Характеристика аси из повести тургенева. История персонажа Ася описание аси

Темы, раскрывающие отношение учащегося к герою литературного произведения, могут формулироваться по-разному: «Кто из героев (произведения) мне ближе и почему?», «Мое отношение к герою (к героям) произведения», «Мой любимый литературный герой» и т.п.

Сочинениям, в которых учащиеся непосредственно выражают свое отношение к литературным героям, должен предшествовать опыт характеристики литературного персонажа. Сочинения-характеристики мы начинаем писать с 5 класса, осваивая в процессе анализа текста такие теоретико-литературные понятия, как «портрет литературного героя», «речь героя», «авторское отношение к герою» (авторская позиция). Сопоставительные характеристики героев одного произведения являются следующим этапом работы над литературным образом.

По мере литературного и возрастного развития учащихся мы увеличиваем контекст сопоставления (сравнение литературных героев разных художественных произведений, эпох, направлений, героев русской и мировой литературы), усложняя цели и задачи работы. Так, предложенная в 8 классе тема «Мое отношение к героям повести И. С. Тургенева “Ася” в перспективе, на следующем этапе литературного развития, может быть развита в более широком, философском контексте. Например, в русле размышлений Д. С. Лихачева о своеобразии русского характера: «Одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: во всем доходить до крайностей, до предела возможного, и при этом в кратчайшие сроки... Россия благодаря этой своей черте всегда находилась на грани чрезвычайной опасности - это вне всякого сомнения, и в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о будущем».

На начальном же этапе - характеристики литературного героя, выражения к нему своего отношения - такие работы, как правило, не вызывают больших затруднений у учащихся. Тем не менее наиболее распространенной ошибкой в их написании является отсутствие в работе непосредственной характеристики героя, которая бы мотивировала выраженное к нему отношение. Нередко ученик торопится высказать свое мнение, пропуская важный этап работы - размышление над образом героя, внимание к авторской позиции, - которые возможны лишь на конкретном материале проанализированного художественного текста. Для того чтобы заострить внимание учащихся на раскрытии образов героев, мы несколько изменим традиционную тему: вместо «Мое отношение к героям повести И. С. Тургенева “Ася”» - «Герои повести И. С. Тургенева “Ася” и мое к ним отношение».

Сосредоточенность на характеристике героя, опора на материал, который дает текст (портрет, речь, поступки, отношение автора к герою), помогают учащемуся избежать необоснованной оценки, поверхностности суждений. В реальной жизни это способствует развитию у учащихся таких качеств, как наблюдательность, стремление к объективности при выражении собственного мнения.

Поскольку любая творческая работа по литературе непосредственно связана с анализом произведения, непосредственно или опосредованно мотивируется его характером, целями и задачами, мы рекомендуем обратиться к материалам учебника для 8 класса под ред. В. Г. Маранц- мана , а также к методическим рекомендациям к учебнику , которые помогут учителю спланировать уроки по произведению.

Как показывает опыт, учащиеся с интересом читают повесть: тема человеческих чувств и взаимоотношений интересна подросткам. Главную трудность вызывает понимание образа главной героини повести - Аси и прочувствование лирического лейтмотива повести - «у счастья нет завтрашнего дня».

Естественность и открытость натуры, сила и бесстрашие чувств, умение сердцем откликаться на все, что происходит в жизни, далеко не всегда близки сознанию современного человека: достаточно рассудочного, прагматичного. Понимание единственности встречи, «мгновения», которое судьба дарит человеку лишь однажды и к которому он чаще всего бывает не готов, как герой тургеневской повести, не близко 13-14-летнему читателю. И это объясняется не только его малым жизненным опытом, но и иным мироощущением человека XXI в., который живет в эпоху виртуальной реальности: все можно растиражировать, повторить, прокрутить, как в кино, продублировать. Уникальность, единственность, неповторимость как характеристики определенных жизненных ситуаций, чувств, отношений сегодня отрицаются как таковые. Массовая культура выдвигает альтернативный тезис: все повторяемо, воспроизводимо, заменимо. Попытки самовыражения чаще всего в конечном итоге ведут к унификации - поскольку изначально в их основе лежит завуалированное стремление «быть как все».

Сочинение «Герои повести И. С. Тургенева “Ася” и мое к ним отношение», с одной стороны, является работой обучающего характера, цель которой - научить учащихся выражать свое отношение к литературным героям, активно привлекая для аргументации своих мыслей и чувств художественный текст (опора на характеристику образа), с другой - дает возможность ученикам глубже понять характеры героев и авторскую позицию в произведении, еще раз обдумать поступки героев и свое отношение к ним.

Ниже мы приводим работы учащихся, сопроводив их кратким анализом и рекомендациями для дальнейшей работы. Мы отобрали сочинения, разные по уровню освоения материала, стилю размышления. Они помогут увидеть, как идет процесс работы над сочинением у разных учащихся. Все они приводятся без стилистической правки, хотя почти в каждой есть речевые ошибки, недочеты, которые, по нашему глубокому убеждению, отражают неточность прежде всего самой мысли.

Герои повести И. С. Тургенева «Ася» и мое отношение к ним

1. Черновик сочинения Пантюховой Ольги.

В повести И. С. Тургенева «Ася» три главных героя: Ася, Гагин и Н. Н.

Гагин - дворянин, образованный человек. Он играл на пианино, сочинял музыку, рисовал картины - в общем, вел светский образ жизни.

Свою сестру по отцу Асю он считал «доброй, но с бедовой головой». «Трудно с ней ладить, - говорил он. - Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить!»

Ася была невысокого роста, «грациозна сложена, но как будто не вполне еще развита». Волосы у нее были черные, «остриженные и причесанные, как у мальчика», лицо смугловатое, круглое, «с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными глазами».

Была она очень подвижна, «ни одно мгновенье не сидела смирно; вставала, убегала и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен».

Н. Н. был человеком вольнодумным, ничем себя не утруждающим, обычным дворянином, уехавшим путешествовать «без всякой цели, без плана»; «жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом». Интересовали его в путешествиях более всего лица, «живые, человеческие лица - речи людей, их движения, смех - вот без чего я обойтись не мог», - говорил он. Любил Н. Н. бывать в толпе, общаться с людьми. Все свои мимолетные увлечения он часто выдавал за серьезные чувства, поэтому, возможно, он не сумел правильно обратиться к Асе, понять ее, когда она хотела признаться ему в своих чувствах. Он вел себя бестактно, обвиняя Асю в том, о чем она не думала, да и не могла тем более сделать: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...»

Таким образом, когда я прочитала повесть, я все-таки задумалась над вопросом: почему судьба не соединила героев, почему все кончилось именно так? Так неожиданно и печально? Ведь для героев не было преград, они могли повлиять на свою судьбу сами.

Здесь играет роль лишь поступок, сделанный или не сделанный вовремя. Н. Н. был виноват в том, что все так сложилось. У него был шанс и в тот момент, когда они встретились с Асей, и в тот момент, когда он решил, что «завтра будет счастлив». Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье». И Н. Н. упустил свое счастье. Его легкомыслие погубило его судьбу. И сам он, уже прожив жизнь, осознал это, «осужденный на одиночество бессемейного бобыля», «...что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?»

Повесть Тургенева «Ася» - повесть о несложившейся любви, безвозвратно ушедшей надежды на счастье.

Данная работа - результат внимательного отношения ученицы к тексту произведения, активного участия в анализе.

Мы видим, что характер каждого из героев повести в целом воссоздан верно. Не до конца нарисован в работе портрет Гагина. Хотя он и играет в повести не столь значительную по сравнению с другими персонажами повести роль, но его образ неоднозначен. При характеристике Гагина важно, с одной стороны, отметить иронию, с которой автор говорит о его занятиях живописью (и в этом поверхностном отношении к искусству Гагин и Н. Н. близки), с другой - подчеркнуть искреннее отношение Гагина к судьбе Аси, умение понять ее непохожесть на других, принять ее такой, какая она есть, - на что не способен Н. Н.

Портрет Аси нарисован достаточно подробно, но лишен оценки. Остается не совсем понятным, как автор сочинения относится к Асе, какие ассоциации вызывает созданный художником образ. Необходимо также подумать над тем, как удачнее ввести в сочинение ее портрет. Упущены при анализе некоторые значительные эпизоды повествования: «отчего люди не летают», сцена вальса. Обращение к этим эпизодам помогло бы «услышать» мелодию любви в повести, приобщиться к стилю авторского повествования.

