Авторское отношение к образу бориса годунова. А.С

Пушкин изображает Годунова преступным потому, что узурпация престола была распространённым явлением, за единичным случаем стояло историческое обобщение. Однако поэт никогда не показал бы Годунова преступным, если бы сам не был глубоко убежден в его вине. Был ли Годунов действительно виновен в смерти девятилетнего царевича Дмитрия? Историки по сей день не могут с точностью дать ответ на этот вопрос, ведь столь искусно были скрыты следы преступления, если оно действительно было совершено. Разумеется, не потому Пушкин изображает Годунова преступным, что следует за версией «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, у которого даже сомнения не возникало в том, что злодеяние было совершено «по воле Бориса Годунова»: «правитель достиг престола злодейством», «… Совесть терзала его, а надежда затмевалась навеки или до нового злодейства, ещё страшного и для злодея!» Рисуя картину происходившего, Карамзин сопровождает её своим психологическим комментарием: «Пономарь Соборной церкви… ударил в набат, и все улицы наполнились людьми, встревоженными, изумлёнными; бежали на звук колокола; смотрели дыма, пламени, думая, что горит дворец; вломились в его ворота, увидели царевича мёртвого на земле; подле него лежали мать и кормилица без памяти; но имена злодеев были уже произнесены ими». «Углич… опустел навеки, в память ужасного Борисова гнева на смелых обличителей его дела».

«Злодейство», «злодеянье», «злодей» - слова с этим корнем стоят в пушкинской трагедии рядом со словами «ужасное», «ужас». Это соседство имеет особый смысл: где «злодеянье», там и «ужас».

Когда Годунов только ещё вступал на престол, бояре были поражены тем, как искусно играл он роль непричастного к произошедшему в Угличе. Сила характера и выдержка Бориса удивили даже Шуйского: «Он мне в глаза смотрел как будто правый…» Шуйский убежден и в том, что отказ Бориса от престола - притворство. Еще более утончена игра Бориса Годунова, когда он первый раз появляется перед приближенными. Царю нужно показать людям, что он искренен с ними - так много значит одно его признание: «Обнажена… душа».

Не только из честолюбивых целей хотел занять престол Годунов, не одни лишь своекорыстные намерения руководили им. Годунов наметил планы обширных государственных преобразований. И он действительно многое сделал. Укрепилось могущество Русского государства, его границы. Но что бы Годунов ни делал, как ни старался делать благо, народ видел в нем причину всех бед, несчастий, происходивших с кем бы то ни было и где бы то ни было:

Кто ни умрёт, я всех убийца тайный:

Я ускорил Феодора кончину,

Я отравил свою сестру царицу -

Монахиню смиренную… всё я!

«Всё я…» - царь упрекает людей в несправедливости. В его словах горечь. Но краски им, конечно же, сгущены: страшная тяжесть лежит на душе Бориса. Погруженным в тяжелые думы видят его окружающие. Мрачность - обычное состояние духа Годунова: ни радости на его лице, ни улыбки. Пошел уже шестой год царствования Годунова, и ощущение ужаса от некогда совершенного охватывает самого виновного. Страдание, крик души слышны в его словах: «…мальчики кровавые в глазах», «жалок тот, в ком совесть не чиста».

Мучимый угрызениями совести, страдающий царь Борис пытается найти утешение в обращении к силам потусторонним, в гадании и ворожбе. Также он ищет опоры и в религии. Даже дочери Годунов говорит о своей вине, хотя и не открывает, в чем именно она состоит. После признания Ксении Годунов умирает. Годунов признаётся в преступлении лишь самому себе, только тогда, когда остаётся один на один со своей совестью. В одиночестве страдания - сила духа Годунова, но и трагизм его человеческой судьбы.

На протяжении нескольких лет характер Бориса Годунова менялся. Если, вступая на престол, Годунов был непроницаемым для окружающих, то с годами воля его оказывается сломленной. Невольно царь начинает проговариваться о том, что терзает его душу.

