Презентация на тему художественная культура первобытного человека. Культура первобытного общества первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества

Познать первобытную культуру нам помогают три науки:

  1. археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
  2. этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
  3. лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Слайд 2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Слайд 3

Периодизация первобытной культуры

«Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
Силы железа потом и меди были открыты.
Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
римский поэт и философ
I в. до н. э. Лукреций

Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа:

  • палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
  • мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.),
  • и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).

В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.).

Слайд 4

Религиозные представления древнего человека

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

Слайд 5

Что же представляло собой искусство на заре человечества?

Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Слайд 6

Наскальная живопись

Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».
Самый древний вид петроглифов «макароны».
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд 7

Пещера рук. Аргентина.

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.
В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 тыс. и 7 тыс. годами до н.э.
К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд 8

Пещера Альтамира, Испания.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем.

Слайд 9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.
Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд 10

Особенности живописи палеолита

Изображения очень реалистичны, точны в деталях.

Передаётся динамика движения.

  • в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
  • в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
  • использование широкой палитры красок
  • характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!
  • Слайд 11

    Пещера Ляско, Франция, Верхний палеолит

    История открытия.
    12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

    Слайд 12

    Ротонда с быками

    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

    Слайд 13

    Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

    Слайд 14

    Колодец

    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

    Слайд 15

    Пещера Пешь-Мерль. Франция

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

    Слайд 16

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
    Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
    Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники».

    Слайд 17

    Капова пещера. Россия. Верхний палеолит.

    Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем.
    Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

    Слайд 18

    Горы Дракенсберг, Южно-Африканская республика

    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

    Слайд 19

    Ппещена Нью. Франция. Верхний палеолит.

    Рисунок углём.

    Слайд 20

    Пещера Шове. Франция. Верхний палеолит.

    Одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. 3 спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

    Слайд 21

    Первые рисунки

    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.
    Глаз мамонта испуганно косится,
    Бежит олень, погоней окрылён.
    Упал, и, умирая, шевелится,
    И кровь глотает раненный бизон.
    Охотники бесшумно шли по следу,
    И громким криком открывали бой,
    И закрепляли трудную победу
    Рисунком лёгким, тонкою резьбой.
    Валентин Берестов

    Слайд 22

    Керамика и орнамент

    Расписной сосуд. Поздний бронзовый век. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

    Особая область первобытного искусства – орнамент.
    В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
    На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

    Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории
    человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.
    Познать первобытную культуру нам помогают три науки:
    археология (на основании материальных остатков деятельности
    человека),
    этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов
    мира, традиционного искусства) и
    Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и
    легенд).
    1

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь
    первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура
    племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной
    2
    деятельности.

    *Дикость(40-35 тыс
    лет до н.э- 10- 8 тыс
    лет до н.э)
    *Палеолит
    (древнекаменный век)
    *Мезолит
    (среднекаменный век)
    *Варварство (10-8 тыс
    лет до н.э- 4- 3. 5
    тыс лет до н.э)
    *Неолит
    (новокаменный мек)
    *Энеолит
    (медный век)
    3

    Палеолит

    Подразделения
    Ориньяк (40- 35 тыс лет
    до н.э)
    Солютре (35-25 тыс лет
    до н.э)
    Мадлен (25-12 тыс лет до
    н.э)
    Характерные
    особенности:
    *Матриархат.
    *Древнейшие
    изображения:
    -отпечатки человеческой
    руки; штриховые
    изображения животных;
    « макароны»;
    наскальные рисунки
    (графика)
    4

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

    Виды религии: особенности
    Анимизм вера в духов и душу
    Фетишизм религиозное поклонение материальным
    предметам - фетишам, которым
    приписываются сверхъестественные
    свойства
    описания системы мышления, при которой
    Магиячеловек обращается к тайным силам с
    целью влияния на события.
    Тотемизм -
    вера в сверхъестественную связь между
    группой людей и группой материальных
    вещей.
    5