Достоинством работы является, несомненно, опора на текст художественного произведения, умелое введение цитат. Но «размер» каждой цитаты необходимо сократить до минимума, в котором отражается суть мысли.

Вступление непосредственно подводит к теме сочинения, но стереотипно, лишено установки на диалог. Заключительная часть работы удачно отражает общий смысл повести, но не раскрывает читательской позиции ученицы. Имеются речевые недочеты.

2. Черновик сочинения Лукьянова Виктора.

Все вы, наверное, слышали о произведении И. С. Тургенева «Ася» или читали эту повесть. Это произведение известно очень многим из-за того, что написанное в ней очень граничит с реальностью. Это не какой-нибудь простой роман. Это жизнь, где поступки настолько естественны, что иногда кажется, будто писатель не выдумал повесть, а он лишь перенес на бумагу то, что было в жизни.

Н. Н. - обычный молодой дворянин, который ищет чего-то нового, не имея при этом определенной цели в жизни.

Ася - юная девушка, которой все интересно. Она честна и во многих ситуациях не знает, как себя вести.

Н. Н. полюбил Асю, а она полюбила его, казалось, все должно пойти хорошо, но это произведение слишком похоже на жизнь, чтобы у него был такой счастливый конец. Ведь жизнь человека не может быть идеальной.

Он дворянин, а она нет, что будет после свадьбы? Он лишится всего, и этот страх взял верх над любовью, и они расстались.

Несмотря на то что герои расстались, Н. Н. продолжает любить Асю сердцем. И в конце любовь побеждает страх, но уже было поздно. И не остается ничего, кроме печали. А она умудряет и греет его сердце.

Характеристика героев дана слишком обобщенно, хотя и верно уловлены их основные черты. Интересна логика размышления, согласно которой «Ася честна», поэтому во многих ситуациях не знает, как себя вести. На первый взгляд, нелогично. Но, если задуматься, у «естественного» человека нет «заготовок» поведения на разные жизненные ситуации. Было бы интересно развить мысль в этом направлении.

Необходимо дополнить характеристику героев: подчеркнуть неповторимость Аси, выделить отношение к жизни Н. Н. в начале повести, несколько слов сказать о Гагине; сравнить героев. Ввести небольшие цитаты, точно и образно характеризующие каждого из героев. Можно ли доказать текстом, что Н. Н. помешало жениться на Асе ее недворянское происхождение (это утверждается в работе). В работе не совсем ясно выражено собственное отношение к героям повести.

Во вступлении намечен диалогический характер повествования, но в дальнейшем он не развит. В целом написанное представляет собою эскиз, наброски к будущей работе. Отсутствие опоры на текст обытов- ляет размышление, обедняет мысль.

Необходимо развить самостоятельные мысли, активно привлекая для этого текст произведения и результаты анализа.

3. Черновик сочинения Голубевой Светланы.

Главная героиня повести - Ася: невысокого роста, грациозно сложена, короткие черные кудри, черные глаза. Хотя имя ее было «Анна», но все почему-то называли ее ласково «Ася». Ей было лет семнадцать. Ловкая, подвижная, даже казалась немного дерзкой, а все ее существо «стремилось к правде». Она считала, что «лесть и трусость - самые дурные пороки».

В этой повести доверчивая, милая, непохожая на других девушка, обращает на себя внимание молодого человека - И. Н. Она рождает в его сердце противоречивые чувства. Герой же повести сам не может до конца понять своих чувств к Асе, ведь у него никогда не было серьезных отношений с девушками ее возраста. Я думаю, что до встречи с Асей Н. Н. относился к девушкам даже цинично. Вскоре он стал забывать свои неверные чувства. И все же мне кажется, что Н. Н. - несерьезный, ветреный человек, неспособный на настоящие чувства. Он был чересчур влюбчив, беспечен, ведь всю жизнь он ничем себя не утруждал. Как он сам рассказывает о себе, «жил без оглядки», «делал, что хотел». Ему и в голову не приходило, что так жить нельзя. Уже намного позже герой поймет, что «молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный, а придет время - и хлебца напросишься».

Гагин - необычный человек. Во всем его облике есть что-то «мягкое»: мягкие курчавые волосы, «мягкие» глаза. Он любит природу, искусство, хотя у него явно не хватало терпения и трудолюбия на серьезные занятия живописью. Но при этом он сильно и искренне как брат любит Асю, переживает за ее судьбу.

Выслушав признание Аси, Н. Н. не оценивает ее поступка, и даже делает вид, что она ему безразлична. Ася в растерянности, в отчаянии, она теряет веру во все, что для нее было так важно. Ей пришлось многое вынести и пережить. Ведь она так боялась этого разочарования, но оно настигло ее. Ася наивна, она еще не знает, как трудна и жестока жизнь. Героиня вызывает во мне жалость, сочувствие и понимание. В конце повести Н. Н. признается, что на самом деле никогда он не испытывал ни к кому таких чувств, как к Асе: «Чувство жгучее, нежное и глубокое было только тогда. Нет! Ни одни глаза не смотрели на меня с такой любовью!»

Н. Н. теряет Асю. Она осталась в его памяти той самой девочкой, какой он знал ее в лучшую пору своей жизни и какой он видел ее в последний раз. Он слишком поздно осознал, какую ошибку совершил. «Завтра я буду счастлив», - думал он. Но «у счастья нет заврашнего дня»...

В работе чувствуется «захваченность» ученицы чувствами героини. Не случайно она пишет о том, что понимает героиню.

Здесь мы отчетливо видим «сопричастность» художественного произведения психологической доминанте возраста - переживаниям первой влюбленности. Точно понято внутреннее состояние героини в момент свидания с Н. Н.: Ася «теряет веру во все, что для нее было так важно».

Достаточно полно описаны характеры героев. Не совсем удался переход к характеристике Гагина. Нет сопоставления с Н. Н. и выводов. Удачен выбор цитат. К сожалению, некоторые важные эпизоды повести не упомянуты в работе, поэтому автору не совсем удалось воссоздать поэтическую атмосферу повествования, донести «музыку» текста, что, безусловно, обедняет анализ повести. Видимо, этот пласт произведения несколько проигнорирован ученицей. В центре внимания - сюжет.

4. Черновик сочинения Аникина Станислава.

На уроке литературы мы читали повесть И. С. Тургенева «Ася». Мне очень жаль, что Ася и Н. Н. не остались вместе. Если бы Н. Н. не жил «завтрашним днем», то они были бы счастливы.

У Аси была необыкновенная внешность. Почти детские щечки, черные глаза, небольшой нос. Она была грациозно сложена и напоминала рафаэлевскую Галатею. Ее внутреннее беспокойство, желание порисоваться сбивало Н. Н. с толку. Она то смеялась, то грустила: «Что за хамелеон эта девушка!» Но ее душа ему нравилась.

Гагин, брат Аси, любил рисовать, но все картины так и оставались незаконченными. При его любви к природе и искусству ему не хватало трудолюбия и терпения. Не случайно, описывая одну из прогулок Гагина и Н. Н., когда Гагин решил «поработать», Тургенев замечает, что герои пустились в разговоры с таким удовольствием, как будто бы делали что-то полезное. Но, несмотря на ироничное отношение автора к «художнику», мы видим, что Гагин был способен на искреннюю любовь к сестре, переживал за ее судьбу.

Во время свидания Ася была как «испуганная птичка». Она дрожала, и сначала Н. Н. было жалко ее, сердце в нем «растаяло». Потом, вспомнив о Гагине, Н. Н. начал кричать на Асю и постепенно становился все более жестоким. Ася не понимала причины его жестокости. И. И. знал, что обманывает ее. Ася бросилась к двери и убежала, а он стоял «как громом пораженный».

Н. И. любил Асю. Если бы он сказал только одно слово, они были бы вместе. Страх терзал его, досада грызла. Он чувствовал сожаление, раскаяние. Как можно жениться на семнадцатилетней девочке! И в то же время он уже был почти готов сказать об этом Гагину и решил отложить это на завтра. «Завтра я буду счастлив!». Но у «счастья нет завтрашнего дня» ...Критик Н. Г. Чернышевский писал о том, что все русские «Ромео» такие.

В целом ученик верно уловил смысл повести Тургенева. В работе приведены эпизоды из текста, цитаты, точка зрения Чернышевского. Но учащемуся трудно дается логическое связывание микротем, переход от репродукции текста к самостоятельным размышлениям. Явно недостаточно выражено собственное отношение к героям, нет вовлеченности в мир художественного произведения, в мир автора и героев. Именно поэтому в работе так мало внимания уделяется переживаниям героев, их чувствам.

