Рабочие программы для логопеда. Рабочая программа логопеда в школе Календарное планирование учителя логопеда

Календарно-тематическое планирование по логопедии в коррекционной школе

Пояснительная записка.

Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определённой части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования.

В последнее время отмечается значительный рост числа обучающихся, отстающих в учёбе.

Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться, является несформированность компонентов устной речи, которые в той или иной степени влияют на усвоение письма и чтения.

В результате логопедического обследования детей, поступающих в коррекционную школу, выявлено, что у многих детей имеются нарушения устной речи:

  • лексико-грамматическое недоразвитие,
  • недостатки звукопроизношения,
  • связной речи.

Эти речевые нарушения, как правило, препятствуют успешному усвоению программного материала и могут привести к общей школьной дезадаптации.

Многие дети испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением, понятием числа и счётными операциями, в усвоении и понимании текстов, в логических мыслительных операциях, в понимании сложных устных и письменных речевых текстов.

Неуспеваемость в школе часто вызывает в этой группе детей негативное отношение к учёбе, к любому виду деятельности, создаёт трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, приводит к конфликтным ситуациям.

Причины возникновения нарушений устной речи могут быть очень разнообразными. Этиология речевой патологии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Также они могут вызываться причинами органического и функционального характера.

Нарушения речи часто бывают обусловленными органическими повреждениями зон головного мозга, например, зоны Брокка, принимающей непосредственное участие в речевом высказывании.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе речи.

Нарушения устной речи у школьников препятствует полноценному обучению грамоте.

Для предупреждения нарушений чтения и письма необходима профилактическая работа, включающая коррекцию имеющихся речевых нарушений и развитие психических функций, необходимых для успешного освоения программного материала.

Цели Задачи
1. Коррекция нарушений в устной речи. -корригировать артикуляционные нарушения,формировать правильное звукопроизношение;- развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;- развивать понимание речи;-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

Учить словоизменению и словообразованию различных

различению грамматических форм;

Развивать диалогическую и монологическую речь.

2. Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи.Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи.Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности. -формировать правильный навык письма, чтения;- развивать письменную речь как форму общения;-способствовать усвоению языка как средства общения.
3. Развитие познавательной деятельности.Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).Развитие произвольного внимания. -учить соотносить условия задачи с их требованиями;-формировать обобщенные и систематизированныепредставления об окружающей действительности;-формировать понятия о причинно-следственных связях,временных отношениях, представления о количестве,

пространстве;

Учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы,

величины;

Учить сравнению предметов по определенным признакам;

Учить классифицировать, обобщать предметы;

Развивать динамический и кинестетический праксис;

Развивать зрительный, слуховой контроль.

4. Преодоление эмоционально-поведенчески х расстройств. -способствовать предупреждению негативизма,эмоционального дискомфорта, тревоги;-развивать словесную регуляцию поведения.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ:

  • под редакцией В.В. Воронковой, Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации – М: «Просвещение» 2001
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный и 1-4 классы.В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001
  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 5-9 классов.

Рабочая программа рассчитана на общее по календарному графику учебных часов.

Количество учебных часов в год

  • 1 класс –134 часа (4 часа в неделю)
  • 2 класс – 139часов (4 часа в неделю)

(8 часов логопедическое обследование)

  • 3 класс -137 часа (4 часа в неделю) (8 часов логопедическое обследование)
  • 4 –а класс – 104часа (3 часа в неделю), 4-б класс – 101 часа,
  • 4-в класс -104 час.
  • 5-а класс – 102 часа (3 часа в неделю) ,5-б класс – 101час, 5-в класс-101 час.

(6 часов логопедическое обследование)

  • 6-а класс – 68 часов (2 часа в неделю) 6 -б класс – 68 часов
  • 7-а класс –68 часов (2 часа в неделю) 7-б класс – 68 часов

(4 часа логопедическое обследование)

Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно- ориентированного развивающего обучения.

  • ликвидировать проявления речевой патологии;
  • содействовать усвоению программы по родному языку;
  • сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  • сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

Наименование

Содержание учебного материала

Ожидаемый результат

Звуковая сторона речи.Фонематические процессы Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания.Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры.Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте):- гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами;-гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных);- согласные звуки обозначение звуков буквами.

Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей.

Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения.

Выделять звуки из слова, правильно ихпроизносить, проводить анализ артикуляции.Различать гласные и согласные звуки и буквы.Правильно обозначать буквы на письме.Обозначать на письме мягкость согласных

звуков гласными буквами и мягким знаком.

