Социологический анализ понятие. Социологический анализ общества

Наиболее важным инструментом в PR-деятельности является социологический анализ 1 .

PR-практиков можно разделить на два типа в зависимости от их отношения к исследованиям. Одни исповедуют интуитивный подход к планированию и проведению PR-кампаний, другие придерживаются более рациональных и технологичных взглядов и позиций.

Первые формируют стратегии «из головы», ориентируясь на собственное представление о ситуации и настроениях целевых аудиторий - будь то избиратели или потребители, и пренебрегают исследовательскими процедурами (на наш взгляд, это чревато как значительными успехами, так и грандиозными провалами, ведь интуиция иногда подводит), вторые, чтобы избежать ошибок, пытаются удостовериться в верности собственных умозаключений и тратят на их проверку время и деньги. В этом случае, может быть, и не удастся достичь максимально возможного результата, попасть в «десятку», но появляется гарантия того, что работа будет сделана в рамках заданного уровня качества.

Как правило, ведущие PR-структуры на всех этапах работы - создание стратегии, ее реализация и подведение итогов - стараются опираться на результаты исследований и постоянно находятся в поиске наиболее эффективных способов и методик измерения.

Традиционно анализ в PR делится на теоретический и прикладной, который, в свою очередь, также можно разделить на стратегический и оценочный.

Теоретический анализ имеет концептуальный и достаточно абстрактный характер, его предметом могут быть, например, механизмы формирования общественного мнения или специфика воздействия тех или иных каналов доставки информации и т.д. Такого рода анализ в сфере PR в России практически не проводится, хотя именно он позволяет развивать теорию коммуникаций, строить новые модели и концепции.

1 См.: Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебник для вузов. М., 2003; Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.; СПб., 2003; Паблик рилейшнз и общественное мнение. М.; СПб., 2003; Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. СПб., 2003; Сатаров Г.А. Многомерное шкалирование и другие методы при комплексном анализе. М., 2004; Осипов Г.В. Методы измерения в социологии. М., 2004; Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. М., 2003; Ньюсом Д. и др. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз/Пер. с англ. Ч. II. Исследования в PR. M., 2001.

Прикладной анализ предназначен для того, чтобы ответить на конкретные вопросы. Так, стратегическое, или базовое, исследование проводится на начальном этапе, перед разработкой программы, стратегии, концепции позиционирования. Оно наиболее масштабное и трудоемкое, поскольку обычно требует сбора и анализа большого объема данных, не все из которых будут использованы в дальнейшем. Оценочные исследования ведутся по ходу реализации и в завершающей стадии проекта: как перед какими-либо действиями (акциями, мероприятиями, публикациями) для выявления их возможного воздействия на целевые группы, так и постфактум - для выяснения эффективности реализуемой стратегии и ее корректировки.

Стратегические исследования востребованы и достаточно активно применяются. А вот роль оценочных исследований пока еще не осознана в полной мере, и к ним прибегают весьма редко.

Когда требуется разработать PR-концепцию или PR-стратегию, предлагается провести базовое исследование, включающее как изучение целевой группы, так и сбор иной необходимой первичной информации. На этапе же реализации концепции и стратегии PR-кампании замеры динамики и результатов - обязательная составляющая часть PR-деятельности. Но заказчики на все смотрят несколько иначе: затраты на базовое исследование чаще всего кажутся им обоснованными, а вот на мониторинг и оценку результативности - далеко не всегда.

Надо отметить, что вообще проблема измерения эффективности PR-деятельности достаточно сложна как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, далеко не все PR-специалисты желают, чтобы результат их работы был предметом внешней оценки, многие привыкли действовать по иным схемам и ориентироваться на другие критерии. С другой - есть и методологические проблемы: не всегда удается найти эффективный способ измерения, ведь PR-программы обычно имеют сложный, мультимедийный характер. Кроме того, и PR-специалистам, и исследователям необходимо найти точки соприкосновения: первые должны четко сформулировать цели кампании, причем так, чтобы они были измеримы, а вторым следует подобрать эффективный метод замера динамики результатов, найти точные индикаторы.

Тем не менее интерес к оценке эффективности PR-кампаний, разработке стандартов в этой сфере растет и со временем такой продукт может стать вполне самостоятельным. Например, исследование Американской ассоциации по связям с общественностью, проводившееся в 2001 году, продемонстрировало, что методами замера динамики результатов, которые наиболее часто используют американские специалисты, являются пресс-клиппинг и интуиция.

Однако существует и множество теоретических моделей. Есть модель Катлипа, Центлера и Брема, которая предполагает измерение на всех стадиях проекта (подготовка, реализация и подведение итогов) различными методами. Есть пирамидальная модель, которая подразумевает совмещение главных шагов в коммуникативном процессе с соответствующими исследовательскими методиками. Есть модель Линденманна, ориентированная на выявление не только «внешних» эффектов (результат размещения материалов и впечатления от них читателей), но и более глубоких результатов коммуникации - понимание, запоминание, восприятие, а также изменение поведения, общественного мнения и т.д. Есть весьма наглядная модель - «дерево оценки», которая состоит из нескольких уровней: программного, функционального, организационного, социального и т.д.

Однако все они страдают одним недостатком - либо вовсе не описывают методологию, либо делают это слишком схематично и кратко. Яркий пример - модель Георгия Тульчинского 1 . Он предлагает три параметра оценки эффективности: соотношение затрат к результатам, результатов к преследовавшимся целям и результатов к реальным потребностям. Звучит отлично, но когда пытаешься продвинуться на следующий уровень, возникает вопрос: как найти количественное выражение целей или потребностей? Далеко не в любой задаче это возможно.

