Презентация на тему: современные технологии обучения. Презентация на тему "современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Презентация на тему технология образовательного процесса

СОВРЕМЕННЫЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа–интернат»

Презентация подготовлена

социальном педагогом, методистом Чичериной Е.Ф.


Цель : познакомить с сущностью и классификацией современных педагогических технологий.

Задача минимум : обеспечить усвоение определения понятия « педагогическая технология» и логических оснований классификации.

Задача максимум : вызвать интерес и желание овладеть современными педагогически ми технологиями.


ПЛАН.

  • Определение педагогической технологии (ПТ).
  • Структура педагогической технологии.
  • Критерии технологичности.
  • Классификация педагогическ их технологи й.
  • Сущность современных педагогических технологий.
  • Анализ и описание педагогической технологии.

1 . Определение

педагогической технологии.


Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.


2 . Структура

педагогической технологии.


СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

  • Концептуальная основа.
  • Содержательная часть обучения :
  • цели обучения (общие и конкретные);
  • содержание учебного материала.

3. Процессуальная часть (технологический процесс):

  • организация образовательного процесса (ОП);
  • методы и формы учебной деятельности обучающихся;
  • методы и формы деятельности учителя;
  • деятельность обучающихся и учителя по управлению ОП;
  • диагностика ОП.

Источники и составные части современных ПТ:

  • социальные преобразования;
  • новое педагогическое мышление;
  • развитие наук : педагогика, психология, общественные науки;
  • передовой педагогический опыт;
  • опыт прошлого: отечественный и зарубежный;
  • народная педагогика.

3. Критерии технологичности.


Критерии технологичности.

  • Концептуальность:
  • научная концепция;
  • психологическое, дидактическое, социальное обоснование достижения образовательных целей.
  • Системность:
  • логика ОП;
  • целостность ОП;
  • Управляемость:
  • диагностическое целепологание;
  • п ланирование ОП;
  • поэтапная диагностика;
  • коррекция результатов варьированием средств и методов обучения.

  • Эффективность:
  • эффективность результатов обучения;
  • оптимальность затрат;
  • гарантированность достижения

требований ГОС.

  • Воспроизводимость:
  • возможность применения в других образовательных учреждениях.

4. Классификация

педагогических технологий.


Классификация педагогических технологий.

1. По уровню применения :

  • общепедагогические;
  • частнопредметные;
  • локальные или узкометодические.

2. По концепции усвоения:

  • ассоциативно-рефлекторные;
  • развивающие;

3. По организационным формам:

  • классно-урочные или альтернативные;
  • индивидуальные или групповые;
  • коллективные способы обучения;
  • дифференцированное обучение.

4. По подходу к ребенку:

  • авторитарные;
  • личностно-ориентированные;
  • технологии сотрудничества.

5. По преобладающему методу:

  • репродуктивные;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • диалогические;
  • развивающее обучение;
  • игровые;
  • проблемно-поисковые;
  • творческие;
  • информационные (компьютерные).

6. По категории обучающихся:

  • массовая технология;
  • компенсирующие технологии;
  • технологии работы с трудными

учащимися;

  • технологии работы с одаренными

учащимися и т.п.


5. Сущность современных педагогических технологий .


О сновные типы образовательного процесса :

  • продуктивный , направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность и самостоятельный поиск об уча ю щихся;
  • личностный , формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия;
  • сущностно - репродуктивный , нацеленный на формирование умений;
  • формально-репродуктивный , способствующий приобретению знаний .

Т ип образовательного процесса

определяет соответствующее дидактическое назначение педагогических технологий:

  • изучение нового материала ;
  • выработк а умений и навыков;
  • обобщение, систематизаци я и

углубление знаний ;

  • контроль знаний, умений и навыков .

В соответствии с дидактическим назначением педагогических технологий выбираются методы обучения:

  • диалогический ,
  • творческий ,
  • развивающий ,
  • объяснительно - иллюстративный .

Ведущим является диалогический метод как наиболее эффективный и результативный.


6. Анализ и описание

современных педагогических технологий.


Структура описания и анализа педагогического процесса:

  • Название технологии :
  • принципиальная идея ;
  • основные качества ;

2 . Концептуальная часть :

  • научные теории, гипотезы ;
  • ц ели ;
  • принципы технологии.

