История развития школьного дела в месопотамии. Школа и воспитание в древнем египте и месопотамии Мифы и сказания

Первые очаги культуры возникли на берегу Персидского залива в Древней Месопотамии (Междуречье). Именно здесь, в дельте Тигра и Евфрата, в IV тысячелетии до н.э. жили шумеры (интересно, что только в XIX в. выяснилось, что в низовьях этих рек люди жили еще задолго до ассирийцев и вавилонян); они построили города Ур, Урук, Лагаш и Ларса. Севернее жили семиты-аккадцы, главным городом которых был Аккад.

В Месопотамии успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система нотной грамоты, изобретены колесо, монеты, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание-башня (зиккурат). Искусство древних народов может показаться сложным и загадочным: сюжеты произведений искусства, приемы изображения человека или события представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Чтобы выразить это, мастера прибегали к языку символов. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий: их понимали как отчет человека перед богами.

В начальный период возникновения письменности в Шумере покровительницей писцов считалась богиня урожая и плодородия Нисаба. Позднее аккадцы создание писцового искусства приписывали богу Набу.

Письмо возникло, как полагают, в Египте и Месопотамии примерно одновременно. Обычно изобретателями клинописи считают шумеров. Но сейчас уже накопилось много свидетельств того, что шумеры заимствовали письмо у своих предшественников в Месопотамии. Однако именно шумеры развили это письмо и поставили его в широких масштабах на службу цивилизации. Первые клинописные тексты относятся к началу второй четверти III тысячелетия до н. э., а через 250 лет была создана уже развитая система письменности, и в XXIV в. до н.э. появляются документы на шумерском языке.

Основным материалом для письма со времени возникновения письменности и по крайней мере до середины 1 тысячелетия служила глина. Инструментом для письма служила тростниковая палочка (стиль), углом среза которой вдавливали знаки на влажную глину. В I тысячелетии до н. э. в Месопотамии в качестве материала для письма начали пользоваться также кожей, привозным папирусом и длинными узкими (3-4 см шириной) дощечками с тонким слоем воска, на котором писали (вероятно, тростниковой палочкой) клинописью.

Центрами писцового дела были храмы. По-видимому, шумерская школа и возникла как придаток храма, но со временем отделилась от него, появились храмовые школы.

К середине III тысячелетия по всему Шумеру было много школ. В течение второй половины III тысячелетия шумерская школьная система процветала, и от этого периода сохранились десятки тысяч глиняных табличек, тексты ученических упражнений, выполненных в процессе прохождения школьной программы, списки слов и разных предметов.

Найденные при раскопках школьные помещения были рассчитаны на небольшое число детей. Судя по величине двора, где предположительно велись занятия в одной урской школе, там могло поместиться 20-30 учеников. Необходимо отметить, что классов не было, старшие и младшие учились вместе.

Школа носила название е dubba (по-шумерски «дом таблички») или bit tuppim (по-аккадски с тем же значением). Учитель по-шумерски назывался ummea, ученик по-аккадски talmidu (от tamadu – «учиться»).

Шумерская школа, как и в более поздние времена, готовила писцов для хозяйственных и административных нужд, прежде всего государственного и храмового аппарата.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина II тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях, – зиккуратах, – имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний.

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. Обучение было основано на бесконечных повторениях. Учитель разъяснял ученикам тексты и отдельные формулы, устно комментируя их. Записанная табличка много раз повторялась, пока ученик не запоминал ее.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или одноклассником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били на каждом шагу: за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

В центрах древней культуры – Уре, Ниппуре, Вавилоне и других городах Двуречья, – начиная со II тысячелетия до н.э., в течение многих столетий в школах создавались коллекции литературных и научных текстов. Богатые частные библиотеки имели многочисленные писцы г. Ниппура. Самой значительной библиотекой в древней Месопотамии была библиотека царя Ашшурбанапала (668 – 627 до н. э.) в его дворце в Ниневии.

Безусловно, в Месопотамии во все периоды в школах обучались лишь мальчики. Единичные случаи, когда женщины получали образование, можно объяснить тем, что они учились дома у своих отцов-писцов.

Лишь небольшая часть писцов, окончивших школу, могли или предпочитали заниматься преподавательской и научной работой. Большинство же после завершения обучения становились писцами при дворе царей, в храмах и гораздо реже в хозяйствах богатых людей.