В PR-практике превалирует прагматическая модель. Перед тем как проводить кампанию, осуществляется базовое исследование целевых групп, внешней среды и коммуникационных каналов. На основе этого объема информации создается стратегия. На этапе ее реализации определяются параметры, позволяющие делать выводы об эффективности, создается жесткий график замеров, привязанный к этапам кампании. Кроме того, применяются точечные замеры, чтобы оценить отдельные акции, мероприятия, действия, внешние события, но главным образом измеряется динамика процесса. Последний этап - замер общих результатов, определение того, насколько точно были достигнуты цели.

В целом востребованность исследований субъектами всех видов экономической и политической деятельности определяется, вероятно, их «продвинутостью», близостью к западным стандартам работы и уровнем доходности их бизнеса.

Чего же ждут заказчики от исследований? Прежде всего объективной картины, позволяющей понять сложившуюся ситуацию, затем конкретных механизмов решения своих проблем. Первое вполне закономерно и очевидно, а вот со вторым часто возникают проблемы. Цель исследования - сбор и анализ информации, которая позволит лучше разобраться в

1 Тульчинский Г.Л. PR-фирмы: технология и эффективность. М.: Алетейя, 2001.

реальном положении дел. А разобраться означает понять, как в сложившихся обстоятельствах действовать. Понимание, в свою очередь, и диктует те или иные решения, принимать которые может только тот, кто столкнулся с проблемой, т.е. заказчик. И ошибочно считать, что в компетенции исследователя брать такого рода ответственность на себя. Его удел - отвечать за валидность предоставленных заказчику данных, за корректность прогноза и анализа возможных последствий тех или иных шагов клиента.

Есть и другая трудность. Иногда заказчики ждут от исследований подтверждения собственных умозаключений, думая, что если данные исследования не совпали с его представлениями о предмете, то оно проведено некорректно.

Необходимо понимать, что исследование - это не статистика, а своего рода замер, который имеет и ограничения, и погрешность. Социологи - не астрологи и не могут предвидеть, скажем, природные катаклизмы или политические кризисы. И какой бы совершенной методикой они ни пользовались, например, при прогнозе явки избирателей, она вряд ли даст результаты, близкие к реальности, если в день голосования выпадет град или случится наводнение. Все социологические прогнозы имеют свою вероятность. Кроме того, вряд ли с помощью исследовательских методик можно собирать «шпионские сведения», добывать коммерческую тайну, создавать базу данных клиентов и т.д. Задачи должны быть адекватными: нельзя компьютером забивать гвозди. Заказчики не всегда осознают эти ограничения.

Исследователь должен откровенно говорить, за что он готов взяться и какие результаты представить. Безусловно, это не всегда легко сделать. Но именно способность сказать некоторые вещи прямо отражает уровень его профессионализма, отношение к вопросам этики.

Если исследования требуются PR-специалистам изредка, то целесообразнее заказывать их специализированным исследовательским компаниям или социологам. Если же они - неотъемлемая часть работы, то, конечно, собственный специализированный отдел необходим.

Кроме того, исследовательское агентство или профессиональный социолог лучше справятся со стандартными, поточными задачами, а нетривиальные, эксклюзивные предпочтительнее поручить собственным специалистам: они глубже погружены в задачу, владеют большим арсеналом соответствующих методик, четче представляют дальнейшую работу и т.д.

Задачи, решаемые при исследовании, могут быть стандартными или эксклюзивными. Стандартная задача - та, для решения которой достаточно применить известный, апробированный инструментарий и методо-

логию, например медиаизмерения. Многие компании выполняют их в четком мониторинговом режиме, по многократно проверенным методикам и схемам. Если же речь идет о выявлении имиджа компании в глазах федеральной элиты или разработке методики оценки эффективности PR-кампании, то не каждому специализированному агентству такое по плечу. В частности, замерить эффективность PR-кампании невозможно вне контекста комплексного решения всех коммуникационных задач, прописанных в проектах такого рода. А вот собственный отдел, который к тому же тесно взаимодействует со специалистами других подразделений, с этим справится.

Социологический анализ проводится по процедуре, определяющей последовательность операций, систему действий, способы организации исследований и обработки результатов. Так, отнесенное к числу «классических» исследование одного из ведущих российских социологов - Б.А. Грушина «Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования» посвящалось формированию и функционированию общественного мнения 1 . Оно включало 69 процедур, объединенных в одной теоретико-методологической программе. Важнейшими для определения мер последующего воздействия на аудиторию были:

Изучение эффекта их влияния на читателей;

Изучение других источников информирования населения. Среди методов сбора данных фигурировали:

Количественный анализ текстов;

Контент-анализ различных публикаций (по темам, проблематике, понятиям, персоналиям);

Наблюдение;

Обследование (монографическое, сплошное и выборочное). После получения необходимых сведений проводились:

Описание и классификация выявленных фактов;

Ихтипологизация;

Их смысловая интерпретация;

Поиск статистических закономерностей;

Экспериментальный анализ;

Системный анализ;

Исторический анализ;

Социальное моделирование.

1 См.: Трушин Б.А. Жизнь 1-я: эпоха Хрущева//Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: В 4 кн. М., 2001.

В результате фиксировалось текущее состояние PR-объекта, отношение к нему СМИ и общественности, различных аудиторий (целевых групп).