Обозначать на письме буквами звонкие и глухие.
Проводить слоговой анализ, выделять ударный

слог, переносить слова по слогам.

Проводить звуко-буквенный анализ доступных

Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща,

Лексико-грамматический строй речи Уточнение и расширение словаря по основным лексическим темам:«Одежда», «Посуда», «Мебель», «Времена года», «Овощи», «Фрукты». Домашние и дикие животные».Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия.Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии). Знать словарь, обобщающие понятия поосновным лексическим темам. Активизироватьчерез речевую практику, усвоенную лексику.Понимать, подбирать и называть слова,обозначающие название предметов, их признаки,

действия.

Согласовывать существительные с

прилагательными и глаголами, образовывать

новые слова (практические навыки).

Понимать назначение речи: слово, предложение,

текст – единицы речи.

Работа над предложением и связной речью Интонация в предложении.Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает?
Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания.Пересказ по вопросам, частям, выборочный.Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.
Усвоить понятие: предложения из двух илинескольких слов, связанных по смыслу ивыражающих законченную мысль.Составлять модель простого двусоставногопредложения.

Уметь распространять предложение по моделям

и вопросам.

Правильно оформлять предложение на письме

(большая буква в начале, точка – в конце).

Пересказывать сказку, рассказ. Составлять

простой текст из 2-4 предложений на заданную

Неречевые процессы Развитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение).Закрепление временных и пространственных представлений.Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение). Знать времена года, дни недели, части суток.Определять пространственные направления иобозначать их вербально.Уметь анализировать, сравнивать, обобщатьпредметы и явления. Классифицировать

предметы по заданному признаку

Развитие общеучебных умений и навыков. Формирование учебно-организационных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного).Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное.Формирование умения вести диалог с учителем. Готовить свое рабочее место и материал кзанятию. Убирать рабочее место по окончаниизанятия.Воспринимать инструкции логопеда идействовать последовательно по их выполнению.

Уметь выделять главное.

Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы

полным предложением.

Выполнять обязанности дежурного.


