Музыкальные формы. Музыкальный синтаксис

26 Дек 2016

Музыкальная форма период. Простая 2-х и 3-х частная формы. Видео урок

Во многих видах искусства есть понятие «формы». В музыке, как во временном виде искусства, музыкальная форма произведения играет важную роль.

Форма – это своего рода конструкция музыкального произведения, закономерность следования одной за другой частей, характер отношений между ними.

Музыкальные произведения очень отличаются по своему масштабу. Есть произведения, которые длятся всего несколько секунд, а есть произведения, которые звучат более часа. В связи с этим, музыкальные формы бывают простые и сложные. Для того, чтобы определять и понимать музыкальные формы, надо научиться определять границы наименьшей музыкальной мысли.

Наименьшей законченной музыкальной мыслью в музыке последних трех столетий является период. Если проводить параллель с литературой, то аналогичной наименьшей законченной мыслью в литературе является предложение, а в музыке это период.

Очень часто классический период состоит из двух частей, которые называются предложениями. Обратите внимание, что предложение в музыке не является законченной мыслью. Если второе предложение начинается так же, как первое, то такой период называется периодом повторного строения.


А если второе предложение начинается не так как первое, то такой период называется периодом неповторного строения. Если музыкальное произведение состоит только из одного периода, то такая форма называется одночастной.

Очень часто одночастная форма встречается в песнях.

Песни часто пишутся в куплетной форме, особенностью которой является то, что одна и та же мелодия повторяется несколько раз с разными словами.

И этой мелодией часто является период.

Большинству слушателей трудно запомнить музыку с одного раза, поэтому произведения, написанные в одночастной форме, т.е. имеющие только одну тему, изложенную в форме периода, часто написаны в форме периода повторного строения. Внутренняя повторность этого периода (повторность во втором предложении) позволяет лучше запомнить тему.

Когда тема не содержит внутренних повторений, то есть написана в форме периода неповторного строения, то она может повториться сразу за первым проведением, причем повторение может быть как точным, так и с небольшими изменениями. В качестве примера можно вспомнить начальную тему «Рондо в турецком стиле» Моцарта, где тема повторяется без изменения.

А вот во 2-й части 8 сонаты Бетховена тема повторяется с небольшими изменениями (мелодия звучит в более высоком регистре, немного меняется и сопровождение).

Повторение темы не всегда бывает полным, иногда, чаще всего в песнях, повторяется только второе предложение периода. Нередко это повторение имеет более высокую кульминацию. В качестве примера можно вспомнить куплет народной песни «Тонкая рябина», написанный в форме периода, в котором 2-е предложение повторяется дважды.

Если произведение написано в одночастной форме, то есть состоит только из периода, после него может быть заключение. Это можно услышать в «Утренней молитве» П.И.Чайковского из Детского альбома, написанной в форме периода с заключением.

Вступление к периоду бывает редко. Если оно есть, то чаще всего оно представляет собой аккомпанемент к еще не начавшейся теме. В «Неаполитанской песенке» П.И. Чайковского из Детского альбома начало темы предваряет очень короткое вступление.

Следующая форма, с которой мы с вами познакомимся, будет простая двухчастная форма, которая может быть как формой самостоятельного произведения, так и частью более сложной формы. Первая часть в этой форме является периодом. Вторая часть вполне самостоятельная, но не сложнее периода. В простых формах большого контраста между частями нет, наоборот, между частями часто существует ясно слышимая связь, которая проявляется в общем ладе, тональности, фактуре.

Часто в конце второй части простой двухчастной формы повторяется одно из предложений 1-й части (чаще второе), т.е. вторая часть состоит из двух предложений, второе из которых повторяет одно из предложений первой части. Такая форма называется простой двухчастной репризной формой .

Но так бывает не всегда. Иногда вторая часть построена на новом тематическом материале. Такая форма называется простой двухчастной без репризы. В качестве примера можно вспомнить пьесу П.И. Чайковкого «Шарманщик поет» из Детского альбома.

Простая двухчастная форма может быть как формой отдельного сочинения, так и частью более крупной формы. Очень часто простая двухчастная форма встречается в песнях, куплет которых может быть написан как в простой двухчастной репризной форме, так и в простой двухчастной форме без репризы.