При всех недостатках - работа вполне самостоятельна.

Необходимо еще раз обратиться к материалам для сочинения, подумать над предложенными вопросами.

5. Черновик сочинения Карпузовой Ульяны.

Герои повести Тургенева «Ася» вызвали у меня противоречивые чувства. Мне немного сложно понять, как я к ним отношусь. Я попробую поразмышлять об этом.

Сначала мне было непонятно, почему Ася так меняется на протяжении всей повести. В начале автор описывает ее так: «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело», «взор ее становился глубок и нежен», «ее движения были очень милы». «Во всех ее движениях было что-то неспокойное», по природе своей она была «стыдлива и робка». Она была грациозно сложена и напоминала рафаэлевскую Галатею.

Даже Н. Н. замечает в ней что-то странное, вернее сказать, необыкновенное. У читателя складывается ощущение, что в каждой главе описываются разные девушки. То она крестьяночка, то забавное дитя, то светская барышня, то любящая всей душой женщина. Ася разная, но всегда искренняя. Героиня меняет роли, оставаясь собой. В ее больших черных глазах всегда светилась искренность.

Я заметила, что Ася очень отличается от Гагина и Н. Н. В ней есть что-то неспокойное. Может, это вспыльчивый, дерзкий, постоянно меняющийся характер, а может, кровь, в которой есть и простота и нежность русской женщины, и строптивость и избалованность светской барышни. Ощущая какие-либо чувства, будь то любовь или ненависть, она испытывает их до конца, глубоко, всей душой. Я думаю, что именно этим и отличается от всех остальных «тургеневская» девушка. Мне очень близка по духу Ася, я понимаю каждое ее движение, взгляд, слова. Мне кажется, что мы даже похожи.

В Гагине я вижу друга. Простого, интересного молодого человека, смешного художника и заботливого брата.

К Н. Н. я отношусь совсем по-другому. Он кажется мне смелым, чувственным, но не способным на решительный поступок. Он любознателен, любит путешествовать, знакомиться с разными людьми. Но его беда в том, что он боится своих чувств.

Гагин и Н. Н. похожи. Им всегда интересно вместе. Они находят общие темы для беседы. Один из таких разговоров Н. Н. описывает так: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали...» Он как бы с иронией подчеркивает неизменную особенность русской души - любовь к разговорам.

Нам странно, почему Ася и Н. Н. не остаются вместе. Вроде бы нет никаких препятствий для их отношений. Ася на свидании дрожала «как испуганная птичка», она еле удерживала «накипавшие слезы». Вся она была такой трогательной и беспомощной в этот миг.

Она искренне любила Н. Н. и была готова ради любви на все. И Н. Н. стало ее жалко, его «сердце растаяло», он «забыл все». Но в какой-то момент он испытывает ожесточение и начинает ее упрекать, зная, что обманывает и ее и себя. «Я обманщик» - таки говорит он потом, когда признает свою ошибку.

«Завтра я буду счастлив»... Эти слова становятся роковыми для Н. Н. Если бы тогда он не доверился разуму, а понадеялся на сердце, все бы закончилось по-другому. Странно, как всего один поступок может навсегда лишить нас счастья.

Мне кажется, горькие судьбы героев повести учат нас верить своим чувствам и всегда доверяться своему сердцу.

Отличительной чертой работы является живое «участие» автора в судьбах героев и зрелое, самостоятельное отношение к их поступкам. Симпатия к героине повести, обнаружение, узнавание себя в ней стимулирует творческое воображение ученицы, что особенно ощутимо в анализе портрета героини. Ученице удалось понять мотивы поступков Н. Н., «развести» в его характеристике чувства и разум.

К сожалению, упущены важные «поэтические эпизоды» - сцена вальса, диалог Аси и Н. Н. «отчего люди не летают...», оставлена без внимания общая музыкальная тональность повествования.

6. Черновик сочинения Захаровой Дарьи.

В повести И. С. Тургенева «Ася» речь идет о судьбах трех главных героев: Аси, Н. Н. и Гагина. При чтении двух других повестей Тургенева «Первая любовь» и «Вешние воды» я пришла к выводу о том, что своих главных героев писатель проводит через испытание любовью. Каков человек в любви - такой он и есть человек.

В повести «Ася» наибольшую симпатию у меня вызывает героиня Ася, потому что она мне ближе по духу. Она не такая, как все. Она вызывает во мне противоречивые чувства. С одной стороны, это понимание и симпатия, но с другой - негодование и даже возмущение за ее дерзкое, непредсказуемое поведение. Портрет Аси на протяжении всей повести меняется. Она как бы примеряет к себе разные роли. В начале она «ни одно мгновение не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова». Затем она решила разыграть новую роль - «роль приличной и благовоспитанной барышни», далее Ася выбирает роль «капризной девчонки с натянутым смехом». Но больше всего меня удивил образ «простой девушки», чуть ли не «горничной». В конце повести я вижу совсем другую Асю - любящую всем сердцем женщину, готовую ради своей любви на все. Несмотря на всю непредсказуемость поведения Аси, я считаю ее доброй, искренней девушкой.

К Н. Н. я отношусь по-другому. Он был человеком независимым, любил путешествовать без всякой цели, без плана. Сначала он живет как бы в идиллии: он слегка влюблен, ему интересны и новые лица. После знакомства с Асей и Гагиным он начинает предчувствовать счастье. Н. Н. вглядывается в Асю, в ее грациозные движения, в «самое изменчивое лицо», какое он только видел и почему-то начинает чувствовать досаду. Его раздражает то, что он невольно постоянно думает об Асе. Он не задумывается над тем, что счастье близко, но он не готов к любви.

Мне кажется, что Н. Н. и Гагин похожи. Им было интересно вместе, у них были общие темы для бесед, ведь они были из одного дворянского круга, оба были молоды и не отличались особым трудолюбием. В Гагине я вижу заботливого брата, который идет на все, лишь бы сердце Аси не было разбито.

Для того чтобы понять чувства главных героев, нужно проанализировать сцену свидания. Ася на свидании «дрожит, как испуганная птичка», а И. Н. испытывает ожесточение. После неудачного свидания, отказавшись от Аси, Н. Н. внезапно понял, что любит ее, начинает расточать клятвы и признания в черноту ночи, досадует теперь уже на себя. «Одно слово... О, я безумец! Это слово... я со слезами повторял его... среди пустых полей... но я не сказал ей, что я люблю ее... Да я и не мог произнести тогда это слово. Когда я встретился с ней в той роковой комнате. Во мне не было ясного сознания своей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании... Оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но уже тогда было поздно».

Счастье, отложенное на завтра, оказывается невозможным. «Завтра я буду счастлив!» Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

Отрадно, что автор работы прочитал и упомянул и другие повести Тургенева о любви, что свидетельствует об интересе к творчеству писателя. Ученица пишет о том, что героиня повести ей «близка по духу», но, к сожалению, в полной мере не раскрывает это родство душ, как не очерчен до конца в сочинении и весь облик Аси. Здесь чувствуется не непонимание героини, а просто «непроговоренность»: интуитивное и эмоциональное отношение к героине не до конца прояснены в мыслях, не совсем осознаны. В целом же отношение Н. Н. к Асе обозначено точно: герой «отказывается» от счастья. В незначительной мере на содержание работы оказала статья учебника, но в целом работа самостоятельна. Интересно отметить, что выбор всех ребят, воспользовавшихся материалом учебника, пал именно на фразу об «идиллии», в которой пребывает герой до встречи с Асей, и на мысль о том, что герой не замечает того, что стоит «на пороге любви».

По всей видимости, этот выбор можно объяснить не столько желанием подтвердить собственные размышления чужим удачным сравнением, сколько стремлением выразить свою мысль красиво, как в книге. Сам стиль ученических сочинений не дает нам основания говорить о несамостоятельности работы.

Вне поля зрения остались, как и во многих других работах, тема музыки и «полета» в повести.

7. Черновик сочинения Рыжкова Вадима.

Сложно найти человека, который не читал бы или в крайнем случае не слышал об «Асе» Тургенева. Она, как, например, «Бедная Лиза» Карамзина, превратилась со временем в некий символ. Стоит произнести название повести, как все сразу понимают, что речь идет о печальной истории любви. Прекрасное оказывается несбыточным. Становится грустно и светло оттого, что любовь прошла совсем рядом, коснулась и ушла. Такие переживания называют «романтическими».

