертации. Также уже в начале написания работы у будущего кандидата психологических наук формируется список используемой литературы – библиография. Современные требования таковы, что список должен содержать не менее ста, но не более трехсот пунктов, в идеале автор готовой диссертации ссылается на 230-250 научных работ.

Структура кандидатской работы по психологии имеет свои особенности. После введения идет очень содержательная теоретическая часть с весомым объемом ссылок на статьи, книги и монографии отечественных и иностранных исследователей. Но значительно важнее часть практическая. Ее основой является психологический эксперимент – прикладное исследование, подтверждающее или опровергающее тезисы предыдущей части работы. В психологических науках высоки требования к методикам исследования, этому стоит уделить отдельное внимание. От научной новизны, практической ценности и правильности организации и проведения прикладного исследования зависит благополучный исход защиты кандидатской диссертации по психологии.

Если работа ваша готова, то остается вопрос представления ее на ученом совете. Перед каждым молодым исследователем-психологом встает вопрос, как без проблем защитить кандидатскую диссертацию по психологии. Здесь поможет уверенность в том, что:

  • Тема и область исследования диссертации полностью совпадает с выбранной специальностью.
  • Работа оформлена в соответствии со всеми стандартами.
  • В изданиях, рекомендованных ВАК, вышло необходимое количество статей (как правило, не менее 3).

И главное – надо быть уверенным в себе!

Написание кандидатской по психологии мало отличается от работы над диссертацией по любой другой теме. Это всегда огромный труд, поиск и изучение сотен научных работ, разработка и проведение собственного исследования. Если у аспиранта не хватает времени на все перечисленное – успех диссертации под вопросом.

Наши специалисты помогут написать абсолютно новую, уникальную работу в тесном сотрудничестве с заказчиком. Стоимость кандидатской диссертации по психологии уточняйте при заказе.

Возрастная психология изучает психологические особенности возрастного развития человека, личностные особенности представителей разных возрастов.

При написании ВКР по психологии тема по возрастной психологии будет связана либо со сравнительным анализом психологических особенностей разных возрастных групп, либо с исследованием индивидуально-личностных черт представителей какой-то одной группы. В последнем случае акцент должен стоять именно на возрасте, а не на психологических особенностях.

Рассмотрим особенности написания выпускных квалификационных работ по возрастной психологии; выбора тем. В статье приводятся ссылки на примеры (образцы) курсовых и дипломных работ по возрастной психологии.

Особенности тем по возрастной психологии

В рамках выбора тем для магистерских, дипломных и курсовых работ по возрастной психологии характерно обращение к исследованию психологических особенностей различных возрастов: «Различия в уровне развития логического мышления у младших школьников общеобразовательных школ и лицеев»; «Особенности протекания возрастного кризиса 40 лет у незамужних женщин»; «Представления юношей и девушек о дружбе».

Разделение жизненного пути человека на возрастные этапы определяет и разделение возрастной психологии на следующие разделы: психология раннего возраста, психология младшего и старшего дошкольного возраста; психологические особенности младших школьников, подростков и старшеклассников; психологические особенности студентов; психологические аспекты в зрелости и пожилом возрасте.

Любую тему курсовой или дипломной работы, эмпирическое исследование в которой включает некоторую выборку испытуемых, формально можно отнести к возрастной. Однако не во всех темах дипломов делается акцент на возрасте испытуемых. Иногда же возраст акцентируется: «Психологические детерминанты удовлетворенности жизнью у женщин ранней взрослости»; «Особенности самоотношения пожилых людей»; «Специфика возрастного развития подростков, оставшихся без попечения родителей».

Дипломы по возрастной психологии очень популярны, во многом потому, что многие педагоги идут получать дополнительное образование и берут темы, связанные со школой или ДОУ.

Можно отметить интерес студентов-психологов к темам, связанным с возрастными кризисами. Возможно, это связано с тем, что все больше взрослых людей идут учиться на психолога (в рамках магистерских программ). И темы, связанные с кризисом середины жизни, им близки и интересны, так как они сами или проживают этот возрастной этап, или он их скоро ожидает.

