Сочинения. Какую роль в "Левше" играют образы предметов? Какую роль в левше играют образы предметов

В «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С. Лесков повествует о талантливом мастере-оружейнике, совершившем техническое чудо, сделав подковы и подковав стальную блоху, созданную англичанами, и настолько маленькую, что ее невозможно увидеть без "мелкоскопа".

Левша – человек из народа, темный, маленький и невзрачный. Внешняя характеристика Левши тоже непритязательна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". На первый взгляд, этот герой совершенно неинтересен. Однако мнение о нем меняется, когда он, получив задание создать более удивительное изделие, чем английская блоха, умеющая танцевать, надевает этой блохе подковы.

Он одновременно очень искусный мастер, редкий умелец и при этом это забитый мужик, считающий себя незначительным существом. Когда англичане делают Левше предложение остаться у них, он решительно отказывается. Герой даже не может представить себе жизнь вдали от своей Родины, где он абсолютно бесправен, но чувствует себя в своей среде. Левша не готов бороться с обстоятельствами. Умирая, он не жалуется на свою судьбу, не испытывает горечи, а чувствует лишь потребность открыть секрет оружейного мастерства англичан: ружье нельзя чистить кирпичом.

В образе Левши раскрывается характер русского народа. Талантливый и безымянный, искренний патриот, довольствующийся своей долей, трудолюбивый и нетребовательный – таков Левша, таков и весь русский народ. Лесков видит нравственную ценность человека в его тесной связи с русской национальной стихией - природой, родной землей, людьми и традициями. Однако при этом автор не склонен идеализировать своего героя. Лесков не возвышает, но и не принижает народ, а изображает соответственно конкретным историческим условиям, проникая при этом в глубины народной души, где таятся богатейшие творческие способности, стремление к изобретательности, мастерству и служению родине. Автор реалистично изображает рядового представителя русского народа: он обладает смекалкой, талантом, но при этом необразован. Левше не хватает знаний, чтобы довести дело до конца: подкованная стальная блоха утратила способность танцевать. Это и понятно, ведь герой “вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.

И при всем при этом, конкретный представитель русского народа со всеми своими талантами оказывается никому не нужным. Выполнив свою функцию, доказав англичанам, что русские мастера обладают не меньшими способностями, чем английские, он умирает, всеми забытый.

Это невнимание властей к судьбе простых людей, дремучесть и необразованность народа является, по мнению Лескова, причиной отсталости России. Это легко проследить, сравнив беседу Николая и Левши, когда император снисходит до мастерового, и встречу героя с англичанами, разговаривающими с Левшой на равных, уважающими в нем мастера. Образ Левши – образ праведника, готового пожертвовать собой во имя Отечества и всеобщего Дела. Герой отправляется в Англию, не имея документов, голодный, “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”. Он стремится показать иностранцам умение и смекалку русского народа. Он заслуживает уважение англичан своим талантом и отказом остаться в их стране.

Но в своей стране Левша остается непризнанным, он погибает, как погибали тысячи таких же непризнанных умельцев из народа. Лишь англичанин смог увидеть истинную суть талантливого мастера: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».

1. Почему безымянный мастер (левша) и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Безымянный мастер (левша) и его товарищи молвят о том, что они берутся выполнить эту работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, так как желают обосновать, что российский люд более одарен, чем представители других наций, и гордятся собственной государством.

2. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением?

Портрет левши:«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением тихо, сознавая своё достоинство мастера.

3. Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

На подковках не оказалось имени левши. Он сам разъясняет это царю: «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может».

4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? Что произвело на него особое впечатление за границей?

Британцам длительно не удавалось уговорить левшу хотя бы погостить в Великобритании. Но они пообещали ему, что «они его в это время по различным заводам водить будут и всё своё искусство покажут», тогда и левша согласился погостить.

Особенное воспоминание в Великобритании на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчёт рабочего содержания». Он увидел, как одеты работники, как проводят празднички, что они работают с обучением, а не «с бойлом», и живут в сытости. Ещё левшу очень заинтересовывало, как британцы хранят старенькые ружья.

5. Каким изобразил Н. С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?

Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких штанах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт стаканами «водку-кислярку».

