1688 англия. История Славной революции в Англии 

1688–1689 Славная революция в Англии

В 1685 г., после смерти Карла II, на английский престол вступил Иаков II Стюарт, который взял курс на реставрацию католицизма и усиление королевской власти, для чего распустил парламент и создал большую наемную армию. В 1687 г. он подписал Декларацию о религиозной терпимости, ослаблявшую ограничения для католиков, что вызвало недовольство англиканской церкви. В ответ на протесты король арестовал и заключил в Тауэр десять англиканских епископов. Словом, вскоре в среде английской верхушки созрел заговор, в 1688 г. заговорщики тайно связались с Вильгельмом Оранским, штатгальтером Нидерландов, который был женат на принцессе Марии, дочери короля Иакова, и пригласили супругов на английский престол. Вильгельм, который ранее опасался англофранцузского союза против Голландии, согласился участвовать в перевороте. 15 ноября 1688 г. он высадился в Англии с протестантской армией и не скрывал своего намерения восстановить позиции протестантизма, подорванные королем. Армия Иакова почти сразу же начала разбегаться, а следом за своими солдатами бежал во Францию и сам король. Победивший Вильгельм, воин и властолюбивый человек, отказался быть при жене-королеве принцем-консортом и в 1689 г. был коронован как Вильгельм III вместе с Марией. Новый английский король тотчас же присоединился к антифранцузской Аугсбургской лиге. Правление Вильгельма (он умер в 1702 г., а его супруга королева Мария скончалась в 1694 г.) оказалось принципиально важным для Англии, переставшей метаться из одной крайности в другую. Она стала конституционной монархией, Билль о правах английских граждан 1689 г. конкретизировал ограничения прав короля, который не мог приостанавливать действия законов или их исполнение, устанавливать и взимать на свои нужды налоги, формировать и содержать армию в мирное время. Подтверждалась свобода слова и дебатов, а также выборов в парламент, подачи петиций королю, запрещались штрафы и конфискации имущества без суда и т. д. Согласно новому «Акту о престолонаследии» королем Англии не мог стать католик или претендент, состоящий в браке с католиком. Вильгельм уделял много внимания флоту, и с его правления начинается новый подъем Англии как великой морской державы. Сторонники короля Иакова – якобиты – не раз пытались вернуть трон бывшему королю, устраивали заговоры, предпринимали высадки в союзе с французами то в Ирландии, то в Шотландии, но все было тщетно: Вильгельм – опытный полководец и государственный деятель – вместе с женой-королевой умело правил страной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вильгельм и Мария, 1689–1702 годы

Хотя официально оба супруга являлись равноценными правителями, на деле Мария передала бразды правления мужу, очевидно, следуя библейскому наставлению: «Жена да повинуется во всем своему мужу». В 1694 году она скончалась, Вильгельм - несмотря на свой строгий и неприступный вид - очень переживал утрату.

Война короля Вильгельма, 1688–1697 годы

Являясь штатгальтером Голландии, Вильгельм успешно отразил нападение Франции в 1672 году путем затопления значительной территории страны. Став королем Англии, он поставил перед собой две главные цели - укрепить собственный трон и по возможности ослабить положение короля-Солнца, как называли тогдашнего государя Франции Людовика XIV. Англия очень скоро заявила о себе на европейском театре военных действий. Вильгельм был зачинщиком войны и единовластным ее координатором: он сам принимал ключевые решения - например, в отношении кампаний во Фландрии, сам отыскивал средства на ведение войны, вербовал себе союзников и, наконец, заключал мирные договоры. В феврале 1689 года голландцы объявили войну Франции. Вскоре сложился Великий союз, куда входили, помимо Голландии, Англия, Испания и большинство немецких государств. Франция оказалась в политической и военной изоляции, что полностью соответствовало намерениям Вильгельма. Казалось, еще немного - и он добьется своего. Но тут возникли серьезные препятствия в виде ирландской угрозы.

Ирландия

В 1689 году Яков II, снедаемый честолюбивым желанием вернуть себе трон, покинул Францию и направился в Ирландию. Ирландия и так уже фактически находилась под контролем графа Тирконнела, католика по вероисповеданию, а прибытие короля-изгнанника еще больше подогрело антипротестантские настроения в стране. Парламент, заседавший в Дублине, принимал законы, направленные против англичан. Протестанты, заселившие север Ирландии, начали всерьез беспокоиться за свою жизнь. Многие спешили укрыться за крепостными стенами таких городов, как Лондондерри и Эннискиллен. Еще до прибытия Якова II, в 1688 году тринадцать мальчишек-подмастерьев прослышали о приближении католических войск и успели закрыть ворота Лондондерри. Протестанты Северной Ирландии и по сегодняшний день помнят об их подвиге и ежегодно отмечают это событие.

