«Последняя любовь» Федора Тютчева. «Последняя любовь» (Тютчев): анализ стихотворения Тютчев последняя любовь читать

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Будучи уже зрелым человеком, состоявшимся дипломатом и известным поэтом, Федор Тютчев влюбился в юную воспитанницу пансионата благородных девиц Елену Денисьеву. Автор даже не подозревал, что на склоне лет способен испытывать столь сильные чувства. Более того, он был поражен тем, что его любовь является взаимной. Роман Тютчева и Денисьевой развивался бурно, став предметом многочисленных споров и сплетен в высшем обществе. Однако поэт до конца не мог поверить собственному счастью, о чем свидетельствует стихотворение «Последняя любовь», написанное первой половине 1850-х годов.

Пытаясь разобраться в своих чувствах, Тютчев приходит к выводу, что «на склоне лет нежней мы любим и суеверней». Этот умудренный жизненным опытом мужчина, который дважды был женат и успел вырастить детей, открывает в себе совершенно новые черты характера, о которых даже не подозревал. Поэт сравнивает свою нежданную любовь с вечерней зарей, которая освещает его путь особым сиянием. Именно в этом всепоглощающем чувстве автор видит не только смысл своего земного существования, но и черпает силы для вдохновения, которое, как считает Тютчев, давно уже его покинуло.

Примечательно, что после знакомства с Еленой Денисьевой поэт вновь обращается не только к любовной, но и к пейзажной лирике, он начинает замечать, что окружающий его мир действительно прекрасен. «Полнеба обхватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье», - так описывает поэт обычный день из своей жизни. И то, что он видит за окном, наиболее полно отвечает тем чувствам, которые испытывает в этот момент поэт. Он не хочет, чтобы день так неумолимо клонился к закату, и внутренне протестует против того, что и его жизнь близится к завершению . Однако та теплота, которую дает Тютчеву его последняя любовь, согревает душу поэта, наполняя ее самыми разнообразными чувствами. «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность», – отмечает Тютчев. Он умиляется тому, что испытывает в данный момент, и при этом не перестает удивляться, что все это происходит именно с ним – человеком, который менее всего ожидал стать героем увлекательного любовного романа. Вместе с тем поэт понимает, что его положение безнадежно, так как статус и положение в обществе не позволяет ему развестись с законной супругой. Но и отказаться от любви к Елене Денисьевой поэт не в состоянии, считая, что получил незаслуженный подарок небес.


Федор Тютчев и Елена Денисьева.

Денисьевский цикл называют самым лиричным и пронзительным в творчестве Федора Тютчева. Адресатом этих стихов является муза и последняя любовь поэта Елена Денисьева. Ради любви к Тютчеву она принесла в жертву все: свой социальный статус, расположение семьи, уважение окружающих. Их отношения продолжались долгих 14 лет. Они были сладостными и мучительными одновременно.

Портрет Елены Александровны Денисьевой.

Елена Александровна Денисьева происходила из старинного, но обедневшего дворянского рода. Ее мать скончалась, когда Елена была еще ребенком. Спустя некоторое время отец женился вновь, но мачехе не слишком понравилась непокорная падчерица. Поэтому в срочном порядке девочку отправили в Петербург на воспитание к сестре отца Анне Дмитриевне Денисьевой. Та находилась на должности инспектрисы Смольного института. Это положение позволило тетке устроить племянницу на учебу в Институт благородных девиц.

Обычно строгая с воспитанницами Анна Дмитриевна души не чаяла в Елене и баловала ее. Она покупала племяннице наряды, вывозила ее в свет. На юную красавицу с идеальными манерами обращали внимание как великовозрастные светские львы, так и пылкие юноши.

Елена Денисьева - последняя любовь Федора Тютчева.

