Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные: детские сады.
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

Образовательные стандарты (ст.7)

Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


по курсу: Экономика устойчивого развития

на тему: Система образования на современном этапе в Российской Федерации


Выполнила: Саватеева Е.М.

студентка очной формы обучения,

Научный руководитель: Авдонина А.М.,

Кандидат биологических наук, доцент


Владимир 2014


Введение

Заключение

Приложения

Приложение 2


Введение


На данном этапе развития общества все большую роль в ней стало занимать образование. Сейчас мировое сообщество направлено на то, чтобы преодолеть безграмотность в развивающихся странах и защитить интеллектуальную собственность в развитых странах.

Из поколения в поколение тенденции образования менялись. Это зависело от потребностей общества: каких специалистов оно хотело, что должны знать эти специалисты, что они должны уметь и другие показатели. Под влиянием этих факторов менялось направление образования, его структура, вводились новые методы образования, новые подходы к педагогике.

Сейчас очень важно для каждой страны показатель интеллектуальной развитости его населения. Ведь от этого будет зависеть дальнейшее развитие страны и важно, чтобы "борозды" правления приняли люди достаточно грамотные и образованные.

Также в современном обществе появился такой термин, как "интеллектуальная собственность". Стал важным больше не физический труд, а умственный. Общество больше стало работать с информацией: получать, обрабатывать, хранить, передавать и т.п. Это приобрело глобальный масштаб.

И на данном этапе образования, на мой взгляд, надо поставить целью прививать к подрастающему поколению, да и не только к нему, а к всему обществу, стремление к саморазвитию, самообразованию, чтобы люди были достаточно разносторонне развиты.

Целью данной работы является рассмотрение и анализирование нынешнего состояния образования на современных этапах в России.

Образование: прошлое и настоящее


Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. В школах обучали грамоте и иностранным языкам.

С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должно мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Но еще немаловажным фактором в развитии образования на современном этапе является наличие и подготовка достаточно квалифицированных и компетентных специалистов. Но для того, чтобы люди занялись педагогикой, необходимо их чем-то привлечь, дать им повод заинтересоваться этим. Основным способом является достойная заработная плата. Но, к сожалению, по данным статистики люди, которые работают в образовательной сфере, получают наименьшую заработную плату по сравнению с другими отраслями экономики. И как следствие этого образовательная сфера теряет специалистов.

Если смотреть на зарубежный опыт, то там научная и педагогическая деятельность является самой прибыльной профессией. Власти зарубежных стран давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в научную и образовательную деятельность, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью.

На данном этапе России концепция развития образования и науки находится на зарождающихся этапах, таких как "Сколково". Если государство не будет в дальнейшем развивать эту концепцию, то может произойти такая ситуация как в советское время, когда произошла "утечка мозгов". Российские депутаты порой принимают проекты, которые только ухудшают образовательный процесс не только для учащихся, но и для преподавателей. Нынешняя образовательная сфера направлена на подражание зарубежного опыта, что, на мой взгляд, является показателем отсталости нашего населения. Ведь нельзя просто взять и внедрить новую систему образования из одной страны в другую. Для этого необходимо знать ряд факторов, которые присущи только этой стране: исторические, национальные, религиозные и другие факторы. Необходимо создать российскую систему образования, которая в результате многочисленных исследований, будет подходить для нашего населения и постепенно её внедрять.

Также необходимо вывести молодежь из "оболваненного состояния". Для немногого количества молодежи образование является приоритетной задачей. Сейчас большинство нынешней молодежи руководствуется и живет по таким слоганам "живи пока молодой", "надо получать от жизни все" и направляют свою энергию в дискотеки, вредные привычки, американские телесериалы, социальные сети и другие сферы жизни. Надо больше привлекать и поощрять стремление к научной деятельности, выявлять таланты и стараться их развивать.

Модернизация образования - это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества и государства в области образования далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.


Образование в цифрах на федеральном уровне в современном обществе


Для начала необходимо проанализировать, как государство спонсирует образовательную сферу.

Рассмотрим сколько на данном этапе в России число учебных заведений. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2013г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44436 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г. число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

В 2013г. число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций. По сравнению с 2012 г. число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц.

В 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Также в 2013г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц.