на I полугодие 2013-2014 учебного года

Тема занятия Кол-вочасов Сроки проведения
1-8 Логопедическое обследование 8
9. Лексическое значение слова. Слово, как часть предложения. 1
10. 1
11. Слова, обозначающие действия предметов. 1
12. Лето. Составление предложений про лето. 1
13. Составление предложений из 2-х слов. Составление схем предложений «Про Витю и Таню». 1
14. Предложение. Придумывание предложений из 2-х слов про Алену.Картинка,изображающая девочку в действии.Схемы предложений. 1
15. Предложение. Составление предложений по серии картин. Мальчик пишет. Девочка рисует. Птица летит. Составление схем предложений. 1
16. Осень. Кабота по картине. 1
17. Предложение. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».Работа по картине «Осень» 1
18. Предложение. Составление предложений по картинке и схеме. Собака лает. Лает собака. 1
19. Предложение. Составление предложений с однородными определениями на основе темы «Овощи». 1
20. Работа над стихотворением «Огород». 1
21. Гласные звуки. Узнавание и вычленение гласного на слух. 1
22. Согласные звуки Узнавание и вычленение согласного на слух. 1
23. Предложение.Фрукты. Составление предложений на тему «Фрукты». 1
24. Фрукты. Закончить предложение одним словом, изменяя его по смыслу. Образование множ. числа по теме «Фрукты». Лото «Один – много». 1
25. Пространственная ориентировка. Определение схемы тела и основных направлений в пространстве. 1
26. Предложение. Замена 2-х предложений одним, состоящим из 2-х слов. 1
27. Осенний сбор урожая. Работа по картине« Огород» 1
28. Предложение. Начертить схему предложения.Составление предложений по2-ум картинкам и графическому изображению слова. 1
29. Анализ стихотворения. Работа по заучиванию стих-я.«Наша Таня» 1
30. Предложение. Составление предложения по опорному слову и картинке. 1
31. Предложение. Составление графического изображения предложений на тему «Начинается гроза» 1
32. Звуки, буквы. /А/,/У/, /М/,/Х/. Определение места звука в слове (начало, середина или конец). 1
33. Слово. Различие на слух длинных и коротких слов. Упражнение « Топни – хлопни» 1
34. Логоритмическое занятие «Сказка об умном мышонке» 1
35. Домашние животные. Составление предложений на тему «Домашние животные». 1
36. Гласные и согласные звуки. Различение гласных и согласных звуков по способу образования. 1
37. Звуковой анализ односложных слов. Определение последовательности звуков в словах. 1
38. Занятие по зрительному вниманию. Игра «Что изменилось?» (фрукты, овощи) с опорой на предметные картинки. 1
39. Домашние птицы. Составление мини-рассказа на тему «Домашние птицы». 1
40. Предложение. Определение кол-ва предложений в рассказе. 1
41. Слово. Подбор к слову предмету слова – признак.
1
42. Логоритмическое занятие «На лесном перекрестке» 1
36. Дикие животные. Составление предложений по опорным картинкам. 1
43. Звук и буква /М/.Три медведя. Выделение согласного [м] из потока звуков. 1
44. Логоритмическое занятие на тему« Под грибком» 1
45. Грибы, ягоды. Ответы на вопросы логопеда.
Расширение лексики на тему: «Грибы, ягоды». Лото.
1
46. Дикие животные. Подготовка животных к зиме. 1
47. Звуки, буквы. Чтение и письмо слов с буквами С,М,Ш. 1
48. Звуки,буквы.
Нахождение зв. [ л]
Определение наличия или отсутствия звуков [л], [л’]в словах. 1
49. Звуки,буквы.Дифференциация зв. /л./ Звук [л] в слогах, односложных и двусложных словах. 1
50. Слово. Составление слов со зв. /л/, позиция в слове. 1
51. Слово. Составление схемы слова по картинкам, игрушкам со зв. / л/ 1
52. Звуковой анализ слов. Выделение последнего согласного. 1
53. Звуковой анализ слов. Выделение ударного звука.
Выделение начального согласного и гласного после согласного.
1
54. Диктант. 1
55. Звуко-слоговой анализ слов. Составление звуко-слоговой схемы слова. 1
56. Звукобуквенный анализ и синтез. Определение наличия и последовательности звуков в слове. 1
57. Слоговой анализ и синтез. Определение количества и последовательности звуков в слове. 1
58. Ударение в слове. Выделение ударного звука. 1
59. Звук и буква/ К/, /П/ Выделение звука [к] , [п] среди других согласных звуков. Звуковой анализ слов ком, кошка. 1
60. Звуки,буквы. Гласные буквы 1 ряда. 1
61. Анализ и синтез слов. Составление слов с гласными 1 ряда в начале и середине слова. 1
62. Речевой утренник на тему: «Новый год». 1

