Составление вопросников и типы вопросов. "Голос прошлого

Устная история (или свидетельства) – это личные рассказы о жизни людей, рассказанные ими самими. Проведение интервью (или интервьюирование) – традиционный метод исследования в различных областях гуманитарного знания, но в особенности, в истории. Устная история основывается на интервью. Аутентичный опыт людей заключён в рассказах. Устная история – один из важнейших методов исторической работы, от Геродота и Тацита до современных исследователей.

С одной стороны, устная история занимается собиранием исторических показаний свидетелей – ведь эти свидетельства фиксируют опыт людей, переданный из первых рук, который становится рабочим материалом для обобщений историка. С другой стороны, человеческая память рассказывает не только о событиях, случившихся в прошлом, но и об отношении людей к этим событиям, об их объяснении социальных связей и ценностей прошедшего времени. Устная история даёт удивительную возможность узнать об отношениях, мотивациях в человеческом поведении.

Каждому есть, о чём рассказать – не только знаменитым и сильным. Собирание жизненных историй старшего поколения – это своеобразный способ связи людей разных возрастов, культур, языков и стран, а также это удивительный шанс осознать уникальность и важность каждого человека. Интервью также даёт возможность понять и разделить ценности предыдущего поколения, включающего наших родителей, бабушек и дедушек, соседей, тех, кто живёт рядом. Ещё одно достоинство свидетельств – они являются уникальным источником сведений о повседневной жизни, социальной атмосфере, микроистории. Они дают хорошую возможность посмотреть, как официальная история отразилась в повседневной жизни простых людей, повлияла на их взгляды.

В методах устной истории существуют серьёзные ограничения :

  • она применима к событиям, которые хранятся в памяти одного-двух поколений, не больше;
  • респонденты имеют выборочные воспоминания об интересующих историка событиях;
  • устная история даёт только личный взгляд на прошлое;
  • на свидетельства может оказать своё влияние доминирующая идеология, а политическая ситуация – на оценку событий или периода в целом;
  • сами свидетели могут иметь стереотипы и предрассудки, которые влияют на рассказанные ими истории;
  • есть профессиональная сложность в сравнении свидетельств с другими типами источников.

Выбор типа и содержания интервью связан с исследовательским интересом историка. Хорошо выстроенные интервью способны пробудить воспоминания. Во время подготовки к проведению интервью очень важно осознавать, что за информацию вы собираетесь получить. Исследователь, с одной стороны, должен придерживаться заданных рамок (например, если он ставит задачу провести структурное или биографическое интервью), и с другой стороны, учитывать выбор своего собеседника.

Интервьюер должен принимать во внимание, что, возможно, выбранная тема имеет болезненные или нейтральные аспекты для собеседника, что во время интервью необходимо слышать и часто сочувствовать собеседнику; важно подготовить необходимое оборудование для записи.

Каким требованиям должен отвечать возможный респондент :

  • желание говорить открыто и говорить для записи;
  • желание вспоминать прошлое;
  • наблюдательность и хорошая память на детали;
  • возможность соотносить жизненный свой опыт с прошлым общества и страны в целом;
  • толерантность (то есть отсутствие фанатичной приверженности определённым взглядам в ущерб другим позициям).

Руководство к проведению интервью

Самый простой способ найти респондента – опросить друзей или членов семьи. Хорошо знакомые люди часто имеют интересную биографию. Замечательно, если есть люди, хранящие семейный архив, любящие местную историю, работавшие в местных газетах и т.д.

Всегда начинайте с предварительного интервью . В идеале предварительное интервью нужно провести за день-два до настоящего исследовательского интервью.

  • Предварительное интервью позволит вам познакомиться с собеседником и с теми вопросами, о которых вы будете говорить.
  • Оно даёт вам и вашему респонденту возможность привыкнуть друг к другу и к ситуации интервью.
  • Предварительное интервью позволяет сэкономить время, т.к. на этой стадии вы можете найти интересные моменты, на которых, возможно, следует остановиться в основном интервью.

Уважайте человека, с которым вы проводите интервью. Вполне нормально, если во время предварительного интервью человек не захочет ответить на все ваши вопросы. Не давите. Ключ к успешному интервью заключается в создании доверительной и дружеской атмосфере с самого начала и во время записи. Отношения респондента и интервьюера основываются на первом контакте. Во время проведения интервью необходимо балансировать между фамильярным и чересчур официальным стилем, чувствуйте и выказывайте уважение и дружеское участие к человеку, который рассказывает вам о своей жизни.