Главное в нраве Платова - твёрдая уверенность в том, что всё российское - самое наилучшее, что сударь и российские люди должны обожать Россию, веровать в её люд и не соблазняться на всё зарубежное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок умопомрачительной пистоли и указывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».

Создатель похихикивает над внешним обликом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает британцев приезжать в Россию и попить чай «с реальным молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в кармашек мелкоскоп, который «сюда же… принадлежит».

Создатель не воспринимает и отторгает то, как Платов обращается со своими подчинёнными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой главе Лесков обрисовывает, как Платов ехал на Дон и назад: спешно и «с церемонией», и в этом описании ощущается возмущение создателя. Возмущает читателей, как Платов указывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску: «Сиди, - гласит, - тут до самого Петербурга вроде пубе- ля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в одном бою, вдруг предстаёт пред нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верует, что тульские мастера не осрамились. Но Платов находит внутри себя честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал его за волосья.

По сути Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Лесков, не соответствует реальному изображению генерала М.И. Платова. Платов погиб за семь лет до погибели Александра I и не мог встречаться с царём Николаем I.

Эпизоды, рисующие царское окружение.

Эти эпизоды мы находим в главах двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.

Глава двенадцатая: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, - потому что его терпеть не могли за его храбрость».

Глава тринадцатая: «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».

Глава четырнадцатая: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать…»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».

Совершенствуйте свою речь (к стр. 293-294)

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего?

Мы можем говорить о том, что сказитель виден во всех главах, не считая двадцатой, где уже слышатся слова создателя. В особенности ярко драматичность сказителя показана в главах, где рассказывается о путешествии Александра первого в Европу, о поведении придворных при дворе Николая I. Серьёзность и набожность сказителя отражается в главах о походе туляков на богомолье и при описании их сосредоточенной работы. Любовь к России - в описании путешествия левши в Великобританию и рассказе о том, как его британцы к для себя заманивали. Сказитель поближе всего по восприятию мира к левше.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, - подумайте, какую роль они играют в произведении.

Зачин: «Когда правитель Александр Павлович закончил венский совет, то он возжелал по Европе проездиться и в различных государствах чудес посмотреть».

Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до сударя, - в Крыму на войне с неприятелем совершенно бы другой оборот был».

В сказе встречаются повторы. Пару раз британцы пробуют уверить Александра в том, что они самые качественные мастера, а Платов это удивление разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, правитель пару раз пробует найти работу туляков, пока не отправляет за левшой.

Есть в сказе повторения слов, как в притчах. Платов гласит: «…я пью-ем что желаю и всем доволен…» В рассказе о разговоре Платова с туляками говорится: «Так и Платов разумом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять…» В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил - никак не мог ухватить…» О левше: «Но вдруг начал неспокойно скучать. Затосковал и затосковал…»

Зачин, повторы, диалоги и концовка делают впечатление сказочности повествования.

Лишены сказочных частей рассказ о том, куда прогуливались три мастера молиться богу перед работой (главы шестая, седьмая), и вывод из всей этой истории, изготовленный Лесковым в главе двадцатой.

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка- «укушетка», «вестовые» - «свистовые», таблица - «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

«Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под валдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветой», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент», «буфта», «водопление», «полшкипер», «аг- лицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки: «дело выгорело», «бог простит», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьёт, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».

5. Расскажите о характере левши.

Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе - такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим». Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке - не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».

Русские люди «в науках не зашлись», потому что не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека левша видит в преданности отечеству. Он в Англии тоскует по родине и говорит англичанам: «…желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

На корабле даже в самый сильный шторм левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша всё вниз в каюты нейдёт- под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».

До последнего момента левша думал о том, чтобы принести пользу России. Перед смертью он говорит:

«- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а го, храни Бог войны, они стрелять не годятся.

И с этою верностью левша перекрестился и помер».

6. Лесков говорил: «…там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

Косой левша в сказе не имеет собственного имени и даже слово «левша» пишется с маленькой буквы, потому что автор хогел показать, что главный герой - это обобщённый образ русского народа.

7. Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

Л.Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего»: он был уверен, что творчество Лескова будет лучше понято читателями будущего, чем современниками Лескова.

Литература и другие виды искусства (к стр. 294-295)

1. Рассмотрите портрет левши и иллюстрации художника Н. Кузьмина. Обратите внимание на то, как художник изобразил левшу и других героев. Каково отношение художника к изображаемому?

