План конспект занятия по звуковой культуре речи. Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, звук ч

Программное содержание:

  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з-зь» (изолированно, в слогах, в словах);
  • учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком;
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

— Ах, какой сегодня чудесный день! (Стук в дверь)

— Ребята, вы узнали нашего гостя. Правильно, это наш друг, Весёлый Язычок. Он хочет пригласить нас на прогулку в лес. Вы хотите погулять с ним? Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка.

1 упражнение.
Покусываем кончик, середину, корень языка.

2 упражнение.
«Блинчик»

3 упражнение.
«Заборчик»

4 упражнение.
«Чистим нижние зубки»

5 упражнение.
«Горка»

6 упражнение.
На выдохе поём песенку «з-з-з-з»

— А теперь можно отправляться на прогулку. (Дети встают).

— Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки).

— Давайте покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки. (Дети показывают цветы).

— Дети, послушайте эту песенку: « З-з-з-з-з »

— Чья это песенка? Правильно, это песенка комара. Изобразим с помощью пальчиков комарика.

Загляделся на ромашку

Зазвенел комар протяжно

«З-з-з-з-з-з»

И зовёт его ромашка:

Залезай ко мне бедняжка

«З-з-з-з-з-з»

Дети комарики за папой летят,

«Зь-зь-зь-зь-зь-зь».

(Дети изображают комарика и звенят).

Комарики покружились и сели на ромашки. Язычок решил сорвать несколько ромашек для своей мамы.

Чтоб ромашки здесь сорвать

Надо нам загадки отгадать.

1. Под кустом таится

И лисы боится. (Заяц)

— Есть ли в слове «заяц» звук «з»? Давайте произнесём «з-з-з-заяц».

2. В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле? (Белка).

— Есть ли в слове «белка» звук «з»? (Нет)

3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

С хвостом, а не корова. (Козёл).

Есть ли в слове «козёл» звук «зь»? Давайте произнесём «козь-зь-зёл».

— Мы сорвали несколько ромашек, больше рвать не будем. Пусть поляна будет красивой и нарядной.

— Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза, зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Повтори за мной»

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за

Уходи домой, коза.

(Дети повторяют за воспитателем).

Поиграли мы с козой и пора идти дальше. Идём по тропинке,и мы попадаем в лес. Идите осторожно, не уколитесь о веточки. Ребята, смотрите, под ёлочкой кто-то спит? (Зайка) Давайте его разбудим, а то он проспит до обеда и не успеет сделать все свои дела. Давайте тихо позовём «З-з-з-зайка» Не слышит. Давайте позовём громче «З-з-з-зайка» (Зайка просыпается и здоровается с детьми.) Раз зайка проснулся, то ему нужно сделать зарядку, а мы поможем.

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это – заячья зарядка.

А зайчата как проснутся

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть

Серым хвостиком вильнуть.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочках подтянись!

Лапки ставим на бочок

На носочках скок – поскок.

Прыгать заинька горазд

Он подпрыгнул десять раз.

А кому зарядки мало начинайте всё сначала.

— Вот мы сделали заячью зарядку, а зайке пора бежать. Да и нам пора идти дальше.

— Мы идём по тропинке и приходим в лесную школу. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, а учительница Медведица была ещё здесь. «Здравствуйте, дети — сказала учительница- вы зашли ко мне в школу, хотите позаниматься? Я могу провести для вас урок. Вы согласны? Тогда садитесь за столы.

Звенит звонок,

Начинается урок.

Задание: На столах лежат картинки с изображением разных предметов. Надо выбрать те картинки, в названии которых есть звуки «з-зь». (Дети выполняют задание учительницы. Она проверяет выполнение задания, хвалит детей.)

— Нам пора возвращаться в детский сад, так как приближается время обеда, да и Язычку пора домой. А чтобы быстро вернуться, мы превратимся в комариков. Я произнесу волшебное заклинание.

Хлоп – хлоп, топ – топ,

Вокруг себя повернись

В комарика превратись.

— Вот мы и вернулись в детский сад, превратимся снова в детей.

— Дети, понравилась ли вам прогулка? Кого встретили? Кого понравилось изображать? Давайте попрощаемся с Язычком, ему пора бежать домой. Наше занятие окончено.

Анна Синева
Конспект по звуковой культуре речи

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

развития детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

Тема : «В гостях у Петрушки» .

Составила : воспитатель Синева А. Н.

г. Дзержинск

Цель звуков речи родного языка .

Задачи :

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» : формировать умение коллективного взаимодействия.

