Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь и творчество. Нобелевская премия Светланы Алексиевич

Светлана Александровна Алексиевич (1948) - советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась Светлана Алексиевич 31 мая 1948 года в городе Станиславе Западной Украины (ныне Ивано-Франковск). Мать ее была украинкой, а отец белорусом. Все свое детство Светлана провела в селе в Винницкой области. Позже они переехали в Белоруссию. Бабушка по линии отца и дедушка по линии матери погибли на фронте, также двое братьев отца Светланы пропали без вести в годы войны. Ее отец был единственным, кто вернулся с фронта. Родители Светланы Алексиевич были учителями в сельской школе.

Светлана окончила школу в селе Копаткевичи Петриковского района Гомельской области в 1965 году.

Журналистская деятельность

Журналистская биография Светланы Алексиевич начинается в 1972 году, после окончания университета (БГУ, факультет журналистики), когда она становится сотрудником районной газеты "Маяк коммунизма" в Брестской области. С 1973 по 1976 годы - работает журналистом в белорусской "Сельской газете", а с 1976 по 1984 годы - руководителем отдела очерка и публицистики журнала "Нёман".

Творчество

Светлана Алексиевич пишет в жанре художественно-документальной прозы. Своими учителями она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Все книги Алексиевич основаны на подробных интервью с людьми, которые пережили какое-то сложное событие или с их выжившими родственниками.

Первая книга Светланы Алексиевич "Я уехал из деревни" была подготовлена в печать в 1976 году. Книга представляла собой собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город. Однако книга эта так и не вышла в печать, по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии БССР набор книги был рассыпан. Писательницу обвинили в критике жесткого паспортного режима и "непонимании аграрной политики" партии. Позднее сама Алексиевич сочла свой труд чрезмерно "журналистским" и отказалась от публикации.

С 1983 года - член Союза писателей СССР.

В 1983 году была написана документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участницами Великой Отечественный войны "У войны не женское лицо", принесшая Алексиевич известность. В 1985 году повесть была опубликована, это была первая опубликованная книга Светланы Алексиевич.

Книги Алексиевич образуют цикл, который она сама определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека».

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.

Документальные фильмы по сценариям Светланы Алексиевич.

«Трудные разговоры» (Беларусьфильм, 1979), режиссёр Ричард Ясинский
«У войны не женское лицо» (совместно с Виктором Дашуком) - цикл из семи документальных телефильмов (1981-1984, Беларусьфильм), режиссёр Виктор Дашук. «Родительский дом» - (Белорусское телевидение, 1982), режиссёр Виктор Шевелевич
«Портрет с георгинами» - (Белорусское телевидение, 1984), режиссёр Валерий Басов
«Солдатки» - (Белорусское телевидение, 1985), режиссёр Валерий Басов
«Говорю о времени своём» - (Белорусское телевидение, 1987), режиссёр Валерий Жигалко
«Прошлое ещё впереди» - (Белорусское телевидение, 1988), режиссёр Валерий Жигалко
«Эти непонятные старые люди» (Беларусьфильм, 1988), режиссёр Иосиф Пикман
Цикл «Из бездны» (сценарий совместно с Мариной Голдовской), режиссёр Марина Голдовская (OKO-media, Австрия-Россия)
«Люди войны» (1990)
«Люди блокады» (1990)
Афганский цикл - документальные кинофильмы по книге «Цинковые мальчики» (сценарий совместно с Сергеем Лукьянчиковым), режиссёр Сергей Лукьянчиков, Беларусьфильм
«Стыд» (1991)
«Я из повиновения вышел» (1992)
«Крест» - (1994, Россия). Режиссёр Геннадий Городний
«Дети войны. Последние свидетели», режиссёр Алексей Китайцев, сценарий Людмилы Романенко по книге «Последние свидетели». В фильме принимает участие Светлана Алексиевич. Студия МБ Групп, Москва, 2009. Фильм награждён специальным призом Открытого конкурса документального кино «Человек и война» (Екатеринбург, 2011).
Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич
«На руинах утопии» (1999, Германия)
«Россия. История маленького человека» (2000, NHK, Япония), режиссёр Хидея Камакура.
«Дверь» (Ирландия, 2008), режиссёр Хуанита Уилсон - короткометражный фильм по мотивам книги «Чернобыльская молитва».
«Голоса Чернобыля» - драматический фильм по книге «Чернобыльская молитва».

