Образ Прекрасной дамы в лирике (Блок Александр). Трансформация образа прекрасной дамы в творчестве а

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне - изменишь облик

Ты, И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она - небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед:

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Ты плывешь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам, -

Себя Ты отдаешь.

Она недоступна герою, потому что он - только человек, земной, грешный, смертный:

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поет. Его не знаешь Ты...

Лирический герой цикла, двойник поэта -

Порой слуга, порою милый, И вечно - раб.

Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице, Пречистой Деве:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Во всем герою чудится ее присутствие - в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне скрипки:

С той поры, что ни ночь, что ни день,

Надо мной твоя белая тень,

Запах белых цветов средь садов,

Шелест, легких шагов у прудов...

При этом героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо:

Вот лицо возникает из кружев,

Возникает из кружев лицо...

Вот плывут ее вьюжные трели,

Звезды светлые шлейфом влача...

“Мне не слышны ни вздохи, ни речи”, - говорит герой.

Для описания объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”, “таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные налета мистики:

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Перед нами уже не отвлеченный образ, а земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от прописных букв.

В стихах, последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света. Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Метафизическое падение Девы тревожит и печалит

Героя, но затем он понимает, найдя свою возлюбленную

На неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что

И этот взор не меньше светел,

Чем был в туманных высотах.

Спустившись с “небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается на свет Незнакомка - сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и землю:

Шлейф, забрызганный звездами,

Синий, синий, синий взор.

Меж землей и небесами

Вихрем поднятый костер.

Так образ мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой конфликт:

Средь этой пошлости таинственной,

Скажи, что делать мне с тобой -

Недостижимой и единственной,

Как вечер дымно-голубой?

Героиня обречена на пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то же время -

В час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Образ Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение, пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина, наделенная атрибутами романтической возлюбленной - опять же, не без воздействия алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии. Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом:

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Но - как знать? Может быть, это - вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям. Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы - Вечной Женственности желанной подруги - падшего ангела - Незнакомки.

Тема пути является одной из основных лирических тем поэтов серебряного века и особенно поэтов-символистов. Их стихи - это точная фиксация пути лирического героя и его поколения. Три тома лирики А. Блока - это его дневник, последовательное описание всех душевных переживаний, событий, происходивших в его жизни. «Таков мой путь, и я твердо уверен, что все мои стихи - трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света через болотистый лес к возмездию и к рождению человека общественного, художника», - сказал сам поэт.

Первый том лирики А. Блока пронизан ожиданием Прекрасной Дамы. Первый цикл - «Ante lucem» - исполнен предчувствия прихода в мир великой женственности, отсюда и мотивы темноты, затем грядущей гармонии. А. Блок культивирует поэтику пределов, крайностей и при этом создает мир, пронизанный синим и пурпуровым цветами, сотканный из бликов, наполненный удивительной мелодией стиха: «Я любил, я люблю неустанно любить...» С появлением Прекрасной Дамы связан мотив обновления. Ключевые слова второго цикла первого тома лирики - « » - свет и пламя. Поэт обретает гармонию, находит идеал вечной женственности и боится лишь того, что окажется недостойным этого идеала.

Третий цикл стихов, входящих в первый том лирики, «Распутья», приобретает трагическое звучание. Поэт ощущает, как постепенно ускользает от него гармония, как постепенно удаляется он от идеала. Сон, забвенье - вот основные мотивы этого цикла. В образах преобладает серый цвет, размытые полутона, а в мир врывается стихия балагана. В душе лирического героя сплетаются высокое и низкое, высокая трагедия и фарс. Переход к миру паяцев, масок и балагана трагичен, и ведут в этот мир «гробовые ступени»:

Я отпраздновал светлую смерть,

Прикоснувшись к руке восковой,

Остальное - бездонная твердь

Схоронила во мгле голубой.

Все это подготовило тот трагический перелом в восприятии мира, который осуществился во втором томе лирики А. Блока. «Она не придет никогда», - говорит поэт о Прекрасной Даме. Идеалы лирического героя А. Блока разрушаются, он отдается стихии, а его мир наполняют болотные чертенята (цикл «Пузыри земли»). В лирике второй книги стихов осуществляется переход от неземной гармонии к земному, хаотичному, появляется устойчивый мотив балаганчика и «адской свиты». В цикле «Город» поэт показывает, как в мире сосуществуют две реальности. Неземная гармония и пытаются ужиться с бесчеловечностью города Петра, его дьявольским смехом, уродливыми карликами:

И мелькала за парою пара...

