Войска воздушно-космической обороны россии. Что такое космические войска и чем они занимаются? Воздушно-космические войска России: понятие

Военная мысль № 2/2007 , стр.8-16

Воздушно-космическая оборона: современный аспект

Заместитель начальника ВЛ ВКО по учебной и научной работе

генерал-лейтенант В.В. БАРВИНЕНКО

заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор

БАРВИНЕНКО Владимир Васильевич родился в 1947 году в г. Зеньков Полтавской области. Окончил Энгельсское радиотехническое училище (1967), Военную командную академию ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (1976).

Службу проходил в Московском округе ПВО, Дальневосточном и Забайкальском военных округах на различных штабных должностях.

После окончания адъюнктуры и защиты кандидатской диссертации с 1985 года на преподавательской и научно-исследовательской работе в академии ПВО. Защитил докторскую диссертацию по проблеме взаимодействия войск и сил в противовоздушных операциях.

С декабря 1992 года - заместитель начальника по учебной и научной работе Военной академии воздушно-космической обороны. Лауреат премии Государственного комитета по народному образованию СССР. Член экспертного совета по военной науке и технике ВАК Минобрнауки РФ. Автор более 260 научных трудов. Основатель научных школ управления войсками и силами в воздушных операциях и моделирования.

В ПОСЛЕДНЕЕ время на страницах газет и журналов, в выступлениях политиков и военачальников достаточно много внимания уделяется воздушно-космической обороне (ВКО) государства - комплексу мер государственного и военного характера по отражению (подготовке к отражению) воздушно-космического нападения противника и защите государственных объектов и группировок ВС от ударов с воздуха и из космоса. Для решения данных задач должна строиться система ВКО - совокупность сил и средств разведки, поражения средств воздушно-космического нападения противника, управления и обеспечения, развернутых в определенных боевых порядках.

Система ВКО очень дорогостоящая система. Она должна включать глобальные системы разведки и контроля воздушного и космического пространства, предупреждения о ракетном нападении (ПРН), системы борьбы с аэродинамическими, ракетными и космическими средствами, автоматизированные системы управления и разветвленные системы связи. А это множество радиолокационных постов, позиций зенитных ракетных частей и подразделений, аэродромы базирования истребительной авиации, силы и средства радиоразведки и РЭБ, мощнейшие радиолокационные станции и космические системы ПРН, станции, работающие на различных принципах, системы контроля космического пространства (ККП), силы и средства противоракетной обороны (ПРО), автоматизированные командные пункты, узлы и линии связи.

Некоторые политики и военачальники в поисках средств для лоббирования своих проектов подвергают сомнению положение о необходимости создания системы ВКО для России. Они объясняют это тем, что распад двухполярного мироустройства в значительной мере снизил вероятность развязывания мировых войн, а также наличием сдерживающего ракетно-ядерного потенциала. В самом деле, а стоит ли тратить значительные материальные, научные и другие ресурсы общества, если есть ядерное оружие, выступающее в роли абсолютного гаранта безопасности России? Тем более, что военная доктрина прямо определяет ядерный потенциал России как один из важнейших инструментов обеспечения безопасности страны.

То есть на вопрос: «Нужна ли России воздушно-космическая оборона?» - имеются принципиально противоположные ответы. Чтобы в них разобраться, необходимо более внимательно подойти к рассмотрению геополитического положения России, анализу угроз ее военной безопасности и характеру современных войн.

Как показывает анализ, снижение уровня военного противостояния на глобальном уровне не привело к повышению уровня военной безопасности России. Более того, произошел всплеск региональной нестабильности, как в непосредственной близости от границ Российской Федерации, так и на ее территории. Обострилось конкурентная борьба государств за передел сфер влияния, источников сырьевых ресурсов и лидерство в отдельных регионах мира. Основу политики многих граничащих с Россией государств составляет практика зарабатывания политических, экономических и иных дивидендов в интересах стран, заинтересованных в ослаблении ее влияния. Наблюдается парадоксальная ситуация, когда на фоне миролюбивой риторики значительно наращивается военная мощь практически всех наиболее развитых государств мира. Стремление разрешать межгосударственные противоречия с помощью военной силы стало скорее правилом, чем исключением. При этом основные задачи всех последних войн и вооруженных конфликтов практически решались силами воздушного нападения и обеспечивающими космическими системами воздушно-космического нападения.

Подтверждением тому служит целый ряд примеров. Так, в ходе боевых действия многонациональных сил против Ирака (1991) из 40 суток их общей продолжительности 38 суток носили только воздушный характер. Управление войсками осуществлялось в основном через космос. Результат - полный разгром группировки войск Ирака.

Агрессия НАТО против Югославии (1999) также носила только воздушный характер. Управление войсками осуществлялось также в основном через космос. Результат - полная дезорганизация военного и государственного управления Югославии, достижение всех целей агрессии.

Действия США против сил талибов в Афганистане (2002) носили воздушный и наземный характер с широким применением сил специальных операций. Управление войсками осуществлялось в основном через космос. Результат - основные силы талибов уничтожены.

Агрессия США против Ирака (2003) носила воздушный и частично наземный характер, управление войсками осуществлялось через космос. Результат - полное поражение вооруженных сил Ирака, смена политической власти.

Даже краткий анализ характера и особенностей вооруженной борьбы наглядно показывает, что основу потенциала агрессии стали составлять силы и средства воздушно-космического нападения, без применения которых не обходится ни один вооруженный конфликт. При этом страны, оказавшиеся не в состоянии отразить воздушно-космическое нападение, были вынуждены отказаться от дальнейшей борьбы и признать свое поражение. Закономерность зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космической сфере стала объективной реальностью.