Образ Бориса Годунова

Основная тема трагедии -царь и народ - определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову.

Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.

Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:

Что, Ксения, что милая моя?

В невестах уж печальная вдовица!

Всё плачешь ты о мёртвом женихе...

Безвинная, зачем же ты страдаешь? "

Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:

Учись, мой сын, наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни...

Учись, мой сын, и легче и яснее-

Державный труд ты будешь постигать.

Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ".

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.

Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже

рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность

писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением

объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его

неудачу основать царскую династию Годуновых.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное - против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как народ - основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж».

Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825 г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.

В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы - отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в. Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина , которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.

Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

Среди внешних конфликтов исторические конфликты между разными сословиями. В начале трагедии среди людей царит мнимое единодушие: бояре, дворяне, народ и Патриарх зовут Бориса Годунова на царство. Но сцена возле Новодевичьего монастыря проявляет истинную позицию народа: он равнодушен к происходящему, перекладывает ответственность на бояр.

Неоднозначна позиция бояр и дворян. Они доносят друг на друга (Шуйский). Опальные дворяне (Хрущов) и бояре (Курбский) примыкают к Лжедмитрию. Его поддерживают ищущие своей выгоды донские казаки и польская шляхта.

Конфликт между сословиями перерастает в конфликт между сторонниками претендентов на трон (Борис Годунов, Феодор Годунов, Самозванец). Внешний конфликт затрагивает целые страны (Россия, Литва), превращается в межрелигиозный (между православной Москвой и католической Литвой).

Внутренние конфликты раскрывают мотивы поступков героев. В первом монологе царь перечисляет блага, сделанные для народа, и сетует, что чернь за это его проклинает. Но больше всего царя тревожит пятно на совести, сжигающее его душу – убийство царевича Димитрия.

Внутренние конфликты присущи и другим героям: воеводе Басманову, перешедшему на сторону Лжедмитрия ради выгоды и вопреки присяге. Сам Лжедмитрий не отягощён внутренними конфликтами: любовь Марины важнее для него, чем царская корона. Внутреннего конфликта нет и у Марины: она хочет быть женой не Самозванца, а царевича Димитрия и склоняет Самозванца к походу на Москву. Так внешний конфликт между Лжедмитрием и его возлюбленной приводит к войне народов.

Внутренний конфликт Бориса Годунова ведёт его к гибели. Этому невольно способствует юродивый, который велит зарезать отнявших копеечку детей, «как зарезал ты маленького царевича». Предпоследний монолог Бориса перекликается с его первым монологом о милостях, творимых царём народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ». Феодору на смертном одре Борис советует отменить опалы и казни, то же самое обещает Гаврила Пушкин народу от имени Димитрия.

Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. Основная проблема - взаимоотношения царя и народа. Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского). Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий). Проблема чистой совести (Борис, Басманов). Проблема бремени историка и летописца (Пимен). Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).

Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности, такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен. Третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.

В трагедии есть образы , важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа, которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.

Своеобразна композиция поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова - от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса. Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу. Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.

Жанр «Бориса Годунова» - историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.

Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.

Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.

Отметив в душе Бориса Годунова главную черту – «честолюбие», Пушкин , следуя за драматургами-романтиками, не ограничился этой одной чертой, он дал всестороннее освещение его души, обрисовав его, как человека вообще и как правителя.

Борис, как человек истинно-драматическое лицо, потому что доброе и злое просто и правдиво перемешались в его сердце: он не односторонний псевдоклассический злодей, и не романтический, с присущей ему красивой позой, он просто несчастный человек, которого только страсть и случай толкнули на преступление. Он возбуждает в нас жалость потому, что в нем много доброго: с того дня, как он совершил преступление, совесть его мучит; эта страшная душевная борьба свидетельствует о неиспорченности его натуры, о том, что преступление свое он искупает в течение многих лет... И этот медленный мучительный самосуд обезоруживает всякого, кто хотел бы строго отнестись к Годунову, как к преступнику. Кроме того, всякого подкупает сердечность его в отношениях к народу, к своей семье.