Театральные постановки

Спектакль по книге «Чернобыльская молитва», Женева, 2009

Жизнь и работа за рубежом

С 2000 по 2013 год начинается новый этап в биографии Светланы Алексиевич: она переезжает в Италию, позднее живет и работает над своими книгами во Франции и Германии. В 2013 году она снова вернулась на родину и в настоящее время живет в Беларуси.

Среди многочисленных наград, ореденов и премий Светланы Алексиевич - Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984), Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984), Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание, Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014). А также награждена Нобелевской премией по литературе (2015) - «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время»

Книги Светланы Алексиевич как документальную прозу, литературную журналистику, документальные монологи, романы-оратории, репортаж, романы-свидетельства. САма же писательница определяет жанр, в котором пишет как «историю чувств».

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, немецкий, польский, французский, шведский, китайский, норвежский и другие языки. Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров.




В закладки

Прочитано

Любимое

Пользовательская

Пока бросил

Убрать

В процессе

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения : 31.05.1948

Знак зодиака : Крыса, Близнецы ♊

Светлана Алексиевич - белорусская писательница, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину - в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. - в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах - рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я - из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно - общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа - «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга - «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах - о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом - в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она - автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

Сейчас писательница завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Это рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории. «Мне подумалось, - говорит автор, - что я до сих пор писала книги о том, как люди убивали друг друга, как они умирали. Но ведь это не вся человеческая жизнь. Теперь я напишу, как они любили... Любят... И опять мои вопросы - кто мы, в какой стране живём - через любовь... Через то, ради чего мы, наверное, и приходим в этот мир. Мне хочется любить человека. Хотя любить человека, трудно. Всё труднее».

Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
В 2012 вернулась в Беларусь.

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.

Титулы, награды и премии

1985 - Литературная премия им. Николая Островского (Москва, СССР)

1985 - Литературная премия им. Константина Федина (Москва, СССР)

1986 - Премия Ленинского комсомола (Москва, СССР)

1996 - Премия им. Курта Тухольского (Стокгольм, Швеция)

1997 - Премия им. Андрея Синявского (Москва, Россия)

1997 - Премия «Триумф» (Москва, Россия)

1998 - Премия фонда «Гласность»: «Самый искренний человек года» (Москва, Россия)

1998 - Премия «За европейское взаимопонимание» (Лейпциг, Германия)

1998 - Премия «За лучшую политическую книгу года» (Бремен, Германия)

1999 - Премия им. Иоганна Готфрида Гердера (Германия; вручение - Вена, Австрия)

1999 - Премия «Свидетель мира» (Париж, Франция)

2000 - Премия «За лучший радио-спектакль года» (Берлин, Германия)

2001 - Премия мира им. Эриха Марии Ремарка (Оснабрюк, Германия)

2002 - Премия им. Сандро Онофри (Рим, Италия)

2006 - Премия Ассоциации американских критиков (Нью-Йорк, США)

2007 - Премия организации Oxfam Novib (Гаага, Нидерланды)

2011 - Премия им. Ричарда Капустинского (Варшава, Польша)

2011 - Литературная премия центральной и восточной Европы "Ангелус" (Польша, Вроцлав)

2013 - Премия мира немецких книготорговцев/Friedenspreis des Deutschen Buchhandels (Франкфурт, Германия)

2014 - Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)

2014 - приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии « Большая книга » - за книгу «Время секонд хэнд»

2015 - Нобелевская премия по литературе

Экранизации

Цикл документальных телефильмов "У войны не женское лицо":
1981 - Фильм первый: "Это была не я..."
1982 - Фильм второй: "Стрелять хотела"
1982 - Фильм третий: "Утро туманное"
1982 - Фильм четвертый: "Я встретил вас"
1983 - Фильм пятый: "Если родится девочка"
1984 - Фильм шестой: "Тогда я не плакала"
1984 - Фильм седьмой: "Милосердие"

1990 - Цикл "Из бездны":
Фильм первый - "Люди войны".
Фильм второй - "Люди блокады".