Не является секретом, что последние войны были развязаны не с целью защиты «демократических ценностей», а с сугубо прагматической целью захвата сырьевых ресурсов. Вполне возможно, что по мере истощения мировых сырьевых ресурсов в качестве объекта агрессии может быть рассмотрена и Россия. Однако прямой и открытой крупномасштабной агрессии против Российской Федерации мешает наличие ее стратегических ядерных сил. Другими словами: до тех пор, пока будет существовать возможность получения ответного удара, вероятность такой агрессии будет маловероятной.

Однако в настоящее время активно предпринимаются практические шаги для того, чтобы получить возможность уничтожить силы ответного удара. Согласно концепции США «глобальный размах - глобальная мощь» их воздушно-космические силы, должны быть способны почти мгновенно поражать любые важные с военной точки зрения объекты в любой точке Земного шара, даже если они находятся глубоко под водой или под землей.

В соответствии с взглядами американского военного руководства на войну, активное применение воздушно-космических сил на ее начальной стадии должно сразу привести к успеху. То есть рассматривается сценарий двухэтапной войны, первый этап которой будет наиболее мощным и скоротечным (до нескольких десятков минут) с целью уничтожения сил и средств ответного удара, в первую очередь ядерных. После того, как обороняющаяся сторона будет разоружена, на втором этапе боевые действия могут сводиться к уничтожению оставшихся очагов сопротивления и объектов военного потенциала уже и с применением сухопутных и других войск.

Для решения проблемы ядерного «разоружения» любой страны в США интенсивно разрабатываются аэродинамические, баллистические и космические компоненты сил В КН. Авиация оснащается управляемым высокоточным оружием, позволяющим поражать любые объекты, не входя в зоны активных средств ПВО противостоящей стороны. Продолжают совершенствоваться и активно поступать на вооружение крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Баллистические ракеты оснащаются маневрирующими головными частями. Возможно их появление и в неядерном исполнении. Создаются ядерные боезаряды сверхмалой мощности глубокого проникновения для поражения командных пунктов и ракетных шахт баллистических ракет. Совершенствуются космические системы разведки, связи, навигации. Нельзя исключить разработку космических ударных средств. В ближайшей перспективе ожидается появление новых гиперзвуковых средств ВКН, траектории полета которых будут находиться в промежуточном диапазоне между высотами применения аэродинамических и космических средств от 35-40 до 100-120 км, а скорости достигнут значений от М - 3-5 до М - 15-20. При их поступлении на вооружение воздушная сфера и космос станут для сил ВКН единой сферой, используемой для боевых полетов.

Считается, что уже до 2020 года обновленные стратегические наступательные силы США будут способны наносить удары носителями нового поколения не только в ядерном снаряжении, но и условно-ядерном иобычном. Вместе с системами разведки и управления они будут представлять собой стратегический разведывательно-ударный комплекс глобального действия, который позволит наносить по любому государству мира разоружающие удары в любых «окнах уязвимости». То есть, если в противостоящей стороны не будет системы противоракетной обороны, то удар может быть нанесен баллистическими ракетами, если будет слабая противовоздушная оборона - авиацией и крылатыми ракетами, если не будет средств противокосмической обороны - космическими средствами, если не будет средств борьбы в диапазоне высот 40-100 км - гиперзвуковыми летательными аппаратами. По мнению военного руководства США, это обеспечит уничтожение основных средств ответного удара противостоящей стороны. А задача отражения оставшихся ракетных средств возлагается на бурно развивающуюся систему ПВО-ПРО. Для этого США вышли из договора по ограничению систем ПРО.

Проведенный анализ развития средств ВКН показывает, что наличие только ракетно-ядерного потенциала для нанесения ответного удара в перспективе не может разрешить задачу сдерживания от нанесения разоружающих ударов.

Для исключения такого хода событий ВС РФ должны быть способны защитить силы и средства ответного удара от любого воздействия средств ВКН. Причем, чем больше может быть сохранено сил и средств ответного удара, тем эффективнее будет решаться задача сдерживания. Единственным средством, способным решить задачу обеспечения устойчивости средств ответного удара и, прежде всего стратегических ядерных сил (СЯС), при воздушно-космическом нападении является система воздушно-космической обороны.

Угроза нанесения стратегического разоружающего удара для России не является единственной. Не менее опасной угрозой военной безопасности России является неконтролируемое увеличение количества стран, входящих в «ядерный клуб» и обладающих средствами доставки ядерного оружия. Уже в настоящее время возможностью создания ядерного и ракетного оружия обладают Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея, Южная Корея, Япония.

Распространение ракетных и ядерных технологий ведет к тому, что, во-первых, увеличивается количество ракетоопасных направлений, подлежащих контролю, а, во-вторых, что наиболее опасно, - повышается вероятность несанкционированных и провокационных пусков по странам, обладающим значительным ракетно-ядерным потенциалом. Третья страна, запустив всего одну ракету, может спровоцировать обмен ракетно-ядерными ударами ведущих ядерных держав. То есть при отсутствии точной информации о стране агрессоре вероятность возникновения мировой катастрофы существенно возрастает. Задачу по определению страны агрессора и отражению одиночных пусков ракет также смогут решить только силы и средства воздушно-космической обороны.

Геополитические изменения в мире сопровождаются невиданной до настоящего времени активизацией международного терроризма, который представляет все большую угрозу стабильности в мире и национальным интересам большинству стран мира, в том числе и России. Террористические организации и отдельные террористы, используют самые слабые места в системе антитеррористической борьбы государств, в том числе и в системе ПВО. В последнее время они всячески стремятся к захвату авиационных средств для нанесения ударов с воздуха. Например, использование самолетов для нанесения ударов 11 сентября 2001 года по Всемирному торговому центру и Пентагону было обусловлено слабостью систем контроля воздушного пространства и ПВО США в целом.

