Иван 5 алексеевич романов правление. Царь Иван V Алексеевич

Царь Иоанн V Романов

Иоанн Алексеевич был пятым сыном Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, родился в Москве с 26 на 27 августа 1666 года.
Известий о воспитании царевича не сохранилось, но, так как о был слабым, косноязычным и болел глазами, то несомненно, что учение его началось позже, чем его братьев. Дядькою при нем со-стоял стольник Петр Иванович Прозоровский. Лишившись на тре-тьем году матери, царевич со времени рождения Петра был с ним неразлучен.

Когда умер царь Федор Алексеевич, сожаление о молодом добродушном царе смешивалось с опасениями и беспокойством, кто после него будет править царством? Почивший царь не оставил на этот счет никакого завещания. Многие бояре боялись, чтобы не произошло кровопролития, потому, отправляясь в Кремль, на-дели под свои одежды панцири и кольчуги. Когда приближенные к царской семье собрались в передней палате Кремлевского двор-ца, к ним вышел патриарх Иоаким с духовенством. Благословив собравшихся, патриарх сказал: «Царь Федор Алексеевич отошел в вечное блаженство; чад по нем не осталось, но остались братья его — царевичи Иоанн и Петр Алексеевичи. Царевич Иоанн ше-стнадцатилетен, но одержим скорбью и слаб здоровьем, царевич же Петр десятилетен. Из них, двух братьев, кто будет наследни-ком российского престола, единый или оба будут царствовать? Спрашиваю и требую, чтобы сказали истину по совести, как перед престолом Божиим, кто же изречет по страсти, да будет тому жре-бий изменника Иуды!».

Стоявшие в палате бояре предложили передать этот важный во-прос на решение всего православного народа, говоря, «что это дело такое, которое должно быть решено всех чинов людьми». Патриарх вместе с архиереями и боярами вышел на верхнюю площадку Крас-ного крыльца и велел собраться «людям всех чинов» на площадь перед церковью Спаса. Когда все собрались, патриарх обратился к народу с вопросом: «Кому из двух царевичей быть на царстве?» Единодушные крики провозгласили Петра Алексеевича, и хотя раз-дались отдельные голоса «Иоанну!», но были заглушены криком сторонников Петра. Царевна Софья протестовала против этого из-брания: «Петр еще юн и неразумен, - говорила она, - Иоанн же со-вершеннолетен; он должен быть царем».

А. Антропов. Портрет царицы Софьи

Неудовольствие свое на Петра царевна Софья выразила за то, что он, не дождавшись окончания обряда погребения царя Федора, уе-хал из храма. Хотя царица Наталья и говорила, что сын ее - ребенок и устал, но Софья, возвращаясь с погребения брата, громко кри-чала народу: «Знайте, православ-ные, что брат наш царь Федор Алек-сеевич отравлен внезапно злыми людь-ми; пожалейте нас, сирых: у нас нет ни ба-тюшки, ни матушки, а братьев и родственни-ков отнимают. Наш брат Иоанн - старший, а его не избрали царем. Если мы провинились в чем пред вами и боярами, то пусть нас отошлют в чужие края, к христианским королям!».

Избрание Петра дало повод к раздору при-дворных партий, главными представителями которых были Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, матери Иоанна, и Матвеев и Нарышкины, родствен-ники Петра. К недоволь-ству придворных партий присоединились волне-ния стрельцов, которы-ми сумела воспользовать-ся Софья при помощи Милославских. 15 мая 1682 года взбунтова-лись стрельцы, которым Милославские утром со-общили, что изменни-ками задушен Иоанн. В боевом порядке стре-лецкие полки взошли в Кремль. Во дворце на совете решено было по-казать стрельцам Иоан-на и Петра, чтобы убе-дить их в отсутствии из-мены. Царица Наталья вывела обоих братьев на Красное крыльцо, и стрельцы услышали от Иоанна, что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Ста-рик Матвеев, вернувшийся в Москву 11 мая, своею речью было успокоил стрельцов, которые хотели разойтись, но князь Михаил Юрьевич Долгорукий, сын Юрия Алексеевича, начальника стрельцов, отнесся к толпе с бранью и грубо приказал расходиться. Стрель-цы, подстрекаемые людьми из пар-тии Милославских, обиделись и ки-нулись на крыльцо мимо патри-арха Иоакима к Долгорукому, схватили его, сбросили с крыльца вниз, и тучное тело князя, подхваченное на копья, было тут же рассече-но бердышами. Опьяненные стрельцы бросились на крыльцо Грановитой пала-ты, вырвали Матвеева из объятий царицы Натальи Кирилловны и также сбросили его на копья к Благовещенскому собору. Петр, быв-ший очевидцем этих кровавых сцен мятежа, вы-звал удивление твердостью, какую сохранил при этом; но майские ужасы 1682 года неизгладимо врезались в его память.