Афганский цикл:
1991 - "Стыд"
1992 - "Я из повиновения вышел"

2008 - Дверь (The Door) номинирован на премию "Оскар" в категории "Лучший короткометражный игровой фильм". Фильм основан на повествовании Николая Калугина из книги Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва"

Алексиевич Светлана (Алексіевіч Сьвятлана) - белорусская писательница, журналист.

Родилась 31 мая 1948 года на Украине в городе Станислав (после 1962 — Ивано-Франковск). Отец — белорус, мать — украинка.

Говорят, сейчас власть олигархов, капитала, но Россия страна иррациональная, так же, как и Белоруссия: деньги, по большому счету, не всегда все решают.

Алексиевич Светлана Александровна

После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина (1972). Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей (1965), в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» (г. п. Наровля, 1966), «Маяк коммунизма» (г.п. Береза, 1972-1973), республиканской «Сельской газете» (1973-1976), журнале «Неман» (1976-1984).

Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного беларусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д.

Первая книга Алексиевич - «У войны - не женское лицо» - была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновремено вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров.

Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) - взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) - о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) - о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) - о мире после Чернобыля, после ядерной войны... Теперь Алексиевич работает над книгой о любви - «Чудный олень вечной охоты».

Член Союза журналистов СССР (1976), Союза писателей СССР (1983), Беларусского ПЕН-центра (1989). Книги издавались в 19 странах мира - Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др. Лауреат литературных премий СП СССР имени Н.Островского (1984), имени К.Федина (1985), премии Ленинского комсомола (1986), награждена международными премиями Курта Тухольского (Шведский ПЭН) за «мужество и достоинство в литературе», Андрея Синявского «за благородство в литературе», российской независимой премией «Триумф», лейпцигской премией «За европейское взаимопонимание-98», немецкой «За лучшую политическую книгу» и австрийской имени Гердера.

По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны - не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР (1985) и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.


Белоруссия Белоруссия

Род деятельности прозаик , журналист Направление нон-фикшн Жанр повесть Язык произведений русский Премии Нобелевская премия по литературе ()
Награды alexievich.info Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо », «Цинковые мальчики », «Чернобыльская молитва », «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма .

Биография

Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в западноукраинском городе Станиславе . Отец - белорус, мать - украинка . После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию , отец и мать работали сельскими учителями . Мать отца умерла от тифа в партизанах , из троих её сыновей двое пропали без вести , а отец Светланы Алексиевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте . Прадед отца тоже был сельским учителем . По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области .

В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области.

В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ , начала работу в «Маяке коммунизма» - районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973-1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», 1976-1984 годах - руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман» .

В 1983 году по рекомендации белорусских писателей А. Адамовича , Я. Брыля , В. Быкова и В. Витки , принята в Союз писателей БССР и СП СССР .

Творчество

Светлана Алексиевич работает в художественно-документальном жанре. Маша Гессен называет её «хранительницей памяти» . Среди своих учителей она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова . Все книги С. Алексиевич основаны на многочасовых интервью с людьми, пережившими какое-то сложное событие или с их выжившими родными и близкими. На написание каждой книги уходит от пяти до семи лет.

Первая книга Алексиевич «Я уехал из деревни » - собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город - была подготовлена к печати в 1976 году, однако набор книги был рассыпан по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии Белоруссии за критику жёсткого паспортного режима и «непонимание аграрной политики» партии. Впоследствии автор отказалась от публикации, считая книгу излишне «журналистской» .

Первая опубликованная книга Алексиевич «У войны не женское лицо » была написана в 1983 году. Эта документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участвовавшими в Великой Отечественной войне , была впервые опубликована в журнале «Октябрь» в начале 1984 года (в журнальном варианте) , ещё несколько глав вышли в том же году в журнале «Нёман». Книга, чьи героини были санитарками, лётчицами, снайперами, переводчицами, врачами, радистками, представляет особый женский опыт войны. Часть сведений была вычеркнута из книги цензорами (обвинявшими автора в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины) или самим автором [ ] ; в более поздних изданиях многие из этих пропусков восстановлены . В 1985 году книга вышла отдельным изданием одновременно в нескольких издательствах, общий тираж к концу 1980-х достиг 2 млн экземпляров . По книге было поставлено множество спектаклей. Публикации книги предшествовало создание по сценарию Светланы Алексиевич режиссёром Виктором Дашуком одноимённой серии семи документальных телефильмов (1981-1984).