Таким образом, анализ, который должен быть как предварительным (на этапе планирования кампании), так и оценивающим итоги PR-акции, обязательно включает следующие этапы:

подготовительный этап (определение целей, постановка проблем,выяснение того, насколько они достигнуты, выбор коммуникационных каналов и определение по итогам акции адекватности их выбора);

расчетный этап (планируемые затраты при подготовке акции, учет качества работы и эффективности использования средств по окончании);

аналитический этап (определение путей, методов и средств кампании, анализ их результатов по итогам акции).

Применяя методики системного анализа, во время исследования проводят своеобразное расчленение объекта на элементы, когда он рассматривается как социальное явление с общими для подобного рода явлений качествами и специфическими, одному ему присущими чертами. Социологический анализ позволяет изучить прямые и косвенные факторы, влияющие на PR-объект, а также социальные условия и субъективные обстоятельства, определяющие положение объекта.

Исследования подразделяются на качественные и количественные. К качественным относятся исследования, использующие описательные и информационные методы. Они определяют соответствие объекта исследований стандартам и нормам, но не могут быть измерены количественно.

Количественные исследования, напротив, позволяют использовать математический анализ, т.е. их результаты подлежат измерению, и могут быть представлены экспериментальными исследованиями, проводимыми в лаборатории, или обзорными исследованиями на местности.

В то же время количественные и качественные исследования зачастую сочетаются: например, исследования на местности (в полях, как говорят социологи) могут заключаться в наблюдениях, что придает им черты качественных исследований.

Исследование по всем приведенным выше параметрам называется гсеобщим (тотальным). Исследование одного параметра является локальным (точечным). Социологическое исследование по всем параметрам, но ограниченного массива данных является выборочным. Далее рассмотрим, как осуществляется выборка ограниченного массива, каковы требования к выборке, ее типы и виды, научную и случайную выборки.

Выборка 1 Программные требования

Из трех перечисленных выше видов исследования - всеобщего, локального и выборочного - последнее используется в PR чаще всего. Поскольку социологическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной количественной социальной информации, при его проведении важно обеспечить в первую очередь репрезентативность (представительность, объективность) получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор обследуемых категорий должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции генеральной совокупности.

К примеру, при опросе нескольких тысяч человек полученная информация может быть экстраполирована на все население (страны, региона, города - в зависимости от масштабов исследований). Поэтому выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных, политических, экономических и культурологических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составить мнение относительно позиции десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Таким образом, выборкой называется совокупность опрашиваемых людей, сконструированная так, что каждая из основных составляющих ее социальных групп представлена пропорционально структуре общества в целом. Это подразумевает, что все возрастные группы, люди разного социального статуса, образования, пола и т.д. должны иметь в выборке своих представителей.

Для объяснения проблемы выборки имеется великолепный рецепт основателя Института изучения общественного мнения Дж. Гэллапа: «Для того чтобы ощутить вкус супа, вовсе не обязательно съесть всю тарелку».

Чтобы более четко разобраться в проблемах выборочных исследований, стоит охарактеризовать основные понятия, связанные с их организацией. В целом социологические исследования сводятся к практическим, опытным исследованиям, т.е. выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации, в том числе для PR-деятельности.

Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор каких-либо социальных фактов (такой сбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы отбора информации, а также при-

1 См.: Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2004; Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 2005.

меняются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

Единица наблюдения - непосредственный источник информации при социологическом и маркетинговом анализе, в качестве которого выступают отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т.п. в зависимости от целей и объекта исследований.

Исходя из этого генеральная совокупность - это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования, а выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала.

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются статистикой. Они весьма сложны, поскольку речь идет об обеспечении, с одной стороны, количественной репрезентативности, с другой - качественной. Качественная репрезентативность предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (например, нельзя говорить об обеспечении репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики - в выборке должны быть представлены все группы). Что же касается количественной репрезентативности, то здесь речь идет о том, что все существующие группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Очевидно, что если проводить исследование на выборке всего в 50- 100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800- 1000 человек. Но в то же время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых. Если, например, цель исследования - узнать, какую информацию хотят видеть служащие во внутрикорпоративном издании, издаваемом компанией с тысячью сотрудников, в нем могут участвовать и 200, и 150, и 100 человек. Например, при одной выборке 60 процентов ответят, что их интересуют новости, касающиеся карьерного роста; при другой - 70. В любом случае господствующие предпочтения служащих будут отражены.

Типы и виды выборок

При социологическом анализе процесс обеспечения репрезентативности информации, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной, реализуется в ходе организации выборки. Поэтому выборка - это и процесс формирования выборочной совокупности при необходимом уровне обеспечения репрезентативности.

Для получения более точных результатов используется метод случайной выборки. В статистике это означает, что все представители целевой аудитории имеют равные шансы быть избранными для проведения исследования. Такой метод также называют вероятностной выборкой.

Напротив, детерминированная выборка не является случайной. «Перехватывающие» интервью берутся, к примеру, только у сделавших покупки людей и в строго определенное время. Существует множество факторов, предопределяющих, кто будет опрошен, когда и где. Исследователи, проводящие интервью в утреннее время, могут встретить несоразмерное число домохозяек. Те, кто проводит исследование после пяти часов вечера, встретят много студентов и служащих, возвращающихся домой с работы или из института. Возраст людей, которых, скорее всего, встретит интервьюер, зависит от места, где он будет работать. Скажем, больше молодежи можно найти у музыкального магазина или магазина спорттоваров.

Максимально точная случайная выборка обычно производится по списку представителей целевой аудитории, когда в распоряжении интервьюера есть только имя и фамилия и никаких других уточняющих данных. В таком случае исследователь может выбрать нужное количество респондентов совершенно произвольно.