Для обеспечения действий террористов имелись случаи использования легкомоторных самолетов. Именно таким образом в районе грузино-российской границы террористическими формированиями осуществлялась переброска грузов военного назначения (боеприпасов, стрелкового оружия, переносных ПЗРК). Легкомоторные самолеты в ряде случаев использовались для провокационных целей, наркобизнеса, совершения мелких диверсий и удовлетворения личных амбиций. Известными примерами такого использования являются: полет немецкого летчика-любителя Руста в 1986 году, который пересек на северо-западе Государственную границу СССР и приземлился недалеко от Красной площади в Москве; самоуничтожение пилота легкомоторного самолета в США, врезавшегося в стену высотного дома; перевозка наркотиков в странах Южной Америки.

До настоящего времени использование террористами легкомоторных самолетов для совершения крупных террористических актов не отмечалось, использовались только тяжелые самолеты. Однако заманчивыми для террористов могут стать такие свойства легкомоторных самолетов, как их способность совершать бесконтрольные полеты, оставаясь незамеченными за счет своих малых габаритов и использования предельно малых высот. Грузоподъемность легкомоторных самолетов достаточна для доставки к объектам взрывчатых веществ и оружия, которые обычно используют террористы.

Парировать угрозы государству от террористических организаций, наркобизнеса, контрабанды и от воздушных хулиганов реально объективно может только эффективная противовоздушная оборона.

Для Российской Федерации опасность воздушно-космического нападения в известной мере усугубляется особенностями ее геостратегического и геополитического положения и рядом факторов, основными среди которых являются: большая протяженность границ, площадь территории, низкие плотности размещения объектов ВС, экономики и инфраструктуры; наличие объектов стратегических ядерных сил, АЭС, химических предприятий и других потенциально опасных объектов; сложность создания достаточного информационного предполья на важнейших направлениях; наличие анклавов (Калининградская область), а также удаленных и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка); расположение мест добычи и переработки стратегически жизненно важных сырьевых ресурсов в отдаленных труднодоступных районах.

Эти и другие факторы в своей совокупности обуславливают предпочтительность воздушно-космического нападения на Россию по сравнению с наземным, создают благоприятные условия для применения группировок СВКН, совершения актов воздушного терроризма, незаконных воздушных перевозок и воздушного хулиганства. Поэтому угрозы РФ из воздушно-космического пространства являются наиболее значимыми в общей системе ее военной безопасности. Они должны парироваться с помощью системы ВКО.

В настоящее время основными составными частями ВКО являются: противовоздушная оборона и ракетно-космическая оборона. Каждая из них имеет самостоятельные системы, разведывательно-информационную и поражающую компоненты и играет определенную роль в обеспечении безопасности РФ.

Роль войск и сил ПВО, состоит в непрерывном контроле использования воздушного пространства РФ, контроле за состоянием и деятельностью группировок сил воздушного нападения потенциальных противников, вскрытии фактов подготовки и начала их воздушного нападения. С началом локальной или региональной агрессии, войска и силы ПВО отражают удары СВН противника, срывают его замысел по завоеванию господства в воздухе, обеспечивают развертывание группировки ВС РФ, защиту населения и экономики.

При перерастании локального конфликта в региональный войска и силы ПВО при попытке противника ударами СВН нарушить баланс сил обеспечивают устойчивость СЯС, в том числе и их мобильного компонента.

В системе ПВО группировки зенитные ракетные соединения и части непосредственно обороняют важные объекты страны, группировки войск и сил флота. Истребительная авиация, являясь высокоманевренным средством, позволяет оперативно сосредоточить усилия на направлениях действий главных сил воздушного нападения противника и уничтожать воздушные обеспечивающие системы противника (разведки, управления и РЭБ). Авиация также является основным средством борьбы с нарушителями режимов полетов, угонами самолетов, самолетами разведчиками и другими разведывательными воздушными средствами иностранных государств. Радиотехнические соединения и части ведут непрерывную разведку, осуществляют контроль использования воздушного пространства РФ и выдают разведывательную информацию в органы управления для принятия необходимых решений и боевую информацию активным средствам ПВО для поражения и подавления СВН противника.

В условиях необходимости борьбы с терроризмом повышается роль системы противовоздушной обороны в мирное время. Войска и силы ПВО непрерывно контролируют воздушное пространство и обеспечивают вскрытие любых противоправных действий. Они способны эффективно пресекать попытки использования воздушного пространства для террористических действий, наркобизнеса и контрабанды. Своим наличием и способностью наращивания войск, сил и средств адекватно угрозе на выявленном направлении возможных действий СВН противника, демонстрацией этих возможностей они сдерживают воздушное нападение.

Система РКО, имея в своем в составе системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противо-космической обороны (ПКО), противоракетной обороны, обеспечивает сдерживание от применения стратегических ядерных сил, а по некоторым элементам - сдерживание и от развязывания локальных войн и конфликтов с применением обычного оружия.

Система ПРН обеспечивает Верховное Главное командование достоверной информацией о начале, масштабах, направленности (виде) ракетно-ядерного удара и стране-агрессоре. Такая информация необходима для принятия адекватного решения на ответно-встречные (ответные) действия стратегических ядерных сил. То есть роль системы ПРН заключается в обеспечении встречных действий отечественных СЯС в составе, который может нанести неприемлемый для агрессора ущерб.

Выполнение поставленных задач система ПРН осуществляет непрерывным ведением разведки районов возможного старта баллистических ракет и на ожидаемых направлениях их полета средствами, работающими на различных физических принципах. При уменьшении количества СЯС (в соответствии с имеющимися договорами) требования по увеличению времени предупреждения о старте баллистических ракет будут повышаться от этапа к этапу их сокращения.

