Продолжительность рабочего времени мастеров производственного обучения вождению. Требования к преподавателям и мастерам производственного обучения, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств

Принято решением Утверждаю

педагогического совета Директор

ООО «Автомобилист» ООО «Автомобилист»

Кондуров Е.А.

Протокол № 1 от 12.01.2015г Приказ № 10 от 12.01.2015г.

г. Елец

2015год

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», Уставом и приказом Министра образования и науки РФ от 22 декабря 2014г № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах педагогической работы за ставку заработной платы.) педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

1.2. ООО «Автомобилист» самостоятелен в осуществлении образовательного процесса, подборе, расстановке педагогических кадров, финансовой и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и настоящим Положением.

1.3. Настоящее Положение регулирует нормирование и соотношение учебной и другой нагрузки педагогической работы в пределах рабочей недели с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

1.4. Настоящее Положение распространяется на всех педагогических работников (штатных, совместителей), состоящих в трудовых отношениях с образовательным учреждением. К педагогическим работникам ООО «Автомобилист» относят должности: преподаватель, мастер производственного обучения.

2. Структура рабочего времени педагогических работников

2.1. Выполнение педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.(для преподавателей), для мастеров производственного обучения 1час вождения=60 минутам(астрономический час). Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий, графиками вождения.

Нормируемая часть рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется 18 часами.

2.3. Другая часть педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом, правилами внутреннего трудового распорядка, регулируется графиками и планами работы, и включает:

— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, с работой по проведению консультаций, оформлением документации,оборудованием учебных кабинетов

— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей,

— выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (оборудование учебных кабинетов.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых ООО «Автомобилист» осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

2.5. Режим рабочего времени педагогических работников, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» , определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

2.6. Нормируемая часть рабочего времени для мастера производственного обучения, определяется 36 часами в неделю.

2.7. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением

3. Определение учебной нагрузки педагогическим работникам

3.1. Объем учебной нагрузки педагогическим работникам устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в ООО «Автомобилист».

В соответствии приказом Минобрнауки от 27 марта 2006 №69 годовая норма учебной нагрузки для преподавателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования не может превышать 800 учебных часов.

В соответствии с письмом Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11 мая 2012 года. №113 «Рекомендации п установлению учебной нагрузки учителей и преподавателей» годовая норма учебной нагрузки для мастеров производственного обучения не может превышать 1440 учебных часов

3.4. Учебная нагрузка педагогических работников, находящихся к началу учебного года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет либо ином отпуске, устанавливается при распределении ее на очередной учебный год на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими педагогическим работникам.

3.5. Заработная плата педагогических работников выплачивается ежемесячно.

Е.Л. Болотова ,
д.п.н., профессор юридического
факультета Университета РАО

Особенности определения учебной нагрузки педагоговв автомобильных школах России

Образовательная стратегия автомобильной школы представляет собой систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на эффективную подготовку водителей транспортных средств. Правовая основа деятельности такой школы имеет междисциплинарный характер, поскольку в реализации задач подготовки водителей транспортных средств заинтересованы органы, осуществляющие управление в сфере образования, правоохранительные органы и органы управления транспортными средствами.

Несмотря на то, что автошколы находятся в ведении трех ведомств (Минобрнауки, Минтранса, МВД), четкого определения организации труда преподавателей таких образовательных организаций до сих пор нет.

Недостаточные исследования в области организации рабочего времени педагогических работников автошкол приводят к постоянной критике и повсеместной их незащищенности. Однако в последние годы органами государственной власти издано немало документов, которые определяют правовое положение педагогов независимо от вида организации. Следовательно, такие акты должны применяться и в отношении преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогов автошкол.

Нормативную основу правового статуса педагогов автошкол составляют:

Глава 52 Трудового кодекса РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»;

Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;

Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»;

СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

Письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» и др.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» организация труда педагогов (прием на работу, распределение должностных обязанностей, повышение квалификации, определение периода учебного процесса, установление объема учебной нагрузки, заработной платы и др.) относится к компетенции образовательного учреждения.

Остановимся на одном из показателей организации труда педагогов в автошколе - учебной нагрузке.

Понятие «учебная нагрузка педагога» можно определить как норму рабочего времени, затрачиваемого педагогическим работником для выполнения соответствующей преподавательской деятельности. Учебная нагрузка педагогических работников ограничивается Типовыми положениями об образовательных учреждениях (ст. 333 ТК РФ) и санитарными нормами и правилами для соответствующих образовательных организаций.

