Публикация педагога на тему "Консультирование родителей детей с ОВЗ". Особенности консультирования родителей, имеющих детей с овз Схема консультирования семьи воспитывающей ребенка с овз

Консультирование родителей детей с ОВЗ

На разных этапах развития общества менялись социальные ожидания и предписания к роли родителей в воспитании и развитии детей. В истории можно найти немало примеров жестокого обращения с детьми. Но, тем не менее, человечество пришло к пониманию необходимости специальной подготовки родителей к воспитанию детей. Развернутое научное и практическое обоснование подобные мысли получили в трудах великих педагогов и мыслителей.

В XVII веке в Европе получили широкое распространение идеи Я.А.Коменского, который в своей книге «Материнская школа» описал основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, что должно было помочь родителям правильно формировать личность ребенка. Появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом к идее о необходимости подготовки родителей к выполнению воспитательных функций.

И.Г.Песталоцци связывал уровень педагогической культуры родителей с эффективностью процесса воспитания в семье. Час рождения ребенка, считал он, должен стать первым шагом его воспитания. Но для такого труда мать нуждается в «образовании» и «умении». Без материнской помощи «нежный росток» заглушат сорняки, а искалеченное ими растение не поднимется до свободного и могучего роста, до которого его может поднять разумная любовь образованной матери. Однако если мать выполняет «беспорядочно» желания ребенка, он привыкает подчинять ее волю своей. Так возникает непослушание и упрямство, как следствие низкого уровня родительской культуры матери.

Образование родителей выполняет функции помощи, поддержки, защиты детей и родителей. Оно обеспечивает грамотность решения тех или иных проблем, инициирует ответственность человека за своих детей и свободу педагогического выбора.

Педагогическая культура служит основой воспитательной деятельности родителей. Таким образом, цель повышения уровня педагогической культуры родителей - позитивные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и самореализации родителей.

В.В. Чечет, под педагогической культурой родителей понимает педагогическую подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные положительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. По его мнению, это составная часть общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родителей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной семейной педагогики.

Данное определение позволяет выделить следующие основные компоненты педагогической культуры родителей :

Педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;

Практические умения родителей по воспитанию детей;

Умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений.

Анализ проблем родителей, которые воспитывают детей с ОВЗ, показал, что их условно можно разделить на три группы:

1) неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

2) недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методов воспитательного воздействия;

3) недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований к ребенку.

На наш взгляд, для решения этих проблем может быть использовано социально-педагогическое консультирование родителей, а именно: социально-педагогическое консультирование как средство повышения уровня педагогической культуры родителей детей с ОВЗ.

Исходя из вышеперечисленных проблем, определяются задачи работы педагога с родителями:

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Основная задача педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность родителей, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Работа педагога с родителями осуществляется с коллективом родителей и индивидуально.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучает новому поведению, способствует развитию личности.

Социально - педагогическое консультирование родителей может быть двух типов:

Методическое (все, что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования и т.д.);

Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

При проведении консультирование в малых группах основным методом работы является беседа. Коллективная форма консультирования - это работа с проблемой путем обсуждения.

На основании нашей работы с родителями была разработана п рограмма тематических консультаций для родителей детей с ОВЗ.

Цель программы - повышение педагогической культуры родителей; ослабление психической напряженности в отношениях детей и родителей.

Задачи программы:

    Способствовать осознанию родителей необходимости развития психолого-педагогической культуры.

    Способствовать повышению степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения.

    Расширение навыков диалогического общения.

    Отработка новых способов и приемов поведения.

    Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.

    Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.

    Расширение сферы психологических знаний о развитии детей старшего дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.

Анастасия Сашинская
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение семей , .

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья остается актуальной на протяжении многих лет. Педагогами и психологами внедряются новые формы и методы работы с данной категорией лиц. Не остались в стороне от проблем семей , воспитывающих детей-инвалидов , и специалисты «Центра психолого -педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» . Уже в течение трех лет здесь функционирует консультативно-методический центр для родителей детей-инвалидов «Парус» .

На начальных этапах приоритетным направлением работы было педагогическое сопровождение семьи с ребенком-инвалидом раннего возраста. Для детей проводились индивидуальные и групповые коррекционные занятия, праздники, развлечения, организовывались экскурсии и выставки детско-родительского творчества. Однако проведенное нами анкетирование родителей показало, что данных направлений недостаточно. В анкетировании участвовали семьи, обратившиеся на ПМПК в 2010 году. Всего было опрошено 128 семей , воспитывающих детей-инвалидов , раннего и дошкольного возраста. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются подобные семьи.

Слабую налаженность инфраструктуры отмечают 27% опрошенных семей . Прежде всего, это касается инвалидов-колясочников. Причем чем старше ребенок – тем сложнее становится его транспортировка.

84% опрошенных отмечают неготовность дошкольных учреждений к инклюзивному образованию. Как правило, это касается детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, выраженными интеллектуальными отклонениями (особенно в сочетании с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

Недостаточное количество специализированных учреждений отмечают 76% опрошенных семей . В своем большинстве это удаленные от центра районы.