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

    «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
    Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
    Силы железа потом и меди были открыты.
    Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
    римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций
    Самый длительный период истории человечества и его культуры -
    каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)-
    В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.),
    мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.)
    и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.).
    В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит
    более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо,
    намного превосходящее по прочности бронзу.
    Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время
    (3-1 тыс. лет до н. э.).
    6

    РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
    ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА
    Жизнь древних людей была
    неотделима от природы. Люди
    считали, что в природе всё
    взаимосвязано.
    ТОТЕМИЗМ – вера в
    сверхъестественную связь между
    группой людей и группой
    материальных вещей.
    В качестве тотемов чаще всего
    выступали животные, реже – растения
    или предметы.
    Люди сочиняли рассказы о тотемных
    животных. Так родились первые мифы.
    С тотемической мифологией тесно
    связаны обряды.
    7

    Что же представляло собой
    искусство на заре
    человечества?
    Первоначально оно носило
    синкретический характер, то
    есть в нем не выделялись и не
    различались его основные
    виды: изобразительное
    искусство, театр, музыка и
    танец.
    Главной причиной такой
    синкретичности искусства
    была его тесная связь с
    религиозными верованиями и
    особенностями трудовой
    деятельности первобытного
    человека.
    Памятники первобытной культуры,
    сохранившиеся до наших дней, представлены
    главным образом произведениями
    изобразительного искусства.
    8

    ПЕРВЫЕ РИСУНКИ
    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.

    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
    По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или
    навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего
    палеолита. Из них в России - 2.
    Какими инструментами
    пользовался человек, чтобы
    запечатлеть увиденное?
    Первые рисунки, вероятно,
    были выполнены самым
    примитивным способом -
    пальцами, ветками или костями
    по мягкой глине. На стенах
    пещер проводились прямые и
    волнистые параллельные
    линии, так называемые
    «макароны».
    Самый древний вид петроглифов «макароны».
    10

    К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой
    руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.
    В Пещере рук(Аргентина) стена сплошь покрыта такими контурами. Считается.
    Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э.
    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего
    выдували сквозь полые стебли растений.
    11

    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА
    ИСПАНИЯ. Палеолит.
    Настоящей сенсацией стали находки
    испанского адвоката и археологалюбителя Марселино Саутуолы в 1875 г.
    в пещере близ деревни Альтамира
    (Испания). Двадцать пять цветных
    изображений бизонов в натуральную
    величину украшали стены пещеры.
    Некоторые животные лежали на земле,
    другие спокойно щипали траву, третьи,
    падая от стрелы охотника, корчились в
    муках.
    Бизон и лань.
    Рисунок глиной и углем
    12

    13

    14

    Особенности живописи палеолита
    -Изображения очень реалистичны, точны в деталях.
    --Изображение животного как «мишени»
    - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений.
    Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и
    изображения человека.
    - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных
    животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и
    горные козлы, и львы.
    - использование широкой палитры красок
    - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства
    была передача глубины пространства. Некоторые изображения
    перспективны!!!
    15

    ПЕЩЕРА ЛЯСКО
    ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит
    ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
    12 сентября 1940 года четверо
    ребят из французской деревни
    Мартиньяк гуляли со своей
    собакой. Заметив лисью нору,
    они принялись её раскапывать и
    обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и
    Марсаль с преподавателем Леоном
    Равалем и учёным аббатом Брейлем.
    16

    Ротонда с быками
    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не
    погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом
    это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью.
    Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в
    другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.
    17

    Ротонда с быками
    Самое просторное верхнее
    помещение пещеры.
    Рисунки на стенах
    изображают купных рогатых
    животных: быков,
    антилоп Гну.
    18

    КОЛОДЕЦ
    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим
    человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с
    вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.
    19

    ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ
    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки
    нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.
    20

    ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ.
    Верхний палеолит.
    одна из самых громких и самых последних
    сенсаций не только археологических, но
    общекультурных. Пещеру открыли 18
    декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари
    Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан
    Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один
    десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать,
    что в пещере четыре больших "зала", в которых
    около или более 300 изображений. Живопись
    прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это
    – одна из самых ранних на Земле образцов
    живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые
    наблюдения очень существенно пошатнули
    устоявшиеся представления об искусстве эпохи
    верхнего палеолита и отодвинули его начало
    почти на 5 тысячелетий в глубину.
    21

    ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит.
    Рисунок углём
    22

    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ.
    Верхний палеолит.
    Как и во многих других подобных
    случаях, сама пещера известна
    очень давно. В 1760 г. она была
    уже описана в одном из историкогеографических сочинений о
    Приуралье. С пещерой связано
    много местных преданий и
    легенд, отмеченных В.И.Далем.
    Внимание археологов было
    привлечено к ней только
    после 1959 г., когда зоолог
    А.В.Рюмин обнаружил на стенах
    пещеры палеолитические
    изображения. Cреди них хорошо
    распознаются мамонты, носорог,
    бизон и лошади.
    23

    Палеолитические «Венеры»

    Палеолитическая
    «Венера» - это не
    грациозное создание,
    пленяющее
    воображение
    современного мужчины,
    и не цветущая
    женственность луврской
    Афродиты, но
    многорожавшая мать.
    Венера Виллендорфская
    (Австрия)
    24

    Венера
    Брассемпуйская,
    или «Дама с
    капюшоном» -
    фрагмент фигуры
    из слоновой кости
    эпохи верхнего
    палеолита,
    обнаруженный в
    селении
    Брассемпуй
    (Brassempouy),
    Франция, в 1892
    году.
    25

    Орнамент

    лат. ornemantum - украшение) -
    узор, основанный на повторе и
    чередовании составляющих его
    элементов; предназначается для
    украшения различных предметов
    (утварь, орудия и оружие,
    текстильные изделия, мебель,
    книги и т. д.), архитектурных
    сооружений (как извне, так и в
    интерьере), произведений
    пластических искусств (главным
    образом прикладных), у
    первобытных народов также
    самого человеческого тела
    (раскраска, татуировка).
    26

    В живописи и графике
    мезолита и неолита
    преобладают схематические
    многофигурные композиции,
    запечатлевшие сцены охоты,
    военные эпизоды, культовые
    церемонии.
    Изображения, сопровождавшие
    устные рассказы, приобретают более
    условный характер, а правдоподобие
    отходит на второй план. Среди них
    особенно много контурных рисунков,
    внутренняя часть которых
    закрашена красками, а иногда
    покрыта штриховкой. Фигуры
    животных и человека невелики по
    размеру.
    Одна из интереснейших композиций
    того времени - «Сражающиеся
    лучники».
    27

    Горы ДРАКЕНСБЕРГ,
    ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
    28

    Неолит (новокаменный век)

    Дольмен - культовый
    объект, символический
    каменный дом для
    погребенного
    Дольмены обычно относят
    к так называемым
    « мегалитам» древнейшим
    сооружениям из
    больших каменных
    блоков
    29

    Менгир

    простейший мегалит в
    виде установленного
    человеком грубо
    обработанного дикого
    камня, у которого
    вертикальные размеры
    заметно превышают
    горизонтальные.
    Радстонский монолит,
    самый высокий менгир
    в Великобритании, вес
    около 40 тонн
    30

    Кромлех

    древнее (времен неолита,
    бронзового века и
    позднее) сооружение,
    представляющее собой
    несколько поставленных
    вертикально в землю
    обработанных или
    необработанных
    продолговатых камней
    (менгиров), образующих
    одну или несколько
    концентрических
    окружностей.
    31

    Керамика неолита и энеолита

    Меа́ ндр (греч.
    μαίανδρος) -
    известный ещё со
    времён неолита и
    распространённый
    тип орнамента
    32

