Знаки препинания внутри простого и сложного предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

88. Знаки препинания в сложных предложениях.

  1. Между простыми предложениями в составе Сложноподчинённого ставится запятая, не зависимо от тога, каким союзом оуи соединены: соединительным, противительным, разделительным, присоединительным или пояснительным (Небо нахмурилось, и вскоре разразилась гроза. Он уже все забыл, а она никак не могла его простить. То ли это солнце светит очень ярко, то ли у меня зрение стало совсем плохим.).
  2. Если явления, о которых говорится в частях (сложносочиненного предложения, быстро следуют друг за другом или противопоставлены друг другу, то ставится тире (Выстрелила ракета - и все кругом загрохотало.).
  3. Запятая не ставится:
  • если части сложносочинённого предложения имеют общий член предложения или общее придаточное предложение и если они соединены соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо, то между ними запятая не ставится (По улицам мчались автомобили и гремели трамваи. Когда начался дождь, игра прекратилась и все пошли дамой.).
  • между назывными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Прогулка по парку и катание на велосипеде.),
  • между вопросительными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Когда мы выезжаем и во сколько отходит поезд?)
  • Два безличных предложения я составе сложносочиненного предложения разделяются запятой (Стемнело, и стало прохладно.), НО если сказуемые однородны по значению, то запятая не ставится (Надо вымыть пол и затем следует вытереть его насухо.)
  • Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

    1. Если придаточное предложение стоит перед или после главного, то оно отделяется запятой (Когда я пришел домой, все уже спали. Слава тех не умирает, кто за отечество умрет.). Если придаточное предложения стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон (Вечером, когда работать уже не было сил, я ходил на набережную.).
    2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, оттого что, к тех пор как, для того чтобы, несмотря на то что и т.д., то запятая ставится только один раз либо перед всем сложным союзом, либо перед его второй частью (Я не пришёл, потому что у меня было много дел. Я пришвл для того, чтобы выразить вам своб соболезнование.)
    3. Если придаточные предложения зависят от одного и тою же члена главного предложения, то правила постановки знаков препинания между ними такие же, как при однородных членах предложения:
    4. , (), () и ().

      И (), и (), и (). (после главного предложения перед первым придаточным запятая не ставится)

      , (), и (), и ().

      , () и (), () и ().

      Он сказал, что погода улучшиться и (что) мы поедем на пикник.

      Славик держится одинаково ровно и когда сердится, и когда очень доволен.

    5. При стыке двух подчинительных союзов или подчинительного и сочинительного союзов запятая между ними ставится только если опущение придаточного предложения не потребует полной перестройки предложения (Маша сказала, что, когда придет в следующий раз, при- ведет своего жениха.); если же вторая часть придаточного предложения начинается со слов то, как, но, то запятая не ставится (Маша сказала, что когда придёт в следующий раз, то приведёт своего жениха.)
    6. Иногда при интонационном подчеркивании перед придаточными изъяснительными и условными с союзом ли ставится не запятая, а тире (Мне прислали какие-то книги, но какие - не знаю пока.)

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Между частями бессоюзного сложного предложения может ставится:

    • запятая, если части независимы друг от друга, но объединены по смыслу (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.),
    • точка с запятой, если внутри одной или обеих частей есть запятые или если предложения отдалены дуг от друга по смыслу (предложение распадается на две смысловые части): Герасим схватил Муму. стиснул её в своих объятьях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду.
    • двоеточие, если
      1. второе предложение объясняет причину или повествует о следствиях того, о чём говорится в первом предложении (Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.),
      2. если в первом предложении есть слова увидеть, услышать, узнать и т.д., которые подсказывают читателю, что далее последует изложение каких-то фактов (Я понял: она хотела, чтобы я ушёл.),
    • тире, если
      1. первое предложение обозначает условие или время (Больше уроков - больше знаний. Лес рубят - щепки летят);
      2. когда второе предложение имеет значение сравнения (Посмотрит - рублём одарит.);
      3. во второй части содержится какая-то неожиданная информация или указание на быструю смену событий (Сверкнула молния-начался.);
      4. если во второй части есть резкое противопоставление по отношению к первой части (Хоnели как лучше - получилось как всегда.).

