Сусанин погиб в Исупове? Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг Иван сусанин рисунок как шел в поход.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей!», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг...

Сусанин был воспет историками, поэтами и стал центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки - оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… но не Сусанина))) потому что подвиг его на слуху и оброс легендами и мифами, анекдотами и "фактами" в которых разобраться очень сложно))

Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы - начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (и либо пленить его, либо убить, что представляется более вероятным для того исторического момента).

Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар…

Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать - инокиню Марфу.

Поляки долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за- ним шляхтич, державший веревку. Вдруг, старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспело несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.

— Ты обманул нас! — кричали они, окружив проводника.
— Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете,— сказал Сусанин.

Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Через некоторое время Богдан Сабинин с соседями набрел на двух убитых дубиной захватчиков, а затем обнаружили и изрубленное тело Сусанина. Других поляков видно не было, отряд не вернулся - значит утонули.

Сам же царь Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.

Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги…
Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит»...

«Злодей!», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!

«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

Это строчки из поэмы Кондратия Рылеева "Иван Сусанин".

Первый - это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда - мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил - претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Если они были в Домнине, вопросов нет.

Второй - действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда - целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места).

Третий - где истинное место смерти - болото или само село Исупово.

Четвёртый - где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий).

Ну и, наконец, пятый вопрос - когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.

Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни.

Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками.

Поляков увели от Домнина - факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома - факт.

Сусанин был зверски убит - факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся.

Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени.

В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского.

Существует еще одна версия подвига Сусанина (которая выглядит вполне реальной и не делает поляков идиотами). Именно на ней воспитывали всех Романовых, передавая ее из уст в уста.

"В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы.

Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. Будущий царь с матерью и (возможно с небольшой охраной), узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал их хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки вычислили где обрываются следы, вышли на дом Сусанина, все обыскали, но никого не нашли и принялись пытать старика. Сусанин своего царя не выдал. Найти его с собакам не удалось, т.к. головешки перебивали человеческий запах. Озверевшие враги изрубили Сусанина и ускакали в лес на поиски в направлении опасного болота. А Михаил выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь."

Так или иначе, но подвиг Сусанина был, хотя, конечно, спасение государя и одновременное утопление поляков выглядит более патриотично и полезно для Руси.

Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино.

Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги - часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом - знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.

А в советское время у нас был назван ледокол названный в его честь)))))) настоящий креатив. Он до сих пор в сторою -

Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Поскольку когда задумывался подвиг- о ПРАВДОПОДОБИИ заботились мене всего: когда страна прикажет быть героем- у нас героем становится ЛЮБОЙ.
Современные воспеватели подвигов- недалеко ушли от древних фантастов:
"После смерти Ивана Грозного, началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле.
Ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов .И одновременно:"Польские отряды еще долго бродили по русской земле.
Кому то стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин Михаил Романов. Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.
"Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей (ополченцев?) и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу".
Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков.
Вот это главное: Каким образом МОЖНО ЗАБЛУДИТЬСЯ ЗИМОЙ? . Это что- были совсем МАЛОЛЕТКИ- слепые люди или калики- перехожие- которые шли просить милостыни у БУДУЩЕГО царя? Или же это все таки были взрослые люди- хорошо вооруженные, умеющие ориентироваться как в лесах так и в степях? И достаточно разумные чтобы вернуться -ПО СВОИМ СЛЕДАМ ОБРАТНО !!!

Вопрос:откуда народный герой знал что "Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери" не ставлю- ибо в те далекие времена любой "простой крестьянин" запросто забегал попить чаю с царем- и ловко выведывал у него его замыслы- где тот собирается находиться..

"Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, то..." вместо него тут же выберут нового- свято место не бывает пусто.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в учебнике русской истории. Подтверждают это следующие факты. Хватившись что шибко уж фантастическая история- Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина – Богдану Собинину Жалованную грамоту, освободил потомство от повинностей, а также наградил наделом земли.
Награждать настоящих героев- тысячи и тысячи крестьян которые реально бились с поляками - очень дорого.Так никаких земель не хватит. А тут удалось наградить всего одного - придуманного. И волки сыты- и овцы целы.
Но я согласен что Илья Муромец, Добрыня Никитич,Иван Сусанин, – примеры мужества, стойкости и геройства, простые мужики, отдавшие свою жизнь во благо своих соотечественников.

