Каждый лист твой над струей. «Что ты клонишь над водами…» Ф

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою!

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..


Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей…

Но струя бежит и плещет

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 2.

Первая публикация - Совр . 1836. Т. IV. С. 34 под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XVII, с общей подписью «Ф.Т.». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 5–6; Изд. 1854 . С. 7; Изд. 1868 . С. 10; Изд. СПб., 1886 . С. 102; Изд. 1900 . С. 102.

Печатается по автографу.

Записано в автографе под цифрой 2; под цифрой 1 - «В душном воздуха молчанье…» (см. коммент . С. 401). Характерная особенность синтаксического оформления текста - частое использование многоточий; 2-я строка заканчивается восклицательным знаком и дополнительной точкой, как бы незавершенным многоточием; 5-я - вопросительным знаком и многоточием (четырьмя точками), 7-я - многоточием (здесь снова четыре точки), 10-я - многоточием (пятью точками). Это обилие точек в конце строк могло ассоциироваться в поэтическом сознании автора с бегущей струей, движением поэтической эмоции; это и знак недосказанности, широкого внетекста, простора для читательского воображения. В написании стихотворения заметно стремление начинать с прописной буквы слова «Макушку», «Струю», «Струей», «Солнце», «Смеется». Прописные буквы в словах, обозначивших главных персонажей сценки, намекают на аллегорический подтекст образов (мотив девичьей обиды), создают мифологическую подоснову картинки.

В списке Муран. альбома (с. 6) многоточия не воспроизведены, в конце 2-й строки - запятая, в 5-й - только вопросительный знак, в 7-й - запятая, в 10-й - точка. Прописных букв нет.

История публикаций свидетельствует о стремлении приблизиться к автографу в передаче знаков препинания, отражающих движение тютчевского поэтического чувства. Ближе всего к автографу в этом отношении Лирика I .

Датируется, как и стих. «В душном воздуха молчанье…», 1830-ми гг.

Н.А. Некрасов отмечал: «Ничего не прибавляем в похвалу этому стихотворению. Заметим только одно, что, несмотря на всю разность содержания, оно напомнило нам стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий», которому оно, по нашему мнению, нисколько не уступает по своему достоинству» (Некрасов . С. 208). Он обратил внимание на чувство неудовлетворенности, стремление к чему-то, поиск, связанный с образом движущейся воды. Л.Н. Толстой отметил стихотворение буквами «К. Т.» (Красота. Тютчев) (ТЕ . С. 145).

как могут быть связоны между собой части сложного предложения ».

Искать только «поработай над своей устной научной речью.погатовь...

текст ученый петя надо найти 7 слов с орфограммой проверяемые безударные гласные в корне слова. строчки:вот сидит перед вами петя,онн умнее всех на свете

все он знает понимает,все другим он обьясняет. приходили дети к пете говорили дети пете: петя,петя ты ученый говорят они ему:облестает лист зеленый объясни нам почему?! и ответил петя; дети! хорошо, я объясню. лист зеленый облетает, по траве сухой шуршит потому что он плохими к ветке нитками пришит.услыхали это дети если ты все знаешь петя если ты умнее всех расскажи ка нам про снег не поймем зачем зимою снег на улицы валит и над белою землею больше зяблик не летит? и ответил петя; дети! ладно ладно расскажу знаю очень хорошо снег зубной порошок но особый интересный не земной а небесный зяблик больше не летает как известно оттого крылья примерзают у него. услыхали это дети,уживились: что ты петя неужели в самомо деле в самом деле оттого? и тогда сказали дети хороши ответы эти, но ответить на вопросы мы еще тебя попросим: видишь стали дни короче и длиннее стали ночи.? почему ответь,потос вся река покрыта льдом? и ответил петя:дети! так и быть уж,объясню. рыбы в речке строят дом для своих детишек и покрыли речку льдом он им вместо крыши оттого длиннее ночи оттого короче дни,что мы рано стали очень зажигать в домах огни.услыхали это дети,засмеялись:что ты петя неужели в самом деле в самом деле оттого?как вы думаете дети а не врет ли этот ПЕТЯ?

