Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов дод. Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий Методические рекомендации по проведению

Лекция является главным звеном дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В ходе лекции преподаватель, применяя методы устного изложения и показа, передает обучаемым знания по основным, фундаментальным вопросам изучаемой дисциплины. Назначение лекции состоит в том, чтобы доходчиво, убедительно и доказательно раскрыть основные теоретические положения изучаемой науки, нацелить обучаемых на наиболее важные вопросы, темы, разделы учебной дисциплины, дать им установку и оказать помощь в овладении научной методологией (методами, способами, приемами) получения необходимых знаний и применения их на практике.

Одним из неоспоримых достоинств лекции является то, что новизна излагаемого материала соответствует моменту ее чтения, в то время как положения учебников, учебных пособий относятся к году их издания. Кроме того, на лекции личное общение преподавателя со студентами предоставляет большие возможности для реализации воспитательных целей.

К лекции как к виду учебных занятий предъявляются следующие основные требования:

Научность; логическая последовательность изложения учебных вопросов;

Конкретность и целеустремленность изложения материала;

Соответствие отводимого времени значимости учебных вопросов;

Соответствие содержания лекции принципам обучения, требованиям руководящих документов;

Наглядность обучения; формирование у обучаемых потребности к самостоятельному углублению знаний;

Изложение материала с учетом достигнутого уровня знаний.

При изложении материала лектору в обязательном порядке необходимо ставить конкретную цель на каждую лекцию. Цель - это осознанное намерение, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель лекции вытекает из темы и реальных возможностей лектора. Различают цели общие и конкретные, но их формулировки всегда целесообразно начинать с глагола. Глагол выражает действие, которое и должно быть осознанно и мысленно предвосхищено. Можно предложить такой примерный набор глаголов для формулировки целей. Если ставится общая цель «проинформировать», то формулировка цели может начинаться с глаголов: «рассказать о...», «познакомить с...», «показать причину …..» и т.п.

При постановке такой цели как «просветить», то для нее подходят глаголы: «дать представление о...», «дать рекомендации...», «посоветовать...», «объяснить понятие...».

Если лектор ставит своей целью «убедить», то уместны глаголы: «довести до понимания...», «разъяснить сущность...», «добиться единого понимания...», «выработать единое понимание...».

При постановке такой цели, как «научить», необходимо ставить задачу, выраженную словами: «дать методику...», «привить навыки...», «отработать приемы...» и т.п.

Таким образом, сформулировать цель лекции - значит совершенно ясно, определенно наметить конкретный результат воздействия на аудиторию, уяснить для себя, что именно студенты должны совершить в мышлении, что скорректировать и к чему прийти.

Перед началом изучения дисциплины лектор должен поинтересоваться, что уже известно студентам по данной теме, насколько они профессионально заинтересованы в глубоких и конкретных знаниях, как относятся к теме. Это необходимо для уточнения конкретных целей проводимых лекций и знания настроя студентов на занятие.

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это – сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах.

По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление6 о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции читаются в конце раздела или курса, отражают все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

Обзорная лекция – это систематизация знаний на более высоком уровне. В обзорной лекции следует рассмотреть особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Помогая студентам конспектировать, преподаватель акцентирует внимание обучающихся голосом, интонацией, повторением наиболее важной информации.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамку, знаку N.B. – «нота бене», использованию разноцветных ручек.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Успех чтения лекции зависит от качества разработанного материала, подготовки преподавателя к занятию и его методического мастерства. При подготовке к лекции преподавателю полезно уяснить место лекции в изучаемой дисциплине, порядка прохождения темы; изучение текста лекции и методики применения наглядных пособий; составление плана проведения занятия; при необходимости тренировку в чтении лекции; проверку готовности помещения и технических средств обучения к занятию.

Уяснение места лекции в изучаемой дисциплине и порядка прохождения темы подразумевает определение ее значения для изучения последующих тем и проведения других видов занятий, а также уяснение состава и уровня подготовки обучаемых.

Изучение текста лекции необходимо для того, чтобы преподаватель хорошо знал содержание материала лекции, последовательность вопросов, основные понятия, определения, формулировки, умел обосновать главные положения лекции.

В процессе изучения вносятся необходимые уточнения с учетом новых данных науки и техники, а также отрабатывается методика изложения лекции и применения наглядных пособий. В тексте выделяются основные положения и выводы, делаются пометки о порядке и месте демонстрации иллюстративного материала, определяется темп речи.

При подготовке к лекции преподаватель должен обратить особое внимание на целевые установки студентам, учебные и воспитательные цели занятия. Если лекция читается по материалам другого автора, то наряду с общей подготовкой преподаватель должен обязательно ознакомиться с рекомендованной для обучаемых литературой, тщательно изучить применяемые наглядные пособия.