Предложение проехаться «по маршруту Сусанина» настораживает: ведь из истории известно, что для польского отряда этот маршрут стал дорогой в один конец. Но в Костромской области никуда не деться от героических легенд Смутного времени, и любому, кто интересуется историей, наверняка, захочется отправиться на экскурсию «по сусанинским местам». Тем более что места эти очень живописные!

Историческая справка

Несмотря на обилие легенд о подвиге Сусанина, исторических свидетельств о связанных с ним событиях сохранилось очень мало. Достоверно известно, что Иван Сусанин был старостой в Домнино - родовом имении боярыни Марфы, матери Михаила Романова, а в 1619 году зять крестьянина Богдан Собинин получил царскую грамоту, по которой ему переходила половина деревни Деревеньки, а он сам и все его потомки освобождались от податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». В грамоте говорилось, что литовские люди пытали крестьянина о местонахождении Михаила Романова, но тот, хоть и знал нужную информацию, ее не выдал и был замучен до смерти. О деталях происшествия известно от потомков рода Сусаниных, и рассказы эти со временем обросли массой сомнительных подробностей. Классическая версия предания гласит, что зимой 1613 года Марфа с сыном - уже избранным царем Михаилом Романовым - находилась в Домнино. Поскольку на русский престол претендовал также Сигизмунд III и его сын Владислав, польский отряд был послан в Домнино «убрать конкурента». В селе Деревеньки у дочери находился Иван Сусанин, согласившийся проводить поляков в Домнино. Но вместо этого крестьянин завел врагов в леса и непроходимое болото, где и был убит.

Исследователи справедливо указывают на недочеты этой истории. Во-первых, полякам очень трудно было бы оказаться в Деревеньках, не попав предварительно в Домнино. Во-вторых, зимой непроходимое болото обычно замерзает. В-третьих, непонятно, кто и как узнал о героической гибели Сусанина, если он вместе с польским отрядом сгинул в окрестных лесах.

У историков есть другие версии: вероятно, поляки прибыли сюда не зимой 1613, а поздней осенью 1612 года, до избрания Михаила на царство. В Домнино они нашли старосту и пытались узнать у него о местонахождении Марфы и Михаила, которые в этот момент были на богомолье в Макарьево-Унженском монастыре. Сусанин правды не сказал и, чтобы потянуть время, повел отряд через болото в расположенное на другой стороне село Исупово. Уже там, поняв обман, поляки убили его на глазах односельчан. Кстати, именно в этом селе, на погосте, были в 2003 году найдены предположительные останки Ивана Сусанина (в чем, впрочем, историки тоже сомневаются).

Поселок Сусанино

Чтобы попасть в Сусанинский район, вам нужно покинуть Кострому по центральной улице - проспекту Мира, который постепенно переходит в Костромскую улицу, а потом в шоссе «Кострома - Буй». По этой дороге вам предстоит проехать примерно 60 километров до поселка Сусанино , причем рассчитывайте на долгую поездку - эта дорога имеет недобрую славу из-за своего плохого состояния, обилия заплаток и выбоин, ехать по ней с большой скоростью не получится.

В Сусанино стоит сделать первую остановку. К Ивану Сусанину этот населенный пункт не имеет прямого отношения и в прошлом назывался Молвитино. Зато здесь находится Музей подвига Сусанина , где рассказывается не только о самом герое, но и о других исторических личностях, совершивших в разное время похожие подвиги. Еще в музее можно увидеть саблю XVII века, найденную неподалеку от Исуповского болота, - считается, что она принадлежала кому-то из того самого польского отряда.

Размещается музей в здании церкви Воскресения Христова, изображенной на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», так что пропустить такой интересный объект, разумеется, нельзя. Только учтите, что у этого музея немного нестандартный режим работы: он открыт в понедельник, зато закрыт в пятницу. А попасть сюда просто - после автостанции нужно свернуть с трассы влево, на улицу Карла Маркса, и проехать по ней до центра поселка.

По следам Сусанина - без машины

По «сусанинским местам» можно путешествовать самостоятельно, если вы готовы проехать на машине по скверным дорогам и не боитесь прогулки через болото. Впрочем, можно приехать сюда и без машины: например, междугородним автобусом «Кострома - Буй» до поворота на Домнино, а далее несколько километров пешком по Сусанинским местам. Если вы сомневаетесь в своей способности ориентироваться не местности, можно присоединиться к экскурсии в Сусанино - такие маршруты регулярно предлагают местные турфирмы. Экскурсии обычно включают театрализованное представление «Тропой И.Сусанина», так что вы наглядно сможете представить, что творилось в этих краях 400 лет назад.