    Языковые семьи

    I.Индоевропейская
    семья языков
    (более 10 ветвей)
    1.Индоарийская
    2. Иранская
    3. Балтийская
    4 Славянская
    5. Германская
    6. Романская
    7. Кельтская
    8. Греческая
    9. Албанская
    10. Армянская
    II.Семито - хамитская
    III.Кавказская
    IV.Финно - угорская
    V.Тюркская
    VI. Австронезийская
    VII. Китайскотибетская
    VIII.Папуасская
    33

    Виды письменности

    Пиктография
    -такое письмр, знаки
    которого
    (пиктограммы)
    Представляют собой
    схематические
    рисунки, наглядно
    изображающие
    предметы и
    явления
    действительности.
    Идеография
    Фонография
    -
    - система письма, в
    которой вместо букв,
    соответствующих звукам,
    используются знаки
    (символы), выражающие
    предметы и понятия.
    Высшим этапом развития
    идеографии является
    иероглифическое письмо
    такое письмо, знаки
    которого
    обозначают
    звуковые элементы
    слова.
    Различаютслоговое
    письмо (
    индийский) и
    буквенное (
    русский)
    34

    Современная живопись австралийских аборигенов

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).




    Самый длительный период истории человечества и его культуры каменный век (404 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (4012 тыс. лет до н. э.), мезолит (128 тыс. лет до н. э.) и неолит (104 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (31 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций


    Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА


    Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.


    НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые « макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.


    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между и годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.


    ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога- любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.


    О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита


    Особенности живописи палеолита -Изображения очень реалистичны, точны в деталях. -Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!


    ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.


    Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.








    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени «Сражающиеся лучники».


    КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко- географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.
    ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.


    ПЕРВЫЕ РИСУНКИ Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится, И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов


    КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт- Петербург. Эрмитаж Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.



    Культурное наследие первобытного общества

    Памятники Всемирного культурного наследия, связанные в первобытной эпохой

    Пещера Ляско, Франция, 1979 г. (критерии i, iii)

    Петроглифы в Валь-Камонике, Италия, 1979 г. (критерии iii, vi)

    Пещера Альтамира, Испания, 1985 г. (критерии i, iii)

    Мегалитические сооружения Стоунхендж и Эйвбери, Англия, 1986 г. (критерии i, ii, iii)

    Стоянка синантропа, Китай, 1987 г. (критерии iii, vi)

    Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп, расположены на территории нескольких стран: Швейцария, Франция, Италия, Австрия и Словения, 2011г. (критерии ii, iv).

    Периодизация истории первобытного общества

    Палеолит (каменный век):

    Нижний (древний) – 1,5 - 1 млн лет. до н.э. -Средний - 100 - 40 тыс. лет до н.э. -Верхний - 40 - 12 тыс. лет до н.э.

    Мезолит (средний каменный век) - 12 - 6 тыс. лет до н.э.

    Неолит (новый каменный век) - 7 - 4 тыс. лет до н.э.

    Энеолит - 5 - 3 тыс. лет до н.э.

    Бронзовый век - 3 - 1 тыс. лет

    Железный век - 1 тыс. лет до н.э.

    Периодизация эпохи палеолита

    ранний, или нижний, палеолит (олдувай, шель, ашель, мустье)

    поздний, или верхний, палеолит (ориньяк, солютре, мадлен, костенково-борщевская культура и др.культуры).

    иногда выделяют средний палеолит

    (премустье, мустье).

    Данная периодизация основана на главных

    культурных достижениях древнего человека, в первую очередь, особенностями орудий труда

    Появление и эволюция

    древнейшего человека

    Становление научных исследований первобытного общества

    1856 г. близ Дюссельдорфа найден скелет неандертальца (homo neanderthalensis)

    вт. пол. XIX в. – многочисленные находки останков древнего человека

    1871 г. - исследование Чарльза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор»

    1896 г. - Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

    Происходит оформление нового научного направления палеоантропологии , т.е. науки, изучающей древнего человека и его происхождение.