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий в 1 классе

Тема занятия Навыки овладения звуковым анализом и синтезом Кол- вочасов

проведения

63. Слово. Составление слов с гласными 1 ряда в конце слова.
Определение места звука в слове.
1
64 Звуки,буквы. Гласные буквы в словах (по картинкам) 1
65 Зима. Составление предложений на тему: « Зима» 1
66 Работа в двухслоговой фразе по картинкам. Игра «Волшебный мешочек» 1
67 Домашние животные. Усвоение глагольного словаря по теме: «Домашние животные»
Определение согласных /к/, /л/,/з/ звуков в словах.
1
68 Домашние животные. Составление простых предложений по теме: « Домашние животные»Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). 1
69 Развитие лексического словаря. Повторение за логопедом рассказа – описания о стуле. 1
70 Мебель. Развитие зрительного и слухового внимания. «Починим мебель» (Чего не хватает?) 1
71 Логоритмическое занятие на тему:« Кто где живет?» 1
72 Работа над рассказом « У козы день рождения» Различение звуков [з]-[с] в словах. 1
73 Формирование диалогической речи по сказке «Теремок» Определение позиции звука [а, о, у,ы] в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слова. 1
74 Слово. Работа над словом в ед. числе и множ. числе.У меня кукла, а в магазине …….. 1
75 Посуда. Развитие навыков языкового анализа.
Слоговая структура. Слова: ваза, тазы, чашка, кастрюля.
1
76 Подобрать картинки, название которых начинаются со звука. /у/ Развитие фонематических представлений. 1
77 Слово. Дифференциация Ж-Ш в словах.
Различение звуков [ж], [ш] в словах.
1
78 Магазин игрушек. Закрепление умения употреблять сущ. ед. и мн.числа.Проведение игр:« Магазин», «У кого что?» 1
79 СловообразованиеИгра « Ласковые имена» Игра « Ласковые имена» 1
80 Грамматический строй речи. Уменьшительно – ласкательные слова. Мама, сестра, брат, сын. 1
81 Словообразование. Употребление глаголов и составление с ними предложений.
Стих-ие« Путаница» К.Чуковский
1
82 Звуковой анализ слогов. Понимание и различие сущ. м.р. и ж.р. Игра «Найди свою картинку» 1
83 Диктант. Различение звуков в словах. 1
84 Предложение. Закачивание предложений по опорным картинкам.
Различение звуков в словах.
1
85 Одежда. Образование сущ.с уменьш.- ласкат. суффиксами, тема: «Одежда»Игра «Большой – маленький» 1
86 Логоритмическое занятие на тему: «В гостях у лягушат» 1
87 Слова. Развитие навыков языкового анализа. Слоговая структура. Слова: боты, кеды, ботинки, сапоги. 1
88 Обувь. Актуализация словаря. Развитие лексики.Рассмотрение картины «Обувь». 1
89 Дифференциация г-к в словах. Различение парных согласных звуков[г], [к] в словах. Звуковой анализ слов кот, год. 1
90 Усвоение формы род. падежа имен сущ. Игра «Помоги детенышам, найти свою маму» Выделение звука /к/,/г/ среди других согласных звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина). 1
91 Цвет. Форма. Величина. 1
92 Звуки [д], [д’]. Различение твердых и мягких звуков [д], [д’]. Звуковой анализ слова дыня. 1
93 Весна. Работа по картине «Весна» 1
94 Звуки,буквы. Подбор слов, начинающихся с пройденными гласными звуками.Игра « Передай мяч» 1
95 Форма и размер предметов. 1
96 Предложение. Слоговая структура. Предложения с отработанными двухсложными словами с закрытым слогом.
Позиция, звука в слове.
1
97 Логоритмическое занятие на тему: «Веселые музыканты» 1
98 Диктант. Анализ слов. 1
99 Транспорт. Развитие слухового и зрительного внимания.
Игра « Что лишнее?»
1
100 Звуки, буквы. Выделение начального звука /а/ из названий транспорта (автобус, автомобиль) .Анализ слов. 1
101 Весна. Игра « Что перепутал художник?»(признаки весны) Анализ слов. 1
102 Первые весенние цветы.Формирование словаря. Рассмотрение предметных картинок и живых цветов.Формирование словаря. 1
103 Весна. Слоговая структура. Двухсложные слова со стечением согласных. Игра« Телефон» 1
104 Весенние цветы. Анализ слов.Составление рассказа из 3-4 предложений о подснежнике (с опорой на картинки) 1
105 Логоритмическое занятие на тему:« Птицы» 1
106 Перелетные птицы. Рассмотрение картины «Грачи прилетели».Формирование словаря. 1
107 Перелетные птицы. Образование род. п. сущ. «Кого не хватает?
Перелетные птицы.
1
108 Звуки,буквы. Составление и чтение слов с пройденными буквами.Живые буквы.
Место звука в слове (начало, середина, конец).
1
109 Насекомые. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).Развитие зрительного восприятия. 1
110 Весна. Употребление в речи простых предлогов. «Бабочка и цветы» 1
111 Насекомые. Развитие лексики.Формирование словаря.
Рассмотрение предметных картинок. «Насекомые»
1
112 Дифференциация в-ф,б-п,г-к в словах. Различение парных согласных [в], [ф], [б], [г], [п], [в] в словах. 1
113 Чтение скороговорок в 3-х темпах. Запись в тетради.
Заучивание.
1
114 Дифференциацияд-т,з-с,ж-ш в словах. Различение парных согласных [д], [т], [з], [с], [ж], [ш] в словах. 1
115 Деревья. Лес. Составление предложений по опорным словам, картинкам. 1
116 Звуковой анализ слов. Определение последовательности звуков в слове. Характеристика звуков. 1
117 Работа по содержанию сказки « По щучьему велению» Составление слов из данных звуков. 1
118 Весна. Картина «Весна». Зарисовки в детских тетрадях.
Заучивание четверостишия «Весенний звон»
1
119. Развитие лексико-грамматической системы языка. Изменение слов по образцу: малыш-малыши, шалаш-шалаши. 1
120. Работа с загадками. Расширение словарного запаса. Заучивание загадок в стихах. 1
121. Работа над сказкой «Лиса и заяц» 1
122. Зрительный диктант. 1
123. Развитие связной устной речи. Развитие связной устной речи. Работа над рассказом « Цапля и лиса» 1
124. Весна. Зарисовки картинок по рассказу «Весна» 1
125. Чтение скороговорок в 3 темпах. Заучивание. Запись в тетради.Заучивание. 1
126. Слово.Развитие внимания к звуковой стороне речи. «Отстучи сколько звуков в слове» 1
127. Звуки и буквы. В гостях у Звукоежки. Работа с загадками на зв. /ш/-/ж/.Игра «Добавить звук»
128. Слово. Дифференциация сонорных звуков в словах. Игра «Назови ласково»
129. Связная речь. Повышение речевой активности. Составление и использование в речи двухсловных предложений.
130. Лексика. Предметы народного быта. Работа с иллюстрациями, натуральными предметами.
131. Диктант.
132. Речевой праздник.
133. Связная речь. Просмотр мультфильмов. Пересказ просмотренных мультфильмов.