Годы учебы в Смольном позволили Елене Александровне овладеть искусством придворного этикета, говорить без акцента на немецком и французском языках и приобрести прочие навыки, необходимые воспитанницам. Девушку ожидало вполне удачное устройство ее судьбы: после окончания Смольного института она должна была стать фрейлиной при императорском дворе, если бы не большой скандал, разгоревшийся прямо перед выпуском Денисьевой.

Эрнестина Тютчева, супруга Федора Тютчева. Ф. Дюрк, 1840 г.

В одном классе с Еленой Александровной учились дочери Федора Ивановича Тютчева, поэтому Денисьева была частой гостьей в его доме. Дочери поэта приезжали вместе с подружкой на домашние чаепития. Постепенно Тютчев стал уделять девушке внимания больше, чем этого требовал этикет. Супруга поэта видела, как тот ухаживает за юной красавицей, но не придавала этому большого значения. Эрнестина Федоровна, памятуя о прошлых интригах мужа с аристократками, посчитала, что его привязанность к девушке-сиротке не несет в себе никакой угрозы.

Елена Денисьева с дочерью.

В марте 1851 года, перед самым выпуском из Смольного и последующим распределением по будущим должностям, разразился невероятный скандал. Оказалось, что воспитанница Денисьева беременна и вскоре уже родит. Директор устроил слежку за Еленой Александровной и выяснил, что та тайно встречалась с Федором Тютчевым на съемной квартире неподалеку от Смольного института. Денисьева родила уже в мае того же года.

Тетушку тут же выдворили с места работы, правда, назначив щедрую пенсию, а от Елены практически все отвернулись. Отец проклял ее и запретил родственникам общаться с дочерью. Только тетушка поддержала племянницу и взяла ее к себе жить.

Федор Иванович Тютчев - русский поэт.

Тогда Денисьевой было 25 лет, а Тютчеву – 47. Для него юная и статная Елена Александровна была музой, всепоглощающей страстью. Их мучительные отношения продлились целых четырнадцать лет.

Тютчев не собирался расторгать официальный брак, но и расстаться с любимой был не в силах. У них появилось трое детей. Елена Александровна прощала Тютчеву и нечастые приходы, и жизнь на две семьи. На вопрос детей о том, почему папы практически не бывает дома, женщина лгала, что у него слишком много работы.

Только несколько недель в году заграницей Елена Александровна была по-настоящему счастлива. Ведь там никто не знал ее истории и она, заселяясь в гостиницу, решительно именовала себя мадам Тютчева.

Елена Денисьева - муза и любовница поэта Федора Тютчева.

В России же Денисьевой снова приходилось мириться с положением полужены-полулюбовницы. Она прекрасно понимала, что занимается самобичеванием, но ничего не могла с собой поделать, т. к. слишком любила поэта.

И все-таки порой эта покорная женщина не выдерживала и проявляла свой нрав. Когда она сообщила, что беременна в третий раз, Федор Иванович попытался отговорить ее от родов. Тогда Денисьева пришла в ярость, схватила статуэтку со стола и со всей силы запустила ее в Тютчева. Она не попала в него, а только лишь отбила угол камина.

Их мучительные отношения так бы и продолжались, но в 1864 году Елена Денисьева скоропостижно скончалась от туберкулеза. Тютчев был безутешен.

Весь день она лежала в забытьи -
И всю её уж тени покрывали -
Лил тёплый, летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
"О, как всё это я любила!"
Любила ты, и так, как ты, любить -
т, никому ещё не удавалось -
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...


Кадр из к/ф «Последняя Любовь Тютчева» (2003)

После кончины любимой Тютчев писал своему другу: "...Память о ней - это то, что чувство голода в голодном, ненасытимо голодном. Не живётся, мой друг Александр Иванович, не живётся... Гноится рана, не заживает. Будь это малодушие, будь это бессилие, мне всё равно. Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, её беспредельной ко мне любви я сознавал себя... Теперь я что-то бессмысленно живущее, какое-то живое, мучительное ничтожество. Может быть и то, что в некоторые годы природа в человеке теряет свою целительную силу, что жизнь утрачивает способность возродиться, возобновиться. Всё это может быть; но поверьте мне, друг мой Александр Иванович, тот только в состоянии оценить моё положение, кому из тысячи одному выпала страшная доля - жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как её любовь, и пережить её.