Девятнадцатого апреля 1689 года началась осада Лондондерри. Защитникам города пришлось нелегко: после того как закончились съестные припасы, разразился голод. Жители сначала съели всех собак и крыс, а затем перешли на свечки и сыромятную кожу. Англичане предприняли несколько нерешительных попыток помочь своим единоверцам: они присылали военные корабли с целью прорвать блокаду осажденного города. Однако сделать это удалось лишь 30 июля. Тем не менее военная кампания англичан развивалась довольно вяло, пока в 1690 году Вильгельм сам не явился в Ирландию во главе войска и не нанес католикам решительное поражение на реке Бойн. После того война поутихла, перешла в отдельные вооруженные стычки, а к 1691 году и вовсе окончилась.

В октябре 1692 года в Ирландии уже царило относительное спокойствие. В парламенте теперь доминировали протестанты, а небольшая прослойка англо-ирландской земельной знати и джентри обеспечивала лояльное отношение к английскому правлению.

Военные действия в Европе также разворачивались вполне успешно для Вильгельма. При том что согласованная стратегия во фландрской войне отсутствовала, состоялось все-таки два не слишком впечатляющих сражения - при Стеенкирке и Неервиндене. Французам удалось захватить несколько гарнизонов на реке Мез, а главным достижением Вильгельма был возврат Намюра в 1695 году. На море объединенный англо-голландский флот потерпел поражение возле Бичи-Хэд, но зато выиграл битву в заливе Ла-Хог. Однако извечная нехватка денег и накопившаяся усталость от затянувшейся войны подталкивала обе стороны к мирному договору, который и был в конце концов заключен в 1697 г. Он получил название Рисвикского мира. Людовику XIV пришлось пойти на определенные территориальные уступки, но главное достижение Вильгельма заключалось в том, что он был признан королем Англии. Французский король пообещал впредь не поддерживать врагов Вильгельма, особенно это касалось Якова II.

Политика

История того времени не блистала яркими и выдающимися личностями. Мы знаем только, что существовали определенные движущие силы в обществе - такие как виги, тори, королевский двор, сельская аристократия, церковь, патриоты, якобиты, оппортунисты, республиканцы и сторонники Кромвеля. Они объединялись в кратковременные союзы, которые вскоре вновь распадались. Наиболее влиятельными среди этих группировок являлись виги и тори. Последние были не слишком уверены в законности нового короля, многие из них по-прежнему поддерживали Якова II. Они являлись ярыми приверженцами англиканской церкви. Их военные пристрастия сводились к следующей доктрине: если уж воевать, то на море - это дешевле и надежнее сухопутных сражений. Виги, в свою очередь, превыше всего ценили наличие протестанта на троне. Среди них было много сочувствующих диссентерам, а еще больше ярых милитаристов, которые жаждали победы над Францией любыми путями, пусть даже и самыми дорогостоящими. Этих схематических характеристик достаточно, чтобы понять сложившееся разделение власти: как правило, виги правили во время войны, а в мирное время руководство переходило к тори. Важную роль играл также тот фактор, что многие виги являлись финансистами из Сити, и война предоставляла им прекрасную возможность увеличить свои капиталы. Главным событием того времени стало открытие Банка Англии, которое состоялось в 1694 году. Правление банка призывало население поддерживать военно-экономическую деятельность и обещало полную безопасность денежных вкладов. Важным побочным действием этого события было то, что вкладчики стремились к внутренней стабильности и отвергали жесткие методы воздействия на правительство.

В 1694–1698 годах у власти находилось правительство вигов, известное под именем «Клика», но с установлением мира оно утратило свое влияние. В 1701 году Людовик XIV вновь напал на Нидерланды, попутно установив запрет на участие Англии в торговле с Францией и Испанией. Подобная экспансионистская политика французского короля настраивала парламент Англии и население в целом на воинственный лад. Вильгельм начал приготовления к сухопутной военной операции против Людовика. Кампанию должен был возглавить Джон Черчилль, граф Мальборо (1650–1722). Однако прежде чем Вильгельм сумел реализовать свои планы, случилось несчастье. Король упал с лошади и повредил позвоночник. Врачи не смогли помочь ему, и 8 марта 1702 года Вильгельм II скончался от осложнений после травмы. Так как законных наследников у него не осталось, то трон перешел ко второй дочери Якова II - Анне, которая тоже была протестанткой.