Н. Дмитриев-Оренбургский. Стрелецкий бунт

Рассвирепевшие двумя убийствами, стрельцы с криком: «Пора нам раз-бирать, кто нам надо-бен!» - ринулись во дво-рец и, обегая комнаты, заглядывали в чуланы, рылись в тюфяках и пе-ринах тех, «кто им надо-бен». За Матвеевым бы-ли схвачены и убиты боя-ре князь Ромодановский, А.К. Нарышкин и другие лица. Своих жертв они вытаскивали на крыль-цо, показывали стоявшим внизу стрельцам, спра-шивали: «Любо ли?» и на ответ толпы «Любо! Любо!» безжалостно бро-сали несчастных на ко-пья, и изуродованные те-ла их тащили по улицам Кремля, с хохотом крича народу: «Едет боярин, едет думный, дайте доро-гу!», затем выволакивали их Спасскими или Ни-кольскими воротами на Красную площадь, где и рассекали трупы на части. Особенно искали стрельцы ненавистного Милославским Ивана Кирилловича Нарышки-на, способнейшего брата. Из-под жертвенника дворцовой церкви Воскресения, что на Сенях, вытащен был, по указанию царицыной карлицы, комнатный стольник Афанасий Нарышкин, изрубленный на самой па-перти и сброшенный отсюда к Успен-скому собору. Между Патриаршим двором и Чудовым монастырем схватили боярина Ромодановского, «ведущи его за власы и бороду, зело ругательно терзаху и по лицу бивши», и против разряду на дороге, подняв на копья и опустив-ши на землю, изрубили.


Н. Матвеев. Стрелец на башне Кремля в лунную ночь

Бунт стрельцов продолжался и 16 мая, причем стрельцами были убиты все те, кого Милославские полагали измен-никами. Стрельцы требовали, что-бы им выдали Ивана Кирилло-вича Нарышкина, но он ловко прятался во дворце. На третий день волнение продолжалось, и стрельцы не хотели уйти из Кремля, пока им не будет выдан Иван Нарышкин. Перепуганные бояре, опасаясь за свою жизнь, а также царевна Софья убедили царицу Наталью выдать Нарышкина, и она решилась по-жертвовать своим любимым бра-том. Позвала его в церковь Спа-са за золотой решеткой, где он исповедался, приобщился Свя-тых Тайн и даже соборовался. По-том царица Наталья приняла из рук Софьи образ Богоматери и, благословив им несчастного брата, со слезами припала к его груди. Бояре торопили про-щание, и Иван Кириллович с иконой на гру-ди бодро пошел из церкви к золотой решетке и предстал пред стрельцами. «Его же они, злые, - говорит летописец, - зверски подхва-тили, сверху от самой решетки волокли немило-сердно и пытали пытками страшными и, выве-дя из Кремля на Красную площадь, изрубили на мелкие части».

А. И. Корзухин. Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. (1882)

После такой расправы стрельцы 18 мая, про-должая свои буйства и убийства, провозгласили царем Иоанна Алексееви-ча, а царевну Софью правительницей государ-ства. Боярская дума 26 мая признала это избрание с тем, чтобы Иоанн Алек-сеевич, называясь первым царем, соцарствовал с бра-том своим Петром Алексе-евичем. 25 июня оба царя были венчаны на царство. Священный обряд этого двойного коронования со-вершен был патриархом Иоакимом в Успенском соборе, где было устроено против алтаря под балдахином чертожное место, на котором по правую руку поставлен двойной трон, с закрытым позади его местом, в котором сделано окно в списке кресла Пет-ра Алексеевича, закрытое снаружи такою же пар-чою, какою внутри место было обито. В этом скры-том помещении стаивала царевна Софья при аудиенциях послам. Трон этот сохраняется и те-перь в Оружейной палате. Мятежных, но вер-ных стрельцов Софья угощала во дворце.

Правительница Софья Алексеевна (в монашестве Сусанна)

Около Петра и его матери не осталось нико-го; все их сторонники были перебиты, а уце-левшие попрятались. Заправилами стали Милославские, а представительницей власти - Софья. Все места, занятые людьми, близкими к Нарышкиным, достались сторонникам Софьи. Князь В.В. Голицын сделался начальником Посольского при-каза; князь Иван Андреевич Хо-ванский с сыном Андреем - Стрелец-кого приказа, а Иван Михайлович Милославский - Иноземного и Рейтарского приказов.
Царица Наталья с сыном Петром уедини-лась в любимом подмосковном селе царя Алек-сея - Преображенском, где, удаленная от всяко-го участия в управлении, по словам современни-ка князя Б.И. Куракина, «жила тем, что дано было от рук царевны Софьи», нуждалась и долж-на была тайно принимать денежную помощь от патриарха, Троицкого монастыря и Ростовско-го митрополита.

Царь Петр I в детстве

Стрельцы, громя Холопий приказ, рвали и разбрасывали по площади кабалы и другие крепо-сти, призывали холопов встать на их сторону, обещая им свободу. Но холо-пы унимали мятежников, говоря им: «Лежать ва-шим головам на площади, до чего вы добунтуетесь. Русская земля велика, вам с ней не совладать». Бо-ясь наказания в будущем, сами стрельцы требовали гарантий своей безопас-ности. И новое прави-тельство признало, что стрельцы не бунтовали, а лишь искореняли изме-ну. Это было всенародно засвидетельствовано в ви-де надписей на каменном столбе, который был по-ставлен на Красной пло-щади в память майских событий.

Такой признанной си-лой, то есть стрельцами, решили воспользоваться раскольники и восста-новить «старое благочестие» в русской церкви. Для этой цели расколоучители вели в стрелец-ких слободах деятельную и успешную агита-цию. Результатом ее было новое волнение стрельцов, которые через своего начальника Хованского требовали пересмотра вероис-поведного вопроса.
Правительство на 5 июля в Гранови-той палате назначило диспут между православной иерархией и расколоучителями. Толпы раскольников хлынули в Кремль; впереди шли их наставники с книгами, образами, аналоями, зажженными свечами, распевая гнусавыми голосами духовные гимны. У многих за пазухой были камни. Староверы наполнили пло-щадку перед Грановитой палатой, разложили свои аналои, развернули книги, расставили образа и объявили, что не уйдут, пока не будет им бъявлено решение. Через Красное крыльцо в Грановитую палату вошли выборные от стрельцов и многие раскольники. При прениях присутствовали царевна Софья, оба царя и ста-рый годами патриарх Иоаким. Афанасий, архиепископ Холмогорский, стал возражать попу-расстриге Никите, прозванному Пустосвятом. Последний кинулся на архиерея, схватил его бороду, так что выб-орные стрельцы едва могли оттащить Никиту. Прения продолжа-ясь, но звон к вечерне прекратил эти споры. Царевна и цари вышли из Грановитой палаты, за ними духовенство прошло в палаты патриарха. Никита же и раскольники, выйдя на Красное крыльцо, кричали наро-ду: «Победили, победили! По нашему молитесь веруйте!».


