Что делает лед на солнце глаголы. Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Привет из Сибири

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»

(Первый год обучения)


Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

(снежинка) (снеговик)

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

(мороз)

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(зимой)

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

3. Упражнение «Снежинки»

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. «Что бывает зимой?»

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково» с мячом

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

8. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп

10. Упражнение «Где это бывает?»

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

11. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? - (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? - (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? - (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? - (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Черникова Нина Геннадиевна,
учитель-логопед

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Следующее четверостишие поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.

3. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?

4. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад», «поземка», «метель», вьюга».

5. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий,холодный, твердый.
Погода (какая?) …

6. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

7. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …

8. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

9. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

10. Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима ».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

11. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

12. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)

Екатерина Сорокина
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Привет из Сибири»

Тема : Привет из Сибири

Задачи :

- Развивать связную речь , формировать навыки творческого рассказывания по картине.

Учить составлять схему предложения.

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Продолжать обогащение лексики словами – признаками, закрепить навыки согласования их с существительными.

Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Активизировать словарь поданной теме.

Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе, развивать слуховое и зрительное внимание, навыки работы в коллективе; воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материал : Муляж письма, муляж видеокамеры, «снежок» , бубен, картина о зиме, схемы предложения, снежинки, изображение зимней одежды для раскрашивания детьми, цветные карандаши.

Предварительная работа : рассматривание картины, составление схем предложения, беседа о зиме.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети в кругу.

Ребята, сегодня утром к нам пришел почтальон и принес письмо. Давайте вместе его откроем и прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята.

Меня зовут Анфиса, я живу в жаркой Африке.

У нас всегда жарко, и летом и зимой.

Недавно узнала, что у вас зима совсем другая, необыкновенная.

У вас бывает какой-то Снегопад и непонятный Гололёд.

Расскажите мне, пожалуйста, о своей зиме и как вы развлекаетесь , мне очень интересно.

С уважением, Анфиса.

Ребята давайте отправим Анфисе в Африку видеописьмо – сегодня снимем на видеокамеру наш рассказ, а завтра нарисуем рисунки и отправим по почте.

Ребята, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?

Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

2. Введение в тему.

Также в кругу со «снежком»

Упр. «Какая? Что делает?»

Давайте поиграем со снежком – я буду спрашивать, а вы отвечайте.

Зима (какая) – холодная, снежная, морозная, долгая.

Без чего не бывает зимы? (без снега)

Снег (какой) – рыхлый, белый, блестящий, воздушный.

Снежинки (какие) – маленькие, красивые.

Лёд (какой) – холодный, твердый.

Снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает) – блестит, тает.

Мороз (что делает) – щиплет, морозит.

Дети на зимней прогулке (что делают) – играют, катаются.

3. Физминутка.

Выпал беленький снежок

Собираемся в кружок

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши

Руки в стороны, по швам,

Снега хватит нам и вам!

4. Рассматривание картины.

Дети садятся за столы.

Ребята, чтобы мы с вами ещё много смогли рассказать о зиме и ничего не забыть, предлагаю воспользоваться картиной.

Выставляется картина «Дети на зимней прогулке»

Внимательно рассмотрите картину и придумайте к ней по одному предложению :

Кто изображен на ней? Чем занимаются? О чем разговаривают? Какая погода? Что можно сказать об окружающей природе.

(5 человек составляют предложения)

Ребята предлагаю вам оживить какое-нибудь одно предложение.

Упр. «Живое предложение»

Например : Девочка Соня катается на санках с горы. (– 8 чел)

(С детьми обговаривается почему первый поднял руку, почему последний подпрыгнул)

Теперь давайте из тех предложений, которые вы называли, составим за столом по схеме одного предложения.

(Используется раздаточный материал)

Предлагается 2 детям составить на доске.

Теперь давайте озаглавим эту картину.

Кто хочет составить рассказ по картине (1 ребенок)

5. Пальчиковая гимнастика.

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком

Его улыбка так ярка

Два глаза, шапка, нос, метла

Но солнце припечет слегка

Увы, и нет снеговика.

6. Упражнения.

Дети садятся за столы.

Ребята хочу вам рассказать сказку про одну очень хорошую девочку Настю, а вы мне будете помогать.

Упр. «Закончи предложение»

Жила-была девочка и звали её Настей. Однажды Насте купили снегокат.

На снегокате Настя к горке подъехала.

На горку въехала.

С горки съехала.

Вокруг горки объехала.

Из парка уехала.

Упр. «Из чего – какой?»

Горка из снега (какая) – снежная.

Дорожка изо льда – ледяная.

Погода с морозом – морозная.

Ребята, в письме Анфиса просила объяснить что такое Гололёд и Снегопад.

Упр. «Объясни»

Дети объясняют значение слов 1) Гололёд, 2) Снегопад.

7. Дыхательная гимнастика.

С помощью снежинок изображают снегопад.