– 65% родителей не готовы отдать ребенка-дошкольника в специализированное учреждение интернатного типа, т. к. оно находится далеко от места проживания семьи

Неготовность социума к принятию ребенка-инвалида отмечают 34% опрошенных. Прежде всего, это касается умственно отсталых детей , детей с генетическими заболеваниями, тяжелыми формами ДЦП и сочетанными нарушениями

– 89% опрошенных отмечают озлобленность, трудности саморегуляции, периоды ярко выраженной депрессии и другие формы деформации личности родителей, которые сказываются взаимоотношениях между членами семьи

Низкий уровень компетентности родителей. 60% родителей считает, что им не хватает педагогических, медицинских и/или юридических знаний

49% родителей отмечает, что в удаленных от центра районах сложно получить специализированную помощь логопеда, дефектолога и психолога

Таким образом, мы видим, что семья, воспитывающая ребенка-инвалида , находится в своеобразном замкнутом круге. Конечно, мы не можем решить все перечисленные проблемы. Однако мы можем помочь родителям вырваться из этого круга, уменьшить остроту проблем, способствовать социализации семьи ребенка-инвалида в обществе. В этом заключается основная цель организации консультативно-методического центра «Парус» .

Достижение данной цели осуществляется через повышение психолого -педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ , ознакомление с оптимальными способами взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений; коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций, развитие коммуникативного поведения и обучение навыкам саморегуляции родителей детей-инвалидов .

В настоящее время консультативно-методический центр оказывает помощь семьям, воспитывающим детей -инвалидов от 0 до 18 лет. Среди основных направлений работы можно выделить психологическую поддержку семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Оба направления представлены индивидуальными и групповыми формами работы. Рассмотрим некоторые из них.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми. Могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые занятия проводятся еженедельно малыми группами (по 3-4 человека) . Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов . Занятия проводят одновременно два специалиста – учитель-логопед и учитель-дефектолог. Развивающий материал занятия строго дозирован и индивидуален для детей конкретной группы . Обязательное условие – присутствие и помощь родителей, т. к. данная форма работы позволяет наглядно продемонстрировать родителям тонкости коррекционной работы с детьми, обучить приемам активизации ребенка-инвалида в домашних условиях.

Информационно-практические занятия с элементами тренинга направлены на активизацию родителей в вопросах воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Планирование осуществляется по результатам анкетирования родителей в начале учебного года. Занятия с родителями проводятся специалистами Центральной ПМПК один раз в месяц. Каждое информационно-практическое занятие включает в себя следующие этапы :

Установка на занятие – участники группы под руководством педагога-психолога приветствуют друг друга, настраиваются на дальнейшую работу.

Теоретическая часть – вместе с приглашенным специалистом идет обсуждение определенной проблемы в вопросах взаимодействия с детьми с ОВЗ, их воспитания и обучения .

Практическая часть – в ситуации взаимодействия «ребенок-взрослый» отрабатываются некоторые практические приемы коррекции и развития детей с ОВЗ с учетом темы занятия.

Подведение итогов занятия – рефлексия собственных впечатлений.

Кроме того, родители детей -инвалидов могут получить индивидуальную квалифицированную консультацию у специалистов Центра «Детство» :

Учитель-логопед оценивает уровень развития речи у ребенка, консультирует родителей об индивидуальных особенностях его речевого развития, продумывает систему коррекционной работы.

Учитель-дефектолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций у ребенка , обучает родителей оптимальным способам развития когнитивной сферы, проводит коррекцию познавательной активности ребенка.

Педагог-психолог изучает индивидуально-личностные особенности развития ребенка, консультирует родителей по вопросам воспитания и взаимодействия в системе «родитель-ребенок» , определяет основные направления психологической помощи .

Невролог, детский психиатр оценивают наличие у ребенка неврологических, психических , интеллектуальных нарушений, их влияние на имеющиеся у него проблемы в развитии, при необходимости назначают дополнительное обследование и лечение.

Выставки детско-родительского творчества. Совместное творчество детей и родителей способствует не только развитию творческих способностей у детей , но и сплачивает семью. В Центре «Детство» регулярно оформляется стенд «Радуга» , где выставляются тематические работы детей и родителей .

Способствуют сплочению детей и родителей и совместные праздники, развлечения, экскурсии. Кроме того общение родителей друг с другом в неформальной обстановке позволяет им обмениваться опытом семейного воспитания , не замыкаться в проблеме детской инвалидности. В последнее время широкое распространение принимает такая форма взаимодействия с семьей, как домашнее визитирование. Специалисты лаборатории ранней помощи посещают семьи с детьми инвалидами, в домашней обстановке обсуждает с родителями потребности ребенка. Играя с малышом, они определяют зону его ближайшего развития и составляют коррекционно-развивающую программу на ближайшее время. Специалисты дают рекомендации по поводу того, как лучше организовать игровое пространство, как встроить процесс обучения тем или иным навыкам в повседневную жизнь.

Сопровождение семей с детьми-инвалидами можно условно разделить на 3 этапа : поддержка, обучение и консультирование. Как мы видим наибольший объем работы выпадает на период раннего и младшего дошкольного возраста.

- Психолого -педагогическая поддержка семьи подразумевает определение структуры дефекта, обозначение основных направлений коррекционной работы, психологическую подготовку родителей к принятию инвалидности ребенка. Как правило, это происходит в первые годы жизни ребенка.