Борис Годунов

Борис как правитель

Безразличными, в моральном отношении, но, во всяком случае, подкупающими качествами души Бориса Годунова были энергия, смелость, светлый ум. Это все достоинства, драгоценные для «правителя». И, действительно, как правитель, он стоит высоко: обнаруживает знание человеческого сердца, умение управлять людьми, понимание истинных нужд отечества: он уважает образование, стоит за сближение с западной культурой, решительно высказывается против «местничества ». Но все эти хорошие качества «правителя» не помогли ему сделать Россию счастливой: не помогли ему ни его светлый ум, ни его житейская ловкость, у него нет ни одного союзника: и небеса, и люди, простые и знатные, русские и поляки, все и все против него.

Борис как преступник

Все его административные таланты оказываются ему так же бесполезны, как шекспировскому Макбету . Богато одаренный от природы, с широким взглядом на жизнь, властолюбивый и честолюбивый, но без примеси корыстного эгоизма, от всего сердца любящий родину и желающий ей блага и процветания, решительный и энергичный, Борис достиг престола, руководясь принципом: «цель оправдывает средства». Безнравственность этого принципа губит его.

Причины падения Бориса

Народ осудил в его лице преступника, убившего царевича Дмитрия . Народ не дал Борису себя купить, и Годунов не сумел подавить в себе чувства злобы к этой «неблагодарной черни», не сумел понять, что мелкому эгоистическому чувству обиды не может быть места там, где судьба произносит свой неумолимый приговор. Под влиянием этого чувства он делается подозрительным, мрачным, даже суровым. Казни, пытки, шпионство – вот, к чему прибегает Борис для упрочения своего колеблющегося престола. От прежнего, широкого и светлого, понимания своего положения «царя – слуги народа», он переходит к эгоистическим стремлениям удержать престол за сыном. В предсмертной речи своей он дает сыну совет, как хитрее провести своих подданных.

Дети Бориса погибли, как искупительная жертва за преступления отца, не обман народа и бояр, не самозванец погубили его дело, обман имел успех лишь, как орудие той грозной силы, с которою не поладил Годунов. И самозванство Лжедмитрия , по взгляду Пушкина, было ясно для всех. Пленник, на вопрос Отрепьева:

«Ну, обо мне как судят в вашем стане?»

отвечает:

«А говорят о милости твоей,
Что ты, дескать, (будь не во гнев!), и вор,
А молодец...».

17 октября 2017

Личность Бориса Годунова была привлекательна для многих историков, писателей и поэтов. Ведь его достижения были стремительными, а кончина - трагичной. Он начал свою службу обыкновенным дворянином, а затем стал правителем огромной державы. Образ Годунова является поистине трагическим. Желающий добра народу, царь стремится поступить дальновидно, однако он ненавистен людям как притеснитель, преступным образом завладевший престолом.

Основные черты

Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрыт великим русским поэтом широко и разносторонне. Прежде всего, в главном персонаже привлекает ум, его отзывчивость, умение сострадать. Он искренне сочувствует своей дочери, которая потеряла жениха, называет ее «в невестах уж вдовицей». Кроме того, он очень хорошо разбирается в политике, ясно понимает, как к нему относятся бояре. Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина - это прежде всего образ мудрого человека и искусного политика. Он дает ценные советы в завещании своему сыну, а просватав дочь за шведского принца, думает заранее о том, чтобы укрепить связи между Россией и европейскими государствами.

Политика Годунова

В те непростые времена, когда Годунов преступным образом захватывает власть, страна вступает в полосу тяжелых испытаний. Огромные стихийные бедствия на несколько десятилетий подрывают ее экономику, а долгая война завершает их дело. Однако, несмотря на все эти достоинства, народ не благосклонен к царю. Он является представителем типичного самодержавия, которое складывалось на территории Киевской Руси еще начиная со времен Ивана III.