Если вместо повторения одного предложения повторить первый период целиком, то получится другая форма – простая трехчастная репризная, в этой форме первая и третья части одинаковые по размеру, в этом ее главное отличие от простой двухчастной репризной формы. Трехчастная форма более уравновешена, более пропорциональна, чем двухчастная.

Благодаря этому отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений значительно чаще пишутся в этой форме. Если двухчастная форма чаще встречается в вокальной музыке, то трехчастная форма преимущественно характерна для инструментальной музыки.

Вторую часть в простой трехчастной форме называют серединой , и она не всегда по размерам равна первой. Например, в 20 сонате Бетховена 1часть состоит из 8 тактов, а вторая – всего 4 такта.

Мы с вами познакомились с тремя музыкальными формами: одночастной, в которой тема излагается в форме периода; простой двухчастной и простой трехчастной. Проверьте как вы усвоили этот материал, ответив на вопросы теста в видео уроке.

Период

Мелодико-синтаксические структуры

Периодическая повторность мелодико-ритмического оборота служит важным фактором закономерно упорядоченного расчленения небольших построений. В связи с этим в основе классификации мелодико-синтаксических (мелодико-тематических) структур лежит соотношение мотивной повторяемости или неповторяемости (подобие или неподобие).

1. Периодичность – последовательность элементов одинаковой продленности (за количеством тактов – 4+4, 2+2+2+2, 1+1+1+1).

2. Сложение (суммирование) – сопоставление двух или нескольких построений со следующим объединительным построением, которое равняется их сумме (2+2+4, 4+4+8 и так далее).

3. Дробление – сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, которые равняются ему в сумме (4+2+2, 8+4+4 и так далее).

4. Дробление с замыканием (или суммированием) (2+2+1+1+2, 4+4+2+2+4 и так далее).

5. Двойное суммирование (1+1+2+4, 2+2+4+8).

Период – это изложение законченной или относительно законченной музыкальной темы, завершенное кадансом.

Термин «период» идет от древнегреческой метрики и означает буквально «круговой ход».

Основное применение периода – часть более крупной формы. Основная функция – экспозиционная, дополнительная – неэкспозиционная.

Период выступает и как самостоятельная музыкальная форма, начиная с эпохи романтизма, где появилась эстетика фрагмента, сказавшаяся также и в возникновении кратчайших стихотворений. В музыке традицию периода в качестве формы отдельного сочинения заложил Шопен в цикле «Прелюдий».

Признак окончания периода – полная совершенная каденция.

Классификация структурных видов периода делается на основе нескольких критериев:

I. По количеству предложений или отсутствию делений на предложения:

1) период из двух или трех предложений;

2) период единого строения (слитный):

Период единого строения может иметь непрерывное гармоническое развитие с единственным кадансом в конце.

II. По тематическому сходству или несходству начал предложений:

1) период повторного строения (а+а).

(а+а") Штрих означает несущественные фактурные изменения: перенесение в другой регистр, орнаментику, распевание.

(а+а 1) Единица означает существенные структурные или тонально-гармонические изменения;

2) период неповторного строения (а+b);

3) период секвентно-повторного строения (иногда не выделяют как самостоятельный вид периода) – второе предложение повторяет первое на другой высоте (а+а 1);

III. По метрическому признаку:

1) квадратный (количество тактов кратно 4):

(а + a) или (а + b)

2) неквадратный.



Неквадратность может возникать из-за:

a) расширения (внутри периода, до каденции, за счет секвенции, прерванного оборота, интенсивного внутреннего развития):

б) сжатия (усечения) второго предложения (редко) (Мендельсон, Песня без слов №30);

в) наложения (совпадение окончания предыдущего построения с началом следующего):

(а+ а 1)
8 8;

г) органической неквадратности (характерно для русской музыки, где количество тактов в предложениях может быть равно 5, 6, 7 и т.д.).

IV. По тонально-гармоническим признакам:

1) однотональные (начинаются и заканчиваются в одной тональности);

2) Модулирующие (заключительный каданс в иной тональности, нежели начало периода);

3) при одинаковом серединном и заключительном кадансах образуется период из тождественных предложений (используется часто в пьесах для детей, в музыке с народным оттенком);

4) завершенные неустойчивым кадансом (редко).

V. По степени тематической развитости:

1) элементарные (построение типа периода);

2) развитые.