Курсовые работы по возрастной психологии

Выбирая тему курсовой по возрастной психологии важно определиться с возрастной группой. Возможны следующие варианты:

  • младенцы (до 1 года);
  • ранний возраст (от 1 года до 3 лет);
  • младшие дошкольники (от 3 до 5 лет);
  • старшие дошкольники (от 5 до 6);
  • младшие школьники (от 7 до 10 лет);
  • подростки (от 11 до 15 лет);
  • юношеский возраст (от 16 до 18 лет);
  • студенческая молодежь (от 19 до 25 лет);
  • молодость (от 20 до 35 лет);
  • взрослость (от 35 до 60 лет);
  • пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
  • старческий возраст (свыше 76 лет).

Выбор возрастной группы во многом определит логику исследования, методы диагностики и анализа данных.

Темы ВКР по психологии, связанные с младенческим и ранним возрастом очень специфичны. Методы диагностики в этом случае - это наблюдение. Тем очень немного.

С дошкольниками трудно проводить опросники, поэтому что они еще не в полной мере способны к самооцениванию собственных личностных качеств. Поэтому основной метод диагностики - это наблюдение или анкетирование. Для выявления выраженности психологических особенностей дошкольников анкеты могут заполнять родители или воспитатели ДОУ. Важную информацию может дать сравнение этих оценок.

Для изучения младших школьников уже существуют опросники и можно получить данные об их психологических особенностях не только из наблюдения и анкетирования, но и с помощью самооценивания. Здесь с помощью опросников могут изучаться самооценка и тревожность. Возможно и проведение социометрической процедуры.

При выборе тем, связанных с подростками и юношами, к услугам исследователя большой спектр психологических тестов для диагностики тревожности, самооценки, агрессивности и других индивидуально-психологических особенностей.

Для изучения взрослых людей существует большое количество опросников и тестов. Их выбор определяется целью и задачами исследования.

Выбрав возрастную группу, необходимо определиться с проблемой, которая будет изучаться. Тема любой курсовой по возрастной психологии должна естественно вытекать из реальной практической проблемы.

В курсовой работе можно не брать серьезные проблемы и ограничиться выявлением взаимосвязей показателей или же сравнительным анализом данных. В то же время в дипломной работе, а тем более в магистерской диссертации, наличие проблемы обязательно.

Дипломные работы по возрастной психологии

Тема дипломной работы по возрастной психологии должна вытекать из проблемы. Выявить такую проблему, применительно к детским возрастам, может помочь знакомство с типами ведущей деятельности.

Термин «ведущая деятельность» ввел отечественный психолог Д.Б. Эльконин. Под этим термином понимается наиболее характерные и важные, с точки зрения возрастного развития, психологические аспекты жизни, тесно связанные с ситуацией (социальная ситуация развития).

В младенчестве ведущая деятельность - это непосредственное эмоциональное общение со значимым взрослым.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметно-орудийная деятельность - освоение предметов и социально закрепленных способов оперирования ими.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети осваивают систему социальных межличностных отношений, систему мотивов человеческой деятельности.

С поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Младшему школьнику необходимо освоить роль школьника, научиться самоконтролю, освоить навыки усвоения знаний.

В подростковом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками и ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание.

В старших классах школы перед учащимися встает проблема выбора будущей профессии и поэтому ведущая деятельность - это учебно-профессиональная, предполагающая овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Ведущая деятельность в детских возрастах отражает наиболее значимые аспекты и связанные с ними темы исследования будут актуальны. Например, важность игры в дошкольном детстве позволяет формулировать темы дипломных работ о связи личностных особенностей детей с уровнем развития навыков игровой деятельности. Также можно исследовать условия развития важных для дошкольника качеств в ходе игровой деятельности.

Выбор темы для диплома с младшими школьниками может быть связан с учебой, так как в этом возрасте именно учебная деятельность самая важная. Темы могут касаться мотивов учебной деятельности, направленности на оценку или на процесс учения, отношения к школе и пр. Важными проблемами этого возраста выступают успешность адаптации к школе.