Образовательная область «Познавательное развитие» : продолжать формировать представления о животных

Образовательная область «Речевое развитие» : формировать правильное произношение звуков ж - з . Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух : различать на слух и называть слова с определёнными звуками .

Образовательная область «Физическое развитие» : развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Рассматривание детских энциклопедий о животных.

2. Изготовление жетонов.

3. Дидактическая игра «Где живёт звук » .

4. Подвижные игры : «Лиса и зайцы»

5. Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж» .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА : Стимулировать речевую активность у Данила К. Помочь Артему Л. найти домик для его животного.

СПОСОБЫ : сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка , показ иллюстраций.

СРЕДСТВА :

письмо, 8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет жираф, макет дома в котором живет зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20 картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З» , 12 картинок с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж» , 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ :

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»,

В. В. Гербова

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.

4. http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

Воспитатель : сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября на лесной полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас к себе в гости. Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

Воспитатель : мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель : пригласительные билеты у нас есть, тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель : готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

На пути стоит дом

Воспитатель : Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель : кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают : Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

В доме сидит жираф.

Воспитатель : кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф ? («ж» )

Воспитатель : Ой, опять на нашем пути домик. Кто в этом домике живет?

(дети : Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет)

В доме – зебра.

Воспитатель : кто это? Скажите – зебра. Какой звук живёт в слове зебра ? («З» )

Воспитатель подводит детей к одному из столов, на котором сидит кукла и лежат картинки с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза, заяц, ёж, морж и т. д.) и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

Девочка - кукла : Выпустила я животных из своих домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель : Не переживай девочка, мы постараемся тебе помочь.

Воспитатель : дети, я очень хочу помочь девочке, а вы?

Воспитатель : Дети, назовите животных, которые изображены на картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

Воспитатель : дети, животные, в названии которых есть звук «Ж»

А животные, в названии которых есть звук «З» , какого цвета будет у них домик?

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

У каждого из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого и конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном, в нем две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель : У каждого из вас на груди прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель : Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый) .

А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном. Найдите картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик, и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З» и поместить в свой домик.

Воспитатель : Молодцы, ребята, задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой - косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель : Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку петрушку.

Воспитатель : Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка : - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Петрушка : Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет» .

Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Петрушка : Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте : «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки» . Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить звук , чтобы было правильно.

«Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери» .

Петрушка : Правильно, не двери, а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

Хотите поиграть?

Петрушка : Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите звуки «З» или звук «Ж» хлопайте в ладоши. А если таких звуков нет , сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка : Правила понятны?

Петрушка называет слова :

Обезьяна,

Петрушка : Молодцы, никто не нарушал правила.

Воспитатель : Хорошо у петрушки в гостях на лесной полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

Тема: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Задачи: развивать слуховое внимание и фонематический слух; учить различать неречевые и речевые звуки; уточнить артикуляцию гласных звуков; , придумывать слова на заданный гласный звук; дифференцировать понятия «звук», «слово»; учить различать короткие и длинные слова; учить управлять голосом, менять его силу, громкость; воспитывать умение слушать других; воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

У.-д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!».

У.-д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

У.-д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко. А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А ещё чем мы издаём звуки? (Ртами.)

Закройте рот и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

У.-д. Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ёжик отправился гулять один. Он топал по лесу - топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ёжик испугался и тихо заплакал, и слёзки закапали - кап-кап-кап. А тут ещё туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям - бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер -у-у-у; завыл - в-в-в. Ёжику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее - кап-кап-кап! Но вдруг зашуршали листья - ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ёжик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел - ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ёжика домой и при этом пел свою песенку - з-з-з. А потом им встретился весёлый ручеёк. Он сказал, что приведёт ёжика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка - с-с-с. Ручеёк привёл ёжика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой - б-б-б. Мама поцеловала ёжика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал - пфф-пфф-пфф.

У.-д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зелёный и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей ещё раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие - короткую.

У.-д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадём на улицу гласных звуков. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребёнку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребёнок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас назовёт любой гласный звук и получит красный билетик.

Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведёт к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

У.-д. Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

Аня, Алла, Алёнка, Андрей, Алёша.

Ульяна.

Оля.

Ира, Инна, Игорь, Ильюша.

А ещё в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живёт. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живёт эта картинка.

У.-д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: а-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

Ёжик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ёжика.