План чтения лекции должен включать: учебные вопросы при традиционных методах чтения лекции; вопросы проблемного характера и проблемные ситуации, если применяется проблемный метод изложения; путеводитель предъявления иллюстративного материала; цитаты, примеры, определения, формулировки; другие элементы по желанию преподавателя.

Чтение каждой лекции целесообразно начинать с краткого вступления, в котором преподаватель при необходимости напоминает содержание предыдущего занятия, затем объявляет тему, дает целевые установки обучаемым, учебное время на изучение темы, рекомендованную литературу. Основное назначение вступительного слова (введения) - показать важность и актуальность изучаемой темы и значение полученных знаний для практического использования, пробудить у студентов интерес к изучению данной темы, привлечь внимание обучаемых к изучаемому материалу и настроить их на рабочий ритм.

За вступительным словом излагаются учебные вопросы, предусмотренные планом занятия. По каждому вопросу необходимо дать четкие формулировки, определения, раскрывается сущность и содержание учебного материала, привести необходимые доказательства и обоснования, предъявить иллюстративные материалы. По окончания раскрытия содержания учебного вопроса делаются обобщения, выводы, даются рекомендации по применению полученных знаний. Важные положения лекции необходимо подкреплять примерами. При этом необходимо помнить, что удачно подобранные цитаты и примеры, грамотное использование наглядных пособий делают лекцию более интересной, а значит убедительной, а это способствует глубокому усвоению материала обучаемыми.

При проведении лекции важно помнить, что половина информации на лекции передается через интонацию. Полезно помнить, что первый кризис внимания студентов наступает на 15 – 20-ой минутах, а второй – на 30-35-ой минутах, поэтому необходимо контролировать себя двумя состояниями:

Первое - это соотнести имеющиеся знания у студентов с теми, которые предстоит сообщить в лекции. Такое сопоставление убережет от повторения известной информации и заставить искать новый материал или хотя бы думать о том, как создать эффект новизны. Без такого эффекта интерес и внимание долго не удержать.

Второе - это соотнести собственные взгляды, мнения, позиции по теме лекции с мнениями студентов, которые часто типичны и соответствуют обыденному сознанию человека. Такое сопоставление позволит уточнить воспитательный аспект конкретной цели.

Особое внимание в ходе лекции следует уделять контролю над временем, ибо при недостатке его, особенно в конце лекции, темп изложения ускоряется, выводы не делаются, иллюстративный материал используется неэффективно. В том случае, когда в конце занятия ощущается недостаток времени, преподавателю не следует спешить, лучше кое-что второстепенное опустить или дать отдельные вопросы лекции на самостоятельное изучение студентам, указав при этом источник (литературу).

Темп речи преподавателем выбирается в зависимости от значения и сложности материала. Ориентировочно темп речи не должен превышать 60 слов в минуту с учетом пауз. Замедление темпа снижает внимание у студентов, а быстрая речь приводит к непониманию ее содержания и затрудняет конспектирование. Преподавателю необходимо помнить, что его бодрое настроение, безупречный внешний вид, спокойный уверенный тон или проявление его искренней заинтересованности в успешном овладении учебным материалом обучаемыми, живая выразительная речь, насыщенная примерами, оказывает эмоциональное воздействие на студентов, способствует проявлению у них интереса к изучаемой теме, активизации познавательной деятельности.

В заключение лекции формулируются выводы и даются рекомендации, вытекающие из содержания изученного материала, обобщаются теоретические положения по отдельным вопросам, рекомендуются методы применения полученных знаний в практической деятельности. В конце занятия рекомендуется ставить также проблемные вопросы и рекомендуется оставлять 3-5 минут на то, чтобы дать задание студентам для самостоятельной работы и ответить на возникшие вопросы.

Наталья МИхайловна Шляпникова
Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий

интегрированных занятий .

Пояснительная записка.

В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью. С чем же это связано? Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание . Например, Д. Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого. Я. А. Каменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения целостности процесса обучения, в котором «Всё – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое».

Исходя из этого, можно сделать вывод :

Интеграция – это система , предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных курсов в единое целое.

Таким образом, интегрированное занятие – это занятие , которое базируется на основе одного главного курса, дополнительный курс лишь помогает глубже понять сущность изучаемого предмета, шире изучить его связи, процессы. Из этого следует, интегрированное обучение поможет избежать однотипности целей и функций обучения.

Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Основная часть.

Для чего же нужна интеграция ? В современной жизни взрослые желают как можно скорее двинуть ребенка вперед, развить его умственно, сообщить ему побольше знаний, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. Такие перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

НЕ перегружать

НЕ переутомить новыми впечатлениями

НЕ отбить желание познавать

НЕ повторяться –

вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий .

Итак, мы подошли к условиям проведения интегрированных занятий :

устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической;

проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программного материала и освобождения времени для игры и свободного общения;

создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала, проветренное помещение , рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров активности : двигательных, творческих, эмоциональных, игровых);

отказ от фронтальной формы работы на занятии , использование различных индивидуальных и подгрупповых форм;

чёткое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы;

направление практического процесса на развитие основных качеств личности : компетентностей : интеллектуальной , коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и, конечно, произвольности поведения;

организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;

осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы :

принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть) ;

принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием);

принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);

принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку);

принцип творчества и успеха (включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку);

принцип веры, доверия и поддержки (доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей : «У тебя всё получится» );

звуковой дизайн, способствующий релаксации и, наоборот, активизации мыслительных процессов, усилению эмоциональности;

ведение занятия в режиме динамических поз, ближнего и дальнего зрения, открытого пространства;

использование в работе проблемных и частично-поисковых методов обучения ;

введение музыкально-ритмических и динамических переменок между занятиями ;

использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий : двигательные разминки, динамические паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические игры в движении.

Чтобы система интеграции приобрела целостный и завершённый вид, кроме условий необходимо грамотно подойти к структурированию интегрированных занятий . Рассмотрим структуру занятия :

Постоянный ритуал начала занятий ;

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию ;

Затруднение в игровой ситуации;

«Открытие» нового знания или умения;

Динамическая пауза

Игры на закрепление материала,

Воспроизведение нового в типовой ситуации;

Этюд на имитацию, релаксация;

Итог, рефлексия.

Одним из главных условий проведения интегрированного занятия являются Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Они не только повышают эмоциональное состояние и обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников, но и способствуют повышению умственной работоспособности.

Я предлагаю внедрять Здоровьесберегающие технологии с учётом уровня умственного напряжения и времени проведения .

В начале занятия :

Массаж биологических точек

Элементы гимнастики

Симметричные рисунки

Использование

речедвигательного

компонента

Качание головой

В середине занятия

Использование различных

динамических поз

Пальчиковый игротренинг

Минутки радости

Тренаж со зрительными

В конце занятия

Использование элементов

музотерапии

Имитационные упражнения

Загадки – шутки

Музыкальные переменки

Пластические этюды

Дыхательные упражнения

Заключение.

Только, имея чёткое представление о структуре и содержании интегрированных занятий и выполняя все методические рекомендации к проведению такого занятия , можно вырастить здорового, полноценного и интеллектуально развитого дошкольника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Комсомольский –на- Амуре судомеханический техникум»

(КГБОУ СПО СМТ)

Разработчик: Павлова Татьяна Николаевна, методист

Комсомольск-на-Амуре 2015

Составил: Павлова Татьяна Николаевна, методист

Аннотация: данные методические рекомендации раскрывают роль классного часа в процессе формирования коллектива группы; в них освещаются различные модели, функции, проблемы, которым могут быть посвящены классные часы; охарактеризованы формы рефлексии классного часа.

Место издания: Комсомольский –на-Амуре судомеханический техникум

г. Комсомольск –на-Амуре

ул. Аллея Труда, 10

тел. 59-28-22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между обучающимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час - одна из форм прямого общения между руководителем и коллективом группы, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание обучающихся, развитие каждого как личности, формирование коллектива. Таким образом, организация классного часа для руководителя - нелегкое и очень ответственное дело.

Руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в группе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития обучающегося, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у подростка в общении с окружающими.

Руководитель является как бы посредником между обучающимся и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого.

Участвуя в формировании коллектива в группе, руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга для своих ребят. Он должен уметь вдохновлять подростков, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своей группы.

Внеурочное общение руководителя и обучающихся занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Представляет собой время, проведенное руководителя и группы организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения.

Отличается тем, что посвящен определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание обучающихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

о подготовке и проведении классных часов

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Классные часы являются основным компонентом системы работы руководителя группы. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта руководителя группы.