При исследовании подростков спектр тем расширяется. Здесь можно не ограничиваться изучением непосредственно общения со сверстниками. Сложность и критичность подросткового возраста предопределяет и практические проблемы: девиантное поведение, агрессивность, акцентуации характера и др. Соответственно темы дипломов могут быть связаны с изучением психологических факторов отклоняющегося поведения, агрессивности и т.д.

Что касается периода взрослости, то выбор проблемы и темы исследования очень широк. Дело в том, что во взрослой жизни все может стать проблемой, если доведено до крайности: хождение в магазин - шопоголизм; близкие отношения - межличностная зависимость; ответственное отношение к делу - перфекционизм и т.д. То есть, исследовать можно все, что угодно.

При выборе темы диплома по возрастной психологии важно отталкиваться от личного опыта, от того, что важно, интересно.

Магистерские работы по возрастной психологии

Магистерская диссертация по возрастной психологии должна быть связана с серьезной проблемой той или иной возрастной группы. Например, изучение особенностей совладания у подростков группы риска - актуальная проблема. Эти данные могут быть важны для обучения неблагополучных подростков конструктивным способам совладания, что будет способствовать снижению выраженности у них отклонений в поведении.

Хорошо подойдут для магистерской диссертации по возрастной психологии темы, связанные с возрастными кризисами. Традиционно выделяются два таких кризиса:

  • кризис 30 лет;
  • кризис середины жизни (кризис 40 лет).

Понятие возрастных кризисов отражает сложны и нелинейный характер жизненного пути человека. Бывают периоды спокойного течения жизни, а бывают моменты, когда рушатся привычки, привычные обстоятельства и жизнь выходит на новые пути.

С психологической точки зрения важно исследовать что помогает, а что мешает конструктивно проживать кризисные периоды жизни. Что способствует тому, что человек использует кризис для самоактуализации, а не впадает в депрессию.

Примеры и образцы курсовых работ по возрастной психологии

Примеры и образцы дипломных работ по возрастной психологии

Темы курсовых работ по возрастной психологии

  1. Особенности идентичности современных подростков.
  2. Творческие способности подростков и условия их реализации.
  3. Социальная активность как фактор идентичности в пожилом возрасте.
  4. Структура и содержание игр младших дошкольников.
  5. Наличие сиблингов как факторов развития коммуникативной сферы.
  6. Ценностные ориентации и временные перспективы личности в ранней взрослости.
  7. Развивающая среда как фактор познавательного развития детей раннего возраста.
  8. Эффективность развивающих программ в формировании креативности в дошкольном возрасте.
  9. Влияние агрессивности на коммуникативное общение младших дошкольников.
  10. Личностные особенности взрослых людей, изучающих психологию с целью дальнейшей профессиональной деятельности.
  11. Влияние семейного статуса на жизнеотношения женщин среднего возраста.
  12. Взаимосвязь агрессивного поведения с тревожностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  13. Музыкальная терапия как способ коррекции агрессивности школьников разного возраста.
  14. Формирования образа «Я» в юности.
  15. Влияние увлеченности компьютерными играми на развитие общения в младшем школьном возрасте.
  16. Отношения между сиблингами в раннем детстве.
  17. Арттерапия как средство гармонизации взаимодействия между родителями и ребенком раннего возраста с отклонениями в развитии.
  18. Нарушения письменной речи у детей с задержкой психического развития.
  19. Основные причины тревожности подростков.
  20. Особенности личностного развития подростков.
  21. Личностные особенности детей младшего школьного возраста в ситуации дезадаптации.
  22. Исследование личностных особенностей людей с разной акцентуацией в конфликтной ситуации.
  23. Особенности диагностики эмоционального состояния детей младшего школьного возраста.
  24. Изучение эмоциональных и личностных особенностей младших школьников.
  25. Применение рисунка и игры в работе с детскими страхами.
  26. Зависимость совладающего поведения от уровня и характера агрессии у подростков.
  27. сферы личности младшего подростка.
  28. Особенности проявления агрессивного поведения у детей 5-7 летнего возраста, возможные причины его возникновения и некоторые пути коррекции.