И. Лебедева

Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в старшей группе: Сказочный лес

Цели:
- Уточнить и расширить представление о живой и не живой природе;
- учить сочинять сказки, развивать воображение;
- формирование правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса;
- воспитание выразительности речи, развитие речевого слуха, речевого дыхания, общей и мелкой моторики;
- закрепить умение определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, речи и движении;
- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Предметные картинки (животные, растения). Изображение планеты, цветка, трубочки, бумага, гуашь коричневая, аудиозапись «Звуки леса». Медали «Самый любознательный. Объемные предметы (дерево), картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
Предварительная работа. Беседа «Охрана природы», д/и «Что хорошо, что плохо» (правила поведения в природе), заучивания загадок, пальчиковых игр «Солнышко», «Птички», физминутка «Здравствуй солнце», развитие навыков кляксографии (занятие «Лес»).

Ход занятия.

1. Психогимнастика.
-Ребята у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
-Давайте и мы выразим мимикой, жестами и словами наше гостеприимство (дети выражают свое гостеприимство).
- Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что очень рады их видеть. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2. Игра-массаж «Наши помощники»
-Ребята как вы думаете, какие помощники нам сегодня понадобятся?
-Давайте вспомним.
Будет сложная игра,
Думай, думай голова! (гладят по голове рукой)
Разминка для глаз,
Поиграем мы сейчас! (моргают глазами)
Надо руки вам размять
Будут пальчики играть. (сжимание и разжимание пальцев)
Каждый день, всегда везде
На занятиях, в игре,
Смело четко говори
И тихонечко сиди.
-Вот какие помощники нам сегодня нужны.
3. Сочиняем сказку «Когда исчезли деревья»
-Послушайте дети!
Вы видели когда нибудь лес?
Вы видели солнце на теплых полянах?
Деревья могучие полные тайн?
Росу на веселых зеленых кустах?
Ведь все это можно видеть.
Только в волшебном лесу.
-Я вам предлагаю сочинить сказку, под названием «Когда исчезли деревья»
-На одной большой планете, которая была очень похожа на нашу планету, жили-были люди, давайте придумаем название этой планете. (ответы детей – «Лесная», «Зеленая»).
-Там была так же природ, как и на нашей планете Шумели леса в которых жили разные животные, давайте их назовем. (дети называют животных).
Лес дарил людям ягоды, какие? (ответы детей), грибы, какие? (ответы детей)
-И был на этой планете много озер и рек, в которых жили разные рыбы, назовите их (ответы детей).
-Но люди этой планеты совсем не берегли природу. Они рубили деревья. Для чего они это делали? (ответы детей).
-В конце концов не осталось ни одного дерева, Жители этой планеты поныли, что натворили и обратились за помощью к маленькой колдуньи. Она согласилась им помочь.
-Я вам предлагаю отправиться в путешествие в эту сказку на «Лесную» планету и помочь маленькой волшебнице.
-Встаньте поудобнее, закройте глаза.
-И произнесите волшебные слова.