Критерии анализа концептуальной части:

  • н овизна;
  • а льтернативность;
  • г уманизм;
  • д емократизм;
  • с овременность.

Критерии анализа содержания образования:

  • современность теорий , применяемых в коррекционном школах;
  • соответствие социальному заказу;
  • соответствие принципам системности.

Процессуальная характеристика:

  • мотивационная характеристика;
  • организационные формы ОП;
  • особенности методов и средств обучения;
  • управление ОП;
  • категория обучающихся.

Программно-методическое обеспечение :

  • учебные планы и программы;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактические материалы;
  • наглядные и технические средства обучения;
  • диагностический инструментарий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций

в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

(Стратегия модернизации

образования в РФ)











































1 из 42

Презентация на тему: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Технология - от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов». Технология - от греческих слов technë (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов». Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

№ слайда 3

Описание слайда:

Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). «Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели». Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии.

№ слайда 4

Описание слайда:

«Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО). «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

№ слайда 5

Описание слайда:

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов). «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

№ слайда 6

Описание слайда:

а) концептуальная основа; а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения; - цели обучения - общие и конкретные; - содержание учебного материала; в) процессуальная часть - технологический процесс; - организация учебного процесса; - методы и формы учебной деятельности школьников; - методы и формы работы учителя; - деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала - диагностика учебного процесса.

№ слайда 7

Описание слайда:

Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

№ слайда 8

Описание слайда:

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

№ слайда 9

Описание слайда:

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; - класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; - основной единицей занятий является урок;

№ слайда 12

Описание слайда:

Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; - работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; - учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, расписание уроков, каникулы, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

№ слайда 13

Описание слайда:

Педагогика, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Педагогика, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и др.отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Цель: Цель: Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Сущность: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Механизм: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

№ слайда 16

Описание слайда:

Цель: Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.

№ слайда 17

Описание слайда:

Основывается на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. Основывается на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов. При составлении программ четко формулируются цели, осуществляется логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущие логические связи. Весь материал подразделяется на небольшие, завершенные по смыслу отрезки, обеспечивается их проработка по заранее составленным рациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегии деятельности, осуществляется пошаговый контроль, своевременная коррекция, исправление ошибок, если они допущены.

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового. теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект,но не готовые знания о нем. Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение и т. п.) затем с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами - известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат.

№ слайда 20

Описание слайда:

Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться: Компьютерные технологии на уроке могут рассматриваться: Не как цель, а как еще один инструмент исследования; Как источник дополнительной информации по предмету; Как способ самоорганизации труда и самообразования; Как возможность личностно-ориентированного подхода; Как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

Цель: Цель: Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения). Сущность: Создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Механизм: Исследовательские методы, вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

№ слайда 23

Описание слайда:

нем. Lernen durch Lehren - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. нем. Lernen durch Lehren - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить студентов и школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае лишь режиссёром, который направляет деятельность учащихся.

№ слайда 24

Описание слайда:

Цель: Цель: Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса. Сущность: Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки. Механизм: Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся.

№ слайда 25

Описание слайда:

Цель: Цель: Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. Сущность: Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой. Механизм: Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

№ слайда 26

Описание слайда:

Цель: Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

№ слайда 27

Описание слайда:

Цель: Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учеников. Сущность: Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. Механизм: Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся.

Описание слайда:

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев) Комбинированная система организации процесса обучения химии (Н.П.Гузик)

№ слайда 30

Описание слайда:

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов

№ слайда 31

Описание слайда:

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; - мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики; - резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтологика, культ родителей; - учебная деятельность: приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Описание слайда:

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) -это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационноуправленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

№ слайда 34

Описание слайда:

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Индивидуализация обучения - это: организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Описание слайда:

«Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. Обновление предметного содержания, сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

№ слайда 37

Описание слайда:

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович) Предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. В результате ученик имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.

№ слайда 38

Описание слайда:

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования. Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). Межпредметные связи. Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте). Большая роль отводится трудовому воспитанию.