В элементарных периодах тема только излагается, а в развитых – не только излагается, но и содержит мотивную разработку, больше во втором предложении.

VI. По степени завершенности:

1) замкнутый (заканчивается тонической функцией в основной или побочной тональности):

2) разомкнутый (заканчивается не на тонике):

Разомкнутый период может в самом конце вообще избежать какой-либо каденции и перейти в следующий раздел формы. Это часто встречается в темах средних частей, эпизодах рондо и т.д. (Бетховен, соната №20, менуэт).

VII. По взаимодействию с другими формами , возникающему при совпадении периода с произведением (с чертами простых форм, рондо, вариаций, сонатной формы):

1) аналогия с двухчастной формой (ааba) (Бетховен, 7 соната, II ч.; Чайковский, 6 симфония, I ч., ПП). Такой же эффект создает расширение третьего предложения:

(a+b+b 1) – Бетховен, финал 8 сонаты;

2) черты простой трехчастной формы естественны для периода из трех предложений, где переход от второго к третьему идентичен соотношению середины и репризы трехчастной формы:

(a+a 1 +a 2) – Шопен, прелюдия №9; Чайковский, симфония №5, II ч.;

3) с чертами вариационности: Шопен, Ноктюрн Es-dur;

4) с сонатными отношениями – чаще в сложном периоде:

В XIX–XX веках:

(а доп + a 1 доп)
→D D T T (Шопен, Ноктюрн ор. 72 №1).

Классическим видом является период повторного или неповторного строения, квадратный, с полным совершенным заключительным кадансом, несущий экспозиционную функцию.

Форма периода в существенной мере организуется гармоническими кадансами предложений. Предложения – это наиболее крупные части периода. Между двумя кадансами периода образуется функциональное тяготение на расстоянии.

Сложный (двойной) период имеет две структурные разновидности:

1) из 4 предложений, объединенных попарно в 2 сложных предложения с 4 кадансами;

2) из 2 сложных предложений, не делящихся на простые, с двумя кадансами. При этом первое предложение модулирует.

Сложный период отличается от простого повторного (или варьированно повторенного) тем, что при простом повторе заключительный каданс остается тем же, хотя могут быть небольшие изменения в фактуре, а в сложном периоде меняется заключительный каданс.

Периоды могут быть очень больших размеров. Например, в Скерцо h-moll Шопена период состоит из двух предложений по 60 тактов с разными каденциями.

Это период повторного строения (1 строчка), квадратный (2 строчка), однотональный (последняя строчка), замкнутый.

(a + b)
4 6
D T
E-fis

Период неповторного строения, неквадратный (за счет расширения), модулирующий, замкнутый.

Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

2. В частичном повторе материала.

Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

Бетховен, Соната №7, ч.2.

3. В повторе измененном посредством орнаментации.

Бетховен, Соната №15, ч.1.

Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

Шуман. «Грезы».

Метнер. Соната-воспоминание.

Есть исключения: кульминация в начале предложения:

Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

Бетховен. Симфония №5, ч.2.

Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

Период бывает:

· Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

· Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

Есть периоды из трех предложений.

Григ. Норвежский танец.

Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

Приемы расширения:

· Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

· Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

· Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

1. Тональность.

2. границы периода.

3. повторный или неповторный.

4. квадратный или неквадратный.

5. замкнутый или разомкнутый.

6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

7. анализ кадансов.

8. определить кульминацию.

9. выяснить причину неквадратности.

10. особенности стиля, фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

Соната №4, ч.2 и 3.

Соната №7, ч.2

Соната №5, ч.1.

Соната №27, ч.1 и 2.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

Шопен широко развил эту форму.

Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Григ. «Люблю тебя».

Бородин. «Фальшивая нота».

Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

Чайковский. «Утреннее размышление».