Вторая книга писательницы, «Последние свидетели : книга недетских рассказов » (1985, в последующих изданиях использовались варианты подзаголовка «Соло для детского голоса», «Сто недетских колыбельных», «100 недетских рассказов») основана на воспоминаниях детей, которым во время Великой отечественной войны было от шести до двенадцати лет. Это свидетельства «невозможности пережить память травмы» . Третья книга - «Цинковые мальчики » (1989) - посвящена Афганской войне и названа так потому, что тела погибших солдат доставлялись на родину в цинковых гробах. Основанием для книги стали интервью с матерями погибших солдат, а также с вернувшимися с войны участниками афганской кампании. Герои этой книги «рассказывают истории своей боли и потерь на фоне двух событий: десятилетней войны в Афганистане и радикального раздора в самой сердцевине советского общества» .

Книга 1993 года «Зачарованные смертью » посвящена самоубийствам, вызванным эпохой резких социальных перемен в бывшем Советском Союзе . В 1997 году опубликована «Чернобыльская молитва », написанная на основе бесед со свидетелями Чернобыльской катастрофы : ликвидаторами, членами семей погибших пожарных, переселёнными жителями. Книга имеет подзаголовок «хроника будущего» и показывает одновременное развертывание двух катастроф: техногенной и социальной, во время которой «ушел под воду огромный социалистический материк» . В 2013 году выходит книга «Время секонд хэнд », посвящённая феномену «советского человека» и травме, вызванной распадом социализма. С. Алексиевич разъясняла: «За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип - homo soveticus . Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его „совком“. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он - это я. Это мои знакомые, друзья, родители» .

Книги Алексиевич образуют цикл, который она определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека» Работа над циклом продолжается .

В конце 1990-х годов была начата работа над книгой «Чудный олень вечной охоты », включающей рассказы о любви, по состоянию на октябрь 2015 года работа над книгой продолжается .

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, французский, немецкий, шведский, польский, китайский, норвежский и другие языки . Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров .

К 2015 году Алексиевич стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград. Среди них - премия Ремарка (2001), Национальная премия критики (США, 2006), приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) за книгу «Время секонд хэнд», премия Курта Тухольского «За мужество и достоинство в литературе», премия Андрея Синявского «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская книжная премия «За вклад в европейское взаимопонимание», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и премия имени Гердера. В 2013 году Алексиевич стала лауреатом Международной премии мира немецких книготорговцев ; получила золотую медаль белорусского конкурса «Брэнд года-2013» .

В 2013 году Светлана Алексиевич считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе , однако премию получила канадская писательница Элис Манро .

В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время» . Светлана Алексиевич - первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии; она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе . Впервые за полвека премия была присуждена писателю, преимущественно работающему в жанре документальной литературы; при этом впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту . Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов на момент присуждения) .

Литературная критика

Отмечая традиции белорусской литературы в творчестве Алексиевич, белорусский поэт Владимир Некляев заметил, что если вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели », то всё творчество Алексиевич - из документальной книги Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни». Он также отметил, что заслуга Алексиевич в том, что она сделала возможным прорыв белорусской литературы в литературу европейскую .

Российская критика по-разному оценивает творчество Светланы Алексиевич. Одни критики называют её «блестящим мастером художественно-документальной прозы» , выдающимся гуманистом и «народной писательницей» , другие характеризуют творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику .

По мнению российской писательницы Татьяны Толстой , Алексиевич работает грубыми методами, «на выжиманиях слезы».

Книги Светланы Алексиевич определяют как документальную прозу, романы-оратории, романы-свидетельства, коллективные свидетельства, эпический хор, документальные монологи, литературную журналистику, репортаж, нон-фикшн, «живые голоса» . Сама писательница определяла жанр, в котором работает, как «историю чувств» . По оценке писателя, главного редактора «Литературной газеты » Юрия Полякова , книги Алексиевич, написанные в жанре «публицистики-журналистики», так и не стали большой литературой, а представляют собой «имманентное фрондёрство» .