Увеличение числа государств, владеющих ракетно-ядерным оружием, требует уже в настоящее время осуществления глобального контроля всех ракетоопасных районов и направлений, а также точного определения страны-агрессора. Отсюда вытекает особое значение наличия и дальнейшего развития средств, обеспечивающих решение этих задач. Осознание всеми ядерными и неядерными государствами невозможности безнаказанно применить (спровоцировать применение) ядерное оружие по объектам Российской Федерации или переложить ответственность за его применение на другое государство является важнейшим сдерживающим фактором, обеспечивающим общую стабильность в мире.

Система ККП обеспечивает непрерывное слежение за космической обстановкой и возможность своевременного вскрытия военных приготовлений в космосе в условиях обострения военно-политической обстановки. В перспективе зависимость эффективности действий на Земле от действий в космосе будет возрастать. В связи с этим особую актуальность приобретают задачи непрерывного контроля космического пространства, определения начала этапа подготовки космической группировки к решению задач обеспечения боевых действий на земле и их ведению в космосе, предупреждения руководства страны и Вооруженных Сил о подготовке и начале боевых действий в космосе, а в перспективе - и из космоса.

Знание агрессором возможностей системы ККП стороны, на которую он собирается напасть, является одним из факторов сдерживания и снижает тем самым вероятность развязывания войны.

Необходимость системы ПКО обусловлена ее возможностями решать задачи уничтожения опасных космических объектов, подавления космических систем противника, которые обеспечивают стратегическое управление страной и вооруженными силами, применение группировок вооруженных сил, в том числе ядерных. В перспективе может потребоваться уничтожение систем нанесения ударов из космоса по важнейшим объектам на земле.

Важная роль в системе ВКО принадлежит системе противоракетной обороны, включающей стратегическую и оперативно-тактическую (нестратегическую) компоненты. Существующая стратегическая система ПРО позволяет отражать удары одиночных и небольших групп стратегических баллистических ракет по важнейшим объектам государственного и военного управления, расположенных в пределах Центрального промышленного района страны. Решение данной задачи исключает необходимость немедленных ответных действий отечественных стратегических ядерных сил при несанкционированных и провокационных пусках ракет других государств и тем самым поднимает порог ответного ядерного реагирования, обеспечивая сдерживание эскалации начатого ядерного конфликта, его перерастание во всеобщую ядерную войну.

В настоящее время и в перспективе повышается роль оперативно-тактической системы ПРО. Это обусловлено возможностями системы по отражению ударов оперативно-тактических баллистических ракет, которые в некоторых государствах (Ирак, Иран) являются основными ударными средствами, а также отражению провокационных и террористических ударов нестратегических баллистических ракет (с дальностью действия до 3500 км) по объектам обороны с территории государств, руководство которых склонно к проведению авантюристического курса.

Таким образом, обеспечение военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере требует совершенствования как системы ПВО, так и системы РКО. Но при этом вопрос о необходимости объединения имеющих место систем ПВО и РКО в систему В КО до сих пор остается открытым.

Ответ на него дает анализ развития средств ВКН. Как было ранее показано, в ближайшей перспективе диапазон высот 40-100 км, разделяющий сферы действий аэродинамических и космических средств будет заполнен. В связи с этим системы ПВО и РКО должны развиваться таким образом, чтобы иметь возможность поражать средства ВКН в новой «нише уязвимости» обороняемых объектов и прежде всего средств ответного удара. В связи с тем, что новые гиперзвуковые средства ВКН будут иметь возможность переходить из космоса в атмосферу и наоборот, средства ПВО и РКО должны расширить свои возможности по взаимному проникновению в области высот и скоростей их применения. Этим самым они интегрируются в единые системы разведки и поражения (с помощью системы управления), т. е. в единую систему ВКО.

США к данному процессу уже приступили практически. Так, в 2000 году в развитие концепции «глобальный размах - глобальная мощь» была выпущена так называемая «Белая книга» по вопросам интеграции сил и средств, применяемых в воздушно-космической сфере - «Воздушно-космические силы: защита США в XXI веке». В соответствии с этим документом, ВВС страны намечается трансформировать в воздушно-космические силы (ВКС). Воздушная сфера и космос станут для ВКС единой сферой, используемой для боевых полетов средств ВКН и для действий средств ВКО. На основе данного и других документов интенсивное развитие за рубежом получили мероприятия связанные с развитием не только средств ВКН, но и ВКО.

В США ведется проработка подходов к совершенствованию системы ВКО континента. Наибольшую активность США проявляют в двух направлениях - в создании объединенной системы ПВО-ПРОна ТВД и национальной ПРО. Реализация концепции объединенной системы ПВО-ПРО на ТВД возможна до 2010-2020 годов, когда на вооружение начнут поступать ПРК ТХААД, зенитно-ракетные комплексы «Патриот» ПАК-3 и, возможно, МЕАДС, а также будет создана глобальная информационная сеть, обеспечивающая надежное обнаружение, слежение, сопровождение и наведение активных средств в условиях противодействия противника.

Для обеспечения своей безопасности Россия не должна отставать от передовых государств не только в области ракетно-ядерного потенциала, но и в области воздушно-космической обороны. Для достижения общей гарантированной стратегической стабильности РФ должна иметь систему ВКО, обладающую возможностями закрыть все «уязвимые ниши» для пролета средств ВКН любого типа к средствам ответного удара и тем самым обеспечить сдерживание противника от воздушно-космической агрессии и защиту населения, экономики страны и группировок ВС в военное время.

Воздушно-космическая оборона. 2005. № 4 (23). С. 6-8.

Воздушно-космическая оборона. 2005. №4 (23). С. 18.

Карпов Е.А., Мохоров Г.А., Роднин В.А. Международный терроризм: особенности его военно-политических объединений// Военная Мысль. 2003. № 1.

Wa 11 R. More Changes Aheand for Missile Defenses. (Предстоят изменения в программе противоракетной обороны) // Aviation Week and Space Technology. 2002. Т. 156. № 11.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

В соответствии с решением Президента Российской Федерации с 1 декабря 2011 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации создан новый род войск – Войска воздушно-космической обороны (ВВКО).