№ слайда 39

Описание слайда:

Технология свободного труда (С.Френе) Технология свободного труда (С.Френе) Обучение - процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей. Отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса. Общественно-полезный труд на всех этапах обучения. Большое внимание школьному самоуправлению. Целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей. Используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).

№ слайда 40

Описание слайда:

№ слайда 41

Описание слайда:

В качестве оснований для выбора инновационных технологий и направлений развития нужно учитывать следующее: В качестве оснований для выбора инновационных технологий и направлений развития нужно учитывать следующее: потребности страны, региона, города - социальный заказ школе; государственные документы о развитии школы - государственный заказ; успехи и достижения современной науки о человеке; передовой педагогический опыт; собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и учителей; анализ результатов и процесса функционирования школы.

Слайд 1

Слайд 2

Знакомство с образовательными технологиями

Понятие Примеры отдельных технологий

Слайд 3

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.

А.Дистервег

Слайд 4

Традиционная педагогика Учитель учит- ученик учится Учитель знает все- ученик не знает ничего Учитель думает- ученик воспроизводит знания Учитель говорит- ученик слушает Учитель управляет- ученик подчиняется Учитель активен- ученик пассивен Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается Учитель авторитарен- ученик несвободен Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения

Слайд 5

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Слайд 6

Состояние разработки и утверждения стандартов

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644. 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – внесен в Совет по стандартам в ноябре 2010 года. На доработке

Слайд 7

Последовательность введения ФГОС

1 класс 1.09.2010 1.09.2011 1.09.2012 1.09.2013 1.09.2014 1.09.2015 10 класс 5 класс 1.09.2016 1.09.2017 1.09.2018 1.09.2019 1.09.2020

Введение ФГОС по мере готовности

Обязательное введение ФГОС

Слайд 8

Примерная основная образовательная программа основного общего образования

к результатам образования, структуре (содержанию), условиям ее реализации

Стандарт как совокупность требований к программе школы

ФГОС основного общего образования

Ст. 7 Закона «Об образовании»

Слайд 9

Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП

Требования к структуре ООП

Требования к результатам освоения ООП

Требования к условиям реализации ООП

ст. 7 ФЗ РФ «Об образовании»

(достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения)

Слайд 10

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности

Слайд 11

Новое качество образования

Знания (предметный) Личностный рост (личностный) Применение знаний в жизни (метапредметный)

Слайд 12

О системно-деятельностном подходе

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского… … где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования. (из материалов «Стандарты второго поколения»)

Слайд 13

Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 14

В традиционной системе образовательного процесса

Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде

Изменение роли участников педагогического процесса

Получает готовую информацию

Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации

Транслирует информацию

Новый образовательный результат

«Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Слайд 15

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

Решение проблем в жизни Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Слайд 16

Новая дидактическая модель образования

При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Слайд 17

Инновационное образовательное пространство урока

Сотрудничество

Слайд 18

ФГОС: что оценивается как результат образования?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции)

Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Слайд 19

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

Слайд 20

Образовательные технологии

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценки современные технологии проектирования образовательной среды

Слайд 23

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Слайд 24

Образовательная технология:

легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Слайд 25

Слайд 26

Три уровня педагогических технологий:

Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально - модульный. Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя. Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Слайд 27

Технологии:

Развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективная система обучения (КСО); -технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения; -технология « дебаты»; -технологию модульного и блочно- модульного обучения; -лекционно – семинарско - зачетная система обучения; -технология развития «критического мышления»; -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); -информационно – коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии; - систему инновационной оценки « портфолио»; - технологию дистанционного обучения технология мастерских групповое обучение и др.

Слайд 29

Большое распространение получили следующие образовательные технологии:

модульная технология; технология проектного обучения; технология внутриклассной дифференциации; технология проблемного обучения; технология дидактической игры.

Слайд 30

Слайд 31

О проекте

Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени Проектирование и творчество Проектирование и управление Проектирование и развитие

Слайд 32

Структура проектной деятельности

Ориентация на получение результата! 1.Описание (фиксация) результата 2. Фиксация срока достижения результата 3. Предварительное планирование действий по достижению результата 4. Программирование (планирование по времени отдельных действий) 5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией 6. Получение продукта проектной деятельности

Слайд 33

Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Слайд 34

Основные принципы учебного проектирования

Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал; Возможно большая самостоятельность учащихся; Творческая направленность; Практическая осуществимость проекта; Связь с потребностями общества.