Американский журналист Александра Альтер ставит Алексиевич в один ряд с такими мастерами жанра нехудожественной прозы в масштабе романа, как Трумен Капоте , Норман Мейлер и Джоан Дидион . Специалист в области этики Линда Хоган считает, что в своих книгах она поднимает сложные философские вопросы . Швейцарский социолог Жан Россио в своей рецензии на «Чернобыльскую молитву» в 2000 году отмечает, что автор не навязывает свою оценку событий и не выдвигает обвинений, но подталкивает читателей к коллективной работе памяти о человеческих и социальных последствиях Чернобыльской катастрофы и что продвигать её книги «этически необходимо». По мнению Елены Гаповой, тексты Светланы Алексиевич представляют собой «образец моральной философии, способ обсуждения этических вопросов, прежде всего проблемы поиска смысла страдания, осуществляемого советским, а затем постсоветским человеком» в условиях огромного социального сдвига .

Политические взгляды

Свои убеждения определяет как социал-демократические , так как социал-демократия, по её мнению, «более смягченный вариант перехода» к капитализму . Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко . Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти . В то же время, она критиковала оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики» .

На читательской встрече в Варшаве 13 мая 2015 года, посвящённой выходу книги «Время секонд-хэнд», Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт на востоке Украины , заявила: «Это страшно, что вместо того, чтобы разговаривать, люди начинают стрелять в друг друга. Но я бы не сказала, что это только в русском народе» [прояснить ] . Она добавила, что литература «должна писать о том, что надо „убивать“ идеи, надо спорить, а не убивать людей», и объяснила идущее кровопролитие наследием прошлого: человек «за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо». Кроме того, считает Алексиевич, жителей постсоветского пространства «вначале 70 лет обманывали, потом ещё 20 лет грабили», в результате чего среди них появились «очень агрессивные и опасные для мира люди» и сформировались низкая ценность человеческой жизни и приоритет величия государства над качеством жизни . С момента вооружённого конфликта регион [прояснить ] не посещала и не планирует .

На пресс-конференции 8 октября 2015 года, в день присуждения Нобелевской премии, Алексиевич противопоставила «добрый русский мир , гуманитарный русский мир, тот мир, которому до сих пор поклоняются все - литературе, балету, музыке великой» нелюбимому ею миру Берии , Сталина , Путина и Шойгу . Такое отношение вызвано тем, что, по её мнению, ситуацию в России спровоцировали так, что «86 % людей стали рады тому, как убивали людей в Донецке, и смеялись над этими „хохлами“» .

Литературные произведения

Фильмы и театральные постановки

Фильмы по сценариям Светланы Алексиевич

Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич

Театральные постановки и телеспектакли

По книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» было поставлено несколько театральных спектаклей .

Две постановки «У войны не женское лицо» вышли на экраны как телеспектакли :

Также ставились спектакли по книгам «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва» ; по книге «Последние свидетели» композитор Владимир Магдалиц написал и поставил симфонию-реквием.