8. Упражнения.

Давайте, чтобы зима не морозила нас, и мы могли погулять, скажем ей ласковые слова.

Упр. «Назови ласково»

Я буду бросать вам волшебный снежок и говорить слово. А чтобы снежок вас не заморозил, надо быстро сказать это слово ласково и бросить снежок мне.

Снег – снежок

Лёд – ледок

Солнце – солнышко

Зима – Зимушка

Метель – мителица

Снеговик – снеговичек

Снежинка – снежиночка

Ветер – ветерок

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

Облако – облачко

Упр. «Подбери предмет» (упражнение с бубном)

Наступает (что) – Зима

Лежит – Снег

Валит – Снег

Кружатся – Снежинки

Свищет – Ветер

Катаются – Дети

Бушует – Буря

Лепят – Снеговика

Замерзает – Речка

Съежились – Снегири

Блестит – Снег

Упр. «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой – темное.

Летом день длинный, а зимой – короткий.

Летом солнце яркое, а зимой – тусклое.

Весной лёд на реке тонкий, а зимой – толстый.

Снег мягкий, а лёд – твердый.

Одни сосульки длинные, а другие – короткие.

Упр. «Сосчитай»

Снежинка, снеговик, снегирь, шайба, клюшка.

8. Работа за столом + прослушивание музыкального сопровождения «Звуки Зимы» .

На столе заранее приготовлены карандаши и раздаточный материал с картинками-раскрасками одежды.

Задание : Выберите на картинке зимнюю одежд, обувь, головные уборы и раскрасить их цветными карандашами.

9. Подведение итога.

Вступление. Психологический настрой на работу. Создание положительного настроения у учащихся.

Упражнение 1. "Профилактика нарушения зрения".

Глазами нарисовать квадрат: 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки.

Упражнение 2. "Дыхательное упражнение"

Учащийся, сидя на стуле(руки лежат на коленях), делает ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: "Вдох (4 хлопка), держим (2 хлопка), выдох (4 хлопка), держим (2 хлопка)". Упражнение выполняется 5-8 раз.
Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ладонями о колени. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным.

Упражнение 3. "Обведи по контуру правой и левой рукой одновременно".

Инструкция: Возьми в обе руки по простому карандашу и выполни задание одновременно: обведи по контуру рисунок с правой и с левой стороны. Рисуй и правой и левой рукой. Какрандаш от листа отрывать нельзя.

Упражнение 4. "Скажи наоборот. Закончи предложения".

Летом дни жаркие, а зимой - … (Холодные)
Летом небо светлое, а зимой - … (Тёмное)
Летом день длинный, а зимой - … (Короткий)
Летом солнце яркое, а зимой - … (Тусклое)
Весной лёд на реке тонкий, а зимой - … (Толстый)
Снег мягкий, а лёд - … (Жёсткий)
Одни сосульки длинные, а другие - … (Короткие)

Упражнение 5. "Стоп-игра".

Дети находятся на своих местах в зале. По команде взрослого (например, один хлопок) они начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.

Игра "Перстенек".

Это старая игра, но она всегда пользовалась успехом у подростков.
На крепкую тесьму или ленту надевают кольцо-"перстенек" и связывают ее концы небольшим, но крепким узелком, свободно проходящим через кольцо.
Играющие берутся за ленту руками, образуют круг, поют песню, сопровождая ее беспрерывными движениями рук так, чтобы водящий не мог догадаться, у кого под руками перстенек.
Песни можно придумать какие угодно. Лет сто назад пели такую песенку:
Перстенек, перстенек,
Ты не близок, не далек,
Кто упустит перстенек,
Тот водить пойдет в кружок.

Водящий внимательно следит за руками играющих, а те в свою очередь иногда поднимают руку, чтобы показать перстенек, но в тот момент, когда водящий подбегает, стараются незаметно передвинуть его вправо или влево. По требованию водящего играющие поднимают руку. Если водящий ошибается, он продолжает водить. Кто не сумел спрятать перстенек, становится на место водящего.

Упражнение 6. "Что не дорисовал художник. Подумай и дорисуй".


Упражнение 7. "Назови одним словом"

Вариант "Зима"

  1. Серебристый, холодный, гладкий… (Лёд)
  2. Глубокий, мягкий, снежный… (Сугроб)
  3. Колючая, нарядная, зелёная… (Елка)
  4. Лютая, холодная, снежная… (Зима)
  5. Острые, наточенные, металлические… (Коньки)
  6. Деревянные, металлические, зимние… (Санки)
  7. Маленькая, пушистая, летящая… (Снежинка)
  8. Большой, свирепый, спящий… (Медведь)
  9. Снежная, быстрая, заметающая… (Метель)
  10. Деревянные, пластиковые, быстрые… (Лыжи)

Упражнение 8. "Собери картинку из частей".

Картинка разрезана на части. Учащиеся должны собрать и составить рассказ по картинке.