Войска ВКО сформированы на базе соединений и воинских частей Космических войск, а также войск оперативного стратегического командования воздушно-космической обороны Военно-воздушных сил.

Создание Войск ВКО было продиктовано объективной необходимостью в объединении сил и средств, отвечающих за обеспечение безопасности России в космосе и из космоса, с воинскими формированиями, отвечающими за противовоздушную оборону (ПВО) страны, в целях создания единой системы воздушно-космической обороны.

Первые части и учреждения запуска и управления космическими аппаратами (КА), начали создаваться в нашей стране в 1955 г. с принятием решения о строительстве в Казахстане полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет (ныне - космодром Байконур).

В связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли в 1957 г. создан Командно-измерительный комплекс управления космическими аппаратами. В том же году в Архангельской области начато строительство полигона, предназначенного для пусков межконтинентальных баллистических ракет Р-7 (ныне - космодром Плесецк).
4 октября 1957 г. части запуска и управления КА осуществили запуск первого искусственного спутника Земли «ПС-1», а 12 апреля 1961 г. – запуск и контроль за полетом первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом Ю.А. Гагариным. В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с участием объединений, соединений и частей запуска и управления КА.

Для организации управления космической деятельностью в 1960 г. в Министерстве обороны СССР было образовано 3-е управление Главного управления ракетного вооружения, которое в 1964 г. было преобразовано в Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны, а в 1970 г. - в Главное управление космических средств (ГУКОС) МО СССР. В 1982 г. ГУКОС и подведомственные ему части были выведены из состава Ракетных войск стратегического назначения и подчинены непосредственно министру обороны СССР – создано управление начальника космических средств Министерства обороны.

В августе 1992 г. были созданы Военно-космические силы Министерства обороны РФ, в состав которых вошли космодромы Байконур, Плесецк и с 1994 г. космодром Свободный, а также Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами (ГИЦИУ КС), Военно-инженерная космическая академия и 50 ЦНИИ МО РФ.

С 1957 г. части и учреждения запуска и управления КА обеспечили запуск и управление полетом более 3000 космических аппаратов, выполняют задачи по обеспечению национальной безопасности в космической сфере, принимают участие в реализации всех совместных международных пилотируемых проектов и проектов фундаментального исследования дальнего космоса. В тесном сотрудничестве с широкой кооперацией научных и промышленных организаций проведены летные испытания более 250 типов космических аппаратов военного, социально-экономического и научного назначения.

Пилотируемые полеты, исследования Луны, Марса, Венеры, сложнейшие эксперименты в открытом космосе, запуск беспилотного корабля многоразового орбитального комплекса «Буран», создание международной космической станции – далеко не полный перечень достижений отечественной космонавтики, значительный вклад в которую внесли воинские формирования космического назначения.

Вместе с тем боевой путь «космоса в погонах» не ограничивался запусками и управлением космическими аппаратами. С началом эпохи освоения космического пространства появилась необходимость наблюдения за пусками ракет вероятного противника, за космическими объектами, контроля их движения, оценки состояния, предупреждения о возможных аварийных ситуациях в космосе. Появилась угроза применения противником оружия из космоса. Поэтому в начале 1960-х гг. начали создаваться первые образцы систем предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП), а также противоракетной обороны (ПРО).

Наиболее продуктивным периодом в истории отечественной военно-космической деятельности был период 1970–1980-х гг., когда в ракетно-космическую технику на десятилетия вперед были заложены научно-технический, производственный заделы, реализуемые и в настоящее время. Были созданы и приняты на вооружение космические системы ПРН, разведки, связи, навигации. Орбитальная группировка стала постоянно действующей и начала активно использоваться в интересах решения задач и обеспечения повседневной деятельности Вооруженных Сил. Системы ПРН и ПРО были поставлены на боевое дежурство.

Все эти и многие другие отечественные и международные космические программы на протяжении более 50 лет осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления космическими аппаратами и воинских формирований ракетно-космической обороны (РКО), на базе которых в 2001 г. и были созданы Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач - космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

За 10-летний срок активной деятельности Космическими войсками проведено и обеспечено проведение более 230 пусков ракет-носителей, которыми выведены на орбиты более 300 космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Среди них аппараты связи, навигации, картографии, дистанционного зондирования Земли, телекоммуникации, научные аппараты и т.д.

Средствами контроля космического пространства осуществлено предупреждение о более 900 опасных сближениях космических объектов с международной космической станцией.

Дежурными силами Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова проведено около 2,5 млн сеансов управления космическими аппаратами.

Существенно повысить эффективность применения как информационных, так и ударных средств, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником, позволило включение в состав Войск ВКО сил и средств противовоздушной обороны, ведущих свою историю с периода Первой мировой войны, когда для прикрытия наиболее важных центров страны начала создаваться воздухооборона столицы России – Петрограда и его окрестностей. Уже тогда в ее состав входили батареи зенитной артиллерии, авиационные экипажи, сеть постов воздушного наблюдения.
Организационное оформление войск воздушной обороны (с 1928 г. – противовоздушной обороны) развивалось с развитием военной авиации. С 1924 г. для воздушной обороны началось формирование зенитных артиллерийских полков.

10 мая 1932 г. было создано Управление ПВО РККА. Сформированы отдельные бригады, дивизии, корпуса ПВО. 9 ноября 1941 г. Войска ПВО территории страны приобрели статус самостоятельного рода войск. В январе 1942 г. в их составе организационно оформилась авиация ПВО. Родами войск ПВО, кроме истребительной авиации, были зенитная артиллерия и войска воздушного наблюдения, оповещения и связи.

В годы Великой Отечественной войны в составе ВВС и Войск ПВО имелись оперативно-стратегические формирования: воздушные армии, фронты и армии ПВО. За годы войны Войсками ПВО в воздушных боях, зенитным огнем и на аэродромах уничтожено более 64 тыс. вражеских самолетов.