Темы дипломных работ по возрастной психологии

  1. Психологические факторы агрессивного поведения подростков.
  2. Стиль семейного воспитания как фактор формирования самоотношения у подростков.
  3. Причины возникновения конфликтов в юношеском возрасте.
  4. Особенности внутриличностного конфликта в подростковом возрасте.
  5. Нарушение межличностных отношений в младшем подростковом возрасте и пути коррекции.
  6. Взаимосвязь принятия агрессии как фактора процесса самоактуализации в раннем юношеском возрасте и социометрического статуса личности в группе.
  7. Использование методов арт-терапии при решении эмоциональных проблем детей 11-13 лет.
  8. Взаимосвязь самооценки младших подростков от социометрического статуса в группе сверстников.
  9. Анализ причины тревожности подростков.
  10. Акцентуация подросткового периода.
  11. Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
  12. Психологические особенности рефлексии и самооценки младших школьников.
  13. Особенности диагностики переживаний детей по их рисункам.
  14. Психологические особенности работы с трудными подростками, в частности, с девиантным поведением.
  15. Проблемы уверенности в себе в подростковом возрасте.
  16. Формирование Я-концепции у подростков.
  17. Исследование связи самооценки и уровня притязаний в подростковом возрасте.
  18. Личностные особенности детей младшего школьного возраста на разных ступенях вхождения в учебную деятельность.
  19. Психологическая готовность к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста.
  20. Ценностные ориентации детей в период кризиса подросткового возраста.
  21. Отношение родителей к себе и характер ожиданий, связанных с судьбой своих детей.
  22. Влияние педагогики Марии Монтессори на развитие ребенка и его творческих способностей.
  23. Особенности профориентации старшеклассников.
  24. Особенности профессионального самоопределения в современных социальных условиях.
  25. Изучение особенностей межличностного взаимодействия в коллективе сверстников (на примере дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста).

Темы магистерских работ по возрастной психологии

  1. Взаимосвязь типов семейного воспитания с формированием личностных (эмоциональных, коммуникативных) особенностей детей дошкольного возраста.
  2. использование игровых занятий в процессе коррекции (профилактики, развития*) эмоциональных (речевых, коммуникативных) нарушений детей старшего дошкольного возраста.
  3. Использование методов игровой терапии в работе со страхами (тревожностью, нарушениями самооценки) в дошкольном (младшем школьном) возрасте.
  4. особенности психологических защитных механизмов в дошкольном (младшем школьном) возрасте.
  5. особенности удовлетворенности браком и межличностных отношений супругов в ситуации (с ребенком с особыми нуждами, ребенком, имеющим трудности, официального и неофициального брака).
  6. Психологические факторы удовлетворенности супругов браком в семьях (многодетных, неблагополучных, имеющих длительный стаж супружеских отношений, с детьми, переживающими кризис подросткового возраста и т.п.).
  7. отношений.
  8. Стиль воспитания в семье как фактор формирование личности ребенка.
  9. Специфика внутрисемейных отношений в многопоколенных семьях с детьми дошкольниками.
  10. Смысложизненные ориентации выпускников средней школы.
  11. Влияние личности классного руководителя на уровень сформированности педагогически организованной (совместной) деятельности в младшем (старшем) подростковом возрасте.
  12. Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте на различных уровнях сформированности совместной деятельности (педагогически организованной деятельности) класса.
  13. Социальные установки девиантных подростков.
  14. Психологические условия формирования сферы межличностных отношений в младшем школьном и в младшем подростковом возрасте.
  15. Детерминанты мотивации учебной деятельности у подростков.
  16. Психологические особенности старших подростков (старшеклассников) с различными типами направленности личности.
  17. Влияние внутрисемейных отношений на процесс социализации в младшем подростковом возрасте.
  18. Смыслообразующая функция сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
  19. Взаимосвязь внутрисемейных отношений и жизненных позиций подростков.
  20. Личностные особенности старших подростков и старшеклассников, занимающихся спортивным единоборством.
  21. Влияние личности педагога на формирование базовых социальных установок старших подростков.
  22. Взаимосвязь стиля отношений к детям классного руководителя начальной школы с особенностями межличностных отношений учащихся в учебном классе.
  23. Психологическое содержание типов направленности личности старшеклассников (старших подростков, взрослых испытуемых).
  24. Формирование социальных установок старших дошкольников под воздействием детско-родительских отношений и отношений с ровесниками в игровой деятельности.
  25. Социальные установки трудновоспитуемых в младшем (старшем) подростковом возрасте.
  26. Роль направленности личности в формировании толерантного сознания у старшеклассников.
  27. Психологические условия формирования толерантного сознания в подростковом возрасте.
  28. Роль игровой деятельности в процессе социализации личности старшего дошкольника.
  29. Взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности в подростковом возрасте.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты).