Ждал я светлого ангела к нам,

Чтобы здесь, в ликованье тротуара,

Он одну приобщил к небесам...

А вверху - на уступе опасном -

Тихо съежившись, карлик приник,

И казался нам знаменем красным

В городе лирический герой Александра Блока находит призрачный идеал Незнакомки - идеал, существующий лишь в душе поэта:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Незнакомка и «пьяницы с глазами кроликов» и есть те две реальности, которые совмещены в душе лирического героя.

С удивительным постоянством в стихах этого цикла появляется мотив смерти. Жизнь сравнивается с восковой куклой, герой живет в постоянном предчувствии остановки жизни, прихода власти хаоса. Поэт чувствует «отдаленного восстанья приближающийся гул», ожидает прорыв стихии.

Цикл «Снежная маска» разделен на два одинаково важных подцикла: «Снега» и «Маски». Снега - это олицетворение вихря, стихии, неограниченности, хаоса. Маска же появляется потому, что в мировом водовороте человек постепенно теряет свое лицо:

Возврати мне, маска, душу,

Горе светлое мое!

В цикле «Фаина» лирический герой А. Блока получает новое мировосприятие. «Пала темная вуаль...», и герой вновь обращается к жизни. Мотив встречи с жизнью, судьбой становится ведущим в стихах этого цикла. Но жизнь уже воспринимается по-другому, она являет собой удивительное слияние противоречий («Осенняя любовь»). А. Блок переосмысливает понимание поэзии, теперь он видит, что она всегда меньше жизни, а поэт «любит небо и землю» меньше, «чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и небе». С этим ощущением узости поэзии связано и появление в цикле «Фаина» стихов, написанных вольным стихом - верлибром.

Так постепенно вызревает основная мысль, нашедшая воплощение в третьей книге стихов А. Блока, - мир несовершенен, но переделать его невозможно, необходимо лишь любыми средствами попытаться его понять. «План третьей книги моих стихов - неизбежная драматическая последовательность жизни», - записывает поэт в 1908 году. В последней книге лирики Александр Александрович исследует человеческую душу, в стихах появляется мотив двойника - человека, говорящего правду о жизни лирического героя.

До появления Незнакомки в стихотворении явственно звучат трагические ноты, тема «страшного мира», «непроглядного ужаса жизни».

Поэт описывает вечернюю жизнь: рестораны, где «горячий воздух «дик и глух», переулки. Периодически повторяется строка «и каждый вечер». То есть реальный мир открывается автору только вечером, когда в небе «бессмысленно кривится диск».

Читая стихотворение, можно услышать много разных звуков, например «детский плач», скрип уключин, «женский визг», крик пьяниц «с глазами кроликов».

Образ «страшного мира» выражает не только серые будни, из которых лирический герой не видит выхода, но и опустошённость его внутреннего мира, которую он ощущает с неменьшим трагизмом. В реальном мире отсутствует гармония. Автор ищет, что же принесёт ему ощущение гармонии. Изменения в душе лирического героя происходят с появлением Незнакомки, которая «каждый вечер, в час назначенный… В туманном двинется окне». Перед лирическим героем встает вопрос: «Иль это снится мне?» Незнакомка появляется, когда «все души… излучины Пронзило терпкое вино»

Блок пишет:

В мое душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Этими строками автор показывает то, что любовь и красота находятся в душе человека, а не в окружающем «страшном мире». Судьбу любви определяет сам человек. Чтобы воспользоваться «ключом» от «сокровища», лирический герой напивается, и понимает, что для него «истина в вине». И видит он не только прекрасную Незнакомку, но и «брег очарованный». И нет уже того «страшного мира», от вида которого бросает в дрожь, а есть прекрасное чувство любви и бесконечная «очарованная даль».

Великий русский поэт XX века Александр Александрович Блок прошел непростой жизненный и творческий путь. Он начинал как,символист, верящий в мистику, а в конце своего творческого пути пришел к идее беззаветного служения Родине. Александр Блок родился в семье ректора Петербургского университета, поэтому с детства он был окружен высокой культурой. Он рано начал писать стихи и так же рано увлекся философией. Все это повлияло на то, что юноша стал поэтом.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» - главное лирическое произведение в раннем творчестве Александра Блока. Он составлен из стихотворений 1899-1902 годов и отражает романтически возвышенное мироощущение юноши, находящегося в мистическом ожидании встречи с прекрасной возлюбленной. Однако цикл вышел отдельным изданием в 1904 году, в тот период, когда поэт отошел от «мигов моих пророческих стихов» и переживал духовный кризис.

