Как балансировать химические уравнения. Составление и решение химических уравнений Уравнение химической реакции примеры 8
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    Решение уравнений химический реакций вызывают затруднения у немалого количества учеников средней школы во-многом благодаря большому разнообразию участвующих в них элементов и неоднозначности их взаимодействия. Но так как основная часть курса общей химии в школе рассматривает именно взаимодействие веществ на основе их уравнений реакций, то ученикам необходимо обязательно ликвидировать пробелы в данной области и научиться решать химические уравнения, чтобы избежать проблем с предметом в дальнейшем.

    Уравнением химической реакции называется символьная запись, отображающая взаимодействующие химические элементы, их количественное соотношение и получающиеся в результате взаимодействия вещества. Данные уравнения отражают сущность взаимодействия веществ с точки зрения атомно-молекулярного или электронного взаимодействия.

    1. В самом начале школьного курса химии учат решать уравнения на основе понятия валентности элементов периодической таблицы. На основе данного упрощения рассмотрим решение химического уравнения на примере окисления алюминия кислородом. Алюминий, взаимодействуя с кислородом, образует оксид алюминия. Обладая указанными исходными данными составим схему уравнения.

      Al + O 2 → AlO


      В данном случае мы записали примерную схему химической реакции, которая лишь частично отражает ее сущность. В левой части схемы записываются вещества, вступающую в реакцию, а в правой результат их взаимодействия. Кроме того, кислород и другие типичные окислители, обычно записываются правее металлов и других восстановителей в обоих частях уравнения. Стрелка показывает направление реакции.

    2. Чтобы данная составленная схема реакции приобрела законченный вид и соответствовала закону сохранения массы веществ, необходимо:
      • Проставить индексы в правой части уравнения у вещества, получившегося в результате взаимодействия.
      • Уровнять количество участвующих в реакции элементов с количеством получившегося вещества в соответствии с законом сохранения массы веществ.
    3. Начнем с приостановки индексов в химической формуле готового вещества. Индексы устанавливаются в соответствии с валентностью химических элементов. Валентностью называют способность атомов образовывать соединения с другими атомами за счет соединения их неспаренных электронов, когда одни атомы отдают свои электроны, а другие присоединяют их себе на внешний энергетический уровень. Принято считать, что валентность химического элемента определяет его группой (колонкой) в периодической таблице Менделеева. Однако на практике взаимодействие химических элементов происходит гораздо сложнее и разнообразнее. Например, атом кислорода во всех реакциях имеет валентность Ⅱ, несмотря на то, что в периодической таблице находится в шестой группе.
    4. Чтобы помочь вам сориентироваться в этом многообразии, предлагаем вам следующий небольшой справочный помощник, который поможет определить валентность химического элемента. Выберите интересующий вас элемент и вы увидите возможные значения его валентности. В скобках указаны редкие для выбранного элемента валентности.
    5. Вернемся к нашему примеру. Запишем в правой части схемы реакции сверху над каждым элементом его валентность.

      Для алюминия Al валентность будет равна Ⅲ, а для молекулы кислорода O 2 валентность равна Ⅱ. Находим наименьшее общее кратное к этим числам. Оно будет равно шести. Делим наименьшее общее кратное на валентность каждого элемента и получаем индексы. Для алюминия шесть делим на валентность получаем индекс 2, для кислорода 6/2=3. Химическая формула оксида алюминия, полученного в результате реакции, примет вид Al 2 O 3 .

      Al + O 2 → Al 2 O 3

    6. После получения правильной формулы готового вещества необходимо проверить и в большинстве случаев уравнять правые и левые части схемы согласно закона сохранения массы, так как продукты реакции образуются из тех же атомов, которые изначально входили в состав исходных веществ, участвующих в реакции.
    7. Закон сохранения массы гласит, что количество атомов вступивших в реакцию должно равняться количеству атомов получившихся в результате взаимодействия. В нашей схеме во взаимодействии участвуют один атом алюминия и два атома кислорода. В результате реакции получаем два атома алюминия и три кислорода. Очевидно, что схему необходимо уровнять, используя коэффициенты для элементов и вещества, чтобы соблюдался закон сохранения массы.
    8. Уравнивание выполняют также через нахождение наименьшего общего кратного, которое находится между элементами, обладающими наибольшими индексами. В нашем примере это будет кислород с индексом в правой части равным 3 и в левой части равным 2. Наименьшее общее кратное и в этом случае будет равно 6. Теперь разделим наименьшее общее кратное на значение наибольшего индекса в левой и правой частях уравнения и получим следующие индексы для кислорода.