Учебная нагрузка определяется как на весь учебный период, так и на этапы учебного периода, а также на период проведения аттестации обучающихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 каждому педагогу в пределах 36-часовой рабочей недели устанавливается необходимый объем рабочего времени, который связан с выполнением основных должностных обязанностей. У преподавателя это будет норма рабочего времени (18 часов в неделю), у мастера производственного обучения - это продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю). И тот и другой педагог согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н могут вести учебные занятия. При этом общий предел учебной нагрузки на учебный год для них определяется Типовым положением об образовательном учреждении, например как для педагогов начальных и средних учебных заведений, у которых годовая нагрузка не должна превышать 1440 часов.

Экспериментом по апробации механизма нормативного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования рекомендовано определять учебную нагрузку в следующем объеме:

Годовая учебная нагрузка преподавателя в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 720 часам;

Годовая учебная нагрузка мастера производственного обучения в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 1080 часам.

При этом важно помнить, что согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 учебная нагрузка педагогам, ведущим преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. То есть один астрономический час приравнивается к одному академическому часу, когда речь идет о зачете трудоемкости по нормированной части работы педагога. Другими словами, если у преподавателя 6 занятий по 45 минут, то у него 6 часов рабочего времени, которые следует указывать в табеле учета рабочего времени.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо иным локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

В силу этого важно знать, какой продолжительности могут быть учебные занятия в автошколе. Для большинства учреждений такие нормативы устанавливаются локальными актами организации исходя из требований типового положения об образовательном учреждении и санитарно-гигиенических требований по организации образовательного процесса.

Отсутствие типового положения об автошколе фактически сводит всю организацию образовательного процесса к вкусовщине. При отсутствии такого документа об автошколе сложно определить функции и виды образовательных и иных услуг такой организации, а также обеспечить легальный контроль и надзор за ее деятельностью. Юридических оснований существования такого образовательного учреждения в законодательстве страны на сегодня нет. Тем не менее в стране существует масса некоммерческих организаций, называющих себя автошколами и оказывающих образовательные услуги населению.

Продолжительность учебного занятия в автошколе в силу отсутствия типового положения о ней зависит от содержания реализуемой программы обучения. В программе должны быть предусмотрены не только учебные дисциплины, по которым проводится обучение, но и виды и порядок аттестации обучающихся.

Образовательный процесс по подготовке водителей транспортных средств в автошколах строится с учетом требований приказа Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий». Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D введены в действие с 08.10.2010. Эти программы разработаны Минобрнауки России, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждены Минюстом России. Подобной жесткости не удостаивалась ни одна образовательная программа в российских образовательных учреждениях.

Однако заметим, что примерный характер таких программ определен самим документом. Так, в нем указано, что примерная программа подготовки водителей транспортных средств представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам. Следовательно, автошкола не ограничена этими программами в количестве часов, отводимых на изучение предметов, в наборе учебных дисциплин, которые она может предложить кандидатам в водители.

Отсутствие достаточного правового регулирования учебного процесса в организациях, осуществляющих такую подготовку, наличие устаревшего материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточная квалификация педагогических работников, обучающих водителей, создают предпосылки для различных нарушений при организации в них учебного процесса. К таким нарушениям следует отнести своеобразное распределение учебной нагрузки для обучающихся и педагогических работников в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Например, в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» указано, что нормативной основой для их разработки является подп. 2 п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396. В свою очередь, эти правила базируются на требованиях ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой указано, что порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения права на управление транспортными средствами разрабатывается Правительством РФ. Какое ведомство уполномочено федеральными органами исполнительной власти разрабатывать указанные в законе (ст. 26) Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, законодательством РФ не определено. Однако Примерные программы по данному направлению с указанием требований к учебной нагрузке для обучающихся разработаны в Минобрнауки России.

Интересно, что эти программы не определяют тип и вид учреждения, в котором они могут быть реализованы.

Исходя из положений Закона РФ «Об образовании» можно предположить, что подготовка по таким программам возможна в системе профессионального образования, например, на базе учреждений НПО, СПО, ВПО или в рамках профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, а также в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Программы определяют, что обучение в организациях проходит в форме практических и теоретических учебных занятий. Следовательно, при обучении слушателей различных возрастных групп автошкола должна придерживаться нормативов, установленных образовательным и санитарным законодательствами РФ.