Период с расширением второго предложения – период,в котором второе предложение больше по масштабу (количеству тактов), чем первое предложение (4т.+6т., 4т.+7т. и т.д.). Приемы расширения второго предложения:

а) дословное или варьированное повторение фраз, мотивов;

21. «СПИ, БАЮ-БАЙ» (Немецкая народная песня)

1-ое предложение 2-ое предложение

б) секвенцирование в зоне второго предложения;

22. «МАРИЯ ШЛА ЧЕРЕЗ ЛЕС» (Швейцарская песня)

в) наличие прерванной или несовершенной каденции: (пример 23)

S 6 s DDVII 7 b3 K 6/4 D 7 VI II 6 K 6/4 D 7 t

Период с дополнением очень похож на период с расширением. Но дополнение появляется после заключительной каденции: (пример 24)

T t 6 II 6 D 7 t t 6 s D 7 t t 6 s D 7 t

Хотя дополнение формально находится за пределами периода, оно органически необходимо для полного завершения музыкальной мысли, как в пьесе Ф. Бланджини «Ариетта». Чаще в качестве дополнения выступает повтор заключительного мелодико-гармонического оборота, заключительной каденции.

Период из трех предложений характерен в основном для вокально-хоровой музыки. В таком периоде одно из предложений повторяет предшествующее предложение либо дословно, либо с вариантными изменениями. Период из трех предложений может быть по тематическому строению двух видов. Чаще встречается такой вариант периода, когда третье предложение повторяет второе предложение: a b b (a b b 1):

25. «ПЕСЕНКА ДЕДА МОРОЗА» МузыкаЕ. Крылатова

Анализируя период из трех предложений, следует в компоненте «структура» просто указывать количество тактов, а в компоненте «строение» - условное буквенное обозначение предложений. Так о «Песенке Деда Мороза» можно сказать, что она написана в форме периода из трех предложений:

1 предл. 2 предл. 3 предл.

Структура периода: 4т. + 4т. + 4т.

Строение периода: а b b 1

Данный период модуляционный (так как начинается и заканчивается в G-dur, а второе предложение начинается с отклонения в а-moll), замкнутый.

Реже встречается вариант периода, когда второе предложение повторяет первое предложение: a a b (или а а 1 b).

Большой период – это период, состоящий из двух предложений большой длины. Возможны периоды протяжением в 32, 40 тактов и др.

Период единого строения (или период, неделимый на предложения, или период-предложение) практически невозможно «разделить» на два предложения, как в теме «32 вариаций» Л. Бетховена: Пример 26.

Музыкальная мысль в теме бетховенских вариаций завершена, значит, следует считать это построение периодом; а поскольку имеется только одна каденция – это одновременно и предложение. При анализе такого периода-предложения структура и строение не оговариваются.

Период с сокращением второго предложения: второе предложение меньше первого по масштабу, как в Вариациях (ор.72) А. Глазунова(4т.+3т.)

Сложный период состоит из двух предложений, каждый из которых пригоден для существования в качестве самостоятельного периода. Сложный период, обыкновенно, похож на простой период сходством начал обоих предложений. Как правило, первое предложение такого периода заканчивается модуляцией (типичны тональности D группы).

28. «МОЙ САДИК» Музыка П.И. Чайковского



Задание №3. Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов:

СЛОВАЦКАЯ ПЕСНЯ

30. «ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК» (Литовская нар. песня)

31. «КОРАБЛИК И ЮНГА» (Французская песня)

32. «ВЕЧЕР» (Словацкая песня)

33. «МУЗЫКАНТЫ» (Немецкая песня)


34. «МОЙ СПУТНИК»

Музыка Л. Бакалова

35. МЕЛОДИЯ (из оперы «Свадьба Фигаро»)

В.-А. Моцарт

Задание №4. Сыграйте детские песни с аккомпанементом по «цифровке». Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов. Подумайте, какую роль играет гармония в этих песнях.

36. «ВАЖНАЯ ЛЕДИ»

Музыка М. Раухвергера

Период в музыке - наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Период состоит чаще всего из 2 предложений, реже из трех, но может не делиться на предложения вовсе.

Роль в произведении

По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения. Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только как составная часть более крупной формы . Вторая точка зрения заключается в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период включает все логические функции - экспонирование, развитие, замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего - это полный совершенный каданс .

Классификация

По тональному строению

По степени расчленения

  • Расчлененного строения,
  • слитного строения.

По тематизму

  • Повторного строения,
  • неповторного строения.

По масштабу

  • Квадратный - число тактов в периоде = 2 n , чаще всего 4, 8, 16;
  • неквадратный - число тактов ≠ 2 n . Различают следующие виды неквадратных периодов:
    • с дополнением - после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;
    • с расширением - предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже;
    • органическая неквадратность - сам материал не укладывается в схему квадратного периода, например, начальный период Largo e mesto