На рисунке Н. Кузьмина левша изображён, скорее всего, в момент, когда он тоненьким молоточком забивает гвоздики в подковки на ноги блохи.

Художник обращает внимание на сосредоточенный прищуренный взгляд мастера, большие ладони и торчащие в стороны «волосья». Главная мысль рисунка в том, чтобы передать способность русских мастеровых к такой тонкой работе, которую не берёт даже самый сильный «мелко- скоп», а они могут выполнить, потому что у них «так глаз пристрелявши».

2. Один из критиков так выразил своё мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… стиль… рождён самим текстом, в который вошёл художник, чтобы пережить „изнутри» его событие».

Согласны ли вы с этим утверждением?

На первом рисунке Н. Кузьмина изображён атаман Платов, который в кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достаёт из шаровар ружейную отвёртку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивлённых англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр I. Художник сатирически изображает эту сцену.

На втором рисунке изображён атаман Платов, который в шароварах и рубахе лежит на «досадной укушетке» и курит из огромной трубки «Жуков табак без перестачи».

Критик точно отразил особенность рисунков Кузьмина: озорной, резкий, но, по сути, добрый штрих, который отражает своеобразие художественного текста.

3. Рассмотрите иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

В иллюстрациях Кукрыниксов чувствуется обида художников за левшу, выдающегося мастера, на которого спесиво смотрят придворные, который остался неоценённым в своей стране; его обобрали и оставили на холодном «парате», после чего жандарм отволок его помирать в простонародную больницу.

5. Особенность памятника Н.С. Лескову в Орле в том, что он представляет скульптурную композицию. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Лескова. Среди них есть и Левша.

6. В рассказе «Человек на часах» Н.С. Лесков описывает случай, который якобы приключился в 1839 году в Петербурге. На эпоху тридцатых годов XIX века приходится мало крупных исторических событий. История, которую рассказывает автор, смешна и грустна одновременно.

В Зимнем дворце караул занимала рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера. Задача солдат была в том, чтобы стоять на своих постах. Вдруг часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и молит о помощи. Уже полночь, на улице нет ни души, и человеку никто не может помочь. Часовой понимал, что ему нельзя изменить присяге, но не выдержал и покинул пост, хотя знал, что его за это могут сильно наказать. Постников спас утопающего. В это время проезжал мимо офицер инвалидной команды, подхватил спасённого в свои сани, привёз приставу и сказал, что он спас человека. Офицер хотел получить за это медаль.

Постников честно всё рассказал Миллеру. Тот испугался, что офицер, увёзший спасённого, расскажет, что часовой покинул пост, в результате об этом узнает государь и «пойдёт горячка». Миллер послал записку своёму начальнику подполковнику Свиньину. Тот не хотел, чтобы его считали «гуманистом» (то есть человеколюбивым) и посадил Постникова под арест в карцер.

С испугу, что ему достанется от начальства, Свиньин поехал прямо к обер-полицмейстеру Кокошкину в пятом часу утра. Кокошкин приказал приставу привести офицера и спасённого утопленника. Обер-полицмейстер прочитал протокол, допросил офицера и бывшего утопающего, сделал вид, что всему поверил, и обещал наградить мнимого спасителя, что вскоре и сделал. Свиньин рассказал обо всём Миллеру и велел дать солдату Постникову двести розог. Солдата высекли и перенесли в лазарет. Через некоторое время об этом узнал сам владыка (высокий церковный чин) и одобрил распоряжение Свиньина.

Итоговое тестирование по сказу Н.С.Лескова «Левша»

1. Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?

1)Матвей Платов

2)Николай Платонов

3)Александр Плоткин

4)Еремей Плугов

2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?

1)тюрьма

2)завод

3)склад

4)музей, собрание редких вещей

3. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?

1)на мече

2)на щите

3)на пистоле

4)на шпаге

4. Какого сахара у англичан не оказалось?

1)молво

2)долго

3)мирно

4)сладко

5. Из чего выковали англичане блоху?

1)из золота

2)из меди

3)из стали

4)из олова

6. Что умеет делать блоха?

1)танцевать и прыгать

2)петь и шагать

3)шагать и усами водить

4)прыгать и петь

7. Из чего был сделан футляр?