Слайд 35

Основные требования к учебным проектам

Организационно-педагогические; Психолого-физиологические; Технолого-экономические.

Слайд 36

Слайд 38

Сбор сведений (поиск информации) Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 недели Результат: найденные сведения

Слайд 39

Выполнение проекта

Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи: Исследования; Изготовление конечного продукта.

Слайд 40

Завершение работы над темой Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4) Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями

Слайд 41

Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса

Слайд 42

Проектная деятельность в школе

Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия!

Слайд 43

Слайд 44

Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры:

Разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся); - разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса; - формируют образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность; - проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета; - осуществляют диагностику готовности старших школьников к дальнейшему обучению; - создают условия для развития субъективной активности школьников в учебной и в неурочной деятельности.

Слайд 45

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.

Слайд 46

Слайд 47

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость.

Слайд 48

Суть технологии.

Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания. Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.

Слайд 49

Функция преобразования; Функция мышления; Функция оценивания

Функции проектно – исследовательской технологии

Слайд 50

индивидуализации; проблемности; доступности; Самодеятельности; Сотрудничества.

Принципы организации проектно – исследовательской технологии

Слайд 51

Информационный (установочное занятие, сообщение о цели и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта). Плановый. Поисковый. Обобщающий.(структурирование информации, систематизация данных, построены логической системы, выводов). Этап представления и защиты.(Защита, презентация, результат). Аналитический.(Рефлексия)

Этапы проектной технологии.

Слайд 52

Положительные стороны.

Применение проектно – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей. Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе

Слайд 53

Недостатки проектной методики.

неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности; повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Технология проблемно-диалогического обучения

Урок объяснения нового материала

Урок «открытия» знаний

Слайд 57

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками

Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Учебники Подача матери-ала

Регулятивные УУД Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы. (Из программы формирования УУД)

Слайд 58

Пример проблемной ситуации через противоречие двух мнений

Лена: На юге жарко.

Миша: А как же Южный полюс?

Сравните два утверждения – в чем противоречие? Какой возникает вопрос? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Где на Земле тепло, а где - холодно? РЕШЕНИЕ: Все зависит от того, прямые или косые лучи солнца падают на поверхность Земли

Слайд 59

Какие образовательные результаты обеспечивает проблемный диалог?

Регулятивные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Познавательная – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Слайд 60

Слайд 62

ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления

Слайд 63

1. Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Исходные научные идеи: Критическое мышление: Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; Облегает понимание различных «взглядов на мир»; Позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Слайд 64

1. Технология развития критического мышления. Критерии оценки результата

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся.Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: Оценка (Где ошибка?) Диагноз (В чём причина?) Самоконтроль (Каковы недостатки?) Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?) Прогноз (Постройте прогноз). Результаты: Критичность мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.

Слайд 70

Закономерности:

Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания. Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся. Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.

Слайд 72

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

Смысл деятельности (зачем я это делаю); Постановка личной цели (предвосхищающий результат); План деятельности; Реализация плана; Рефлексия (осознание собственной деятельности); Оценка; Корректировка или переопределение целей.

Слайд 1

Современные педагогические технологии и их роль в образовательном процессе Подготовила: Богданова Л.А. учитель английского языка МОБУ «СОШ №3 г. Соль-Илецка»

Слайд 2

Применение современных технологий – одно из инновационных направлений в развитии современной дидактики

Слайд 3

Технологии и методики
Какая разница между методикой и технологией? (по В.И.Загвязинскому) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.
Современные образовательные технологии

Слайд 4

Определение Педагогическая технология
В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающая в себя проектирование, организацию и Проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер».
В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса».
В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели».
ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, методических средств, используемых для достижения педагогических целей».
Современные образовательные технологии

Слайд 5

Критерии технологичности
Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
Современные образовательные технологии

Слайд 6

Классификация педагогических технологий
по виду педагогической деятельности; по типу управления учебно-воспитательным процессом; по преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения; по подходу к ребенку и воспитательной ориентации; альтернативные технологии и т.д.

