Методическое обеспечение по теме первоначальные химические понятия. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Кислород. Водород

Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях . Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности . Применение водорода . Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Растворы

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.

Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.

Химические реакции

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции . Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.

Неметаллы IV – VII групп и их соединения

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками. Вещества. Свойства веществ.

Методы познания в химии. Правила ТБ.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения веществ (способы очистки веществ).

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав вещества.

Химические элементы. Относительная атомная масса. Атомная единица массы.

Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества.

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Расстановка коэффициентов.

Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

5. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

6. Компакт-диски «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы», «Химия. 8 кл.».

Лабораторные опыты

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).

5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

1-5,10

Тема 3. Кислород. Горение (6 ч)

Кислород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Медленное окисление.

Демонстрации

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

4. Опыты, выясняющие условия горения.

5. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа

1. Получение и свойства кислорода.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 4. Водород (4ч)

Водород как химический элемент и простое вещество. Общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности и его физические свойства. Химические свойства. Водород - восстановитель. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности. Меры предосторожности при работе с водородом.

Демонстрации

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты

1. Получение водорода и изучение его свойств.

Расчетные задачи

1. Решение различных типов задач.

Практическая работа

2. Получение и свойства водорода

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-7

Тема 5. Вода. Растворы (8ч)

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Применение воды.

Вода - растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.

Концентрация растворов. Определение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Демонстрации

1. Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).

2. Взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов веществ индикатором.

3. Реакция нейтрализации.

4. Видеофильм «Вода»

Практическая работа

1. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи

1. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

2. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Виды самостоятельной работы учащихся** - 1-5,7

Химия в системе наук. Познавательное и народно-хозяйственное значение химии. Связь химии с другими науками.

Тела. Вещества. Свойства веществ. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества.

Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно-молекулярного учения.

Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения. Типы химических реакций. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации.

1. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

2. Однородные и неоднородные смеси, способы из разделения.

3. Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы веществ.

4. Химические соединения количеством вещества 1 моль.

5. Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций.

6. Видеофильмы видеокурса для 8 класса «Мир химии», «Язык химии».

7. Компакт-диск «Химия. 8 класс».

8. Плакат «Количественные величины в химии.

9. Компакт-диск «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 классы»

Лабораторные опыты.

1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций.

4. Разложение основного карбоната меди(II).



5. Реакция замещения меди железом.

Практические работы

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи.

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

4. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или

получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение

Кислород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение.

Круговорот кислорода в природе. Горение. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожара. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

1. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом

вытеснения воды.

2. Определение состава воздуха.

3. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

4. Получение кислорода из перманганата калия при разложении.

5. Опыты, выясняющие условия горения.

6. Видеофильм «Химия. 8 класс. 1 часть» «Кислород, водород»

Лабораторные опыты .

1. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа.

1. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли

Водород как химический элемент и простое вещество. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород - восстановитель. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности.

Меры предосторожности при работе с водородом.

Кислоты. Нахождение в природе. Состав кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Особые свойства соляной и серной кислот. Меры предосторожности при работе с кислотами. Понятие о вытеснительном ряде металлов.

Соли. Состав солей, их названия. Составление формул солей.

Демонстрации.

1. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту,

горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

2. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

3. Образцы кислот и солей.

4. Действие растворов кислот на индикаторы.

5. Видеофильм «Водород»

Лабораторные опыты .

1. Получение водорода и изучение его свойств.

2. Взаимодействие кислот с металлами.

Расчетные задачи. Решение различных типов задач.

ВВЕДЕНИЕ

Темой «Первоначальные химические понятия» начинается курс химии в восьмилетней средней школе. Значение темы определяется не только тем, что при изучении ее учащиеся усвоят многие химические понятия, закон сохранения массы веществ, основные положения атомно-молекулярного учения, но и тем, что она предоставляет возможность для развития логического мышления учащихся, воспитания у них интереса к предмету, диалектико-материалистического мировоззрения.