В деревню Деревеньки

Как мы помним, согласно официальной версии событий, Ивана Сусанина поляки перехватили в деревне с тавтологическим называнием Деревеньки неподалеку от Домнино. Возможно, там находился родовой дом Сусаниных, где жила с семьей дочь Ивана Антонида. Во всяком случае, в этом селе в 1913 году появилась памятная часовня , освященная в честь Иоанна Предтечи.

Села теперь уже нет - оно обезлюдело, заброшено и заросло лесами. Но часовня сохранилась и до нее можно добраться. Для этого выезжайте из Сусанина и двигайтесь дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. Вам нужен следующий поворот (в сторону Сумароково). До часовни около 2-х километров, по дороге будет указатель.

Часовенка из красного кирпича с одной главкой высится посреди леса. Она обычно заперта, но можно увидеть роспись на ее внешней стене и мемориальную табличку «Часовня сооружена в 1913 г. на средства местных крестьян в память 300-летия подвига Ивана Сусанина. По преданию в этом месте в д.Деревеньки стоял дом И.О. Сусанина».

Кстати, не думайте, что часовня - совсем уж незначительный объект! В 2006 году вышла серия марок «Россия. Регионы», где марку Костромской области украшали памятник Сусанину, вид Волги и эта самая часовенка.

Как правильно выбрать время для поездки

Посетить сусанинские места можно в разное время года, но идеальное время: сухая осень, когда на болотах уже нет комаров, а леса в желто-красной листве смотрятся особенно живописно. Но если вы хотите осмотреть все достопримечательности, включая и легендарную тропу через топи, захватите с собой резиновые сапоги: вам предстоит идти по подгнившим и затопленным в болотной грязи доскам, так что любая обувь вымокнет и испачкается.

Домнино и Исуповское болото

Постояв у часовни, нужно вернуться на трассу и по ней до предыдущего поворота - теперь вас ждет деревня Домнино , родовая вотчина бояр Шестовых (именно к этому семейству принадлежала боярыня Марфа, в миру Ксения, пока не вышла замуж Федора Романова). Повернув налево, проезжайте еще 4 километра до Домнино. Эта деревня, в отличие от Деревеньки, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами с резными наличниками, а также монастырем во имя святых Царственных страстотерпцев - Николая II и его семьи. Монастырь этот основан недавно - в 2004 году. А вот монастырский храм Успения был построен значительно раньше - в 1809-1817 годах на месте, где когда-то стоял дом бояр Шестовых (об этом сообщает табличка на стене храма). Считается, что рядом находилась и деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем - есть даже версия, что именно в подклете этой старой церкви был похоронен Иван Сусанин.

Найти монастырь легко: нужно ехать по главной улице села, церковь за оградой вы увидите по правой стороне. Попасть на территорию бывает сложнее: порой она закрыта, да и о разрешении на фотосъемку следует спросить у монахинь.

Рядом с храмом можно увидеть белокаменное двухэтажное здание церковно-приходской школы , построенное в конце XIX века на средства Александровского православного братства - опять-таки в память о спасении Михаила Федоровича.

Из Домнино дорога идет дальше, мимо деревни Перевоз - к знаменитому Исуповскому болоту . Второе его название - Чистое болото (что вряд ли сильно вас утешит, если вы в него провалитесь). Болото - не только историческое место, но и памятник природы федерального значения. На краю болота, слева от трассы (ориентируйтесь на указатель «Место подвига И.Сусанина») лежит большой валун с именем крестьянина-героя . Этот внушительный монумент весом под 60 тонн установлен здесь еще в 1988 году. От камня открывается живописный вид на лежащее ниже болото и леса. Отсюда можно разглядеть и одинокую сосну посреди болота - именно она почему-то считается местом гибели Ивана Сусанина.

Чтобы добраться до сосны, нужно от валуна спуститься к болоту и двинуться в путь по дощатому настилу. Гать тянется на 2,5 километра, доски довольно скользкие, местами прогнившие и полузатопленные в жиже, но пройти по ним можно, только осторожно. Сперва тропа ведет через лесок, потом выводит на открытую местность с редкими березками. Через несколько метров от начала тропы будет развилка с ответвлением в сторону колодца.