Во-первых, нужно все-таки очень внимательно прочитать повесть «Ася». Во-вторых, поразмышлять о ней, забыв про первоначальный настрой. До того, как я прочитал повесть, мне казалось, что «Ася» - очередная сказочка про клятвы и слезы.

Оказывается, Тургенев здесь реалистичен до такой степени, что пугаешься и веришь каждому слову. Главный герой Н. Н. выглядит невыдуманным персонажем, так автор, я думаю, частично описывает в нем себя, своих друзей, современников вообще. Да, И. И. - это мыслящий, разумный человек XIX-XX-XXI веков. Герою 25 лет, он наездился по свету, имеет положение в обществе, когда-то был увлечен молодой вдовой. Но, встретив Асю, молодую семнадцатилетнюю девушку, впервые по-настоящему полюбил.

Между ними возникает симпатия. Ася выражает ее искренне, открыто. Она «не умеет притворяться». А Н. Н., наоборот, скрывает свою любовь. Он пытается быть благородным. Он потакает Асе, не разобравшись в себе. Герой до последней страницы повести не может решиться на предложение. Н. Н. лжет себе и не сомневается в правильности того, что делает.

Проблема Н. Н. заключается не в разном социальном положении между ним и возлюбленной. Кажется, счастье так близко. Оно возможно. И. Н. говорит «я люблю ее», а сам страшится своих чувств. Мне кажется, герои так непохожи! Им пришлось бы проявить безграничное терпение, чтобы жить вместе. Н. И. боится любви и взрывчатого темперамента Аси.

В последних строках повести герой испытывает легкое сожаление и ностальгию по несостоявшейся любви. Мне кажется, что больше жалости заслуживает Ася, а не Н. Н. Конечно, Н. И. тоже достоин сочувствия, ведь каково «остановиться перед дверью, за которой стоит счастье, и не открыть ее из-за собственных страхов и эмоций».

Работа резко выделяется своей «литературностью». Ученик стремится как бы отстраниться от повествования, избрав роль литературного критика. Интересно, что в повести ученику больше всего нравится «реалистичность» образов и повествования. Индивидуальная манера размышления раскрывает в авторе работы настоящего читателя. При всех шероховатостях некоторых фраз - высказанные мысли интересны и самостоятельны.

К сожалению, не проанализированы важные эпизоды текста, не столь подробно, как требует того тема, обрисованы характеры героев.

Но общий фон размышления достаточно широк, самодостаточен, интересен.

8. Черновик сочинения Якушева Николая.

Повесть Тургенева «Ася» многими в классе была прочитана легко и быстро. Мне она тоже понравилась.

Главный герой этой повести Н. Н. делал все, что ему хотелось. Ему и в голову не приходило, что «человек не растение и процветать ему долго нельзя». Природа действовала на него чрезвычайно. Он путешествовал без всякой цели, без плана, останавливался везде, где ему нравилось. Он чувствовал страстное желание видеть новые лица. Вот так он и встретил Асю.

А вот Ася была очень необычная. Даже в Н. Н. она вызывала противоречивое чувство. Он говорил о ней так: «Что за хамелеон эта девушка», «самое изменчивое лицо, которое я только видел». Ася была грациозно сложена. У нее были большие черные глаза, небольшой тонкий нос, детские щечки. И была во всем ее существе какая-то дерзость.

«Она хотела... заставить целый мир забыть ее происхождение; она стыдилась своей матери и стыдилась своего стыда» - так рассказывал Гагин об Асе. «Неправильно начатая жизнь» сложилась «неправильно», но «сердце в ней не испортилось, ум уцелел».

Гагин - милый молодой человек. Он как брат любил Асю. Когда Н. Н. шел на свидание к Асе, у него в голове все мысли перепутались. Долго боролись в нем разные чувства. «Я не могу на ней жениться», - решил Н. Н.

На свидании он увидел Асю, которая дрожала, как испуганная птичка. Ему стало жаль ее, но когда он вспомнил о Гагине, он повел себя по-другому. Н. Н. ходил и говорил «как в лихорадке», упрекал Асю за что-то.

Потом это ожесточение сменилось досадой на самого себя: «Разве я могу лишиться ее?». «Безумец! Безумец», - повторял он про себя. Н. Н. решает, что «завтра он будет счастлив». Но у «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

На следующий день Ася уехала, и Н. Н. осознавал, что больше никогда ее не увидит. Если бы в ту же ночь он сказал бы ей всего одно слово!.. «Одно слово... я не сказал ей, что я люблю ее».

Н. Н. испытывал такое чувство только к Асе, и такое чувство у него больше никогда не повторилось в жизни.

Учащийся хорошо знает текст произведения. Ученик противопоставляет «обычность» Н. Н. и «необычность» Аси, но не развивает в дальнейшем эту мысль.

В сочинении ощущается сопереживание ученика тому, о чем он пишет, сочувствие автора работы к героям повести. К сожалению, остались без внимания ключевые эпизоды повести, авторская позиция.

По всей видимости, ученику не хватило усердия для более обстоятельного анализа характеров и поступков героев. Цитаты, вероятно, используются по памяти, что свидетельствует о хорошем знании текста и умении схватывать главное. Требует доработки и заключение, поскольку оно напрямую не связано с целью работы.

9. Черновик сочинения Дроздова Александра.

Вот прочитана последняя страница повести Тургенева «Ася», и я начинаю перебирать все в голове, вспоминать, как я относился к героям повести в начале произведения, а как в конце, и сразу у меня возникает странное чувство и вопрос: «Почему же все- таки герои несчастны?» Сейчас я попробую над этим поразмышлять.

Ася - главная героиня произведения - выглядела очень необычно. Она была грациозно сложена, у нее были большие черные глаза, короткие кудри обрамляли лицо. «Я не видел существа более подвижного», - говорил Н. Н., увидев Асю. Жизнь ее была очень трагичной: она - дочь крепостной крестьянки и помещика. После смерти отца Ася оказалась предоставленной сама себе и стала рано задумываться над своим положением. И вот впервые она столкнулась с таким чувством, как любовь. Оно окрыляет ее, дает ей новые силы, но остается безответным. Полюбившийся ей человек, господин Н. И., - безвольный и нерешительный, он боялся показать ей свои чувства, хотя и часто думал о ней. Она нравилась ему, но ее решительность отталкивала его. На свидании с Асей Н. Н. начинает винить ее во всем. Он говорил, как «в лихорадке»: «Это вы во всем виноваты». И тут же он признавался себе в том, что обманывал себя и Асю.

Ее брат Гагин, молодой симпатичный человек, заботился об Асе и любил ее как никто другой, но он не главный герой в повести, хотя он и старался помочь Асе и Н. Н. обрести счастье.

«Завтра я буду счастлив!» - так говорил Н. Н., но он еще не знало том, что «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть только настоящее - и то не день, а мгновение».

Если б все было так просто!.. Жизнь ведь она одна, и прожить ее надо так, чтобы потом не жалеть о чем-то. У каждого человека есть свое счастье, только не всегда его воспринимают всерьез. Если ты нашел свое счастье, то надо его беречь и ни за что не отпускать, тогда все будет хорошо. Мы сами строим свою жизнь и свое счастье.

Автор работы - редко пишущий ученик. Слово ему дается с трудом. Интерес к повести, размышления одноклассников на уроке сподвигли его самого взяться за перо. Отметим, что ученик точно передает психологические состояния героев («чувство окрыляет ее», Н. Н. «обманывал себя и Асю» и др.).

Автор работы переносит пережитое им в художественном тексте в реальную жизнь. При первом взгляде - этот «наивный реализм» отталкивает, но, с другой стороны, в этой откровенности раскрывается внутренний мир ученика, который практически не говорит на уроке и очень мало читает, а здесь хоть и прямолинейно, но пытается проецировать передуманное (см. начало работы - «я перебираю в голове») в собственную жизнь.

10. Черновик сочинения Федосеевой Тамары.

Повесть Тургенева «Ася» оставила во мне грусть и нежность. Повесть наполнила мою душу печалью, и невольно звучал вопрос: почему Н. Н. так поступил? Почему Ася уехала на следующее утро? Почему герои не вместе?

Ася - необычная девушка, которая все чувствует и переживает немного иначе, не так, как обычная светская девушка. Она не боится своих чувств. Ася очень смелая и искренняя.

Внешность у Аси необычная, как и ее характер.

Н. Н. - обычный дворянин, уехавший из столицы лишь для того, чтобы забыть свое очередное увлечение, которое он выдает за настоящую любовь. Н. Н. живет завтрашним днем. Он думает, что завтра он будет счастлив. В конце повести эти слова звучат в двух временах: настоящем и прошедшем. И только прожив жизнь, он начинает понимать, что она прошла впустую: балы, легкие увлечения.

Но ничто не сравнится с теми чувствами, которые он испытывал к Асе, к этой странно переменчивой девочке с необычным характером. Н. Н. привлекло в Асе ее живое настроение, лицо, которое менялось каждую минуту, не то что маски вместо лиц на балах у светских дам.

Н. Н. зависел от той среды, где отношения наигранны, а с Асей было все настолько искренне, что он просто не мог не влюбиться в эту открытую девушку. Мне кажется, это характеризует его как человека, умеющего по-настоящему чувствовать, понимать, сопереживать.

Гагин - приятный молодой человек, любящий Асю как родную сестру. Он любил рисовать, играть на пианино, что характеризует его как человека, умеющего чувствовать.

Все главные герои с уважением относятся друг к другу. Вопрос: почему же все так плохо кончается? Ведь нет никаких преград к тому, чтобы И. И. и Ася поженились и были счастливы. Но именно в этом и есть вся драматичность повести Тургенева «Ася».

Я думаю, что Тургенев хотел показать нам в повести истинные, настоящие чувства во всех проявлениях. Он хотел сказать, что любовь - это такое чувство, которое заполняет всю душу человека и делает его всесильным. Н. Н. и Асе никто и ничто не мешало быть вместе. Виноват в этой ситуации Н. Н. Я думаю, что Н. Н. никогда раньше не чувствовал то, что чувствовал к Асе. Он не смог справиться со своим новым чувством, и поэтому на свидании с Асей он так неожиданно превращается из очень любящего человека в безразличного, неожиданно жестокого.

Мое отношение ко всем героям повести разное. К Асе хорошее, трогательное, сочувственное. К Гагину - безразличное.

А к Н. Н. я отношусь как к человеку, упустившему свое счастье.

В работе на первый план вынесено эмоциональное восприятие повести. В центре внимания - тема любви, которая стала главной для автора работы.

Ученица стремится подчеркнуть «живость», необычность Аси в сравнении со светскими дамами. Интересна позиция, с которой характеризуются герои. Н. Н. - «выбором» Аси. Гагин «проигнорирован» автором сочинения, по всей видимости, как герой, не имеющий прямого отношения к чувствам Аси и Н. Н.

Автору работы не всегда удается подобрать грамматически правильную форму для выражения мыслей, работа грешит повторами, иногда - речевыми штампами, за которыми угадывается неточность мысли - ее непроработанность; эмоции преобладают над размышлением.

Необходимо оживить сочинение ключевыми цитатами, привести примеры эпизодов, в которых раскрываются характеры героев.

Подводя общий итог анализа черновых вариантов сочинений, отметим следующее.

  • 1. Все работы представляют собой самостоятельное размышление ученика над прочитанным.
  • 2. Общение с художественным произведением состоялось: ученики в разной степени выраженности вступили в диалог с художественным текстом, героями, автором.
  • 3. Материал искусства стал стимулом для размышлений над человеческими характерами и поступками.
  • 4. Учащиеся хорошо усвоили текст, активно используют цитаты.
  • 5. Большинство работ отличает композиционная и логическая стройность.
  • 6. Характеристика персонажей дается учащимся легко, но часто она носит «свернутый» характер, что, как мы полагаем, объясняется не незнанием материала, а поспешностью ученика в выражении своего отношения к герою; нелюбовью к тщательному описанию, леностью.
  • 7. Без внимания в некоторых работах остались некоторые ключевые эпизоды и музыкальный лейтмотив произведения.
  • 8. Вступления и заключения, в целом, соответствуют теме, но в них явно недостаточно созданы установки на диалогическое размышление.

Покажем, как может идти работа над сочинением, выделим этапы работы.

  • 1-й этап. Подготовка к сочинению.
  • 1.1. Уяснение учащимся цели работы.
  • 1.2. Подбор материала: портреты героев, выбор эпизодов, в которых наиболее ярко раскрываются характеры героев.
  • 1.3. Выписывание ключевых слов, цитат, помогающих автору создать образы героев.
  • 1.4. Выявление авторской позиции.
  • 1.5. Определение собственного отношения к каждому из героев. При успешном анализе произведения эта работа оказывается уже проделанной на уроке (по вопросам и заданиям учебника, методических рекомендаций к теме). Наметим вопросы, которые помогут учащимся в работе. Будет лучше, если эти вопросы явятся результатом коллективного размышления над тем, на что нужно обратить внимание при раскрытии темы сочинения.
  • 1) Что привлекло Н. Н. в Асе?
  • 2) Как Н. Н. характеризует себя в начале романа? Каким мы видим героя в начале и в конце повести?
  • 3) Чем похожи Н. Н. и Гагин и что их отличает?
  • 4) В какие моменты герой чувствует себя счастливым?
  • 5) Как раскрываются характеры героев во время свидания?
  • 6) Почему Н. Н. так поступил? Как он сам объясняет свой поступок?
  • 7) Почему у «счастья нет завтрашнего дня»?
  • 8) Как автор относится к своим героям? Сопоставьте интонацию рассказчика в начале и в конце повести.
  • 9) Меняется ли мое отношение к героям на протяжении повествования? Кто из героев повести мне ближе и почему?
  • 10) Когда в тексте звучит музыка? Какую роль она играет в раскрытии характеров героев, авторской позиции?
  • 2-й этап. Черновик основной части сочинения
  • 2.1. Написание характеристики главных персонажей с привлечением отобранного материала.
  • 2.2. Выражение собственного отношения к героям.
  • 3-й этап. Работа над композицией главной части
  • 3.1. По какому плану будут характеризоваться герои?
  • 3.2. Одинаков ли будет план для характеристики каждого из них?
  • 3.3. В какой части характеристики героя уместнее выразить авторскую позицию и собственное отношение к герою?
  • 4-й этап. Написание вступления и заключения к работе
  • 4.1. Соотносятся ли вступление и заключение с основной частью сочинения?
  • 4.2. Как связаны между собой вступление и заключение?
  • 4.3. К кому обращены вступительные и заключительные слова сочинения?
  • 4.4. Оригинальны или достаточно традиционны по мысли финал и начало работы?
  • 5-й этап. Редактирование черновика работы
  • 5.1. Соответствует ли стиль сочинения теме и жанру работы?
  • 5.2. Нет ли в работе неоправданно длинных цитат, повторов?
  • 5.3. Отчетливо ли выражены авторская и читательская позиции?
  • 5.4. Имеет ли сочинение адресата? (Обращенность речи).
  • 5.5. Каков характер размышлений: констатация приведенных материалов, размышление над ними, стремление включить в диалог воображаемого собеседника?
  • 6-й этап. Обсуждение написанных работ в классе
  • 6.1. Чтение черновиков сочинений в классе (фрагменты работ, отдельные композиционные части).
  • 6.2. Зачитывание 1-2 работ. (Поощрения, замечания, рекомендации).
  • 7- й этап. Написание сочинения
  • 8- й этап. Анализ работ. Оценка
  • Свирина Н. М. Литература 8 класс. Часть 2: учебник / под ред. В. Г. Маранцмана.М. : Просвещение. 2001. С. 105-152.
  • Свирина Н. М. «У счастья нет завтрашнего дня». Повесть И. С. Тургенева «Ася» //Литература: методические рекомендации. 8 класс / под ред. В. Г. Маранцмана. М. : Просвещение, 2004. С. 128-140.

Ася – главная героиня повести И. С. Тургенева , младшая сестра Гагина , возлюбленная господина Н.Н. , один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина и горничной. Рано лишившись матери, она осталась на попечении у отца. Вскоре и отец умер, тогда заботу о ней взял на себя ее старший брат по отцу – Гагин. По натуре Ася была очень застенчива, эксцентрична и самобытна. Ей было тяжело сходиться с людьми и отношения с окружающими часто не складываются. Но с Гагиным она постепенно подружилась и даже привязалась к нему.

Когда ей исполнилось 17 лет, брат решил отвезти ее за границу. Там они во время студенческой вечеринки познакомились с другим выходцем из России по имени Н.Н. Молодые сразу подружились и стали много времени проводить вместе. Н.Н. часто бывал у Гагиных в гостях и замечал, что Ася необычная. Она могла один день вести себя как шаловливый ребенок, на другой день становилась серьезной барышней, на третий день выглядела огорченной и так все время. Н.Н. даже стало казаться, что она какая-то неестественная. Но узнав ее получше, он понял, что на самом деле такое поведение было вызвано застенчивостью.

Ася не любила общаться с окружающими, так как они ей казались скучными, но к Н.Н. она постепенно привыкла, и он ей стал нравиться. Между ними незаметно рождается прекрасное чувство. Однако Ася, не желая обременять друга женитьбой, просит брата увезти ее. Неспособность Н.Н. сделать решительный шаг приводит к тому, что Гагины навсегда исчезают из его жизни. Он долго пытается их найти в других городах, но безрезультатно. А любовь к Асе главный герой так и пронес через всю жизнь.

Повесть «Ася» И.С. Тургенева не такая длинная, но краткое содержание все равно требуется школьникам по ряду причин.

Трогательная повесть в сокращении поведает о любви, а так же поможет школьникам в создании читательского дневника по данному классическому произведению.

Краткий пересказ каждой главы поможет выстроить правильную структуру всего текста у читателя и даст полное представление о повести.

О повести «Ася»

Сюжет повести может показаться немного наивным, немного простым, но бесконечно лиричным. История совсем юной девушки берет читателя за душу своей чистотой и невинностью девичьих мечтаний.

Главные герои повести «Ася»

Господин Н.Н. – автор, он же главный герой повести. Это молодой человек знатного происхождения. Веселый и горячий.

Неограниченный в средствах, он путешествует по Европе в духе того времени. После несложившегося романа с одной миленькой вдовой, главный герой решать уединиться в маленьком городке З. на берегу Рейна в Германии, чтобы полностью отдаться своей меланхолии.

Ася – юная девушка семнадцати лет, совсем ребенок. Невысокого роста, стройная, с темными волосами и смуглой кожей. Она ловкая, иногда с повадками озорного мальчишки. Хоть ее отец и был знатным дворянином, но дочь родилась вне брака, от горничной умершей жены отца Татьяны.

Девочка попала на воспитание к отцу в знатный дом только после смерти своей матери. Достойного воспитания и образования получить не успела. Отец тоже вскоре скончался и совсем молодая девушка осталась на попечение сводного брата Гагина. Он же вскоре увез сестру в Петербург и поместил в благородный пансион, где она пробыла 4 года.

Гагин, имени его автор не упоминает – красивый молодой человек с мягкими чертами лица и приятный в общении. Мать его умерла рано, и он воспитывался отцом до 12 лет в деревне, после чего уехал учиться и служить в Петербург к дяде. Отец их на смертном одре поведал сыну, что Ася его сводная сестра и завещал 20-тилетнему сыну заботиться о ней.

Сестре тогда было 13 лет. Гагин был в полном замешательстве, как ему жить дальше с внезапно появившейся сестрой на руках. Когда молодая девушка больше не могла оставаться в пансионе, Гагин решил уйти со службы и уехать за границу на год или два вместе с сестрой.

Другие персонажи повести И.С. Тургенева «Ася»

Главные герои живут почти в полном уединении, поэтому второстепенных персонажей в повести немного.

Фрау Луизе – старая жена покойного бургомистра, проживающая в городе Л., где разворачивается основное действие повести. Главная героиня навещала ее и даже была с ней в доверительных отношениях. Что связывало юную девушку со старой немкой, автор не поясняет.

Лодочник, мальчик с записками от Аси, горничная в доме Гагиных, девушка Ганхен из пивной – совсем эпизодичные персонажи, характеры которых автор не раскрывает.

«Ася» — краткое содержание по главам

Глава 1

Автор начинает повесть с рассказа о себе, как он оказался в маленьком немецком городке З. Путешествуя без цели и наслаждаясь «пряниками» молодости, автор больше всего любит наблюдать за людьми.

Так он оказывается в городе З., где ищет уединения с разбитым вдовой сердцем. Автор признается, что любовные страдания его были скорее надуманные, а временное уединение лишь часть путешествия.

Так, однажды сидя на берегу Рейна, Н. слышит звуки музыки – играют вальс. Он узнает у прохожего, что студенты приехали в город Л. на коммерш – встреча студентов одного братства. Н. решает отправиться в город Л. посмотреть на этот коммерш.

Глава 2

Студенты в традиционных костюмах собираются и пируют до утра. Так в городе Л. они собрались в городском саду и заказали оркестр. Жители города столпились поглазеть на заезжую молодежь. Н. было интересно быть в толпе и наблюдать за новыми лицами.

Вдруг он услышал русскую речь прямо рядом с собой. Так он познакомился с Гагиным и Асей – они так же пришли на коммерш. Н. они сразу понравились, хоть он и не поверил, что они брат и сестра – уж очень непохожи.

Когда Гагин пошел провожать Н. к реке, сестра вдруг обогнала их и договорилась с перевозчиком о переправе. Они условились встретиться на другой день и автор уехал домой счастливый.

Глава 3

На следующее утро Гагин явился к Н. рано. За кофе Н. поведал ему историю своей несчастной любви к вдове, а Гагин рассказал, что увлекается живописью и предложил посмотреть его этюды.

Н. Согласился, и они отправились через реку. Сестры молодого человека не было дома. Горничная сказала, что она ушла на развалины. Гагин показал свои рисунки – живые и размашистые, но все незаконченные. Он сам признался Н., что лень мешает ему. Они решили пойти найти Асю.

Глава 4

Гагин и Н. сразу нашли девушку на развалинах старой крепости. Она, словно желая удивить их, прыгала по каменистым склонам над пропастью.

Н. любовался ее ловкостью, но при этом ему было досадно за такое ребячество.

Гагин случайно оговорился о даме сердца Н., и Ася задумалась. Вернувшись домой, она искусно разыграла за обедом новую роль – приличной и благовоспитанной барышни. После обеда озорница отпросилась у брата к фрау Луизе.

Н. понял, что привязался к Гагину, и в этот день они сошлись окончательно. Гагин пошел провожать Н. и они зашли к фрау Луизе за Асей. Та кинула им из окна дома ветку гераниума, пошутив что она дама сердца Н.

Вернувшись домой, Н. долго думал с досадой об этой баловнице, весь в сомнениях, сестра ли она Гагину.

Глава 5

На следующий день с утра Н. снова отправился к Гагиным, в тайне желая посмотреть, будет ли чудить Ася и на этот раз. Но та, скромно одетая, сидела за шитьем. Гагин собирался идти рисовать этюды с натуры и Н. пошел с ним.

Проведя весь день на природе в увлеченной беседе, Гагин и Н. вернулись домой. Ася была в таком же расположении и рано ушла к себе. Н. в этот раз не заметил ни тени кокетства в ней.

Н. поехал домой и заснул, думая о девушке и ее переменчивом нраве. Н. никак не мог поверить, что Ася – сестра Гагина.

Глава 6

В течение следующих двух недель Н. бывал у Гагиных каждый день. Ася больше не позволяла себе шалостей и была прилежной. Н. отмечал разницу в воспитании брата и сестры. Н. заметил, что Гагин обращался с девушкой не по-братски, слишком ласково.

Как-то Н., придя к свои новым друзьям, случайно подслушал их разговор в саду, где Ася с жаром убеждала Гагина, что она никого больше не хочет любить, только его. Н. бегом пустился домой, не желая себя выдать.

Его догадки подтвердились, но Н. не понимал, зачем они морочили его историей про брата и сестру.

Глава 7

На следующее утро Н. отправился в поход в горы. Он не желал видеться с Гагиными. Так Н. бродил по окрестностям три дня, наслаждаясь спокойствием. Н. даже попытался воскресить в душе образ вдовы, но ничего не получилось – чувства прошли окончательно.

Больше он о ней не вспоминал. По возвращении домой, Н. нашел записку от Гагина, тот удивлялся, почему Н. ушел и не взял его с собой и просил сразу прийти к ним.

Глава 8

На следующее утро Н. отправился в город Л. Гагин был рад его видеть, но Н. был напряжен и разговор не клеился. Ася была дома и вела себя неестественно – то смеялась без повода, то убегала. Н. это напрягло еще больше и он, сославшись на дела, объявил, что ему надо домой.

Гагин поехал через Рейн с Н. провожать его. Тут Гагин рассказал историю Аси – о ее происхождении, об их отце, о том, почему сестра не получила достойного воспитания, о жизни девочки в пансионе после смерти отца и о своем решении отправиться с ней вместе в путешествие по Европе.