Так, продолжительность учебных занятий для лиц от 16 до 18 лет должна соответствовать нормативам, установленным в п. 2.9.3 и 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02». Согласно документу занятия должны быть не более 45 минут, а при сдвоенных занятиях - не более 1,5 часа с перерывами для отдыха не менее 45 минут.

Автошколы в некоторых регионах страны относят к учреждениям начального профессионального обучения, организация учебного процесса в которых должна подчиняться санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03». В этом документе продолжительность теоретического занятия не установлена, но имеются рекомендации по продолжительности практического занятия.

Если исходить из того, что обучение вождению - это вид практического занятия, то продолжительность 1 часа такого занятия не должна превышать 45 минут.

Если же вождение рассматривать как производственную практику, то есть как постепенный переход от режима учебного занятия в автошколе к режиму труда на производстве, то в этом случае согласно п. 2.6.1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03 на ознакомительном этапе практики предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы. На втором этапе (совершенствование профессиональных навыков) перерыв устанавливают через каждые 1,5-2 часа. На заключительном этапе производственной практики, который завершается квалификационным испытанием, режим работы обучающихся приближают к нормам трудового законодательства. Таким образом, продолжительность практического занятия, если рассматривать вождение как практику обучающегося, может быть от 50 минут в первые дни до 3-3,5 часа в последние дни занятий и измеряться в астрономических часах.

Санитарные правила и нормы для учреждений СПО отсутствуют, но исходя из Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, а прохождение практики подчиняется нормам трудового законодательства.

В программах для автошкол присутствует указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени. Согласно Закону РФ «Об образовании» всё, что не относится к основной образовательной программе образовательного учреждения, следует считать дополнительным образованием. Указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени, подчеркивает дополнительный характер этого обучения, что не соответствует задачам данного образования. Если в рамках учебной программы проводится отработка практических навыков с последующей аттестацией, то такие виды занятий должны относиться к основным и входить в сетку учебного времени. При этом для организации таких занятий допускается гибкий график их проведения, поскольку нормы п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» указывают на право обучающегося учиться по индивидуальному плану.

При планировании учебной нагрузки педагогов следует учитывать, что вождению могут обучаться лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, инвалиды. В этом случае должны быть учтены все показатели продолжительности учебных занятий с учетом состояния здоровья и возраста обучающихся.

Заметим, что в действующих Примерных программах подготовки водителей в автошколах не указана рекомендуемая численность учебной группы . В этом случае, опираясь на нормы санитарного законодательства, следует помнить, что если учебная группа сформирована из лиц, не достигших 18 лет (например, учащиеся общеобразовательных учреждений), то она не должна превышать 25 человек. Если в учебной группе автошколы обучаются лица в возрасте 18-25 лет, то согласно санитарным нормам и правилам для учреждений начального профессионального образования и Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) численность слушателей в учебной группе может быть в пределах 25-30 человек. В соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также подп. 2 п. 14 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может проводить учебные занятия в группах с меньшей численностью обучающихся, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы обучающихся при проведении теоретических занятий.

Существует также проблема определения учебной нагрузки преподавателя в период проведения экзамена .

Действующий порядок проведения экзаменов (постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и приказ МВД РФ от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» [вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»]) никаких временных интервалов по приему экзаменов не устанавливает. Это позволяет автошколам устанавливать свои регламенты по организации труда педагогов на экзаменах с учетом того, что зачеты по теоретическим дисциплинам проводятся в счет учебного времени, отводимого на изучение предмета, а на экзамены по предметам «Первая медицинская помощь» и по вождению транспортного средства отводится всего один час соответственно.

Примерный подсчет показывает, что если учебная группа в автошколе составляет 25-30 обучающихся, то на каждого аттестуемого на одном экзамене приходится в среднем по 2-2,5 минуты. Это не соответствует практике. Следовательно, установленные в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 расчеты времени, отведенного на аттестацию обучающихся, нужно определять исходя из иных нормативов, в том числе локальных актов организации.

Для расчета затрат рабочего времени педагогов на проведение экзаменов в организациях, осуществляющих подготовку водителей, сама организация должна разработать локальный акт. В этом случае при подготовке такого документа рекомендуется использовать письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В нем приведены примерные нормы для учета рабочего времени преподавателя при проведении устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ. Так, при приеме устного экзамена на одного обучающегося отводится 0,35-0,50 часа, при междисциплинарном экзамене - 1 час на каждого обучающегося, при проведении письменных экзаменов - 2 часа на поток и 0,3 часа на проверку каждой работы.