1)из натуральной кожи

2)из цельного бриллиантового ореха

3)из золотой пластинки

4)из деревянной коробочки

8. Сколько заплатил император за блоху?

1)нисколько, блоху ему подарили

2)миллион серебряными пятачками

3)миллион мелкими ассигнациями

4) один золотой

9. От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:

1)отдохнуть в своем номере

2)поехать в другую страну

3)исповедаться у попа Федота

4)получше рассмотреть блоху

10. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное

2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху

3) чтоб тульские мастера исследовали блоху

4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху

11. Куда отправились мастера?

1)в Киев за советом

2)в Москву за прошением

3)в Мценск отслужить молебен

4)в Орел за инструментами

12. Как долго работали мастера?

1) 2 недели

2) 2 дня

3) 2 месяца

4) 2 года

13. Что придумали мастера?

1)сшили блохе платье

2)подковали блоху

3)сделали блохе домик

4)сделали еще одну блоху

14. Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?

1)он гвоздики выковывал

2)ему подковинки не хватило

3)он не очень умелый мастер

4)потому что он левша

15. Куда повезли левшу?

1)в Киев

2)домой

3)в Париж

4)в Лондон

16. Чему более всего удивился левша в Англии?

2)как делают новые ружья

3)как, в каком виде состоят старые ружья

4)угощению и гостеприимству

17. Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?

1)золотые часы

2)байковое пальто

3)ветряная нахлобучка

4)хромовые сапожки

18. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?

1)по Черному

2)Средиземному

3)Азовскому

4)Красному

19. Что успел сказать левша перед смертью?

1)готовиться к войне

2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине

4)ружье кирпичом не чистить

20. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

1)об императоре

2)о левше

3)о графе Чернышеве

4)о казаке Платове

Ответы:

1. 1

2. 4

3. 3

4. 1

5. 3

6. 1

7. 2

8. 2

9. 3

10. 1

11. 3

12. 1

13. 2

14. 1

15. 4

16. 3

17. 4

18. 2

19. 4

Лесков: Левша

Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.

Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно. Левша - тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Левша вместе с товарищами подковывает блоху. Левша - искусник, "посрамитель" английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец.

Образ Левши имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Левша - искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

Трагическая судьба Левши - человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, - противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными свойствами русской общественной жизни. Описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны".

Физические изъяны Левши придают дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность его: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности. Николай Павлович - русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Николаи Павлович выступает в роли "патриота"

Во 2 полугодии 4 сочинения по следующим произведениям:

«Левша» Н.Лесков

«Кладовая солнца» М.Пришвин

«Конь с розовой гривой» В.Астафьев

«Уроки французского» В.Распутин.

1 сочинение по сказу Н.Лескова «Левша»

Можно предложить ребятам сочинение, где раскрывался бы образ Левши:

Образ Левши (по сказу Н.С. Лескова "Левша").

В процессе анализа, опирась на художественный текст, учащийся раскрывает существенные черты героя, прибегая при этом и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию.

Эпиграф «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
Н.С.Лесков.

План анализа образа Левши.

1 .Вступление. Левша -главный герой сказа Н.С.Лескова.

2 .Основная часть. Образ левши.
1. Внешность.
2. Образование.
3.Черты характера.
4. Отношение к Родине

3 .Заключение. Левша- собирательный образ русского народа.

Внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное. Левша необразован.На вопрос, где он и чему учился, отвечает: «Наша наука простая: по Псалтарю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем».

Главная черта характера Левши - трудолюбие . Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант .

У этого человека есть чувство собственного достоинства . Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.

Левша верит в бога . (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

Не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.

Левша любит Отечество , а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него - это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии.

В тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа. Левша - символ русского народа. Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами.

При характеристике героя литературного произведения поможет план:

    Определение места героя среди других персонажей.

    Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

    Наличие прототипов и автобиографических черт.

    Анализ имени.

    Речевая характеристика.

    Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

    Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

    Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

    Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

    Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

    Оценка литературного персонажа его современниками.

    Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

    Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Левша - народный русский герой.

“Левша” является произведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерски выделил основные черты русского национального характера и показал их на примере своих героя Левши.

Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” - покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши - одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе других оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину.

Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей, (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”) так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

Доброта

Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,— говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство - основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.