Мы отправляемся в путешествие,
Где ждут нас чудесные происшествия.
Раз, два, три все закружились, на лесной планете очутились.
4. Двигательное упражнение «По дорожке»
-Вот мы и попали в сказочную планету.
-Пора отправляться в дорогу и найти маленькую волшебницу.
-Вы готовы?
(дети идут по кругу под музыку, затем останавливаются и проговаривают слова)
Мы на миг закроем глазки,
Открываем вот мы и в сказке.
5. Формирование направленного длительного выдоха
-Мы с вами пришли на волшебную полянку. Посмотрите здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок.
(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с картинками-отгадками).
-Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнею губу и подуйте так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щеки, затем предлагаю детям проверить себя, посмотрев отгадку в конверте).
-Молодцы, ребята! Все картинки узнали.
-Отправляемся дальше.
(дети идут по «дорожке»)
-Дорога нас привела в густой лес.
-Ну, где же лес, неужели жители этой планеты погубили все деревья? И маленькой волшебницы нигде не видно, надо ее позвать
6. Упражнение «Повтори правильно»
-Мы похлопаем и она нас услышит, я буду стучать (хлопать), а вы будите за мной по очереди повторять.
-А вот и маленькая волшебница.
Маленькая волшебница- Здравствуйте ребята, я рада, что решили помочь мне.
-Сначала надо произнести «заклинание».
Логопед-Давайте ребята поможем маленькой волшебнице.
7. Кляксография «Лес»
Маленькая волшебница -Теперь вырастим из маленького семечка высокие развесистые деревья. (включается аудиозапись «Звуки природы», дети приступают к работе. Каждый ребенок путем выдувания из кляксы – семечка «выращивает» свое дерево)
-Молодцы!
8. Потешка «Дроздок»
-Посмотрите, какой стал огромный лес.
Деревья прямо до небес.
Птицы разные поют,
Постоим немножко тут,
И споем потешку.
Скок, скок – поскок
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька.
Сама свершок.
Голова с горшок
Чики-чики чички летели две птички
Перышки упали, здравствуйте сказали.
9. Пальчиковая игра «Солнышко»
-Теперь и солнышко ярко засветило.
Солнышко, солнышко погуляй у речки,
Солнышко, солнышко разбросай колечки
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем,
Поваляем, покатаем,
И опять тебе вернем
10. Упражнение «Ветер»
- Лес ожил и зашумел (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков ш-ш-ш-ш, тихо- громко).
-Ручеек снова зажурчал (дети делают короткий вдох носом и длительный выдох ртом со звуков тихо-громко с-с-с-с-с-).
-Звери и насекомые вернулись в лес.
Маленькая волшебница-Спасибо вам за помощь ребята мне так не хочется с вами расставаться, мне будет грустно без вас.
-А что тебя развеселить мы с тобой поиграем на прощание.
11. Подвижная игра «Ну-ка все встаньте в круг».
(Дети берутся за руки образуя круг, по-очереди выходят и показывают движения, все остальные повторяют за ним, слова дети поют)
Ну-ка все встали в круг, дети идут по кругу
За руки все взяли вдруг.
Будем рядом стоять, останавливаются
Ручками махать. производят махи руками
Начинаем заниматься, хлопки по коленям
Будем весь урок стараться, по плечам
Не зевать повторять. повторяют движение
Все запоминать. за водящим.
-Развеселили мы маленькую волшебницу, наверно все устали, давайте отдохнем, понежимся на солнышке.
12. Упражнение на релаксацию.
(Дети ложатся на ковер в свободных позах, звучит спокойная музыка)
Мы лежим на травке,
На зеленой, на муравке.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
-Отдохнули теперь нам пора, давайте ребята попрощаемся с маленькой волшебницей. (дети прощаются с маленькой волшебницей)
13. Итог занятия
-Закрываем глаза, раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Посмотрите. Что, это? (ответы детей)
(На ковре лежит круг, дети разворачивают ленты - лепестки, отвечают на вопросы и получают подарки, получается цветок)
-Что понравилось больше всего на занятии?
-Что интересного было на занятии?
-Какое задание было самым трудным?
-Как ты считаешь, ты хорошо поработал на занятии?
- За что бы ты себя похвалил?
-Посмотрите, что у вас получилось? (ответы детей - цветок) А вы его лепестки, от которых всем тепло и радостно. Давайте своим теплом и радостью поделимся с гостями (дети дарят гостям цветы).

Конспек разработан для детей старшего дошкольного возраста. В этом конспекте представленно занятие на тему: звуковая культура речи "Веселая прогулка". На занятие дети учаться давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [c],[ш]; упражняются в придумывание слов с определенным звуком, а так же учаться выделять последовательность звуков в простых словах. При этом у детей развивается фонематический слух и восприятие, умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения, развивается общая и артикуляционная моторика.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивный для ее решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Программа: «От рождения до школы»

Образовательная область: речевое, познавательное развития.

Тема: звуковая культура речи « Веселая прогулка ».

Группа: старшая

Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать культуру речи, общения; воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность; интерес к результатам своей деятельности.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности.
  3. Образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с] ,[ ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; у чить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
  4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: разрезные картинки : кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

Демонстрационный материал : иллюстрации, фотографии, картины.

Раздаточный материал : листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.

  1. Организационный этап:

1. Приветствие:

В.: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровались дети.

Д.: Здравствуйте!

2. Проверка готовности детей:

Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию,

Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!

Работаем активно, играем позитивно!

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

В.: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться . Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах) .

«Улыбка – трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

II. Основной этап:

1. Сообщение темы занятия и уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш] - сравнение артикуляционных укладов (использовать карточки-символы) .

В.: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Дефектолог вставляет картинки Матроскина и Шарика на пенопласт) . Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

В.: - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Д.: - Сегодня мы будем закреплять и правильно произносить звуки [С] и [Ш] .

В.: - Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки , слышать и проговаривать .

(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы , уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш] ) .

В.: - Звук [С] - согласный , твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.

- Звук [Ш] - согласный , всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки , находится вверху.

2. Игра «Замени звук »

В.: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С] , а вы замените на звук [Ш] , например са – ша.

Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру « Звуковой кубик » .

3. Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

  1. Игра « Звуковой кубик »

Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш] , а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С] .

В.: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

  1. Игра «Исправь ошибку»

В.: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР , СОМ.

Д.: В слове шар первый звук – Ш , Второй – А, и третий – Р. Всего- три звука .

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса) . Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Д.: До свидания!

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?