Славная революция (англ. Glorious Revolution) – принятое в историографии название государственного переворота 1688 года в Англии, в результате которого был свергнут король Яков II Стюарт. В перевороте участвовал голландский экспедиционный корпус под командованием правителя Нидерландов Вильгельма Оранского, который стал новым королём Англии под именем Вильгельма III (в совместном правлении со своей женой Марией II Стюарт, дочерью Якова II). Переворот получил широкую поддержку среди самых разных слоёв английского общества. Маколей считал данное событие центральным во всей истории Англии.

Данное событие встречается в исторической литературе под названиями «Революция 1688 года» и «Бескровная революция»; последнее название, однако, отражает только характер перехода власти в Англии и не учитывает войны с якобитами в Ирландии и Шотландии.

Традиционная аристократия и «новые богачи», нажившиеся при Кромвеле, были согласны признать Стюартов в лице Карла II (1660–1685), которого сменил затем его брат Яков II (1685–1688). Имущие классы желали порядка, но также признания королем парламентского режима. Если Карл II добился того, что его более-менее признавали, то не так обстояло дело с его братом. Стремящийся к авторитаризму, Яков II был к тому же католик, в то время как почти все англичане – протестанты или англиканцы – к католичеству относились враждебно. Поскольку обе его дочери от первого брака были замужем за протестантскими князьями, англичане надеялись, что пребывание католического короля на престоле будет преходящим. Но когда Яков II вновь женился на итальянской принцессе, католичке, и в 1688 г. у него родился сын, перспектива видеть в Англии укрепившуюся католическую династию стала невыносимой для правящих классов. Они обратились к зятю Якова II протестантскому принцу Вильгельму Оранскому, правителю Голландии. Покинутый всеми, Яков II был вынужден бежать во Францию. Корона перешла к его дочери Марии и ее мужу Вильгельму Оранскому. Перед коронацией им пришлось подписать Билль о правах (1689), в котором подтверждалось, что законы и налоги принимает парламент.

Революция 1688 г., которую ее организаторы окрестили «славной революцией», не была народной, как та, которую возглавлял Кромвель. Это была революция сверху, государственный переворот, совершенный правящими классами.

«Акт об устроении» (1701) устранил всех католиков от наследования престола. После правления Анны (1701–1714) корона перешла к дальнему родственнику, но протестанту, курфюрсту Ганновера. Так установилась Ганноверская династия (принявшая в 1914 г. более «английское» название Виндзорской). Немецкие князья, мало жившие в Англии, первые короли этой династии Георг 1 и Георг II, кстати сказать, люди малоспособные, не препятствовали установлению парламентского режима, т.е. обычаю, по которому король назначает премьер-министром лидера парламентского большинства, по принципу «Король царствует, но не управляет».

Провозглашенная в Англии после казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г. Реакционная политика Стюартов вызвала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты были свергнуты; в 1689 г. был принят «Билль о правах», закреплявший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Переворот 1688 г., вошедший в историю под названием «Славная революция», оформил становление в Англии конституционной монархии.

Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704 гг.).

В произведении «Два трактата о правлении» (1690 г.; в иных переводах – «Два трактата о государственном правлении», «Два трактата о правительстве») Локк дал критику теологическо-патриархальной теории Фильмера и изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о «естественном состоянии». Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, – «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого».

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет «мое», «твое» от общей собственности; собственность – нечто, неразрывно связанное с личностью: «То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо принадлежит и тем самым делает это своей собственностью».

Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность, был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон, обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей – каждый обладает властью охранять «свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество».

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо «закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей».

Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

В духе юридического мировоззрения Локк рассуждал об основаниях распространения власти на тех, кто не участвовал в заключении первоначального соглашения (дети и иностранцы), о праве народа пересмотреть первоначальное соглашение в случае тиранического правления, нарушения естественных прав или их гарантий. Наиболее важны те положения теории Локка, в которых категории естественного права соединяются с теоретически осмысленным опытом английской буржуазной революции.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий. «Свобода людей в условиях существования системы правления, – подчеркивал Локк, – заключается в том, чтобы жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и установленным законодательной властью, созданной в нем; это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».