собака(или кошка,или другой питомец,который живёт у вас дома).Какое настроение у тебя бывает,что ты чувствуешь,о чём думаешь.Используй предложения с однородными членами,сложные предложения с союзом и,а,но.К этой работе,конечно,нужно сначала подготовится.

Вот сидит перед вами Петя,он умнее всех на свете всё он знает,Понимает,Всё другим он объясняет Подходили дети к Пете Говорили с Петей дети Петя Петя ты

учё Говорят они ему облетает лист зелёный объясни нам почему И ответил Петя Дети Хорошо Я объясню Лист зелёный облетает По траве сухой шуршит Потому что он плохими К ветке листьями пришит Услыхали это дети И сказали Что ты Петя Неужели В САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ТАКИ опять сказали дети Если ты всё знаешь Петя Если ты умнее всех Расскажика нам про снег Не поймём-зачем зимою Снег на улице валит И над белую землёю Больше зяблик не летит И ответил Петя Дети Ладно ладно Расскажу Знаю очень хорошо Снег-зубной порошок но особый интересный Не земной а небесный Зяблик больше не летает как известно оттого Крылья к туче примерзают Примерзают у него Услыхали это дети Удивились Что ты Петя Неужели В самом деле В САМОМ ДЕЛЕ ОТТОГО Хороши ответы эти Но ответь на вопросы Мы ещё тебя попросим Видишь стали дни короче И длиннее стали ночи Почему ответь потом Вся река покрыта льдом И ответил Петя Дети Так и Быть уж объясню Рыбы в речке строят дом Для своих детишек И покрыи речку льдом Он им вместо крыши Оттого длиннее ночи Оттого короче дни Что мы рано стали очень Зажигать в домах огни Услыхали это дети Засмеялись Что ты Петя Неужели в самом деле В САМОМ ДЕЛЕ ОТТОГО как вы думаете дети а не врёт ли этот Петя найди и выпиши семь слов с орфограммой проверяемые безударные гласные в коре слова орфограмму подчекнуть найди и выпиши слово с орфограммой Непроизносимые согласные в корне слова

Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам

медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.
Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова,которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова,из которого можно определить его падеж.Этот падеж?а)Р.п б)В.п

Цели урока:

  1. систематизировать знания учащихся о лирическом произведении, продолжить обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики;
  2. помочь ученикам постичь “внутренний план” тютчевской пейзажной лирики, развивать эмоциональность старшеклассников;
  3. воспитание чувства восхищения перед творчеством великих мастеров слова.

Сведения по истории литературы:

  • романтические традиции в русской лирике;
  • мир природы и мир души.

Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий:

  • философская лирика;
  • антитеза;
  • природа и человек;

Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений:

  • анализ поэтического текста;
  • выявление “второго плана”;
  • литературный отзыв.

Оформление доски: иллюстрации с изображением пейзажных зарисовок.

Эпиграф

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. . . (Ф. И. Тютчев)

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема и цель урока объявляется учителем, записи в тетради. Проверка готовности к уроку. Мотивационный момент.

Вступительное слово учителя. Тема урока “Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…” (Восприятие. Истолкование. Оценка.)

Анализ – исследование текста стихотворения.

Учащиеся объясняют значение слов “восприятие”, “истолкование”, “оценка”. Учитель при необходимости уточняет: можно отразить не только личное восприятие стихотворения, но и отметить, какие мысли и чувства вызвало оно у современников поэта; анализировать стихотворение надо в единстве формы и содержания и в контексте всего творчества поэта, оценивая мастерство автора и художественную ценность произведения, не следует забывать, что личностная оценка факультативна, порой мы не готовы достойно, на нужном уровне оценить классическое произведение, поэтому надо быть корректными.