    §1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях

    Знаки препинания ставятся

    В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:
    1) запятой,
    2) точкой с запятой,
    3) тире,
    4) запятой и тире.

    Если придаточное предложение находится внутри главного, то оно выделяется знаками препинания с двух сторон.

    Сравните:

    Когда дверь открылась 1 , /девочки тут же замолчали 2 .

    Схема: (когда…) 1 , […] 2 .
    (Главная часть 2 находится после придаточной 1 .)

    Девочки 1 , /когда дверь открылась 2 , /тут же замолчали 1 .

    Схема: […, (когда…) 2 , …] 1
    (Придаточная часть 2 находится внутри главной 1 .)

    1. Запятая - это самый распространённый знак. Он ставится перед подчинительными союзами .

    Он мечтал 1 , /чтобы все были счастливы 2 .

    Схема: […] 1 , чтобы (…) 2 .

    2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например:

    Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами 1 ; / если бы я не стремилась не обижать людей 2 ;/ если бы не выбирала средств, идя к цели 3 ;/ то я была бы не я 4 .

    Схема: (если бы…) 1 ; (если бы…) 2 ; (если бы…) 3 ; [то…] 4 .

    3. Тире может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной:

    Когда есть любовь 1 /- праздник в душе 2 .

    Схема: (когда…) 1 - […] 2 .
    (Придаточная часть 1 находится перед главной 2 .)

    4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например:

    Когда на улице непогода 1 ,/ когда свирепствует сильный ветер 2 ,/ когда идёт злой, хлёсткий дождь 3 , -/ остаться дома - уже большое счастье 4 .

    Схема: (когда…) 1 , (когда…) 2 , (когда…) 3 , - […] 4
    (Главная часть 4 стоит в конце, ей предшествует несколько однородных придаточных 1, 2, 3 .)

    §2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными

    1. В предложениях с несколькими придаточными запятые ставятся между главной и придаточными частями перед союзами или союзными словами, например:

    Она не могла понять 1 , /что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 , /как всё сделать правильно и не ошибиться 4 .

    Схема: […] 1 , (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 .

    Понять 1 , / что написано в инструкции 2 ,/ как ей следовать 3 ,/ как всё сделать правильно и не ошибиться 4 ,/ она не могла 1 .

    Схема: […, (что…) 2 , (как…) 3 , (как…) 4 , …] 1
    (Придаточные части 2, 3, 4 находятся внутри главной части 1 .)

    2. В сложноподчинённых предложениях со сложными союзами потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы запятая ставится:

    • перед союзом (нейтральный вариант оформления), например:

      Я не собираюсь к ним в гости, потому что мне не хочется туда ехать.

      (нейтральный вариант интонации: тон повышается на слове гости, потому что произносится слитно)

    • перед второй частью союза, если она выделена интонационно (при подчеркивании), например:

      Я не собираюсь к ним в гости потому, что мне не хочется туда ехать.

      (слово потому выделено повышением тона, после него пауза, произношение союза расчленено, вариант более эмоциональный)

    §3. Случаи, когда запятая не ставится

    Знаки препинания не ставятся:

    1) между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и ), или, либо, например:

    Она не могла понять 1 ,/ что написано в инструкции 2 / и как ею пользоваться 3 .

    Схема: […] 1 , (что…) 2 и (как …) 3 .

    2) перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не , например:

    Он позвонил нам 1 / не когда все страсти улеглись 2 ,/ а когда скандал только-только начал разгораться 3 .

    Схема: […] 1 (не когда…) 2 , (а когда…) 3 .

    3) перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например.

    Сложные предложения отличаются от простых количеством грамматических основ. Не умея отличать простое предложение от сложного, ученики, как правило, всегда допускают пунктуационные ошибки.

    Можно ли ошибок избежать? Конечно, можно. Но сначала нужно научиться до автоматизма быстро и верно находить и выделять грамматическую основу.

    Нельзя забывать об однородных и обособленных членах предложения, обращениях, вводных и вставных конструкциях. И, безусловно, помнить основные виды и особенности трёх групп сложных предложений. Их сокращённо принято называть так: БСП, ССП и СПП.

    Виды связи в сложных предложениях

    Поясним, что такое сочинительная связь и подчинительная связь. Сочинительная связь предполагает равноправие между словами (снег и дождь) и частями сложного предложения (Скоро зима, а ты по лесу шатаешься.) Между частями можно поставить точку и разбить их на два простых предложения (Они поглядели друг на друга. И каждый почувствовал в темноте...).