Пределы власти государства при всех формах правления – естественные права подданных. Государственная власть, писал Локк, не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

Гарантия и воплощение свободы – равный для всех, общеобязательный, незыблемый и постоянный закон. Законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк – сторонник представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу всегда принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. К законодательной власти Локк относил также деятельность уполномоченных на то судей; в этом сказалась особенность английского права, одним из источников которого является судебная практика.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов и другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно – слишком велик соблазн для депутатов узурпировать власть целиком, создать для себя привилегии, править тиранически. К тому же принять закон – недолгое дело; постоянно заседающий законодательный орган опасен для стабильности законов; определенные права депутатов, данные им на время заседания парламента, не должны превращаться в привилегии, выводящие их из-под власти законов. В этих рассуждениях Локка, аналогичных некоторым идеям левеллеров, был выражен опыт времен революции, осуждение попыток «Долгого парламента» сосредоточить в своих руках всю полноту власти в интересах только какой-либо из политических группировок.

Не менее опасно, заявлял Локк, наделение законодательной властью монарха и правительства – их политические привилегии неизбежно направляются против естественных прав подданных. Законодательная власть – высшая власть в том отношении, что законы строго обязательны для правительства, чиновников и судей. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы – право распускать и созывать парламент, право вето, право законодательной инициативы, даже право в интересах общего блага совершенствовать избирательную систему для более равного и пропорционального представительства.

Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента. Одним из частных случаев тиранического правления, давшего народу право на восстание, Локк называет взятый из английской истории пример, когда исполнительная власть препятствовала созыву и работе законодательного органа.

Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими (отсюда законодательная власть), способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям (отсюда суд, исполнительная власть), наконец, способность определять свои отношения с другими людьми (этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями). Вместе с тем из слабости человеческой природы, склонности к искушениям теоретически выводилась необходимость специальных гарантий законности и прав граждан (в том числе разделения властей, недопустимости политических привилегий).

Теория разделения властей отражала опыт английской революции и ее итоги. Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Особенно широкое распространение имела теория естественных неотчуждаемых прав человека, использованная Джефферсоном и другими теоретиками американской революции и вошедшая затем во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Большое влияние на развитие государственно-правовой идеологии и конституций оказала также теория разделения властей, которую вслед за Локком развивали Монтескье и другие теоретики.

Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства.

Ряд идей Локка выходил далеко за рамки обоснования и защиты только буржуазных интересов. Уже понятие трудовой собственности давало логические обоснования для противоположных взглядов: от апологетического взгляда на любую собственность как на «продукт труда и бережливости» до радикального требования предоставления права собственности только тем, кто эту собственность создает и увеличивает (последний мотив позже часто звучал в эгалитарных и социалистических теориях). Разработанная Локком теория разделения властей применима к обоснованию защиты не только буржуазного правопорядка, но и вообще гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.

Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень «формальных» прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.

Господствовавшая после победы революции пуританская идеология не благоприятствовала расцвету искусства. В частности, приходит в упадок драма – ведущий литературный жанр английского Ренессанса: пуритане, придя к власти, запретили театральные представления. Суровые иконоборцы выбрасывали из церквей произведения искусства, покрывали толстым слоем гипса прекрасные мраморные статуи, чтобы скрыть наготу человеческого тела. Старинные народные празднества, игры и танцы были запрещены. «Старая веселая Англия», питавшая литературу Возрождения, ушла в прошлое. Однако революция имела свой величественный пафос и свою суровую поэзию. Ими проникнуто творчество самого большого поэта XVII в. Джона Мильтона (1608–1674).

Первые произведения Мильтона, написанные в 30-х годах, обнаруживают связь с традицией гуманизма. Во время революции он прервал свою поэтическую деятельность, чтобы целиком отдать себя служению делу свободы. Один за другим появлялись его памфлеты, сыгравшие важную роль в развитии английского революционного движения: в «Ареопагитике» Мильтон ратует за свободу устного и печатного слова; в «Иконоборце» подвергает сокрушительно критике книгу роялиста Гаудсна «Образ короля», идеализирующую казненного Карла I; в первой и второй «Защите английского народа», основываясь на договорной теории происхождения государства, он отстаивает идею народовластия и оправдывает казнь короля.