Заранее подготовьте список вопросов и покажите его своему собеседнику до того, как вы будете записывать. Это позволит ему подумать об ответах и задать вам вопросы до того, как вы начнёте.

Делайте заметки. Всегда имейте под рукой принадлежности для письма. Проговаривая свою историю, особенно, то, что касается прошлого, ваш интервьюируемый всегда может отвлечься. Вы не хотите останавливать эти отступления, но не хотите и сбиться с темы. Ваши заметки помогут вам мысленно вернуться назад и задать нужные вопросы, которые вернут нить повествования. Заметки помогут вам также сформулировать хорошие уточняющие вопросы.

После получения согласия на интервью, интервьюер должен подготовить и принести на встречу паспорт для интервью (cм. прикреплённый документ в конце статьи). Особенно важно получить согласие собеседника на разглашение содержания. Если ваш собеседник основывается на документах, фотографиях, материалах из газет и журналов, как-то связанных с обсуждаемыми темами, важно сделать копии этих исторических источников и внести эту информацию в содержательную часть интервью. В данном случае необходимо также получить разрешение на использование этих документов в открытом доступе.

Установите временные пределы. Определив время, когда интервью должно завершиться, вы сможете сосредоточиться на предмете, а также оценить, как продвигается интервью. Когда вы проводите интервью с пожилыми людьми, это может быть затруднительно для них, и здесь самоограничение по времени также может помочь.

Устная история - направление междисциплинарных исследований в области социальной истории , посвященное фиксации, систематизации и изучению свидетельств очевидцев и современников исторических событий (например, с помощью интервьюирования)

Концепт устной истории был популяризирован в США в 1940-е годы в связи с деятельностью американского журналиста Джо Гулда (англ. Joseph Ferdinand Gould; 1889—1957), заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В 1948 г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете. В 1967 г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании.

Формирование и развитие устной истории

По определению российского историка С.О. Шмидта, устной историей является «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами».

Широко используемый ныне термин «устная история» появился относительно недавно, как и магнитофон; и само его возникновение крайне важно для будущего. Но это не означает, что столь же ново и собственно понятие устной истории.

На самом деле устная история возникла одновременно с историей как таковой. Она была первой разновидностью истории. И лишь совсем недавно умение обращаться с устными источниками перестало считаться качеством, присущим великому историку. Когда известный французский историк середины XIX в. Жюль Мишле, профессор Эколь Нормаль, Сорбонны и Коллеж де Франс, приступал к своей «Истории Французской революции» (1847-53), он решил, что письменные документы будут лишь одним из многих источников. К его услугам была собственная память: он родился в Париже в 1798 г. — еще и десяти лет не прошло после штурма Бастилии. К тому же десять лет он систематически собирал устные свидетельства за пределами Парижа. Его намерением было уравновесить данные официальных документов политическими суждениями, бытующими в устной традиции:

Когда я говорю «устная традиция», я имею в виду национальную традицию, складывающуюся из мнений отдельных людей: то, что говорили и повторяли все — крестьяне, горожане, старики, женщины, даже дети; то, что можно услышать, если как-нибудь вечером заглянуть в деревенскую таверну; то, что можно почерпнуть, если, встретив на дороге праздного путника, затеять с ним разговор о дожде, о времени года, потом о высоких ценах на продукты, потом о временах Императора, а потом о Революции.

Роль исследования Пола Томпсона с устной истории

Значительную роль в развитии и пропаганде метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого» (англ. The Voice of the Past: Oral History; 1977, 3-е издание 2000). Профессор эссекского университета, основатель журнала “Oral History” («Устная история») Пол Томпсон в своей программной работе «Голос прошлого. Устная история» рассматривает место устной истории в ряду других отраслей исторической науки, одновременно анализируя социальную миссию и общественную роль этой «самой древней разновидности истории».