3. Гиппиус так отозвалась о только что вышедшем сборнике молодого поэта: «Книжка эта родилась точно вне временности, - вне современности во всяком случае. Она и стара, и нова, хотя, может быть, все-таки не вечна, ибо соткана из слишком легкой паутины». В этом отзыве верно угадана особенность знаменитого блоковского лирического цикла - слишком легкая ткань стихотворений, которая лишь очерчивает образ Прекрасной Дамы. Тем не менее у Блока были настоящее чувство и настоящее переживание, из которого рождалась поэзия.

Все молодые годы Александр Блок был увлечен философией

В.Соловьева, который говорил, что в основе мира лежит красота. Эта красота доступна человеку лишь как недостижимый Идеал Вечной Женственности. Блока поразила эта идея, и он стал искать во всех девушках отзвуки этого идеала. Эти философские взгляды переплелись с зарождающимся чувством, так в творчестве юного поэта появился образ Прекрасной Дамы. Эта Дама является Божественным идеалом красоты и любви.

В душе Блока образ реальной девушки Любови Менделеевой и образ Вечной Женственности неразрывно связаны, их невозможно отделить друг от друга. Именно встреча с Любовью Менделеевой стала причиной создания цикла. Чувством к ней окрашены все ранние стихи Блока:

Вечереющий сумрак, поверь,

Мне напомнил неясный ответ.

Жду - внезапно отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Словно бледные в прошлом мечты.

Мне лица сохранились черты

И отрывки неведомых слов,

Словно отклики прежних миров...

Стихи Блока полны грез о явлении Прекрасной Дамы, он ждет ее прихода, тоскует и мучается. Ее явление - это явление красоты и гармонии в земной мир, оно должно разрешить все существующие противоречия. Интересно, что для создания образа Прекрасной Дамы Блок пользуется в основном белым цветом. Прекрасная Дама несет с собой свет, разгоняющий мрак, а значит, любовь, счастье и радость жизни. Прекрасная Дама - это божество, она живет в ином измерении, чем поэт, поэтому он не может удержать в памяти ее образ. Для него она -прекрасное воспоминание, сон, легкая тень, видение. Он поклоняется ей, молится на нее, как на икону, и боится, что она изменит ему.

Юный Александр Блок действительно верил в то, что возможно нисхождение Красоты на землю и что это случится в современности, при его жизни. Себя он считал пророком этого явления, а имение своего деда - Шахматово - местом, куда Вечная Женственность должна явиться. Именно поэтому волны, по которым плывет ее белая ладья, -это стихи поэта. Это обстоятельство заставляет поэта упорно, вопреки сомнениям и разуму, несмотря ни на что, ждать ее прихода:

В этой выси живу я, поверь,

Смутной памятью сумрачных лет,

Смутно помню - отворится дверь,

Набежит исчезающий свет.

Лирический герой цикла неотделим от поэта, Блок совершенно не дистанцируется от него, что создает особую интимность тона цикла. Многие считали, что этот цикл - отражение любовных отношений

А.Блока и Л. Менделеевой. Но это не совсем так: здесь еще отражены философские представления поэта. Поэт видит свой идеал в том, чтобы через любовь постичь бесконечное в конечном, духовное в материальном, вечное в современном. Он пытается соединить в своем творчестве мистическое и обыденное и тем самым приблизить долгожданный момент.

Прекрасная Дама все же является своему поклоннику, но он не может ее узнать. Он замер от восхищения и ждет ее слов, но она молчит. Момент их встречи очень краток, а потом она уходит. Он даже не подозревал, что все может так повернуться: поэт считал, что Дама всегда будет с ним. Но она ведь неземная, а значит, она не может находиться в пошлом мире повседневности. Это обстоятельство причиняет поэту острую боль, его мечты разбиты, и он прозревает. Поэт не может удержать Прекрасную Даму, потому что она недостижима, как мечта. Вместе с ней он теряет все свои юношеские иллюзии и мечты, остается один на один с реальным миром. Так начинается новый этап жизни и творчества А. Блока.