Обучение родителей оптимальным способам взаимодействия с детьми и улучшения детско-родительских отношений формирует адекватное восприятие проблемы детской инвалидности. В большинстве случаев это семьи с ребенком-инвалидом дошкольного возраста.

Этап консультирования является завершающим этапом в системе сопровождения семей , воспитывающих детей-инвалидов . Как правило, это семьи, где дети достигли школьного возраста, для которых определен дальнейший образовательный маршрут.

Таким образом, подобная организация системы сопровождения позволяет дозировать психолого -педагогическую помощь с учетом актуальных проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида . Опыт практической работы свидетельствует о формировании положительных установок в сознании родителей, гармонизации взаимоотношений между матерью и ребенком, оптимизации социальных контактов семей , воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.

Возможностями, сталкивается с тем, что традиционные позитивные семейные ценности оказывается трудно реализовать. Именно эти ограничения становятся предметом обсуждения на первых стадиях консультирования. Этот этап работы с семьей зарубежные коллеги часто называют инсталляцией надежды. Ниже приведен перечень основных стереотипов родителей, на которые может натолкнуться специалист в ходе семейной терапии и обсуждении вопросов подготовки к семейной жизни.

Дети вырастают и покидают дом, давая тем самым родителям свободу – Многие дети с тем или иным видом инвалидности, наоборот, скорее всего, будут нуждаться в усилении заботы и внимания. Некоторые из них не смогут быть достаточно сильными для того, чтобы покинуть родителей и стать самостоятельными. Прямым следствием такой установки становится сопротивление родителей вмешательству со стороны специалистов.

Дети – лучшее вложение в обеспечение будущего. Для многих родителей характерно «экономическое» отношение к собственным детям. Само по себе это отношение обладает рядом изъянов, но инвалидность, как и любая другая серьезная болезнь, заставляет серьезно пересмотреть планы на будущее. Однако убежденность в том, что дети – лучший банковский вклад, остается на уровне общего отношения и даже обостряется. Многое из запланированного ранее (до рождения ребенка или получения им травмы) может стать недоступным. В этой ситуации родители могут повести себя двояко: они могут отказаться видеть объективные ограничения, связанные с инвалидностью ребенка, или, наоборот, и семья, и ребенок приучаются жить, не загадывая далеко на будущее. В любом случае , именно эта установка провоцирует внутреннюю неприязнь к ребенку - носителю болезни.

Родители так привязаны к своим детям, что чувствуют все переживания их ребенка. В семьях, где ребенок имеет инвалидность, родители должны находить баланс между тем, чтобы быть всецело преданным своему ребенку, и дать ему (и себе) необходимый опыт независимой друг от друга жизни. Также нельзя забывать, что в этой ситуации сепарация может быть воспринята ребенком как отказ от него в самые трудные минуты его жизни.

Социальные службы и специалисты не могут помочь, если речь идет о ситуации инвалидности («Если это нельзя полностью исправить, зачем нужна помощь?»). Многие родители, когда сталкиваются с проблемой, полностью изменяющей их прежнюю жизнь, отказываются от помощи, считая, что в такой ситуации ни они, ни другие не могут помочь и изменить стуацию к лучшему.

Когда ребенок болен, родители должны пожертвовать собой. Родители способны на бессмысленные жесты, например, уйти с работы, чтобы больше времени посвящать ребенку. В случае обострения болезни или усиления признаков инвалидности родители «наказывают» себя, запрещая обычные семейные радости.

Моего ребенка никто не будет любить, скорее всего, люди будут относиться к нему с брезгливой жалостью. Эта установка мешает родителям включиться в активное взаимодействие со средой и даже собственными членами семьи. Например, мать отгораживает себя от всех других членов семьи, подчеркивая неспособность других любить ребенка так, как его любит она. Понимание того, что люди могут любить и выказывать симпатию, поддержку и принятие по-разному, чаще всего отсутствует, также как и понимание того, что ребенок нуждается в разных «любовях» со стороны членов семьи. Консультант может обратить внимание на чувства других членов семьи: «А как ваш муж (старший сын) справляется с этой ситуацией ?», «Что могло бы помочь им справиться с этой ситуацией?».

На втором этапе консультирования специалисту, скорее всего, придется включиться в дискуссию с родителями на тему «Как говорить о дефекте ребенка в семье?» Для многих семей характерно табуирование обсуждения дефекта и его возможных последствий. Чтобы начать такой разговор, консультант может спросить: «Как вы справляетесь с тем, что ребенок может (не получить образования, не найти спутника жизни, умереть, пережить рецидив болезни и т.д.)?», «Что помогает Вам справиться?». Если родители выказывают страх в отношении обсуждения с ребенком его особенностей, можно спросить их: «Как вы думаете, когда ребенок будет готов к обсуждению проблем, связанных с его инвалидностью?». Скорее всего, родители определят некий отдаленный возраст. «Что поможет вам понять, что он уже достаточно взрослый для таких разговоров?». Обычно родители указывают на то, что ребенок начинает задавать вопросы. «А если он начнет задавать вопросы раньше?», «Ждете ли вы, когда ребенок спросит о чем-то, или можете сами начать разговор?». Основным доводом со стороны родителей становится страх расстроить ребенка: «Я боюсь сделать ему больно». Консультант вправе заметить, что ребенок может оказаться более расстроенным в ситуации, когда он не будет знать, что с ним происходит, и каковы его ограничения. Для позитивной дискуссии консультант может использовать следующие вопросы:

«Что дает вам уверенность думать, что ребенок не думает о своей инвалидности?»;

«Как вы думаете, что изменится в лучшую сторону , если все члены семьи будут знать особенности дефекта и его повседневные проявления?»;

«Как вы думаете, кому станет легче всего, если с темы инвалидности будет снято табу?».

Психопросвещение как метод работы с семьей

Обучение членов семьи знаниям относительно особенностей ребенка и приемам помощи основывается на обобщении данных, полученных в ходе предыдущих этапов работы. Теоретическая информационная часть материала должна иллюстрироваться теми фактами, которые специалист выявил на стадии оценки. Чтобы психопросвещение не стало формальностью, специалист может использовать библиотерапию и терапию посредством просмотра художественных фильмов.

В фокусе внимания психопросвещения чаще всего оказывается чувство вины родителей, со-зависимость и упреки со стороны членов семьи друг другу. Психопросвещение в первую очередь направлено на формирование рефлексии родителей относительно природы своих деструктивных чувств. Важно дать родителям почувствовать, что они не только реципиенты помощи, но и активные участники процесса расширения ресурсной базы. Возможно, члены семьи сумеют перераспределить нагрузку, связанную с уходом и воспитанием ребенка, найти пути вовлечения всех членов семьи в воспитание ребенка. В центре внимания должна находиться эмоциональная жизнь каждого из членов семьи. Ниже предложено две методики оздоровления эмоциональной жизни семьи.

Кресло идентичности


Тема: «Консультирование родителей детей с ограниченными

возможностями здоровья»
Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Консультирование родителей детей с ОВЗ».
М/ф «Вы имеете право на особую заботу».
Каждый ребенок имеет право на особую заботу. Но есть дети, которые чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, не позволяющими им полноценно жить в обществе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Для погружения в проблему заявленной темы, прошу принять участие в
игре «Белая ворона».
Ход: Просим педагогов встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки (образуются группы, а с белой прищепкой – один). Обсуждение: Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство? Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему? Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе, ждут понимания и безусловного принятие их проблем. Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка их родителей. Одной из основных форм работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ в детском саду является индивидуальное консультирование. Рождение ребенка с отклонениями в развитии нарушает весь привычный ритм жизни семьи. В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско- родительских отношений. Это и является основной целью консультационной работы с родителями детей ОВЗ. Ведущие принципы консультирования: - доброжелательность и без оценочное отношение к клиенту, помощь и понимание; (умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять) - проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами; (должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
Родители не должны подстраиваться под психолога, наоборот психолог принимает жизненные правила родителя. (Например, занятость родителей, национальные традиции, семейные традиции и другое). - конфиденциальность (анонимность); - включенность клиента в процесс консультирования. (Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.) Чтобы это принципы эффективно работали, необходимо учитывать: Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья является психологической травмой - стрессовым событием высокой интенсивности. И как любое явление имеет этапы течения. Важно помочь пройти эти этапы, в результате принять ситуацию и жить с этим опытом. Если этапы не пройдены, постоянное нервное напряжение переходит в невроз или психосоматику. Рассмотрим эти этапы.
5 этапов переживания психологической травмы

1. Этап отрицания
Столкнувшись с чем-то, чего раньше с нами не происходило, мы не сразу понимаем, что это такое и как с ним быть. Другими словами психотравмирующая ситуация - вызывает реакцию - замирание. Проходит какое-то время, ситуация связанная с горем никуда не делась, не испарилась, не пропала и все еще есть. Она потихоньку становится реальностью. И тогда, доходя полноценно до нашего сознания, психотравмирующая ситуация переходит в следующий этап.
2. Этап агрессии, злости, гнева
«Почему так произошло. Я ненавижу мир, в котором так больно. Я ненавижу виновника этой ситуации, мне больно, подобного я не заслуживаю…», - такие и подобные мысли возникают. Агрессия - маркер потери ценности, маркер боли, Злость помогает уменьшить аффект, накопившийся внутри. С помощью злости этот аффект уменьшается. 3.
Этап – торг
, последний рубеж перед принятием реальности Когда происходит что-то сложно переносимое для нашего внутреннего мира, мы все обращаемся к какой-то вере, идее справедливости. «Я сделаю то-то и тогда….» Последняя детская вера в чудо…. Но чудеса бывают редко и точно не меняют реальность волшебным образом.
4. Этап горя
После всех отрицаний, злости, и попыток договориться с миром как в детстве, приходит полное осознание. Ситуация уже свершилась. Есть, как есть. Чуда не будет. Все.
Это осознание падает как камень сверху, прибивая нас к земле острой психической болью. И тогда идет настоящий процесс оплакивания утраченной ценности. Приходит неизбежное понимание что, так как было или «должно» быть, не будет. Будет как-то иначе. Этот этап самый главный. Он символизирует прощание с прошлым и постепенное принятие нового, где все будет по - новому.
5. Этап принятия
Интенсивность боли постепенно снижается и у человека появляется возможность пробовать жить, уже с изменившейся историей жизни. Наступает облегчение.
Сложность наступает, когда на каком-то этапе происходит застревание
, во многом это зависит от индивидуальных особенностей родителя.
Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с

ОВЗ
Многие специалисты в области педагогики и психологии изучали особенности семьи, в которой воспитывается ребенок с особыми потребностями. В такой семье горе - не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. В. В. Ткачева выделила три типа родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. авторитарный тип № трудности Активная жизненная позиция, руководствуется своими собственными убеждениями, а не рекомендациями специалистов. Свойственно стремление преодолевать проблемы, направляют свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своем пути и уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Создают родительские ассоциации и общества. Упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка. 1 - неумение сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивность собственных поступков, склонность к ссорам и скандалам; 1 2 -противопоставление себя социальной среде (специалистам, педагогам, администрации, родственникам, якобы не принявшим их ребенка; 1 3 - в отношениях с ребенком могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем; 6 - неприятие индивидуальности ребенка в целом, отказу замечать особенности в развитии ребенка; 8 - выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям, неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка; 1 4 - настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки, что не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка. невротический тип трудности Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и 9 - большие трудности в принятии проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению; 2 - не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не болезни, а их собственной бездеятельности;
в отказе от решения проблем. У части таких родителей постоянно сохраняется тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Чрезмерно фиксируются на отсутствии выхода из создавшегося положения. Оправдывают собственную бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников. Следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Жизнь воспринимается ими как загубленная рождением в семье аномального малыша, а будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное. 3 - стремятся оградить ребенка от всех возможных проблем, и даже от тех из них, которые он может решить собственными силами; 4 - удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего; 1 0 - стремятся скрыть дефект ребенка и выдать желаемые результаты развития за действительные; 11 - гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. психосоматический тип трудности Эти родители эмоционально более лабильны. Им свойственны частые смены полярных настроений. Отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. В большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. 7 - проблема ребенка переживается ими изнутри; 5 - стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка»; 1 5 - зачастую сами становятся специалистами для собственного ребенка, активно включаясь в его жизнь: повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребенка. Представленная типология личности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет определить выбор средств, направленных на оказание семьям психолого–педагогической помощи. стадии принятия авторитарный тип невротический тип психосоматический тип 1.Отрицание Если застревание на этой стадии, очень трудно перейти на другую стадию. (Совместная диагностика; веские аргументы; перспективы ребенка, если не прилагать усилия; совет очень авторитетного специалиста). Чаще всего застревание на этой стадии. Не желание признавать трудности, из-за не способности их преодолевать. (Возможно, с согласия родителя, привлечение других членов семьи, близких для активизации родителя). Обычно адекватно воспринимает аргументированную информацию и переходи на следующую стадию. и переходи на следующую стадию. 2.Гнев В большинстве случаев легкая переориентация с «кто виноват» на «что делать». быстрый переход в следующую стадию. Застревание на этой стадии из-за склонности винить себя и замкнутости. 3.Торг Застревание на этой стадии чаще всего, не может перейти на следующую стадию, так как не позволяет себе горевать, плакать, показывать свою слабость. быстрый переход в следующую стадию. Чаще переход в следующую стадию не затруднен 4.Горе Если удается перейти на эту стадию, то легко переходит на следующую. Застревание на этой стадии из-за неумения видеть перспективу Застревание на этой стадии из-за перенаправления проблемы на себя 5.Принятие Принятие может и не произойти
Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, разрешаются в результате изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка и принятии ситуации.
Техника «Активное слушание»
- зрительный контакт (не постоянный) - реагирование мимикой и телом, использовать «подстройки»(аналогичная поза) - дословно повторить собеседника - выразить понимание - подытоживание основных мыслей собеседника, которые можно начать с фраз: - Я Вас правильно поняла,… - Я правильно услышал,… - Вы считаете, что…. Зачем: Думаю одно, говорю другое, слышат треть, воспринимают четвертое! Родители с первой минуты общения, как правило, находятся в некотором напряжении. Поэтому ободряющее приветствие психолога, позитивная тональность беседы и прием «маленького разговора» (о погоде, природе и др.) позволяют снять напряженность.
Техника «Идеальный ребенок»
Направлена на принятие ребенка и на поиск ресурсов. Родителям предлагается составить психологический портрет идеального ребенка. На лист бумаги вписываются качества идеального ребенка. Идеальный ребенок (качества) Какие чувства вы испытываете, если ребенок не такой? Сколько % этого качества у ребенка с нарушением Ресурс добрый беспокойство 70%
+
отзывчивый горечь 40% умный досада 90%
+
веселый злость 70%
+
счастливый негодование 40% общительный разочарование 80%
+
успешный возмущение 30% красивый взволнованность 40% внимательный ожесточение 20% жизнерадостный обида 70%
+
послушный бессилие 15% уравновешенный бешенство 10% любознательный гнев 50% ответственный ожесточение 20% открытый и т.д. обида 90%
+

Затем анализируется, какие чувства испытываете родитель, если ребёнок не такой? Например: беспокойство, беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущение, гнев, горечь, досада, жалость, злость, недовольство, негодование, ненависть, неприязнь, нетерпение, обида, ожесточение, раздражение, разочарование, ярость и др. Анализ испытываемых чувств поможет, во-первых, снять эмоциональное напряжение осознанием испытываемых эмоций. Во-вторых, поможет адекватно выражать испытываемые чувства. Следует проанализировать, почему именно эти качества представляют для родителя представяют ценность? Почему ими должен обладать идеальный ребенок? Что должен сделать ребенок для того, чтобы соответствовать идеалу? По ходу обсуждения уточнениям: Действительно ли у ребенка, отсутствует это качество? Оно отсутствует полностью или просто не развито? Попытайтесь ответить на вопрос: на сколько процентов это качество развито в ребенке в данный момент? Подобные уточнения обращают внимание родителя на целый ряд важных психологических факторов: ребенок в потенциале имеет задатки идеала, несмотря на его особенности. Выявив, что ребенок имеет положительную динамику развития, формируем оптимизм по отношению к ребенку. Обращаем внимание родителя на тот факт, что ребенку вовсе не обязательно соответствовать всем перечисленным качествам, чтобы быть идеальным. Идеалов не существует. И ваш ребенок не исключение. Зато определенно имеет место уникальность ребенка, его неповторимый психологический портрет, который не становится менее ценным из-за отсутствия или несоответствия в этом портрете идеальных качеств, ожидаемых от него. Идеал ребенка - это всего лишь его идеал. Далее предлагается во второй колонке напротив каждого идеального качества проставить процент выраженности этого качества у ребенка. Данная техника позволяет родителю пересмотреть уровень восприятия ребенка, обнаружить в нем задатки «идеала» и наметить пути развития в нем этих идеальных качеств. Те качества, которые у ребенка отмечены как присутствующие более чем на 50% будут служить ресурсом.
Техника «Школьных оценок»
Работа с ожиданиями 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Худший вариант развития событий – о, самый лучший – 10.Поставьте на шкале метку, где сейчас ваша проблема. Визуализация помогает оценить ситуацию, реальность её разрешения. И решить, что надо делать, чтобы изменить ситуацию. Позволяет сравнить не с кем-то, а с самим собой.
Техника «Терапия успехами»

Делим лист на две половинки и предлагаем в первой половинке вспомнить начало учебного года, что умел (домашние дела, самообслуживание, умения на занятиях, в общении и т.д.) Вторая часть – как сейчас. Позволяет сравнить ребенка не с кем-то, а с самим собой. И увидеть прогресс.
Техника «Родительское сочинение»
О.А. Карабанова Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и историю развития ребенка, получить описание проблем развития ребенка «глазами родителя. Базовыми темы: «Мой ребенок» и «Я как родитель». Для уточнения истории развития ребенка тема «История жизни моего ребенка»; для анализа родительской позиции - тема «История моего материнства (отцовства)»; для выявления ценностно-смысловых установок и целей воспитания «Каким я хочу воспитать моего ребенка». Тема сочинения задается в открытой форме, без конкретизации содержания. Время написания сочинения не ограничивается. При интерпретации сочинения учитываются 3 группы параметров: 1) поведение родителя в процессе выполнения задания; 2) формальные показатели; 3) содержательные показатели. 1) - особенности принятия задания (отказы, повторяющиеся вопросы о содержании сочинения); пробы, переписывания, наличие черновиков сочинения; эмоциональное отношение к заданию; речевой комментарий; время выполнения задания. 2) - объем сочинения; форма, язык и стиль повествования (доля проблем воспитания в общем тексте сочинения, эпиграфы, форма письма к собеседнику, «канцелярская» форма); подчеркивания в тексте с выделением главного; рисунки в тексте; структурирование пространства листа (поля, линейки, «красная строка» и пр.). 3) - соответствие сочинения заданной теме; соотношение 3 планов сочинения - «ребенок», «родитель», «наши отношения»; использование в сочинении имени ребенка; описание истории развития ребенка, его индивидуально- личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений ребенка с членами семьи; оценка ребенка в прямой и косвенной форме - позитивная, негативная, амбивалентная; отношение автора к ребенку; описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности. Заключение составляется в соответствии со схемой: 1) характеристика эмоциональных отношений в семье; 2) история развития ребенка и психологические особенности ребенка; 3) родитель как воспитатель; 4) определение ресурсов оказания психологической помощи семье.
Интерпретация родительских сочинений
Для интерпретации родительских сочинений необходимо обратить внимание на следующие содержательные показатели:
- соответствие сочинения заданной теме (ход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка) - соотношение трех планов сочинения ("Ребенок", "Родитель", "Наши отношения")(баланс в соответствии с заданной темой) - упоминание имени ребенка (Ласкательные прозвища типа "мое маленькое солнышко", "мой котенок" и прочие могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изучения фактов потворствования. Достаточно частое использование выражений "мой сын", "моя дочь" может быть интерпретировано как показатель фиксации автора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, излишне частая замена имени ребенка личным местоимением "он" ("она") в сочинении делает необходимым проведение специально го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем). - описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоотношений с автором сочинения и другими членами семьи (Временные планы в сочинении (ретроспективный, перспективный, план на стоящего), описание основных жизненных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози ции. Эмоциональный тон описания прошлого и настоящего устанавливает ха рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных кон фликтов. Пессимизм в восприятии настоящего - как проявление стресса, депрессии). - оценка ребенка (Баланс положительных и отрицатель ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре бенка. "Наклеивание ярлыков", однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Сравнительная оценка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитательных воздействий на его поведение). - описание системы семейного воспитания (значимым является не только то, как оценивается воспитательная система, но и то, что именно подлежит оценке - ценности воспитания, цели или методы воздействия на ребенка).
Составление заключения по результатам методики
Заключение по методике родительского сочинения "Мой ребенок" составляется по следующей схеме. I. Характер эмоциональных отношений в семье, особенности об щения и взаимодействия. 1.Отношение родителя к ребенку (безусловное принятие, ус ловное принятие, индифферентное отношение, амбивалентное от ношение, скрытое и явное отвержение).
2.Особенности отношения ребенка к родителю и другим чле нам семьи (родительский образ отношений, его соответствие объективной картине). 3.Степень эмоциональной дифференцированности и вовлечен ности родителя в процесс воспитания ребенка. 4.Симметричность эмоциональных отношений, наличие эмо ционального «перекоса», невзаимности, коалиций в семье. 5.Особенности взаимоотношений родителя с остальными членами семьи. 6.Ролевая структура семьи, лидерство. Тип общения и взаимо действия (сотрудничество, содружество, конфликтность, конфронтация, антагонизм). II. Психологические особенности ребенка. 1.История развития ребенка, основные анамнестические дан ные. Перспектива развития, долгосрочный и краткосрочный про гноз развития ребенка (глазами родителя). 2.Основные индивидуально-личностные качества ребенка. 3.Предпочтения и интересы ребенка. 4.Круг общения, характер взаимоотношений (в семье и вне семьи). 5.Проблемы и трудности развития ребенка (содержание, сте пень выраженности, обстоятельства и время возникновения, зоны конфликтности, реальность проблем, попытки разрешения про блем и их эффективность, на кого возлагается ответственность за возникновение проблем). III. Родитель как воспитатель. 1.Ценности и цели воспитания, декларируемые и реальные, степень их совпадения. 2.Тип семейного воспитания. Характер требований к ребенку, их количество, содержание, форма предъявления, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Способ контроля. Система поощрений и наказаний. Роль второго родите ля в воспитании ребенка. Противоречивость (гармоничность) системы семейного воспитания. 3.Особенности родительской позиции. Степень рефлексивно сти, адекватности образа ребенка, прогностичность, динамич ность. Феномены мистификации, делегирования. 4.Оценка ребенка и особенности осознания родителем сво его отношения к личности ребенка. 5.Оценка эффективности системы воспитания. 6.Влияние прародительской семьи на тип семейного воспитания нуклеарной семьи. 7.Личностные особенности родителя. Наличие неразрешенных проблем, состояния фрустрации, социальной тревожности и прочее. 8.Запрос к консультанту и психологическая готовность к сотрудничеству в процессе консультирования. Готовность к саморазвитию. 9.Рекомендации в отношении проведения дополнительного диагностического обследования, программы профилактической и коррекционной работы с семьей. Определение ресурсов оказания психологической помощи семье. В целом, можно говорить, что системная и целенаправленная консультативная работа с родителями детей с ОВЗ способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско-
родительских отношений.
Рефлексивный светофор
Дорогие коллеги перед вами светофор и подготовлены нитки, для изготовления человечка. Если изложенный материал вы считаете для себя полезным, готовы взять его себе на вооружение и использовать в своей работе, поместите своего человечка на зеленый цвет светофора. Если полученной информации было для вас не достаточно и вы хотели бы вновь вернуться к этой теме, поместите своего человечка на желтый цвет светофора. Если полученной информации было для вас была не нужной или не понятной, поместите своего человечка на красный цвет светофора. Список используемых источников 1. Карабанова О.А. и др. Психологический подход в консультировании. – М., 2007 2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.,2008 3. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии // Дефектология, 2003 – №6 4. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М., 2014 5. Хабарова И.В. Консультирование родителей детей с ОВЗ. – Красноярск, 2013

ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ - значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Таким образом, в силу особенного положения детей-инвалидов в обществе, их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер.

Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, указывают на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.

Важное место в работе с семьей, имеющего ребенка-инвалида, занимает консультирование. Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Технология консультирования в социальной работе – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на организованное специалистом по социальной работе общение с клиентом в связи с его трудной жизненной ситуацией.

Принципы консультирования.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Ориентация на нормы и ценности клиента (относиться к психологическому консультированию и подразумевает, что психолог-консультант во время работы должен ориентироваться не на специально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент).

Запрет давать советы, уважение права на самостоятельное принятие решения.

Анонимность (любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям).

Разграничение личных и профессиональных отношений (не переходить с клиентами на дружеские отношения и не оказывать профессиональную помощь друзьям и ближайшим родственникам).

Включенность клиента в процесс консультирования (следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно).

Эффективность консультативной работы с родителями, воспитывающими ребенка-инвалида, определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи, а также мотивации родителей. Одна из самых продуктивных форм работы с подобными семьями – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов.