2 класс (139 час.)

Разделы работы

Содержаниепланирования. Ожидаемый результат.
Звуковая сторона речи. Фонематические процессы. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит. Слог. Деление на слоги. Перенос слов.Ударение.Твердые и мягкие согласные.Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда. Дифференциация звуков [ы]-[и], [а]-[я], [о]-[ё], [у]-[ю]. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака в конце и середине слова.Звонкие и глухие согласные.Дифференциация звуков [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш].

Разделительный мягкий знак.

Дифференциация мя-мья.

Ударение. Ритмико-интонационная структура слова. Форморазличительная

и смыслоразличительная роль ударения.

Фонетический анализ слов.

Знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков. Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры.
Делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.Различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость согласных гласными второго ряда и мягким знаком.Распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их буквами в сильных позициях, знать правило проверки звонких согласных на конце слова.Выделять ударные и безударные гласные.
Лексико-грамматический строй речи. Расширение словаря по темам: «Летние каникулы», «Режим дня», «В гости к осени, зиме, весне», «На улицах города», «Семья дома», «Перелетные и зимующие птицы», «Живая и неживая природа в различные времена года», «Зимние развлечения и спорт», «Защитники Отечества», «Праздник наших мам», «Речевой этикет».Слова, близкие и противоположные по смыслу
Многозначные слова. Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов.Сопоставление слов-предметов, признаков, действий.
Изменение существительных по числам.
Активизировать усвоенный словарь через речевую практику.Употреблять в речи усвоенную терминологию.Уметь ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предметы, признаки, действия.Различать одушевленные и неодушевленные существительные, употреблять прописную букву в именах собственных.Подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу, правильно употреблять многозначные слова, исправлять ошибки словоупотребления.
Работа над предложением и связной речью. Языковой анализ предложений.Восстановление деформированных предложений.Главные члены предложения. Установление связи слов в предложении по вопросам.Предлоги.
Дифференциация предлогов.Связь между предложениями в тексте. Деление текста на предложения.

Общее понятие о тексте-повествовании. Построение текста (начало, основная часть, заключение). Заголовок и тема текста.

Понимать роль предложения в общении.Определять количество слов в предложении на слух, место слова.Составлять предложения с заданным количеством слов.Выделять логическое ударение в предложении.Правильно употреблять предлоги.

Рассказать о себе и своей семье, погоде, времени года на заданную тему.

Восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Составлять и записывать текст на заданную тему или по личным наблюдениям.

Передавать содержание текста по вопросам, определять тему текста, озаглавливать, устанавливать связь между частями

Неречевые процессы Развитие свойств внимания.Закрепление временных и пространственных представлений.Коррекция психомоторики.Развитие наблюдательности к языковым явлениям.Развитие мышления, всех видов памяти. Четко знать, определять и называть временные и пространственные представления.Работать вдумчиво, сосредоточенно: уметь распределять внимание.Анализировать, сравнивать, обобщать.Запоминать и передавать информацию.