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» был необычным для русской поэзии. Он очень понравился символистам, хотя сам Блок не очень любил этот цикл. Современным читателям эти стихи кажутся сложными и непонятными, потому что они написаны в стиле символизма. Однако в них Блок хорошо передал драму любовного чувства, которую все испытывали в юности.

Александр Блок один из самых талантливых поэтов в русской классической поэзии. Его творчество необычайно изящно и таинственно. Особенно яркими являются «Стихи о Прекрасной Даме», в которых воплощаются поиски проявления «Женской Души». Возможно, его увлечение философскими учениями Владимира Соловьева обнажилось в стихах, в которых все пропитано символизмом. В этом сборнике он обращался к женщине, в которую был страстно влюблен, а, впоследствии, стал ее мужем. Женщина, в стихах поэта, предстает существом возвышенным и недостижимым. Поэт представлял ее «Царевной» и «Звездой». «Закатная, Таинственная Дева» - пишет поэт. Образ Прекрасной Дамы в стихах Блока существует в ореоле таинственности и непостижимости. Она как туман и неуловимая дымка пронизывает все и вся.

Рассматривая тему «Прекрасной Дамы» в творчестве Блока, можно заметить некоторую трансформацию его видений. Вполне возможно, эти изменения связаны с драматическими событиями в личной жизни Блока. Но, тем не менее, женщина остается для него чем-то божественным и эфемерным. В стихотворении «Незнакомка» тема безысходности и отчаяния: «…И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», сплелась с темой размышлений о прекрасной Незнакомке:

И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

В этом стихотворении поэт в достаточно концентрированном виде описывает всю ничтожность и пошлость больших городов, с каждой строчкой усиливая идею обреченности окружающего мира. И вдруг, «дыша духами и туманами», появляется Незнакомка. Вот тут и можно увидеть весь контраст и диссонанс окружающей атмосферы. Прекрасная Незнакомка является символом красоты и чистоты, она несет с собой гармонию. Интересно, что светлый образ возникает лишь на мгновение, затем оно исчезает как туман.

Вообще, в своей лирике поэт противопоставляет возвышенный лик «Прекрасной Дамы» с материальными, лишенными гармонии, вещами. Но ведь и мир менялся, а вместе с ним и образ женщины. Годы революций и смены власти в России наложили характерный отпечаток на само творчество Блока. В поэме «Двенадцать», при кажущейся простоте частушечного стиха «Дамы» предстают в совершенно другом образе:

Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…

Образ женщины выражен таким непристойным образом в надежде на перерождение и переход из хаоса и тьмы в «светлое» будущее

Время меняется, и образы предстают в ином виде. Но «Прекрасная Дама» Блока – это один из самых необычайных образов в русской классической любовной поэзии. Погружение в тайны природы женственности всегда будут привлекать к творчеству выдающегося поэта Александра Блока.

Вариант 2

Александр Блок представляется нам как романтический поэт серебряного века, представитель символизма, воспевающий образ идеальной женщины. На его творчество оказала влияние философия В.Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Лирика Блока пропитана образом ожидаемой, вечной, невозможной и осуществимой встречи. Она удивляет красотой слога, богатством метафор, глубоким содержанием. Отличительная особенность – сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного, все противоречит всему.

Сюжет блоковской лирики вращается вокруг образа Прекрасной Дамы, встреча с которой и желанна и невозможна. «Стихи о Прекрасной Даме», цикл, написанный в период с 1897 по 1904 год, можно рассматривать как биографию поэта, так как в то время он остро переживает бурный и напряженный роман с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Свои чувства и душевное волнение он обращает в стихотворную форму и передает читателю.

Произведения этого цикла пропитаны платонической любовью, благородного преклонения перед идеалом. Героиня – божество. Блок, устами своего героя, называет ее Прекрасной Дамой, Вечно Юной, Царицей. Но богиня недоступна, а герой всего лишь человек. Он видит себя живущим «в пыли, в уничижении» безвестным рабом. И с появлением героини мир вокруг героя, кажется, начинает преображаться, вспыхивать и окрашиваться разными красками – золотом, лазурью, синевой, ослепительной белизной.

Однако в отдельных стихах образ Дамы более конкретен, она обретает земной облик, без элементов сверхъестественного. Герой называет ее подругой желанной. Образ возлюбленной – это и символ некоей Души мира, той самой Вечной Женственности, и образ реальной девушки.