Царь Иоанн Алексеевич

Московское население было введено в соблазн рядом скандалов и отсутствием у правительства твердой власти. Последнее же воочию увидело, насколько ненадежно стрелецкое войско. Вследствие того Софья решила, во-первых, лишить рас-кольников поддержки стрельцов, а во-вторых, обуздать Хованского. Первого Софья добилась подачками и склонила стрельцов отстать от расколоучителей. Никиту Пустосвята казнили, а других сослали.
Но сместить Хованского Софья боялась, так как ходил слух, что он мечтает завла-деть царством. 20 августа вся царская семья уехала из Москвы, считая се-бя небезопасной в Кремле. После частых переездов из села в село 17 сентября Софья праздно-вала свои именины в селе Воздви-женском, где после обедни цари с боярами «сидели» о деле Хованского, и Боярская дума приговорила Хованского и сына его Андрея казнить, что было ис-полнено в тот же день, о чем стрельцов Софья известила грамотой, в которой было сказано, что на самих стрельцов царского гнева нет.

Казнь князей Хованских послужила поводом к новому возмущению стрельцов, которые, ожи-дая себе наказания, привели Москву в осадное положение и приготовились к вооруженной за-щите. Такое положение дела заставило двор ук-рыться в Троицкую лавру (первоклассную кре-пость того времени) и призвать к себе дворянское ополчение из горо-дов. Грозное ополче-ние, собравшееся на за-щиту царей, заставило устрашенных мятежни-ков обратиться к заступ-ничеству патриарха с обещанием вперед быть послушными. С повин-ными головами явились выборные стрельцов пред Троицкою лаврою и па-ли на землю, предостав-ляя царям их казнить. Софья даровала им про-щение с одним услови-ем: стрельцы должны повиноваться начальству и не вмешиваться не в свои дела. 8 октября стрельцы дали клятву и просили позволения уничтожить столб, воз-двигнутый в память их на Красной площади. Так кончилось смутное время и настало «прав-ление царевны Софьи» (1682-1689 годы), ко-торая хотела стать полной «самодержицей».

Царевна Софья

С разрешения Софьи 6 ноября оба царя вместе с ней вернулись в Москву при радост-ных криках народонаселения, вышедшего навстречу им за город. В следующем, 1684, году 9 января царь Иоанн Алексеевич на 18-м году сочетался браком с Праско-вьей Федоровной Салтыковой, дочерью Енисейского коменданта, нарочно для этого вызванного царевной Софьей из Сибири. Невеста царя отличалась красотою и ду-шевными качествами, так что Иоанн дейст-вительно ее полюбил. После кончины Иоанна вдова-царица Прасковья жила в подмосковном селе Измайлове, где устроила свой двор по стари-не, к которой была очень привержена, почему у ней во дворце постоянно находились юроди-вые, дурки, странствующие монахи и калеки. Петр снисходительно относился к этому, так как Иоанн и его семья вполне подчинялись его воле.

Неизвестный художник. Портрет царя Иоанна V Романова

Царица Прасковья Федоровна Салтыкова, супруга царя Иоанна V Романова

В браке они имели пять дочерей:
Мария, Феодосия (обе умерли во младенчестве), Екатерина Иоанновна (в замужестве герцогиня Мекленбург-Шверинская, мать Анны Леопольдовны):

Анна Иоанновна (впоследствии императрица):

И Прасковья Иоанновна:

Царь Петр Алексеевич с 1683 года начал в се-ле Преображенском свою игру в «потешные», которая была для него и школой самообразования. К юному Петру из придворной знати были назначены в стольники и спальники сверстники, ставшие его «комнатными людьми». После кон-чины царя Алексея Михайловича сокольничим и конюшенным стало мало дела, так как больным царям Федору и Иоанну редко приходилось вы-езжать из дворца. Между тем в конюшенном ве-домстве считалось более 40 000 лошадей и 600 человек людей, которые «пили и ели царское». Вот этих-то праздных дворовых конюхов, со-кольников и кречетников Петр стал верстать в свою службу, образовав из них две роты, кото-рые скоро расширились в два батальона по 300 человек в каждом, получивших название «по-тешных» от потешных сел, в которых их посели-ли. Набирались потешные официальным поряд-ком. Так, в 1686 году предписано было Коню-шенному приказу выслать в село Преображенское в пушкари семь придворных конюхов, в числе ко-торых оказался и сын конюха Александр Данило-вич Меншиков, а позже (в 1687 году) в потеш-ные начали поступать и знатные молодые люди. Например, И.И. Бутурлин и князь М.М. Голицын, впоследствии фельдмаршал, записавшийся, по своему малолетству, в «барабанную науку», как гласит дворцовая запись.
Чтобы научить потешных солдат осаде и штур-му крепостей, на реке Яузе была построена «регулярным порядком потешная фортеция», городок Пресбург. Недалеко от села Преобра-женского находилась Немецкая слобода, засе-ленная при царе Алексее Михайловиче во-енными людьми, выписанными из-за границы для команды в русских полках иноземного строя. Вот к этим-то офицерам Петр и обратился за воинскими хитростями.