По программе В.Коровиной тема сочинения звучит так:

«Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Коллективное составление плана к сочинению по данной теме.

    Любовь к родине, к своему народу - основная в творчестве Н.Некрасова и Н.Лескова.

    Изображение лучших качеств русского народа.

    «Привычка к труду благородная». («Железная дорога»)

    Долготерпение и покорность народа. («Железная дорога»)

    Умение искренне радоваться. («Железная дорога»)

    Трудолюбие и гениальность русского народа.. («Левша»)

    Доброта. («Левша»)

    Патриотизм русского человека. («Левша»)

    Гордость за русский народ.

2 сочинение - по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»

После изучения «Кладовой солнца» можно предложить несколько тем для написания сочинения. Одна из них- сравнительная характеристика Насти и Митраши. Такой вид сочинения уже знаком ребятам, они писали в 5 классе сочинение, в котором сравнивали героев «Кавказского пленника» Жилина и Костылина.

Сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений.

Герои сравниваются не ради сравнения. Это способ более глубокого понимания замысла автора.

Сравнительная характеристика основывается на принципе сходства и различия .

После прочтения сказки-были вместе с учащимися выбираем критерии, более всего необходимые для характеристики Насти и Митраши.

    Портрет (внешний облик)

    Характер

    Жизненные обстоятельства героев

    Отношения с окружающими людьми

    Поведение в сходных ситуациях

Знакомство с наиболее типичными речевыми конструкциями.

Сходство

    И Настя, и Митраша …

    Митраша, как и Настя …

    Настя …, а Митраша …, но всё равно …

Различие

    Если Настя …, то Митраша …

    В то время, когда Митраша …, Настя …

    По-разному ведут себя герои в ситуации выбора: …

Повторяем «Основные требования к сочинению-сравнительной характеристике»

    Рассуждать и доказывать, но не пересказывать.

    Соблюдать принцип сходства и различия.

    Сравнивать героев параллельно.

Работа над составлением сложного тезисного плана.

1Вступление.

Любое сочинение начинается со вступления. В данном виде сочинения вступление требует обоснование сопоставления, т.е. во вступлении необходимо обозначить ту проблему, которая решается через сопоставительную характеристику героев. Сформулируйте (очень ёмко), о чем размышляет Пришвин, рассказывая историю Насти и Митраши?

(О дружбе, взаимопомощи, о лучших и худших человеческих качествах, о победе добра над злом… А если более широко - о важном выборе, который делает человек в своей жизни, который может в один момент перевернуть жизнь).

Запись в тетрадь первого пункта плана:

I . Вступление. «Кладовая солнца - это размышление М.М.Пришвина о выборе жизненного пути.

2Основная часть.

Какими мы видим Настю и Митрашу в начале повести? Сопоставьте портреты и образ жизни героев. Какой можно сделать вывод?(При всей внешней схожести и дружном укладе жизни у детей разные характеры: Настя - заботливая «курочка», Митраша - строптивый мужичок).

На кого ориентируются герои? (Настя - на мать, Митраша - на отца. У каждого сложились свои представления о мире).

Запись в тетрадь второго пункта плана:

II . Основная часть. Настя и Митраша (герои) выбирают жизненные дороги в соответствии со своим представлением о мире.

    При внешнем сходстве у детей разные характеры.

    Живя дружно, Настя и Митраша по-разному участвуют в жизни села.

    Ссора детей - следствие разности их характеров. (Настя обидчива, Митраша упрям. Настя ориентируется на мать - благоразумную хозяйку и осваивательницу проторённых дорог. Митраша ориентируется на отца - смелого охотника и открывателя новых дорог).

    В трудной ситуации каждый из героев открывает совершенно новые качества характера. (Настя - жадность и азарт, Митраша - сначала опрометчивость и легкомыслие, но в смертельной опасности - находчивость и точный расчёт, смелость при встрече с волком. Они сходны в одном: у обоих не хватает житейской мудрости).

    Из истории на болоте оба героя извлекают важные жизненные уроки.

3. Вывод.

На чьей стороне автор? Чей выбор, какой герой оказался ему ближе? (Пришвин оправдывает оба жизненные пути - и путь «открывателя», и путь «осваивателя». Ведь именно «открыватели» (их мало, и они часто гибнут) ведут мир к новому, но до совершенства его доводят «осваиватели». Однако на выбранном жизненном пути нужно обязательно оставаться человеком, ценить теплоту человеческих отношений, сохранять в себе все лучшие человеческие качества).