Имеется три основных типа выборок. Они выделяются на основе принципов подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной:

Стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную;

Вероятностный (случайный) отбор - обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную;

Квотный (выборка с предварительно заданными значениями).

Стихийный отбор часто используется, например, в почтовых и прессовых опросах. Основной его недостаток - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Стихийная выборка экономична и зачастую применяется в тех исследованиях, где формирование выборочной совокупности по-иному невозможно.

Для обеспечения вероятностного отбора используются таблицы случайных чисел, лотерейный и механический подходы.

Квотный отбор строится по слоям населения, возрастному, половому и другим признакам.

По видам выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор из генеральной совокупности), серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады), многоступенчатую (отбор идет поэтапно: в городе отбираются предприятия, на них - цеха, в цехах - респонденты).

Одна из ключевых проблем, встающих в процессе проведения исследования, заключается в том, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию.

Единой и четкой формулы, позволяющей рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует. Определение объема выборочной совокупности - это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Объем выборочной совокупности зависит от:

Методик сбора первичной информации;

Уровня однородности генеральной совокупности;

Целей и задач исследования;

Требуемой точности получаемой информации.

Здесь можно говорить о следующих закономерностях. Чем более точен и надежен метод исследования, тем меньше объем выборочной совокупности. Например, если сравнивать почтовый опрос и личное интервью, то во втором случае мы можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки.

Выборка может быть как гетерогенной, т.е. неоднородной (например, при исследовании СМИ в промышленном городе мы изучаем потребительское поведение всего населения города, среди которого - и мужчины, и женщины, и молодые, и старики), так и гомогенной, т.е. однородной (например, может изучаться потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов).

При высокой степени гомогенности генеральной совокупности вновь можно ограничиться малым объемом выборки.

На объем выборочной совокупности огромное влияние оказывают конкретные задачи исследования. Например, если мы хотим исследовать потребительское поведение населения города в целом, то можем иметь дело со структурой совокупности, которая представляет распределение населения города по трем квотным признакам: район города, пол, возраст (три группы).

Если же требуется изучение с учетом возрастных групп, то их число увеличится до шести. И наконец, если в исследовании нас интересует распределение информации по возрастным, половым группам, а также по городским районам (например, надо определить, как к покупкам того или иного товара относятся молодые женщины, проживающие в том или ином районе города), число исследуемых групп возрастет до 48.

С учетом того что численность одной группы может достигать 30 человек, общий объем выборочной совокупности составит около полутора тысяч.

На объем выборочной совокупности воздействует и такой фактор, как необходимая точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом нужно иметь в виду, что каждый процент «увеличения точности» приводит к резкому росту расходов на исследование.

Дж. Гэллап и его Институт изучения общественного мнения, на протяжении многих лет проводящий опросы в США, выявили, что при общенациональной американской выборке:

в 100 человек - ошибка выборки ±11%;

в 200 человек - ошибка выборки ±8%;

в 400 человек - ошибка выборки ±6%;

в 600 человек - ошибка выборки ±5%;

в 750 человек - ошибка выборки ±4%;

в 1000 человек - ошибка выборки ±4%;

в 1500 человек - ошибка выборки ±3%;

в 4000 человек - ошибка выборки ±2%.

Именно поэтому Институт Гэллапа, как правило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 человек (так называемое число Гэллапа) 1 . Как видно, здесь отдается предпочтение увеличению ошибки на 1 %, а не многократному росту стоимости исследования.

Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от цели исследования, т.е. ошибка выборки - это те пределы, в рамках которых можно доверять полученным данным. Она определяется после завершения исследования, после получения информации о распределении соответствующих признаков в генеральной совокупности. Последнее, кстати, весьма проблематично: ведь нередко и само выборочное исследование проводится для того, чтобы получить подобное распределение и далее экстраполировать полученную информацию на всю генеральную совокупность.

Исследование повышенной надежности характеризуется ошибкой выборки до 3%, обыкновенной надежности - до 3-10%, приближенной надежности - до 10-20%, ориентировочной надежности - до 20-40%, прикидочной надежности - ошибкой более 40%.

Социологические исследования повышенной и обыкновенной надежности считаются базовыми, дающими более-менее объективные данные о состоянии PR-объекта.

1 Подробнее см.: Докторов Б. Дж. Гэллап - наш современник: к 100-летию со дня рождения// www.video.muh.ru.

Методы сбора информации

В социологической литературе рассматриваются три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных:

Прямое наблюдение;

Анализ документов;

По мнению известного российского социолога В.А. Ядова, «анализ со­бранной информации - самый увлекательный этап исследования» 3 . Вероят­но, это действительно так, поскольку анализ представляет собою своеобраз­ный «венец» длительной, кропотливой работы, именно здесь исследователь

Данная глава написана д-ром социол. наук проф.В.Ф. Ануриным.

В.А. Ядов в своей широко известной (как специалистам, так и неспециалистам) книге приводит список, состоящий из 314 наименований отечественной и зарубежной литературы плюс аннотированный спи­сок из более 70 названий (см.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­тоды. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. С. 275-285, 309-329). Всех, кто проявит интерес к более углубленному изучению проблем социологического анализа, мы адресуем к этим спискам. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. С. 202.

может определенно выяснить, насколько верными оказались выдвинутые им в самом начале рабочие гипотезы.