Награды

Примечания

Комментарии Источники

  1. Кто есть кто в Республике Беларусь - Białystok : Podlaski Instytut Wydawniczy , 2000. - С. 14. - 313 с. - ISBN 978-83-913780-0-7
  2. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 1: А - Аршын - Мінск : 1996. - С. 243. - 552 с. - ISBN 978-985-11-0036-7
  3. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Том 1 - Мінск : (untranslated) , 1993. - С. 100. - ISBN 978-5-85700-074-8
  4. Светлана Алексиевич: Фильмография
  5. Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич , Газета.Ru (8 октября 2015). Дата обращения 8 октября 2015.
  6. Светлана Алексиевич опровергла слухи о своей смерти (неопр.) . Вести.Ru (18 мая 2017).
  7. Светлана Алексиевич (неопр.) . Иносми.Ru (18 мая 2017).
  8. РИА «Новости», 21 июня 2017. Запад - о русских без цензуры. Что на самом деле сказала Алексиевич
  9. Светлана Алексиевич, Галина Дурстхофф. Светлана Алексиевич - биография (неопр.) . Литературное агентство Галины Дурстхофф. Дата обращения 14 октября 2015.
  10. Моя единственная жизнь (Беседу со Светланой Алексиевич вела Татьяна Бек) // Вопросы литературы . - 1996. - №. 1. - С. 204-223.
  11. http://www.alexievich.info/knigi/U_voiny.pdf
  12. Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич: «Бандеровцы» спасли мою жизнь
  13. Ціхан Чарнякевіч. Як змагаліся за Святлану Алексіевіч (белор.) . "Літаратурная Беларусь" . Саюз беларускіх пісьменнікаў (7 декабря 2015). Дата обращения 29 июня 2017. перевод: Как боролись за Светлану Алексиевич (рус.) . Русский Монитор (14 декабря 2015). Дата обращения 29 июня 2017.
  14. Алексіевіч Святлана // Беларускія пісьменнікі (1917-1990): Даведнік (белор.)
  15. Интервью для Радио Свобода (27.07.2011)
  16. «Ты рядом с котлеткой по значимости и не мечтай встать»: Интервью писательницы Светланы Алексиевич - Meduza (рус.) . Meduza. Дата обращения 8 октября 2015.
  17. Masha Gessen. The Memory Keeper // New Yorker. - 2015. - 2 октября.
  18. Алексиевич: это победа не только моя, но и нашей культуры и страны
  19. Биография Светланы Алексиевич (неопр.) . Премия мира Союза немецких книготорговцев (2013). Дата обращения 14 октября 2015.
  20. Скатов, Николай Николаевич . Алексиевич, Светлана Александровна // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографичский словарь в 3 т.. - Олма-пресс . - М. , 2006. - Т. 1. - С. 53-55. - 1920 p. - ISBN 5-94848-211-1 .
  21. Алексиевич С. У войны - не женское лицо // Октябрь. - 1984. - № 2 .
  22. «У войны не женское лицо» - С. 14-20.
  23. Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе - первую в истории Белоруссии
  24. Ушакин, Сергей. Осколки военной памяти: «Все, что осталось от такого ужаса?» // Новое литературное обозрение (НЛО). - 2008. - № 93 .
  25. Irina Novikova. Lessons on the Anatomy of War: Svetlana Alexievich’s Zinky Boys // War Discourse, Women’s Discourse. Essays and Case-Studies from Yugoslavia and Russia. Topos. Vol. 2. Ljubljana: Topos and ISH. - 2000. - С. 100 .
  26. Алесиевич, Светлана. В поисках вечного человека (неопр.) .
  27. Алексиевич, Светлана. Время секонд хэнд. - М: Время, 2013.
  28. Алексиевич, Светлана. В поисках вечного человека (неопр.) .
  29. Светлана Алексиевич: Голоса страны Утопии
  30. Алексеева, Оксана . Родились , Коммерсантъ (30 мая 1998). Дата обращения 14 октября 2015.
  31. Белорусская писательница Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год , БЕЛТА (8 октября 2015). Дата обращения 14 октября 2015.
  32. Светлана Алексиевич: издания
  33. Лауреатом Нобелевской премии в области литературы стала Светлана Алексиевич
  34. Победители Профессионального конкурса БРЭНД ГОДА 2013
  35. Литературные и общественные премии
  36. Светлана Алексиевич стала фаворитом Нобелевской премии по литературе
  37. Нобелевская премия по литературе 2015 года - официальный пресс-релиз Нобелевского комитета
  38. «Нобеля» по литературе впервые за 28 лет получил русскоязычный автор
  39. http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-34475251 Svetlana Alexievich wins Nobel Literature prize
  40. «Нобель» заговорил по-русски
  41. Някляеў: Шанцы Беларусі на Нобелеўскую прэмію як ніколі высокія
  42. Цинковые мальчики, с. 126-168
  43. Светлана Алексиевич. Коллективный Путин (неопр.) . Frankfurter Allgemeine. Дата обращения 4 июля 2014.
  44. Евгений Ермолин. Мультиверс. - М. , 2017.
  45. Сергей Морозов. Сэконд хэнд // Литературная Россия . - М. , 2014. - № 27 .
  46. Олег Пухнавцев. Литератор нужного калибра // Литературная газета. - М. , 2015. - № 40(6528) .
  47. Дмитрий Чёрный. Премия «Чёрного города» // Литературная Россия. - М. , 20015. - № 36 .
  48. Ольга Труханина. Нобелевский позор (неопр.) . Наша ніва, 14 декабря 2015.
  49. Наташа Румянцева. Татьяна Толстая в «Буквоеде», 9.10.15 (неопр.) (11 октября 2015). Дата обращения 28 июля 2016.
  50. Ришина, Ирина. “Чернобыльская молитва’. Мне кажется, я записываю будущее …” // Литературная газета. - 1996. - 24 апреля.