Квалификационные требования к педагогическим работникам

Согласно вступившему в силу приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» мастер производственного обучения должен иметь среднее или высшее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Это уточнение следует считать существенным, поскольку лицо, обучающее управлению техническим средством, должно не только владеть практическими навыками вождения транспортного средства и знать теоретические основы такой деятельности, но и обладать определенной культурой вождения, культурой педагогического общения.

Квалификационные требования по должности «преподаватель», утвержденные этим же документом, определяют, что преподаватель - это лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы .

Таким образом, преподавателями автошкол могут работать лица, не имеющие специальной педагогической подготовки.

Недостатки правового регулирования труда педагогов автошкол

1. Отсутствие аттестации педагогов автошкол как инструмента подтверждения соответствия работника занимаемой должности.

Автошколы могут входить в систему государственных и муниципальных образовательных учреждений, на которые распространяется приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в соответствии с которым педагогические работники могут не только обоснованно выполнять трудовые обязанности или быть уволенными по п. 3 ст. 81 ТК РФ, но получить возможность повышения оплаты труда в соответствии с квалификационной категорией.

Для педагогов негосударственных образовательных учреждений такая аттестация организуется органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на платной основе.

Таким образом, педагоги автошкол могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, если такие комиссии разработают соответствующие требования к форме и содержанию аттестации таких педагогов.

2. Отсутствие организованного питания педагогов в течение рабочего дня.

Согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» для педагогов, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. При этом время для приема пищи относится к ненормированному рабочему времени и может быть регламентировано только локальными актами организации (например, правилами внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, в автошколах должны быть организованы места для приема пищи как сотрудникам организации, так и обучающимся. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно документу питание обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.

Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:

Базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;

Доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;

Столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и(или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

Буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Таким образом, в соответствии с подп.19 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» автошкола обязана создать необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания.

3. Нечеткость определения отпускного периода педагогов автошкол.

В соответствии со ст. 334 ТК РФ продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, определяется постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724. Если автошколы относятся к учреждениям НПО или СПО, то отпускной период мастеров производственного обучения и преподавателей составляет 56 календарных дней. Для педагогов автошкол, которые не относятся к учреждениям общего среднего (полного), начального, среднего профессионального образования, отпуск составит 42 календарных дня.

На практике в силу неопределенности статуса автошколы, как особого типа образовательного учреждения, администрации автошкол навязывают педагогическим работникам тот отпуск, который сочтут нужным.

Таким образом, педагоги автошкол имеют право обжаловать порядок назначения отпуска меньшей продолжительности, чем это предоставлено нормативными правовыми актами федерального уровня, обратившись за защитой своих прав в суд.

Работа выполнена с использованием Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Приказ Минобрнауки России от 04.12.2006 № 299 «Об утверждении Положения об условиях проведения в 2007-2008 годах эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования».

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги - безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию "провентилировать" этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет "Основы управления ТС".

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что "правильные" школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

  1. ФЗ РФ , регулирующий безопасность на дорогах.

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15 .

Итак, согласно этому письму автошкола - это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • "правильный" преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения - тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • "B"-категория 190 ч;
  • "D" - 257 ч.

Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.

Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу

Z = (t * 24,5 * 12 * (R - a ))/ T,

  • Z - количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере - это 7,2 ч, при двух - в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T - время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

N = (F * P * 0,75)/ R , где

  • N- число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные "напрягающие" факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком ("У");
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме "автоматов");
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий для водителей категории "А" возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте "Основные нововведения".

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование "Образование и педагогика" (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС, должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей - это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Разработкой специальных требований для АШ пока никто не занимался. При выборе и обустройстве помещения под теоретическую часть обучения рекомендуется руководствоваться СанПиНом 2.4.3.1186-03 .

Требования к автошколе: ее помещению и расположению

АШ должна иметь площади с сооружениями по ремонту и ТО учебных автомобилей. Владельцы АШ для теоретической части курса могут арендовать помещения учебных заведений, которые наверняка соответствуют требованиям СЭС.

Если для этих целей используется приспособленное помещение, то его площадь вычисляется исходя из численного состава групп. Требования к учебным комнатам описаны в СанПиНе 2.4.3.1186-03 (пункт 2.2.1 и 2.2.2), но площадь вашего лекционного кабинета в любом случае не должна быть меньше, чем 2,5 квадрата на учащегося.