    Основные этапы эволюции древнего человека

    Австралопитек , или протантроп , - предки рода homo (люди), род ископаемых высших приматов, фрагменты костей которых впервые были обнаружены в Южной Африке

    Человек умелый (homo habilis) - высокоразвитый австралопитек, первый представитель рода homo. Его останки были обнаружены в 1960 г. в Танзании в пещере Олдувай. Первым начал изготавливать орудия труда.

    Человек прямоходящий (homo erectus) ископаемый вид людей, живших 1,5 млн - 400 тыс. лет назад. Развивался параллельно с homo habilis, но не был предком современного человека.

    Человек разумный (homo sapiens) - вид рода homo (люди ), обладал довольно высокой степенью развития материальной и нематериальной культуры, изготавливал орудия труда, обладал способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Время существования – 45 тыс. лет назад – до настоящего времени

    Архантроп - обобщенное название ископаемых людей, которые привели к появлению следующего этапа эволюции - палеоантропов.

    Виды архантропа

    питекантропы,

    синантропы,

    гейдельбергский человек и др.

    Останки архантропов найдены в Азии, Африке и Европе.

    Абсолютный возраст архантропов - от 1,9 млн лет до 60 тыс. лет.

    Архантропы охотой, собирательством, изготовляли грубые каменные орудия труд, умели разводить огонь, жили «первобытным человеческим стадом», обладали зачатками речи

    Палеоантроп - следующий этап эволюции человека, которые рассматриваются как переходный этап от человека прямоходящего (homo erectus) к человеку современного типа, человеку разумному (homo sapiens).

    Неандерталец (homo neanderthalensis) - ископаемый вид людей, представитель палеоантропов. Жил в Европе, Азии и Африке 200 - 28 (27) тыс. лет назад

    Обратная связь
    Мы в социальных сетях

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Для правообладателей >

    myslide.ru

    Культура первобытного общества - презентация, доклад, проект

    Обратная связь

    Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

    Мы в социальных сетях

    ВКонтакте >

    Что такое Myslide.ru?

    Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

    Для правообладателей >

    myslide.ru

    Презентация по курсу "Культурология" на тему "Культура первобытного общества"

    Культура первобытного общества

    Культурология

    Культура первобытного общества - самый протяженный по времени и наименее изученный период

    в истории культуры человечества.

    Самым древним из известных проявлений человеческой деятельности являются примитивные орудия из кремня датируются

    2,7 млн. лет назад

    Принято делить историю первобытного мира на

    Каменный век

    Медный век

    Бронзовый век

    Железный век

    по названию материалов, из которых люди изготавливали орудия

    Каменный век:

    Средний (мезолит)

    Древний (палеолит)

    Новый (неолит)

    Приблизительно его хронологические границы:

    2 млн. - 6 тыс. лет до н.э.

    В палеолите выделяют:

    Переход от присваивающего хозяйства к производящему

    В конце каменного века происходит «неолитическая революция»:

    созданы условия для развития общества и появления цивилизации

    В это же время произошло открытие

    первого искусственного материала - огнеупорной глины

    Дальнейшие этапы развития:

    медный век (энеолит): 4 - 3 тыс. до н.э.

    бронзовый век: конец 3 тыс. до н.э. - начало I тыс. до н.э.

    В начале I тыс. до н.э. его сменил железный век

    Первобытное искусство - немаловажная часть культуры эпохи (в которую включают также религиозные верования и культы, традиции и обряды).

    в наскальной живописи археологи не обнаруживают пейзажных рисунков, имеющих чисто эстетическую функцию

    Искусство было теснейшим образом связано с культом:

    изображения же животных - туров, бизонов, лошадей - встречаются повсеместно: животных боялись, им поклонялись

    Таким образом, религиозная функция искусства, очевидно, была первичной по отношению к эстетической.

    Важнейшие особенности искусства:

    сочетание разнообразных воззрений возможности всех психических процессов и переживаний человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в т.н. архетипе.