«Если потенциал устной истории будет реализован полностью, — пишет П.Томпсон, — то результатом станет не конкретный список названий в одном из разделов научной библиографии, а коренное изменение способа написания и изучения истории, вопросов и суждений, а также самой структуры исторической науки. Далее мы ограничимся обсуждением лишь одного аспекта устной истории — воздействия новых устных источников на существующие области исторических исследований, и приводимые примеры намеренно отобраны только из современных трудов. Но и в этих рамках непросто сделать правильный, сбалансированный выбор между значительным числом коротких статей, особенно о промежуточных результатах незавершенных исследований, известных благодаря непосредственной публикации в журналах и библиографических сборниках «чистого» устно-исторического движения, и бесконечным множеством часто важных публикаций по социологии, антропологии, фольклору, современной истории, политике и биографических трудов, лежащих за его пределами. Полный поочередный обзор каждой области исторической науки оказался бы невероятно длинным, так что наше обсуждение будет носить только иллюстративный характер».

Задачи устной истории

Устная История проделала долгий путь с момента своего первого академического провозглашения в конце 40-х годов XX века и до настоящего времени. Появившись как узкое направление в рамках библиотечного и архивного дела, Устная История постепенно завоевала признание профессиональных историков, нашедших в устных воспоминаниях исключительный источник информации о прошлом. Первый энтузиазм в отношении возможностей устной истории, тем не менее, довольно скоро сменился критикой прямолинейного подхода к интерпретации воспоминаний и поиском новых методов их анализа.

Исследования последних лет показали, что многие вопросы, стоящие сейчас перед специалистами в области Устной Истории, поднимаются и в других областях гуманитарных наук: Истории, Антропологии, Социологии, Фольклористике. Устная История сейчас имеет все основания считаться междисциплинарной практикой, позволяющей извлекать информацию из устных источников.

Устные воспоминания людей позволяют получить информацию разного рода. Методика интервьюирования, вопросник, способ транскрибирования и, в конечном счете, интерпретация материалов в значительной степени зависят от исходных целей исследования, опирающегося на ту или иную академическую традицию. Методы получения и анализа интервью имеют множество вариантов. Устная История, как научное направление, делает возможным междисциплинарное взаимодействие, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях.

Рекомендуемая литература

  1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв., тт. 1-3. М., 1986-1992.
  2. Блок М. Апология истории или ремесло историка
  3. Володин А.Ю. Фабричная инспекция в России (1882-1904) // «Отечественная история» (2007. № 1. С. 23-40).
  4. Зельдин Т., Дахина Е.М. Социальная история как история всеобъемлющая Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 154-162.
  5. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // Альманах «THESIS», 1993, вып. 1, с. 163-181.
  6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 3-е изд. СПб.: Дм. Буланин, 2003. T. 1. LX+548 с.; T. 2. 583 с.
  7. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: УРСС, 2009.
  8. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и социальные науки. «Гуманитарные исследования» (ИГИТИ ГУ-ВШЭ). 2005. Вып. 4 (18). - 32 с.
  9. Ситников Б.А. Грамматика цивилизаций М.: Весь мир, 2008. 552 с.
  10. Социальная история. Ежегодник. (с 1997 г.)
  11. Тилли Ч. Менская Т.Б. Принуждение, капитал и европейские государства. 990-1992 гг.
  12. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 607 с.
  13. Adas, Michael. "Social History and the Revolution in African and Asian Historiography," Journal of Social History 19 (1985): 335-378.
  14. Anderson, Michael. Approaches to the History of the Western Family 1500-1914 (1995) 104pp excerpt and text search
  15. Burke P. History and Social Theory

Цель: подготовить специалистов в области устной истории.

Дать общие представления об истории возникновения, развития и распространения приемов и методов устной истории в прошлом и настоящем;

Изучить зарубежный и отечественный опыт устной истории, познакомить с наиболее значимыми устноисторическими проектами и программами, дать представление о ведущих зарубежных и отечественных центрах устной истории;

Научить транскрибированию, документированию, архивированию устных исторических источников, показать основы формирования "устных архивов";

Привить навыки источниковедческого анализа, интерпретации и использования устных исторических источников в научно-исследовательской работе.

Этот учебный курс призван дать теоретическую и методическую базу для организации и проведения устноисторической работы. Он должен содержать как занятия по теоретической части, так и практические занятия по составлению вопросников, подготовке и проведению интервью, транскрибированию и оформлению устных исторических источников.

"Устная история" в мировой исторической практике в прошлом и настоящем

История возникновения, применения и распространения приемов устной истории в прошлом. Появление письменности как способа фиксации устной информации и трансляции ее в пространстве и времени. Использование устных свидетельств в период становления и развития письменности. Первые исторические труды (Геродот, Фукидид). Проникновение устного текста в письменные источники.