    Однако в этом примере вторая часть явно какая-то неполная, потому что непонятно, ЧТО почувствовал каждый из героев. Смысл становится ясным, когда с помощью союза КАК прикрепляется третья часть. Вот она-то как раз является дополнительной, а не основной частью. К ней можно поставить вопрос: "почувствовал" что? - "они друг другу улыбнулись. Такую часть принято считать зависимой, придаточной частью, она подчиняется главной. Это и есть пример подчинительной связи.

    Бессоюзная связь основана тоже на равноправии, как и сочинительная, но отличие её в том, что при ней нет никаких союзов (снег, дождь; Ветер прилетит - шумим-веселимся!), только знаки препинания разделяют слова или части предложения.

    Теперь обратимся к сложному предложению и попробуем понять, как отличить его виды.

    Каждое сложное предложение состоит из нескольких частей. Части эти связаны разными способами:

    Только с помощью интонации (За окном свистел ветер, шумели деревья, барабанил по стеклу дождь...), это бессоюзные сложные предложения;

    С помощью интонации и союзов или союзных слов (Стало совсем темно, И над самыми верхушками ёлок показалась золотая долька луны. Они сидели под большой ёлкой и глядели, КАК лес заливают серые сумерки. Теперь никто не поймёт, КТО ты.). Это сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Здесь союзы "и", "как", а союзное слово выражено относительным местоимением "кто".

    Запомните: части сложного предложения никогда не связываются при помощи запятых! Запятая - это знак пунктуации, который способен разделять однородные члены и части сложного предложения (Заяц утром как вышел из дома, так и потерялся в необъятной красоте осеннего леса. А день разгорался, и высокая стройная осень шаталась соснами и кружилась палым листом.)

    О союзах и союзных словах

    Союзы помогают распознать сложные союзные предложения. Сочинительные союзы используются в сложносочинённых предложениях (и в простых предложениях с однородными членами!), а подчинительные союзы и союзные слова - в сложноподчинённом.

    Запоминаем сочинительные союзы!

    Выучиваем подчинительные союзы и союзные слова!

    Подчинительные союзы

    Союзные слова

    Что, чтобы, если, раз, кабы (устар.), когда, как, как ни, будто, точно, словно, хотя, пока, ли, как будто, потому что, так как, оттого что, несмотря на то что, как только, лишь только, так что, в то время как, с тех пор как, после того как, благодаря тому что, ввиду того как, вследствие того как, ибо (книж.).

    Если..., то

    Постольку..., поскольку

    Сколько..., столько

    Насколько..., настолько

    Хотя..., но

    Чем..., тем

    Что касается..., то

    Лишь только..., как

    Что, кто, когда, как, который, чей, какой, куда, откуда, где, почему, зачем, сколько

    Как видите, только три союзных слова можно перепутать с союзами. Это слова "что", "когда", "как". Отличить союзное слово от союза несложно, главное - понять его роль. Союзное слово - это всегда самостоятельная часть речи, которая обязательно является каким-либо членом предложения.

    Способы отличия между союзами и союзными словами

    Союзное слово

    А Ёжику вдруг показалось, ЧТО он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

    1. Можно опустить из предложения:

    А Ёжику вдруг показалось: он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

    2. Можно заменить другим союзом-синонимом:

    А Ёжику вдруг показалось, КАК он впервые увидел этот лес, этот холм, эту поляну.

    Я знаю, ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик.

    1. Нельзя выбросить из предложения:

    Я знаю, ? растёт такой цветок, Ёжик.

    2. Можно заменить другой самостоятельной частью речи (чаще всего существительным, или местоимением, или местоимённым наречием):

    Я знаю, ТАМ растёт такой цветок, Ёжик.

    3. Та часть, которая начинается союзным словом, легко превращается в простое вопросительное предложение:

    ГДЕ растёт такой цветок, Ёжик?

    Постановка знаков препинания в сложном предложении

    Теперь пора запомнить важное: если сложное предложение состоит из двух частей, то между ними нужна запятая (В уголок поставили табуретку, на табуретку встал Ёжик и распушил иголки. Перед Новым годом вьюга утихла, И друзья собрались в доме у Ёжика. Но он так продрог, ЧТО не мог вымолвить ни слова. ПОКА Медвежонок шёл к окну, по лесенке уже спустился второй инопланетянин.).