Само слово «анализ» 4 имеет ряд значений, однако практически всегда оно связано с расчленением исследуемого объекта на отдельные элементы. Такая операция нередко бывает сопряжена с ситуацией, когда «за деревьями не видят леса». Другими словами, излишнее сосредоточение внимания на от­дельном элементе может привести к утрате понимания связи его с другими элементами объекта, когда мы перестаем понимать значение изучения объек­та в целом. Поэтому в ходе аналитической работы не следует забывать, что итогом научного исследования должно стать сведение частных выводов, полученных в результате изучения отдельных элементов, в единое целое. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Ю. Толстова указывает на существование не менее четырех различных (хотя и связанных между собою) смыслов понятия «анализ данных» в социологии: (1) совокупность действий, совершаемых в процессе изучения полученных эмпирических данных, для того чтобы сформировать представление о харак­теристиках изучаемого явления; (2) процесс изучения статистических данных с помощью неких приемов, математических методов и моделей с целью более удобного и наглядного их представления, что позволяет наиболее обоснован­но интерпретировать изучаемое явление; (3) понятие, тождественное приклад­ной статистике; (4) такие процедуры «свертывания» информации, которые не допускают формального алгоритмического подхода 5 .



Перспектива изучения эмпирических методов исследования социальных явлений иногда представляется студентам пугающей. Некоторых людей с «гу­манитарным» складом ума этот этап отталкивает тем, что он включает в себя работу с числами (вычислениями) и статистику. Однако нельзя не видеть

Рис. 22. Вы можете самостоятельно проводить обработку данных

От греч. analysis- разложение.

См.: Социология: Словарь-справочник. Т. 4. Социологическое исследование: Методы, математика

и статистика. М., 1991. С. 7-9.

того, что достаточно глубокое знание самых разнообразных процессов, про­текающих в обществе (включая политические явления, поведение покупа­телей и продавцов на рынках, изменение систем норм и ценностей), невоз­можно без базового знания статистики и использования ее в анализе и опи­сании исследований. Впрочем, те методы обработки и математические процедуры,.которые мы намереваемся описать здесь, достаточно элементар­ны, это всего лишь первое приближение для строгой и дисциплинирован­ной аргументации.

Социологический анализ предназначен для достижения конкретных, за­ранее намеченных целей, установления связей между различными соци­альными явлениями, сформулированных в виде рабочих гипотез. Почти все­гда мы должны заранее знать, чего мы хотим, чего ищем, на какие вопросы желаем получить ответ. Конечно, возможны и случайные открытия, но вряд ли стоит на них рассчитывать. Таким образом, успех анализа в огромной сте­пени зависит от подготовительного периода и во многом закладывается на этапе разработки программы.

Одним из разделов технико-методической части программы является «Ло­гическая схема обработки и анализа данных» 6 . Она представляет собою крат­кое описание алгоритма действий исследователя в процессе математической и логической обработки полученной базы данных, своеобразный «маршрут» процедуры обработки. Это и в самом деле похоже на прокладку по карте мар­шрута движения перед тем, как пуститься в путь. Вы можете проводить об­работку данных самостоятельно, но даже если расчеты будет проводить кто-то другой (например, математик, оператор, лаборант), а на вас лежат только задачи анализа результатов, вам, как социологу-исследователю, необходимо подготовить ему грамотное техническое задание - алгоритм операций. Если вы производите обработку данных на компьютере (например, с помощью пакета SPSS), то более или менее подробная логическая схема анализа будет включать в себя перечень команд в той последовательности, в которой вы будете задавать их компьютеру.

При этом нужно помнить, что достоверность и качество результатов ста­тистической обработки в немалой степени зависят от того, насколько акку­ратно и тщательно проделана работа по формированию базы данных (так на­зываемая «набивка»). Внимательность, точность и быстрота - вот основные качества, требуемые от оператора при вводе первичной социологической информации.

Довольно полезной предварительной работой, предшествующей обработ­ке данных, может оказаться составление так называемого словаря перемен­ных. Это таблица, где сведены переменные данного исследования с указа­нием всех возможных значений, которые может принимать каждая из них, с соответствующими кодами, а также номеров тех позиций, которые занима­ет данная переменная в матрице базы данных. В табл. 4 можно увидеть при­мер словаря переменных, составленного в соответствии с анкетой, приведен­ной в приложении 1.

Необходимость составления словаря переменных определяется тем, что в расчетных таблицах пакета SPSS отображаются не сами наименования перемен-

6 См.: Анурин В.Ф. Программа прикладного социологического исследования: Методическая разра­ботка. Н. Новгород: Изд-во НКИ, 1996. С. 1.

ных и их значения, а лишь их номера и коды. Поэтому словарь является хоро­шим справочником, с которым могут сверяться как операторы, производящие набивку, так и сам исследователь при составлении аналитических таблиц.

Таблица 4 Словарь переменных для исследования представлений о богатстве (фрагмент)

Номер ременной Переменная Варианты значений Номер позиций
V1 Самоидентификация себя и своей семьи с категорией богатых людей 0 - нет ответа определеннода в принципе да пожалуй, нет определенно нет затрудняются ответить
V2 Установка на достижение богатства как цель 0 - нет ответа обязательно вероятно, да если получится, то не против им этого не надо не знают,не думали
V84 Партии, предлагающие надежный путь к благосостоянию 0 - нет ответа Аграрная Партия России КПРФ ЛДПР Наш Дом Россия Новая Сила Отечество Правое дело Россия молодая Союз справедливости и труда Трудовая Россия Честь и Родина Яблоко Другие Никакие 84-85
V85 Пол 0 - нет ответа мужской женский

Прежде чем перейти к описанию конкретных методов обработки и анали­за данных, следует кратко остановиться на общих принципах, служащих ос­нованием для любого анализа. Сущность процесса обработки первичной ин­формации состоит в ее обобщении. Собранная в ходе полевого этапа первич­ная социологическая информация представляет собою массив «сырых» данных (например, пачку заполненных анкет). Эта информация не структурирована, она недоступна обозрению и не поддается непосредственному изучению. По­этому самым первым шагом, который предстоит сделать в направлении ана­лиза, является ее упорядочивание, уплотнение и компактное описание. Этот процесс осуществляется с помощью статистической группировки данных 7 .