      Al + 3∙O 2 → 2∙Al 2 O 3

    9. Теперь остается уравнять только алюминий в правой части. Для этого в левую часть поставим коэффициент 4.

      4∙Al + 3∙O 2 = 2∙Al 2 O 3

    10. После расстановки коэффициентов уравнение химической реакции соответствует закону сохранения массы и между его левой и правой частями можно поставить знак равенства. Расставленные коэффициенты в уравнении обозначают число молекул веществ, участвующих в реакции и получающихся в результате нее, или соотношение данных веществ в молях.
    После выработки навыков решения химических уравнений на основе валентностей взаимодействующих элементов, школьный курс химии знакомит с понятием степени окисления и теорией окислительно-восстановительных реакций. Данный тип реакций является наиболее распространенным и в дальнейшем химические уравнения чаще всего решают на основе степеней окисления взаимодействующих веществ. О том, рассказано в соответствующей статье на нашем сайте.

    Тема: Химические уравнения

    Цель : повторить и расширить знания о химических реак­циях; сформировать понятие о химическом уравне­нии как об условном изображении химической реакции; пояснить правила составления уравнений химических реакций, подбора коэффициентов на ос­новании закона сохранения массы вещества; стимулировать познавательную деятельность учащихся через дидактические игры, настроить их на использование имеющихся знаний для изучения нового материала.

    Мотивация: Что такое химические уравнения и зачем они нужны?

    Оборудование и реактивы : Периодическая система химических элементов

    Д. И. Менделеева; карточки.

    Тип урока: усвоение новых знаний

    Формы проведения: химическая разминка, работа в парах, работа с учебником,

    самостоятельная работа.

    Ход урока

      Организационный этап

    Подготовка класса к уроку.

      Актуализация опорных знаний

    Разминка

      Блиц-опрос:

    1. Что изучает химия? (Вещество.)

    2. Что такое вещество? (Это определенный вид материи, то, из чего состоит тело).

    3. Как мы выражаем состав вещества? (С помощью химических формул).

    4. Как составить химическую формулу? Что для этого необходимо знать?

    (Химические знаки элементов, валентность.)

      Угадай химический элемент (работа с карточками)

    H, O, S, Fe, Cu, Al, Na, Cl.

    Ответ по плану:

    Название химического элемента,

    Название простого вещества

    Валентность,

    Относительная атомная масса

      Игра «Крестики-нолики»

    Выигрышный путь – простые вещества

    Какие вещества называются простыми, какие – сложными?

    Выигрышный путь – химические явления

    Горение угля

    Ржавление гвоздя

    Плавление стекла

    Какие явления называются физическими, какие – химическими?

    Перечислите признаки химических реакций.

      Работа с текстом:

    «При взаимодействии водорода Н 2 и кислорода О 2 образуется вода Н 2 О»

    «При горении (взаимодействии с кислородом О 2) угля С образуется углекислый газ СО 2 »

    О каком явлении идет речь? Как записать данную химическую реакцию?

    Проблема: Как записать химическую реакцию?

    Что такое химическое уравнение?

      Мотивация:

      Что вам известно об уравнении вообще?

      На каких предметах вы встречались с уравнениями?

    Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

      Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

    Возвращаемся к нашим текстам.

      Как можно выразить (записать) химическую реакцию?

      Какой закон необходимо применять при составлении химических уравнений? О чем он гласит?

      Изучение нового материала

      Составление уравнений химических реакций взаимодействия простых веществ

    Принцип составления уравнений реакций получения бинарных соединений из простых веществ:

    в левой час­ти уравнения должны присутствовать те простые вещества, атомы элементов которых присутствуют в соединении в правой части урав­нения. Так, для получения, воды, необходимо, чтобы между собой прореагировали водород и кислород.

    Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты:

    Н 2 + O 2 H 2 O .

    Укажите в уравнении реагенты и продукты химической реакции.

      Что такое реагенты?

      Что такое продукты реакции?

    В общем виде алгоритм составления химического уравне­ния имеет такой вид с. 66 учебника:

    1. Составь схему взаимодействия: слева запиши форму­лы реагентов, ставя между ними знак «+». Справа запиши формулы продуктов реакции. Если их несколько, также поставь между ними знак «+». Между левой и правой частя­ми схемы поставь знак «».

    2. Подбери коэффициенты к формулам каждого из ве­ществ так, чтобы количество атомов каждого элемента в ле­вой части была равна количеству атомов этого элемента в правой части схемы.

    3. Сравни количества атомов каждого элемента в левой и правой частях схемы. Если они одинаковы, замени знак «» знаком « = ».

    По химическим уравнениям вычисляют массы реагентов и продуктов реакций.

