Способы организации собственного жизненного пространства. Жизненное пространство: значение в психологии

Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

"Задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент" (Lewin, 1936а).

Тот факт, что жизненное пространство окружено физическим миром, не означает, что жизненное пространство – часть физического мира. (Рис. 9-3.) Скорее, жизненное пространство и пространство за его пределами – дифференцированные и отдельные регионы большей тотальности. Что это за тотальность, – какова эта большая вселенная – конечная или бесконечная, являет она хаос или космос – не имеет к психологии никакого отношения, за исключением одного важного момента. События, существующие во внешнем регионе и соседствующие с границей жизненного пространства – Левин назвал этот регион "внешней оболочкой жизненного пространства" – могут материально воздействовать на психологическую среду. То есть непсихологические события могут изменять психологические. Левин полагал, что изучение событий, происходящих во внешней оболочке, может быть названо "психологической экологией". (1951, гл. VIII). Первый шаг психологического исследования – установить природу событий, существующих на границе жизненного пространства, поскольку эти факты помогут определить, что возможно, а что – нет, что может случиться в жизненном пространстве, а что не может. Левин проделал эту работу перед тем, как предпринял исследование пищевых навыков у людей и возможности их изменения. (1943, 1951, гл. VIII).

События в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами – двустороннее сообщение. Соответственно, говорят, что граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть – скорее, чем стену или жесткий барьер. Отметим по ходу дела, что физический мир не может прямо коммуницировать с человеком, равно как и человек не может напрямую коммуницировать с внешним миром. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды. Это ясно при взгляде на рисунок, изображающий человека полностью окруженным пространством психологической среды.

Указание на проницаемую границу между жизненным пространством и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение событий в жизненном пространстве, предсказания, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не нарушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх тормашками психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить течение жизни. Поэтому, подчеркивает Левин, для психолога реальнее понять конкретную, в данный момент существующую психологическую ситуацию при помощи описания и объяснения в терминах теории поля, нежели попытаться предсказать, как собирается вести себя человек в некотором будущем.

Следует отметить другое свойство жизненного пространства. Хотя человек окружен психологической средой, он – не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у периметра круга, так же, как непсихологический мир – у периметра эллипса. Однако, граница между человеком и средой также проницаемы. Это означает, что события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P). Прежде, чем мы перейдем к обсуждению природы этих явлений, следует ввести еще одну дифференциацию в отношении структуры человека и среды.

Жизненное пространство человека — это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий.

Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета.

Сугубо человеческие задатки у ребенка — это продукт длительной природной эволюции живой материи, отразившейся в наследственно закрепленном генотипе. Однако в реальной жизни эта «закодированная» информация сама по себе реализоваться не может. Для этого необходимы определенные условия. Даже элементарные, заданные природой способности к речи, прямохождению и т.п. развиваются у ребенка постепенно, в процессе практического постижения им исторически сложившихся стереотипов владения языком, абстрактного мышления и т.д. Ведь способность мыслить (особенно понятийно) не проявляется сама по себе, а формируется при активном участии окружающих в результате жизнедеятельности человека в общественной среде. Именно общественные связи и отношения определяют то исходное жизненное пространство ребенка, которое дает ему шанс стать востребованной обществом личностью, возможно, даже выдающейся, и при этом развить в себе уникальную индивидуальность. Исходя из этого, жизненное пространство человека следует понимать как некую возможность мыслить, чувствовать, любить и быть любимым, созидать и т.д.

Человек — единственное земное существо, которое осознает свою роль во Вселенной и чувствует ответственность за собственные поступки, постоянно развивает и укрепляет в себе личностные качества. Психологи давно и не без основания утверждают, что человеческий индивид не рождается личностью, а становится ею в результате общения и воспитания. «Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или личности младенца, — утверждал известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979), — хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более возрастных этапах» . Жизненное пространство человека как личности включает в себя все специфические параметры протекания познавательных и творческих процессов, интеллектуальные и эмоционально-чувственные способности, способы мышления и стили восприятия мира, морально-этические и правовые формы общения и множество иных свойств и качеств в сфере организации личностного бытия.