2. Работа по теме урока

2. 1. Задание №1. Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…” учителем. Ответьте на вопрос, какие ассоциации возникли у вас при чтении стихотворения?

Что ты клонишь над водами
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами
Словно жадными устами
Ловишь беглую струю?

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей,
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой …

(возможны поверхностные ответы, т. к. дети при первом знакомстве с произведением увидели только пейзажную зарисовку: склоненная над водой ива, многие представляют под словом “вода” ручей, реку, водопад Учащиеся обращаются к иллюстрациям, указывают на те, которые, по их мнению, отражают возникшие ассоциации.) Восьмиклассники отмечают, что композиция стихотворения – двучастная; произведение небольшое по объему, состоит из двух восьмистиший; изображено состояние природы и состояние человека в определенный момент жизни)

1.2. Слово учителя о поэте.

Когда-то Тургенев уверял, что “о Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”.

Вся жизнь Тютчева - в его стихах. С его произведениями вы уже встречались на уроках литературы, что-то учили наизусть. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева (возможно, дети вспомнят самые известные строки поэта):

Зима недаром злится
прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора…

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом

Совсем не случайно то, что все эти стихи о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

1.3. Коллективная работа. Цель: при помощи детального анализа произведения выяснить его идейно-смысловое содержание. Подготовить рабочие записи для самостоятельной письменной работы.

Настроение стихотворения? Какие слова своим смыслом создают настроение? В стихотворении царит настроение грусти, печали, недоумения, иронии. Интонация стихотворения характеризуется сочетанием экспрессивной лексики и тона спокойных и серьезных размышлений.
Как выражается настроение в стихотворении?

Как оно построено?

Как вы думаете, почему стихотворение разделено на две строфы? Какую роль играет вопрос в первой части и получаем ли мы на него ответ во второй?

Как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)

Как объяснить обращение к иве как к живому существу, очень похожее на традиционное для русского фольклора?

Настроение меняется на протяжении стихотворения Композиционно стихотворение делится на строфы. В 1-ой строфе говорится о “иве”, во 2-ой – о “струе”. Эти два лирических образа находятся во взаимодействии: ива склонилась над водой… Каждая строфа из себя представляет пятистишие (квинтет), в нем рифмуются строки в следующем порядке: первая, третья и четвертая строка рифмуются между собой, а вторая - с пятой.

Четырехстопный ямб, в каждой строке присутствует пиррихий. По расположению ударений наблюдается рифма мужская (2, 5 строка) и женская (1, 3, 4 строки). По расположению в строках перекрестная рифма сочетается с парной (3, 4 строка).

Из приемов звукописи активно используется аллитерация. Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующая закономерность. Повтор Ш ([ што], клониш ь, макуш ку, ловиш ь) в первой строфе, во второй строфе звуков [щ] (трепещет, блещет, плещет), [ж] (каждый, бежит, нежась) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. В строке “Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей…” слышен лепет ручейка в этом шепчущем повторе “хоть”. Эпитеты, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета: дрожащими листами или одно из впечатлений о предмете, беглая струя, жадными устами – используются только в 1–ой строфе при описании образа ивы. Там же мы видим и олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного: ива “ловит”, “устами”, струя “беглая”, “бежит”, “смеется”, лист “томится”. В первой строфе преобладают существительные и прилагательные, во второй – глаголы. Первая строфа состоит из двух вопросительных предложений, вторая – из одного сложного предложения с несколькими рядами однородных членов – сказуемых. В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой прием часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный прием есть не что иное, как разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение.

Вывод: какова тема и идея стихотворения?

Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока? Откуда это непреходящее чувство грусти оттого, что так и не удается иве коснуться вечно бегущего куда-то потока?

Почему струя смеется над ивой? Как антитеза помогает разграничить временное и вечное в стихотворении Ф. Тютчева?