Ф. Солнцев. Царская одежда XVII века

Иноземный мастер Зоммер в 1684 го-ду показывал Петру гранатную стрельбу. Иностранцы-офицеры были призваны на
службу в потешные батальоны, развернувши-еся в начале 1690-х годов в два полка, поселен-ные в селах Преображенском и Семеновском, от которых и получили свои названия. Главным командиром обоих полков был Автамон Голо-вин, по отзыву семеиовца Б.И. Куракина, «че-ловек гораздо глупый, но знавший солдатскую экзерцицию».

Князь Я.Ф. Долгорукий привез из Франции по просьбе Петра астролябию, употребление которой по-казал голландец Тиммерман, у которого Петр учил-ся арифметике, геомет-рии, артиллерии и форти-фикации, как свидетельст-вуют дошедшие до нас тет-ради Петра. С этим Тиммерманом Петр, осматри-вая амбары села Измайло-ва, деда Никиты Романо-вича Романова, нашел ан-глийский бот, который, по словам самого Петра, по-служил родоначальником русского флота.
Таким образом совер-шался нравственный рост Петра, на которого «май-ские дни» 1682 года имели большое влияние; он был так сильно потрясен ими, что от испуга у него остались на всю жизнь конвульсивные движения головы и лица. Но он понял в эти дни больше, чем можно предполо-жить по его возрасту, и затаил чувство неприяз-ни к Милославским, называя ненавистных ему стрельцов «семенем Ивана Михайловича».
Год спустя после событий 1682 года 11-лет-ний Петр по своей развитости показался иност-ранному послу 16-летним юношей, а шесть лет, проведенных в селе Преображенском, показали Петру старую Русь с ее работой и плодами.


Портреты царей Иоанна и Петра Алексеевичей

Страсть к плаванию заставила Петра (1688 год) перенести свою забаву на Переяславское озеро, где он стал строить фре-гат с помощью голландцев. Ему шел уже 17-й год, но Петр не думал обращать внимания на государствен-ные дела. Царица Наталья Кирилловна, чтобы остепенить своего сына, женила его (27 января 1689 года) на Евдокии Федоров-не Лопухиной. Это было, впрочем, делом ин-триги Нарышкиных и Тихона Стрешнева. Но суеверная и вздорная Евдокия оказалась не па-рою своему мужу, и согласие держалось, лишь пока они не поняли друг друга, а царица На-талья, невзлюбившая невестку, ускорила неизбеж-ный разрыв. Через месяц после свадьбы Петр уехал в Переяславль от матери и жены к своим кораблям. Его интересы как царя взялись охранять другие лица, которые и руководи-ли Петром в борьбе его с Софьей.

Царь Петр I в юношестве

Царица Евдокия Федоровна Лопухина (в монашестве Елена)

Главными пособниками в правлении Софьи были: начальник Посольского приказа князь В.В. Голи-цын и начальник стрель-цов думный дьяк Шакловитый. Первый не только служил царевне, но был любим ею. По свидетель-ству иностранцев, князь Голицын являлся очень образованным человеком; его дипломатическим спо-собностям Москва обязана заключением в 1686 году мира с Польшею, по кото-рому Ян Собеский согла-сился на вечный мир, уступая Москве все, что за-воевала Польша в XVII веке, и даже Киев. По условию заключенного мира Москва обязыва-лась объявить войну Турции и Крыму. Решено было идти походом в Крым, и князь Голицын, назначенный начальствовать над войском, со-вершил два похода (в 1687-1689 годах). Оба эти похода были неудачны и возбудили ропот войска и обвинение со стороны Петра в нера-дении. Этим благоприятным моментом для упразднения регентства Софьи и восполь-зовалась партия Петра, во главе которой стояли Лев Нарышкин и его «дядька» князь Б. Голицын, который и был главным ее руководителем. Софье из правительницы хотелось стать «самодержицей», то есть венчаться на царство, чего она и Шакловитый мечтали достичь в 1687 году при помощи стрельцов. Вызванный из Переяславля царицей Натальей в Москву, Петр в июле 1689 года запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал из про-цессии. К началу августа отношения Петра и Софьи стали натянутыми, и разрыв произо-шел 7 числа. Софью, как говорят, напугал слух о том, что в ночь с 7 на 8 августа Петр с по-тешными явится в Москву и лишит ее власти. Видя военные приготовления в Кремле, приверженцы Петра дали ему знать, что на него с матерью стрель-цы «идут бунтом» и замы-шляют на них «убийст-во». В полночь внезапно разбуженный, Петр уска-кал в лес, а оттуда к Трои-це, бросив мать и бере-менную жену. С 8 августа в лавру съехались все На-рышкины, и пришли по-тешные и Сухарев стрелецкий полк, в память ко-торого впоследствии Петр построил в Москве Суха-реву башню.


И. Репин. Приезд царя Иоанна и Петра

В эту решительную ми-нуту Софья под предлогом гибели отечества угово-рила Иоанна Алексееви-ча, оставшегося в Москве, дать стрельцам приказ, чтобы никто из них, под страхом смертной казни, не отлучался из Москвы, если бы даже были приказания от Петра из Троицкой лавры; по-следнее подтверждается поденною записью 1689 года, где говорится: «Великий Государь, Великий Князь Петр Алексеевич посылал к Москве, к братцу своему царю Иоанну Алексе-евичу стольника Вашкогагина, чтобы изволил быть изо всех полков выборным стрелецким, такожде и от себя в стрелецкие полки по-слал свой Государев указ, чтобы были к нему, Государю, выборные, для подлинного розыска, и с ними полковники, такожде гостям и гос-тиной сотни, посадским людям и чернослободцам. И, по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексееви-ча, с Москвы и по той присылке ни ко-торых чинов людей в Троицкий монас-тырь не было».