Как «найти» актуальную тему для диссертации?

Начало обучения в аспирантуре - период активного научного поиска, который как правило, сопровождается возникновением у аспиранта массы вопросов.

Ответить на эти вопросы весьма непросто.

На рынке учебной литературы актуальных методических пособий, посвященных выполнению квалификационных научных трудов немного, их излишне теоретизированные и потому оторванные от реалий рекомендации с трудом воспринимаются (читай - непонятны) молодыми учеными.

Современный аспирант чаще всего не готов к самостоятельной научной работе, а назначенный научный руководитель с учетом его занятости не имеет времени заниматься работой «просветительской».

Научное руководство даже в вузах с серьезной научной школой сводится к редким встречам с аспирантами и читке уже готовых работ. Эффективность взаимодействия зачастую зависит от доброй воли научного руководителя и его «симпатии» к аспиранту.

Как результат - снижение и так невысокой научной активности аспирантов и соискателей. Возникновение подобных трудностей не дает им в полной мере реализовать возможность самостоятельной исследовательской деятельности. При отсутствии должной мотивации и напряженном рабочем графике аспирант получает сильнейший импульс заплатить деньги и переложить ответственность за написание диссертации на третье лицо.

Этот «вынужденный» демарш вполне можно понять. Однако, как бы ни было трудно начало научной деятельности, разработку проблематики диссертационного исследования я все же не советую доверять рефератной компании.

Возможно ли самостоятельно подобрать тему для диссертации, не имея опыта научной деятельности?

Ответственно заявляю, что нет ничего невозможного … для человека… с интеллектом.

Если подходить к выбору темы диссертации стратегически, то начинать, конечно, следует с выбора научной специальности . Кто-то делает этот выбор еще до поступления в вуз или в процессе обучения. Аспирантура становится логичным продолжением исследовательской работы, проводимой студентом в период обучения в рамках избранной специальности, а выпускная квалификационная работа - основой реферата, предоставляемого при поступлении в аспирантуру.

Однако, как показывает практика, будущие аспиранты зачастую не вполне представляют себе какую тему исследования выбрать. В таком случае идеальным вариантом стало бы совмещение темы научного исследования с областью основной работы.

Как бы то ни было поиск актуальной темы диссертации следует начать с беседы с вашим научным руководителем. Порой данный путь самый простой и короткий. Научный руководитель (при желании) может при первой же встрече рассказать о существующих в вашей области знаний проблемах, которые совместными усилиями вам удастся «развить» до темы диссертации.

К сожалению, далеко не все научные руководители так щедры на участие, приберегая темы-проблемы до «особого случая». Если это так, не стоит отчаиваться.

Существует несколько направлений поиска актуальной темы диссертации:

1. Если Вы работаете по основной специальности вам могут быть известны проблемы (напр., социальные проблемы, проблемы практики правоприменения и т.п.), которые могут стать основой для разработки темы диссертации. Для юристов источником такой информации могут, напр., стать материалы судебной практики, в т. ч. обзоры, подготовленные судами различных уровней. Сформулируйте выявленные проблемы , обобщите и обсудите с научным руководителем. Возможно, проблемы на практике возникают в связи с недостаточной разработанностью существующих теоретических подходов. Например, проблемы в практике правоприменения обусловливаются недостаточным развитием теории права. Именно таким дескриптивным методом я не раз пользовалась для целей разработки темы диссертации по гражданскому праву в начале своей работы в сфере научного консалтинга.

2. Проанализируйте программы Вашей аспирантуры по направлениям. Среди заявленных для изучения проблем могут быть и актуальные. В моей практике встречались несколько случаев, когда в программах курса отдельным списком были выделены темы, рекомендуемые аспирантам в качестве диссертабельных.

