Презентация на тему: "правописание корней -раст-(-ращ-) -рос- -раст- -ращ- -рос-". скачать бесплатно и без регистрации

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Повторяем! Заполните таблицу словами Значение Слово Математическое действие, обратное вычитанию Свод правил, законов То, что является добавлением к чему- нибудь Вид письменной работы, направленной на пересказ текста Основная синтаксическая единица языка СЛ О ЖЕНИЕ ПОЛ О ЖЕНИЕ ПРИЛ О ЖЕНИЕ ИЗЛ О ЖЕНИЕ ПРЕДЛ О ЖЕНИЕ

Вставьте вместо пропусков корень – лаг -//- лож -, обозначьте орфограмму. Повторяем! Из ать, про ить, вы ить, с ать, с ить, по ать. Петя сказал маме: «Не ложи книгу на стол». А мама его поправила. Как?

Буквы А- О в корне – раст (- ращ -) // - рос. Тема урока: узнать: Когда в корне – раст (- ращ -) // - рос- пишется буква А, когда – О? научиться: Правильно писать корни – раст - (- ращ -) // - рос-.

Наблюдение Вы р а ст ать, вы р а щ енный под р а ст ать, за р о с ли Подумайте! Почему в одних случаях в корне пишется О, а в других А? От чего это зависит?

Сформулируем правило р _ ст - р _ щ - р _ с а а о В корнях - р а ст -, - р а щ -, -р о с- безударная а пишется перед ст, щ, безударная о – перед с

Как вы думаете, почему правописание данных слов не подчиняется правилу? Р_ ст ов Р_ ст ислав р_ ст овщик р_ ст ок отр_ с ль о о о о а Это слова-исключения и их надо запомнить! Р о стовщик Р о стислав поехал в Р о стов за р о стками для своей отр а сли Р о стовщик Р о стислав живёт в Р о стове и ходит в одежде на вы р о ст.

Закрепляем Спиши, обозначь орфограмму. Подр …стающее поколение, листья р… стения, молодая пор… сль, зар … сти травой, выр... сли до небес, зар … сли камыша, ра..р.. стаются кусты, морские водор … сли, р..сток розы,

Лингвофизминутка Если в слове встречается буква О– хлопок перед собой, если А – хлопок дважды над головой. р … сли отр … сль р… сти р…сток р… стение выр …с подр …стать выр … щивать р…сточек ср… щение р… стовщик

«Назови одним словом» Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений. Р А СТЕНИЕВОДСТВО Отдельная область деятельности, науки, производства. ОТР А СЛЬ Стебель растения в самом начале развития из семени. Р О СТОК

«Назови одним словом» Водяное растение, у которого отсутствует членение на корень, стебель и листья. ВОДОР О СЛИ Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. ПОДР О СТОК Тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты. Р О СТОВЩИК

Выр а стать, р а стяжка, р а стение «Третий лишний» Р о стов, р о сток, выр о сли Выр а щивать, отр а сль, возр а ст Выр.. сший, ср.. щение, недор.. сль

Рефлексия В каких случаях пишется буква А в корнях раст -, ращ -, рос-? Назовите слова – исключения из правила. Что было непонятно? Что вызвало трудности? Достигли ли мы поставленных перед собой целей?


Раст--ращ--рос- РАСТи РАСТение выРАСТи заРАСТи выРАЩивать выРАЩивание РОСли заРОСли выРОСли Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице. Наблюдения за произношением и написанием слов с корнем -раст-, -ращ-, -рос- по таблице.










1. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли. 1) р...стущий, сл...гаемое, отр...сль, выр...щенный; 2) разр...стись, выр...с, возл...жить, ср...елись; 3) возр...ст, сл...гать, р...стовщик, произр...стать; 4) р...сти, Р...стов, дол...жить, ул...жение, прир...сли.


2. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли. 1) взр...слеть, изл...гать, изл...жение, р...сли; 2) р...стение, прил…гать, р...стительность, сл...жение; 3) возр...стной, приложение, предпол...гаемый, прир...сти; 4) р...сток, вл...жение, предл...жение, водор...сли.


3. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква О 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить. 1) т...птать, в...зить, препод...ватель; 2) тр...пинка, г...лодание, ум...лять (о помощи); 3) к...рмить, подр...жать, пол...скать (щенка); 4) отр...сль, озл...бление, обн...вить.


4. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква Е 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру). 1) тр...щать, скр...петь, уд...вление; 2) ул...тать, сп...шить (домой), потр...сение; 3) усм...рять, тр...петать, посв...тить (фонарем); 4) угн...тение, обл...гчение, разв...вается (на ветру).


5. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется буква А 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать. 1) д...лекий, д...лина, р...сток; 2) опр...вдать, насл...ждение, подб...дрить; 3) изл...гать, распл...титься, прод...вать; 4) р...стение, угр...жать, обл...мать.

Буквы О – А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОСТ-

Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Нижне-Солотинская ООШ» Локтионовой Н.А.


Цель

Знать:

  • В каких случаях происходит чередование гласных О – А в этих корнях
  • Слова-исключения правописания корней

-раст-, -ращ-, -рост-.

Уметь:

  • Распознавать слова с чередующимися О – А в кронях –раст-, -ращ-, -рост-
  • Обосновывать выбор гласных в этих корнях

Синтаксическая пятиминутка

  • Разберите предложение по членам
  • Объясните правописание пропущенной буквы.
  • Разберите по составу слово распол…гался.

Туристический лагерь распол…гался в прекрасном лесу в окрестностях Москвы.


Пробное действие

Распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан

Предпол..жить ответ выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях -раст- -ращ- -рос, научиться применять правило написания вариативного корня.

Тема урока: Буквы а – о в корнях

- раст- , -ращ- , -рос .


Понаблюдаем вместе!

произ ра ст ает вы ро с ла

вы ра щ ивать за ро с ли

ра ст ение водо ро с ли

  • Объясните условие выбора гласных О – А в корне.

Слова-исключения

Р о стов

Р о сток

Р о стислав

Р о стовщик

Отр а сль


Буквы о а в корнях рос- раст- ращ-

Р О С

О напишем в корне рос- :

Вырос, перерос, подрос .

Р А СТ -, Р А Щ -

Но не путай никогда:

В раст- и ращ- напишем а .

Выр о с , р а ст ение, р а щ у.

Исключения:

Рост ов, Рост ислав, рост ок, рост овщик, от рас ль.


Алгоритм действий

  • Выделить корень
  • Определить конечную согласную в корне
  • Помнить исключения
  • Сделать вывод

Вставьте пропущенные буквы

выр..стет тюльпан

выр..щенный сад

подр..сли на грядке

отр..сль хозяйства


Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья

А.Шопенгауэр


Первичное закрепление во внешней речи

  • Объясните правописание гласной О – А в корне слова.

Листья р…стения, молодая пор…сль, р…сток розы, разр…стаются розы, отр…сль промышленности, мальчик Р…стислав, морские водор…сли, выр…щивание молодняка, город Р…стов, зар…сли камыша, жадный р…стовщик.


Выр..стили

Подр..сли

Отр..сль

Взр..щённый

Р..стки

Разр..статься

Пор..сль

Вр..сли


Выр..стили

Подр..сли

Взр..щённый

Разр..статься


Скороговорка

Росток рос, подрастал, произрастал и, наконец, вырос.




Тестовое задание

  • В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
  • Зар…сли, прил…гать
  • Предпол…жение, водор…сли
  • Подр…стать, изл…жение
  • Отр…щивать, ул…жить

Дополнительное задание

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:

Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.


Рефлексия

  • Какую цель мы поставили на уроке?
  • Достигли ее? Докажите
  • В чем вы испытали затруднения?
  • Что вам помогло их преодолеть?

Домашнее задание

1)параграф 85, (выучить правило),

  • упр. 454, 455(по выбору)
  • упр. 456 (устно)
  • А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-


  • Тр..пинка, р..стение, прил..жение, п..могает, изл..гать, зар..сли, выр..щенный, со..нце, л..сник, окрес..ность.

Проверяем:

Проверяемая гласная в корне

Чередующиеся гласные в корне

Тр о пинка, п о м о гает, л е сник

Непроизноси-мый согласный в корне

Прил о жение, изл а гать

Со л нце, окрес т ность


Классная работа Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ- ,


  • Выделить корень
  • Подчеркнуть согласные корня:
  • Перед «СТ» пишем «Щ»
  • Перед «С» пишем «О»
  • Вывод: написание гласной зависит от последующих согласных

  • Отрасль отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.
  • Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.
  • Ростовщик человек, дающий деньги в долг под большие проценты.

  • Ростов один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.
  • Ростислав мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Физ ультми утк

Три - в ладоши три хлопка…

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.


  • Всходы растений

отдельная область

производства

(отрасль)


  • Молодой лес
  • (поросль)
  • Частый кустарник,
  • которым заросло
  • какое-нибудь место
  • (заросли)


Творческая работа (составить словосочетания)


Оцени себя (знаю, умею – 1; нет, не уверен – о

Оценка

1.Знание теоретического материала. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-.

2.Умение правильно писать слова корнями -раст-, -ращ-, -рос.

3. Умение определять слово по его лексическому значению

4. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило .


  • П. 38, выучить правило.
  • Составить словарный диктант (10 слов) на изученное правило.