    Однако следует учитывать некоторые тонкости! Первое. В сложносочинённом предложении в самом начале или середине может быть общий член предложения, который одинаково относится к обеим частям, между ними в этом случае запятой нет: А весной снег растаял и в лесу было много воды. И вот ударил барабан где-то вдали и ёжикиным срывающимся голосом закричало: «А-а-а»!

    Второе. Вместо запятой в сложносочинённом предложении можно поставить тире, если необходимо показать быструю смену событий или результат каких-либо действий: Плеснула рыба - и кругами, на цыпочках побежала по воде тишина. Пробежался по лесу - и что ж тут чудесного? Огонь разведешь - и сиди.

    Третье. В сложноподчинённом предложении придаточная часть может находиться в середине главной, и тогда необходимы уже две запятые, а не одна: И последний лист, что трепетал на том берегу, стал подтягивать его песню. Он прыгнул и, когда открыл под водой глаза, не увидел цветка.

    Четвёртое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть часто присоединяется с помощью составных союзов, и запятая ставится один раз в зависимости от интонации: Спать великаны ложатся возле рек и озер, потому что перед сном любят слушать песни лягушек. ИЛИ: Спать великаны ложатся возле рек и озер потому, что перед сном любят слушать песни лягушек. Пусть твои дожди начнутся после того, как я наберу грибов. ИЛИ: После того как я наберу грибов, пусть начнутся твои дожди.

    Пятое. В сложноподчинённом предложении придаточная часть присоединяется союзным словом КОТОРЫЙ, стоящим не в его начале: Щуку он поймал ещё прошлым летом, и с тех пор она жила у него на длинной верёвке, один конец КОТОРОЙ был обмотан вокруг щучьего хвоста, а другой - привязан к колышку.

    В бессоюзных сложных предложениях возможны не только запятые, но и точка с запятой, тире и двоеточие. Если запятая встречается чаще всего, то точка с запятой только тогда, когда предложение уже имеет какие-либо знаки препинания и по смыслу части слишком далеки друг от друга:

    Опять снегом всё заметёт, завьюжит; ёлки заиндевеют; ветки берёз станут хрупкими от мороза.

    Учитываем, что точка с запятой постоянно встречается в текстах 19 века, а сегодня вытесняется другими пунктуационными знаками.

    Сложнее выбрать, что ставить между частями бессоюзного предложения: двоеточие или тире. Но и тут нам поможет знакомый приём подстановки определённых слов.

    Двоеточие необходимо, если вставим слова "а именно", "как то" (пояснение), "что" (дополнение), "потому что", "так как", "постольку" (причина):

    Его случайно нашла Белка: она пробегала мимо и услышала слабый Ёжикин голос. (а именно)

    Слушай мою команду: к печке бегом, марш! (а именно)

    Ёжик с Медвежонком снова закрыли и открыли глаза: гора была покойной, туманной, с легким розоватым отсветом справа... (и увидели, ЧТО)

    Разве вы не видите: я играю на скрипке! (ЧТО)

    Ты только представь: она сидит и поет. (ЧТО)

    Да я никак не могу посмотреть на тебя и на лес одновременно: ты так смешно бежишь, Ёжик! (ПОТОМУ ЧТО)

    Ёжик целыми днями топил печь и всё равно по утрам не мог вылезти из постели: в доме было холодно. (ПОТОМУ ЧТО)

    Для выбора тире в бессоюзном предложении необходимо подставить следующие слова: "и" (неожиданное присоединение), "а", "но", "однако" (противопоставление), "так что", "поэтому", "тогда" (следствие), "когда" (время) или "если" (условие), "словно", "точно", "будто" (сравнение).

    Утречком проснёшься - весь лес в тени, а у нас уже солнышко! (И)

    Вышел, стою, вижу - вы плачете... (А)

    А утром выбегаешь на крыльцо - лес в тумане и ни островка снега не видно нигде. (КОГДА)

    «Расскажу - не поверят!» - подумал Ёжик, и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту. (ЕСЛИ..., ТО)

    Ещё неделю постоят такие морозы - у меня ни одной дровишки не останется! (ТАК ЧТО)

    И Лось даже отфыркивался - так ему было хорошо и приятно. (СЛОВНО)

    Они пели, раскачиваясь на ветках, а Медвежонку казалось - сами деревья машут ветвями и поют. (БУДТО)

    Приступим к тренировке!