Гносеологические и технологические условия и факторы формирования устной истории как нового направления исторических исследованиях в XX в. Первые широкомасштабные проекты по устной истории. Деятельность А. Нэвиса. Американская традиция элитной устной истории. Развитие демократической устной истории в Европе. Образование Международной ассоциации устной истории. Международные конгрессы и периодические издания по устной истории (Oral History, Oral History Review, International Journal of Oral History и др.). Ведущие зарубежные центры устной истории. Современный опыт зарубежной устной истории.

"Устная история" в отечественной историографии

Устные свидетельства в ранней истории: летописание, хроники. Записной приказ и история XVI–XVII вв. Сбор и использование устной информации в истории и краеведении в XIX в. В. Я. Богучарский и сбор воспоминаний о революционном движении. Истпарт и деятельность его отделений в регионах. Артель "Краевед" и Общество пятигодников на Алтае. "Золотой век краеведения" и академическая наука: сбор воспоминаний об истории фабрик, заводов, промышленных предприятий (М. Горький). Комиссия по сбору воспоминаний в годы Великой Отечественной войны.

Устноисторические проекты по истории сибирской интеллигенции (Соскин, Осташко). Формирование устноисторической коллекции в МГУ.

В. Д. Дувакин. Воспоминания научной интеллигенции.

Создание Общества устной истории СССР (Всероссийское общество устной истории). Создание Центров устной истории в Российской Федерации. Международные связи.

Устная история: определение, дискуссии

Определение устной истории. Ее предмет, цели и задачи.

Термин "устная история" (Oral history): его появление и трактовки. Синонимы устной истории в зарубежной практике: звуковая история, слуховая история, контактная история и т. д. Статус устной истории. Предмет устной истории. Зарубежные и отечественные школы, подходы, концепции. Научные дискуссии. Разграничение понятий "устная история" и "устная традиция". Формирование научных коллективов. Известные программы по устной истории. Устноисторические проекты. Подходы к устной истории: элитарное и демократическое направления.

Устная история как метод

Количественные и качественные методы исследования. Методические рекомендации по составлению вопросника. Типы вопросов: открытые и закрытые; общие, уточняющие, провоцирующие, наводящие, зондирующие и др. Вопросы, направленные на поиск смысла. Вопросы на сравнение. Вопросы в условном наклонении или косвенной форме. Виды вопросников. Принципы составления вопросника.

Организация и проведение интервью: методические рекомендации. Техника и методика интервьюирования. Типы интервью: тематические, биографические, генеалогические и др. Выборка респондентов. Категории респондентов. Особенности работы с ними. Особенности речевой коммуникации мужчин и женщин. Проблемные ситуации во время интервью и пути их возможного решения.

Проблемы выборки информации для записи и последующего хранения. Роль исследователя-интервьюера, его влияние на вид, форму, структуру и содержание формируемого документа.

Актуальные проблемы источниковедения в устной истории. Определение источника устной истории. Специфика устного исторического источника. Преимущества устного исторического источника. Проблемы репрезентативности устных источников. Межличностные отношения в ходе интервью. Воздействие интервью на его участников: респондента и интервьюера. Проблема авторства источника устной истории. Подходы к определению устного исторического источника: историко-научное интервью, историко-социологическое интервью, биографическое интервью, устный исторический источник, устноисторические свидетельства, исследовательское интервью и др. Виды устных исторических источников и их специфика. Дискуссии о субъективности, достоверности, объективности документов устной истории. Влияние социально-культурных норм и стереотипов.

Подготовка и проведение интервью

Этапы интервью. Погружение в изучение темы интервью. Подготовка информации о предмете интервьюирования. Разработка стратегии интервьюирования. Определение целей и задач. Поиск и выборка респондента. Типы собеседников и специфика общения с ними. Составление рабочего списка информантов: пути и способы поиска носителей информации.