    Синкретизм

    Символизм

    условный характер изображения

    Первые произведения первобытного искусства –

    простейшие скульптуры

    Широкое распространены женские фигурки из кости или камня с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами:

    «палеолитические Венеры»

    Очевидно, эти фигурки были связаны с культом

    матери-прародительницы

    Найдены во многих районах планеты:

    Первые проявления художественного творчества относятся

    к верхнему палеолиту:

    именно в это время человек начинает изображать людей и животных

    Стилизованные изображения животных условно именуют «звериным (или зоологическим) стилем

    Необычайно распространенны изображения зверей

    Для рисования использовались уголь, соки растений, цветные глины.

    состоит из отдельных образов

    При всей жизненной выразительности некоторых образов неолитическое искусство остается

    интуитивно-спонтанным:

    нет композиции в современном смысле слова

    отсутствует фон

    культовые сооружения из грубо обработанных огромных камней, расположенных определенным образом

    В период неолита появляется храмовая архитектура:

    Мегалиты:

    Разновидности мегалитов:

    сооружения, состоящие из нескольких вертикально камней, которые горизонтально перекрываются камнем

    дольмены

    сооружения, состоящие из длинных камней, которые в форме аллеи вертикально вкапывались в землю

    сооружения, в которых камни вкапывались пол кругу, в центре которого находился другой камень

    кромлехи

    Религиозные представления

    представление об одушевленности всего, что окружает человека

    вера в способность души, духа отделяться от тела

    совокупность ритуальных действий

    вера в возможность повлиять таинственные силы

    с их помощью повлиять на окружающий мир

    Религиозные представления

    поклонение неодушевленным предметам

    Фетишизм

    фетишами - как природные объекты, так и созданные руками человека

    от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей

    вера в кровнородственные связи рода и определенным растением (животным)

    Тотемизм

    тотем иногда «брат» рода, отсюда - запрет на его умерщвление

    виды: родовой, фратриальный, групповой, половой, индивидуальный

    достиг расцвета в эпоху земледельческих обществ

    Особая область искусства - орнамент

    художник уже не копирует природу

    мир изображается посредством геометрических абстракций

    Орнаменты - не просто украшение, но закодированная картина мира:

    спираль или ломаная линия:

    символ мира, ориентированный

    по четырем сторонам света

    multiurok.ru

    Культура первобытного общества - презентация

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд). Prezentacii.com Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности. Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (40-4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40-12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12-8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10-4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3-1 тыс. лет до н. э.). ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом - пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2. Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром. ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения.- в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!! ПЕЩЕРА ЛЯСКОФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем. Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2. Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатыхживотных: быков,антилоп Гну. КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны. В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники». КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади. Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли. ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину. ПЕРВЫЕ РИСУНКИПусть предок жизнью жил полузвериной,Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится,Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится,И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу,И громким криком открывали бой,И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков. Современная живопись австралийских аборигенов