Школа для автолюбителей должна иметь централизованную систему сброса стоков и поставки воды. Если таковых нет, внутренняя канализация должна быть в обязательном порядке проведена, а удаление отходов согласовано с СЭС.

Требования к меблировке учебных зон

Для обучения владелец автошколы приобретает мебель, согласующуюся с ГОСТами 11015-93 и11016-93 .

Расставляют мебель в зависимости от формы и размеров комнаты. При этом угол видимости не должен оказаться меньше, чем 35 градусов. Ширина проходов и расстояния до доски нормируются исходя из габаритов комнаты для обучения. Учебные пособия могут храниться как во встроенных шкафах, так и в пристенной мебели.

В автошколе должна быть туалетная комната для обучающихся с вытяжкой приточно-вытяжного типа. Для хранения уборочных средств и приспособлений должна быть выделена специальная комната/шкаф. Весь инвентарь маркируется. Если такие комнаты не оборудованы механической приточно-вытяжной системой вентиляции, готовить дезрастворы придется в туалетной комнате. Обязателен журнал учета дезинфектантов.

Туалеты должны быть обустроены с организацией внутренней системы сбора стоков (канализацией) и с подведением к умывальникам и раковинам воды (горячей и обязательно холодной).

Освещение в автошколе: требования и особенности

В учебных кабинетах автошкол обязательно освещение солнечным светом и искусственными осветителями.

Естественное освещение

Обычно - это свет, поступающий из окон, расположенных с левой стороны. При этом солнечные лучи не должны быть направлены в лицо обучающимся или в спину.

Требования к параметрам, следующие:

  • КЕО - 1,5% в 1 метре от стены;
  • коэффициент неравномерности 3:1;
  • соотношение яркости между поверхностью конспекта и столешницей - 3:1.

Отделку учебных классов следует проводить светлыми тонами красок с рассеивающе-отражающей способностью. Окна оборудуют легко моющими (жалюзи) светозащитными приспособлениями.

Искусственное освещение

Осветители искусственного света должны обеспечивать:

  • 500 люкс в зоне доски;
  • 300-500 люкс на столешнице обучающегося;
  • 200 люкс в области пола;
  • при использовании проекционной техники с ведением конспекта, конспект должен быть освещен 300 люксами;
  • при кинопроекции на столешницы парты должно быть не менее 500 люкс, допустимо создание неосвещенной зоны перед экраном.

Для обеспечения освещения в учебных комнатах разрешается использовать люминесцентные осветители ЛСО02-2х40/ЛПО28-2х40 (или 02-2х40,46-4х18-005) либо иные осветители, в таком же исполнении и с теми же техданными.

Воздушно-температурный режим в автошколе: основные требования

Этот режим нормируется согласно требованиям, предъявляем к сооружениям общественного назначения и построенным под жилье. Подробные требования можно найти в СНиПе31-06-2009 /СП118.13330.2012*.

Температура в классах для вычитки теории должна поддерживаться в пределах от 17-18 о С до 20 о С. Отопление и вентиляция здания АШ должны отвечать СП60.13330.2012 (СНиП41-01-2003).

При монтаже электрооборудования, в том числе классов с ПЭВМ и тренажерами нужно исходить из СанПиНа2.2.2/2.4.1340 .

При организации автошколы владельцу нужно обязательно позаботиться об оформлении Уголка Потребителей, наличии книги Отзывов и журнала проверок СЭС.

Требования к персоналу

Все работники автошколы, контактирующие с обучающимися должны иметь санитарные книжки и проходить регулярные медицинские осмотры.

Дополнительные требования

СЭС обязательно проверит отсутствие на учебной территории вредителей (крыс, мышей, насекомых) и наличие договоров по их уничтожению. Кроме этого, обязательными являются договора на вывоз бытовых отходов, в том числе люминесцентных ламп.

Требования Госпожнадзора

При проверках основное внимание инспектора Госпожнадзора (ГПС) уделяют:

  • наличию и исправности АУПС и тушения пожара;
  • наличию поверенных огнетушителей, журнала их учета и других средств первичного тушения пожара;
  • состоянию эвако-путей;
  • обучению сотрудников мерам и правила ПБ, наличию журнала инструктажей и проверки знаний.

Нормативно-правовая база

  • ГОСТ 12.4.009-83 (об огнетушителях).

Требования к кабинетам и эвако-путям

Эвакуационные пути должны быть свободными. Использовать их для складирования оборудования или развешивания верхней одежды педагогов/обучающихся запрещено. На местах с хорошим обзором должны находиться план-схемы эвакуации (в цветном исполнении). Дверные проемы учебных комнат должны иметь 90 см в ширину. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.