1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Формирование первоначальных понятий на уроках по этой теме составляет первый этап в создании системы химических знаний у учащихся, поэтому многие определения еще не будут полными, не будут содержать все признаки изучаемых понятий. Химические явления необходимо рассматривать с точки зрения атомно-молекулярного учения. При изучении этой темы начинается формирование у учащихся умений осуществлять межпредметные связи. Особенность методики реализаций межпредметных связей заключается в том, что учащиеся в большей мере следуют за учителем, воспроизводят его рассказ, содержащий факты, понятия, известные из других предметов, особенно из курсов физики VI иначала VII классов. Учитель сам показывает возможность и необходимость привлечения знаний, например сведений о свойствах конкретных веществ (металлов, неметаллов и др.). В конце первой темы учащиеся уже могут самостоятельно привлекать теоретические знания, полученные на уроках физики.

В процессе усвоения первоначальных химических понятий мировоззренческие знания (положения и идеи) должны формироваться на доступном для учащихся материале, главным образом на базе межпредметных связей. Известно, что многие мировоззренческие идеи уже были заложены в сознание учащихся, при изучениибиологии, географии, физики. Поэтому важно умело использовать и развивать их.

Большую роль в решении задачи формирования научного мировоззрения имеют обобщения, которые делает учитель. При этом разумеется, что ознакомление учащихся с мировоззренческими знаниями проводят на уровне химической формы движения материи. При объяснении и обобщении можно использовать некоторые философские термины, например такие, как сущность, закон, причина, противоположность ит. п. Однако эти термины учитель не раскрывает, а лишь поясняет их, опираясь на обыденные представления и имеющиеся у учащихся знания. При изучении темы мировоззренческий материал должен быть усвоен учащимися в основном на уровне воспроизведения, хотя возможно и применение этих знаний в аналогичных ситуациях.

Основные задачи изучения темы следующие: дать представление о веществах, их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, связь их со свойствами и применением; разъяснить одну из причин многообразия веществ -- способность атомов разных элементов соединяться друг е другом; раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления, познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических -- друг с другом; химических -- с физическими и биологическими); разъяснить учащимся обобщенные химические знания (на атомно-молекулярном уровне), заключенные в законах и теориях химии; показать значение этих знаний для понимания мира веществ и практики людей; ознакомить школьников с некоторыми методами химии (наблюдением, химическим экспериментом), с химическим языком, приемами мышления (сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация) и путями познания.

Тема «Первоначальные химические понятия» изучается на 22 уроках: 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.

  • 2. Практическое занятие 1. «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете и с лабораторным оборудованием».
  • 3. Практическое занятие, 1 (продолжение). «Ознакомление с нагревательными приборами. Изучение строения пламени».
  • 4. Чистые вещества и смеси.
  • 5. Практическое занятие 2. «Очистка поваренной соли»,
  • 6. Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций.
  • 7. Атомы и молекулы.
  • 8. Простые и сложные вещества,
  • 9. Химические элементы.
  • 10. Знаки химических элементов.
  • 11. Относительная атомная масса.
  • 12. Постоянство состава веществ. Химические формулы.
  • 13. Относительная молекулярная масса. Вычисление массовой доли элемента, в "сложном веществе по химической формуле.
  • 14. Валентность атомов.
  • 15. Составление формул по валентности.
  • 16. Атомно-молекулярное учение в химии. 17. Закон сохранения массы веществ.
  • 18. Химические уравнения.
  • 19. Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
  • 20. Реакция замещения. Упражнения в составлении и чтении химических уравнений.
  • 21. Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия».
  • 22. Контрольная работа.

Прежде чем раскрывать методику изучения программных вопросов, кратко характеризуется химический эксперимент первой темы сточки зрения внесенных в него изменений. Число и содержание лабораторных опытов осталось прежним, за исключением пятого опыта, в котором учащимся предлагается дополнительно ознакомиться с образцами минералов и горных пород. Набор веществ, предметов, рекомендуемых для опытов, может быть иным (по усмотрению учителя). Можно изменять и технику выполнения отдельных опытов, например для изучения физических явлений предлагается опыт нагревания стеклянной трубки. Практика показывает; что нагревание стеклянной трубки на спиртовой горелке происходит долго. При этом затрачивается много горючего, Еще труднее провести опыт, если пользоваться сухим спиртом. В связи с этим опыт нагревания: стеклянной трубки можно заменить растворением в воде известных учащимся веществ (поваренная соль, сода, сахар) и выпариванием полученного раствора (нескольких капель).