    freedocs.xyz

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА - презентация

    КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Жизнь людей не проходит на земле бесследно. Она оставляет «следы». До нас дошли только обломки их костей и немногие сделанные ими вещи. Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Искусство первобытности отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранились и передавались знания, умения и навыки, происходило общение между собой. Источники изучения первобытного общества и культуры – археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. Развитие человечества прошло ряд этапов. Первый человек – синантроп (найден в 40 км от г. Пекин). Средний рост мужчины – 163 см, женщины – 152 см. В пещерах найдены орудия труда, оружие (изделия из кварца, кварцита, песчаника, роговика). Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы пользовались огнем. Образ жизни: охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия. Вид синантропа Череп неандертальца был найден в 1856 г. в ущелье Неандерталь (Германия). Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см) и массивным телосложением. Строение голосового аппарата и мозга неандертальцев позволяют сделать вывод о том, что они могли говорить. Культура неандертальцев: обоюдоострые рубила, заточенные очень качественно, разнообразные отщепы, использовавшиеся для разделки туш. У них имелись деревянные копья для ближнего боя с каменными наконечниками. В более позднее время у неандертальцев появляются зачатки искусства (ожерелье из медвежьих когтей, нечто вроде «флейт» - кости с просверлёнными дырочками, которые, могли служить для разведения огня и для музыкальных упражнений. При неандертальцах наблюдается переход к оседлости. Вид неандертальцев Особенности первобытного искусства Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления; например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга, а осознавались единым явлением). Синкретизм – это одинаковая степень условности, сходство в деталях и технике изготовления; однородность ее форм повсюду, где бы она не существовала (роспись и рисунки в пещерах, древняя керамика, скульптура). Классификация первобытного искусства: По социальному устройству:Эпоха первобытного стада;Эпоха родового строя;Эпоха военной демократии.2. По материалу изготовления орудий труда:Каменный век;Век бронзы;Век железа. Каменный век. Это самый длинный в истории человечества век. Он делится на:1. Древний каменный век (палеолит).2. Средний каменный век (мезолит).3. Новый каменный век (неолит). Пелеолит (35-10 тыс. лет до н.э.) Люди эпохи палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготовлять глиняную посуду - керамику. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Это период формирования биологического типа человека. Палеолит, в свою очередь, содержит три периода:Древний (нижний) - до 150 тыс. лет до н.э.;Средний - 150-35 тыс.лет до н.э.;Верхний (поздний) - 35-10 тыс.лет до н.э, содержащий два периода:Ориньяк-Саморейский (35-20 тыс.лет до н.э.) и Мадлен (20-10 тыс.лет до н.э.). В эпоху палеолита появляются первые женские фигурки 5-10 см (характеризуют матриархат) Особенности: сильная и цельная пластика тела; выразительность форм; монументальность; невнимание к портретной характеристике; главное – подчеркнуть функцию женщины (продолжение рода). Огромный интерес к животным выразился в: гравированных рисунках на камне и роге; росписях пещер; рельефах; круглой пластике. Поздний палеолит Ориньяк-Саморейский период. Первые шаги в области изобразительного искусства. Появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура (Франция, Испания). В основном изображения животных, но появляются и человеческие фигуры (женщин). Период Мадлен. Появляются разноцветные изображения. Альтамирская пещера (Испания). Изображения животных группируются в один сюжет (табун лошадей из грота Шаффо - Франция). Изображения животных и птиц (Костенки, Гагарино, Авдеево в России). Ощущается гармония, симметрия, ритм (Мезино на Украине). Наскальные росписи в Альтамировской пещере в Испании (Бизон - красной краской; нежная, трогательная лань). Наскальные рисунки и росписи в пещерах эпохи палеолита на юге Франции (Голова оленя - пещеры Нао, "Зал быков" - пещера де-Леско). Альтамирская пещера (Испания) Пещера Ласко (Франция) Пещера Шульган-Таш Мезолит (12-8 тыс. до н.э.) Этот период знаменуется окончанием ледникового периода, на земле установились привычный для нас климат, животный и растительный мир. Люди расселились далеко на север, освоили территорию Шотландии, Прибалтики, части побережья Северного Ледовитого океана. Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Собаки использовались для охоты и охраны жилища. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). В некоторых местах сохранились также рыболовные сети, каменные тесла и деревянные предметы, такие как каноэ и плоты. Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу. Распространяются формы насилия, связанные не с проблемой выживания, а с нарушением общественных норм, когда нарушители подвергались различным формам принуждения, а иногда и физической расправе. Накапливаются новые знания об окружающем мире, развиваются и совершенствуются умения, помогающие выжить. Так, людям необходимо было знать особенности кормовой территории, повадки животных, свойства растений и природных минералов. Появился первый опыт лечения травм, полученных во время охоты, вывихов, нарывов, укусов змей и т. д. Проводились первые хирургические операции: удаление зубов, ампутация конечностей. В росписях – сюжетные композиции (сцены загона скота, охота, война). Рождается искусство многофигурной композиции (человек играет главенствующую роль). Рисунок приобретает форму пиктограммы (схематичного рисунка, передающего сообщение). Попробуйте расшифровать эти записи:Искусство мезолита Неолит (1-4 тыс.