Возле сосны находится объект, который часто именуют часовней, хотя на самом деле это всего лишь небольшой ящичек-подсвечник с иконами. Здесь можно зажечь свечу в память об Иване Сусанине, где бы он ни погиб на самом деле.

«Смутные» монастыри

Сусанино, Домнино и тропа по болоту - классический сусанинский маршрут, после которого большинству туристов хочется уже вернуться домой или в гостиницу. Но если вы не слишком устали и полны желания продолжать путешествие по местам, связанным с историей Смутного времени, у вас масса вариантов! Например, можете проехать еще 24 километра по дороге в сторону Буя - до деревни Борок . Здесь, в центре деревни, на улице Колхозной, находится Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь , где был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, тот самый будущий Лжедмитрий I, с которого вся Смута и началась.

Можно, впрочем, вернуться в Кострому и посетить Ипатьевский монастырь , где после событий, погубивших Ивана Сусанина, скрывались Марфа и Михаил Романовы. В Костроме стоит зайти и в Романовский музей , где вам расскажут об истории древних боярских родов, связанных с этой местностью.

Но есть в Костромской области и третий монастырь, без упоминания которого история об истоках династии Романовых будет неполной. Речь о том самом Макарьево-Унженском монастыре , куда в весьма опасное время отправился на богомолье будущий русский царь с матерью. Место для паломничества было выбрано не случайно: в монастыре хранились мощи его основателя, святого Макария Унженского, который побывал в плену у казанских татар. Ему Михаил и Марфа молились об освобождении своего отца и мужа Филарета (в миру - боярина Федора Романова), который в тот момент находился в плену у поляков. Вероятно, будущий царь молился и об освобождении Руси от иноземцев - и, как известно из истории, обе просьбы по молитвам к Макарию были исполнены. Позже, уже став царем, Михаил Федорович вновь по обету совершил паломничество в этот монастырь. Именно во время второй поездки он узнал о подвиге Ивана Сусанина и даровал его потомкам землю и освобождение от податей.

Дорога в Макарьев неблизкая - ехать нужно через Судиславль , вернее, через Кострому и Судиславль, поскольку дорога между трассой «Кострома - Буй» и Судиславлем почти непреодолима. От Костромы до Макарьева более 180 километров, так что не стоит совмещать это путешествие с поездкой в Сусанино. Но если у вас есть еще свободные дни в Костроме, можно расширить «географию Смутного времени», посетив этот старинный монастырь.

Помимо статьи о Суздале вышел еще один мой материал - о небольшом путешествии по сусанинским местам. Написан он в формате, близком к путевым заметкам, поэтому опубликую ее в своем журнале, сопроводив собственными фотографиями из этой поездки.

Поплутать на тропе Сусанина / «Отдых в России», №2 (75), март 2014 года


Имя Ивана Сусанина в нашей стране знакомо даже школьникам. Но многие ли знают, где находится то болото, в которое он завел поляков, и что они вообще там делали? В поисках ответов на эти вопросы Павел Чукаев изрядно поплутал по сусанинским местам, но все же благополучно вернулся домой, чтобы рассказать об этом читателям «Отдыха в России».


Путь от Костромы до Сусанино в слякотную зимнюю погоду не назовешь приятным. Качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего, из-под колес проносящихся мимо машин беспрерывно летит грязь, заставляя чуть ли не литрами расходовать стеклоомывайку. Невольно начинаешь сочувствовать полякам, которых занесла сюда нелегкая четыре столетия назад.

Райцентр Сусанино появляется на горизонте примерно после часа пути - выныривает как-то сразу и вдруг - слева впереди, за речкой. В центре панорамы очень скоро оказывается пятиглавая церковь с шатровой колокольней, очертания которой многим могут показаться знакомыми. Не удивляйтесь - Воскресенский храм конца XVII века вы действительно, скорее всего, видели не раз - разумеется, не живьем, а на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Свою главную работу выдающийся русский пейзажист создал именно здесь - правда, не в Сусанино, а в Молвитино - именно так называлось село до 1939 года. Найти ракурс, с которого Саврасов писал своих «Грачей», в современном Сусанино вам вряд ли удастся - по всей видимости, работая над картиной, художник весьма вольно переосмыслил открывавшийся его взору пейзаж.