Мы рассмотрели наиболее важные вопросы, связанные с возникновением и развитием школы. Значение древнейших школ на Земле было велико. Несмотря на трудную долю ученика, которая выпадала ему во время учебы (что следует из приведенных ранее текстов), писцовое образование было необходимо для последующего продвижения по службе. Тех, кто заканчивал дома табличек, можно было назвать счастливыми. Без этих домов табличек наверняка не было бы у этого древнего народа такой высокой культуры, – они умели не только читать, умножать и делить, но и писать стихи, сочинять музыку, они знали астрономию и минералогию, создали первые библиотеки и многое другое. Изучение истории всегда очень увлекательно и, кроме того, способствует осмыслению накопленного человечеством опыта, сравнению его с сегодняшним днем, т.е. дает все новую и новую «пищу для размышления».

1. Воспитание и обучение в Древнем Египте.

2. Школы в Месопотамии.

1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание:

Мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;

Дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;

Ребенок, прежде всего, должен был научиться слушать и слушаться;

Признавалась естественность и необходимость физических наказаний;

Обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты обучения в древнеегипетских школах.

Основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

Школьная дидактика отличалась утилитаризмом;

Обучение, как правило, начиналось с 5 лет;

Профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;

Ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

Школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения;

Широко применялись телесные наказания;

· основа образования обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";

· образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;

· обучение строилось на заучивании текстов;

· математические задачи обычно имели практический характер;

· немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.

2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.

Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.

В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии:

Обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя;



Телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разрешения, плохой почерк);

Большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков и даже рабов;

Обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась3-4 года);

Профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;

В школах, как правило, учились только мальчики;

Основное внимание уделялось изучению языка и литературы;

Ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магических шумерских текстов;

Переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные формулы;

Общее обучение включало также основы арифметики и геометрии;

Заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов;

Учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ремеслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;

Во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники именовались "старшими братьями";

Школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры.

В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления.

Конспект урока на тему «Древнее Двуречье».

5 класс

Урок « Древнее Двуречье » является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Прогностическая цель : продолжать у учащихся формирование общих и особенных черт восточной цивилизации через изучение древних государств

Цель на данный урок: формирование универсально-учебных действий через предметные УУД работать с исторической картой, овладевать целостным представлением об историческом пути жителей Двуречья; устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием; метапредметные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цели урока; самостоятельно ориентироваться в учебнике и осуществлять поиск нужной информации; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать других; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Предполагаемый результат. Учащиеся должны знать географическое положение Древнего Двуречья; — занятия и верования жителей Древнего Двуречья. Уметь — ориентироваться по карте, определять общие черты с историей Древнего Египта, выделять особенности развития Двуречья, извлекать необходимую информацию из текста учебника, высказывать своё мнение.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, карта «Древнее Двуречье», ТПО, раздаточный материал

Ход урока

1 этап. Организационный (1 минута)

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении! Начнём урок. Проверьте наличие учебных принадлежностей. Нам будут необходимы учебник (стр.63), карта Древнего Востока (стр.31), РТ (стр.36). А также простой и цветные карандаши.

Мы с вами продолжим путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории. О какой стране Древнего мира мы говорили на прошлых уроках? (Египет).

Что мы знаем о Египте? Учитель по ответам составляет план урока

(На доске прикрепляю листы географическое положение; — природные условия; — занятия; — религиозные верования; — письменность

— Ребята, обратим внимание на карту в учебнике Древнего Востока (стр. 31). При фараоне Тутмосе III граница Египта была отодвинута до р.Евфрат. Найдите её на карте. Давайте проложим маршрут из Мемфиса до реки Евфрат (ученик выходит к карте и рассказывает о маршруте: из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайском полуострове, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Финикия, Сирия, по пустыне мы доберёмся до реки). Именно здесь более 5 тыс. лет назад располагалась страна, которую называли Междуречье или Двуречье. Как вы думаете, откуда появилось такое название?

2 этап. ИНМ

Мы будем изучать историю Древнего Двуречья. В какой последовательности мы будем знакомиться с этой страной?

Цель нашего урока: (записываю на доске) что общего в развитии Древнего Египта и Двуречья. А об особенностях мы поговорим на следующем уроке.

Откроем тетради и запишем тему урока: Древнее Двуречье.

(Делаем записи) Общие черты:

— географическое положение;

— природные условия;

— занятия;

— религиозные верования;

— письменность

Откройте ТПО на стр.36.Ответьте на первые два вопроса задания №45. (Напоминаю правила работы в контурной карте). Предлагаю отметить соседние страны Двуречья, выполнив задание №5 (стр.37) – проверяем (к доске с ТПО – по карте).

— Итак, что общего мы можем отметить в географическом положение Двуречья и Египта? (Обе эти страны находятся в одной части света, имеют реки большие…)

А что общего в расположении городов этих стран? (на реках). Первые два крупных города в Двуречье возникли недалеко от Персидского залива и начинаются они на одну букву «У». Назовите эти города.