Гагин просил не судить сестру строго и поведал, что она очень дорожит мнением Н., хоть и не показывает этого. Н. поинтересовался, были ли у Аси увлечения мужчинами, но Гагин заверил, что ей никто раньше не нравился. Н. стало легко на душе и они вместе опять вернулись в Л., в дом Гагиных.

Глава 9

Главная героиня встретила их молчаливо. Н. посмотрел на нее другими глазами.

Пока Гагин разбирал этюды, Н. предложил Асе прогуляться в саду. И она радостно согласилась.

Они болтали о походе Н. в горы, о том, почему Н. был расстроен в прошлый визит, и почему девушка смеется без повода.

Ася спросила о даме сердца Н., но он сказал, что никакой дамы нет и никто ему не нравился.

Молодая девушка перестала дичиться и предложила идти танцевать вальс, а Гагин чтобы им играл. Они вальсировали и Н. заметил, как женское начало проступает в ней через девичью строгость.

Глава 10

Весь день прошел просто и весело. Н. ушел поздно и захотел прокатиться на лодке вниз по Рейну. Рассматривая звездное небо и черную глубину реки, в Н. зародилось новое чувство – жажда счастья, счастья до пресыщения.

Глава 11

На следующий день Н. шел к Гагиным счастливый. Радовался сближению с Асей. Но придя к ним, Н. застал девушку нарядной, но печальной. А Гагин был в творческом расположении духа и размашисто писал картину.

Н. не стал мешать ему и завел беседу с Асей. Ее беспокоило свое образование, он жаловалась, что плохо спала и все думала, что недостаточно хороша. Девушка спросила у Н., не будет ли ему скучно с ней такой. Н. ответил, что не будет, и Ася горячо стиснула его руку. Потом вышла из комнаты.

Глава 12

Вернувшись к Н. и брату через час, Ася призналась Н., что ее мучают мысли, что она скоро умрет. Весь день она была озабоченной и печальной, а на прощанье пообещала Н. говорить ему всегда только правду.

Гагин предложил сыграть им вальс, как вчера, но Ася наотрез отказалась. Н. отправился домой с мыслями, что Ася влюбилась в него.

Глава 13

На следующий день Н. проснулся с вопросом «неужели она меня любит?». Образ «девушки с натянутым смехом» въелся ему в душу. Н. отправился в Л., но Асю за весь день видел только мельком. Ей не здоровилось и она лежала у себя. Домой Н. вернулся поздно.

На другой день Н. бродил по городу, когда к нему подошел мальчишка и передал записку от Аси. Она звала его прийти к каменной часовне в четыре часа. Н. передал посыльному, что будет.

Глава 14

Взволнованный Н. вернулся домой и тут к нему пришел Гагин. Он был взволнован и рассказал Н., что Ася влюблена в него. Гагин сообщил, что у Аси был жар ночью и в лихорадке она призналась, что любит Н. и просила увезти ее как можно скорее, если он хочет, чтобы она осталась в живых.

Гагин рассказал о страхах девушки, что Н. презирает ее и боится, что Н. знает ее историю неблагородного происхождения. Ася спрашивала у брата, не рассказал ли он всё о ней Н. Гагин не признался и пообещал увезти ее завтра же, и только тогда она заснула. Но сначала решил прийти к Н. и узнать, нравится ли ему Ася. Н. сказал что нравится, но о женитьбе говорить еще невозможно.

Н. признался, что получил от девушки записку и показал ее. Они договорились, что Н. пойдет на свидание, а Гагин будет сидеть дома, как будто ничего не знает, а вечером встретится. Н. просил дать ему срок до вечера, чтобы принять решение женится он на его сестре или нет.

Глава 15

В назначенное время Н. прибыл в Л. и там его опять встретил мальчишка с запиской. Ася назначила встречу через полтора часа у фрау Луизе. Н. пошел выпить пива и думал о свидании. Он думал, что совсем недавно мечтал о счастье, а сейчас готов оттолкнуть его.

Н. решил, что не может жениться на Асе и не будет говорить, что тоже любит ее. С такими мыслями Н. отправился к фрау Луизе. Старуха встретила его внизу и провела на третий этаж, где уже ждала его Ася.

Глава 16

Ася сидела в полумраке и боялась даже взглянуть на Н. Говорить она не могла. Н. взял ее холодную руку и увидел ее глаза – «взгляд женщины, которая полюбила».

Н. не сдержался и приник губами к ее рукам, а когда поднял голову, увидел, что лицо Аси изменилось.

Страх исчез, она преобразилась. Он привлек ее к себе, ее шаль упала на пол и Ася прошептала одно слово «Ваша».

Вдруг Н. вспомнил Гагина и рассказал девушке, что ее брат все знает, что он приходил к Н. и видел записку.

Ася сказала, что позвала его, чтобы проститься перед отъездом. Н. в лихорадке говорил, что чувство только зародилось, а она уезжает, и они должны расстаться.

Н. обвинял Асю в поспешности и неосторожности. Та зарыдала, а потом исчезла из комнаты.

Н. не успел сказать самого главного и стоял пораженный. Потом тоже вышел из комнаты.

Глава 17

Н. шел как в бреду по полю и думал, что натворил, как обидел Асю своими упреками. Слова «Ваша» жгли его и он называл себя безумцем. Н. направился к дому Гагиных.

Глава 18

Гагин встретил Н. на пороге и сказал, что Ася не появлялась. Н. сказал, что он объяснился с ней, как было условлено, и она ушла. Молодые люди отправились искать Асю, решив разделиться. Уже стемнело.

Глава 19

Н. бегал по городу в поисках Аси. Побежал к Рейну, искал ее на берегу и почувствовал любовь к Асе. Он кричал и громко звал ее. Кричал, что любит ее и они никогда не расстанутся. Н. страшно было думать, что Ася могла сделать с собой, но решил идти к дому узнать, не нашел ли ее Гагин.

Глава 20

Подходя к дому, Н. увидел свет в комнате девушки. Её брат выглянул из дома и сказал, что она вернулась и все в порядке. Н. Хотел с ним переговорить, рассказать о своих чувствах и просить руки его сестры.

Но Гагин сказал, что лучше встретиться завтра, и они простились. Н. вернулся домой окрыленный. Он предвкушал счастье.

Глава 21

На следующее утро Н., подходя к дому Гагиных, заметил неладное – все окна и двери были открыты. Служанка сказала, что они уехали рано утром, и передала Н. письмо от Гагина.

Он писал, что уважает его предрассудки и понимает, что Н. не может жениться на его сестре. Брат девушки просил не искать их.

Н. был в бешенстве и решил немедленно разыскать их. Н. узнал, что они поплыли по Рейну в Кёльн. По дороге домой за вещами, Н. проходил мимо дома фрау Луизе. Та окликнула его и передала записку от Аси. В ней девушка прощалась навсегда с Н. и говорила, что при вчерашней встрече хотела услышать от него одно только слово, но не услышала.

Н. корил себя, за то, что не сказал ей это слово, но потом расточал его на ветер, когда искал ее на берегу. Н. понял, что Ася не могла вынести такого удара и поэтому уехала, в этом не было кокетства.

В тот же день Н. отплыл в Кёльн.

Глава 22

В Кёльне Н. узнал, что Гагины отправились в Лондон. Отправился за ними, но в Лондоне их след пропал.

Н. недолго грустил по Асе и утешал себя мыслью, что не был бы счастлив с такой женой. Н. думал, что придет любовь еще сильнее, но ошибся.

Чувство, возбужденное девушкой, было самым нежным и больше не повторилось. Н. так и не обзавелся семьей и все, что у него осталось от Аси – это засохший цветок гераниума и записочка.

Заключение

Повесть Тургенева показывает хрупкий мир девичьих мечтаний, который создает неповторимый образ — образ «Тургеневской барышни». И по сей день этот образ рисует нам кротость, невинность и чистоту юности.

Прием метонимии в названии

Повесть Ивана Тургенева «Ася» — это необычная история о первой любви. На пути влюбленных часто встречаются преграды, но в данном случае преградой были характеры героев.

Главный герой – некий господин Н.Н., чьи воспоминания легли в основу произведения. Однако повесть названа не его именем. Смысл названия можно объяснить по-разному. Автор использует прием метонимии, то есть, перенос названия с одного на другое. Таким образом, Ася – это не просто имя, а воплощение первой любви героя. Господин Н.Н. вспоминает годы своей молодости, когда странствовал по свету. Однажды в одном европейском городке он повстречал земляков – приветливого юношу Гагина и его сестру Асю. Молодые люди подружились и стали проводить много времени вместе.