Подробнее об этом см.: Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, мето­ды. С. 202-207.

Метод группировки заключается в том, что обследуемая совокупность рас­членяется на однородные группы (т.е. отдельные единицы которых облада­ют общим для всех признаком). Группировки по количественным или каче­ственным признакам имеют свои специфические особенности. В случае груп­пировки по количественным признакам (возраст, стаж работы, размер дохода) весь диапазон изменения переменной разбивают на определенные интервалы с последующим подсчетом числа единиц, входящих в каждый из них. При группировке по качественным признакам должна быть предусмот­рена возможность отнесения каждой из единиц анализа к одной из выделен­ных градаций. Причем делать это необходимо однозначным образом с тем, чтобы суммарное число единиц анализа, отнесенных ко всем градациям, было бы в точности равно общей численности изучаемой совокупности (поэтому наряду с вариантами ответов типа «не знаю», «затрудняюсь ответить», в сло­варе переменных всегда предусматривается вариант «нет ответа», кодируе­мый обычно нулем).

Другой важной процедурой упорядочения данных, предшествующей соб­ственно анализу, выступает типологизация. Этим понятием обозначают «обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теорети­ческой модели и по теоретически обоснованным критериям» 8 . В качестве примера типологизации мы могли бы привести наше исследование, посвя­щенное выявлению содержательного аспекта политической стратификации российского общества 1990-х гг. В этом исследовании мы выделяли такие типы политической ориентации, как «демократы», «западники», «прагмати­ки», «коммунисты», «национал-патриоты» и «тоталитаристы» 9 .

При обработке данных нужно помнить, что математический аппарат, ис­пользуемый в эмпирической и прикладной социологии, зачастую предлагает для выявления связи между явлениями, атакже ее направления и силы доволь­но большое число специализированных процедур, многие из которых выгля -дят весьма сложно и громоздко. Выбор их для конкретного исследования за­висит как от задач (формулируемых гипотезой), так и от уровня подготовки исследователя. Однако необходимо отметить, что во многих случаях изощрен­ный математический аппарат, превращающийся из средства в некую самоцель, может лишить выводы четкости и «прозрачности». Практика проведения ис­следований показывает, что можно провести достаточно убедительный ана­лиз социологических данных, используя не слишком широкий набор вычисли­тельных средств. Не следует забывать, что главное в статистическом анализе - это прежде всего поиск социологического смысла, заключенного в полученных в результате расчета таблицах, диаграммах и индексах.

Социологический анализ: что это?

Социологический анализ является неотъемлемой частою социологической науки. Именно благодаря анализу происходит интерпретация основных данных, анализируются актуальные проблемы в социуме, происходит поиск по их универсальному разрешению.

Социологический анализ происходит при глубинном исследовании основных социологических эмпирических данных.

Определение 1

Социологические эмпирические данные – это данные, которые характеризуют конкретные социологические факты; данные, в виде которых эти факты предстают перед исследователем, и после продолжительного анализа и обработки предстают и перед остальным обществом.

Социологические данные в анализе могут представать в нескольких основных видах:

  • Во-первых, это может быть совокупность чисел, которые направлены на характеристику тех или иных объектов.
  • Во-вторых, социологические данные – это все множество индикаторов, которые отражают определенные межличностные или межгрупповые отношения.
  • В-третьих, результаты последовательного попарного сравнения респондентами каких-либо процессов или явлений (иными словами, это метод попарного сравнения и анализа социологических данных).
  • В-четвертых, это могут быть совокупности определенных высказываний, тексты документов, так или иначе зафиксированные результаты наблюдений за вербальным или невербальным поведением индивида.

В процессе социологического анализа образуются три ключевые модели: априорная содержательная модель, концептуальная модель и формальная модель.

Концептуальная модель нацелена на вычисление изучаемых объектов, а также ключевую характеристику их показателей. Помимо этого, социологический анализ проводится при строгом выборе индикаторов и также принципе их интерпретации. Здесь очень важны два момента: причинно-следственные связи, а также статистические связи (выбор конкретного метода социологического анализа).

Формальная модель социологического анализа направлена на рассмотрение непосредственно результатов измерения. Также здесь главную роль играет величина коэффициента корреляции (статистическая модель изучаемого явления, а также некоторая формальная статистическая закономерность).

Уровни социологического анализа

Современная социология предполагает два ключевых уровня социологического анализа: макроуровень и микроуровень.

Макроуровень социологического анализа, как и макросоциология, нацелен на исследование крупных социальных образований (общностей, групп, систем и структур общества). В поле исследования и анализа также включаются функциональные особенности, процессы изменений и взаимодействий друг с другом крупных социальных образований. В качестве объекта социологического анализа представители макросоциологии рассматривают общество в целом, не затрагивая более узкие и локальные образования. Также представители данного уровня считают, что качественное своеобразие свойственно исключительно социальным явлениям и процессам большого масштаба, и что только они достойны быть объектами изучения, не опираясь на данные более мелких сообществ.