По своим политическим взглядам Мильтон был близок к индепендентам; крайне левые течения Английской революции с их требованием имущественного равенства встречали в нем решительного противника. Даже аграрный проект Гаррингтона казался ему слишком радикальным. Но, защищая устои новой, буржуазной Англии, Мильтон выступал как прогрессивный общественный деятель, отразивший в своем творчестве то новое сознание личности, которое пробудила в массах Английская революция.

Реставрация Стюартов омрачила последние годы жизни Мильтона. Одинокий слепой поэт тяжело переживал поражение революции, но реакция не могла сломить его. В этот период написаны самые знаменитые его произведения: «Потерянный рай» (1667 г.), «Возвращенный рай» (1671 г.), трагедия «Самсон-борец» (1671 г.).

В «Потерянном рае» Мильтон создает эпос пуританской революции, «апофеоз восстания против авторитета», как писал об этой поэме Белинский. Революционный дух «Потерянного рая» полнее всего проявляется в образе сурового и гордого мятежника Сатаны, предпочитающего изгнание из рая утрате свободы и смирению перед «небесным тираном». Возвеличение образа Сатаны, разумеется, находится в противоречии с религиозной темой поэмы, с пуританскими представлениями самого Мильтона. Но религиозный и революционный пафос поэмы образуют живое единство: Английская революция облекала свои идеалы в мифы, заимствованные из Ветхого завета, ее герои говорили языком Библии. Центральный эпизод поэмы – грехопадение Адама и Евы, их изгнание из рая – представляет символическое изображение истории человечества, утратившего свою первоначальную свободу. «Потерянный рай» пронизан идеей прогресса. Архангел Михаил показывает Адаму грядущую судьбу человечества: через муки и страдания, труд и горе человек обретет новый рай, созданный его собственными руками и более прекрасный, чем тот, который был им утрачен. Причину победы реакции Мильтон видел в незрелости народных масс, в неподготовленности их к свободе. Но веру в идеалы революции он не терял никогда. Драма Мильтона «Самсон-борец» – вдохновенное пророчество о близости нового революционного подъема и неминуемой гибели тирании.

Последним представителем пуританской традиции в английской литературе XVII в. был Джон Беньян (1628–1688), автор сатирической аллегории «Путь паломника». Эта аллегория проникнута пафосом морального осуждения всеобщей продажности и разложения нравов в эпоху реставрации.

В годы реставрации возрождается светское направление в искусстве, в предшествующий период подавленное господством пуританской нетерпимости и строгой религиозной морали. После отмены парламентских декретов против театра вновь начала развиваться английская драма. Но в отличие от театра Возрождения театр реставрации, который ориентировался на придворное искусство французского абсолютизма, оставался чужд народу. Главой новой драматургии и поэзии был Джон Драйден (1631–1700), стремившийся внести в английский театр и литературу эстетические каноны классицизма. Хотя классицизм в Англии имел свои национальные корни, но широкой общественной почвы у него не было – идеи абсолютизма, с которыми было связано это литературное направление, давно утратили в Англии свое прогрессивное значение. Поэтому все попытки Драйдена создать на английской почве героическую трагедию оказались бесплодными.

Из комедиографов эпохи реставрации наибольшим успехом в дворянских кругах пользовались Вильям Уичерли (1640–1716) и Вильям Конгрив (1670–1729), владевшие блестящей драматургической техникой. Тематика их не выходила за пределы светской жизни и галантных похождений. Но Уичерли показывал распущенные нравы высшего общества не обличая их, тогда как на произведениях Конгрива уже лежит отпечаток морализации, что в некоторой мере привлекало к нему симпатии и буржуазного зрителя.

В 1688 году Яков II усилил гонения на англиканское духовенство и окончательно рассорился с тори. Защитников у него практически не осталось (Людовик XIV был занят войной за Пфальцское наследство). В июне семь видных английских политиков, представляющие радикальное крыло заговора – граф Т. Дэнби, граф Ч. Шрусбери, лорд У. Кавендиш, виконт Р. Лэмлэй, адмирал Э. Рассел, епископ Лондонский Г. Комптон и Г. Сидни – написали секретное приглашение Вильгельму, где заверялось, в частности, что 19 из 20 англичан будут очень рады перевороту и воцарению протестантского короля. Послание переправил в Гаагу адмирал Герберт, переодетый матросом. Остальные заговорщики разъехались по стране, чтобы собрать войска и деньги на предстоящую войну с королём. В августе свою поддержку письменно обещал Вильгельму генерал Джон Черчилль. Несколько месяцев Вильгельм выжидал, опасаясь, что Людовик XIV двинет войска на Голландию, но французский король предпочёл вторгнуться в Германию. Это решило судьбу операции.