На экране рисунок. – Ребята, перед вами древнее поселение шумеров (народ). Сделайте вывод о занятиях жителей Двуречья ( разливы давали возможность заниматься земледелием). Земледелие было главным занятие жителей Двуречья и Египта.

Добавляю: — В Южном Двуречье не было ни гор, ни деревьев, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дерево было очень дорогим. Только богатые могли себе позволить, например, деревянные двери в доме. Топлива было мало. Кирпичи, которые делали из глины не обжигали. А такой кирпич быстро крошится. Поэтому, когда появляются первые города, стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

Казалось бы, что глина малоценный, на первый взгляд, вид сырья. Но как его можно использовать? (кирпичи, печи, полы в домах, горшки…). Недаром в Междуречье возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. На глине можно ещё и писать! Многовековой опыт подсказывал древним жителям Двуречья, что на влажной глине долго остаются следы ног человека, отпечатки пальцев. А нельзя ли на ней, подумал человек, фиксировать знаки. И он стал учиться писать изображениями или знаками письма на влажных глиняных табличках.

Как называлось это письмо, вы узнаете, разгадав анаграмму ОЛИСЬПНКИ (клинопись). Запишем термин в словарик. Клинопись письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. (На слайде появляются знаки) – На что похожи эти знаки? (На иероглифы). Несколько сот знаков содержалось в клинописи, поэтому научиться читать и писать было не менее сложно, чем в Египте.

(рисунок) Так выглядела школа для обучения писцов в Двуречье). Ребята, а вам хотелось бы обучаться в такой школе?….Почему? В школе был человек, которого называли «отцом школы». Как вы думаете, он изображён на рисунке? («Человек с палкой»…)

Благодаря письменности до наших дней дошло сказание о царе Гильгамеше. Давайте прочитаем его на стр.64.

О какой стороне жизни общества свидетельствует этот факт?

Видео!!! (храмы) — Что общего в религиозных верования Египта и Двуречья? (Язычество)

Молодцы. Давайте вернёмся к цели нашего урока. Достигли мы результатов? (Доказывают)

3 этап. Закрепление. Раздаю листы с заданием. (3 минуты)

«Закончи предложение»

1. Междуречье иначе называется … (Двуречье)

2. Ур и Ур у к это название … (городов)

3. Бога солнца звали …(Шамаш)

4. Религия жителей Двуречья – это … (язычество)

5. Письменность Двуречья называлась … (клинопись)

6. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были …(шумеры)

7. Двуречье располагалось в Западной (Передней) …(Азии)

8. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из … (глиняных кирпичей)

9. Главного человека в школе называли…(«отцом школы»)

10. Учёные жрецы считали священным число …(60)

4 этап. Рефлексия. Подведём итоги!

5 этап. Домашнее задание. (На слайде)

Как не погибнуть, если две реки, от которых зависит твоя жизнь, бурны и непредсказуемы, а из всех земных богатств в изобилии имеется только глина? Народы Древнего Двуречья не погибли, более того, сумели создать одну из самых развитых для своего времени цивилизацию.

Предыстория

Двуречье (Междуречье) - другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия - «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

События

III тыс. до н.э. - возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города - Ур и Урук . Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. - возникновение клинописи (еще о клинописи). Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически -ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:
  • Шамаш - бог Солнца,
  • Эа - бог Воды,
  • Син - бог Луны,
  • Иштар - богиня любви и плодородия.

Зиккурат - храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:
  • Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).
  • Сказание о Гильгамеше.

Участники

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Рис. 1. Древнее Двуречье

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более 30-40 тыс. человек. Самыми крупными были Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Рис. 2. Зиккурат в Уре ()

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись . Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Рис. 3. Клинопись ()

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Проект STOP SYSTEM ().
  2. Культуролог.ру ().

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?

Воспитание и школы Древнего Востока

План:

1. Воспитание, обучение и школы в Месопотамии.

2. Воспитание, обучение и школы в Древнем Египте.

3. Воспитание, обучение и школы в Древней Индии.

4. Воспитание, обучение и школы в Древнем Китае.

Месопотамия

Приблизительно за 4 тыс. лет до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата возникли города-государства Шумер и Аккад , существовавшие здесь почти до начала нашей эры, и другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия .

Все они обладали достаточно жизнестойкой культурой. Здесь получили развитие астрономия, математика, сельское хозяйство, была создана оригинальная письменность, возникли различные искусства.

В городах Месопотамии существовала практика древонасаждения, прокладывались каналы с мостами через них, возводились дворцы для знати. Почти в каждом городе существовали школы, история которых восходила еще к 3-му тысячелетию до н.э. и отражала потребности развития хозяйства, культуры, нуждавшихся в грамотных людях – писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье именовались «домами табличек » (по-шумерскиэдубба ), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Пример глиняной таблички

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ.

Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязанности которого входило и управление школой, и изготовление новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следивший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным . Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

Вначале цели школьного обучения были узкими: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища.

Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-общинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготовку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает его следовать положительным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучение в эдуббе рассматривалось, прежде всего, как подготовка к ремеслу писца . Ученикам надлежало научиться технике изготовления глиняных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей истории «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание . Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учитель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «диктантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач и их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора , причем не только с учителем или учеником, но и с воображаемым предметом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили читать, писать, считать. При овладении грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас практических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрированной профессии, приобретая различные знания и умения.

В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шумерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специализации будущим писцам давались знания в области собственно языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов табличек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепенно они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия – словари и хрестоматии – появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, наставления, оформленные в виде клинописных табличек.

Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период – в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением процесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обучения в школах. В содержание обучения стали включаться занятия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонский период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.

Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки. Писцы собирали таблички на различные темы, о чем свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внимание стало уделяться обучению математике и способам лечения разных болезней.

Египет

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека : немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание . Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли заботе о детях много внимания, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на характере воспитания и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире .

По убеждениям древних египтян, боги, взвешивая душу умершего, в качестве гири на чашу весов кладут «маат » - кодекс поведения: если жизнь умершего и «маат» уравновешивались, то покойный мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые должны были способствовать формированию нравственности каждого египтянина. В этих поучениях утверждалась и сама идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».

Использовавшиеся в Древнем Египте методы и приемы школьного воспитания и обучения соответствовали принятым тогда идеалам человека. Ребенку надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание – это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь повиновения были физические наказания , которые считались естественными и необходимыми. Девизом школы можно считать изречение, записанное в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал ». Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем Египте многовековыми традициями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству – от отца к сыну. В одном из папирусов, к примеру, перечислены поколения зодчих, принадлежавших одной египетской семье.

Главное назначение всех форм школьного и семейного воспитания состояло в выработке у детей и подростков нравственных качеств, что пытались осуществлять преимущественно путем заучивания различного рода моральных наставлений. В общем, к 3-му тысячелетию до н.э. в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны.

Своего рода государственные школы в Древнем Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов , уметь пользоваться беглым, упрощенным и классическим способами написания иероглифов, что само по себе требовало очень больших усилий. В итоге таких занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым – для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.

В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту эпоху в качестве материала для письма стали использовать папирус – бумагу, изготовленную из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Интересно заметить, что на школьных работах обыкновенно ставили время выполнения данного урока . Ученики переписывали тексты, которые содержали различные знания. На первоначальной стадии обучали, прежде всего, технике изображения иероглифов, не уделяя внимания их значению. Позднее школьников обучали красноречию, которое считалось важнейшим качеством писцов: «Речь сильнее, чем оружие».

В некоторых древнеегипетских школах ученикам сообщались и начатки математических знаний, которые могли понадобиться при строительстве каналов, храмов, пирамид, подсчете урожая, астрономических исчислений, которые использовались при прогнозировании разливов Нила и т.п. Вместе с этим обучали и элементам географии в сочетании с геометрией: ученик должен был уметь, например, начертить план местности. Постепенно в школах Древнего Египта стала усиливаться специализация обучения. В эпоху Нового царства (V в. до н.э.) в Египте появились школы, где готовили врачевателей. К тому времени были накоплены знания и созданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах той эпохи дается описание почти полусотни различных болезней.

В школах Древнего Египта дети учились с раннего утра до позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспощадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники должны были пожертвовать всеми детскими и юношескими радостями. Должность писца считалась очень престижной. Отцы не очень знатных семей считали для себя честью, если их сыновей принимали в школы писцов. Дети получали от отцов наставления, смысл которых сводился к тому, что обучение в такой школе обеспечит их на долгие годы, даст возможность разбогатеть и занять высокое положение, приблизиться к родовой знати.

Индия

Культура дравидских племен – коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. – приближалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей . Школы в долине реки Инда появились предположительно в 3 – 2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предположить, на школы Древней Месопотамии.

Во 2 – 1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отношения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового : все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты .

Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – низшей – кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав.

В соответствии с этим социальным делением и воспитание и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты . У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность и безропотность.

Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индий к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самопознанию. Считалось, что человек рожден для исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества: любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказаниях о Кришне – божественном и мудром царе.

Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту » – памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), была не только священной, но и учебной книгой, написанной в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика - царский сын Арджуна, который, попадая в затруднительные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, получая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с приведением конкретных примеров.

Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству.

К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция . Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи, систематического обучения здесь, естественно, не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые – «упанаяма ». Не прошедшие этот ритуал презирались обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения грамотой и обязательными для того времени знаниями он усваивал правила поведения в семье. Сроки «упанаямы» и содержание дальнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев – в 11-летнем, вайшья – в 12-летнем.

Наиболее широкой была программа образования у брахманов; занятия для них состояли в усвоении традиционного понимания Вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по сходной, но несколько сокращенной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья – в сельском хозяйстве и ремеслах. Их образование могло продолжаться до восьми лет, затем следовали еще 3 – 4 года, в течение которых ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью.

Прообразом повышенного образования можно считать занятия, которым посвящали себя немногие юноши из высшей касты. Они посещали известного своими познаниями учителя – гуру («чтимый», «достойный») и участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы , где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. Специальных помещений для учебных занятий обычно не было; обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Основной формой компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству .

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н.э., когда наметились существенные изменения в древнеиндийском обществе, связанные с возникновением новой религии – буддизма , идеи которой отразились и на воспитании. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды. В религии буддизма он – существо, достигшее состояния высшего совершенства, выступавшее против монополизации религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания. Он проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана ». По преданию, свою просветительскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ города Бенареса. Вокруг него, учителя-отшельника, собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение. Буддизм уделял особое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей от рождения. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты.

Согласно буддизму главной задачей воспитания было внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В процессе поиска знания буддисты различали стадии сосредоточенного внимательного усвоения и закрепления. Важнейшим его результатом считалось познание ранее не познанного.

К III в. до н.э. в Древней Индии уже выработались различные варианты алфавитно-слогового письма, что отразилось и на распространении грамотности. В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах Вед» и в светских школах. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах Вед» (Веды – гимны религиозного содержания) отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер. В содержание обучения в школах при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

В начале нашей эры в Индии начали изменяться взгляды на конечные задачи воспитания: оно должно было не только помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, но и добиваться реальных результатов в жизни. Это привело к тому, что в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала складываться двухступенчатая система образования: начальные школы («толь») и школы полного образования («аграхар»). Последние были как бы сообществами ученых и их учеников. Программа обучения в «аграхар» в процессе их развития становилась постепенно менее абстрактной, учитывающей потребности практической жизни. Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам.

Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который лич­ным примером воспитывал у него честность, верность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекословно подчиняться своему гуру.Общественный статус наставника – гуру был очень высоким. Ученик должен был почитать учителя больше, чем своих родителей. Профессия учителя-воспитателя считалась самой почетной в сравнении с другими профессиями.

Китай

В основе воспитательно-образовательных традиций воспитания и обучения детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока, лежал опыт семейного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было произносить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.

История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе Шан (Инь) (16-11 вв. до н.э.). В этих школах учились лишь дети свободных и состоятельных людей. К этому времени уже существовала иероглифическая письменность, которой владели, как правило, так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях животных, а затем (в X – IX вв. до н.э.) – на бронзовых сосудах. Далее, вплоть до начала новой эры, для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева, с помощью заостренной бамбуковой палочки. В III в. до н.э. лак и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и волосяная кисточка. В начале II в. н.э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом. Еще раньше, в XIII-XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами : моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось несколько философских направлений, наиболее известными из которых были конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли в последующем.

Наибольшее воздействие на развитие воспитания, образования и педагогической мысли в Древнем Китае оказал Конфуций (551-479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. Центральным элементом его учения был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства. Правильное воспитание являлось, по Конфуцию, главным фактором человеческого существования. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба » – людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства »; и, наконец, чернь – людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.

Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Беседы и суждения» , содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наизусть, начиная со II в. до н.э. Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.

В общем, конфуцианский подход к обучению заключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

Конфуцианскую систему воспитания и образования развивали Мэнцзы (ок. 372-289 до н.э.) и Сюньцзы (ок. 313 - ок. 238 до н.э.). Оба они имели много учеников. Мэнцзы выдвинул тезис о доброй природе человека и поэтому определял цель воспитания как формирование добрых людей, обладающих высокими моральными качествами. Сюньцзы, наоборот, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда задачу воспитания видел в преодолении этого злого начала. В процессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников.

В период правления династии Хань конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221-207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотно­сти. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ . С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Уже в период правления династии Хань в Китае получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. Последние создавались государственными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе содержания обучения лежали, прежде всего, учебные пособия, составленные Конфуцием.

Ученики получали довольно широкий круг преимущественно гуманитарных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией государства, утверждало божественность верховной власти, разделение людей на высших и низших. В основу жизни общества ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм.