Раздробленность и выбор путей развития. Проблема цивилизационного выбора России связана с более сложным полем проблем, которая имеет непосредственное отношение к развитию человеческой цивилизации й год в судьбе россии

С середины IX в. и до середины XIII в. вся внешняя политика Древнерусского государства была в первую, основную и единственную очередь ориентирована на Запад Европы, ибо именно там лежали тогдашние мировые центры политики и торговли, там была колыбель европейской (античной) цивилизации, там находились центры европейской (христианской) идеологии и культуры. Попытки установить связь с Русью в то время были характерны и для европейских государств. Восток же в период складывания и роста Киевской Руси практически не выходил на связь с государствами Восточной Европы, ибо был поглощен бурными событиями: арабским завоеванием Средней Азии и Среднего Востока и распространением ислама.

В XIII в. Русь оказалась перед сложнейшим выбором: на какую цивилизацию – европейскую или монгольскую, западную или восточную – надо теперь ориентироваться. Нашествия монголов и крестоносцев, произошедшие практически одновременно, заставили русские земли сделать определенный выбор. Невозможность одновременной борьбы на два фронта поставила перед Русью в крайне острой форме вопрос: на кого опереться в борьбе за выживание – на монгол против крестоносцев или на католическую Европу против Орды?

Несмотря на тяжесть ордынского ига, Русь сохраняла свою государственность, русскому народу не угрожала ассимиляция с завоевателями. Стоявшие на более низкой ступени общего развития монголы не могли навязать русскому народу свой язык и культуру. Агрессия же крестоносцев угрожала не только государственному, но и национальному существованию и культурному развитию русского народа. В отличие от монгол, которые не вмешивались во внутреннюю жизнь страны и дела церкви, европейские феодалы строили на завоеванных восточных землях свои замки, костелы, обращали население в католичество, подчиняли себе крестьянское и городское население

Ряд князей во главе с Александром Невским считали совершенно нереальной как военную, так и политическую борьбу с Ордой и особенно отрицательно относились к идее отказа от идеологической независимости Руси, т.е. от православия. Это был чисто прагматический подход к определению направления русской политики в отношении Орды. Он базировался на трезвом учете реальных условий, т.е. на полном отсутствии возможностей для Руси восстановить разрушенные ордынскими завоевательными войнами производительные силы, численность населения и военную мощь Руси в исторически обозримое время. Участие в политических акциях Орды рассматривалось на Руси как крайне нежелательное, но вынужденное явление, позволяющее, по крайней мере, использовать авторитет и потенциал монголов против военной и конфессиональной агрессии с Запада. Союз с монголами создавал прочный тыл для борьбы с западноевропейской агрессией.


Но значительная часть князей считала иначе. Великий князь Даниил Романович Галицкий сделал ставку на Запад, пытаясь найти там союзников в борьбе с Ордынским государством. При помощи владимирского князя и европейских рыцарей его войска смогли в 1252 и 1254 гг. отразить нападения ордынцев на Галицкую землю. Галицко-Волынское княжество достаточно долго сохраняло политическую независимость, успешно отражая ордынские набеги. За успехи в борьбе с Ордой Даниил Романович получил от папы римского титул короля Галиции и Лодомерии.

Оставшийся номинально великим князем всей Руси Ярослав II Владимиро-Суздальский (он же Ярослав III Киевский) тоже считал, что необходимо готовиться к освобождению от монголо-татарского ига в тесном союзе с Западом, и в связи с этим начал сношения с папой римским и императором Священной Римской империи германской нации. Его сын Андрей Ярославич, ставший великим князем в 1249-1252 гг., также ориентировался на Запад, на союз с Даниилом Галицким и Новгородом. Он был готов ради тесного военно-политического союза с Западом поступиться даже идеократической независимостью Руси, т.е. перейти под эгиду католической церкви.

Для Руси, расположенной между Европой и Азией, было крайне важно, в какую сторону она повернется лицом – на Восток или на Запад. Решение этого вопроса не было фатально предрешено. Учитывая реально существовавшую феодальную раздробленность, ясно, что окончательный выбор каждое княжество должно было делать самостоятельно. Но при этом фактор территории, географического положения играл существенную роль. Не надо забывать и то, что монгольское нашествие непосредственно не привело к завоеванию северо-западных территорий Руси. Итог борьбы с внешним врагом в XIII в. привел к тому, что единая Русь оказалась разделенной на самостоятельные части, в каждой из которых возобладала своя цивилизационная ориентация.

Можно выделить три основных варианта цивилизационного развития, по которому пошли русские земли:

1. Московский, который развился в неограниченную монархию и представлял континентальный тип цивилизации с сильной ориентацией на Восток.

2. Новгородский, где существовала республиканская форма общественного устройства и который развился в морской тип цивилизации, при этом тяготеющий к европейской ориентации.

3. Литовский, в котором развивался вариант ограниченной монархии по общеевропейскому типу.

Территория ядра Литовского государства относится к прибрежному типу цивилизации, сочетающем элементы и морской, и континентальной цивилизации. Но по мере присоединения русских земель Великое княжество Литовское все больше приобретало черты континентальной цивилизации, которая колебалась в выборе ориентации между Европой и Русью. После объединения с Польшей она приобрела европейскую ориентацию.

Выбор Александра Невского позволил сохранить основы идеократической государственности Северо-Восточной Руси, что позволило позднее ей стать независимым государством. Выбор Даниила Галицкого привел к тому, что Юго-Западная и Южная Русь утратили основы национальной государственности, превратившись в составную часть Польско-Литовского государства.

Киевское государство начало распадаться в конце XI в. Возникло множество суверенных земель - княжеств, и их число увеличивалось. К середине XII в. образовалось 15 княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Древнерусское государство исчезло. Процесс раздробления большого раннесредневекового государства был естественным. Европа также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности, локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать вывод: Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако этого не случилось. Развитие на территории Руси пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал XIII в. Но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью стала другая проблема. В 1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Они несли массовую гибель людей, разрушение городов, уничтожение того, что создавалось столетиями. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва наступала на русские земли, а также - шведы, немцы и ливонские рыцари. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как самосохраниться, как выжить? Она оказалась как бы между жерновов Востока и Запада. Причем характерно: с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. Ярл Биргер, из знаменитого шведского рода Фолькунгов предпринял два крестовых похода против северо-западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись.

Монголо-татары как смерч пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги на русские земли и собирая тяжелую дань. Среди русских историков была распространена точка зрения о том, что с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами, история в юго-западных и западных землях как бы замерла и жизнь переместилась на Северо-Восток, где возникали новые центры исторического развития. Это - промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. На самом деле история в юго-западных землях не прерывалась. Она шла своим путем. Галицко-Волынское княжество оказалось в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем Польши, Минск, Гомель, а затем Киев, другие города втягивались под власть языческой Литвы для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития.

Что такое Литва того времени? В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем мало известно. Но уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. Затем слово «Русское» перешло на второе место после Литовского - Великое княжество Литовское, Русское и Жомойтское.

В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). 9/10 территории составляли древние русские земли. Не случайно противники усиливающейся в Москве центральной власти бежали в Литву. Древнерусское население Литвы называло Русью свою державу. Люди считали ее наследницей Киевской Руси. В рамках Литвы Русь развивалась в соответствии со своими традициями (вечевой идеал прослеживается до второй половины XV в.). Княжества имели автономию.

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Продолжали развиваться города. Крупные города получили магдебургское право. Интересно, что жители пограничных территорий, проживавшие в зоне «риска», под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, получали дополнительные привилегии. Например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на девять лет. Русские аристократы пользовались значительным влиянием при дворе Литовского Великого князя. Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. Степень зависимости от центральной власти была различна, формы этой зависимости определялись обстоятельствами вхождения и в большей или меньшей степени обеспечивали местному боярству и городам значительную автономию, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Там утвердился западный институт вассалитета, который предполагал понятие свободы.