Скрыть цель и масштаб военных приготовлений Вильгельма было невозможно, и в октябре король Яков попытался смягчить враждебное отношение своих подданных. В частности, он объявил о восстановлении нескольких уволенных лордов-протестантов и прекращении деятельности католических школ. Но было уже слишком поздно.

15 ноября 1688 года Вильгельм высадился в Англии с армией из 40 тысяч пехотинцев (включая матросов) и 5 тысяч кавалеристов. Армия вторжения состояла практически полностью из протестантов, в том числе английских вигов-эмигрантов и прусских союзников. На её штандарте были начертаны слова: «Я буду поддерживать протестантизм и свободу Англии».

Армия Якова II сосредоточилась в Солсбери, однако ни одного серьёзного сражения не произошло, большинство военачальников сразу перешли на сторону Вильгельма, включая генерал-лейтенанта Джона Черчилля. Младшая дочь короля Анна, по совету своей наперсницы, жены Джона Черчилля Сары, также уехала в лагерь Вильгельма. По всей стране начались вооружённые выступления против короля – активно поддержали переворот горожане, протестантские и парламентские лидеры, министры правительства.

Потеряв надежду на армию, Яков II вернулся в Лондон и оттуда попытался вступить в переговоры с Вильгельмом. Жену и сына он отправил во Францию. 11 декабря Яков II, брошенный всеми и всерьёз опасавшийся за свою жизнь, попытался бежать, но был пойман и доставлен в Лондон, уже перешедший под контроль Оранского. В конце декабря Вильгельм помог Якову бежать во Францию, откуда тот пытался осуществить реставрацию, но без всякого успеха.

Вильгельм отверг предложение тори, чтобы на престол вступила Мария, а Вильгельм остался бы только консортом. В январе 1689 года парламент провозгласил Вильгельма и его супругу монархами Англии и Шотландии на равных правах. 9 сентября 1689 года (по григорианскому летоисчислению) Вильгельм III присоединился к Аугсбургcкой лиге против Франции. Спустя 5 лет Мария умерла, и в дальнейшем Вильгельм правил страной сам.

В годы правления Вильгельма III были проведены глубокие реформы, заложившие основу политической и хозяйственной системы страны. В эти годы начинается стремительный взлёт Англии и её превращение в могучую мировую державу. Одновременно закладывается традиция, по которой власть монарха ограничивается рядом законоположений, установленных фундаментальным «Биллем о правах». Уменьшилась дискриминация протестантов (Акт о веротерпимости), но сохранилась, а затем усилилась дискриминация католиков – они, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса, см. Акт о престолонаследии.



XVII век в английской истории характеризуется противостоянием короля и парламента. В рамках этой борьбы в 1670-х годах в правящих кругах оформились две партии:

  • тори — консерваторов, поддерживавших короля;
  • вигов — сторонников буржуазно-демократических преобразований и расширения полномочий парламента.

В 1688 году обе партии были вынуждены объединиться для борьбы со слишком жестоким и алчным королём, что вылилось в Славную революцию.

Причины революции

Для английской истории Славная революция является не отдельным событием, а всего лишь одним из звеньев в длительном и сложном процессе перехода от абсолютной монархии к конституционной. Начало этому процессу положила английская буржуазная революция 1640 года, в которой победила прогрессивно настроенная буржуазия. Однако в 1660 году реванш взяли сторонники абсолютизма — на английском престоле была реставрирована династия Стюартов, правивших жёстко и бескомпромиссно. С самого момента реставрации в парламенте стала оформляться оппозиционная группировка, к которой каждый год примыкали всё новые и новые сторонники.

Особо жёсткую политику проводил король Яков II Стюарт, правивший страной с 1685 года. Он поддерживал католицизм и начал преследовать протестантов, многие его политические противники были лишены имущества и брошены в тюрьмы. Король насильственным путём изменил состав парламента, таким образом, чтобы туда входили исключительно союзники короны.