Таким образом, жизненное пространство личности философы определяют как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою собственную жизнь (судьбу), предполагающую тот или иной смысл, а также цели и средства, находящиеся в сложных и неоднозначных отношениях между собой. Такое жизненное пространство, будучи по содержанию общественным феноменом, по форме для каждой отдельной личности всегда проявляется строго индивидуально. Оно открывается с момента рождения человека, но не завершается умиранием. В четко очерченных границах территориально-временного жизненного пространства человеческий индивид фактически совершает внутреннее восхождение от некоего природного существа к духовной личности, чувства, мысли и дела которой продолжают жить и развиваться в других людях. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет», — писал А.С. Пушкин . Действительно, жизненное пространство личности выходит далеко за пределы ее физического существования, причем масштабы его определяются тем, насколько она социально и духовно значима.

Вопрос о жизненном пространстве тесно связан с проблемой отношения к природе как к объективному полю реального бытия. Издавна природу называли матерью, человек обязан был любить и беречь ее. С Нового времени отношение к природе меняется: она становится мастерской человека, который, будучи подотчетен только одному Богу, превращается в ее господина. Природа с тех пор предстает как некая инертная сила, требующая покорения. Вспомним в этой связи известные высказывания, ставшие афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», «Нечего ждать милости от природы -взять ее наша задача!». И только возникшие глобальные проблемы привели человечество к осознанию того, что природа — его родной дом. А это значит, что о нем надо заботиться как о самом себе: беречь, сохранять и восстанавливать все утраченное.

Жизненное пространство человека ныне характеризуется как особая социально-культурная, духовно-нравственная атмосфера. А потому вся ответственность за его формирование и за сохранение морального климата в обществе лежит на самих людях. Следует отметить, что разного рода проекты по преобразованию природы, совершенствованию общества, а также выбираемые средства и способы решения конфликтных ситуаций никогда не были и в принципе не могут быть исключительно безошибочными. Они всегда содержат в себе немалую долю риска. Однако это вовсе не означает, что деятельность человечества с каждым днем становится все более негативной, как вырождается и оно само, снижая уровень своей нравственной ответственности. Наоборот, жизненное пространство современного человека, неразрывно связанное с культурой, созиданием ценностей, а также с критическим осознанием собственных достижений и промахов, улучшается. Однако сегодня каждому человеку как никогда следует стремиться быть самим собой, то есть определять четкие и ясные цели на всех временных этапах жизнедеятельности и не отступать от них, «быть для самого себя» (Э. Фромм).

Когда же индивид осваивает шаблонный тип личности, навязываемый ему несовершенным обществом, он перестает быть самим собой. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, более того, появляется осознанный страх перед одиночеством и собственным бессилием. Из этого следует, что каждый член общества обязан овладевать искусством жить по-человечески. Иначе говоря, он должен научиться самостоятельно заботиться о своем физическом и нравственном состоянии. Разумный образ жизни обнаруживает меру в желаниях, полезную и даже необходимую для физического и духовного самосовершенствования. Поиски такой меры удовольствия от жизни, которая сделала бы человека счастливым на всех этапах его жизненного пути (от младенчества до глубокой старости), ведутся давно — еще со времен Гиппократа. Все это тесно связано с проблемой смысла жизни, найти который — значит, по сути, обрести себя, обнаружить «в-самом-себе-бытие», то есть постигнуть свои потенциальные духовные возможности, определить свою роль в природной среде, найти собственное место в потоке социального движения.

Если индивид не обретет «в-самом-себе-бытия», его существование по отношению к вечности будет пустым, призрачным. Человеческая жизнь должна иметь назначение, цели и разнообразные средства их достижения. Проблема утраты человеком смысла жизни имеет сегодня не столько психологический характер, сколько социально-моральный. Этим во многом и объясняются социально-нравственные патологии, которые вызывают сегодня нестерпимую боль в общественном организме. Речь идет о разгуле преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, о распространении опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, о росте самоубийств. Скольких человеческих трагедий могло бы не быть, если бы люди не были столь ограничены в реализации своих потенциальных творческих возможностей, не были бы лишены стремления строить свою жизнь в полном согласии с разумом, совестью.

Осмысленно принимать на себя всю полноту ответственности за свои действия, поступки, за реализацию своих планов — это значит найти смысл собственной жизни, то есть обнаружить свое истинное «Я», «осуществить» себя в себе. Однако осуществить себя до конца удается далеко не каждому человеку. А причиной тому служит несовершенное общество, которое сделало его личностью, но ограничило его саморазвитие. Именно об этом писал Сент-Экзюпери: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» .