Запись в тетрадь третьего пункта плана:

III . Вывод. Писатель оправдывает выбор любого жизненного пути, если за этим выбором стоят добро и гармония с миром.

До написания сочинения и группового составления плана в качестве домашней работы можно дать домашнее задание по набору материала для сравнительной характеристики Насти и Митраши (по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

3 сочинение - по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов - это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных - речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.
Талантливо созданная речевая характеристика героя - украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик - один из инструментов профессионального литератора. И нет ничего скучнее героев разного возраста, разного рода занятий и темпераментов, которые говорят одинаковым языком.
Есть два способа создания речевых характеристик: косвенный - посредством авторских ремарок и атрибуции диалогов, и прямой - в речи персонажей.

Возможные лексические средства создания речевой характеристики персонажа:

5. Диалектизмы.
6. Устаревшие слова. Используются, как правило, чтобы подчеркнуть возраст пожилого персонажа или для создания комического образа.
7. Иностранные слова.
8. Ошибки в речи русскоговорящего иностранца. Необходимы для создания образа иностранцев со слабым владением языка. Если персонаж не комедийный, дело ограничивается неправильными склонениями, падежами и спряжениями. Для создания комического эффекта авторы обыгрывают неправильное употребление значения слова.
9. Уменьшительно-ласкательные словечки. Обычно характеризуют доброго, ласкового героя или лицемерного, злого и завистливого, чтобы подчеркнуть его двуличность.
10. Иносказания. Герой говорит намеками и загадками.
11. Сказительность. Герой говорит в манере русских народных сказок.

Другие приемы создания речевых характеристик: интонационные, фонетические, синтаксические, психологические. :

Скорость речи - медленная, стандартная, быстрая. Обычно иллюстрирует темперамент героя.

Громкость речи. Герой говорит чуть слышно, шепчет или, наоборот, громко, кричит. Используется как средство психологической характеристики героя, выражение его темперамента или минутного настроения.

Особое построение фраз. Обычно подчеркивает индивидуальность героя.
Повторы.

Рифмовка. Герой говорит стихами или определенным стихотворным размером.
Болтливость и молчаливость.

Тема сочинения «Речевая характеристика бабушки из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1.Вступление. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения.

(Рассказать о роли речевой характеристики в произведении, о создании В.Астафьевым ярких образов в рассказе «Конь с розовой гривой»).

2.Речевая характеристика бабушки.

а) присказки, поговорки, неправильно произнесенные слова.

б) диалектизмы

в) Ворчит, ругается, но в то же время жалеет.

3.В.П.Астафьев- мастер речевой характеристики.

Речь бабушки интересна: она наполнена присказками, поговорками, неправильно произнесёнными словами. Так, о семье Левонтьевых она говорит пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане». Бабушка не имеет образования, её образованность-это жизненный опыт, в котором главное - это справедливость во всём.

Астафьев в рассказе использует диалектизмы , для того чтобы точно передать картину жизни довоенного сибирского села, чтобы погрузить читателей в атмосферу этой жизни. Так, в начале рассказа бабушка отправляет внука с туеском на увал за земляникой, обещая потом ее продать и купить долгожданный пряник в виде коня. .

Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера бабушки. А фраза: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...» передаёт нам любовь, мудрость бабушки, которая хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.

Екатерина Петровна была строгая. Она могла ворчать, ругаться, но все равно жалела внука.
Переживала за него, понимала его чувства. В рассказе Екатерина Петровна показана человеком рассудительным, строгим, но справедливым. И особенно это точно передаёт её речь.

Материал к сочинению «Образ бабушки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Главной в семье рассказчика была, фактически, бабушка. Она управляла всем. Дедушка дома часто отсутствовал, т.к. находился на заимке, где выращивал рожь, овёс, картошку. Работа по дому в основном лежала на бабушке. Внука своего она любит («дитятко ты мое», «сиротинка»), но держит в строгости: «бабушка только кричит да ещё нет-нет да подаст — у неё не задержится». Разоблачив обман, она «срамит» и «обличает» внука. Больше всего её огорчает не то, что она попало в неловкое положение, а то, «в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство».