В настоящее время соединения и воинские части противовоздушной обороны - это части постоянной боевой готовности. В их состав входят зенитные ракетные и радиотехнические части. Они предназначены для защиты пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (сил), важнейших промышленных и экономических центров и других объектов от ударов средств воздушно-космического нападения противника в пределах зон поражения.

Радиотехнические средства и комплексы средств автоматизации радиолокационных комплексов и станций средних, больших и малых высот предназначены для ведения радиолокационной разведки воздушного противника и выдачи радиолокационной информации о воздушной обстановке в пределах радиолокационного поля вышестоящим органам управления и других видов Вооруженных Сил и родов войск, на пункты управления боевыми средствами авиации, зенитных ракетных войск и радиоэлектронной борьбы при решении ими задач мирного и военного времени.

В настоящее время на вооружении войск ПВО стоят зенитные ракетные комплексы и системы, составляющие основную огневую силу в системе противовоздушной (воздушно-космической) обороны. Современные российские зенитные ракетные комплексы С-300, С-400, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» способны уничтожать различные воздушные цели, в том числе поражать боеголовки баллистических ракет.

Личный состав бригад ПВО круглосуточно несет боевое дежурство по охране воздушного пространства над столичным регионом и Центральным промышленным районом страны. Около 140 объектов государственного управления, промышленности и энергетики, транспортных коммуникаций, атомных электростанций находятся под защитой сил и средств зенитных ракетных и радиотехнических частей войск ПВО.

Создание Войск воздушно-космической обороны было вызвано объективной необходимостью интеграции под единым руководством всех сил и средств, способных вести борьбу в воздушно-космической сфере, исходящей из современных мировых тенденций к расширению роли воздушно-космического пространства в обеспечении защиты жизненно важных государственных интересов в экономической, военной и социальной сферах.

1 декабря 2011 г. соединения и воинские части Космических войск совместно с воинскими формированиями оперативного стратегического командования ВКО вошли в состав нового рода войск - Войск воздушно-космической обороны Вооруженных Сил РФ.

Сегодня Войска воздушно-космической обороны - это современный, динамично развивающийся, высокотехнологичный род войск, осуществляющий обеспечение задач обороны и безопасности государства в воздушно-космическом пространстве.

Объекты Войск ВКО расположены по всей территории России – от Калининграда до Камчатки, а также за ее пределами. В странах ближнего зарубежья – Азербайджане, Белоруссии, Казахстане и Таджикистане дислоцированы объекты систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.

1 декабря 2011 г. Войска ВКО во взаимодействии с силами и средствами противовоздушной обороны военных округов заступили на боевое дежурство с задачей защиты территории страны от ударов средств воздушно-космического нападения.

    - (ВКО) род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, создаваемый в России в соответствии с указом Президента Дмитрия Медведева. Новый род войск должен быть сформирован в России до 1 декабря 2011 года. См. также Министерство обороны… … Википедия

    Годы существования 1 июля 2009 (2009 07 01) 1 декабря 2011 (2011 12 01) Страна … Википедия

    Войска воздушно космической обороны Россия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Норад. У этого термина существуют и другие значения, см. NORAD (значения). Командование воздушно космической обороны Северной Америки North American Aerospace Defense Command … Википедия

    Воздушно десантные войска России … Википедия

    Войска противовоздушной обороны (Войсковая ПВО) род войск Вооружённых Сил Российской Федерации, составная часть Сухопутных войск. Цель и предназначение защита группировок сухопутных войск и объектов вне зоны военных действий (тыла) от … Википедия

    Вид вооруженных сил, предназначенный для воздушно космической обороны территории страны. В Российской Федерации состоит из родов войск: войск ракетно космической обороны, зенитных ракетных войск, авиации ПВО и радиотехнических войск, а также… … Энциклопедический словарь

    Зенитное орудие н … Википедия

    Вооружённых Сил Российской Федерации (КВ ВС России) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) … Википедия

Книги

  • Военная техника России , Павлов Дмитрий. Интересная информация, занимательные факты, яркие иллюстрации, широкий круг тем - всё это вы найдёте в данной энциклопедии! Вы многое узнаете об истории военной техники, а также о том, какие…
  • Военная техника России Энциклопедия , Павлов Д.. Интересная информация, занимательные факты, яркие иллюстрации, широкий круг тем - все это вы найдете в данной энциклопедии! Вы многое узнаете об истории военной техники, а также о том, какие…

1 декабря этого года произошло рождение нового рода войск ВКО России. Также этот день запомнится и полным сворачиванием такого рода войск, как космические войска.

Новый род войск уже начал контролировать орбиту и воздушное пространство, первая дежурная смена количеством в три тысячи человек торжественно заступила на боевое дежурство.

создания ВКО
Первые попытки создать систему контроля воздушного и безвоздушного пространства были предприняты еще в 2001 году. Но из-за нехватки денежных средств и других политических приоритетов, реализация программы по созданию ВКО постоянно откладывалась. И только угроза приближения западных систем ПРО к российским границам заставила российское руководство вспомнить об адекватном противодействии возникающим угрозам.

Руководство ВКО
Главой ВКО назначен бывший командующий космическими войсками генерал-лейтенант О.Остапенко.
Первым заместителем назначен генерал В.Иванов.
Космическим направлением командует генерал-майор О.Майданович.
Воздушным направлением командует генерал-майор С.Попов.