В настоящее время значительно возрос интерес к философскому осмыслению проблем смерти, с неизбежностью которой человеку очень трудно смириться. Эта сторона осознания жизни имеет непреходящее значение, ведь смерть есть ее незримое продолжение.

Предыстория

Между тем, стоит отметить что эта задача в основном труде Гитлера ставилась не на текущее время, а на столетия вперед. А своей основной задачей Адольф Гитлер считал освобождение от позорного для Германии Версальского договора и уничтожение евреев.

Ключевые документы

Множество ключевых документов демонстрируют, насколько последовательно Гитлер придерживался своех военных целей.

  • Сразу после захвата власти Гитлер представил при встрече с генералами в доме генерала Гаммерштейна-Экворда 3 февраля свою программу жизненного пространства (из записки генерала Курта Либманна):
Как мы должны использовать политическую власть? Ещё рано говорить. Может быть для получения новых возможностей для экспорта, а может быть - что ещё лучше - для завоевания нового жизненного пространства на Востоке и его бесцеремонной германизации.
  • В тайном посвящённом четырёхлетнему плану по вооружению тескте, в котором Гитлер требовал, чтобы германская армия и германская экономика через четыре года была готова к войне, им сказано:
„Окончательное решение состоит в расширении жизненного пространства и продовольственно-сырьевой базы нашего народа. Задача политического руководства в том, чтобы скоро разрешить этот вопрос.
  • 5 ноября Гитлер произнёс речь перед главными представителями вермахта о том, что германский пространственный вопрос может быть решён только с помощью войны (меморандум Хоссбаха).
  • 23 мая Гитлер сказал перед главнокомандующими:
Жизненное пространство, соответствующее величию государства, является основой любой державы. Какое-то время можно от этого воздерживаться, но рано или поздно решение проблем придёт само собой. Остаётся выбор между восходом или падением. Через 15 или 20 лет решение этого вопроса станет неизбежным. Дольше ни один немецкий политик не сможет его избегать.
  • 23 ноября 1939 Гитлер сказал перед главнокомандующими:
„Растущее население требует большего жизненного пространства. Моя цель - создать разумное соотношение между численностью населения и народным пространством. Борьба должна вестись за это. Ни один народ не может избежать этой задачи, иначе он обречён на постепенную гибель.

Близкие темы

  • Кровь и земля
  • Обер Ост
  • Рейхскомиссариат Московия , Рейхскомиссариат Остланд , Рейхскомиссариат Украина

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Жизненное дерево
  • Жизненное Древо

Смотреть что такое "Жизненное пространство" в других словарях:

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - минимум пространства, обеспечивающий нормальное существование организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО средняя площадь, приходящаяся… … Экологический словарь

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    жизненное пространство - сущ., кол во синонимов: 1 место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Жизненное пространство - минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений (термин введен Хаусхофером). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    Жизненное пространство - (нем. Lebensraum), нацистская (нацисты) полит, доктрина. Утверждала необходимость завхвата большей терр. для расселения растущей нем. нации. Термин был впервые использован как полит, понятие в 70 х гг. 19 в., а Гитлер и Геббельс придали ему… … Всемирная история

    жизненное пространство - — EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

    жизненное пространство - Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО - англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии

    жизненное пространство - (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Жизненное пространство семьи. Объединение и разделение , С. К. Нартова-Бочавер , В книге обсуждаются остроактуальные вопросы организации жизненного пространства семьи: территории, временного режима, владения семейными и личными вещами. Аргументируется право каждого… Категория: Секс и семейная психология Серия: Расширение горизонтов Издатель:

Пространство -это то, что необходимо каждому из нас, чтобы не чувствовать себя стесненным другими.

Наблюдая природу -деревья, цветы, все живое на планете, -мы замечаем, что все, что живет, нуждается в жизненном пространстве для того, чтобы иметь возможность развиваться. Это естественный биологический закон. У животных есть свои способы определять и обозначать свою территорию, свое пространство. Если они этого не делают, их участок захватывают другие и возникает конфликт.

Жизненное пространство необходимо каждому человеку, чтобы быть счастливым и развиваться, уважая при этом пространство других. Каждый из нас нуждается в собственном пространстве -в плане физическом, эмоциональном и ментальном. В противном случае мы испытываем дискомфорт, посягательство на нашу свободу. Эти три плана тесно связаны между собой и не могут быть разъединены; поэтому ограничение пространства в каком-то одном из них мы ощущаем как удушье, переживаем фрустрацию, чувство бессилия, иногда даже гнев. Рассмотрим, что значит уважать свое пространство в разных планах.