Микросоциология и социологический анализ на этом уровне направлены на рассмотрение множества закономерностей и совокупности механизмов, которые отражают поведение людей, способы их взаимодействия, а также общение на более узком, межличностном уровне. К данному направлению социологи относят следующие теории:

  • Теория обмена.
  • Теория символического интеракционизма.

Тем не менее, мы, как обычные люди, включены в оба уровня социологического анализа, так как мы одновременно функционируем и на микроуровне, и на макросоциальном уровне.

Замечание 1

В последние несколько десятилетий сложилась еще одна модель, которая отражает уровни социологического анализа. Согласно ей, существует не два уровня, а четыре. Два из них – межличностный и групповой (относятся к области микросоциологии), а два остальных – социетальный и цивилизационный (имеют непосредственное отношение к макросоциологическому уровню социологического анализа).

Методы социологического анализа

При сборе социологических данных и для дальнейшего социологического анализа в современной социологии используется несколько ключевых методов. Все они различаются по своей направленности, структуре, сложности организации и распространения.

Первый метод социологического анализа – опрос. Он представлен в виде двух основных методик – анкетный опрос, а также опрос, который реализуется благодаря организации интервью. Интервью может быть личным, а может организовываться для группы людей (абитуриентов, студентов, преподавателей, работников одной сферы).

Второй метод социологического анализа – анализ документов. Данный метод может быть качественным или количественным. Анализируются архивные документы, текущие документы, тематика подбирается в соответствии с темой исследования, а также в соответствии с требованиями заказчика.

Третий метод социологического анализа – наблюдение. Оно может быть включенным и не включенным. При включенном наблюдении исполнитель исследования становится частью какой-либо ситуации, наблюдает за ее участниками, может оказывать влияние на ход событий. При не включенном на наблюдении исполнитель становится лишь наблюдателем со стороны, не может вмешиваться в ход событий и влиять на них в соответствии со своими желаниями.

Последний, четвертый метод социологического анализа – эксперимент. Он может быть как контролируемым, так и неконтролируемым. Разница опять же заключается в том, что в контролируемом эксперименте исполнитель может менять условия, что, в свою очередь, может поменять исход эксперимента.

Продуктивный анализ форм высказываний, как реальных единиц речевого потока, возможен лишь на основе признания единичного высказывания чисто социологическим явлением.

Владимир Волоишнов

Начиная с самых ранних попыток тематической классификации и количественного измерения параметров содержания газеты, текст рассматривается в системе социального функционирования прессы. Так, в исследовании Г. Спида ставилась задача зафиксировать изменения в тематическом содержимом воскресных нью-йоркских газет в период с 1881 по 1893 г., когда газета "Нью-Йорк Таймс" резко подняла свои тиражи, снизив цену за номер с трех до двух центов и увеличив размеры, причем изменения были не просто формальными (цена, размер), но, как показал Снид, газеты стали больше давать места сообщениям о сплетнях и скандалах в ущерб политической тематике, сфере искусства и т.д.

В том разрезе содержания, который предложил Д. У. Уилкокс в своей книге "Американская газета в свете социальной психологии" (исследователь проанализировал 240 ежедневных газет за один день в США), мы также находим выход на функции газеты в американском обществе: новости, иллюстрации, литература, мнения, реклама .

В одной из самых ранних работ, использующих в исследовании местной печати метод анализа содержания, автор, М. Уилли, усматривал гипотетическое влияние прессы на процесс социализации . Исследование Уилли покоилось на таких теоретических посылах, которые могли утверждаться лишь гипотетически. Однако они были очень плодотворными для более поздних исследований, которые строили свои программы, а значит, и принципы рассмотрения текста, на тех или иных зависимостях между СМК и аудиторией. В исследовании С. Кингсбери, X. Харта и А. Кларк спектр новостей в газете раскладывается по темам социального интереса читателя, к которому эти новости апеллируют. С этой точки зрения все новости делятся на три группы: новости, затрагивающие чисто потребительские интересы читателя; новости, затрагивающие читателя как члена определенной социальной группы, более широкой общности, нации; сенсационные новости. Авторы ставили задачу, взвесив долю каждой группы новостей, определить социальную ценность данной газеты .

Тематическую классификацию газет, предложенную в своей работе Уилли, использовал советский исследователь общественного мнения и прессы В. Кузьмичев в анализе двенадцати советских ежедневных газет .

Исследование Дж. Вудворда новостей в американских утренних газетах ставило аналогичную задачу – по объему в газетах определенных тематических пластов судить о том общественном мнении, которое формируется этой газетой. Это возможно потому, что, по мнению автора, пресса влияет на изменения во мнениях скорее с помощью искажения, пропусков, концентрации или окрашивания фактов, чем прямыми редакционными проповедями. Новости, представленные в газетах, формируют представления личности о мире и происходящих в нем событиях, а эти стереотипизированные представления в свою очередь становятся базой, определяющей последующее отношение человека к миру . Таким образом, разделение всей газетной площади на определенные тематические пласты, выяснение доли, которая приходится на каждый пласт, позволили авторам сделать тот или иной вывод относительно газетной политики, т.е. прокомментировать преобладание одних тематических пластов в ущерб другим. Автор ввел в научный оборот многие из терминов и методических принципов анализа содержания.

Так, исследования текстов получали возможность стать точными, объективными, чего можно было добиться с помощью применения процедуры измерения, т.е. того приема, который до этого был свойствен только точным наукам. Укажем основные условия такого анализа.

