Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Сочинение ЕГЭ. Определение проблемы текста

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Стремясь сделать читателя своим союзником, автор утверждает, что...

Стремясь заставить читателя задуматься над проблемой, автор...

Стремясь показать злободневность рассматриваемой им темы, автор...

Пытаясь понять почему....

Интересно писать о старых проблемах...

Приглашая к разговору о непростых проблемах нашей жизни, автор...

Иронически (саркастически, возмущенно) повествуя о героях и событиях, автор...

С тревогой говорить о том, что...

Стараясь объяснить почему...

Побуждать, искать истину...

Дать новую жизнь старым проблемам...

положительная,

отрицательная,

саркастическая,

ироничная,

осуждающая.

неоднозначная,

двойственная,

небезразличная,

скептическая,

юмористическая.

Для вступления:

1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2. О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.

Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

1. Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора} .

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора} , - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора} .

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора} .

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Это можно сделать двумя способами:

сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже, то есть проблема чего или кого: стоит проблема нравственного выбора, поднимается проблема отцов и детей и т. д.;

в форме вопросительного предложения: Какова роль детства в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор; Чем грозит человечеству потребительское отношение к природе? Этой сложной проблеме посвящён текст (статья).

По каким критериям и как оценивается эта часть сочинения?

Какие фактические ошибки встречаются в формулировке проблемы?

Неверно сформулирована проблема текста.

Формулировка проблемы подменена пересказом фрагмента текста.

Сформулирована другая проблема, отсутствующая в тексте.

Проблема (вопрос, над которым размышляет автор) подменена позицией автора (ответом на данный вопрос).

Какие речевые ошибки встречаются в формулировке проблемы?

Нарушение норм управления: проблема о влиянии природы на человека (правильно: проблема влияния природы на человека); проблема того, что природа влияет на человека (правильно: вопрос о том, как природа влияет на человека).

Анализируем публицистический текст

Поскольку основной функцией публицистического стиля речи является воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой формации, авторы публицистических произведений стараются максимально образно и ярко, но при этом чётко и внятно выразить своё мнение. Именно поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, нвызывает значительных затруднений: свою точку зрения авторы выражают открыто в одном или нескольких предложениях текста.

Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста.

Внимательно читаем текст.

(1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. (6)Ведь мы не дошкольники. (7)Как вообще можно учиться, не умея читать?..»

(8)Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения - основа учения и все учащиеся в той или иной мере ими владеют. (9)Но насколько эффективны эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания - об этом стоит, с нашей точки зрения, задуматься всем, кто учится в школе, и особенно тем, кто собирается учиться дальше. (10)Мы настоятельно советуем это сделать не только учащимся, у которых с начальной школы песочные часы вызывают священный трепет, но кто имел по «технике чтения» твёрдую пятёрку. (11)Ведь работами зарубежных и отечественных психологов убедительно показано, что читать быстро , правильно артикулируя все слова (техника чтения) , и читать, понимая смысл читаемого (осмысленное чтение) , - это не одно и то же.

(12)Мы очень советуем вам проанализировать то, как вы читаете , есть ли у вас вредные привычки в учебной работе, например пассивное скольжение по поверхности текстов, а затем направить свои усилия на совершенствование навыков чтения.

(По О. Мальской, И. Можаровскому *)

* О.Е. Мальская, И.Л. Можаровский - преподаватели факультета психологии МГУ.

Шаг 1. Начнём с определения позиции авторов. Что они хотели нам сказать? Ищем ключевые слова и словосочетания. Получается, что точка зрения авторов выражена в нескольких предложениях: 8, 9, 11 и 12. Иными словами, авторы призывают нас совершенствовать навыки осмысленного чтения, то есть читать не механически, лишь артикулируя слова, а вдумываться в смысл прочитанного, глубоко анализировать содержание текста, потому что именно такой способ чтения позволит нам качественно усваивать разнообразные знания.