Химические явления учащиеся могут изучать на различных опытах: действие раствора уксусной кислоты («уксуса») на соду, действие раствора соляной кислоты на мелкие кусочки мрамора (с мелом, как рекомендуется в учебнике, опыт проходит менее наглядно), прокаливание медного предмета и др. Опыт с прокаливанием меди нуждается в изменении. Поскольку цель опыта-- заметить образование нового вещества, то нет смысла несколько раз прокаливать медь, как рекомендует учебник, и каждый раз соскабливать черный налет (эта процедура требует много времени). Касаясь остальных опытов, используемых для доказательства химических явлений, следует обратить внимание на необходимость, применения малых количеств реактивов.

По сравнению с прежней программой на практические занятия отводится в этой теме не один, а три часа. Добавляется один час на ознакомление учащихся с техникой лабораторной работы, на изучение строения пламени и правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Второй час выделяется на практическое занятие «Очистка загрязненной поваренной соли».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ

§1. Предмет химии. Вещества и их свойства

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Она изучает состав и строение веществ, зависимость их свойств от строения, условия и способы превращения одних веществ в другие.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Сейчас известно более 20 млн. веществ. Каждое из них можно охарактеризовать по определенным свойствам. Свойства веществ – это признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга.

Основные физические свойства веществ:

агрегатное состояние

растворимость в воде

цвет

запах

вкус

плотность

температура кипения

температура плавления

электропроводность

теплопроводность

Химия имеет большое практическое применение. Много тысячелетий тому назад человек использовал химические явления при выплавке металлов из руд, получении сплавов, варке стекла и т. д. Еще в 1751 г. М.В. Ломоносов в своем знаменитом «Слове о пользе химии» писал: «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся – везде обращаются перед очами нашими успехи ее применения». В настоящее время роль химии в жизни общества бесспорна и неизмерима. Химические знания сейчас достигли такого уровня развития, что на их основе коренным образом меняются представления человека о природе и механизме ряда важнейших технологических процессов. Химия помогла открыть и использовать не только ранее неизвестные свойства веществ и материалов, но и создать новые, не существующие в природе вещества и материалы.

§2. Чистые вещества и смеси

Чистыми называются такие вещества, которые состоят из данного его вида и содержат другие только в небольших (определенных) количествах.

Когда в химии применяют названия азот, кислород, медь, вода, серная кислота, метан, глюкоза и другие, следует понимать, что имеются в виду чистые вещества. Если же говорят, например, природная вода, аккумуляторная серная

кислота, техническая сода, природный газ, то речь идет о смесях веществ («неоднородных» веществах).

В промышленности, технике и быту часто применяются природные смеси, например воздух, гранит, древесина, молоко и др. Широко используются также искусственно полученные смеси или материалы: стекло, цемент, металлические сплавы, пластмассы, синтетические волокна, резина.

Понятие «чистое» вещество является условным. Абсолютно чистых веществ нет. Чистоту веществ определяют содержанием примесей в процентах. Поэтому и различают ультрачистые вещества (содержащие примесей 10-7 % и ниже), вещества химически чистые, технически чистые. Для очистки веществ используются следующие способы:

отстаивание

фильтрование

действие магнитом

выпаривание

дистилляция

хроматография

кристаллизация

§3. Атомно-молекулярное учение

Первый определил химию как науку М.В. Ломоносов. Он считал, что химия должна строиться на точных количественных данных – «на мере и весе». М.В. Ломоносов создал учение о строении вещества, заложил основу атомномолекулярной теории. Это учение сводится к следующим положениям, изложенным в работе «Элементы математической химии»

1. Каждое вещество состоит из мельчайших, далее физически неделимых частиц (М.В. Ломоносов называл их корпускулами, впоследствии они были названы молекулами).

2. Молекулы находятся в постоянном самопроизвольном движении.

3. Молекулы состоят из атомов (М.В. Ломоносов называл их элементами).

4. Атомы характеризуются определенным размером и массой.

5. Молекулы могут состоять как из одинаковых, так и из различных

Молекула – это наименьшая частица вещества, сохраняющая его состав и химические свойства.

Между молекулами вещества существует взаимное притяжение, различное у разных веществ. Молекулы газообразных веществ притягиваются друг к другу очень слабо, в то время как между молекулами жидких и твердых веществ силы притяжения велики. Молекулы любого вещества находятся в непрерывном

движении. Этим объясняются, например, изменения объема веществ при нагревании, а так же явление диффузии.

§4. Атом. Химический элемент

Атомами называются мельчайшие, химически неделимые частицы, из которых состоят вещества.

Атом – это наименьшая частица элемента, сохраняющая его химические свойства. Атомы различаются зарядами ядер, массой и размерами.

При химических реакциях атомы не возникают и не исчезают, а перегруппировываясь в процессе реакции, они образуют молекулы новых веществ. Так как единственной характеристикой атома, определяющей его принадлежность к тому или иному элементы, является заряд ядра, то элемент следует рассматривать как вид атомов, обладающих одинаковым зарядом ядра.

Химические свойства атомов одного и того же элемента одинаковы, такие атомы могут отличаться только массой.

Разновидности атомов одного и того же элемента, имеющие различную массу, называют изотопами .

Разновидностей атомов больше чем химических элементов.

В настоящее время известно 117 элементов. В природе они встречаются далеко не в одинаковых количествах. Необходимо различать понятия «химический элемент» и «простое вещество». Химический элемент – общее понятие об атомах с одинаковыми химическими свойствами и зарядом ядра. Физических свойств, характерных для простого вещества, химическому элементу приписать нельзя. Простое вещество – это форма существования элемента в свободном состоянии. Один и тот же элемент может образовать несколько различных простых веществ.

§5. Химическая символика

Для обозначения химических элементов введены химические символы. Каждый элемент имеет свой символ. Символы, как правило, состоят из начальных букв латинских названий элементов. Например, кислород – Oxygenium – обозначается буквой O , углерод – Carboneum – буквой C и т. д. Если начальные буквы латинских названий различных элементов одинаковы, то к первой букве добавляется вторая. Так, начальная буква латинского названия натрия (Natrium ) и никеля (Niccolum ) одна и та же, поэтому символы их соответственно Na и Ni . Если под символом химического элемента подразумевать его атом, то, пользуясь символами, можно составлять, можно составлять химические формулы веществ.

Химическая формула – это изображение состава вещества посредством химических символов.

Например, формула H 3 PO 4 показывает, что в состав молекулы ортофосфорной кислоты входят водород, фосфор и кислород и что эта молекула

содержит 3 атома водорода, 1 атом фосфора и 4 атома кислорода. Цифры справа внизу после символа элемента указывают на количество атомов данного элемента в молекуле вещества.

Химическая формула соединения дает очень важные сведения не только качественного, но и количественного характера. Так, она показывает:

в) химическая формула дает возможность производить количественные (стехиометрические) расчеты. Для этого нужно знать, как принято в химии выражать массы атомов и молекул.

§6. Простые и сложные вещества Аллотропия

Молекулы образуются из атомов. В зависимости от того, состоит ли молекула из атомов одного и того же элемента или из атомов различных элементов, все вещества делятся на простые и сложные.

Простыми называются вещества, образованные атомами одного элемента. Например, простые вещества могут состоять из одного (He , Ne , Kr , и т. д.),

двух (O 2 , N 2 , Cl 2 , H 2 и т. д.) и большего числа атомов (S 8 ) одного элемента.

Как уже отмечалось, один и тот же элемент может образовать несколько простых веществ. Способность химического элемента существовать в виде нескольких простых веществ называется аллотропией . Простые вещества, образованные одним и тем же элементом, называются аллотропическими видоизменениями данного элемента. Эти взаимодействия одного и того же элемента могут отличаться как числом (O 2 и O 3 ), так и расположением (алмаз, графит) одних и тех же атомов в молекуле. Явление аллотропии – наглядное подтверждение зависимости свойств веществ от пространственной структуры.

Сложными веществами , или химическими соединениями, называются такие вещества, молекулы которых состоят из атомов двух и более элементов.

Например: H 2 O , CO 2 , CaCO 3 т. д.