Физическое пространство охватывает все заботы, которые мы считаем необходимыми для нашего физического тела (чистота, питание, одежда, внешность, физические упражнения и т. п.). Все это требует внимания и ухода, хотя и не всем нравится. К нашему физическому пространству принадлежит также все наше материальное имущество, все наши вещи. Не менее важно располагать определенным пространством для работы, уединения, сна и Других потребностей. Даже в большой семье, где пространство сильно ограничено, всегда можно выделить свой маленький уголок. Если мы не умеем обеспечить уважение к нашему физическому пространству, то же самое будет наблюдаться и на других планах.

ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Эмоциональное пространство включает решения, которые мы принимаем по собственному желанию, - выбор работы, друзей, музыки, досуга, мечты, цели и т. п. Даже если другим это не по душе, ты имеешь право заставить уважать себя, право на собственные вкусы, интересы и чувства, отличные от других.

Ментальное пространство включает всякий наш выбор относительно знаний, занятий, всевозможных увлечений, чтения. К ментальному пространству относится наша личная почта, все потребности, связанные с нашим развитием и нашей полной реализацией. Сюдг же относятся минуты одиночества, покоя, тишины. Ментальное пространство -это нап личный способ мышления, наши верования, ценности, даже наши страхи и сомнения Только нам самим решать, когда к ним приступить и как ими распорядиться. Но не следует забывать, что все, кто нас окружает, тоже нуждаются в своем жизненном пространстве вс всех трех планах.


Почему далеко не каждый умеет заставить других уважать его жизненное пространство: Прежде всего потому, что большинство из нас об этих вещах просто ничего не знает. В т< времена, когда люди жили большими семьями, пространство было ограниченным, теснь^ и принадлежало всем одновременно. Жили все вместе, занимались общими делами, каждый постоянно находился в пространстве другого. Такой способ жизни был естествечны\ когда-то давно, в племенных обществах, но в наше время он неприемлем.

Чтобы понять, не вторгаешься ли ты в чье-то пространство, дай себе время внимательнс понаблюдать, что происходит в твоей жизни и вокруг тебя. Нет ли у тебя желания НАПРАВЛЯТЬ жизнь других людей, заставить из ИЗМЕНИТЬСЯ, КОНТРОЛИРОВАТЬ и: действия, слова, желания и даже их внутренние установки (пусть даже ты уверен, что эт< пойдет им на пользу)? Не ловил ли ты себя на желании давать кому-то советы, хотя никтс тебя об этом не просил? Не принимал ли ты решений или обязательств за других, hi посоветовавшись с ними предварительно?

Все это -признаки твоего вторжения в чье-то пространство. Хуже того, в этом проявля ется отсутствие УВАЖЕНИЯ.

Еще одно средство осознания этих проблем - понаблюдать, вторгаются ли другие в тво> пространство. Например, нет ли любителей «одалживать» у тебя вещи без спросу? Н перебивают ли тебя в разговоре? Не вмешиваются ли в твои беседы, вкусы, желания, ; твои решения? Если да, то это сигнал: у тебя самого такое же отношение к другим, хотя возможно, в ином плане и в более тонкой форме. То, как с нами поступают другие отражает наши поступки по отношению к другим и к самим себе.

Для того чтобы определить свое жизненное пространство и добиться уважения к нем> существенно важно понять, что всякое внешнее отношение отражает то, что мы пережи ваем внутренне. Постепенная трансформация наших внутренних установок благотвор ным образом сказывается на отношении других людей к нам. Оно преображается, когд мы принимаем решение сделать все необходимое, чтобы улучшить качество жизни качество наших отношений.

ЖИЗНЬ НЕ МИЛА

Осознай, чего ты действительно хочешь. Возьми листок бумаги и составь список твоих личных потребностей. Обойди весь свой «личный участок». Каким ты видишь свое идеальное пространство -физическое, эмоциональное, ментальное? Далее, попроси других членов семьи проделать то же самое. После этого найдите время, чтобы каждый определил и заявил свои требования; обсудите их совместно. Уважайте выбор и потребности друг друга, уважайте точку зрения каждого, и тогда вы достигнете СОГЛАШЕНИЯ, приемлемого и выгодного для всех. Другими словами, учитесь ОБЩАТЬСЯ, УТВЕРЖДАТЬ себя и уважать себя. И тогда каждый займет надлежащее место и пространство, получит свободу иметь, делать и быть существом отдельным и уникальным.