    Итак: сформулируем определение химического уравнения:

    Химическое уравнение – условная запись химической реакции с помощью химических формул, математичес­ких знаков и коэффициентов.

    Уравнения химических реакций составляют на основе закона сохранения массы веществ.

    Коэффициенты в химическом уравнении показывают простейшие соотношения между количествами струк­турных частичек реагентов и продуктов реакции.

    Количества атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения одинаковы.

      Закрепление и обобщение знаний

      «Нагретый железный порошок внесли в колбу с газом желто-зеленого цвета – хлором, молекулы которого двухатомны. Порошок воспламенился, в результате появился коричневый дым, образованный частичками хлорида железа (III)». Запишите уравнение реакции.

    2. Подберите коэффициенты для следующих реакций:

    а) Fe + Cl 2 FeCl 3 ;

    б) Na + Br 2 NaBr ;

    в) Р + О 2 Р 2 О 3 ;

    г) КС1О 3 КС1 + О 2 ;

    д) FeCl 2 + С1 2 FeCl 3 ;

    е) FeCl 3 + Br 2 FeBr 3 + С1 2

    3. Запишите уравнения взаимодействия следующих простых ве­ществ и расставьте коэффициенты:

    а) водорода и серы;

    б) маг­ния и кислорода;

    в) алюминия и кислорода;

    г) алюминия и серы;

    д) цинка и кислорода;

    е) натрия и серы;

    ж) магния и серы.

    3. Из каких простых веществ образуются: А1С1 3 , СО 2 , ZnS, Na 2 О, CuO, СН 4 , Са 3 Р 2 ?

    Запишите уравнения реакций.

    4. Расставьте коэффициенты в следующих схемах химических реакций. Сумма всех правильно расставленных коэффициен­тов должна быть равна относительной молекулярной массе гашеной извести Са(ОН) 2 .

    а) Fe(OH) 3 Fe 2 О 3 +Н 2 О;

    б) А1 2 О 3 + H 2 SО 4 Al 2 (SО 4) 3 + Н 2 О;

    в) НС1 + Сг 2 О 3 СгС1 3 + Н 2 О;

    г) Na + Н 2 О NaOH + Н 2 ;

    д) А1 + О 2 А1 2 О 3 ;

    е) А1С1 3 + NaOH А1(ОН)з + NaCl;

    ж) Fe 2 О 3 + HN О 3 Fe (N О 3)з + H 2 О;

    з) А1 + I 2 А1I 3 ;

    и) Fe 2 О 3 + Н 2 Fe + Н 2 О;

    к) Fe + Cl 2 FeCl 3 .

      Домашнее задание: Изучить § 20, выучить определения; выполнить задание: № 3, 4, 5 стр.67-68.

      Подведение итогов урока.

    Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. Рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения.

    Чему научились на уроке, какие моменты требуют дальнейшей отработки?



    как решать химические уравнения по химии 8 класс объясните пожалуйста

    1. 1 год назад
      Определим массу воды, образовавшуюся в результате сгорания водорода в 3,2 г кислорода.

      Чтобы решить эту задачу, сначала необходимо составить уравнение химической реакции и записать над ним данные условия задачи.
      Если бы мы знали количество вещества вступившего в реакцию кислорода, то смогли бы определить количество вещества воды. А затем, рассчитали бы массу воды, зная ее количество вещества и молярную массу. Чтобы найти количество вещества кислорода, нужно массу кислорода разделить на его молярную массу.
      Молярная масса численно равна относительной молекулярной массе. Для кислорода это значение составляет 32. Подставим в формулу: количество вещества кислорода равно отношению 3,2 г к 32 г/моль. Получилось 0,1 моль.
      Для нахождения количества вещества воды оставим пропорцию, используя мольное соотношение участников реакции:
      на 0,1 моль кислорода приходится неизвестное количество вещества воды, а на 1 моль кислорода приходится 2 моля воды.
      Отсюда количество вещества воды равно 0,2 моль.
      Чтобы определить массу воды, нужно найденное значение количества воды умножить на ее молярную массу, т. е. умножаем 0,2 моль на 18 г/моль, получаем 3,6 г воды.

    2. Составление уравнения химической реакции

      Процесс составления уравнения химической реакции состоит из двух стадий (этапов).

      1. Составление схемы реакции. Схема показывает, какие вещества вступили во взаимодействие и какие получились в результате реакции. Надо помнить, что молекулы простых газообразных веществ почти всегда состоят из двух атомов (O2, Cl2, H2 и т. д.)