во 2 классе

на I полугодие 2013-2014 учебного года

Тема Содержание работы Кол-во часов Сроки
1-8 Логопедическое обследование 8
9 Слово Слова, обозначающие предметы. 1
10. Слово Слова, обозначающие действие. 1
11. Слово Дифференциация слов, обозначающих предметы и слов, обозначающих действие. 1
12. Предложение. Дифференциация понятий «слово» и «предложение» 1
13 Предложение. Интонационная законченность предложения. 1
14. Предложение. Составление предложений из трёх слов. 1
15. Предложение. Главные члены предложения. 1
16. Развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Дети в осеннем лесу». 1
17. Игры с загадками. Обогащение словаря. 1
18. Звуки и буквы. Выделение первого звука в слове. 1
19. Звукобуквенный анализ и синтез слова. Выделение последнего звука в слове. 1
20. Пересказ сказки «Гуси- Лебеди». 1
21. Гласные звуки 1 ряда: а,о,у,ы,э.Составление слов. 1
22. Звукобуквенный анализ и синтез слова. Соотношение между звуками и буквами в слове. 1
23. Гласные звуки 2 ряда:я,е,ё,ю,и.Составление слов. Определение количества звуков в слове. 1
24. Логоритмическое занятие на тему: «Находчивый бобер» 1
24. Выделение первого слога в слове. 1
25. Лексика. Развитие связной речи. «Овощи. Огород»Образование множ. числа сущ. Игра с мячом « Один-много» 1
26. Диктант 1
27. Дифференциация б-п по картинкам. Развитие навыков языкового анализа. 1
28. Слоговой анализ и синтез слова. Деление слов на слоги. 1
29. Развитие связной речи.Лексика. «Сад. Фрукты»Дифференциация овощей и фруктов.Игра «Поможем клоуну» 1
30. Ударение. Ударение в простых словах. 1
31. Ударение. Ударение в двухсложных словах. 1
32. Развитие связной устной речи.«Грибы.Ягоды» Составление рассказа по опорным картинкам. «В лесу» 1
33. Развитие речи. Рассказ по серии картинок «Колобок». 1
34. Твердые и мягкие согласные. Мягкий знак в конце слова. 1
35. Твердые и мягкие согласные. Мягкий знак в середине слова. 1
36. Звуки, буквы. Согласные буквы свистящие. 1
37. Звуки, буквы. Согласные звуки шипящие. 1
38. Твердые и мягкие согласные. Различение на письме букв а-я после согласных. 1
39. Твердые и мягкие согласные. Различение на письме букв у-ю после согласных. 1
40 Твердые и мягкие согласные. Различение на письме букв о-ё после согласных. 1
41 Твердые и мягкие согласные. Различение на письме букв ы-и после согласных. 1
42. Логоритмическое занятие на тему: «Муха – Цокотуха» 1
43. Твердые и мягкие согласные. Дифференциация э-е. 1
44. Буква Я. 1
45. Буква Ю. Звуко – буквенный анализ слов. 1
46. Буква Е. Звуко – буквенный анализ слов. 1
47. Гласные буквы,дающие твердость согласным. Буквы А,О,У. Звуко – буквенный анализ слов. 1
48. Гласные буквы, дающие твердость согласным. Буквы Э,Ы. Звуко – буквенный анализ слов. 1
49. Логоритмическое занятие на тему: «В гостях у лягушат». 1
50. Развитие речи. Работа над картиной «Осень» 1
51. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация б-п в слогах. 1
52. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация б-п в словах. 1
53. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация б-п в предложениях и в связных текстах. 1
54. Путешествие в страну « Глухих звуков.» Звуко – буквенный анализ слов. 1
55. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация д-т в слогах. 1
56. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация д-т в словах. 1
57. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация д-т в предложениях и в связных текстах. 1
58. Лексика. Развитие речи. Одежда. Составление рассказов – описаний об одежде.Игра «Магазин». 1
59. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация г-к в слогах. 1
60. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация г-к в словах. 1
61. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация г-к в предложениях и в связных текстах. 1
62. Развитие речи. Рассказ-описание «Дед Мороз». 1