Шаг 2. Определяем, на какой вопрос или вопросы авторы дали ответ в предложениях 8, 9, 11 и 12.

Зачем нужно учиться осмысленному чтению? Чтобы качественно усваивать разнообразные знания. Подобный вопрос также можно задать к этому тексту.

Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Потому что овладение этими навыками - основа учения, которая позволит успешно обучаться, качественно усваивая знания из различных областей науки. Такой вопрос тоже имеет право на существование.

В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Техника чтения - это умение быстро и правильно произносить письменный или печатный текст, осмысленное чтение - это умение анализировать содержание текста в процессе чтения. И этот вопрос можно задать к тексту.

Шаг 3. Формулируем проблемы.

1) В тексте О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского речь идёт о чтении. Умеем ли мы читать правильно? Под таким углом зрения рассматривают авторы эту проблему.

2) Текст О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского посвящён проблемам чтения. Авторы ставят перед читателями вопрос: «Зачем нужно учиться осмысленному чтению?»

3) В отрывке из статьи О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского говорится о разновидностях способов чтения. Почему современному школьнику или студенту так важны навыки осмысленного чтения? Именно с этой стороны рассматривают авторы данную проблему.

4) В предложенном мне для анализа тексте рассматриваются вопросы, касающиеся основных способов чтения. В чём разница между техникой чтения и осмысленным чтением? Так, на мой взгляд, О.Е. Мальская и И.Л. Можаровский формулируют ключевую проблему текста.

Шаг 4. Выбираем одну проблему из нескольких.

Вы должны сформулировать, а затем прокомментировать одну из проблем текста. В анализируемом нами тексте она, по сути, одна и есть, просто мы дали несколько её возможных формулировок. Если же проблем действительно несколько, вы должны выбрать одну. Какую выбрать? Вариант первый: ту, к которой вам проще подобрать аргументы. Правда, здесь есть опасность: эта проблема может оказаться второстепенной, и вы уйдёте от основной проблематики текста. Вариант второй: ту, которой автор уделяет наибольшее внимание, главной. Следовательно, оптимальный вариант - выбрать одну из самых главных проблем текста, но именно ту, аргументы к которой в вашей памяти лежат на поверхности. Помните: нельзя подгонять формулировку проблемы и комментарий к ней под имеющиеся у вас в голове аргументы! Так вы совершите непоправимую ошибку, которая будет стоить нескольких (причём многих!) снятых за содержание сочинения баллов.


Похожая информация.


Инструкция

Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт. По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими , которые являются как бы иллюстрацией проблемы.

Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст. Философские: развитие общества, место человека в мире людей, поиски смысла жизни.
Социальные: устройство и жизнь общества, создание , соблюдение прав человека.
Политические: деятельность государственной власти, законы гражданского общества, ужасы терроризма, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн.
Нравственные: духовная , взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм, доброта и жестокость, честь и бесчестье, дружба и предательство, интеллигентность и хамство, ).
Экологические: взаимосвязь человека и природы, потребительское отношение к , экология культуры, экология языка.
Эстетические: восприятие искусства, воспитание художественного вкуса, роль книги человека, влияние интернета и телевидения на и подростков.

Выберите способ формулирования проблемы.Во-первых, ее можно сформулировать своими словами: "Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути". Для этой цели можно использовать предложения: "Что влияет на формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?".Во-вторых, можно использовать цитирование: "Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий".В-третьих, можно указать номера предложений из текста , если проблема уже сформулирована автором.

Подберите типовые конструкции. - В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?).
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).

Используйте слова-подсказки.Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.Автор (что делает?) мучительно размышляет, затрагивает, анализирует, излагает, выдвигает, подробно .Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять.

Теперь вставьте слова-подсказки в типовые конструкции.

Обратите внимание

Не забудьте, что у вас обязательно должны быть:

Слово "проблема" ("вопрос", "задача");
- проблема какая? чего?;
- фамилия автора.