    Задание 1:

    Определите, какой знак следует поставить в данных предложениях: запятую, двоеточие или тире?

    1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял_словами здесь не поможешь.

    2) Здесь Волк проглотил слюну_Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

    3) Всё лето Заяц плел верёвку_и к осени она у него стала длиной до неба.

    4) А деревья кругом стоят тощенькие_похудели за зиму.

    Задание 2:

    Определите, в каких предложениях знаки препинания не нужны:

    1) Ветер утих_и дождь перестал, когда мы были в пути.

    2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды_их бы давно уже никто не видел.

    3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты_и на глазах растолстело.

    4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть_и он сразу улетит на небо.

    Задание 3:

    Определите, в каких предложениях знаки препинания нужны:

    1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца что к вечеру Медвежонок заплакал.

    3) В самое жаркое воскресенье которое было в лесу к Медвежонку пришёл Волк.

    САМОПРОВЕРКА

    Ответ на задание 1: Запятая в 3 предложении, это ССП; двоеточие во 2, это БСП со значением причины (можно вставить "потому что"); двоеточие в 1 предложении, так как можно вставить "что", это БСП. В 4 предложении ставим тире, так как можно вставить "будто", это тоже БСП.

    1) И Медвежонок уже так расплакался, что Ёжик понял: словами здесь не поможешь.

    2) Здесь Волк проглотил слюну: Медвежонок у него на глазах подтащил лапой к себе длинненькое, прозрачное облако, полизал его, закрыл от удовольствия глаза, переломил пополам и съел...

    3) Всё лето Заяц плёл верёвку, и к осени она у него стала длиной до неба.

    4) А деревья кругом стоят тощенькие – похудели за зиму.

    Ответ на задание 2: знаки препинания не нужны в 1 (есть общий член - придаточная часть с союзным словом "когда") и 3 (простое с однородными членами) предложениях. Во 2 предложении придаточная часть стоит перед главной частью (препозиция), поэтому нужна запятая. В 4 предложении стоит тире, так как вторая часть имеет значение "результат", это ССП.

    1) Ветер утих и дождь перестал, когда мы были в пути.

    2) Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел.

    3) Облако-Заяц съело всё облако заячьей капусты и на глазах растолстело.

    4) Кажется, стоит одуванчику подпрыгнуть – и он сразу улетит на небо.

    Ответ на задание 3: знаки препинания нужны в 1 предложении, так как придаточная часть стоит после главной (постпозиция) и в 3 предложении, где придаточная часть стоит внутри главной (интерпозиция). Во 2 предложении есть общий член "кое-где", поэтому нет никаких знаков препинания, это ССП. В 4 предложении знаков препинания нет, это простое предложение.

    1) Было столько синевы, огненных листьев, солнца, что к вечеру Медвежонок заплакал.

    2) Кое-где виднелись небольшие леса и чернели глубокие овраги.

    3) В самое жаркое воскресенье, которое было в лесу, к Медвежонку пришёл Волк.

    4) Капля дождя сползла по шершавому смородиновому листу за ухо смородиновому кусту.

    А теперь можете сами потренироваться. Предлагаем предложения для разбора и анализа.

    1) Туча по небу плывёт – брюхо по холмам волочится.

    2) Осень собралась уйти, а не может: привязали её к земле тысячи мокрых верёвочек.

    3) Яблоко даже люди не берут – любуются.

    4) Кажется, слышишь: пощёлкивая о верхушки деревьев, катится красное солнце…

    5) Когда они снова сели за стол, в дверь постучали и вошёл Ёжик со своим Солнечным Зайцем.

    6) Медвежонок первым забрался на облако; Ёжик забрался следом, сладко зевнул и лёг в ромашках.

    7) Ёжику захотелось вдруг сделать что-то совсем необыкновенное: ну, скажем, взобраться на небо и принести звезду.