Таким образом, на Западе, под эгидой сначала языческой, а затем, с конца XIV в., католической Литвы продолжалось развитие древнерусских земель по европейскому пути. Но территория эта сокращалась, хотя объединительная политика Москвы встречала сопротивление на Западе, поскольку слишком явным был переход к деспотизму. В этих землях развернулось складывание украинского и белорусского этносов. В современных условиях историки Украины и Белоруссии часто представляют этот процесс как изначальный, уходящий в Киевский период. Однако это вряд ли правомерно. Складывание этих народов развернулось в XV-XVI вв. Их самосознание формировалось под влиянием реальной социально-политической ситуации в Литве, а затем в Речи Посполитой, и антикатоличесюих, антипольских настроений. Угроза полонизации и католизации населения стимулировала осознание общности людей на основе православия. К слову, официальным языком Великого княжества Литовского с XIV в. стал белорусский язык. Тогда же западные земли получили название Белая Русь. С принятием католичества и усилением влияния Польши положение украинского и белорусского народа несколько ухудшилось.

Таким образом, западные и юго-западные земли, где шло формирование украинского и белорусского этносов, гораздо дольше существовали в условиях европейской традиции. Там сложились более глубокие корни прогрессивного типа. Северо-Западная Русь оказалась в другой ситуации. Крупным центром русских славян на северо-западе являлся Новгород. Он развивался относительно независимо и демонстрировал близость к европейскому типу развития, особенно ярко в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). В XIV в. статус республики получил Псков, но эта республика просуществовала недолго. Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию, хотя и платил дань. Если Древняя Русь демонстрировала близость к античности и погибла как и греко-латинский мир, то Новгород развивался в одном темпе с Европой того времени и являлся ее частью. фактически Новгородская республика была аналогом городам-республикам Ганзейского Союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуи, Флоренции. Новгород был республикой с выборными высшими должностными лицами (посадниками), с народным собранием (вече), которое обладало правами высшего органа власти, местным самоуправлением, организованным по принципу общины, и т.п. Князья не имели полной государственной власти, приглашались в Новгород лишь для исполнения определенных функций в роли наемных военачальников. Им было запрещено владеть землей на территории новгородских волостей. Но и права были большие. Князь имел представительские функции, представляя Новгород в отношениях с другими землями. Он обладал высшей судебной властью. На имя князя шла дань. Аналогично развивалась, отделившись от Новгорода, и Псковская республика. Князья недолго задерживались на новгородском столе (престоле). За 200 с небольшим лет - с 1095 до 1304 г. - на новгородском столе побывало около 40 человек, а некоторые князья даже не по одному разу. Так что смена княжеской власти происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельной и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевскую Русь, Митрополит Киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы и в церковных делах обособились. С 1156 г. новгородцы стали избирать духовного пастыря. Интересна процедура избрания. Вече называло трех кандидатов, наиболее авторитетных служителей церкви. Их имена записывались на пергаменте. Посадник запечатывал записи своей печатью. Затем эти записки несли на другой берег Волхова в главный Софийский собор, где шла литургия. После окончания службы слепец или ребенок брал одну из записей и написанное на ней имя оглашалось. Лишь затем избранный епископ ехал к митрополиту в Киев для посвящения. Никогда, ни до Новгородской республики, ни после, православная церковь не знала такого демократического порядка, чтобы сами верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок близок к протестантской традиции.

Любопытно, что в Новгороде процветали ереси. Еретические учения представляли собой смесь иудейства с христианством. Приверженцы ересей пропагандировали Ветхий Завет и даже ставили его выше Нового Завета. Новгородские еретики отрицали монашескую и церковную иерархию, отвергали поклонение иконам, отрицали троичность Божества и Божественность Христа. Некоторые отказывались верить в бессмертие души. Попы часто выступали против канонического византийского православия. В XIV-XV вв. Новгород являлся источником церковных ересей, которые потрясали православие. Обратите внимание: гораздо раньше, чем на Западе, в Новгороде проявлялись реформаторские тенденции по отношению к церкви и даже атеистические настроения. Многое напоминало будущую европейскую реформацию. После падения Новгорода, церковный собор 1504 г. принял решение о беспощадном искоренении ереси. Большинство еретиков были казнены жестоким образом: сожжены в клетке, другие попали в заточение.

В Новгородской и Псковской республиках активно шел процесс формирования класса собственников. В Псковской судной грамоте частная собственность законодательно была закреплена и защищена. Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в западного типа метрополию. С XI в. началась активная колонизация Карелии, Подвинья и обширного Северного Поморья. Снаряжались торгово-промысловые экспедиции в Печорскую и Югорскую земли. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл посредническую роль в торговле.

Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, владельцам городских дворцов и усадеб, но и городскому плебсу. Вече - народное собрание - обладало широкими правами. Оно рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор-ряд, избирало посадника, ведавшего управлением и судом, тысяцкого, который возглавлял ополчение. Оно избирало также имевший особое значение в Новгороде суд по торговым делам.

В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика стремилась сохранить независимость и свой тип развития. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с Запада. Дореволюционная Россия высоко ставила подвиг А. Невского. Вот как писал о нем С. Соловьев: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси». Однако в самом Новгороде отношение к Александру было неоднозначное. Там сохранялись устойчивые западнические ориентации и настроения. Поэтому Александра ценили как умелого военачальника, но осуждали уступки Золотой Орде.

Новгородская республика продержалась почти до конца XV в. В 1478 г. она пала под ударами войск великого князя Московского Ивана III. Стремление подавить новгородские вольности, симпатии к «латинству» наблюдались со стороны Москвы с середины XV в. Давление Москвы усиливало прозападные настроения в новгородском высшем обществе. В 70-е гг. XV в., то есть накануне падения, высказывались настойчивые предложения о присоединении к Литве. Негативно воспринималось все промосковское. В мае 1477 г. на вече были убиты три посадника по обвинению в предательстве интересов Новгорода. У великого князя Московского они пытались найти помощь в борьбе с противной им группировкой бояр. Летопись объясняя это, свидетельствует, что «не было от начала, как земля их стояла» такого. Однако принявшая католичество Литва не казалась большинству спасением. В результате Новгород потерпел поражение. Москва жестоко расправилась с прозападно настроенными представителями боярства, торговых людей. Республика ушла в прошлое. После 1478 г. была предпринята коренная ломка вотчинного землевладения в Новгороде, развернулась конфискация собственности у опальных бояр. Однако, чтобы не вызвать открытого возмущения, некоторое время Москва сохраняла отдельные традиции республиканского Новгорода. Сохранялись непосредственные отношения с Ганзой, прибалтийскими, скандинавскими государствами. В оформлении дипломатических актов участвовали наряду с наместниками Московского великого князя - представители старого Новгорода - бояре и купеческие старшины.

Итак, исчез последний независимый островок, имевший европейский тип развития, на территории современной России. В 1510 г. Псковская республика была ликвидирована Василием III, который предъявил псковичам ультиматум: вечевой колокол снять и подчиниться великокняжеским наместникам. Псковичи, скрепя сердце, приняли ультиматум. Триста наиболее богатых семейств по приказу Василия III были выселены из Пскова.

ЛЕКЦИЯ 2. ОТ РУСИ К РОССИИ

МБОУ «Казачинская средняя общеобразовательная школа»

Урок в 10 классе

Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора

Разработала:

Монашевич О.В.,

учитель истории

Цели:

Образовательные – помочь учащимся осмыслить сущность возможных вариантов развития Руси, сформировать личностную оценку последствий утверждения новой цивилизационной альтернативы.

Развивающие – создать учащимся условия для совершенствования навыков деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работы с источником исторической информации, делать анализ, сравнивать, обобщать;

Воспитательные – способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, взаимной помощи и ответственности, сопереживания за судьбу своей страны.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: практическое занятие с использованием метода проекта

Оборудование:

    исторические настенные карты «Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками», «Русские княжества в XII -начале XIII в.».

    Рабочие листы с заданиями для групповой работы.

    Распечатка текстов исторических документов с фрагментами работ историков В. Каргалова, С. Соловьева, Л. Гумилева.

    Алгоритм для составления синквея.

    Карточки для составления сводной таблицы.

    Рабочие тетради учащихся.

    Карточки для формирования групп по принципу случайного выбора.

    Компьютерная презентация урока «Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора»

Проблема урока: Последствия цивилизационного выбора Руси в XIII веке: соединение?

угнетение? или…

Ход урока:

I . Организационный этап

Вводное слово учителя

Вот уже более семи с половиной веков отделяют нас от событий изучаемой темы, но она до сих пор остается одной из самых «спорных» в отечественной истории, вызывает не только острые научные дискуссии, но и неоднозначно оценивается людьми разных национальностей и религий. Цивилизационный выбор, который сделала Русь в середине XIII в., несомненно, оказал большое влияние на ее последующее развитие и современное состояние России. Поэтому тема «Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора» (Слайд 2) является очень актуальной. Сегодня мы должны осмыслить сущность возможных вариантов развития Руси в XIII в. и поразмышлять о последствиях цивилизационного выбора России.

II . Информативно-деятельностный этап

Эвристическая беседа (Общеклассная)

? Что представляла собой Русь в середине XIII в., почему она была поставлена перед выбором новой цивилизационной альтернативы? (Слайд 3)

а) Русь в XIII веке переживала период феодальной раздробленности и была разделена на отдельные земли и княжества (более 50).

Б) Нашествие монголо-татар с Востока. (Слайд 4)

В) вторжение европейских рыцарей и феодалов при поддержке католической церкви с Запада. (Слайд 5)

Т.о., Русь оказалась зажатой двумя агрессивными силами – Священной Римской империей германских императоров Гогенштауфенов с Запада и Монгольской империей с Востока. В таких условиях перед Русью нависла угроза потери не только отдельных территорий, но и национальной независимости и государственности. Перед страной встал вопрос: «На кого опереться в борьбе за выживание?». (Слайд 6)

? Каково цивилизационное окружение Руси? (Слайд 7)

а) С юга соседом Руси была Византия, где утвердилась христианская цивилизация, в основе которой лежало православное исповедание.

Б) С запада к границам подступала западноевропейская христианская цивилизация, духовной основой которой было католичество.

В) К востоку и юго-востоку от Руси в Монгольской империи сложилась особая кочевая языческая цивилизация, но в нее из завоеванных стран проникали идеи ислама.

Русь с X в. стала формироваться как православная христианская цивилизация, сохранив тем самым нейтралитет между католическим Западом и миром ислама на Востоке. В самой цивилизации Руси (Слайд 8) на этом этапе проявлялись как западные черты (христианство, феодальная раздробленность, развитие городов, торговли, вечевая демократия), так и восточные (порядок наследования княжеской власти, община, влияние Степи, мусульманской Волжской Булгарии). Таким образом, Русь формировала особые, специфические черты и опора на любую цивилизационную модель в борьбе за выживание означала нарушение прежней самобытности и выбор новой цивилизационной альтернативы. Выбор в данной ситуации не должен восприниматься буквально, он означает принятие за основу развития, что может произойти не только добровольно, но и вынужденно. Итак, возможными альтернативами развития Руси могли быть модели соседних цивилизаций – византийской, западноевропейской, восточной, т.к. заимствовать другие варианты было фактически не у кого.

? Утверждение какой из альтернатив было бы наименее болезненным для Руси? (Слайд 9)

Византия (Слайд 10) к началу XIII в. значительно ослабла и с трудом оборонялась от внешних врагов. В 1204 г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами. Прямые связи Руси с Византией были затруднены, т.к. прежние торговые пути перекрыли сначала половцы, потом монголо-татары.

? Какая альтернатива имела наибольшие шансы утвердиться на Руси в этот период? (Слайд 11)

Подведение итогов беседы : (Слайды 12-13)

Руси удалось приостановить натиск с Запада, а нашествие с Востока привело к покорению монголо-татарами Северо-Восточной и Южной Руси. Так, в силу сложившихся обстоятельств, в середине XIII в. на Руси утвердилась восточная цивилизационная альтернатива, установилось ордынское иго. (Слайд 14)

    Последствия утверждения новой цивилизационной альтернативы

Ознакомление учащихся с планом работы, определение целей и задач работы.

Давайте обратимся к этимологии слова «иго». (Слайд 15-16) Каковы последствия выбора Русью восточной модели развития (установления на Руси ордынского ига)? (Слайд 17) Этот вопрос до сих пор остается предметом острых дискуссий, а ответы на него во многом зависят от идеологических и политических пристрастий. Нашей задачей является рассмотрение разных точек зрения на эту проблему, подтверждение или опровержение, формирование личностной оценки на основе работы с источником исторической информации. Работая в группах, вы ознакомитесь с мнениями историков (В. Каргалов, С. Соловьев, Л. Гумилев) и заполните один из разделов таблицы. (Слайд 18) Для этого вам необходимо выбрать из предложенных ключевых слов и словосочетаний те, которые отражают позицию одного из историков, и занести их в соответствующий раздел таблицы по строкам в соответствии с предложенными позициями. (Слайд 19) В заключении кратко сформулируйте взгляд автора текста на взаимоотношения Руси с Золотой ордой, избрав одно из предложенных слов. (Слайд 20) Четвертая группа будет проводить социологическое исследование. Ваша задача – проследить динамику изменения мнений одноклассников о последствиях ордынского ига, обработать результаты и наглядно представить итоги своего исследования. Кроме того, вы также принимаете участие в обсуждении ведущих проблем урока.

Групповая работа:

Опрос «на входе» (4 группа)

Составление сводной таблицы (1-3 группы)

Проверка правильности заполнения таблицы (Слайды 21-23)

Результаты опроса «на входе» (4 группа) (Слайд 24)

Итак, вы познакомились с суждениями историков о последствиях выбора Русью восточной цивилизационной альтернативы. (Слайд 25) Возможно, что ваше мнение, высказанное в начале урока, осталось неизменным, может быть, оно изменилось с учетом полученных новых сведений. Сейчас мы это выясним.

Опрос «на выходе» (группа 4)

Теперь вам предстоит выразить собственную оценку последствий цивилизационного выбора Руси в форме синквея, в котором вы представите свое видение проблемы (Слайд 26-28)

Синквей составляется из пяти строчек. В первой строке называется тема, по которой вы высказываете свое мнение (Восточная альтернатива). При помощи двух прилагательных вы разъясняете смысл этого выбора (выбор – какой: необходимый, разумный, унизительный?) Далее при помощи трех глаголов поясняете, каковы последствия этого выбора (выбор – что делает: наказывает, защищает, губит?). В четвертой строке кратким предложением вы даете оценку этому влиянию в форме восклицания (спасение от экспансии с Запада!). В последней строке подводите итог всему вышесказанному (трагедия, удача, спасение, неприятность, угнетение и др.).

Составление синквеев.

Защита группами синквеев.

Теперь в своих рабочих тетрадях закончите главную мысль сегодняшнего урока, высказав тем самым собственное мнение по вопросу о последствиях установления на Руси восточной цивилизационной альтернативы.

Результаты опроса «на выходе» (4 группа) (Слайд 29)

Отчет 4 группы о динамике изменения мнений.

Мы рассмотрели разные подходы к вопросу цивилизационного выбора Руси в середине XIII века, с чем-то согласились, что-то отвергли, каждый из вас имеет какую-то свою личную точку зрения по этому вопросу. Моя позиция заключается в следующем. Выбор восточной цивилизационной альтернативы был для Руси вынужденной мерой, он был очень тяжел для страны, но позволил ей сохранить свою духовную основу, территорию и саму государственность, оказав огромное влияние на все ее последующее развитие.

III . Заключительный этап

Подведение итогов работы групп

Учитель собирает рабочие листы, комментирует работу класса в целом, групп и отдельных учащихся, оценивает наиболее отличившихся учеников.

Объяснение домашнего задания

На уроке мы рассмотрели реальный выбор, который сделала Русь. Но в настоящее время, даже у некоторых историков, большой интерес вызывают альтернативные варианты развития. Конечно, уже свершившееся событие нельзя «переиграть», история не имеет сослагательного наклонения, однако предположить другой путь и оценить его представляется весьма заманчивым и познавательным, позволяет развивать историческое мышление. Поэтому предлагаю вам следующее домашнее задание. (Слайд 30)

За основу своих размышлений возьмите знания основных признаков средневековой европейской цивилизации (религия; форма собственности; общественное устройство; взаимоотношения между государством, обществом и личностью; отношение к другим типам цивилизаций), а также реальные действия западноевропейских рыцарей и феодалов на захваченных ими землях. Свои мысли изложите в рабочей тетради в 10-15 предложениях.

Проект урока

«Русь в XIII веке: последствия цивилизационного выбора»

Основные

структурные

и содержательные

элементы урока

Формы и методы деятельности

Цель урока

Помочь учащимся осмыслить сущность возможных вариантов развития Руси, сформировать личностную оценку последствий утверждения новой цивилизационной альтернативы.

Формулируется и объявляется учителем.

Структура

Этапы урока:

Организационный;

Основной (информационно- деятельностный);

Заключительный.

Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка, формирование рабочих групп.

Общеклассная и групповая формы работы; беседа; объяснение; работа с историческим источником; заполнение таблицы; анализ и обобщение; интервьюирование.

Подведение итогов урока, оценивание, выставление отметок, сбор рабочих листов групп учащихся, объявление домашнего задания.

План урока

    Русь накануне цивилизационного выбора.

    Последствия утверждения на Руси новой цивилизационной альтернативы

Беседа; обобщение; объяснение; работа с исторической картой.

Анализ источников; заполнение таблицы, социологический опрос, составление синквеев, обобщение.

Основные понятия

Цивилизация, цивилизационная модель, цивилизационное окружение, цивилизационная альтернатива

Повторение; теоретическое осмысление; объяснение.


^ 12) Иван Грозный: избранная рада или опричнина?

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских восстаний, что расшатывало государственную власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.

В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.

Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.

Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.

Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.

В середине XVI в. возникает высший государственный орган - земской собор, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества свидетельствовало о превращении государства в сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские старосты, выбираемые из зажиточных посадских людей и крестьян.

В те же годы проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:

На царя отписывались земли, захваченные церковью у дворян и крестьян в малолетство царя, а также вотчины, данные боярами в монастыри на помин души;

Церкви было запрещено увеличивать свои земельные владения без разрешения царя;

Установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Реформа ослабила независимость церкви от государства и усилила ее корпоративную организацию.

Неудачи во внешней политике начала 60-х гг. XVI в. создали у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в стране новый порядок управления государством, который был направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Иван Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также

делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.

Вершиной опричнины стал поход на Новгород, который почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты пыткам и казнены до 10 тыс.человек.

Введение опричнины не способствовало военным успехам и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося обострением борьбы в обществе, предприняты серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.

Итогом опричнины стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод и нищету. Были нарушены организация и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие?

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси, которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

7. Древнерусские земли в период феодальной раздробленности. Великое Княжество Литовское (первая треть 12 – конец 15 вв.)