Герой с тревогой осознает, что не достигнет Девы – она так и осталась фантомом. В последующих стихах появляется новая героиня. Она тоже идеал, но другой, сравнимый со звездой, падающей с небес на грешную землю. Прекрасная Дама – символ с бесконечным количеством значений, замещается влирическоммире Блокафигурой Незнакомки.

Романтический образ возлюбленнойпредстает трагическим в поэзии Блока. Идеал недоступен - это символ. Поэт ищет свою Даму в реальном мире. Однако, ни восторга, ни покоя, достижение цели не приносит, ибо обретение идеала невозможно. В произведениях прослеживается развитие образа Прекрасной Дамы – от желанной, невозможной, недостижимой богини до реальной женщины.

Для реферата, сообщения, доклада.

Несколько интересных сочинений

  • Есть ли противоречие в сочетании «Мёртвые души»?

    Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.

  • Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Сравнительная характеристика Аксиньи и Натальи в романе Тихий Дон Шолохова

    Автор в произведении показывает нам нелегкое время донского казачества на переломе 2-х эпох. Шло разрушение семей, погибали мужчины, но особенно все эти испытания легли на плечи женщин. В романе ярко показаны казачки

  • Главные герои рассказа Дети подземелья Короленко

    Этот рассказ показывает, что даже нищие могут сохранить себе благородство и честность. Произведение построено на контрасте, противопоставляются богатые и бедные, жизнь и смерть