[…] Я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание. Все эти приёмы опиума минутою заглушают боль, но и только. Пройдёт действие опиума, и боль всё та же..."

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,—
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

(Между 1852-1854)

Последняя любовь

«Из длинного списка имён, желанных сердцу поэта, нам известны только четыре имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось всё самое значительное в его любовной лирике» (из биографии Фёдора Ивановича Тютчева).

Три имени — это Амалия Крюднер (Адлерберг), Элеонора Петерсон (первая жена поэта) и Эрнестина фон Дернберг (вторая жена).
{|
Единственное русское имя принадлежит Елене Александровне Денисьевой (1826-1864), невенчанной жене Тютчева и матери троих его детей, вдохновительнице известного всем любителям русской поэзии «денисьевского» цикла его стихотворений.

Я не буду рассказывать здесь о бурной и одновременно трагической жизни Ф. И. Тютчева (5.12.1803-15.07.1873), о его браках и любовных историях — об этом написано достаточно. Просто несколько строк в качестве фона для нашего «стихотворения дня».

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упрёку,
Утратив всё, приветствую судьбу…
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своём гробу.

Итак, Фёдор Иванович впервые увидел Елену Денисьеву 15 июля 1850-го года, почти в 47 лет. Ей шёл 24-й год.

Она родилась в Курске, в 1826 году, в старинной обедневшей дворянской семье, рано потеряла мать. Елена Денисьева, племянница инспектрисы Смольного института и его выпускница, была дружна со старшими дочерьми Тютчева и в их доме встретила свою любовь, ради которой пожертвовала положением в обществе, возможностью стать фрейлиной, пожертвовала друзьями и родственниками (говорят, отец её проклял). Но только во время нечастых путешествий за границу она могла считаться Тютчевой — ведь брак поэта с Эрнестиной не расторгался. А у Елены за 14 лет родилась дочь и двое сыновей.

«У него, например, было две жены, от коих было шесть детей, две долгие связи, от которых было ещё пять детей, и четыре больших романа. Но ни одна из этих женщин не «приобрела» его вполне, не могла бы, думаю, уверенно сказать: он мой, только мой…

Называл минутные увлечения свои «васильковыми дурачествами»…

— Любимый! Накинь плед. Я тебе помогу!

«Любимый» — именно так стала звать его под конец жизни жена Эрнестина. Ещё называла Тютчева «чаровник». «Чаровник — счастливый человек, — писала дочерям, — ибо все от него в восторге…» (Вячеслав Недошивин, «Новая газета», 1 декабря 2003 года).

В 1837 году Тютчев писал родителям о своей жене Элеоноре: «… Никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня».

«Мама как раз та женщина, которая нужна папа, — любящая непоследовательно, слепо и долготерпеливо. Чтобы любить папа, зная его и понимая… нужно быть святой, совершенно отрешённой от всего земного», — писала о жене Тютчева, Эрнестине, его старшая дочь от первого брака.

И сам поэт о Елене Денисьевой:
Любила ты, и так, как ты любить —
Нет, никому ещё не удавалось!

«Я не знаю никого, кто был менее чем я, достоин любви, — сказал как-то Тютчев о боготворивших его женщинах. — Поэтому, когда я становился объектом чьей-нибудь любви, это всегда меня изумляло»

О нежности

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…» — именно эта фраза заставила меня провести небольшое исследование о нежности. Этот новый мотив в лирике 50-летнего Тютчева отметил в своём стихотворении «Последняя любовь» и 74-летний Илья Эренбург: «И нежность оказалась внове…».