Тургеневская девушка

Главный герой замечает, что Ася – уникальная личность. Она изменчива, словно хамелеон: то игривая, как ребенок, то задумчивая, как взрослая женщина. В ней таились неведомые, даже еще ей, силы. Она – яркий пример тургеневской девушки, воспетой автором. Поэтому ее имя и вынесено в название повести, ведь в центре изображения даже не сама история любви, а внутренний мир необычной личности Аси, развитие ее от обычной девчушки Аси до сильной женщины Анны.

Ася в центре истории


Ася – центральный главный персонаж. Не было бы ее – не было бы и самой истории главного героя. Настоящее имя героини – Анна, но для главного героя она навсегда останется Асей – нежным воспоминанием о первой любви.

Автор наделяет героиню сложной историей происхождения. Она – дочь помещика и простой крестьянки. Отец не отказался от незаконнорожденной дочери и позаботился о ее образовании и воспитании. После о ней заботился старший брат Гагин. Он отдал ее в пансион, однако настоящей светской барышни из нее так и не получилось. Девушка понимала, что в глазах общества она – всего лишь плод незаконных отношений. В детстве героиня много времени проводила с крестьянами, а в юности училась с детьми помещиков. Ее мир словно распался на две части: мир обычных крестьян и светский опасный мир. Она взяла из каждого понемногу. Ася была непосредственна и весела, как крестьянка и умна, как барышня. Все это привело к противоречивости ее натуры. Образ Аси неоднозначен, что отображено даже в ее внешнем портрете. Якая деталь: у героини «темные светлые глаза». Несмотря на темный цвет глаз, Ася смотрела на мир светлым взглядом.

От Аси к Анне

Вначале героиня кажется читателю взбалмошным ребенком, капризной Асей, которая играет с главным героем. При встрече с господином Н.Н. настроение героини могло резко меняться. Она, то вела себя демонстративно развязно, то сидела, поджав коленки, с грустным лицом. Брат и господин Н.Н. не сразу понимают причину такого поведения. Да и сама девушка приходит к осознанию этого постепенно. Однако, когда Ася понимает, что причина всему – ее любовь к герою, то решается на откровенный шаг. Девушка первой признается в чувствах господину Н.Н. Она вызывает его на откровенный разговор и ждет от него «правильных слов». Но главный герой поступает «разумно» и не отвечает взаимностью. Он тоже испытывает к девушке нежные чувства, но колеблется, потому что боится жениться на такой женщине, как Ася. Она сильно отличается от людей его круга, ее дикий характер настораживает. К тому же, ей всего 17 лет. С одной стороны, герой поступает правильно, ведь юная жена вряд ли будет вести себя мудро. С другой стороны, он отказывается от настоящей любви из-за предрассудков. Автор показывает, что, несмотря на прогрессивные взгляды, главный герой ведет себя, как типичный представитель светского общества. На следующий день после разговора с Асей господин Н.Н. вдруг осознает, что безумно влюблен в девушку и бежит к ней. Однако Ася и Гагин уже уехали. И он больше никогда их не видел. Так герой упустил шанс обрести любовь, потому что упустил время. А героиня обрела драгоценный опыт. Она была решительна в любви, но также решительно смогла от нее отказаться, когда поняла, что за человек ее возлюбленный. Теперь она стала Анной, а не просто Асей.

Очень трогательную, лирическую и прекрасную с точки зрения литературного искусства повесть "Ася" написал в 1857 году Иван Тургенев. Миллионы читателей были буквально покорены этим произведением - люди читали, перечитывали и зачитывались "Асей", ее перевели на множество зарубежных языков, а критики не скрывали своего восторга. Тургенев написал притягательную и незатейливую историю любви, но как же красиво и незабываемо это получилось! Сейчас мы сделаем короткий анализ повести "Ася" Ивана Тургенева , а кроме того вы можете прочитать краткое содержание на нашем сайте. В этой же статье будет представлен сюжет "Аси" очень коротко.

История написания и прототипы

Повесть напечатали, когда Тургеневу было почти сорок лет. Известно, что автор был не только хорошо образован, но и обладал редким талантом. Как-то раз Иван Тургенев отправился с целью путешествия в Германию, и мимолетно увидел такую картину: из двухэтажного домика в окна выглянули две женщины - одна была пожилой и чинной дамой, и смотрела она с первого этажа, а вторая была молодой девушкой, и выглядывала она сверху. Писатель задумался - кто эти женщины, почему они живут в одном доме, что их свело вместе? Размышления об этой увиденной мельком картине побудили Тургенева к написанию лирической повести "Ася", анализ которой мы сейчас проводим.

Обсудим, кто мог стать прототипом главной героини. У Тургенева, как известно, была дочка Полина Брюэр, которая родилась незаконнорожденной. Она очень напоминает несмелую и чувственную главную героиню Асю. В то же время, у писателя была родная сестра, поэтому вполне возможно, что и Варвару Житову Тургенева мог рассматривать в качестве прототипа Аси. И та, и другая девушка не могли смириться со своим сомнительным положением в обществе, что беспокоило и саму Асю.

Сюжет повести "Ася" очень коротко

Лучше понять анализ повести "Ася" Тургенева поможет короткий пересказ сюжета. Повествование ведет от своего лица главный герой. Мы видим анонимного господина Н. Н., который путешествовал за границей и повстречал там своих соотечественников. Молодые люди завели знакомство и даже подружились. Итак, Н. Н. знакомится с Гагиными. Это брат и его сводная сестра Ася, которые также отправились в поездку по Европе.

Гагин и Н. Н. нравятся друг другу, их многое сближает, поэтому они общаются, отдыхают вместе и развлекаются. В конце концов, Н. Н. влюбляется в Асю, а главная героиня испытывает ответные чувства. Они объясняются в любви, но недопонимания в отношениях приводят к смешанным чувствам и неуклюжей беседе. Ася с Гагиным резко уезжают, оставив записку, в тот самый момент, когда Н. Н. решил просить ее руки. Он мечется в поисках Гагиных, ищет их всюду, но не находит. А чувства, которые были у него к Асе, никогда в жизни больше не повторяются.

Обязательно прочитайте характеристику Гагина , и важно, что мы рассмотрели сюжет повести "Ася" очень коротко, потому что благодаря этому легче проводить анализ дальше.

Образ Аси

Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера - она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.

Однако анализ повести "Ася" показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.

Важные детали анализа повести "Ася"

Когда Ася начинает общаться с главным героем Н. Н., в ее душе пробуждаются невразумительные и неведомые ей ранее чувства. Девушка еще совсем юная и неопытная, и не знает, как ей справиться со своими эмоциями. Она боиться этого состояния, этим объясняются ее странные и переменчивые поступки, которые трудно назвать обычными капризами. Она хочет вызвать симпатию у Н. Н., быт привлекательной и очаровательной в его глазах, а в конце концов открывается и ему, и Гагину.

Да, это детский и наивный поступок, но вот она - милая, добрая девушка Ася. К сожалению, ни Гагин, ни Н. Н. не оценивают откровенное и темпераментное поведение Аси. Брату кажется она безрассудной, а главный герой размышляет о ее нраве, думая, что это безумство - жениться на девушке семнадцати лет с таким характером. К тому же он узнал, что Ася незаконнорожденная, а ведь такая свадьба вызвала бы непонимание в светских кругах! Даже короткий анализ повести "Ася" показал, что это и погубило их отношения, а когда Н. Н. одумался, было уже поздно.

Конечно, нам есть о чем поразмышлять: мог ли Гагин вразумить сестру, которую он так любил, и чьи капризы всегда исполнял, и убедить ее не торопить события? А может быть, Гагину следовало более откровенно поговорить с Н. Н.? Стоило ли Асе принимать такое скоропалительное решение и бросать отношения? Не было ли это жестоко по отношению к главному герою? А сам господин Н. Н. - готов ли он был бороться за свою любовь, идти против светских правил, поставить чувства выше? Что ж, вопросов очень много, но может ли кто-то дать на них однозначные ответы? Вряд ли. Пусть каждый найдет для себя ответ сам...

Вы прочитали анализ повести "Ася" Тургенева, также в этой статье был представлен сюжет повести очень кратко, описание образа Ася и характеристика всех персонажей.