Сама по себе бабушка очень честная. Когда соседка возвращает ей долг, она пересчитывает деньги и лишние возвращает: «Да постой ты, чумовая…Сосчитать ведь надо!» А видя, что соседка опять лишнее дает, ругается на нее: «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое!...Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»

Она, труженица, не может равнодушно смотреть, как сосед лениво греется на солнышке, и она указывает ему на дела, которые он, по её мнению, должен сделать.

Честным и трудолюбивым пытается вырастить бабушка внука и потому дарит ему пряничного коня только когда видит, что внук раскаялся в обмане: «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…»

4 сочинение - «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П.Астафьева и (или) В.Г.Распутина»

План (общий)

    Вступление.

1.(Несколько слов о писателе, какое место он занимает в русской и мировой литературе, его творческой манере:чем отличается его творчество, какие темы и проблемы затрагивает он в своих произведениях).
2. В каких произведениях данная тема (проблема) проявляется наиболее ярко.

2.Основная часть. (Раскрыть суть данной темы):
. в каких эпизодах произведения она проявляется наиболее ярко;
. с помощью каких элементов произведения (герои/сюжет/ вставные эпизоды/ эпилог/эпиграф/пейзаж и др.) она раскрывается;
. почему именно эту тему (проблему) затрагивает автор, почему она значима и важна; каков взгляд автора на эту проблему, как он решает ее.
3. Заключение. Указать значение данной темы (проблемы) для раскрытия основной идеи произведения.

Виктор Берковский

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Сократ много веков тому назад записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.

Что же такое нравственный выбор?
Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор - совесть, свобода выбора, ответственность за поступки.

В литературных произведениях мы также часто видим, что герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман - он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания - ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами.

Герой рассказа «Человек на часах» - Постников - стоит на посту - охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека.
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.

Что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?

Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором.
Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей.

Перед мальчиком выбор 1: поехать домой или остаться в городе.

Почему герой всё же не уезжает в деревню?
Он чувствует ответственность - перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться.
Итак,перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника.
Герой выбирает и - остаётся в городе.

Выбор 2: Играть с ребятами на деньги или нет
. Из-за чего герой решился играть на деньги?
Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.»
Играть на деньги - плохо. С этим не поспоришь.

Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? (Герой берёт на себя ответственность. И это - поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать).

Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? (Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми).

Выбор 3 Принять посылку или нет…

Выбор 4: Учить французский язык или нет. .

Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?
Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику?

Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце

Итак, герой не раз выбирает. Он слышит свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты.

Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну - они верят в него.

Нравственный выбор героя рассказа «Конь с розовой гривой»

Работа по разбору темы может строиться в ходе беседы:

Выясним, какова цена обмана, что перевесит - удовольствие или наказание и какой урок извлек герой-рассказчик из случившегося.

Попытаемся разобраться в причинах случившегося.
-Как ведут себя левонтьевские ребятишки по дороге на увал за земляникой? Назовите ключевые слова.
-Чьи привычки перенимают дети?
-Обратите внимание на такую художественную деталь текста, как посуда. Прочитайте. Символом чего является посуда?
-«Левонтьевские орлы», «ребятишки», «орда» - так по-разному характеризует автор приятелей героя. Какое из 3-х определений наиболее соответствует характеру соседских детей?
-Как ведет себя Витька по дороге на увал? Какие ключевые слова вы выделили для характеристики героя?
- А теперь ответьте на вопрос: как герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?

(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик — искренний, трудолюбивый, ответственный человек)
-Почему искренний человек Витька совершает обман?
-«Я понял, что попал на уду», — обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»?
-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?
-Почему герой решает высыпать ягоды на траву?
(чтобы не опозориться, не спасовать, не струсить, не показаться жадным.
герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда - отворяй ворота!» — за одним глупым поступком следует обман, воровство.)
-О какой проблеме общества людей, актуальной и в наши дни, говорит автор? (проблема взаимоотношений между людьми?)
1 урок. -Какой урок должен усвоить герой? (Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу.)
-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя.
-Понимал ли Санька, что мальчику мучительно тяжело? Найдите строчки, подтверждающие это.
-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)

Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)?

Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)
-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)
-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?
-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)
-Еще один немаловажный урок…
2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга.
-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?
Удовольствие
Наказание
Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.
Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

Укажите детали, показывающие, что героя мучит не только страх перед бабушкой, но и совесть.
-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»?
-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?
-Какова цена обмана?
-Какой урок извлек герой из случившегося?
3урок: Цена обмана - муки совести и вины.

Анализ пейзажной зарисовки.
-Что было утром следующего дня? (герой-рассказчик ничего лучше не придумал, как податься к левонтьевским, рыбалка)
-Найдите эпизод «Рыбалка» и описание ясного, летнего дня. Какова роль пейзажной зарисовки, следующей за словами: «Рыбки были съедены почти сырые. Хлеб мой ребятишки еще раньше смолотили и занялись кто чем: вытаскивали из норок стрижей, «блинали» каменными плиточками по воде, пробовали купаться… Отогрелись и повалились в еще низкую траву».

Антитеза (противопоставление)
Характеристика героя
-Вы увидели резкий контраст между суетой левонтьевской орды и умиротворением природы?
Мир красоты природы противопоставлен миру зла, эгоизма и обмана.
-Только какой человек может так видеть и чувствовать окружающий мир?
Пейзажная зарисовка помогает раскрыть душу героя. Герой- добрый, наблюдательный, хороший человек. Обратите внимание на слова: рябенькие кукушкины слезки, цветки-граммофончики, кружевце. Не случайно, оставшись наедине с природой, герой делает свой нравственный выбор.
Сухомлинский: «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с собой».

Анализ части рассказа «Наказание добротой».
-Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать!
-Мальчик в этот момент видит бабушку. Мы ощущаем волнение героя, даже, кажется, слышим тревожный стук его сердца: «Взмах шестов, перекидка рук, толчок, — лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперед. Она ближе, ближе…» Строение предложений помогает нам понять состояние героя.
-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)
-Все эти чувства смешались в одно, мощное, как когтистый зверь, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.

Прочитайте эпизод со слов «Я зажмурил глаза…» до конца. Ответьте на вопрос: «Почему бабушка купила внуку пряник конем?»
Прочитайте последний абзац рассказа. Почему герой-рассказчик не может забыть бабушкиного пряника?

Обещанный за землянику пряник мальчик все-таки получает от бабушки. Бабушка наказывает внука … добротой, закрепляет пробуждение совести …добротой.
Мудрое решение бабушки помогает понять мальчику самое главное, как вы думаете, что?
4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.
5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
-А прощает бабушка внука как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания души ребенка.

Левша – главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова , талантливый русский мастеровой, оружейник. Ему, вместе с двумя другими мастерами, было поручено создать какой-нибудь шедевр с участием стальной танцующей блохи, чтобы не уступать в изобретательности англичанам. После долгих раздумий, эти три мастера решили подковать блоху, оставив свои планы в тайне. Сам Левша создавал гвоздики для подков. Внешняя характеристика героя скудна. Их сказа известно лишь, что Левша был косым, имел родимое пятно на щеке и залысины на висках.

Особое внимание уделяется таланту мастера. Он описывается как искусный мастеровой и умелец. При этом герой совсем не чувствует себя значительным. Когда англичане предлагают ему остаться у них и обещают беспечную жизнь, он сразу отклоняет их предложение. В его действиях просматривается не только верность родине, но и неверие в лучшую жизнь в лучших условиях. Левша настолько забитое существо, что ему даже в голову не приходит оказывать хоть малейшее сопротивление обстоятельствам. И даже умирает он как-то нелепо. Вернувшись в Петербург, он попал в больницу для людей низшего сословия. Извозчики, перенося его на носилках, уронили, вследствие чего Левша разбил голову. Так, замечательный мастер умер безызвестным и никому не нужным.

Трагической судьбе Левши противопоставляется жизнь английского шкипера, приехавшего вместе с ним. Сразу по прибытии его отвезли в английское посольство, где он был тепло и заботливо принят. Этим противопоставлением автор хотел подчеркнуть царящее в стране безразличие к людской жизни. На самом деле погиб редкостный умелец с выдающимся талантом, а никому до этого и дела не было. В описании этого героя есть много комичного. Например, будучи косым левшой, он смог сотворить тончайшую работу, не заметную человеческому глазу.