К легендарному подвигу Ивана Сусанина райцентр, несмотря на свое название, прямого отношения не имеет - исторические события конца Смутного времени разворачивались примерно в десяти километрах отсюда - в окрестностях Домнино. «Отворотку» на эту деревню до асфальта никто не чистит, поэтому дорога оказывается куда более чистой и живописной. Само Домнино встречает путников аккуратной белостенной церковью с изящными голубыми главками, но в целом внешне мало отличается от тысяч других российских деревень.




Вся разница - в историческом содержании. Согласно канонической версии отечественной истории, в конце зимы - начале весны 1613 года в Домнино, родовой вотчине своей матери, находился только-только избранный на царство и еще даже не знавший об этом основатель династии Романовых Михаил Федорович. Церковь при въезде в деревню стоит как раз на том месте, где в начале XVII века располагался усадебный дом бояр Шестовых, из рода которых происходила мать новоизбранного государя. Кроме того, по одной из версий, именно на территории храма находится могила самого известного российского гида-экскурсовода и по совместительству национального героя Ивана Сусанина.




Сусанин тоже был родом из Домнино и, как мы знаем из анекдотов, обладал лидерскими качествами и способностью повести за собой людей. К 1613 году он, правда, уже жил в Деревеньках - населенном пункте в паре километров от Домнино. Видимо, именно там Сусанин и встретил польский отряд, рыскавший по костромской глубинке в поисках новоизбранного русского государя. Смекнув, что ничего хорошего встреча с заблудшими польскими «туристами» Михаилу Федоровичу не сулит, Сусанин отправил в Домнино с тревожной весточкой своего зятя, а сам, пообещав незваным гостям показать туда дорогу, повел их в ровно противоположную сторону.



В отличие от неплохо сохранившегося Домнино, о существовании Деревенек в наши дни напоминает только небольшая кирпичная часовня, сооруженная к 300-летию дома Романовых - вроде как на том самом месте, где стояла изба Ивана Сусанина. Часовню видно с дороги, которая ведет сюда из Домнино. Еще пара минут езды по «шоссе» из плотно укатанного снега, и очередная развилка встречает нас необычным дорожным указателем. То есть выглядит-то указатель вполне обычно - белые буквы на синем фоне - все по ГОСТу, нестандартна только надпись на нем: «Место подвига И. Сусанина». И главное - никаких стрелок, задающих направление движения. А вокруг только заснеженный лес, сугробы - и ни души. В общем, немного мистическое место - не позавидуешь автомобилисту, который сбившись с пути, окажется перед этой табличкой. Хуже, наверное, только щит, предупреждающий о том, что вы въехали на территорию «Бермудского треугольника».




Переборов разбежавшиеся по телу мурашки, решаем повернуть направо и очень скоро упираемся в стоящий на краю обрыва огромный валун, от которого открывается впечатляющий вид на поросшее мелколесьем Исуповское болото площадью около двух тысяч гектаров. От непогоды валун покрыт слоем инея, через который проступает еще одна лаконичная надпись: «Иван Сусанин. 1613». Этот памятный знак был установлен здесь в конце 80-х, когда в стране отмечалось 375-летие подвига Сусанина. Тогда же сюда проложили асфальтированную дорогу. Говорят, за это местные жители до сих пор благодарны своему знаменитому земляку ничуть не меньше, чем за спасение царя от поляков.




Стоило нам выйти из машины, как из-за камня выплыл колоритный дедушка в валенках, шапке-ушанке и с роскошными закрученными кончиками вверх усами. Вылитый Сусанин, решили мы. «Вы только мусор после себя не оставляйте!» - первым делом предупредил он. Оказалось, это один из пожилых домнинцев выбрал себя ответственным за поддержание исторического места в чистоте и теперь каждый день ходит сюда пешком на дежурства.


«Вооон там Сусанин погиб», - указал наш новый знакомый на красную сосну посреди болота и протянул армейский бинокль, чтобы мы могли получше ее разглядеть. К сосне выложена досками 2,5-километровая тропа по болоту. Спуск к ней начинается прямо за мемориальным камнем. Стоит ли соваться на болото без проводника (тем более в зимой) - решайте сами. Но помните, что, учитывая исторический опыт, брать гида из местных - тоже не лучшая идея. Хотя, говорят, вообще-то для туристов тут устраивают целые театрализованные программы. Экскурсанты устремляется по деревянным мосткам вглубь болота вслед за ряженым Сусаниным, а замыкает группу сопровождающий в костюме польского шляхтича, который периодически интересуется у Сусанина, не забыл ли он дорогу.