Атомы, вступившие в химическое соединение друг с другом, не остаются неизменными. Они оказывают друг на друга взаимное влияние. Вот почему молекулы сложного вещества обладают присущими только им свойствами и их нельзя рассматривать как простую сумму атомов.

В молекулах сложных веществ нельзя обнаружить свойств, характерных для исходных простых веществ, так как молекулы сложных веществ состоят из атомов химических элементов:

2H 2 + O 2 = 2H 2 O .

Молекула сложного вещества воды состоит из атомов химических элементов – водорода и кислорода, а не из веществ – водорода и кислорода.

Элементы при химических реакциях не возникают и не исчезают. Вступая в химическое взаимодействие, молекулы простых веществ одновременно с дроблением на отдельные атомы теряют свои свойства.

§7. Моль как единица количества вещества Молярная масса

При протекании различных химических реакций во взаимодействие вступают атомы и молекулы исходных веществ, и для того, чтобы они прореагировали полностью, их необходимо брать в соответствующих количествах. Например, для полного сгорания определенного количества угля в кислороде по реакции С + O 2 → CO 2

на один атом углерода расходуется одна молекула кислорода. Но отсчитывать атомы и молекулы практически невозможно, точно так же нельзя отмерить их количество в атомных единицах массы. Для этих целей в химии используется особая физическая величина, которая называется количеством вещества .

Количество вещества и масса – две различные независимые величины, являющиеся основными в Международной системе единиц.

Количество вещества ν (ню) представляет собой размерную физическую величину, определяемую числом содержащихся в этом веществе структурных частиц (атомов, молекул, ионов и др.).

В СИ за единицу количества вещества принят моль .

Моль равен такому количеству вещества, в котором содержится столько же структурных частиц данного вещества, сколько атомов содержится в количестве углероде массой 12 г.

Из этого вытекает, что 1 моль любого вещества имеет такую массу в граммах, которая равна массе его структурной частицы в атомных единицах массы.

Масса 1 моль вещества в граммах, или отношение массы вещества к его количеству, называется молярной массой (М ): M = m ν , где m – масса

вещества, г; ν – количество вещества, моль. Следовательно, единица молярной массы – грамм на моль (г/моль). По этой формуле легко рассчитывать массу вещества, зная его количество, и наоборот.

Объем 1 моль вещества, или отношение объема вещества к его количеству,

называется молярным объемом (V m ) : V m = V ν , где V – объем вещества, л; ν –

количество вещества, моль. Значит, молярный объем выражается в литрах на моль (л/моль).

Для всех газообразных веществ, взятых при нормальных условиях (0о С, 760 мм. рт. ст.), молярный объем одинаков и равен 22,4 л/моль.

В уравнениях химических реакций коэффициенты указывают на отношение числа молей реагирующих веществ. Если же эти вещества газообразны, то коэффициенты выражают и отношение объемов. Например, из уравнения реакции 2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O вытекает, что при образовании воды водород и кислород реагируют в отношении молей объемов 2:1. Но это отношение сохранится, если уравнение реакции записать виде H 2 +0,5 O 2 → 2 H 2 O , т. е. коэффициенты могут быть и дробными.

В 1 г содержится 6,02·10 23 атомных единиц массы. Это является

следствием того, что, как установлено экспериментально, 1 моль любых частиц равен 6,02·1023 этих частиц. Данная величина называется постоянной Авогадро . Число Авогадро колоссально по величине. Оно, например, неизмеримо больше числа волос всех жителей земного шара.

В заключение обратим внимание на то, что в СИ основная единица массы не грамм, а килограмм и объем выражается не в литрах, а в метрах кубических. Однако в практике допускается использование граммов и литров.

§8. Явления физические и химические

Вещество – это вид материи, обладающей при определенных условиях постоянными физическими и химическими свойствами.

Однако с изменением условий свойства вещества меняются.

Всякие изменения, происходящие с веществом, называются явлениями . Явления бывают физические и химические.

Физическими называют явления, которые приводят к изменению, например, агрегатного состояния или температуры вещества. Химический состав веществ в результате физического явления не изменяется.

Так, воду можно превратить в лед, в пар, но ее химический состав при этом остается прежним.