Календарно-тематическое планирование групповых логопедических занятий

во 2 классе

на II полугодие 2013-2014 учебного года

63 . Дифференциация в – ф в слогах и словах. 1
64. Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация в – ф в предложениях и в связных текстах. 1
65. Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация ж – ш в слогах. 1
66. Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация ж – ш в словах. 1
67. Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация ж – ш в предложениях и в связных текстах. 1
68. Зима. Зимующие птицы. Деление на слоги названий зимующих птиц. 1
69. Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация з – с в слогах. 1
70. Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация з – с в словах. 1
71 Звуки и буквы. Согласные звонкие и глухие. Дифференциация з – с в предложениях и в связных текстах. 1
72. Логоритмическое занятие на тему: «Зайкин день» 1
73. Дифференциация р – л. 1
74. Звуки и буквы. Согласные звонкие. Дифференциация р – л. 1
75. Звуки и буквы «и,й» Звуки и – й. 1
76. Звуки и буквы. Согласный «й» Дифференциация слов с буквами и, й. 1
77. Развитие речи. Составление рассказа по сюжетной картинке «Рукавичка». 1
78. Слоговой состав слова. Выделение гласных из слов. 1
79. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. 1
80. Работа с деформированным текстом. Определение порядка слов в предложении. Слоговый анализ и синтез слов. 1
81 . Домашние животные зимой.Развитие связной речи. Рассказ – описание о домашних животных по плану. 1
82. Диктант. 1
83. Ударение. Выделение ударного слога. 1
84. Ударение. Выделение ударной гласной. 1
85. Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Классификация предметов. 1
86. Развитие связной речи. Просмотр мультфильма с последующим пересказом, анализ героев. 1
87. Предложение. Большая буква в начале предложения. 1
88. Чтение книжек - малышек. 1
89. Слово. Дифференциация существительных единственного и множественного числа. 1
90. Логоритмическое занятие на тему: «Пироги пекла лиса» 1
91. Предложение. Составление схемы предложений. 1
92. Составление предложений по графическим схемам. Игра « Телеграф» 1
93. Перестановка слов с целью получения нужной фразы.(Юли, красивая, кукла, у) 1
94. Работа с кроссвордами. Составление связных предложений с персонажами кроссворда. 1
95. Диктант. 1
96. Стихотворение « Дни недели» Работа над отрывком.Выразительное чтение. 1
97. Развитие речи. Последовательный пересказ с опорой на картинки «Репка». 1
98. Составление мини-рассказа на тему: « Аквариум» Развитие связной речи. 1
99. Слог. Дифференциация одно, двух, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа. 1
100 Слуховой диктант. Разучивание стих-я «Лягушка». 1
101. Предлоги. Уточнение конкретно-пространственно го значения предлогов.

Организация: Детский сад № 125

Организация: Детский сад № 296

Населенный пункт: г. Челябинск

Нуриева Рамиля Рафаиловна,

учитель-логопед МБДОУ № 125,

Федотова Ольга Александровна,

Учитель-логопед МБДОУ № 296,

Ленинский район, г. Челябинск

Система дошкольного образования России сегодня находится в непростых условиях, связанных с реализаций Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования это самое крупное нововведение нынешнего времени, в который будет включен весь педагогический коллектив и администрация каждого образовательного учреждения. Главной целью работы становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребенка.

Необходимость разработки нового календарно-тематического планирования для учителей-логопедов связана с введением ФГОС. Создание календарно-тематического планирования - это инновационный процесс, и как любая инновационная деятельность, предполагает соблюдение определенных этапов переходного периода. Переходный период – это множество вопросов, обсуждений, сомнений, поиск наиболее эффективных путей внедрения новшеств. Мы считаем, что именно в таком периоде сейчас работаем: самостоятельно вносим некоторые изменения в образовательный процесс, разрабатываем вариативную часть программы, по-новому организуем сотрудничество с семьями воспитанников и взаимодействие с педагогами ДОУ.

Разработанную нами «Рабочую программу коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи» мы создавали с учетом особенностей и необходимостей воспитанников и педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи

В рамках реализации мероприятий по внедрению программы была проведена большая работа с учителями-логопедами. При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ.

«Рабочая программа коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи», используемая учителями-логопедами Ленинского района, предлагает комплексно-тематическое планирование, в основу которого положен примерный план образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения, составленный с учетом рекомендаций кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования» (Приложение № 1).

Базовым компонентом календарно-тематического планирования является метод тематического восприятия окружающего мира дошкольниками. Выбирается тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, все остальные формы работы продолжают предложенную тему, либо так или иначе связаны с ней.

Тематическое планирование позволяет решать главную задачу - обеспечение условий для успешного развития речи каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, попавшего в группу для детей с нарушениями речи.

ФГОС для педагогов дошкольного образовательного учреждения является заданным извне требованием к качеству образования, поставленным образовательному учреждению государством и поэтому обязателен, в связи с этим календарно-тематическое планирование, сложившееся у учителей-логопедов в течение ряда лет работы, было подвержено большим изменениям.

Позитивные тенденции

  • единая тема недели, которая первоначально рассматривается в ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и по которой работают все специалисты ДОУ;
  • выбор разнообразных форм работы именно по предложенной теме;
  • взаимодействие всех узких специалистов и родителей по данной теме;
  • обогащение и расширение словаря воспитанников;
  • успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
  • необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;
  • возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями);
  • реализация в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий.