«Я высоко ценю в актёре темперамент. Но у нежности нет темперамента. А нежность важнее любви» (Елена Камбурова, певица).

«Любовь рано или поздно исчезает, тогда как нежность неизбежна» (Жак Брель, певец).

«Вот и всё… Больше я ничего не прибавлю, потому что боюсь стать печальной, а значит, злой и потому, что не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна» (Анри Барбюс, «Нежность»).

Давид Самойлов:
Жалость нежная пронзительней любви.
Состраданье в ней преобладает.
В лад другой душе душа страдает.
Себялюбье сходит с колеи.

Страсти, что недавно бушевали
И стремились всё снести вокруг,
Утихают,
возвышаясь вдруг
До самоотверженной печали.

«Кто познал нежность, тот обречён. Копьё Архангела пронзило его душу. И уже не будет душе этой ни покоя, ни меры никогда! Нежность — самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви» (Фаина Георгиевна Раневская).

Белла Ахмадулина, 1974 год:
Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.

И всё же у меня создалось ощущение, что у мужчин до определённого возраста преобладают, по выражению Анны Ахматовой, «несытые взгляды», и только на склоне лет они приходят к неизбежности нежности.

Анна Ахматова, декабрь 1913 года:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха…

В декабре 1913 года Анне Ахматовой было 24 года.

У Марины Цветаевой, например, уже в ранних стихотворениях, скорее, именно в ранних, это слово встречается очень часто. Белла Ахмадулина написала свои строки о любви и нежности в 37 лет, но это не впервые — просто они очень афористичны.

И ещё мне кажется, что не только нежность — «это самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви». Ведь издавна в России говорили — жалеет, значит, любит.

«Мне всех жаль» — и эта фраза, произнесённая в определённом контексте, свидетельствует о том же самом — о «божественных ликах любви» — очищенных, несуетных, возвышенных до самоотверженной печали.

Палома, апрель 2007 года
ИСТОЧНИК http://www.vilavi.ru/pod/index.shtml

Тема любви является одной из центральных тем в творчестве писателей и поэтов XIX века. Не стал исключением и Федор Иванович Тютчев, в творчестве которого можно встретить лирические произведения, посвященные женщинам, которые занимали важное место в жизни поэта. Так, стихотворение «Последняя любовь», написанное в 1852-1854 годах, относится к «денисьевскому циклу». Стихотворения, посвященные Елене Александровне Денисьевой, считаются по праву венцом любовной лирики Тютчева, ведь история трагической любви, отраженная в более чем пятнадцати стихотворениях, произошла в реальной жизни. Запретная любовь между взрослым поэтом и молодой ученицей Смольного института не могла не оставить следа в творчестве Тютчева.

В этой любви было все: и глубокая привязанность, и искренняя влюбленность, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагическая развязка, которой стала ранняя смерть Денисьевой. Стихотворение «Последняя любовь» было написано поэтом уже в зрелом возрасте, именно поэтому вместо пылких и страстных признаний мы видим искренние нежные, добрые слова, которые говорят о привязанности и более бережном отношении поэта к любимой женщине.

В самом начале стихотворения «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней» лирический герой вместе с читателем удивляется этим новым чувствам, которые заполнили его сознание. Частица «О», которая встречается в стихотворении еще один раз придает возвышенную интонацию всему произведению, а многочисленные повторы: «Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарование» придают особую музыкальность всему произведению. Таким образом, можно определить жанр стихотворения, как элегия -лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными вопросами человечества.

Тютчев является непревзойденным мастером пейзажной лирики, что нашло отражение и в стихотворении «Последняя любовь». Поэт показывает, как тесно связана природа с жизнью человека, сравнивая чувство любви со светом. Трагичность любви поэта и молодой девушки заключается в том, что это чувство скоротечно, заканчивается с наступлением темноты «прощальный свет Любви последней, зари вечерней». Последняя любовь по сути своей является безнадежной - наступает ночь, любовь заканчивается, но лирический герой не теряет силы духа «Но в сердце не скуднеет нежность…О ты, последняя любовь» Ты и блаженство и безнадежность» . Действительно, великое счастье испытать благородное чувство взаимной нежной любви, то чувство, которое будет храниться в глубине души всю жизнь, которым не следует делиться «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней…» .