Борис Годунов продолжает курс, который был взят Иваном VI, - вся государственная власть была сосредоточена в руках правителя. Он также борется с боярством, и в своей борьбе старается опереться на служилое дворянство. По отношению к народу он также идет по тому пути, которого придерживались его предшественники, считая, что сдержать его можно, только применяя «неусыпную строгость».

Отношение к крестьянам

Образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина нельзя назвать полностью положительным, ведь он продолжает политику дальнейшего закабаления бедных крестьян, и даже хочет полностью отменить Юрьев день - возможность каждого крепостного в один из дней переходить от власти одного помещика к другому. Тем самым Годунов хочет окончательно закрепить за помещиками власть над крепостными. И такая политика сначала способствует нарастанию недоверия, а затем и враждебному отношению к царю народа.

Расплата за зло

Однако образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина раскрывает перед читателем вовсе не того правителя, который взошел на престол согласно правилам законного наследования. Борис Годунов стал царем в результате преступления. Некоторые писатели тех времен свидетельствуют о том, что в XVII веке Годунова считали убийцей настоящего царевича, сына Ивана VI. С этим же мнением согласен и историк Карамзин.

Трагедию Бориса Годунова он рассматривает как закономерное наказание, постигшее его за совершенные грехи. В анализе образа Бориса Годунова в трагедии Пушкина следует упомянуть тот факт, что убийство царевича действительно приносит главному герою душевные страдания, однако оно не является основной причиной его трагически сложившейся судьбы. Ведь гибель его вызвана прежде всего причинами социальными.

На путь борьбы с царем выступило боярство, казаки, шляхта, но самое главное - сам народ. Он отвернулся от царя именно по той причине, что увидел в нем самого настоящего деспота - именно так можно описать кратко образ Бориса Годунова. Основной причиной смерти Годунова является народ. Именно он является и решающей силой всей истории. В нем он видит прежде всего преступника, детоубийцу.

Там, где совершено преступление, там и зло

Для того чтобы описать образ самозванца в трагедии «Борис Годунов», Пушкин использует специальную лексику. «Злодеяние», «зло» - именно слова с таким корнем постоянно стоят в трагедии рядом со словами «ужас», «ужасный». Поэт стремится подчеркнуть, что там, где совершено преступление, всегда царит ужас и отчаяние. Когда Борис Годунов только вступает на престол, бояре удивляются, насколько искусно он играет роль непричастного к преступлению, которое имело место в Угличе. Впоследствии Шуйский будет убежден и в том, что даже отказ Годунова от престола является не более чем притворством. Еще более утонченной становится игра Годунова в тот момент, когда он впервые оказывается перед своими приближенными. В его словах слышится страдание, крик души.

Именно страдающим, мучимым постоянными угрызениями совести предстает перед нами образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина. Краткое содержание произведения таково. Борис Годунов отказывается от престола, так как Шуйский обвиняет его в том, что именно он убил царевича. Однако Годунов вынужден подчиниться народной воле, и становится царем. Далее читатель знакомится с беседой Пимена и Григория, они говорят о том, что на престоле сейчас детоубийца. Григорий сбегает из монастыря в столицу, надеясь стать правителем.

Правление Годунова длится в течение шести лет, однако он понимает, что народ не любит его. Наконец приходит весть о самозванце. На литовской границе появляется войско. Поначалу побеждает самозванец, но потом Годунов. Вскоре после этого Годунов погибает. Руководство войском берет на себя Басманов. Он выносит предложение, чтобы царем стал законный Дмитрий. Род Годуновых оказывается проклят. Один из бояр, Мосальский, сообщает о том, что вся семья Годуновых отравилась. Боярин также обращается и к народу, чтобы он приветствовал царя. Но народ остается безмолвным.