Сбор предварительной информации о респонденте. Типы интервью: тематическое, биографическое, генеалогическое и др. Стратегия интервью: свободное интервью, интервью по вопроснику-путеводителю, полуструктурированное интервью, жестко структурированное интервью. Организация встречи. Выбор места и времени проведения интервью. Техническое обеспечение проведения аудио-и видеоинтервью: рекомендации по выбору диктофона, аудио-и видеокассет, видеокамеры, формата записи. Требования к записи: расположение звукозаписывающей аппаратуры, фиксация на пленке даты, времени, места записи и данных о респонденте и интервьюере. Особенности проведения фотосъемки. Этапы проведения интервью, его структура. Особенности начального этапа (разминки) и установления контакта. Основной этап интервью: способы активизации воспоминаний и меры поощрения рассказчика. Наиболее распространенные ошибки при проведении интервью. Психологический климат интервью. Поведение интервьюера: умение формулировать и задавать вопросы, поддерживать беседу. Способы и приемы подогрева интереса респондента к беседе. Этические и нравственные проблемы (проблема "скрытого микрофона"). Ведение документации. Ведение заметок в процессе интервью. Завершение интервью. Создание аннотации и картотеки интервью. Кодекс интервьюера.

Особенности преобразования текста интервью из звуковой формы в текстовую (устный исторический источник, транскрипт). Транскрибирование и устный исторический источник (транскрипт). Особенности "устного текста" и "письменного текста". Транскрибирование и текстология. Соотношение устности и письменности при документировании устного исторического источника. Вербальная и визуальная информация устного исторического источника. Способы и пути ее фиксации и кодировки. Проблемы адекватного перевода смысла текста из одной формы в другую. Актуальные вопросы археографии устной истории. Составление научно-справочного аппарата устных исторических источников.

Устная история – это практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами (по определению Сигурда Шмидта ).

Концепт устной истории был популяризирован в США в 1940-е годы в связи с деятельностью американского журналиста Джо Гулда , заявлявшего о своей работе над огромной книгой «Устная история нашего времени», полностью составленной из записи рассказов разных людей. В 1948 г. центр устной истории был открыт при Колумбийском университете. В 1967 г. была создана Ассоциация устной истории США, двумя годами позже аналогичная организация появилась в Великобритании.

Значительную роль в развитии и пропаганде метода устной истории сыграла книга английского историка Пола Томпсона «Голос прошлого».

В России одним из первых устных историков можно считать доцента филологического факультета МГУ В. Д. Дувакина (1909-1982), который делал свои записи, беседуя с людьми, знавшими поэта В. В. Маяковского. Впоследствии тематика записей значительно расширилась: он записал на магнитную плёнку беседы с более чем 800 респондентами о профессорах МГУ, их работе в университете, научной жизни. В 1991 году на основе его коллекций в структуре Научной библиотеки МГУ был создан раздел устной истории. В 2001 г. был открыт Центр устной истории (в европейском университете в СПб), а в 2004 г. в Петрозаводске был создан центр по изучению послевоенного советского общества.

Примером научно-исследовательской работы в области устной истории является создание коллекции интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет-проекта А. В. Драбкина «Я помню» и серии книг «Я дрался…».

«+» 1) Устная история не только ценным источником новых знаний о прошлом, но и открывает новые перспективы интерпретации известных событий. Она обогащает социальную историю, давая представление о повседневной жизни, ментальности так называемых «простых людей», которое не доступно в «традиционных» источниках. Таким образом, создается новый пласт знаний, где каждый человек действует осознанно, на своем уровне принимая «исторические» решения. 2) Интервью с политиками и их сподвижниками, крупными бизнесменами и культурной элитой позволяют открыть подноготную произошедших событий, раскрывают механизмы и мотивы принятия решений, персональное участие информанта в исторических процессах; 3) Устная история обладает мощным потенциалом гражданственности. В ходе интервью происходит встреча двух поколений.

«-» 1) Интервью – это акт памяти, наполненной неточной информацией. Это не удивительно, учитывая, что рассказчики сжимают годы жизни в часы рассказа о ней. Они часто получают названия и даты неправильно, соединяют разные события в единый случай и т.д. 2) Восприятие рассказываемых историй буквально достойно критики, поскольку интервью, как и любой источник информации, должен быть взвешен – не обязательно то, что красочно рассказывается является таким на самом деле. Таким образом, использование интервью как источника лимитировано его субъективностью и неточностью, однако в сочетании с другими источниками расширяет картину исторических событий, внося в нее личностный оттенок.


Положений, характеризующих технику интервью довольно много, приведем основные из них:

1)Время начала и время окончания каждого интервью обязательно фиксируется в бланке интервью.

2) Чтобы установилась атмосфера доверия, надо стараться смотреть в глаза респонденту.

3) Фиксировать ответы следует как можно более незаметно для респондента.