В стихотворении «Последняя любовь» лексический повтор является основным художественным элементом, который помогает читателю уловить доверительную, исповедальную интонацию лирического героя. Он словно ведет диалог с невидимым собеседником «Сияй, сияй прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье» . Для привлечения особого внимания собеседника, перед которым лирический герой раскрывает свою душу, автор использует один из художественных тропов - оксюморон «вечерний день», а так же говорит о том, что «безнадежность» любви может вызывать у него необычное чувство «блаженства». В данном случае использование оксюморона создает атмосферу внутреннего противоречия, которое терзает лирического героя.

Стихотворение «Последняя любовь» раскрывает перед читателем обреченность запретной любви, и в то же время учит не отчаиваться и принимать с благодарностью данное чувство. В произведениях Федора Ивановича Тютчева встречаются размышления философского характера на разные темы, но тема трагичной любви может по праву занимать одно из важнейших мест в творчестве поэта.

Каждый русский человек знаком с творчеством великого поэта XIX столетия – Федора Ивановича Тютчева. Многие стихотворения этого автора изучаются в школьной программе. Благодаря его фантастическому таланту, читатели могут познать все самые сокровенные мысли этого прекрасного мастера русского слова, умело подбирающего мелодичные рифмы, создающие неповторимый мотив с глубочайшим смыслом.

Жизнь знаменитого русского поэта была не так проста, как это кажется на первый взгляд. Не многие читатели знают, что почти двадцать лет своей жизни Тютчев провел вдали от родины. Он работал в Германии, где и сформировался как великий поэт современности. Несмотря на то что большинство его стихотворений посвящены родине, автор создавал их вдали от России. Он умело передавал живописные краски русской природы, особо акцентировал внимание на смене времен года, сравнивая каждую пору с циклом человеческой жизни.

Лирика Фёдора Тютчева не оставляет равнодушным ни одного читателя. Многие поэтические произведения посвящены теме любви, о которой знаменитый русский поэт знал многое. Он умел любить без остатка, растворяясь в чувствах до самых глубин.

Несмотря на романтическую натуру, поэт не воспринимал слово «измена», он просто не считал прискорбным любить несколько женщин одновременно. Интересный факт о личной жизни Тютчева – он жил на две семьи, и каждой возлюбленной отдавал все свои нежные чувства и откровенность.

В его жизни происходили самые непредсказуемые события, каждая встреча оставляла в памяти поэта определенные мысли, которые он и передавал умело в своем гениальном творчестве. Известный для многих читателей стих «Я встретил вас, и все былое…» был написан после встречи с женщиной, ставшей в последующем его возлюбленной.

Первая любовь Тютчева

В 1822 году Фёдор Иванович Тютчев поступил на службу в коллегию иностранных дел. К этому времени юный поэт уже окончил Московский университет. По работе, его отправили в Мюнхен в должности русского чиновника-дипломата для выполнения государственной миссии. Именно здесь молодой Тютчев встретил свою первую любовь.

Его избранницей стала внебрачная дочь прусского короля – Амалия фон Лерхенфельд. Молодая и достаточно красивая девушка была покорена достойными чувствами девятнадцатилетнего Федора, поэтому тут же отдалась навстречу безумной любви. Поэт сделал ей предложение, но родственники Амалии были категорически против этих отношений, поэтому Тютчева ждал прискорбный отказ. По мнению родителей красавицы, Фёдор был недостаточно богат.