Химическими называются такие явления, при которых происходит изменение состава и свойств вещества. Химические явления иначе называются химическими реакциями.

В результате химических реакций одни вещества превращаются в другие, т. е. образуются молекулы новых веществ. Однако атомы при химических реакциях остаются неизменными. Примером может служить разложение известняка

CaCO3 → CaO + CO2

или образование оксида меди (II)

2Cu + O 2 → 2CuO .

§9. Основные законы химии

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВА

Впервые его высказал М.В. Ломоносов в письме к Эйлеру от 5 июня 1748 г., опубликованном на русском языке в 1760 г.: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупиться в другому…» Это определение, за исключением архаичности языка, не устарело.

В настоящее время закон формулируется так:

масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.

Из закона сохранения массы следует, что атомы элементов при химических реакциях сохраняются, не возникают из ничего, так же как и не исчезают бесследно, например:

2 Hg + O2 → 2 HgO.

Сколько атомов водорода вступило в реакцию, столько их остается и после реакции, т.е. число атомов элемента в исходных веществах равно числу их в продуктах реакции.

ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА

Был открыт французским химиком Ж. Прустом после тщательного анализа многочисленных химических соединений.

Закон можно сформулировать так:

всякое чистое вещество (химическое соединение), каким бы путем оно ни было получено, имеет строго определенный и постоянный состав (качественный и количественный).

Например, вода может быть получена в результате следующих химических реакций:

2H 2 + O 2 → 2H 2 O ;

Ca(OH)2 + H2 SO4 → CaSO4 + 2 H2 O;

Cu(OH)2 → H2 O + CuO.

Из этих уравнений видно, что молекула полученной различными способами воды всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Этот закон строго выполняется только для веществ, структурными частицами которых являются молекулы.

ЗАКОН КРАТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Известны случаи, когда два элемента, соединяясь между собой в разных массовых отношениях, образуют несколько различных химических соединений. Так, углерод и кислород образуют два соединения следующего состава: оксид углерода (II) (угарный газ) CO – 3 массовые части углерода и 4 массовые части кислорода; оксид углерода (IV) CO 2 – 3 массовые части углерода и 8 массовых частей кислорода. Количества массовых частей кислорода, приходящиеся в этих

соединениях на одно и то же массовое количество углерода (3 массовые части), относятся как 4:8 или 1:2.

Принимая во внимание данные о количественном составе различных соединений, образованных двумя элементами, и исходя их атомистических представлений, английский химик Дальтон в 1803 г. сформулировал закон кратных отношений .

Если два элемента образуют между собой несколько соединений, то на одно и то же весовое количество одного элемента приходятся такие весовые количества другого элемента, которые относятся между собой как небольшие целые числа.

То, что элементы вступают в соединения определенными порциями, явилось еще одним подтверждением плодотворности применения атомистического учения для объяснения природы химических процессов.

ЗАКОН ОБЪЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Атомистические представления сами по себе не могли объяснить некоторых факторов, например количественных соотношений, которые соблюдаются во время химических реакций между газами.

Французский ученый Ж. Гей-Люссак, изучая химические реакции между газообразными веществами, обратил внимание на соотношения объемов реагирующих газов и газообразных продуктов реакции. Им было установлено, что 1 л хлора целиком вступает в реакцию с 1 л водорода с образование 2 л хлороводорода; или 1 л кислорода взаимодействует с 2 л водорода и при этом получается 2 л водяного пара. Эти опытные данные Гей-Люссак обобщил в законе объемных соотношений .

Объемы реагирующих газообразных веществ относятся между собой икобъемамобразующихсягазообразныхпродуктовкакнебольшиецелыечисла.

Для объяснения этого закона было сделано предположение, что в равных объемах простых газов, таких, как кислород, водород, хлор, при одних и тех же условиях содержится одинаковое число атомов. Однако многие экспериментальные данные противоречили этому предположению. Стало ясно, что закон объемных соотношений Гей-Люссака нельзя объяснить только на основе этих мистических представлений.