Мало кто из русских поэтов так тщательно вынашивал свой жизненный и художественный идеал, как Александр Блок. Он рано сформировал идеал, наполнил его глубоким содержанием и очень долго был ему верен. И хотя эстетический облик этого идеала менялся с годами, но сердцевина его оставалась неизменной.
Так возник цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Его открывает «Вступление», в котором рисуется путник, неостановимо шествующий туда, где находится героиня. Интересно, что здесь еще поэт помещает ее в русский деревянный терем, украшенный резьбой, коньком, высоким верхом-куполом. Мне кажется, что Блок опирается на фольклорный источник, на песню «Живет моя отрада в высоком терему...» Только эту песенную «отраду» поэт делает сказочной Царевной, слово это начинает писать с заглавной буквы, а сам он проникает в ворота малодоступного терема сквозь пламя заревого пожара.
Далее следуют стихи цикла, в которых героиня все чаще называется «душой» и наделяется неземными чертами:
Огонь нездешних вожделений
Вздымает девственную грудь.
Поэт жаждет в эту пору (она совпадает с «мистическим летом» Блока и Л. Д. Менделеевой в 1901 году) любви «божественной». Он испытывает в это время сильное влияние философии Владимира Соловьева, который утверждал, что божественный мировой разум, управляющий миром, проявляет себя в «душе мира», «Софии», которая принимает женский образ Вечной Женственности. Это «высшее существо» (женское начало) находится между Богом и реальной действительностью и вмещает в себя полноту добра, истины и «нетленное сияние красоты». Она, эта Вечная Женственность, призвана сласти своей красотой мир, обновив человечество.
Учение выдающегося русского философа легло в основу поэтического цикла А. Блока. Мистический образ Вечной Женственности, став у него источником любви и света, получает различные имена и названия: «Вечно-Юная», «Дева», «Святая», «Владычица вселенной», «Душа» и «Прекрасная Дама». Это позволило Блоку необычайно возвысить образ любимой, соединить прекрасное и возвышенное, выразить идею будущего преображения мира в гармонию.
Высокий идеал прекрасного по-своему, очень своеобразно (и отдаленно) отражал конфетное лицо в жизни - Любу Менделееву. Она вспоминает, говоря о поэзии Блока 1901 - 1903 годов: «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но все певуче, все недосказанно, где эти прекрасные стихи так или иначе, но все же идут от меня». Теперь мы начинаем значительно лучше понимать эти загадочные стихи Блока. С одной стороны, тут много идет от реальной жизни: совместное с невестой посещение городских соборов - Казанского и Исаакиевского - отразилось в стихотворениях «Люблю высокие соборы...» и «Вхожу я в темные храмы...», прогулки по тихим майским улицам Петербурга запечатлелись в стихотворении «Белой ночью месяц красный...», другие стихи передают перемены во взаимоотношениях возлюбленных. Тут и надежда, и сомнения, и волнения молодых людей. А с другой стороны - многое идет от философии, мечты и литературы. Теперь понятен смысл таких строк:
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно вечно радость мне!
И в образе Души, и в Российской Венере, и в Матери, и Вечной Жене, и в Звезде, «святилище Твоем», и в горе Твоем, и в Тихой, и в Ясной, и в Прекрасной Даме, которую ждет герой, так или иначе вол- лощены черты Вечной Женственности.
Центральный из этих образов - Прекрасная Дама - больше напоминает видение, чем реальную женщину. Это скорее видение, греза, пожалуй, даже сон. Многое в нем скоротечно, мгновенно, неуловимо ибо оно из мира иного:
И нам недолго любоваться
На эти, здешние, пиры:
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры.
Эта Дама очень неопределенна, бесплотна, трудно увидеть ее лицо, фигуру, одежды, походку. Но она прекрасна. Недаром перед словом Дама стоит соответствующий эпитет. Прекрасен свет, идущий от нее, таинственен шелест ее шагов, чудесны звуки ее появления, многообещающи сигналы о ее приближении, музыкальны голоса, ее сопровождающие. Вообще все, что с нею связано, овеяно духом музыки. Точно ангелы поют, славя Мадонну.
Такое изображение не случайно. Ведь Блок творит в эту пору как символист. Он пользуется не реалистическими образами, а символами. В каждом символе есть что-то от предметного образа. Если это хорошо понять, то откроется своеобразие того образа Вечной Женственности, который так часто предстает в своей разновидности - образ Прекрасной Дамы. Этот символ лишен плоти, зато в нем нет ничего от натурализма, от пошлости, от призем- ленности. В нем много загадочного, возвышенного. Поэтому так много здесь иносказания, условностей, недоговоренностей. Как увлекательно их пытаться «прочесть, уловить, понять!»
Я не случайно упомянул Мадонну. Когда я читаю эти стихи, то почему-то представляю себе витринное изображение Мадонны в так называемом «прекрасном окне» Шартрского собора (XII век). Контуры царственной женщины имеются, свет от нее излучается, нимб сияет, цветные стекла вокруг звонко «поют», а сама Мадонна прозрачна. Ускользая, она оставляет прекрасный след в душе. Так и Дама Блока.
А еще она напоминает мне Даму сердца, избиравшуюся в том же средневековье рыцарем, который ей служил, сражался за нее на турнире, отдавал за нее жизнь. Вот, например, в романе «Айвенго» Вальтера Скотта мы читаем, как рыцарь де Браси на арене объявляет: «Оставьте трон незанятым, и пусть тот, кто войдет победителем, сам изберет прекрасную королеву. Это увеличит прелесть победы и научит прекрасных дам еще более ценить любовь доблестных рыцарей, которые могут так их возвысить». Не из этого ли рыцарского мира пришла к Блоку его Прекрасная Дама?
Если теперь мы обратимся к лирическому герою стихов Блока, то увидим, что наша догадка правильна. Хотя этот лирический герой тоже лишен плоти, расплывчат и трудноуловим, но он нередко выступает именно в роли рыцаря, который служит Даме сердца. Недаром у него голубой плащ и странствует он, как Рыцарь Печального Образа. Правда, иногда и он меняет свой облик и порою оказывается пажом госпожи, коленопреклоненным рабом своей царицы, ангелом, склоняющимся с цветком лилии перед Тихой. И тогда он начинает в моем представлении походить на ангела, изображенного на картине С. Боттичелли «Благовещение». Здесь тот же порыв, то же благоговение у явившегося к Марии, те же черты прекрасного в Божественной Деве, те же иносказания и намеки, что у Блока. Ангел здесь скорее послушник, паж, раб госпожи, нежели святой небожитель. Иногда у поэта унижение «рыцаря» или «раба», которые служат Прекрасной Даме, доходят до крайности. Ее служитель ощущает свою ничтожность перед ее «глубинами» и объявляет даже себя тварью дрожащей. Это нужно ему для того, чтобы непомерно возвысить Даму.
Возвышенность героини в этих стихах призвана подчеркнуть еще и низменность окружающего будничного, серого, ничтожного мира. Прекрасное в ее облике контрастно безобразному в действительности. Ее «великий» свет противостоит «злой тьме».
Минуют годы, и блоковская Дама, меняя свой облик, подвергаясь странному влиянию страшной действительности, пройдет сквозь циклы «Город». «Снежная маска». «Фаина», «Кармен», «Ямбы». Но всякий раз она будет по-своему Прекрасной, ибо всегда будет нести в себе высокий свет блоковского идеала.