Слайд 7

Селевко Герман Константинович (1932-2008) - заслуженный работник Высшей школы, академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук, автор «Энциклопедии образовательных технологий», автор школы саморазвития личности
Современные образовательные технологии

Слайд 8

Современные образовательные технологии

Слайд 9

Педагогика сотрудничества
Особенности методики: гуманно-личностный подход к ребёнку- новый взгляд на личность как цель образования, гуманизация и демократизация педагогических отношений, отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях, формирование положительной Я-концепции. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс: -содержание обучения рассматривается как средство развития личности, -обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям и навыкам, способам мышления, -вариативность и дифференциация обучения, -создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Современные образовательные технологии

Слайд 10

Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.
Современные образовательные технологии

Слайд 11

Технология проектного обучения
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни». Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Современные образовательные технологии

Слайд 12

Игровые технологии
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несёт на себе функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.
Современные образовательные технологии

Слайд 13

Проблемное обучение
Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Результат проблемного обучения: Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Современные образовательные технологии

Слайд 14

Технология уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение-это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп: *по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы), * по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды), *по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы) *по уровню умственного развития (уровню достижений), *по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д.) Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик): *внутриклассная дифференциация обучения, *развивающий цикл уроков по теме.
Современные образовательные технологии

Слайд 15

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.
Современные образовательные технологии

Слайд 16

Технологии развивающего обучения
Личностно – ориентированное развивающее обучение
Технологии развивающего обучения
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Слайд 17

Портфолио
Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры Типы портфолио достижений, тематический презентационный, комплексный Новые формы портфолио Электронный портфолио Паспорт компетенций и квалификации Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы)
Современные образовательные технологии

Слайд 18

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько
Современные образовательные технологии

Слайд 19

Творческих успехов и эффективной работы
Современные образовательные технологии

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Традиционная педагогика Учитель учит- ученик учится Учитель знает все- ученик не знает ничего Учитель думает- ученик воспроизводит знания Учитель говорит- ученик слушает Учитель управляет- ученик подчиняется Учитель активен- ученик пассивен Учитель определяет содержание обучения- ученик к нему приспосабливается Учитель авторитарен- ученик несвободен Учитель- субъект обучения- ученик-объект обучения

Cлайд 5

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Cлайд 6

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от «01» февраля 2011 г. № 19644. 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – внесен в Совет по стандартам в ноябре 2010 года. На доработке

Cлайд 7

Последовательность введения ФГОС Введение ФГОС по мере готовности Обязательное введение ФГОС

Cлайд 8

Примерная основная образовательная программа основного общего образования к результатам образования, структуре (содержанию), условиям ее реализации Стандарт как совокупность требований к программе школы ФГОС основного общего образования Ст. 7 Закона «Об образовании»

Cлайд 9

Стандарт как совокупность трех систем требований к ООП Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП ст. 7 ФЗ РФ «Об образовании» (достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, через развитие «умения учиться» на протяжении всего процесса обучения)

Cлайд 10

* Переход на новые образовательные стандарты От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности

Cлайд 11

Новое качество образования Знания (предметный) Личностный рост (личностный) Применение знаний в жизни (метапредметный)

Cлайд 12

О системно-деятельностном подходе В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л. С. Выготского… … где системно-деятельностный подход – идеальная форма, задающая норматив социально-желаемых характеристик личности, проектирующих установки, определяющий основные задачи и направления развития системы образования. (из материалов «Стандарты второго поколения»)

Cлайд 13

Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ФГОС ООО

Cлайд 14

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Транслирует информацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Cлайд 15

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников. 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему. 4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизни Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Cлайд 16

Новая дидактическая модель образования При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. ФГОС ООО

Cлайд 17

Cлайд 18

ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!) умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) * Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Cлайд 19

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

Cлайд 20

Образовательные технологии В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценки современные технологии проектирования образовательной среды

Cлайд 21

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Cлайд 22

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Cлайд 23

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Cлайд 24

Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Cлайд 25

обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Cлайд 26

Три уровня педагогических технологий: Различают три уровня педагогических технологий: общепедагогический, частнометодический, локально - модульный. Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя. Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технологии отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Cлайд 27

Технологии: -развивающее обучение; -проблемное обучение; -разноуровневое обучение; -коллективная система обучения (КСО); -технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); -исследовательские методы обучения; -проектные методы обучения; -технология « дебаты»; -технологию модульного и блочно- модульного обучения; -лекционно – семинарско - зачетная система обучения; -технология развития «критического мышления»; -технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); -информационно – коммуникационные технологии; -здоровьесберегающие технологии; - систему инновационной оценки « портфолио»; - технологию дистанционного обучения технология мастерских групповое обучение и др.