Задачи ВКО
Основное предназначение нового рода войск - предупреждение о ракетном нападении и отражение ракетно-авиационного нападения из воздушно-космической среды на территорию Российской Федерации. После обнаружения нападения и доклада высшему руководству, применить все меры для уничтожения угрозы, подавить центры управления нападением и прикрыть важные объекты на Российской территории.
-мгновенное информирование военно-политического руководства страны об обнаружении старта ракет с территории, контролируемой войсками ВКО;
-уничтожение обнаруженных ракет и боеголовок, выпущенных по территории Российской Федерации;
-обеспечение защиты главных пунктов управления страной и Вооруженными Силами, защита стратегических объектов отечества;
-постоянное наблюдение за всеми космическими аппаратами, предотвращение угроз из космоса, создание паритета сил;
-вывод на орбиты новых космических объектов, постоянное управление спутниками и аппаратами орбитального и космического исполнения, управление гражданскими спутниками для сбора нужной информации.

Состав ВКО
В состав подразделений космического направления входят:
- система предупреждения о ракетном нападении, состоящая из орбитальной группировки в три спутника, один УС-КМО и 2 УС-КС;
- главный центр испытаний и управления орбитальной группировкой;
- космодром Плесецк;
- система контроля космического пространства, состоящая из:
Командного пункта ПКО и ККП;
Комплекса «Крона», расположенного на Северном Кавказе;
Комплекса «Окно», расположенного в Таджикистане;
Комплекса «Момент», расположенного в Подмосковье;
Комплекса «Крона-Н», расположенного на Дальнем Востоке;
Система оповещения о пролете спецКО;
Всех РЛС «Днепр»;
Всех РЛС «Дарьял»;
Станции «Волга», расположенной в Барановичах;
Станции «Дунай-ЗУ», станции ПРО «Дон-2Н», расположенных в Подмосковье;
Станции «Азов», расположенной на Камчатке;
Станций «Сажень-Т и -С»;
Станций «Воронеж-М и -ДМ»;
Система контроля может пользоваться сетью «НСОС» на территории СНГ, также система берет данные с «COSPAR», «OOH» и «NASA».
В состав подразделений противоракетного и противовоздушного направления входят:
- дивизия противоракетной обороны, расположенная в Подмосковье;
- 3 зенитно-ракетные бригады «С-400», расположенные в Подмосковье;
- ожидается несколько зенитно-ракетных бригад «С-500» до 2020 года;
Кроме этих направлений, обеспечение по ВКО будут поддерживать радиотехнические войска.

Подчинение
Войска воздушно-космической обороны будут напрямую замыкаться на Генштаб, управление структурой тоже будет осуществлять Генеральный штаб.

Пока система управления ВКО полностью не откалибрована. Да и что можно, ведь новому роду войск нет и месяца. Почти все станции состоят из старого оборудования, много открытых неконтролируемых зон и устаревшего вооружения. Но будем надеяться, все утрясется и ВКО обрастут новейшими комплексами, станциями и вооружением. А пока техника работает на два фронта: на ВКО и собственные округа.

Дополнительная информация
Судя по реакции западных стран на создание ВКО, они достоверно знают возможности данных войск, любую информацию по отечественной обороноспособности они узнают быстрее, чем некоторые командиры наших военных подразделений. И беспокоиться они могут начать не раньше, чем встанут в строй С-500.
Очень жаль потерянного времени на создание ВКО, за десять лет были утрачены колоссальные возможности, взять хотя бы сдачу военной базы на Кубе.

Практически во все времена насилие было основным способом решения междоусобных проблем. Когда человек впервые взял палку в руки и понял, что при помощи грубой силы можно повлиять на действия себе подобных, он стал использовать насилие повсеместно. Таким образом в мире появилось военное искусство. Конечно, войны не всегда несли исключительно негативный характер. Иногда после них вырастали достаточно могучие государства, такие как Древний Рим, Спарта, Македония и т. п. Тем не менее в большей части случаев войны приносили разруху и страдания мирным жителям тех или иных государств. Что касается искусства ведения войн, то оно развивалось с момента появления человека разумного. Изначально любые конфликты сводились к хаотичной «рубке» друг друга палками, при этом в битве участвовали в основном племенные общины. Позднее, с появлением государств, процесс ведения войн стал видоизменяться. На их эволюцию влияли различные факторы, одним из которых является появление новых угроз со стороны противника.

Если анализировать современный уровень боеспособности мировых стран, то он по большей части обусловлен появлением специфических международных правоотношений и новых отраслей экономики. К примеру, на сегодняшний день большое значение имеет экономика. Безопасность в данной сфере вызвала появление различных подразделений, которые её обеспечивают. Необходимо также отметить возрастающий интерес мировых держав к космосу. Помимо большого количества преимуществ, которые появятся вследствие его освоения, данный процесс также несёт ряд определённых угроз. Поэтому в Российской Федерации вот уже несколько лет существуют подразделения космической обороны, о которых пойдёт речь в статье.

Оборона Российской Федерации

В современной России обороноспособность государства - это приоритетное направление всего политического курса. Возрастающий престиж этого направления государственной деятельности также обуславливается постоянно возникающими локальными военными конфликтами в тех или иных частях планеты. В некоторых случаях подобные конфликты противоречат международным интересам Российской Федерации, что требует от неё обязательного вмешательства. Для организации соответствующего политического курса и обеспечения обороны, боеспособности армии России, в составе Правительства РФ существует соответствующий орган исполнительной власти, а именно: Министерство обороны.

Следует заметить, что вследствие появления новых угроз в Министерстве обороны постоянно проводятся исследования с целью постоянной модернизации военного сектора Российской Федерации. Таким образом, ещё в 2001 году было принято решение о создании специальных космических войск, которые впоследствии вошли в состав Воздушно-космических сил России.

Воздушно-космические войска России: понятие

Подобные военные формирования входят в состав Министерства обороны Российской Федерации. По своей сути войска воздушной космической обороны -это своеобразный гибрид РФ и военно-космических войск. Они были созданы в 2015 году. Эти объединили в себе различные ведомства и службы, которые призваны защищать воздушное пространство России, а также космическое. При ведении боевых действий военные формирования подобного типа способны наносить и отражать удары как непосредственно в воздухе, так и в космосе. Координирование деятельности осуществляется Главным командованием Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Главный штаб Воздушно-космических сил дислоцирован в здании Министерства обороны России.