Термин «жизненное пространство» используется в различных областях знаний. Например, в экологии он обозначает территорию, необходимую одной особи популяции; в политике - минимальную площадь, позволяющую государству реализовать свои геополитические и экономические стремления. Каков же психологический смысл понятия?

Термин в психологии

С точки зрения психологии это совсем не физическое место, имеющее определенные ограничения по площади. Жизненное пространство личности - это лишь те элементы материальной среды, которые отражаются в сознании человека.

Ожидания, цели, образы желаемых или нежелаемых объектов, действительные или кажущиеся барьеры для достижения целей - все это включается в жизненное пространство (также его именуют психологическим) и влияет на поведение личности. Поэтому говорят, что поведение и есть основная функция жизненного пространства.

Автор термина - немецкий психолог Курт Левин. Жизненное пространство - одна из основополагающих категорий в его понимании , базирующемся на теории поля. Левин предложил рассматривать личность исходя из ее окружения, но окружения не материального или социального, а отраженного в сознании этой личности, для чего и было введено понятие жизненного пространства.

Для объяснения своей теории Левин пользовался топологическими категориями (топология - раздел геометрии, изучающий взаимное расположение фигур и их элементов). Жизненное пространство изображалось как эллипс, а маленький круг внутри него означал саму личность.

Что же такое психологическое поле? Упрощая, его можно обозначить как взаимозависимые факты в жизни конкретного человека в конкретное время. Хотя акцент делается именно на текущей ситуации, тем не менее поле связано и с прошлым, и с будущим личности.

Прошлое - это знания, установки, чувства относительно фактов, в данный момент влияющих на личность, а будущее представлено планами и целями, но опять же не абстрактными, а относящимися к тому, что сейчас происходит с человеком. Важно, что все эти аспекты воспринимаются как одномоментные, (хотя на самом деле, конечно же, у них различная временная отнесенность) и имеют одинаковую степень влияния на человека.

Рассматривая время, Левин говорил о зонах настоящего, ближайшего и отдаленного прошлого и будущего личности, а в пространстве выделял два плана - реальный и ирреальный. Первый включал отражение происходящего на самом деле, а второй основывался на фантазиях (страхах, желаниях и так далее) человека.

Секторы пространства и внутренний конфликт

Жизненное пространство состоит из множества секторов, границы между которыми проницаемы, а связь одного сектора с другим происходит при помощи локомоций (реальных или воображаемых действий). Назначение локомоций - регулирование напряжения в жизненном пространстве, причем локомоции в одном секторе способны снижать напряжение в другом. Скажем, мечты - ирреальные действия - могут отвлечь от реальных физических потребностей, если удовлетворение их сейчас невозможно.

Границы пространства обретают четкость по мере взросления личности. Так, у младенца разграничение жизненного пространства находится на минимальном уровне, затем само пространство расширяется, дифференцируются его реальный и ирреальный планы. Интересно, что надежда рассматривается как пересечение этих планов в будущем, а чувство вины - как их расхождение в прошлом.

В теории поля используется также термин «валентность», вероятно, знакомый многим по школьному курсу химии, где он понимается как способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов. И в нашем случае валентность - это способность к отторжению или притяжению, но обладает этой способностью не атом, а определенный сегмент жизненного пространства.

Отталкивающий сектор имеет отрицательную валентность, притягивающий - положительную, а незначимый в данный момент для человека - нейтральную. Например, если человек хочет есть, еда будет положительно валентна, если он переел - отрицательно, и нейтрально, если потребность в пище в настоящий момент удовлетворена.

Понятие валентности важно для понимания конфликта в теории Левина. Внутренний конфликт может быть вызван тремя основными валентными противодействиями.

  • Человек выбирает между двумя секторами с положительной валентностью, то есть между двумя желаемыми объектами.
  • В одной цели сталкивается положительная валентность и отрицательная (человек хочет прыгнуть с парашютом, но одновременно боится этого).
  • Выбор между двумя отрицательными валентностями (например, человек не хочет выполнять неприятную работу, но знает, что в противном случае его ожидает наказание).

Условно эти типы конфликтов получили названия «стремление - стремление», «стремление - избегание» и «избегание - избегание». Автор: Евгения Бессонова