Если в отличие от польских первопроходцев вам повезет благополучно вернуться с Исуповского болота, на обратном пути можно все-таки заехать в райцентр и посетить музей подвига Ивана Сусанина. Тем более, что расположен он как раз в той самой церкви, что изображена на картине «Грачи прилетели». Экспозиция музея рассказывает не только о самом подвиге, но и о культе Сусанина, увековечивании его поступка в искусстве (один из самых интересных экспонатов находящаяся в рабочем состоянии музыкальная шкатулка, проигрывающая фрагмент оперы Глинки «Жизнь за царя»), и о последователях «гида»-патриота.




В музее хранятся истории более полусотни человек, в разные годы и войны повторивших подвиг Сусанина. Например, в августе 1919 года алтайский крестьянин Федор Гуляев не только завел в болото 700 колчаковских кавалеристов, но еще и сумел сам выбраться из этой переделки целым и невредимым. За этот подвиг революционер получил из рук Ленина серебряные часы и шашку, а ВЦИК специальным указом присвоил ему почетную фамилию - Сусанин.


P.S. Любопытно, что сусанинская-молвитинская земля дала нашей стране еще одного цареспасителя - шапочного мастера Осипа Ивановича Комиссарова, уроженца Молвитина. 4 апреля 1866 года он отвел руку с пистолетом покушавшегося на императора Александра II террориста Дмитрий Каракозова у Летнего сада в Петербурге. За это его возвели в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской, а в Молвитино до 1917 года ему даже стоял памятник.




ГДЕ НАХОДИТСЯ МОГИЛА СУСАНИНА?

Казалось бы, какая могила может быть у человека, погибшего то ли на болоте, то ли посреди лесной чащи? Однако вопрос о месте захоронения Ивана Сусанина несколько веков будоражил умы ученых. Согласно одной легенде, национального русского героя похоронили в Ипатьевском монастыре в Костроме, по другой версии - его останки покоились у церкви в селе Домнино. Но в 2003 году группа археологов обнаружила фрагменты останков, предположительно принадлежащих Сусанину, на месте некрополя в деревне Исупово, в честь которой названо болото, считавшееся местом гибели польского отряда и его самоотверженного проводника.



КАК ПРОЕХАТЬ

Сусанино находится в 64 километрах на северо-восток от Костромы по трассе Р-99. Чтобы попасть к Исуповскому болоту, надо проехать по этой трассе еще 3,5 километра и свернуть направо на проселочную дорогу в направлении села Домнино. Указатель «Место подвига Ивана Сусанина» появится примерно через 3 километра после этого населенного пункта. При отсутствии личного транспорта в Сусанино, скорее всего, придется взять такси. До самого же райцентра из Костромы можно за полтора часа добраться автобусами (подойдут также автобусы на Буй), которые ходят каждые 30-40 минут.




ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Кострома - не только столица региона, но и город Золотого кольца, поэтому выбор вариантов размещения здесь довольно широк. Один из самых роскошных отелей - «Азимут» (от 3600 рублей за двухместный номер) - находится в южной части города и располагает собственным банным комплексом. В историческом центре стоит обратить внимание на бизнес-отель «Кострома» (от 2800 рублей). Еще один интересный вариант - бутик-отель «Островной причал» (от 1300 рублей), расположенный на плавучем дебаркадере на Волге. Можно выбрать также размещение за городом - например, в парк-отеле «Берендеевка» (от 1000 рублей), отдельные деревянные домики которого находятся как раз по пути в Сусанино.


ЧТО ПРИВЕЗТИ

Несмотря на богатую историю и туристическую привлекательность Сусанино путешественникам вряд ли удастся «поживиться» здесь чем-то, кроме дежурного магнитика в музее подвига Ивана Сусанина. Другое дело - Кострома, где в изобилии представлены всевозможные матрешки, колокольчики, свистульки и изделия из дерева и бересты. Регион также славится петровской глиняной игрушкой и своими молочными продуктами - в первую очередь сырами «Костромской» и «Сусанинский».