Он включается в расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Существуют различные формы классных часов, и задача руководителя группы в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Обучающиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (коллектив делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (коллектив делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у подростков, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающиеся имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для подростков темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует обучающихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между обучающимися, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих подростков, решение возникших в коллективе проблем посредством их обсуждения; учит обучающихся быть откровенными друг с другом и руководителем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (руководитель и обучающиеся имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг обучающихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение обучающихся, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают подростков правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (группа работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем коллективом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми обучающимися);

17) мастер-классы (обучающиеся делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все обучающиеся делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству подростку и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал обучающихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для обучающихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные руководителю группы. Главное, чтобы подросткам было интересно, и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний обучающихся по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают обучающимися ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастли­вым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни обучающихся, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет обучающихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение обучающихся к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у обучающихся сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес обучающихся к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить обучающимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Место проведения классного часа, должно быть чисто убранным, проветренным. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часе воспитанники рассаживаются непринужденно.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный руководитель группы старается не затягивать классный час, закончить его до того, как подростки почувствуют усталость.

Перед проведением классного часа руководитель группы должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными обучающимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы.

Формы рефлексии (завершения) классного часа:

Оформление «Дерева желаний», «Дерева предсказаний»;

Пирамида приоритетов (от самого значимого на данный момент к достижимому в будущем);

Синквейн (если сверху – 1) существительное (по теме), 2) два прилагательных, характеризующие тему; 3) три глагола к теме; 4) предложение по теме; 5) существительное – синоним к теме);

Яблоко, цветик семицветик (цвета характеризующие настроение в период проведения классного часа; или предложения, советы);

Полоски (тире – недосказанность, ? – не знаю как ответить, ! – позитивная оценка);

- «пять пальцев» (предлагается посмотреть на ладонь: мизинец – мысль – какие знания я приобрел; безымянный – бодрость тела – как я физически себя чувствовал; средний – состояние духа, каким было мое настроение; указательный – уверенность – насколько уверенно я себя чувствовал; большой – близка ли цель – что я сделал для достижения своей цели);

- «подарок» (коробочка – сегодня я узнал …; бантик – мне понравилось);

- «бабочка» (тело – что запомнилось; крылья – советы участникам);

- «зонтик» (ручка – что узнал; купол – пожелания и оценка);

- «чемодан» (пригодиться; мясорубка – надо переработать);

- «сравнение» - мозговой штурм в начале, и окончании мероприятия.

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста обучающихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение могут включаться и обучающиеся. Приобщая обучающихся к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: руководителю группы и подросткам. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своей группы.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

В помощь руководителю группового коллектива

Руководитель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание подростков высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в группе, иначе обучающиеся будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если руководитель предложит обучающимся совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит подростков быть более дисциплинированными в их исполнении.

Схема анализа классного часа:

Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных обучающихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения?

Как подготовлены обучающиеся к мероприятию? Роль самих обучающихся в его подготовке, как распределены поручения?

      • идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая привлекательность исполнения и оформления;

        разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации обучающихся.

        отношение обучающихся к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).

Градация земель

Средняя квадра тическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы,

не более, м

ДЕЛЬТА Sдоп

Земли поселений (города)

Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности

и иного специального назначения

Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п. 2), земли особо охраняемых территорий

и объектов

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса

Правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: (отказ в согласовании, разногласия) ____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Исполнитель работ ________________ "__" __________ 200_ г. (подпись) Правообладатели или их представители: ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата) ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата) ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата)

Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 (далее - Методические рекомендации), координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным в таблице 1 Методических рекомендаций. При этом за окончательные значения координат межевых знаков вновь образованного земельного участка принимаются координаты межевых знаков смежного земельного участка, полученные на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.


В соответствии с разъяснениями Росземкадастра от 28.02.2003 N АО/54 техническими условиями и требованиями проведения землеустройства являются утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также Методические рекомендации по межеванию объектов землеустройства.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг №3

Составитель:

Методист Ларионова И.Е.

Москва

2016

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий по каждой предметно-цикловой комиссии, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий в колледже по семестрам. При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки.

При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий. Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.

При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).

Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие. Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности орбучающихся, являются основными требованиями к открытому занятию. Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия рекомендуется обсудить на заседании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.

Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений. К открытому занятию необходимо составить план с четким и разумным распределением времени занятия. Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО, ЭВМ и продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся.

Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.

Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:

  • календарно-тематический план;
  • план учебного занятия, конспект лекции;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • презентации и другие материалы на электронных носителях;
  • варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
  • методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.

В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

Преподаватель, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации из работы на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное, и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям.

Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК представляется на рассмотрение методического Совета и сдается в методический кабинет.

Открытое занятие проводится в обычной деловой обстановке.

Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии группы своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие. Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения. Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач. При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.

Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • преподаватель, проводивший открытое занятие;
  • приглашенные преподаватели;
  • председатель ПЦК;
  • заместитель директора по учебной работе, методист.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.

Выступающие преподаватели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя. В заключении выступают заместитель директора по учебной работе и методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности. Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.

Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.