ЗАКОН АВОГАДРО

Этот закон был высказан в виде гипотезы итальянским ученым Авогадро

в 1841 г.:

в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

Закон Авогадро распространяется только на газообразные вещества. Это объясняется тем, что в веществе в газообразном состоянии расстояния между молекулами несоизмеримо больше их размеров. Поэтому собственный объем

молекул очень мал в сравнении с объемом, занимаемым газообразным веществом. Общий же объем газа определяется главным образом расстояниями между молекулами, примерно одинаковыми у всех газов (при одинаковых условиях).

В твердом и жидком состояниях объем одинакового количества молекул вещества будет зависеть от размеров самих молекул.

§10. Первоначальное понятие о валентности

Рассматривая формулы различных соединений, нетрудно заметить, что число атомов одного и того же элемента в молекулах разных веществ неодинаково. Например, HCl , H 2 O , NH 3 , CH 4 , CaO , Al 2 O 3 , CO 2 и т. д. Число атомов водорода и кислорода, приходящихся на один атом различных элементов, различно.

Как же составляется химическая формула вещества? Ответить на этот вопрос можно, зная валентность элементов, входящих в состав молекулы данного вещества.

Валентность – это свойство атома одного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определенное количество атомов другого элемента.

За единицу валентности принята валентность атома водорода. Поэтому приведенное определение иногда формулируют так: валентность – это свойство атома данного элемента присоединять или замещать определенное количество атомов водорода.

Если к атому того или элемента присоединяется один атом водорода (HCl ), то элемент одновалентен, если два – двухвалентен и т. д.

Но как поступают в тех случаях, когда не соединяется с водородом? Тогда валентность искомого элемента определяется по элементу, валентность которого известна. Чаще всего ее находят по кислороду, поскольку валентность кислорода в соединениях всегда равна двум. Например, нетрудно найти валентность элементов в соединениях Na 2 O , MgO , CO , Al 2 O 3 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 и т. д.

Только зная валентность элементов, можно составить химическую формулу данного вещества. В таких примерах, как CaO , BaO , CO , это делается просто. Здесь число атомов в молекулах одинаково, поскольку валентности элементов равны.

А если валентности неодинаковы? Как тогда составить химическую формулу? В таких случаях всегда надо помнить, что в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если валентность Mn в соединении равна VII, а валентность кислорода – II, формула соединения будет:

Mn 2 O 7 (VII·2 → II·7).

Валентность обозначается римскими цифрами над химическим знаком

пишут в скобках цифру, показывающую валентность данного элемента в этом соединении. Например, SnO 2 – оксид олова (IV), CuCl 2 –хлорид меди (II). А в названиях веществ, образованных элементами с постоянной валентностью, валентность не указывается. Например, Na 2 O – оксид натрия, AlCl 3 – хлорид алюминия.

§11. Составление химических уравнений

Любую химическую реакцию можно представить в виде химического уравнения, которое состоит из двух частей, соединенных стрелкой. В левой части уравнения записываются формулы веществ, вступающих в реакцию, а в правой – веществ, полученных в реакции.

Уравнением химической реакции называется условная запись химической реакции при помощи химических формул и коэффициентов.

Химическое уравнение выражает как качественную, так и количественную сторону реакции т составляется на основе закона сохранения массы и вещества.

Для составления химического уравнения первоначально записывают формулы веществ, вступивших в реакцию и получающихся в результате реакции, а затем находят коэффициенты к формулам тех и других веществ. После расстановки коэффициентов количество атомов в веществах, вступивших в реакцию, должно быть равно таковому в веществах, полученных после реакции. Например, в окончательном виде уравнение реакции взаимодействия металлического цинка с соляной кислотой может быть записано:

Zn + 2 HCl → ZnCl2 + H2 .

Получено оно следующим образом. При взаимодействии цинка с соляной кислотой образуется хлорид цинка (ZnCl 2 ) и выделяется свободный водород. Но поскольку в левой части уравнения в молекуле соляной кислоты содержится только один атом водорода и один атом хлора, то согласно закону сохранения массы вещества в реакцию должны вступить две молекулы соляной кислоты. Из первоначальной записи

Zn + HCl → ZnCl2 + H2

указанным выше способом получаем конечную

Zn + 2 HCl → ZnCl2 + H2 .

§12. Основные типы химических реакций

Существует несколько типов классификации химических реакций.

I. Классификация по числу веществ, участвующих в реакции