Cлайд 28

Современные педагогические технологии Здоровьесберегающие технологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационнокоммуникационная (ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Деловые игры Проблемное обучение Портфолио учащихся компьютерные технологии интерактивные технологии Технологии разноуровнего обучения

Cлайд 29

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: модульная технология; технология проектного обучения; технология внутриклассной дифференциации; технология проблемного обучения; технология дидактической игры.

Cлайд 30

Cлайд 31

О проекте Проект – целенаправленное управление изменением, фиксированное во времени Проектирование и творчество Проектирование и управление Проектирование и развитие

Cлайд 32

Структура проектной деятельности Ориентация на получение результата! 1.Описание (фиксация) результата 2. Фиксация срока достижения результата 3. Предварительное планирование действий по достижению результата 4. Программирование (планирование по времени отдельных действий) 5. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией 6. Получение продукта проектной деятельности

Cлайд 33

Метод проектов- способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров.

Cлайд 34

Основные принципы учебного проектирования Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал; Возможно большая самостоятельность учащихся; Творческая направленность; Практическая осуществимость проекта; Связь с потребностями общества.

Cлайд 35

Основные требования к учебным проектам Организационно-педагогические; Психолого-физиологические; Технолого-экономические.

Cлайд 36

Cлайд 37

Этапы проектной деятельности Выбор направлений сбора сведений Начинается со знакомства и рекламы темы (уже выбранной учителем) Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)

Cлайд 38

Этапы проектной деятельности Сбор сведений (поиск информации) Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 недели Результат: найденные сведения

Cлайд 39

Выполнение проекта Деятельность учащихся по реализации выбранной идеи: Исследования; Изготовление конечного продукта.

Cлайд 40

Этапы проектной деятельности Завершение работы над темой Из найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4) Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведений Оформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемы Результат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями

Cлайд 41

Этапы проектной деятельности Представление результатов Проводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса

Cлайд 42

Проектная деятельность в школе Проектная деятельность развивает все универсальные учебные действия!

Cлайд 43

Cлайд 44

Деятельность учителя по реализации целей школы проектной культуры: - разрабатывают образовательные программы, в которые входят образовательные маршруты (для параллели классов, для класса, для групп, для отдельных обучающихся); - разрабатывают программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса; - формируют образовательную, информационно-коммуникативную, рефлексивную компетентность; - проектируют самостоятельную работу школьников с учебной литературой, дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета; - осуществляют диагностику готовности старших школьников к дальнейшему обучению; - создают условия для развития субъективной активности школьников в учебной и в неурочной деятельности.

Cлайд 45

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общественного результата деятельности. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций.

Cлайд 46

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов.

Cлайд 47

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленной в стандартном виде. Результатом проектной деятельности являются продукты имеющие практическую значимость, социальную значимость.

Cлайд 48

Стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,решению этих проблем, умение практически применять полученные знания. Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.

Cлайд 49

Cлайд 50

Cлайд 51

Cлайд 52

Применение проектно – исследовательских технологий на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся. Способствует формированию межпредметных и надпредметных связей. Реальный вклад учеников в изменение социальной ситуации в образовательном сообществе

Cлайд 53

Cлайд 54

Cлайд 55

Отечественные исследования: проблемное обучение: И.А.Ильницкая В.Т. Кудрявцев М.И.Махмутов психология творчества:А.В.Брушлинский А.М.Матюшкин А.Т.Шумилин

Cлайд 56

Технология проблемно-диалогического обучения Урок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний

Cлайд 57

Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми Учебники Подача матери-ала Регулятивные УУД Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план. Работая по плану, сверять свои действия с целью. Определять степень успешности выполнения своей работы. (Из программы формирования УУД)