      2. Подбор коэффициентов к формулам веществ. Необходимо подобрать коэффициенты так, чтобы число атомов каждого элемента в левой и правой частях было одинаково.

      Правила подбора коэффициентов:

      Если число атомов элемента в одной части схемы реакции четное, а в другой нечетное, то перед формулой с нечетным числом атомов надо поставить коэффициент 2, а затем уравнивать число всех атомов.

      Расстановку коэффициентов следует начинать с наиболее сложного по составу вещества и делать это в следующей последовательности:

      сначала надо уравнять число атомов металлов, затем кислотных остатков (атомов неметаллов), затем атомов водорода, и последним атомов кислорода.

      Если число атомов кислорода в левой и правой частях уравнения одинаково, то коэффициенты определены верно.

      После этого стрелку между частями уравнения можно заменить знаком равенства.

      Коэффициенты в уравнении химической реакции не должны иметь общих делителей.

      Пример. Составим уравнение химической реакции между гидроксидом железа (III) и серной кислотой с образованием сульфата железа (III).

      1. Составим схему реакции:

      Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O

      2. Подберем коэффициенты к формулам веществ. Мы знаем, что надо начать с наиболее сложного вещества и последовательно уравнять во всей схеме сначала атомы металлов, потом кислотных остатков, затем водорода и в конце кислорода. В нашей схеме наиболее сложное вещество - Fe2(SO4)3. В нем два атома железа, а в составе Fe(OH)3 один атом железа. Значит, перед формулой Fe(OH)3 надо поставить коэффициент 2:

      2Fe(OH)3 + H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O

      Теперь уравниваем число кислотных остатков SO4. В составе соли Fe2(SO4)3 три кислотных остатка SO4. Значит, в левой части перед формулой H2SO4 ставим коэффициент 3:

      2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + H2O.

      Теперь уравниваем число атомов водорода. В левой части схемы в гидроксиде железа 2Fe(OH)3 6 атомов водорода (2

      3), в серной кислоте 3H2SO4 тоже 6 атомов водорода. Всего в левой части 12 атомов водорода. Значит, в правой части перед формулой воды H2O ставим коэффициент 6 и теперь в правой части тоже 12 атомов водорода:

      2Fe(OH)3 + 3H2SO4 Fe2(SO4)3 + 6H2O.

      Осталось уравнять число атомов кислорода. Но делать это уже не надо, потому что в левой и правой частях схемы уже одинаковое число атомов кислорода по 18 в каждой части. Это значит, что схема записана полностью, и мы можем стрелку заменить знаком равенства:

      2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6H2O.

    Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

    I. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    Алгоритм №1

    Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано :

    ν(Н 2 О)=6моль

    _____________

    Найти :

    ν(О 2)=?

    Решение :

    М(О 2)=32г/моль

    и расставим коэффициенты

    2Н 2 О=2Н 2 +О 2

    ,

    а под формулами –

    5. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение



    6. Записываем ответ

    Ответ: ν (О 2)=3моль

    II. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( S + O 2 = SO 2).

    2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    Алгоритм №2

    Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление решения задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    ν( Al 2 O 3 )=8моль

    ___________

    Найти:

    m ( Al )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    M ( Al 2 O 3 )=102г/моль

    3. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

    4. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    5. Вычислим количества вещества, массу которого

    требуется найти. Для этого составим соотношение.


    6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

    m = ν M ,

    m (Al )= ν (Al )∙ M (Al )=16моль∙27г/моль=432г

    7. Записываем ответ

    Ответ: m (Al)= 432 г

    III. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натриемвступает серамассой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    2. Вычислите количество веществаобразующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 = Cu + H 2 O ).

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    Алгоритм №3

    Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I ), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( Cu )=19,2г

    ___________

    Найти:

    ν( Cu 2 O )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М(Cu )=64г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого

    дана в условии задачи


    и расставим коэффициенты

    4 Cu + O 2 =2 Cu 2 O

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение


    7. Запишем ответ

    Ответ: ν( Cu 2 O )=0,15 моль

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    IV. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г

    (3 Fe + 4 O 2 = Fe 3 O 4).

    Алгоритм №4

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформлениезадачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( P )=0,31г

    _________

    Найти:

    m ( O 2 )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М( P )=31г/моль

    M ( O 2 )=32г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

    4. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 P +5 O 2 = 2 P 2 O 5

    5. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

    m ( O 2 )= ν ( O 2 )∙ M ( O 2 )=

    0,0125моль∙32г/моль=0,4г

    8. Запишем ответ

    Ответ: m ( O 2 )=0,4г

    ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( IV ) количеством вещества 4 моль ( S + O 2 = SO 2).

    4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 =