Царь Иоанн Алексеевич

Скоро царь Иоанн Алексеевич узнал всю ложь наговора царевны Софьи и принял сторо-ну Петра. Напрасно Софья и стрельцы убежда-ли его царствовать единодержавно, он отвечал, что уступает правление государством своему брату как достойному самодержцу, и все ему вручает.
Когда боярин Петр Васи-льевич Шереметев млад-ший и подполковник Неча-ев, присланные Петром из лавры для вытребования Шакловитого, которого Со-фья не желала выдавать, привезли царю Иоанну до-несение Петра, Иоанн тот-час же послал к сестре боя-рина князя Петра Иванови-ча Прозоровского с решительным приказом, чтобы она выдала Шакловитого с сообщниками-стрельцами присланным от Петра, сказав, «что он не только за во-ра, но и ни за что для нее, царевны, с братом ссорить-ся не станет». После выда-чи Шакловитого явился в лавру добровольно и князь В.В. Голицын, которому бы-ла объявлена ссылка в Кар-гополь, а позже в Пинегу за самоуправство в управлении и нерадение в Крымском походе.

Ф. Солнцев. Алмазная шапка царя Иоанна Алексеевича

Шакловитого пытали и с близкими ему стрельцами казнили 11 сентября. С печальной участью преданных друзей Софьи была решена и ее участь. Она, как «третье зазорное лицо», по словам письма Петра к брату, была заключе-на в Новодевичий монастырь, перед которым был поставлен крепкий караул из потешных Преображенского полка.
Так кончилось троевластное правление, и Петр, при больном царе Иоанне, пра-вил сам. Царь Иоанн Алексеевич умер 29 января 1696 года, и с этого дня началось единодержавие Петра Алексеевича.

Царь Иоанн Алексеевич

Дети Ивана V и Прасковьи Салтыковой - последнее бесспорно легитимное поколение русских царевен, по очерёдности предшествующее дочерям Петра I (половина которых была рождена вне брака, или же получили уже императорский титул «цесаревна» и «великая княжна»).
В семье царя родилось 5 дочерей, 3 из которых выжили.

Царевна Мария Ивановна (21 (31) марта 1689, Москва - 13 (23) февраля 1692, Москва) - старшая дочь Ивана V и Прасковьи Салтыковой. Крещена 25 марта 1689 года в Чудовом монастыре патриархом Иоакимом, крёстными были дядя царевны Пётр I и двоюродная бабушка царевна Татьяна Михайловна. Получила традиционное для Романовых имя «Мария». Умерла, немного не дожив до трёх лет. Была похоронена в северо-западном углу Вознесенского собора в Вознесенском монастыре Московского Кремля рядом со своей сестрой Феодосией. В 1929 году останки Марии вместе с останками других женщин царского рода перед сносом Вознесенского собора были перенесены в подклет Архангельского собора. Эпитафия на белокаменной плите гласит: «Лета 7200 февраля 13 с пятницы на субботу в 6 часу нощи преставися благоверного великого государя и великого князя Иоанна Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца дщерь благоверная государыня царевна и великая княжна Мария Иоанновна и погребена на сем месте февраля в 14 день».

Царевна Феодосия Ивановна (4 июня 1690, Москва - 12 мая 1691, там же) - вторая дочь царя Ивана V. Получила имя «Феодосия» в честь своей тетки царевны Феодосии Алексеевны, унаследовавшей имя из семьи Стрешневых. В Третьяковской галерее хранится её мерная икона - «Святая Феодосия» (1690), худ. Кирилл Уланов. Умерла в детстве, немного не дожив до одного года. Была похоронена в северо-западном углу Вознесенского собора в Вознесенском монастыре Московского Кремля рядом со своей сестрой Марией. В 1929 году останки вместе с останками других женщин царского рода перед сносом Вознесенского собора были перенесены в подклет Архангельского собора. Надпись на надгробии гласит: «Лета 7199 году майя во 12 день на память иже во святых отец наших Епифания и Германа во вторник в пятом часу дня преставися раба божия благовернаго государя царя и великого князя Иоанна Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца и благоверные великия государыни царицы и великия княгини Параскевы Феодоровны дщерь Феодосия Иоанновна…»

Царевна Екатерина Иоанновна (29 октября 1691, Москва - 14 июня 1733, Санкт-Петербург) - третья дочь Ивана V, старший выживший ребёнок. Второй в роду получила имя «Екатерина» - в честь тётки по отцу царевны Екатерины Алексеевны. В рамках новой династической политики Петра I стала первой русской царевной, выданной замуж, причём за границу. Была замужем за герцогом Карлом Леопольдом Мекленбург-Шверинским (1678-1747), их дочь Анна Леопольдовна была матерью императора Ивана VI Антоновича, номинально царствовавшего в 1740-1741. Скончалась на 42-м году жизни, похоронена рядом с матерью в Александро-Невской лавре (Благовещенская церковь Александро-Невской лавры).

Царевна Анна Иоанновна (28 января 1693 - 17 октября 1740) - четвёртая дочь Ивана V, вторая выжившая. Императрица Российской империи в 1730-1740. Получила родовое имя «Анна» в честь тетки царевны Анны Алексеевны. Выдана замуж за границу, её мужем стал Фридрих Вильгельм (герцог Курляндский). Осталась бездетной. Скончалась на 48-году жизни, была похоронена в Петропавловском соборе в Петербурге.