Вскоре, молодому дипломату пришлось на время уехать со страны, и в это время состоялась свадьба Амалии с бароном Крюндером, являвшимся сослуживцем Федора Ивановича. Вернувшись в Мюнхен, он узнал об этом событии. Это известие очень расстроило Тютчева, но даже его откровенное намерение назначить сопернику дуэль, не смогло изменить сложившуюся ситуацию. Любимая Амалия так и осталась баронессой Крюндер, женой другого человека…

На протяжении всей жизни, поэт и первая возлюбленная поддерживали дружеские отношения. Он посвятил этой женщине несколько стихотворений. Самое трогательное лирическое произведение – «Я помню время золотое».

Первая жена Тютчева

Не состоявшиеся отношения с Амалией фон Лерхенфельд заставили страдать молодого дипломата, но ненадолго. Вскоре, состоялось знакомство Тютчева с графиней Элеонорой Петерсон, которая и стала первой женой Фёдора Ивановича.

Она влюбилась в молодого поэта страстно и безумно, передавая возлюбленному все свои самые откровенные и чистые намерения. Элеонора окружила мужа невероятной заботой и искренним теплом. Поэту было хорошо с ней, она стала надежной опорой и великолепной спутницей жизни. Все бытовые и даже финансовые проблемы молодая супруга решала самостоятельно. В доме Тютчевых всегда было тепло и уютно, даже когда в семейном бюджете появлялись серьезные материальные трудности. Элеонора была преданной женой и гостеприимной хозяйкой. Поэт был счастлив, однако, этот брак вскоре был разрушен непредвиденным обстоятельством.

Элеонора вместе с детьми возвращалась с поездки к мужу. Во время этого путешествия по воде, случилось кораблекрушение. Ей удалось спастись, но из-за сильнейшего переохлаждения, здоровье супруги Тютчева значительно ухудшилось, что вскоре привело к смерти женщины. Элеоноре Петерсон на тот момент едва исполнилось 37 лет…

Потеря любимой супруги серьезно отразилась на состоянии поэта. Тютчев очень болезненно пережил это страшное событие. Позже, он напишет несколько трогательных стихотворений, посвященных этой прекрасной женщине.

Любовница и новая жена Тютчева

Несмотря на искреннюю любовь к супруге Элеоноре, еще при ее жизни, Тютчев увлекся другой женщиной, которая стала тайной любовницей поэта. Ей была Эрнестина Дернберг, молодая женщина, в которой Федор Иванович разглядел родную душу. Он посвятил ей прекрасное стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг..».

Как не пытался скрыть свой роман великий русский поэт, Элеонора узнала об измене мужа и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. К счастью, это страшное событие не случилось, хотя и не спасло жизнь законной супруги, переживавшей неприятную измену любимого человека.

Попытка жены свести счеты с жизнью изменили планы Тютчева на будущее. Он решительно разорвал отношения с Эрнестиной, чтобы сохранить брак с Элеонорой. Но через два года после смерти любимой супруги, Федор Тютчев все же сделал предложение бывшей любовнице, которая, не раздумывая согласилась на вступление в брак с поэтом.

Их жизнь была обыкновенной – дети, дом, работа. На этот период Тютчев стал несколько рассеянным, он стал мало уделять времени службе и семье. А в 1850 году новая супруга Тютчева заметила характерные изменения в состоянии мужа. Прошло еще несколько месяцев, Федор Иванович снял отдельное жилье и съехал от Эрнестины…

И только через время, вторая супруга Тютчева узнала настоящую причину этих перемен и внезапного ухода мужа. Ей стала новая возлюбленная поэта – Елена Денисьева, воспитанница Смольного института благородных девиц.

Первая встреча Федора Ивановича и Елены Денисьевой состоялась в июле 1850 года. На этот момент талантливому поэту уже исполнилось 47 лет, а юной избраннице было только 24 года. Они познакомились случайно, девушка дружила со старшими дочками Тютчева. Знакомство будущих возлюбленных состоялось в доме поэта, когда выпускница института благородных девиц пришла в гости к подругам. Елена приглянулась уже зрелому автору с первой минуты, эта встреча кардинально изменила жизнь и самого Тютчева, и Денисьевой.