“Ива” и “струя” расстаются с ролью детали пейзажа и приобретают статус знаков, за которыми стоит целое явление в создаваемом автором мире. В склонении ветвей, в данном случае “макушки” традиционно содержатся два смысла – стремление защитить и преклонение перед чужим горем. Следовательно, ива – знак страдания всеобщего, безмерного и сострадания. Образ ивы ассоциируется с жизнью человека: “белая” полоса чередуется с “черной”, невзгоды с радостями. Но человек не должен склонять голову (макушку) перед жизненными проблемами. В данном случае слово “макушка” с ударением на первом слоге является однородным со словами “маковка” (церкви), которая устремлена в небо, в вечность.

Второй образ “ над водами” (с ударением на первом слоге) представляет из себя символ “времени”, столь безжалостного над человеком: каждый день, каждая секунда приближает человека к единственно возможному концу – смерти. Как бы человек не пытался “словить жадными устами” бегущую струю, но она “смеется над тобой…”. Время- это категория вечная, постоянная, жизнь человека – категория непостоянная, частичка вечного.

Настоящее время глаголов, имеющих значение движения, активного действия, указывает на постоянство данного явления – течения времени.

2. 4. Подведение итогов коллективной работы. Итак, в чем же особенность тютчевского изображения природы, чем оно отличается от обыкновенного, нашего взгляда? Из чего для автора произведения складывается жизнь природы и почему ей никогда не суждено остановиться или замереть в своем движении?

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни. Везде автор показывает сходства природы и человека, их общность происхождения, значит, и общие проблемы и пути их решения, взаимное чувство поддержки (они всегда находятся вместе), общие проявления неидеальности – описывается схваченный с натуры образ и раскрываются некоторые философские истины. Ф. И. Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Ранней лирике Тютчева (стихотворение “Что ты клонишь над водами…” относится к раннему периоду творчества) свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки)

Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны.

Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место.

Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление “вечного” и “мгновенного”, всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой Вечности жизнь человеческая - лишь короткая вспышка.

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном. . .
Час тоски невыразимой!. .
Все во мне, и я во всем!. .

Его поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

3. Домашнее задание.

Письменный анализ стихотворения “Что ты клонишь над водами…”

Письменная итоговая работа (работы учащихся)

1. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…”

Это стихотворение написано в ранний период творчества замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. С момента встречи с его творчеством я поняла, что Тютчев – поэт для узкого круга читателей, тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Понять его поэзию дано не каждому. Вот так случилось и со мной. Читая стихотворение “Что ты клонишь над водами…”, я представляла себе пейзажную зарисовку: лето, теплый денек, берег небольшой речушки, заросший кустарником и тальником, иву, склоненную над бегущей и журчащей по камешкам струей воды. Играет легкий ветерок листьями. Но что-то настораживает в стихотворении. Почему автор говорит о иве как об одушевленном предмете? Почему становится грустно при чтении стихотворения? Да потому, что начинаешь догадываться, что это символическое изображение жизни человека во времени. Не случайно стихотворение состоит из двух строф, каждая состоит из пятистишия (квинтет). В первой строфе – образ “ивы-жизни”, во второй – образ “струи-времени”. Глаголы второй строфы передают непрестанное движение, вечное: бежит, плещет, блещет, и самое главное, смеется над тем, что пришло в этот “мир на время”. Дерево как будто склонилось под тяжестью проблем, неудач, потерь, как иногда бывает с человеком. Для описания такого состояния души автор пользуется существительными, как называющими предмет, и к ним эпитетами: уста жадные, струя беглая, листы дрожащие. Создается впечатление, что речь идет о предмете одушевленном, именно такую роль играет олицетворение. Выявить “второй план” помогает и антитеза “но”, и четырехстопный ямб с обязательным пиррихием в каждой строке, чередующиеся женская и мужская, перекрестная и смежная рифма. Вопросительные предложения как бы стараются вернуть нас к истине: да, жизнь коротка, но жить надо не склоняя “макушки”, достойно, не сдаваться ни перед какими жизненными проблемами, чтобы “умереть как человек”.

Юля М.

2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами…”

В стихотворении Тютчева на первый взгляд говорится о иве и струе, но внимательно прочитав несколько раз, я поняла идейный смысл данного произведения так: в стихотворении говорится о жизни и беспощадном к ней времени. Преобладает грустное настроение, печальное, хотя во второй строфе есть слово “смеется”, но радости оно не вносит в текст. Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа – из пяти строк. В каждой строфе четырехстопный ямб, рифма перекрестная (1-3 и 2-5 строки), парная (3-4 строки), женская (1, 3, 4 строки) сочетается с мужской (2, 5 строки). Часто встречаются многосложные слова, поэтому использован пиррихий. Для создания картины природы более живой, “звучащей” автор использует аллитерацию, повторяя 11 раз шипящие звуки “щ”, “ш”, “ж”. Слово “хоть” употребляется в стихотворении два раза, создается впечатление легкого течения ручейка. В первой строфе 2 предложения, простые, вопросительные. Во второй строфе много глаголов 3 лица единственного числа, которые образуют ряд однородных сказуемых. Эти глаголы обозначают активное движение, как бы рисуя общую картину движения времени. Лирический герой этого стихотворения мне представляется жалким, беззащитным. Он не может справиться со своими проблемами и просто-напросто подчинился им. Жизнь коротка и этот герой пытается ухватиться за время, но и оно его не жале, а лишь смеется над ним. Наверное, автор пытался донести до нас чувство жалости и истину о смерти. Каждая минута приближает человека к смерти. Автор говорит нам, что жизнь не вечна, а вечно только время, которое никого не щадит, оно просто бежит вперед. Мне кажется, что стихотворение заставило нас задуматься о том, что нужно не “транжирить” зря время, а успеть в этой жизни многое.

Карточка № 1

Ф.И.Тютчев

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей...

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет

И смеется над тобой…

    Отчего при чтении стихотворения рождается грустное настроение?

    В стихотворении два героя: ива и поток, струя . Они очень разные. Ива клонит над водами…макушку свою , ловит беглую струю , томится, трепещет. А струя радостна, полна движении и потому названа беглой . Струя бежит, плещет, блещет, смеется . В потоке – жизнь и наслаждение ею (на солнце нежась, блещет ). И чистая радость движения искрится, увлекает нас за собой. А ива печальна оттого, что не может слиться с этой радостью, слиться со струей. Желание ее столь сильно, что листы ивы названы дрожащими и сравниваются с жадными устами . Как вы понимаете это сравнение?

    Кому больше сочувствует поэт?

Ива А.А.Фет

Сядем здесь, у этой ивы.

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Ветви сочные дугою

Перегнулись над водою,

Как зеленый водопад;

Как живые, как иглою,

Будто споря меж собою,

Листья воду бороздят.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты…

Мягче взор твой горделивый…

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

    Совсем другая музыка стиха – энергичная, радостная, почти ликующая! И эти восклицательные знаки с их порывами, и эти мягкие рифмы, повторяющие название дерева (извивы, красивы, переливы …), рифмы, которые в первой и третьей строфе повторяются, как влюбленное эхо, и заканчиваются эпитетом счастливый . Отчего это счастье?

    Здесь, как у Тютчева, встречается слово дрожь. В каком значении употребляет его Фет?

    Какое из стихотворений ближе вам и почему?

    Как выглядит ива в стихотворении Тютчева и в стихотворении Фета?

    Важно ли, что в стихотворении Тютчева поэт один, а рядом с Фетом – его возлюбленная?

Фёдор Иванович Тютчев

Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…

Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.

Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.

Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни — появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.

В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.

В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры «С чужой стороны», вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.