Однако Яков II сумел настроить против себя даже часть тори. Поэтому парламент всё равно не согласился поддерживать короля в ряде решений. В частности, депутаты отказались отменять «Акт о присяге», ущемлявший в правах католиков, и «Habeas Corpus Act» — важный документ, направленный на защиту людей, подвергшихся аресту. Король разогнал парламент в 1686 году и направил все силы на подавление волнений в Шотландии и на западе Англии.

Политика Лондона в отношении Шотландии всегда была крайне жёсткой. Во второй половине XVII века английские войска устроили здесь настоящий террор, вырезая целые кланы, уничтожая деревни и сельскохозяйственные угодья. Преследовались не только шотландские борцы за независимость, но и английские эмигранты, массово бежавшие сюда от преследований. Нередко главы старинных шотландских кланов заключали договорённости с представителями английской оппозиции.

Параллельно назревал кризис в экономике. В 1680-х годах наблюдался упадок в производстве шерсти, которое издавна было основной статьёй доходов английской казны. Негативно сказывались на ситуации в стране и огораживания — то есть, превращение крестьянских пахотных угодий в пастбища для овец. В стране появилось огромное количество безработных, голодающих рабочих и крестьян. Для того чтобы восполнить дефицит бюджета и получить деньги на борьбу с неугодными, король стал вводить новые налоги, что негативно отразилось на буржуазии и купечестве.

В 1687 году король издал указ о веротерпимости, дававший равные права протестантам и католикам. Однако протестанты не хотели идти на уступки и наделять правами ненавистных католиков. К тому же последние получили от короля ряд дополнительных привилегий.

Таким образом, причинами, приведшими к началу Славной революции 1688 года, были:

  • Посягательства Якова II на свободы английской знати и буржуазии;
  • Вопрос вероисповедания;
  • Беспокойная обстановка в Шотландии;
  • Сотрудничество короля с католической Францией;
  • Экономический кризис;
  • Резкий рост налогов.

Возникшая в стране ситуация способствовала сближению тори и вигов. Обе партии решили, что для стабилизации обстановки нужно немедленно сменить короля. В качестве нового правителя было решено выбрать Вильгельма Оранского — наместника Нидерландов, приходившегося Якову II одновременно племянником и зятем (женой Вильгельма была старшая дочь английского короля — Мария Стюарт).

Ход событий

Вильгельм Оранский принял предложение английских парламентариев и в ноябре 1688 года вместе с большой сухопутной армией высадился на территории графства Девоншир. Его прибытие ознаменовало начало восстания. Немедленно поднялся бунт в Шотландии, лорды, находившиеся в своих графствах, стали собирать армии и распространяли призывы к свержению короля.

Вильгельм Оранский быстро продвигался к Лондону, почти не встречая на своём пути препятствий. Каждое графство, куда входила его армия, встречало наместника Нидерландов как триумфатора. В стан Оранского даже бежала младшая дочь короля — Анна Стюарт, бывшая убеждённой протестанткой. Армия короля была слабой и недисциплинированной, многие офицеры переходили на сторону наместника, поэтому Яков II решил не дожидаться встречи с зятем. Он заранее переправил во Францию свою семью, а затем и сам приготовился к бегству. В Рочестере король был схвачен и взят под стражу, но буквально через две недели ему удалось ускользнуть из заключения и перебраться к жене и сыну.

Итоги революции

После вступления в столицу Вильгельм Оранский получил должность хранителя английского престола. А через два месяца он и его жена стали полноправными правителями Англии под именами Вильгельма II и Марии II. В начале 1689 года парламент представил новому королю декларацию, в которой перечислялись преступления и злоупотребления Якова II и излагались требования, касавшиеся религиозной и политической свободы.

Вскоре эта декларация была переработана и превращена в «Билль о правах», лёгший в основу английской конституции. «Билль» запрещал королю действовать вне рамок законов, принятых парламентом, а также даровал свободу слова и петиций. Документ был радостно встречен лордами и буржуазией. Поскольку своей победы они добились без военного противостояния, революцию прозвали Славной, подчёркивая, таким образом, её бескровный характер.

Впрочем, не для всей Великобритании события 1688 года прошли столь безболезненно. В Шотландии и Ирландии осели многие сторонники Якова II — якобиты. Борьба английских властей и якобитов продолжалась вплоть до середины XVIII века и унесла немало жизней. Кроме того, «Билль о правах» касался только высших слоёв английского общества, жизнь бедняков и крестьян после принятия этого документа никак не изменилась. Более того, получившая всю полноту власти крупная буржуазия в конце XVII века начала наступление на крестьян и мелких землевладельцев, что приводило к массовым разорениям и нищете.