3. Посмотрите недавно защищенные по вашей специальности работы , в первую очередь защищенные на вашей кафедре за последний год. Возможно проблемы, поставленные в них до сих пор актуальны, а исследований, им посвященных все еще недостаточно. В таком случае вы можете поставить вопрос о развитии данных тем в своей диссертации.

Пример: Тема недавно защищенной работы по специальности 12.00.01 «Роль права в развитии науки и образования». Вы вполне можете сформулировать свою тему следующим образом: «Роль права в развитии науки и инноваций» и т. п. Можете быть уверены, что она является актуальной.

Помните, что выбирать тему исследования необходимо в рамках паспорта научной специальности. Если ваша специальность как научного работника - 12.00.01 - «Теория и история права и государства; история правовых учений», то ее содержанием являются «<…> идеи, представления, конструкции, понятия и категории, гипотезы и прогнозы, отражающие современный уровень знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования права и государства <…>».

Изучите области исследований вашего паспорта специальности. Тема должна быть сформулирована (читай - созвучна) в рамках того или иного пункта. В любом случае выбранная вами тема подлежит валидации на кафедре. Прежде всего ваш научный руководитель должен признать диссертабельность темы. Может так случится, что тема интересна с практической точки зрения, но «науки» в ней нет.

Остерегайтесь выбора мало изученной темы (по которой практически ничего не написано).

Это может показаться заманчивым, но абсолютное новаторство - дело трудное, Вам придется доказывать каждую запятую. Вы к этому готовы? Если Вы «плаваете» в теме, без серьезного научного руководства вам не справится. С другой стороны, выбрав тему, которая уже неоднократно становилась предметом исследования, вы, скорее всего, столкнетесь с трудностями при доказывании новизны, а это практически означает, что ваш труд по написанию диссертации будет напрасным.

Обоснование актуальности темы - один из начальных этапов исследования. «Актуальность» в применении к диссертации означает своевременность и социальную значимость исследования. Обоснование актуальности темы должно быть емким и потому коротким.

Главное - описать суть проблемы, т.е. противоречивой ситуации, требующей своего разрешения. Такая ситуация часто возникает в результате действия новых факторов (условий), которые могут изменить (развить) прежние теоретические представления. Это могут быть новые экономические условия, к примеру, «переход к новому качественному состоянию мировой экономики» и т.п. В результате чего возможно, например, пересмотреть существующие подходы к «механизмам правового регулирования экономического развития».

Сформулировать научную проблему - значит выяснить известные и неизвестные факты о предмете исследования, проанализировать степень разработанности проблемы. Проблематика исследования определяет методологию исследования, его цель и задачи. При правильном выборе темы исследования уже на данном начальном этапе можно предположить его теоретическую и практическую значимость, а также его научную новизну. Избегайте широких тем. Диссертации «обо всем» часто на деле «ни о чем», они часто являются поверхностными и несамостоятельными.

Иногда в рамках диссертационного исследования целесообразно в качестве цели определять развитие теоретических положений, ранее выдвинутых той или иной научной школой. Например, вы можете разработать авторский подход к решению научной проблемы, т.е. решить частные вопросы в рамках той или иной ранее апробированной концепции.

Обобщим вышенаписанное:

Тема должна быть вам интересна;

Избегайте слишком широкой постановки темы;

Тема должна быть своевременной и социально значимой, а также интересной в сравнении с другими подобными исследованиями;

Выбирайте цель и задачи, которые вам по силам решить в установленные для исследования сроки;

Убедитесь, что сможете найти все необходимые источники и литературу.

С примерами обоснования актуальности темы исследования можно ознакомиться в моем Портфолио.

И последний совет - всегда утверждайте тему диссертации на кафедре (с участием научного руководителя). Как бы это не звучало, но встречаются ситуации, когда аспирант 3 года усиленно трудится над диссертацией, тему которой никто не согласовывал. И описываемый мной случай произошел не где-то, а в уважаемом московском вузе.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы свяжитесь со мной: +7 926 108-72-39.

Возможно проведение личных консультаций по скайп.

ДРУГИЕ СТАТЬИ РАЗДЕЛА