Негативные тенденции:

  • перегруженность содержания примерных тем излишней информацией, часто не соответствующей теме предъявленной изначально;
  • потеря ряда лексических тем, необходимых с точки зрения учителей-логопедов.
  • впервые все специалисты, работающие в ДОУ, работают по четко прописанной тематике на неделю;
  • появилась возможность у учителя-логопеда разработать действующий план взаимодействия со всеми педагогами ДОУ;
  • наметилась возможность общего взаимодействия всех педагогов с родителями в рамках заданной темы.

Творческая группа, разработавшая календарно-тематическое планирование лексических тем, надеется, что данная разработка поможет на определенном этапе учителям-логопедам правильно выстроить работу с воспитанниками, родителями, узкими специалистами, воспитателями коррекционных групп для детей с ТНР (Приложение № 2).

Список литературы

1. Проектирование основной общеобразовательной программы ДОУ [Текст] /Авт.-сост. И.Б. Едакова, И.В. Колосова и др. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.

2. Управление проектированием и реализацией персонифицированных программ педагогов ДОУ: методическое пособие[Текст] /Сост. Литвиненко Н.В., Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2013. – с. 56.

3. Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО [Текст] /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой.-Челябинск: Цицеро, 2014 г. – с. 80.

4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ [Текст] / Под ред. Л.С.Сосковец. – М.: АРКТИ, 2006. - 368 с.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Просвещение, 2009. - 207 с.

6. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. [Текст] / Н.В. Нищева – Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 199 с.

7. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ.

8. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс]. ─ Режим доступа: http://Navigator.firo.ru. (дата обращения: 15.05.2016).

Приложение № 1

Календарно – тематическое планирование

по развитию лексико-грамматических средств языка

и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи

в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема общая

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

1 неделя сентября

«До свидания, лето»

«Здравствуй, детский сад» «День знаний»

Здравствуй, детский сад. Знакомство с помещением детского сада. Профессии работников детского сада.

День знаний. Скоро в школу. Школьные принадлежности. Профессии учителя, работников детского сада.

2 неделя сентября

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна»

Мой город.

Моя страна. Мой край – Урал. День города.

3 неделя сентября

«Урожай»

Овощи. Фрукты

Сад (фрукты, ягоды), огород. Хлеб.

4 неделя сентября

«Краски осени»

Осень (признаки). Деревья (лиственные, хвойные).

Осень. Лес (деревья, кустарники, грибы, ягоды).

1 неделя октября

«Животный мир»

Домашние животные и птицы и их детеныши.

Животные севера и юга и их детеныши. Зоопарк.

2 неделя октября

«Я – человек»

Строение тела человека.

Человек – представитель живого на Земле. Функционирование организма человека

3 неделя октября

«Народная культура и традиции»

Игрушки. Народные промыслы (Городец, дымка, хохлома).

Народные промыслы Урала (Златоуст, Касли, камнерезы). История родного края.

4 неделя октября

«Наш быт»

Дом (части дома, квартира). Мебель.

Дом (виды домов). Электроприборы.

1 неделя ноября

«Дружба», «День народного единства»

Моя Родина - Россия. Москва.

Государственные символы России. Города Челябинской области, России.

2 неделя ноября

«Транспорт»

Классификация транспорта: наземный, воздушный, водный. Профессии на транспорте.

Транспорт специального назначения.

3 неделя ноября

«Здоровей-ка»

Продукты питания.

Правильное питание, витамины.

4 неделя ноября

«Кто как готовится к зиме»

Кто как готовится к зиме

Кто как готовится к зиме

Приложение № 2

Тематическое планирование

по развитию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи

в ____________________________________ компенсирующей направленности

(возрастная группа)

для детей с ТНР

по теме ____________________________________________________________

(название лексической темы)

Словарная работа

Грамматический строй

Связная речь

Развитие

графо-моторных

Региональный компонент

Работа с семьей

Психические процессы

Развивающая

предметно-пространственная среда

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Рабочая программа "Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников" большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой "Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт". Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников" большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой "Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт". Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа "Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников "большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа "Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников " большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа "Коррекция акустической дисграфии у младших школьников" большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Целевая аудитория: для логопеда

Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ОНР IIIур.р.р. с учётом лексичко - тематического планирования. План составлен на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Москва, «Просвещение» 2009г.