5) Никогда не надо пытаться интервьюировать одновременно более одного человека.

6) Интервью надо стараться проводить в обстановке с глазу на глаз с респондентом.

7) Следует фиксировать только первоначальные ответы. Не надо менять зафиксированный ответ, если респондент попросит об этом, после того как услышит следующий вопрос.

8) Когда респондент отвечает «Я не знаю...», не нужно торопиться задавать ему сразу следующий вопрос, потому что эта фраза иногда бывает вводной для ответа по существу (“Ну, я не знаю... мне кажется, что...”).

9) Никогда не надо сообщать респонденту (даже если он просит об этом) того, что ответили на данный вопрос другие респонденты.

10) По окончании интервью, прежде чем отпустить респондента, нужно еще раз проглядеть весь бланк, чтобы убедиться, что были заданы все вопросы и зафиксированы все ответы.

Методика интервьюирования (интерпретация текстов интервью) . Исследователь Щепаньский выделил следующие методы:

1. Конструирующий

2. Иллюстрационный (приведение фрагмента интервью для характеристики какого-либо утверждения).

3. Типологический анализ (материал интервью подвергается классификации и каталогизации для выявления определенных типов личностей, типов поведения; например, стратегия выживания человека в условиях массовых репрессий 1937-1938 гг. в СССР).

4. Статистическая обработка (вид анализа, направленный на установление зависимости различных характеристик авторов интервью, их позиций).

5. Контент-анализ – метод более широкий для применения. Это – анализ анкет, СМИ, жалоб, личных или судебных дел, биографий, переписи населения с целью выявления каких-либо тенденций путем подсчета частоты повторяемости характеристик.

Другие предпочитают работать с транскриптами - письменными вариантами устных свидетельств, признавая их также источниками. Основанием к этому является не только более привычная форма документов и экономия времени при работе с ними, но и забота о сохранении устных исторических источников. При всех технических достижениях аудиозапись уязвима, даже при условии ее оцифровки. В таком случае устные историки предъявляют большие требования к процессу транскрибирования и только при условии их соблюдения признают адекватность письменного источника устному. В частности, Канадская устноисторическая ассоциация расширяет рамки устного исторического источника до транскрибированного аналога: «Устная история прежде всего состоит из записи интервью с людьми о прошлой жизни, воспоминания от первого лица. Современная форма устноисторического документа - это запись человеческого голоса. Этот документ должен содержать информацию на звуковом носителе либо в транскрибированной форме»1. В том же русле дает определение устного исторического источника С. Эверт: «Устноисторический материал - это аудио-и видеозаписи; транскрипции интервью; заметки, сделанные в ходе интервью, но не после; официальная звукозапись» .

Как видим, в историографии устной истории сложился значительный разброс в названиях устноисторических источников. Часть авторов, акцентируя внимание на форме их хранения, называют их «аудио» и «фоноисточниками». Близко к ним стоит определение «звуковой источник». В отечественную практику эти термины пришли в 1970-е гг. через архивоведение. Именно архивисты первыми освоили зарубежный опыт, поставили вопросы о признании и создании устных источников как аудиодокументов.

В 1990-е гг. устный источник стал прочно ассоциироваться с материалами интервью. Благодаря деятельности Е. С. Сенявской, считающей, что наибольшее влияние на формирование источников устной истории оказала социология, появился термин «историко-социологический источник»; близко к ним стоит термин, используемый московскими исследователями, - «материалы исследовательского интервью». На наш взгляд, наиболее адекватным является введенный и используемый нами термин «устный исторический источник», который отличается от «устного источника». Первый не существует в готовом виде, а создается историком с помощью опроса (как правило, научно оформленные материалы интервью, беседы, расспроса и т. д.), а второй является продуктом устной традиции или устного народного творчества и существует в готовом оформленном виде (предания, легенды, присловья, были и т. д.).

Что касается места устных исторических источников в Источниковой классификации, то представляется возможным отнести их к группе «документов личного происхождения» как самостоятельную разновидность. Особенность устного исторического источника состоит в том, что он содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную. В отношении фактологической достоверности устных источников между историками идет спор, существует мнение об их ненадежности, отсутствии репрезентативности, объективности. Нельзя отрицать, что устные рассказы отражают историческую реальность лишь в том виде, в каком она «преломилась» в сознании очевидцев. Необходимо учитывать возможное искажение фактов (дат, имен, хронологической последовательности). Можно согласиться, что память «не дружит» с фактами в силу забывчивости людей, их предвзятости, избирательности в восприятии информации, подверженности влиянию политической или идеологической конъюнктуры. И тем не менее сведения, полученные методом опроса, могут стать отправной точкой для изучения нового, неизвестного в истории какой-либо территории, места, общества.