до н.э.) Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую стадию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во всё больших количествах изделий из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы: земледельцев и скотоводов развитых охотников и рыболовов. Особенность неолита: Раскопки захоронений свидетельствуют о появлении заупокойного культа, о развитии верований в загробную жизнь, для которой мертвым дается все, что служило им в земной жизни. Обнаруженные в могильниках многочисленные драгоценности говорят о процветании экономики и получении избыточного продукта. Люди научились обжигать глину, появилась керамика. Керамические сосуды украшались прихотливым узором, отсюда совершенствование искусства орнамента. Особенности орнамента: геометрическая стройность, ритм красок и линий. Изображения людей и животных схематичны, часто воспринимаются как знаки. Это петроглифы, высеченные на скалах и гранитных валунах под открытым небом. Наскальная живопись Появляются первые укрепленные поселения Городище - остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления. Искусство бронзового века проявилось в Скифии. Расцвет искусства – VII-VI вв. до н.э. Типичные памятники – могильные курганы вождей. Сохранились изображения скифов Северного Причерноморья (из Греции): бородатые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах, в войлочных шапках. Бронзовый век Появление первых архитектурных сооружений Мегалиты («мега» – большой, «лит» - камень). Встречаются 3-х видов:Менгиры – вертикально поставленные камни. Дольмены – 2 вертикально поставленных камня, перекрытые третьим. Кромлех – сложная постройка, состоящая из дольменов. Менгиры Дольмены Кромлехи Самый известный кромлех - СТОУНХЕНДЖ (в переводе с греч. - чудовищный), это условное общее название широко распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных, частей их тела или композиций из нескольких животных. Главный стиль – звериный (тератологический) Век железа В производстве многих стран мира в начале 1 тысячелетия до н. э. широко распространяется железо, ото в огромной степени усилило человека в его борьбе с природой и дало ему возможность добиться новых успехов в области развития культуры. Использование железных орудий труда открывало новые возможности для развития сельского хозяйства; широко распространяется пашенное земледелие, расширяются и совершенствуются оросительные сооружения, появляются более усовершенствованные водоподъёмные сооружения: в середине I тысячелетия до н. э., вероятно, применялось уже водоподъёмное колесо. Ускоряется развитие ремесла, в особенности кузнечного и оружейного, производства средств транспорта (судов, колесниц и т. д.), обработки камня и дерева, рудничного дела. Развивается мореплавание. Облегчаются сооружение дорог и строительство зданий. Совершенствуется военная техника. Шире развивается обмен; к середине I тысячелетия до н. э. распространяется как средство обращения металлическая монета. Развитые государства железного века: Ассирия;Ново-Вавилонское царство;Египет. Они стремились к захватам новых территорий, сырья, рабов, к господству на торговых путях, вели постоянные войны со своими слабыми соседями. При столкновении интересов крупные государства того времени часто вступали в конфликты друг с другом (причина - стремление установить своё господство над государствами Сирии, Финикии и Палестины). В области Эгейского моря в это время развиваются греческие города-государства. В результате успешной борьбы масс свободного населения против господства родовой знати и долгового рабства в наиболее развитых из числа этих государств складывается строй рабовладельческой демократии и создаются предпосылки для развития рабовладельческого хозяйства так называемого античного типа. Магия Фетишизм Анимизм Тотемизм Шаманизм Формы древних верований Магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами; это вера в возможность влияния сверхъестественными силами на внешний мир. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религий. Дж. Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. А.Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Л.Я.Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно – «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное». Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и заставить исполнить адресованную ему пользу. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве. Анимизм (от лат. anima – дух, душа) - вера в существование двойников: души и тела. В научный оборот термин введен английским этнологом Э.Б.Тайлером в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871 г.) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Он считал анимизм «минимумом религии». Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим. Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Человек верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе. Шаманизм – вера в посредника между богом (богами) и человеком. По шаманскому учению, мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Они находятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие, домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень, местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние на человека и его судьбу. Но обратиться к ним может только избранный – шаман.