Царевна Прасковья Иоанновна (24 сентября 1694- 8 октября 1731) - пятая дочь Ивана V, третья выжившая. Получила имя «Прасковья» в честь своей матери. Была замужем за генерал-аншефом Иваном Ильичом Старшим Дмитриевым-Мамоновым (1680-1730), происходящим из древнего русского рода Рюриковичей, утратившего княжеский титул. Это был первый и на долгое время единственный неравнородный брак Романовых (не считая Марты Скавронской). Скончалась в 36 лет, погребена в Вознесенском монастыре в Москве.

Иван V Алексеевич Романов - старший царь и великий государь всея Руси

Годы жизни 1666–1696

Годы правления 1682–1696

Отец - царь Алексей Михайлович, царь

и великий государь всея Руси.

Мать - царица Мария Ильинична Милославская.

Будущий царь Иван (Иоанн) V Алексеевич родился 27 августа 1666 года в Москве. Когда в 1682 году старший брат Ивана V - царь Федор Алексеевич - умер, не оставив наследника, то 16-летний Иван V, как следующий по старшинству, должен был наследовать царский венец.

Но Иван Алексеевич был с детства болезненным и совершенно неспособным к управлению страной человеком. Именно поэтому боярами и патриархом Иоакимом было предложено отстранить его и выбрать следующим царем его сводного брата 10-летнего Петра, младшего сына Алексея Михайловича.

Оба брата, один из-за нездоровья, другой из-за возраста, не могли участвовать в борьбе за власть. Вместо них за престол сражались их родственники: за Ивана - сестра, царевна Софья, и Милославские, родственники его матери, а за Петра - Нарышкины, родственники второй жены царя Алексея Михайловича. В результате этой борьбы произошел кровавый бунт стрельцов .

Стрелецкие полки с новыми избранными ими командирами направлялись к Кремлю, а за ними шли толпы горожан. Шедшие впереди стрельцы выкрикивали обвинения в адрес бояр, которые якобы отравили царя Федора и уже покушаются на жизнь царевича Ивана.

Стрельцы заранее составили список фамилий тех бояр, которых потребовали для расправы. Они не слушали никаких увещеваний, а показ им на царском крыльце живых и невредимых Ивана и Петра не произвел на восставших впечатления. И на глазах царевичей стрельцы выбрасывали из окон дворца на копья тела их родственников и бояр, знакомых им с рождения. Шестнадцатилетний Иван после этого навсегда отказался от государственных дел, а Петр на всю жизнь возненавидел стрельцов.

Тогда патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих: Ивана - старшим царем, а Петра - младшим царем и назначить при них регентшей (правительницей) царевну Софью Алексеевну - сестру Ивана.

25 июня 1682 года Иван V Алексеевич и Петр I Алексеевич венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Для них был сооружен даже особый трон с двумя сиденьями, в настоящее время хранящийся в Оружейной палате.

Царь Иван V Алексеевич

Хотя Иван назывался старшим царем, он практически никогда не занимался государственными делами, а занимался только своей семьей. Иван V был государем российским в течение 14 лет, но его правление являлось формальным. Он только присутствовал на дворцовых церемониях и подписывал документы, не понимая их суть. Действительными правителями при нем были сначала царевна Софья (с 1682 по 1689 год), а потом власть перешла к его младшему брату - Петру.

Иван V с детства рос хилым, болезненным ребенком, имевшим плохое зрение. Сестра Софья выбрала для него невесту, красавицу Прасковью Федоровну Салтыкову. Женитьба на ней в 1684 году благотворно повлияла на Ивана Алексеевича: он поздоровел и повеселел.

Дети Ивана V и Прасковьи Федоровны Салтыковой: Мария, Феодосия (умерли во младенчестве), Екатерина, Анна, Прасковья.

Из дочерей Ивана V Анна Ивановна впоследствии стала императрицей (правила в 1730–1740 годы). Его внучка стала правительницей Анной Леопольдовной. Царствовавшим потомком Ивана V был также его правнук - Иван VI Антонович (формально значился императором с 1740 по 1741 год).

По воспоминаниям современника Ивана V, в 27 лет он походил на дряхлого старика, очень плохо видел и, по свидетельству одного иностранца, был поражен параличом. «Безучастно, мертвенной статуей на своем серебряном кресле под образами сидел царь Иван в мономаховой шапке, нахлобученной на самые глаза, опущенные вниз и ни на кого не глядевшие».

Иван V Алексеевич умер на 30-м году жизни, 29 января 1696 в Москве и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Серебряный двойной трон царей Ивана и Петра Алексеевичей

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

русский царь в 1682-1696 годах из династии Романовых

Краткая биография

Иоа́нн (Ива́н ) V Алексе́евич (6 сентября 1666, Москва - 8 февраля 1696, там же) - русский царь в 1682-1696 годах из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской. Старший единокровный брат и соправитель Петра I . Отец Анны Иоанновны, Императрицы Всероссийской.

Когда в 1682 году его старший брат, царь Фёдор Алексеевич, умер, не оставив наследника, 15-летний Иван Алексеевич, как следующий по старшинству, должен был наследовать престол.

Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению страной. Поэтому было предложено отстранить его и выбрать следующим царём его единокровного брата 10-летнего Петра, младшего сына Алексея Михайловича.