В 2013 г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

На основании статистических данных, которые представлены в Приложении 1-2, можно сделать вывод о том, что государство сокращает количество образовательных учреждений. Также правительство направлено на то, чтобы сделать образовательную сферу наиболее платной, что плохо скажется на общем показателе образованности населения, потому что не все на данный момент могут в полном объеме оплатить образовательные услуги. По сравнению с Советским Союзом, где правительство пыталась сделать образование общедоступным и бесплатным начиная с дошкольного и заканчивая высшим, то сейчас можно наблюдать абсолютно противоположную ситуацию. Правительство, на мой взгляд, пытается сделать образование как можно больше затруднительным.

Далее необходимо рассмотреть, как государство спонсирует молодых специалистов в области образования. Заработная плата в 2013 году по критериям образования, которая представлена в Приложении 3, в процентном соотношении к средней заработной плате имеет следующий вид:

заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составляет 94,9%;

заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности составляет 96,9%;

заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального составляет 83,9%;

заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 134,9%.

Проанализировав данный показатель можно сделать вывод о том, что правительство недостаточно мотивирует население идти работать в образовательную сферу. Если смотреть на среднюю заработную плату по отраслям экономики, то сейчас выгоднее идти в финансовую сферу. Но, несмотря на это, население всё-таки хочет обучать подрастающее поколение. Если посмотреть на таблицу, которая представлена в Приложении 4, то по состоянию на 2013 год количество принятых работников в образовательной сфере больше чем количество выбывших на 0,03%.

И для более полного рассмотрения уровня образования надо рассмотреть непосредственный объект, на которое направлено образование, то есть на население.

образование российское общество федеральный

Заключение


Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что на современном этапе образование в России находится не в самом лучшем положении. Школы закрываются, учителям не платят достойную заработную плату, у молодежи нет стимула учится. Правительство в достаточной степени не заинтересовано в грамотности и образованности свое народа. Образовательные системы копируются у Европы и только ухудшают нынешнее положение образования.

На данном этапе можно предложить:

повышение заработной платы работникам образовательных учреждений;

открытие новых школ и надлежащий ремонт и современное оборудование уже имеющихся школ;

проведение психологических тестов на выявление талантов у молодежи и дальнейшее развитие этих талантов;

пересмотр имеющейся системы образования, проведение научных конференций по этому вопросу, где можно было услышать мнение многих преподавателей с большим стажем работы, а также мнение молодежи по этому вопросу.

Все это, на мой взгляд, поднимет нашу страну на более высокий уровень развития, улучшит качество образование, сделает его более доступным и понятным. Ведь в странах Советского Союза образование давалось всем и делалось это абсолютно бесплатно. Сейчас надо сделать также, чтобы как можно больше людей было грамотным. И эти мероприятия надо сделать на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Приложения


Приложение 1


Отдельные показатели деятельности организаций образования

2013 г. В % к 2012 г. Справочно2012 г. В % к 2011 г. Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) 4371697,14503196,9Частные общеобразовательные организации720100,7715104,1Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена248891,32725102,3Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена21584,025698,5Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования57894,960996,1Частные образовательные организации высшего образования39189,543798,0

Приложение 2


Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2013 году тыс. человек

Приложение 3


Уровень средней заработной платы педагогических работников за январь-декабрь 2013 года

Средняя заработная плата, рублейВ том числе по формам собственности организацийфедеральнаясубъектов Российской ФедерациимуниципальнаяПедагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23363250323608022132Педагогические работники образовательных учреждений общего образования собственности29038415024336126010Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования25144251082518419215Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования40428402854761019957

Приложение 4


Численность принятых и выбывших работников списочного состава в области образования

Численность принятых работников, тыс. челЧисленность выбывших работников, тыс. чел2013 год2013 год1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал267,7233,2419,8308,4212,5288,7412,2276,1

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.



Вопросы теории управления школой

Управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.

Основы управления в школе – это создание условий для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Директор школы обязан обеспечить высокий уровень планирования, организации, контроля. Директор – соучастник педагогического процесса, соответчик, он непосредственно участвует в работе школьного коллектива по обучению и воспитанию детей, он постоянно работает с людьми: учителями, учащимися, родителями детей.

Методы управления – это способы воздействия того или иного звена системы управления на другие, нижестоящие звенья или управляемые объекты для достижения намеченных целей управления. Методы руководства – способы воздействия на людей, реализующих, претворяющих в жизнь эти цели.

Стиль руководства зависит как от объективных факторов (условия работы, специфика решаемых задач, уровень развития коллектива), так и от факторов субъективных (особенности личности руководителя, степень его подготовленности и т. д.).