Полезный совет

Запомните!

Проблема (чего?) смысла жизни.

Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Совсем скоро выпускников ждет серьезное испытание - сдача экзаменов. Обязательным для всех является ЕГЭ по русскому языку.

Необходимость формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия "тема", "идея", "проблема". Результат - неточная или неполная формулировка проблемы, что затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.

  1. ТЕМА - понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" - любовь, человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий.
  2. ИДЕЯ - это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
  3. ПРОБЛЕМА - вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.

Писателя, обратившегося, допустим, к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь - это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует о наличии проблемы.

Таких вопросов - проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.

Таким образом, ТЕМА - о чем произведение. ИДЕЯ - зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.

Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:

  • В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
  • Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
  • Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».

Что это значит? Сформулировали проблему (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.

Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию - экологическими, социальными, нравственными, философскими, политическими и т.п.,по значимости - актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
  3. Найдите и выпишите все утверждения автора.
  4. Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
  • Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
  • Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
  • Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.

5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.

  • Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
  • Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
  • Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?

Полученный вопрос и является формулировкой проблемы.


28.04.2016

Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу несколько баллов.

Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019 году

ё

Если написать "проблема отношения детей к родителям" - все в порядке. Это то же самое, что вопрос "как дети должны относиться к родителям". На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.

А если пишем "проблема милосердия" - уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. - можно.
Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки - нельзя.

Что делать в этом случае?

1. Сформулировать проблему через вопрос:

Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то - общий вопрос к тексту "что значит Х?"

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

Слова-связки:
- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия Х (искусства)
- проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
- проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)
- проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)

б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то - общий вопрос к тексту "как влияет Х на У?"

Слова-связки:
- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)

в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем - общий вопрос к тексту "что происходит?"

Слова-связки:
- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).


Сохранить ссылку:

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор .

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая

    дает большой простор для выражения мысли, т.е. соответствует вашим знаниям, жизненному и читательскому опыту.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно задать следующие вопросы к тексту:

    Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (Социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

    Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?

    Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

    Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Формулировка проблемы текста в виде вопроса:

Нужно ли …

Зачем…

Что будет, если…

Возможно ли…

Что делать…

Кому выгодно…

Кто виноват в…

Когда будет…

Откуда …

Как объяснить…

Почему…

Как связаны…

Как влияет…?

Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Этот вопрос рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Задание 1. Какие проблемы не затрагиваются К.Г.Паустовским в тексте?

    проблема предназначения человека;

    проблема материнской любви;

    проблема одиночества;

    проблема старости;

    разрыва связи между поколениями;

    проблема гражданского долга;

    проблема смысла жизни;

    проблема жизни и смерти.

Задание 2. В приведенных фрагментах дается формулировка проблемы, над которой размышляет К.Г.Паустовский. Оцените фрагменты сочинений, при необходимости отредактируйте или напишите свой вариант.

    «Автором данного текста является Г.К.Паустовский. Он пишет о Катерине Ивановне, одинокой старушке. Какое значение в жизни Екатерины Ивановны сыграл герой текста? Какую роль в жизни общества играют сострадание и милосердие? Почему дети покидают своих родителей и бросают их на произвол судьбы? Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни».

    «Автор данного текста К.Г.Паустовский рассказывает о теплых чувствах, вызываемых в душе героя Катериной Ивановной и ее одиночеством. В связи с этой темой автора интересует проблема: «Почему ее бросила дочь Настя»?

    «Паустовский ставит в тексте про Катерину Ивановну очень актуальные проблемы. Во-первых, это проблема взаимоотношений в семье. Во-вторых, писатель заставляет задуматься о том, что порой чужой человек ближе родной дочери…»

    «На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное – одинокую старость».

    «Каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям».

Приложение

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(По К.Г. Паустовскому)

(31,0 Кб, 2 119 hits)