Необходимо подчеркнуть, что в устных исторических источниках наибольший интерес представляют все же не сами факты, а их оценки, представления о них, а также социокультурная, этноконфессиональная, ментальная и психологическая информация, отраженная в эмпирическом опыте человека - участника исторических событий, явлений, процессов. На современном этапе развития истории признается, что взгляды, жизненные установки, индивидуальные и массовые мнения индивида и самостоятельных социальных групп являются такими же движущими силами истории, как и экономические факторы (производительные силы, производственные отношения). Очень часто события разворачивались тем или иным образом именно благодаря взглядам человека, традициям общества, взаимоотношениям между людьми, настроениям.

Методы устной истории

В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе обсуждения тех или иных исторических проблем, даже в ходе заполнения анкеты и т. д. Но отличительным методом устной истории является именно метод интервью, сам исследовательский процесс называется интервьюированием. Есть научные школы, которые вообще рассматривают устную историю как метод многих социогуманитарных наук, использующих опрос.

Именно как метод исследования устная история определена Ассоциацией устной истории США, причем это определение является широко распространенным в международной практике: «Устная история - это метод сбора и сохранения исторической информации через запись интервью с участниками прошедших событий, запись их жизненного пути. Опрос является древнейшим путем исторического исследования, предшествующим письменному слову, и одновременно - одним из новейших исторических методов, инициированным появлением записывающей аппаратуры в 1940-е гг. Конечным продуктом устной истории является аудио-или видеозапись».

Несмотря на широкое хождение этого определения, с ним соглашаются не все историки. Многие исследователи на современном этапе считают устную историю не просто методом сбора и сохранения исторической информации, но и методом создания нового источника, причем в этом процессе участвуют как минимум два лица: респондент и интервьюер. Сбор же информации подразумевает фиксацию циркулирующих в изучаемом обществе готовых продуктов устного народного творчества (фольклора), являющегося предметом изучения этнографии или лингвистики: сказаний, преданий, былей, былин, сказок, ритуально-обрядовых форм и т. д. Разница и в том, что устный исторический источник содержит информацию, полученную человеком в ходе собственного переживания исторических событий или процессов, участия в них или наблюдения за ними. Вот как об этом говорится в определении специалистов Колумбийского офиса устноисторических исследований: «Устная история - это методика сбора воспоминаний о его/ее жизни, о людях, которых он знал, о событиях, которые он видел либо принимал участие лично»1. Американский исследователь С. Эверт также определяет метод «устной истории» как «интервьюирование участников либо экспертов на специальные темы, сохранение их мнений и воспоминаний» .

В нашем представлении далеко не вся устная (т. е. не зафиксированная и не регламентированная) информация является специфическим объектом устной истории. Можно, конечно, ввести понятие «устной истории в широком смысле» и «устной истории в узком смысле». В первом случае, обобщая работы таких зарубежных исследователей, как Я. Вансина, Р. Страдлинг, Д. Тош, М. Хастинг, С. Теркел, и отечественных: Д. Н. Урсу, Е. Ю. Мещеркиной, Д. Н. Хубовой, Е. С. Сенявской, В. М. Суринова, - можно выделить три группы устных исторических свидетельств, отражающих индивидуальную и групповую историческую память. Первую группу представляют сведения о прошлом, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, - собственно, то, что в этнографии и фольклористике называется устной традицией. Во вторую входят рассказы о событиях из жизни отдельного человека, имеющие целью охарактеризовать эту жизнь и придать ей значение. Так называемой устной биографией занимаются в Институте социологии РАН исследователи под руководством Е. Ю. Мещеркиной. Это направление все больше становится известным как «научная биографистика». Как и источник устной истории, биография обычно пишется или создается исследователем и респондентом. Кстати, это сходство позволяет использовать биографический метод как своего рода маршрутную карту, некий путеводитель или вопросник по устной истории. Многие устные историки успешно работают через биографию, так же, как и социологи-биографисты, составляют вопросники и используют интервью для составления, написания или реконструкции биографий как научного источника.