Светлана Александровна Алексиевич (31.05.1948, г. Станислав, Украина) — советская и белорусская писательница, журналистка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина. Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей, в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда», «Маяк коммунизма», республиканской «Сельской газете», журнале «Неман».

Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного белорусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д.

Первая книга Алексиевич — «У войны — не женское лицо» — была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновременно вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров.

Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) — взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) — о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) — о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) — о мире после Чернобыля, после ядерной войны... Теперь Алексиевич работает над книгой о любви — «Чудный олень вечной охоты».

Член Союза журналистов СССР, Союза писателей СССР, Беларусского ПЕН-центра.

Книги издавались в 19 странах мира — Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др.

По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны — не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала2000-хгодов живет в эмиграции (Италия, Франция).

Книги (4)

У войны не женское лицо

«У войны не женское лицо» — одна из самых известных в мире книг о войне.

Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

Последние свидетели. Соло для детского голоса

Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич.

Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было6-12лет — самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом.

К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».

Цинковые мальчики

Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны — войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной.

Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афгане их сыновья. Но, узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее.

Комментарии читателей

Иван / 26.10.2018 О себе. Высшее, 8 иностранных языков (включая китайский и арабский) и 4 языка народов Моей страны. До момента выбора г-жы Алексиевич в качестве "нобелевского лауреата", в моей семье очень уважали мнение Нобелевского комитета. Обязательно перечитывали книги Лауреатов которые уже читали и читали новые...!
Г-жа Алексиевич назначена лауреатом не за книгу, "... не женское лицо" которую написала замечательная советская писательница, слава Богу Советская культура богата на замечательные книги, и не за книги-полуправды, (достойная ученица д-ра Гебельса) таких писателей много!
Жалко, что НК начал давать звания за то, что публичный человек называет народ Белоруссии и все народы России, "быдлом"!
Жаль, что НК принимает политические решения в ущерб своей репутации!

mikhail / 7.01.2018 Читал про Афган, ну и писательница! гонит сплошную чернуху, шестеро моих одноклассников воевали за речкой, ну всякое было, а здесь только давящая чернуха, как на заказ из-за бугра, только очернить любой ценой, умалить значение, сделать ничтожной эту войну, а дальше больше - отнять память, отнять страну, за это она и получила премию.

Андрей / 29.06.2017 Я прочел лишь пару книг за свою 30-летнюю жизнь. А сегодня ищу через интернет где можно купить её книги. Тем более раз так пытаются её очернить, значит реально правду написала, которая глаза колит. Да и проплаченных комментаторов смотрю даже тут хватает, ну либо они одурманены своей же пропагандой. А Вам Алексиевич низкий поклон от меня. Спасибо.

eon / 21.08.2016 Спасибо за правду, хоть она и ужастна

Татьяна А / 3.01.2016 Настоящее современное искусство должно воздействовать на эмоции человека (зрителя, читателя). Поздравляю!


Мила / 30.10.2015 Поздравляю с награждением. Прочитала книгу "У войны не женское лицо".Наплакалась. Так сопереживала только тогда, когда смотрела фильм "Список Шиндлера".Спасибо, что расшевелили мою заржавевшую душу!

Сотрудник ВПК / 23.10.2015 Назовите хоть одну войну, где не гибли люди. Более того, на войне нужно быть жестоким, чтобы выжить. Думать должны те кто развязывает войну. "Цинковые мальчики" передают дух 90-х и отношение вообще к государству. Мы с Вами перековались в процессе и поняли, проведя войну на своей территории, что при любом строе наша политика не будет сильно отличаться. Более того, мы видим недостатки пропаганды в США - они как у нас в 80-е. Чтобы правильно расставить акценты нужно служить - недаром у нас всеобщая воинская повинность. "Кто служил - тот в цирке не смеется" - это шутка, но не совсем, а понять это можно только прослужив.

Ольга / 21.10.2015 Жаль, что сейчас эта дама впала в старческий маразм.