Об Иване Алексеевиче говорили, будто бы он слабоумен, что, возможно, являлось следствием болезни (эпилепсии, отягощенной цингой, хронической болезнью детей Марии Милославской) и наветом Нарышкиных, который они распространяли в период ожесточённой борьбы за власть с Милославскими. Доподлинно известно, что, находясь в самом центре этой борьбы, Иван Алексеевич ни разу не попытался принять в ней активное участие и не проявлял интереса к государственной деятельности. Василий Никитич Татищев, бывший младшим современником Ивана и одним из сподвижников Петра I, писал о нем как «о человеке ума довольного».

Приход к власти

Оба брата, один из-за нездоровья, другой из-за возраста, не могли участвовать в борьбе за власть. Вместо них боролись их родственники: за Ивана - сестра, царевна Софья, и их родственники Милославские, родственники его матери; за Петра - Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича. Дело не обошлось без кровавого бунта стрельцов.

В итоге патриарх Иоаким предложил провозгласить царями сразу обоих: Ивана - старшим царём, Петра - младшим царём и назначить при них регентшей царевну Софью Алексеевну.

25 июня 1682 Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Причём «старший» царь венчался подлинной шапкой Мономаха и большим нарядом, а для «младшего» были сделаны копии. Для них был сооружён особый трон с двумя сиденьями, в настоящее время хранящийся в Оружейной палате.

До 1689 года царствование и Ивана, и Петра было номинальным, фактически власть осуществлялась царевной Софьей Алексеевной, опиравшейся на клан Милославских и на своих фаворитов - В. В. Голицына и Ф. Л. Шакловитого.

В 1689 году наступает развязка в противостоянии Софьи и Петра, в результате которой Софья была отстранена от власти. В это время Пётр направляет из Троице-Сергиевой лавры послание Ивану, в котором пишет:

А теперь, государь братец, настоит время нашим обоим особам Богом врученное нам царствие править самим, понеже пришли есми в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами в титлах и в расправе дел быти не изволяем; на то б и твоя, государя моего брата, воля склонилася, потому что учала она в дела вступать и в титла писаться собою без нашего изволения; к тому же ещё и царским венцом, для конечной нашей обиды, хотела венчаться. Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас! Тебе же, государю брату, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим изволением, для лучшие пользы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство наше успокоить и обрадовать вскоре. А как, государь братец, случимся вместе, и тогда поставим все на мере; а я тебя, государя брата, яко отца, почитать готов.

На тот момент для Петра очень важно было заручиться поддержкой брата, или, по крайней мере, его невмешательством.

Участие в государственных делах

Хотя Иван назывался «старшим царём», он практически никогда напрямую не занимался государственными делами, кроме ритуальных церемоний, требовавших участия царя, и целиком посвятил себя семье.

Иван V русский царь (1682-1696), брат Петра I

Русский царь (1682-96), сын Алексея Михайловича, брат Фёдора III и Петра I.

Из всех Романовых царь Иоанн (Иван) Алексеевич - самая "блёклая" фигура. Оказавшись заложником политических интриг, он практически не принимал участия в управлении государством и поэтому почти не оставил следа в истории. Причиной всему было очень плохое здоровье царя. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что Иван был слабоумным, чуть ли не сумасшедшим. Это не так. Царь был слаб физически, но никак не душевно. Подобно брату Фёдору, болел цингой и, подобно младшему брату Петру, падучей. Один из иностранных путешественников писал, что припадки у Ивана случались ежемесячно и, кроме того, царь плохо видел. Физическая немощь проявлялась и в каком-то дефекте речи. Австрийский дипломат отмечал, что царь "говорил слабым и неясным голосом", а когда "встал, чтобы спросить о здоровье императора, то едва мог стоять на ногах, и его поддерживали два камергера под руки". Обычно во время официальных аудиенций вместо Ивана выступал кто-то из бояр, зачитывая его речи. Из иностранных свидетельств следует также, что Иван был разбит параличом. Но это вряд ли соответствует действительности, поскольку царь постоянно присутствовал на церковных службах и ездил на богомолья. Особенно любил он Новодевичий монастырь, где подолгу задерживался.

После смерти Фёдора Нарышкины провозгласили царём Петра, и только стрелецкий бунт и выступление Софьи позволили восстановить справедливость, так как именно Иван был наследником престола. Однако многие бояре, признавая неспособность Ивана к управлению, "частенько об этом вздыхали". С 26 мая 1682 в России началось соправительство двух царей, "старшего" Ивана и "младшего" Петра. Последним из русских царей Иван Алексеевич был венчан на царство знаменитой шапкой Мономаха (для Петра была сделана так называемая шапка Мономаха второго наряда).

Иван удивительным образом поддерживал хорошие отношения и с Софьей, и с Петром. Во время событий 1689 года он выступил на стороне сестры, запретив воинским начальникам ехать к Петру в Троицкий монастырь. Но потом, когда потребовались более решительные действия, Иван заявил Софье, что с братом ни в чём ссориться не будет. Когда Пётр вернулся в Москву, Иван встретил его на крыльце дворца. Братья обнялись, и Пётр просил Ивана "быть ему другом, и тот, кто отвечал ему от имени брата, заверил Петра в его дружбе".

В январе 1684 Ивана женили на Прасковье Фёдоровне Салтыковой. Эта "первая красавица России", по свидетельству одного шведского дипломата, заявила, что "скорее умрёт", чем выйдет за Ивана. Но свадьба всё же состоялась. Она была организована царевной Софьей, надеявшейся на рождение у Ивана сына, за спиной которого ей ещё долго можно было управлять государством. Но у Прасковьи родилось пятеро дочерей.