1 этап – первый контакт с семьей. Знакомство, ориентировка в структуре социально-бытовой ситуации семьи, формулировка проблемы.

2 этап – обсуждение проблемы семьи, «аккумулирование» и анализ полученной от родителей информации.

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

3 этап – выдача информации консультантом.

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение.

4 этап – заключительная беседа – совместное нахождение решений выхода из проблемной ситуации; вероятностный прогноз дальнейшего развития семейных отношений.

Консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность.

АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ – система и процесс формирования отсутствующих способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досуго-игровой и иной деятельности.

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Основными компонентами абилитации инвалидов являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация.


22. Социальная защита, помощь и поддержка, предоставление социальных услуг бездомным.

Согласно указу Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел возлагается: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; их задержание; доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных.

Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных цен­тров и др. Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сейчас в РФ сложились четыре типа социальных учреждений , оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

1) дома ночного пребывания;

2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3) центры социальной адаптации;

4) социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест.

В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы . Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовые работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В период проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.


23. Основы правовой защиты детства в Российской Федерации.

ДЕТСТВО - период жизни человека от рождения до подросткового возраста.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, пола, возраста, национальности.

Главная цель социальной защиты - оказание необходимой помощи конкретному человеку (ребенку) в сложной жизненной ситуации.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами:

1) уровнем материального обеспечения и социальными возможностями детей современной России;

2) обязательствами перед международными организациями, в частности перед ООН, в области социальной защиты детства;

3) опытом социальной защиты детства в истории России.

В настоящее время политика государства в области социальной защиты детства проявилась: в выплате ежемесячных пособий, в создании новых учреждений защиты семьи и детства, в обеспечении государственных гарантий в области образования.

Единая государственная система социальной защиты включает в себя органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, территориальные органы социальной защиты.

1. Международный уровень.

а) Декларация прав ребенка (1959);

б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985);

в) Конвенция о правах ребенка (1989);

г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

2. Федеральный уровень.

а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);

б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);

в) постановления Правительства РФ - "О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".

3. Региональный уровень.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Федеральный закон об опеке и попечительстве.

24. Социальная защита детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

Социальная защита - меры поддержания тех категорий населения, которые сами не могут себя поддерживать.

Основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются их крайне тяжелое психосоциальное положение, вызванное как врожденными свойствами нервной системы, так и особенностями личности, осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опы-

том, педагогической и социальной запущенностью.

Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

Сотрудники социально-реабилитационных центров фиксируют рост социальной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, а с другой стороны - недостатками превентивной практики, т.е. поздним выявлением социально неблагополучных семей.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих трудовых навыков, ориентации на создание полноценной семьи и т.д. Такие люди легко переходят границы любых моральных, нравственных и правовых норм, становясь угрозой всему обществу.

В целях своевременной охраны прав несовершеннолетних органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их развития, и передают этих детей на воспитание в семьи (в порядке усыновления или опеки и попечительства) или в специализированные детские учреждения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения о ребенке, нуждающегося в социальной защите, обязаны обследовать условия жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. На них также возлагаются обязанности по учету и избранию указанных форм устройства детей и контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Российское социальное законодательство предполагает следующие виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение ребенка в приемную семью, а также в детские дома семейного типа.

Усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. В подавляющем большинстве случаев усыновляются дети ранних возрастов; усыновление несовершеннолетних более старшего детского, а тем более подросткового и юношеского возрастов происходит крайне редко, что является актуальной проблемой для осуществления социальной работы в данном направлении.

Усыновление производится судом по заявлению лица или лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть лица обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, их возраст должен превышать возраст усыновляемых не менее чем на 16 лет.

Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» от 15.09.1995 г. с изм. от 29.03.2002 г. Закон гарантирует тайну усыновления, разглашение которой является уголовным преступлением (ст. 155 Уголовного кодекса РФ), и запрещает при усыновлении или удочерении разъединять братьев и сестер, кроме случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

Опека и попечительство - наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования. Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство - над детьми с 14 до 18 лет.

Обязанности по опеке и попечительству совершаются безвозмездно, на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства, порядок и размеры которых устанавливает Правительство РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, выполнением опекуном своих обязательств. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного.

Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка(детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более восьми детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей и вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

В последние годы стала получать распространение новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - передача в детские дома семейного типа , т.е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Сравнительно небольшое число детей проживает с постоянными взрослыми, которые не обслуживают детей, как персонал, и не учат их специальным навыкам и умениям, как штатные преподаватели, а живут с ними общей жизнью и организовывают эту жизнь. Поэтому воспитатели получают специальную психологическую, педагогическую и медицинскую подготовку.

Таким образом, можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи.

Организация детских домов, приютов и других органов, осуществляющих заботу и опеку над брошенными детьми, - является прямой социальной обязанностью государства. В России каждый 100-й ребенок живет и воспитывается в интернатной системе. Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом, защитой от жестокостей внешнего мира.

В России функционируют 272 дома ребенка. Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста - образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей-инвалидов, с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты). Основой деятельности подобных учреждений являются профилактика и предупреждение психологопедагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.