История создания

Войска воздушной космической обороны имеют достаточно длительную и интересную историю формирования. Как уже указывалось ранее, они были созданы на основе объединения двух ведомств. Следует отметить тот факт, что космические войска России, по сути, возродились в этом новом военном направлении. Потому что в период с 2001 по 2011 год они существовали, но позднее были расформированы. В 2015 году космические войска вошли в состав новой ветви Вооружённых сил Российской Федерации. Существует несколько ключевых особенностей, которые повлекли создание воздушно-космических сил, а именно - стремление:

1. Сосредоточить в единой сфере деятельности разные, но достаточно близкие по своим задачам и функциям военные формирования.

2. Повысить эффективность и функциональность военно-воздушных и космических войск путём их фактического «скрещивания».

3. Сосредоточить в единых рамках ответственность за реализацию и формирование военно-космической политики, а также государственной обороноспособности в данной сфере.

4. Обеспечить дальнейшее развитие и эволюцию военно-воздушных и космических войск России.

Задачи воздушно-космических сил России

Воздушно-космические силы имеют собственный спектр задач, решением которых они занимаются постоянно. Следует отметить, что в силу новизны представленного в статье военного направления его задачи имеют соответствующие особенности и представляют собой:

Обеспечение обороноспособности государства в воздушно-космической сфере, а также отражение любых проявлений агрессии в ней;

Поражение и уничтожение боевых сил противника с использованием обычных средств, а также средств ядерного характера;

Обеспечение деятельности иных родов войск путём эффективного использования авиации;

Отражение ударов баллистическими ракетами путём поражения их головных устройств;

Информирование о возможных ракетных атаках;

Наблюдение и анализ космического пространства с целью выявления угроз для России;

Подобная структура обеспечивает эффективное использование всех сил и средств данного военного направления, а также надлежащего уровня обороноспособности государства. Следует также отметить тот факт, что объединение нескольких близких по своей сути родов войск позволило обеспечить простоту их регулирования на уровне центральных органов исполнительной власти.

Космические войска России

Войска космической обороны Российской Федерации - это специальный род войск, который предназначен для организации и обеспечения безопасности интересов государства в космической сфере деятельности.

Следует отметить, что космическая оборонаявляется инновационной сферой военного искусства. Аналоги подобных войск существуют лишь в наиболее развитых странах на сегодняшний день. Основной спецификой подразделений этой части армии является, прежде всего,Другими словами, сам предмет деятельности войск обуславливает достаточно интересный спектр задач, который перед ними ставится. Таким образом, космические войска России, части которых разбросаны практически по всей РФ, являются инновационными и в то же время специфическими подразделениями.

Эволюция космических войск

Воздушная космическая оборона всегда была приоритетным направлением развития армии в Российской Федерации. Однако соответствующие этому приоритету войска пережили два этапа становления. В период с 2001 по 2011 года космические войска России являлись отдельной и независимой составляющей Вооружённых сил. Но, как уже было указано ранее, с 1 августа 2015 года они вошли в состав Воздушно-космических сил.

Задачи космических войск

Невзирая на тот факт, что космические войска России входят в состав воздушно-космических сил, они имеют спектр собственных особенных задач. Также необходимо учесть тот факт, что космическая сфера - это наиболее развивающееся направление деятельности вооружённых сил, так как в будущем учёные пророчат центральное место космическим войскам из-за большого потенциала космоса как театра боевых действий. Однако на сегодняшний Россииреализуют следующие задачи:

1. Наблюдение за космосом и объектами в нём.

2. Выявление угроз из космоса, а также непосредственно в нём.

3. Отражение и ликвидация угроз из космоса.

4. Реализация запусков на орбиту спутников военного и гражданского типа.

5. Применение орбитальных спутников в интересах вооружённых сил России.

6. Поддержание в полной боевой готовности спутников военного и гражданского типа для их незамедлительного применения в экстренных случаях.

С учётом вышеуказанной приоритетности развития космических войск представленный список задач может пополняться новыми, так как военная сфера Российской Федерации эволюционирует практически ежедневно.

Орбитальная группировка РФ

Войска космической обороны попросту не смогли бы выполнять возложенные на них задачи без искусственных орбитальных спутников, которые расположены близ планеты Земля. Совокупность космических аппаратов подобного типа называется орбитальной группировкой. На сегодняшний день Россия находится на втором месте по количеству запущенных спутников. Орбитальная группировка РФ насчитывает 149 космических аппаратов.

На первом месте находятся США, у которых запущено 446 космических орбитальных спутников. Третье место занимает Китай со своими 120 спутниками. Таким образом, космическое пространство практически полностью охватывается наиболее развитыми мировыми державами, что подчёркивает высокий уровень финансового потребления этой сферы развития вооружённых сил. Это значит, что державы с незначительной экономикой, не могут себе позволить исследование в космической отрасли и создание соответствующих родов войск.

Подготовка кадров для космических войск

Сегодня в Российской Федерации серьёзно стоит вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для Вооружённых сил. Это значит, что во всех сферах обороны существуют соответствующие учебные заведения. Космические войска России не являются исключением в данном вопросе. Существуют два основных учебных заведения для подготовки офицеров космических войск:

Военно-космическая академия.

Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

Заключение

Итак, в статье мы рассказали, что такое космические войска России, где находятся они, в каких учебных заведениях производится подготовка кадров. В заключение следует отметить, что развитие данной отрасли Вооружённых сил попросту необходимо с учётом современных тенденций эволюции военного сектора во всём мире. Быть может, в ближайшем будущем конфликты будут возникать не только на земле, но и в космосе.