    8) Мороз разукрасил окошко разными узорами, и Ёжику время от времени приходилось залезать на подоконник, дышать и тереть лапой замёрзшее стекло.

    9) И на грудь Ёжику повесили три гриба-лисички, и они весело засветились - такие они были рыжие.

    10) Я, как узнал, что ты объелся снегом - сразу перетащил все свои припасы к тебе...

    1. ЗАПЯТАЯ в сложноподчинённом предложении

    Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Кто испытал наслаждения творчества , для того уже все другие наслаждения не существуют. Я сказал мальчикам, что заблудился , и подсел к ним.

    Запятая между главным и придаточным предложениями не ставится , если:

    В предложениях с составными союзами потому что, оттого что, благодаря тому что, из-за того что, в связи с тем что, тем более что, для того чтобы, с тех пор как, перед тем как, после того как, по мере того как, прежде чем, подобно тому как, так же как, несмотря на то что и т. п. запятая ставится один раз : перед союзом или перед его второй частью в зависимости от смысла и интонации; обычно эти союзы не расчленяются, если придаточное предложение стоит перед главным.
    Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору вокруг. И собаки притихли оттого, что никто посторонний не тревожил их покоя. Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Прежде чем я остановился в этом берёзовом леску, я со своей собакой прошёл через рощу.

    Не разделяются на две части союзы между тем как, тогда как, словно как, так как (в придаточных предложениях причины), так что (в предложениях со значением следствия).
    Туман у Монэ был окрашен в багровый цвет, тогда как из хрестоматии было известно, что цвет тумана серый. Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и поднять с земли.

    В сочетаниях с глаголом хотеть (в личных формах), образующих цельные по смыслу выражения , запятая перед что не ставится . «Делайте что хотите », - отвечал им сухо Дубровский. Пусть достанет денег где хочет и как хочет .

    Между двумя и более придаточными предложениями запятая ставится , если они:

    а) однородны и не связаны сочинительным союзом Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод.
    б) однородны и соединены повторяющимися сочинительными союзами, в том числе и ли … или (пунктуация такая же, как и при однородных членах предложения) И долго все присутствующие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза, или это была просто мечта.
    в) связаны по способу последовательного подчинения В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы, как подмазка необходима для колёс, чтобы они ехали.

    2. ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложноподчинённом предложении

    Точка с запятой ставится , если придаточные предложения значительно распространены, имеют внутри себя запятые и между ними нет сочинительных союзов.
    О чём же думал он? О том, что был он беден; что трудом он должен был себе доставить и независимость, и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег…

    3. ТИРЕ в сложноподчинённом предложении

    Тире ставится для смыслового выделения придаточных предложений, стоящих перед главным, если:

    а) логическое ударение падает на придаточное предложение Как я выбрался на берег речки и оказался в избушке - не помню. Что им ни говорили, как их ни примиряли - ничего из этого не вышло.
    б) в придаточном предложении с условно-временным значением есть слово стоит (стоило) , а в главном - союз и Стоит вам глубоко вдохнуть воздух - и печаль заменится иным чувством.
    в) в сложном предложении два или более однородных придаточных предложения (в этом случае можно ставить запятую и тире) Если ты хочешь и если у тебя найдётся немного времени - приходи на тренировку.

    Кто виноват из них, кто прав - судить не нам.

    Как ни старались люди… изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю… как ни счищали всякую пробивавшуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе.

    Запятая и тире ставятся перед словом, которое повторяется, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения Я знала очень хорошо, что это был муж мой , хороший человек, - муж мой , которого я знала, как самоё себя.

    4. ДВОЕТОЧИЕ в сложноподчинённом предложении

    Двоеточие ставится , если главное предложение требует разъяснения (перед союзом делается пауза и можно вставить а именно ).
    Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и… понял то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём…

    Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

    Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

    Сравните три примера:

    и

    Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

    Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

    Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

    Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

    Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

    Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

    1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

    Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

    2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
    Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

    3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

    На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

    Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

    Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

    1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

    2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

    3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

    Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

    1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

    2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

    3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

    4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

    Упражнение

      Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

      Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

      Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

      Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

      Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

      Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

      Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

      Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

      Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

      Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

      Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

      И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

      Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

      Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

      В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

      Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

      Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

      Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

      Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

      Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

      Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

      «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

      Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

      Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

      Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

      Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

      Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

      Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

      Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

      По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

      Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

      Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

      Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

      Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

      Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

      Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

      Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).