Противопожарные системы

Все школы для автомобилистов оборудуются системами первичного тушения пожара. Это значит, что ручные огнетушители должны располагаться на видных местах, удобных для быстрого их применения. Они должны иметь бирку о поверке и инструкцию по использованию. А также обязательно должна быть установлена звуковая пожарная сигнализация (сирены).

Требования к персоналу

Все работники автошколы должны быть информированы о правилах по ПБ на территории учебного заведения.

Должны знать:

  • инструкцию по ПБ;
  • местонахождения средств пожаротушения и эвако-выхода;
  • уметь пользоваться огнетушителями;
  • посещать инструктажи по ТБ с записью в соответствующем журнале;
  • иметь представления о помощи обучающимся при эвакуации, особенно маломобильным лицам.

Требования ГПС зависят от размера помещений школы, ее пропускной способности и одновременно находящихся в помещении людей. Приведенные выше требования достаточны для АШ обучающих более 10, но менее 50 человек одновременно (в одну смену).

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках". В самом начале есть такая формулировка "...работникам, замещающим должности педагогических работников". Вы не могли бы её пояснить? Если Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования, то имеет ли к нам отношение это Постановление, и можем ли мы преподавателям устанавливать отпуск 56 кал. дн.? Потому что замещения по сути не происходит...Спасибо огромное за помощь!

Ответ

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (). Перечень работников, имеющих право на такой отпуск, определен .

Согласно ПИСЬМУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО МИНОБРНАУКИ РОССИИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 09.10.2013 № 06-735 « " понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ , предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций ().

Продолжительность удлиненного отпуска зависит от вида образовательной организации и должности, занимаемой педагогическим работником, и может составлять от 42 до 56 календарных дней ().

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по ().

Также педагогические работники могут по соглашению с работодателем за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней ().

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является возможность их использования преимущественно в период летних каникул.

В остальном предоставление отпуска педагогическому работнику оформите в ().

Александр Завгородний ,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

  1. Ответ: На какой оплачиваемый отпуск педагогические работники имеют право
  2. Ответ: Как предоставить длительный отпуск педагогическим работникам

Педагогические работники образовательной организации не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года ( , Порядка, утвержденного ).

Должности педагогических работников, которые имеют право на длительный отпуск, указаны в номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной . предоставления длительного отпуска утвержден . Конкретную продолжительность длительного отпуска, его очередность, а также порядок разделения на части и продления работодатель устанавливает в ( Порядка, утвержденного ).

На период нахождения в отпуске за педагогическим работником сохраняют место работы и . Во время длительного отпуска педагогического работника нельзя , а также увольнять по , за исключением полной образовательной организации. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

В стаж для длительного отпуска входит:

  • время работы сотрудника на педагогических должностях. При этом периоды педагогической работы суммируют, если перерыв между ними составил не более трех месяцев;
  • время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы и должность;
  • время замещения должностей педработников в период прохождения производственной практики. При условии, что перерыв между днем окончания образовательной организации и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

Длительный отпуск предоставляют педагогическому работнику на основании его заявления. Работодатель проверяет наличие у работника стажа для отпуска и оценивает возможность предоставить отпуск в указанный работником срок. Если необходимый стаж есть, то работодатель издает приказ об отпуске в

В целях оказания методической помощи автошколам Минобрнауки России письмом от 18 сентября 2015 г. N АК-2726/06 направило разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (далее — Разъяснения).Разъяснения представлены в формате вопрос – ответ (всего 13). Согласно Разъяснениям:

1.Все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу — профессиональная образовательная организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2.К должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения .

Должность инструктор по вождению автомобилей к должностям педагогических работников не относится .

3. Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники , которые должны иметь среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах. Для них установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю , на них распространяется право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней и им не запрещена работа по совместительству .

4. Мастер производственного обучения должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Продолжительность его ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней . С ним законодательством не запрещено заключать гражданско-правовой договор.

5.Организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств, могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора, и на основе гражданско-правового договора.

6. Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет . Согласно ПДД обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

7.Законодательством РФ не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

8.Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

9.Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством РФ в сфере образования не запрещена .

10Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но их допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования). Для них в образовательной организации должны быть созданы специальные условия для получения образования.

11.Организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности , в соответствии с установленными требованиями.