Выделяют три основных стиля руководства : авторитарный, либеральный и демократический.

В наибольшей степени принципам управления соответствует демократический стиль руководства, который основан на правильном сочетании коллегиальности и единоначалия, предполагает активное участие общественных организаций, всех учителей в принятии управленческих решений в школе.



В наиболее крупных школах действует линейная система . Директор осуществляет руководство через своих помощников.

В вузах и крупных комплексах действует функциональная система управления.

К основным функциям управления относятся анализ и планирование, организация и контроль, координация и стимулирование.

Анализ – это основа, на котором держится вся система планирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Планирование как одна из важнейших функций управления включает в себя определение наиболее приемлемых путей достижения поставленных целей. Оно призвано порождать планы, проекты, программы, стандарты, эталоны, критерии и т. д.

Организация есть формирование и установление относительно устойчивых отношений в управляемой и управляющей системах, действующих и развивающихся как одно целое.

Координация предполагает высокую оперативность в установлении гармонии между всеми звеньями и направлениями учебно-воспитательного процесса, между управляющей и управляемой системами, изменение отношений, мотивации, вовлеченности в работу, рост творческой активности.

Контроль – это активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений (количественных и качественных) является обратная связь.

Стимулирование – это система мер, направленных на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленную деятельность учащихся.

Важнейшей закономерностью управления является единство по конечным целям и задачам административно-педагогического, семейного и общественного воздействия и процесса формирования личности школьников.

Для проявления этой закономерности очень важна координация действий школы, семьи и общественности.

90. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся:

– гуманистический характер образования;

– приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности;

– общедоступность образования;

– бесплатность образования;

– всесторонняя защита потребителя образования.

Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования, демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Центральным звеном системы образования в РФ является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 21–23) новой является трактовка традиционно существующих профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются теперь как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образования (основной школы).

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Современная школа развивается в условиях рынка, новых экономических отношений. Закон об образовании, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей школ принципиально новых подходов к управлению школой.

Прежде всего Закон требует установления стандартов образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений.

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

    Характеристика документов, определяющих содержание образования.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ...4

1.1 Закон РФ «Об образовании»………………………………………….4

1.2 Принципы построения и развития системы образования в России..4

1.3 Виды и типы образовательных учреждений………………………....5

1.4 Особенности функционирования муниципальных, государственных, негосударственных образовательных учреждений………………....7

1.5 Учредитель образовательного учреждения…………………………8

1.6 Платные образовательные услуги, их регламентация………………9

1.7 Инновационные учебные заведения………………………………….9

1.8 Требования к содержанию образования……………………………..10

1.9 Общие требования к организации образовательного процесса……11

1.10 Концептуальные подходы к отбору и построению содержания обучения в профильной школе………………………………………12

1.11 Проблемы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов……………………………………13

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ…………………………………..14

2.1 Характеристика образовательных уровней, установленных в РФ...14

2.2 Ступени общего образования…………………………………………16

III. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………..17

3.1 Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения……………………………………………………………17

3.2 Назначение, содержание и сроки лицензирования, аккредитации образовательного учреждения……………………………………….18

IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………….20

4.1 Органы управления системой образования…………………………20

4.2 Система федерального, регионального и муниципального управления образованием…………………………………………………………..20

4.3 Компетенция различных уровней управления, порядок разграничения компетенции органов управления образованием…21

4.4 Ответственность образовательного учреждения…………………..26

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН. ПРАВАИ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….31


Введение

В жизни каждого из нас многое зависит от образования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальном этапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуального становления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией.

На современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. Поэтому возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования и всех сфер образовательной деятельности. Модернизация (от английского Modern- современный). В нашей стране как раз таки проводится всесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Цель данной работы – охарактеризовать современную систему образования Российской Федерации, выделить её особенности. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: определить принципы построения и развития системы образования в России, дать характеристику образовательных уровней, изучить органы управления системой образования, рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан на образование.


I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1 Закон РФ «Об образовании»

В законе Российской Федерации “Об образовании”, принятом в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.), содержатся те основные принципы и положения, на основе которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования и т.д.

Принципы построения и развития системы образования в России

Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования, которые определяют развитие системы образования в целом:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.

В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.

Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему.

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

д) свобода и плюрализм в образовании;

Свобода в образовании - это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.


Похожая информация.