Царица Прасковья принадлежала к древнему дворянскому роду, происходившему от легендарного Миши, предга Морозовых, Шестовых, Тучковых и других знаменитых фамилий. Таким образом, Салтыковы были хоть и отдалённой, но родней Романовым через мать Михаила Фёдоровича - Ксению Ивановну Шестову. Кроме того, Салтыковы породнились с князьями Трубецкими, Куракиными, Долгоруковыми и другими знатными семьями. А на сестре Прасковьи - Анастасии женился потом знаменитый сподвижник Петра князь-"кесарь" Федор Юрьевич Ромодановский Воспитывали Прасковью в старинных русских традициях. Приверженность этим привычкам сохранилась у нее до конца жизни. Но, в отличие от сестер мужа, она никогда открыто не выступала против Петра, чем заслужила его симпатию.

Более того, Прасковья умудрялась сохранять добрые отношения со всей родней, в том числе с опальным царевичем Алексеем Впрочем, ей была абсолютна безразлична тогдашняя политическая борьба в царской династии: единственное, что её интересовало, - своя собственная судьба и благополучие своих дочерей. Петр относился к невестке с уважением и добротой, что не мешало ему иной раз подшучивать над ее образом жизни.

Царица была стройной, высокой и полной. С годами она подурнела и обрюзгла, болела водянкой, с трудом ходила (временами её возили в кресле на колёсах). Характер ее был спокойным, хотя временами случались и вспышки гнева, тогда ей трудно было овладеть собой. Известно, например, что к концу жизни она перессорилась со всеми своими дочерьми и даже прокляла их. Только на смертном одре простила среднюю дочку Анну, будущую русскую императрицу, а две другие так и остались жить под матушкиным проклятием. В их печальной судьбе многие видели исполнение злого рока. Вообще, Прасковья была крайне религиозна, но с чисто обрядовой стороны. Она истово выполняла все церковные предписания, совершенно не понимая их сути. Кроме того, она была крайне суеверна. При её дворе постоянно толпились какие-то предсказатели, кудесники, колдуны, нищие, странники, больные и увечные, кормившиеся от щедрот царственной богаделки. Этой публики было так много, что Пётр называл двор Прасковьи "гошпиталем уродов, ханжей и пустосвятов". Особенным уважением царицы пользовался некий полубезумный подьячий Тимофей Архипыч, ходивший по дворцу в грязном рубище и выдававший себя за пророка и чуть ли не святого. Вместе с тем полным-полно было и всевозможных шутов, карлиц и дурок, своими грубыми шутками потакавших непритязательному вкусу Прасковьи. Вся эта публика не только находилась при дворе царицы в Измайлове, но некоторые из них даже перебрались в Петербург, продолжая и там получать подачки из рук своей покровительницы.

После смерти мужа царица с дочерьми жила в подмосковном Измайлове, принадлежавшем ещё Алексею Михайловичу Она неплохо вела хозяйство, хотя много тратила на вклады в монастыри и раздачу милостыни. Прасковья отличалась хлебосольством, постоянно принимала у себя разных гостей, в том числе иностранцев. Но в 1708 в угоду Петру она вместе с дочерьми, сестрами Петра, вдовой царя Фёдора - Марфой Матвеевной, князем Ромодановским и другими московскими боярами переехала в Петербург (хотя потом бывала и в Измайлове). Здесь пришлось ей даже плавать на кораблях по морю - Пётр приучал свою родню "к воде". Дом царицы стоял на берегу Невы недалеко от Петропавловки. В нем она и завершила свой жизненный путь. Перед смертью попросила принести зеркало и долго-долго смотрелась в него. Пётр лично распоряжался похоронами и устроил своей невестке торжественное и пышное погребение, поглазеть на которое сошлось множество народу.

Через несколько лет после смерти Ивана V по установившейся к тому времени "доброй традиции" объявился самозванец, называвший себя царём Иваном Алексеевичем. Им оказался сын сибирского крестьянина из Нижнеилимской слободы - Ивашка Попов. Но "развернуться" в полную силу он не успел, в 1702 авантюрист был схвачен и бит плетьми. Потом следы его затерялись. Чуть более удачной оказалась судьба другого проходимца, появившегося за границей. В 1747 к русскому послу в Стамбуле А. И. Неплюеву пришёл какой-то человек лет сорока, который назвал себя сыном царя Ивана и царицы Прасковьи - царевичем Фёдором Иоанновичем. Оказывается, еще в детском возрасте он был отдан царицей какому-то греческому монаху и голландской женщине. В женском платье они перевезли мальчика в Астрахань, а оттуда на Ближний Восток. Некоторое время якобы "царевич" жил в Дамаске, потом долго странствовал, пока не очутился в турецкой столице. Но русских дипломатов того вре"мени "на мякине" было не провести. Неплюев приказал арестовать самозванца и сечь розгами, пока не скажет правду. Не стерпев побоев, "царевич" признался, что его действительно зовут Фёдором Ивановым, а кто его родители, он не знает. Всю вину за самозванство он свалил на монаха и голландку, открывших ему "страшную тайну". Неплюев приказал "Федьку" заковать в кандалы и под караулом отправил в Россию. Но на первой же остановке в одном из турецких городов пленник начал орать на всю улицу, что он хочет принять ислам, а его насильно вывозят из страны. Сбежавшиеся на крики турки отбили мошенника у русского конвоя. Сопровождавший "Федьку" офицер попытался было застрелить его, но промахнулся. Турецкие власти отказались выдать самозванца русским и отправили его якобы на родину - в город Алеппо (Халеб). Дальнейшая судьба этого "турецкоподданного" неизвестна.