Ради взаимной любви с уже известным поэтом, девушке пришлось отказаться от положения в обществе. Она пожертвовала всем, что имела, но не отвергла любовь Федора Ивановича, даже когда все близкие и друзья Елены высказались категорически против этих «не разумных», но по-настоящему страстных любовных отношений.

Их роман развивался в период еще законных отношений Тютчева с супругой Эрнестиной. Общество осуждало любовницу поэта и не желало видеть ее в кругах знатных людей. Девушка очень страдала, печалился и сам Фёдор Иванович, но изменить судьбу уже было невозможно…

Их отношения длились 14 лет, за этот период Елена Денисьева родила Тютчеву троих незаконных детей. Любовный треугольник существовал до самой смерти избранницы великого поэта. Эрнестина была в курсе этих отношений, она даже позволила сопернице записать детей на фамилию мужа.

В романе Тютчева и Денисьевой было много слез и страданий. Пара часто скандалила, пыталась разорвать отношения, но чувства между влюбленными были гораздо сильней: он не мог отказаться от Елены, а она, несмотря на все сложности, возникающие в ее жизни из-за чужого мужчины, так и не смогла оборвать отношения с Тютчевым.

Страстную и взаимную любовь поэт замечательно выразил в своем творчестве. Он посвятил этой женщине множество стихотворений. Самые яркие лирические произведения, написанные в честь молодой избранницы, были напечатаны в известном поэтическом сборнике «Денисьевский цикл».

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Стихотворение «Последняя любовь» было написано в начале 1850 года. В этот период и случилось судьбоносное знакомство поэта с молодой Еленой Денисьевой. На тот момент, уже зрелый Тютчев, даже не мог представить, какие сильные чувства ему предстоит испытать в объятьях новой возлюбленной.

Федор Иванович был безмерно счастлив, эти отношения окрыляли его душу, дарили надежду на светлое будущее с любимой женщиной. Конечно, в дальнейшем, судьба этой пары сложится совсем безрадостно…Но, все самое печальное случится потом, а пока, влюбленный поэт посвящает новым отношениям свои превосходные лирические произведения. Прочувствовать, что ощущал Тютчев в этот период жизни, можно прочитав стихотворение «Последняя любовь».

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Федор Иванович стремительно пытался разобраться в собственных чувствах и ощущениях, и эти эмоции он целенаправленно передал в данном лирическом произведении. Только в зрелом возрасте он понял очень важную истину – на склоне лет любовь обретает более откровенные и нежные чувства, дарующие силу и желание жить, творить, любить…

Тютчеву даже удалось открыть в себе новые качества характера, которые, несмотря на столь большой жизненный опыт, были незаметными все это время. Автор сравнивает свою последнюю, и самую большую любовь к милой Елене, с вечерней зарей. Она освещает жизненный путь своим блеклым сиянием, наделяя новым смыслом жизненного существования.

Последняя любовь Тютчева кардинально изменила мировоззрение и смысл жизни великого поэта. Он стал видеть в окружающем мире только прекрасное. Все эти изменения удивляли самого автора. Поэт был счастлив, но вместе с тем часто задумывался о быстротечности времени. Тютчев понимал всю безнадежность положения, старался решить все трудности, возникающие на их пути, но время было неумолимо.

Их любовный роман длился до самой смерти Елены Денисьевой. Ее трагический уход оставил незаживающую рану в душе угнетенного поэта. Он до последних дней вспоминал эту прекрасную женщину, подарившую ему безграничное счастье и безумную любовь. Несмотря на все превратности судьбы, Тютчев благодарил судьбу за такой бесценный подарок, ведь ему действительно повезло стать главным героем великолепного и страстного романа с юной красавицей – Еленой Денисьевой.