В целом же, правление Вильгельма Оранского было отмечено рядом положительных преобразований. При нём начался подъём английской экономики, были укреплены армия и флот, была создана Ост-Индская компания. Не только для историков, но и для современников короля восшествие на престол Вильгельма Оранского ознаменовало наступление английского «золотого века», характеризовавшегося расцветом наук, искусства и ростом мощи государства.

Таким образом, последствиями Славной революции стали:

  • Оформление конституционной монархии в Англии;
  • Восшествие на престол новой династии;
  • Ликвидация феодальных пережитков;
  • Создание экономических условий для развития капиталистических отношений, а в дальнейшем и для начала промышленного переворота;
  • Сосредоточение в руках парламента законодательной власти.

Однако уже через несколько месяцев после коронации Яков, открыто исповедовавший католическую веру, начал проводить политику, вызвавшую крайнее неудовольствие протестантского большинства. Под предлогом борьбы с мелкими мятежами король создал постоянную армию, размер которой быстро вырос до 40000 солдат. В ноябре того же 1685 года парламент был распущен и больше уже за весь период правления Якова не собирался . В 1687 году король выпустил «Декларацию о религиозной терпимости», благоприятную для католиков. Опасения католической реставрации в стране и нового передела собственности оттолкнули от короля его естественных сторонников - тори. На все ключевые посты в стране король назначал католиков, а все проявившие малейшее недовольство или непослушание немедленно смещались со своих должностей. Часть оппозиционеров эмигрировала в Голландию.

Политика «религиозной терпимости» по отношению к католикам вызвала резкий протест англиканских епископов, а также общественности, возмущённой начавшимся изгнанием протестантов из соседней Франции после отмены Нантского эдикта (1685). Король в ответ приказал заключить 10 епископов в Тауэр . Некоторые время противники Якова надеялись на смерть пожилого короля, после чего трон Англии заняла бы его дочь-протестантка Мария, жена Вильгельма. Однако в 1688 году у 55-летнего Якова II неожиданно родился сын , и это событие послужило толчком к перевороту.

Рождение наследного принца вызвало у многих удивление и недоверие, подозревали «папистский обман» (до этого королева Мария Моденская 15 лет была бесплодна). Ходили упорные слухи, что в Сент-Джеймский дворец тайно принесли чужого ребенка в большой металлической грелке для постели. Слухи подогревались тем, что при рождении наследника присутствовали в основном католики, не допустили даже принцессу Анну .

Анти-якобитские силы (как тори, так и виги) сплотились в тайной оппозиции, умеренное крыло которой возглавил маркиз Галифакс, а более радикальное - граф Дэнби (Thomas Osborne ). Что особо важно, в заговоре участвовала и часть армейских офицеров, включая командующего армией Джона Черчилля . Совместно они решили обсудить вариант смены «тирана-паписта» на голландскую чету - Марию и Вильгельма.

Принц Вильгельм Оранский был крупнейшей фигурой среди протестантских правителей в Европе, и его как правителя Нидерландов тревожила перспектива возможного англо-французского союза и укрепление Яковом II английской армии и флота. Поэтому отстранение Якова II от власти представлялось Вильгельму крайне желательным даже независимо от собственных перспектив стать правителем Англии. К этому времени Вильгельм несколько раз посетил Англию и завоевал там большую популярность.

Революция

См. также

Литература

  • Всемирная история в 24 томах. Том 13. - Минск: Литература, 1996. - 560 с.
  • Ивонина Л. И. Вильгельм III Оранский. Вопросы истории, № 3 (1998), стр. 154-159.
  • Томсинов В. А. «Славная революция» 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах. М.: Зерцало-М, 2010.
  • Черчилль, Уинстон. Британия в Новое время (XVI-XVII вв.). - Смоленск: Русич, 2006. - 416 с. - (Популярная историческая библиотека). - ISBN 5-8138-0601-6

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Славная революция" в других словарях:

    Принятое в исторической литературе название государственного переворота 1688 89 в Англии (смещение с престола Якова II Стюарта и провозглашение королем Вильгельма III Оранского). Были ограничены права короны … Большой Энциклопедический словарь