  • 1. При интересе исследователя к тем или иным характеристикам текстов эти характеристики должны фиксироваться во всех избранных для исследования материалах, чем достигается объективность анализа. Объективность же дополняется тем, что эти характеристики определяются программой столь ясно и однозначно, что к одинаковому результату приходят два исследователя, работающие по одной методике с одним и тем же массивом текстов.
  • 2. Как и при получении любого научного знания, нужна систематичность анализа объекта исследования; выбор сообщений для анализа должен основываться на формальных, обусловленных, беспристрастных признаках, другими словами, исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу и отвергают другие. Это требование позволяет избежать аргументированной подтасовки фактов.
  • 3. Необходима научная строгость , которая подразумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них.
  • 4. Для распространения выводов, полученных на основании анализа ряда материалов на всю реальную деятельность источника этих материалов этот ряд должен отвечать требованиям репрезентативности – должен быть характерен для всей реальной деятельности источника.
  • 5. В этот ряд характеристик входит и само понятие количественного анализа: подсчету в тексте поддается частотность употребления тех или иных элементов этого текста, случайность этих употреблений, могут быть выведены корреляционные коэффициенты, а также процентные и удельные соотношения весов различных характеристик текста. Правильность или неправильность процедур проверяется достаточно разработанным для этих целей языком математики.

В 1927 г. Г. Лассвелл, с именем которого связывается определенный вклад в разработку существенных принципов этого метода (ряд историков социологии называют его патриархом контент-анализа), выпустил в свет книгу "Техника пропаганды в Первой мировой войне" . Автор поставил задачей проанализировать, какими социальными моделями повеления манипулирует пропаганда воюющих стран, какие цели ставит она себе в военное время.

Анализу подверглись многие из возможных каналов пропаганды Америки, Англии, Франции и Германии: газеты, централизованные выпуски бюллетеней информационных агентств, пропагандистские материалы в журналах, тексты проповедей и т.д. В анализируемых материалах пропаганды каждой из воюющих стран автор обнаружил преобладание следующих утверждений: "мы" защищаемся, "враг" – коварный агрессор; "враг" разрушил благоденствие и поэтому должен быть уничтожен; "мы" победим, "враг" будет уничтожен. Все утверждения, заявления, призывы к действию, которые содержались в этих материалах, Лассвелл обобщал до целей пропаганды стратегического характера – один из методов обобщения, характерный для анализа содержания: возбудить ненависть к врагу, крепить дружбу с союзниками, укреплять отношения с нейтральными странами, деморализовать противника.

В работе Лассвелл подчеркнул главные принципы анализа содержания: расчленить, определенным образом анатомировать сплошной массив пропаганды, так, чтобы мельчайшая частица ее несла в себе свойства целого, и обнаружить тенденции в пропаганде, основываясь на преобладании тех или иных утверждений. Отсюда берет свое начало лассвелловская школа контент-анализа. Систематическое исследование – подсчет и анализ – значимых единиц, репрезентируемых в тексте словом, суждением, фрагментом, составляет, по Лассвеллу, суть этого метода. Популярность этого метода в социологических исследованиях в годы, когда с ним работал Лассвелл, давала, очевидно, право самому Лассвеллу говорить даже об особой единице измерения – о менте (от английского mention – "упоминание"). В этой единице измерения самое существенное то, что мент конструируется исследователем для каждого исследования. Лассвелл и его ближайшие сотрудники разрабатывали методические вопросы: выбор единицы контекста при частотном подсчете символов, способы проверки результатов на обоснованность, на сопоставимость .

Существенный вывод, сделанный Лассвеллом: социальные трансформации неизбежно находят свое отражение в текстах СМК и, соответственно, могут быть зафиксированы. Непрофессиональный, несистематический анализ газетных текстов, с которым мы для наглядности сравнивали обсуждаемый метод, спасовал бы перед такого рода задачей. Когда мы имеем море информации, которая в конечном итоге выглядит как бесчисленный набор предложений, утверждений, суждений, тенденцию можно уловить, лишь систематически подсчитывая, например, мнения "за" или "против", суждения, говорящие в пользу или во вред какому-то лицу, и т.д.

Частотность характеристик в тексте – показатель тенденций коммуникативного процесса. Иногда это путь традиционного профессионального исследования журналистики. Но если традиционного исследователя больше интересует каждый отдельный элемент мозаичного полотна в его неповторимости, то аналитика содержания затрагивает все полотно целиком, так как именно оно воздействует на зрителя, а если социолог и рассматривает отдельный элемент, то лишь для того, чтобы определить, что именно делает этот элемент частью целого.

Приведем пример. Когда исследователи задумываются об истоках расовой дискриминации в США, они все больше приходят к выводу, что это доморощенный продукт. Так, Б. Берельсон и П. Сальтер проанализировали беллетристику восьми популярных американских изданий в период с 1937 по 1943 г. В рассказах представители национальных меньшинств, в сравнении с "настоящими" американцами, значительно реже выступали в качестве "героев", а изображение их чаще всего носило негативную снижающую окраску. Они имели низкий социальный и экономический уровень жизни, часто были замешаны в незаконных или, по меньшей мере, темных делах. Они чаще действовали из материальных побуждений, чем "настоящие" американцы. В целом представители национальных меньшинств характеризовались хуже, неполноценнее и подчиненнее, чем американцы. Чем ближе фигура к стереотипу американца, тем чаще она изображалась как приличная, благородная, почетная и т.д.

Оперируя количественными данными относительно подачи в иллюстрациях газет и журналов негров и белых как квалифицированных или неквалифицированных рабочих, мы в итоге приходим к проблеме расовой дискриминации в стране. И не только к проблеме – но и к самому понятию. При этом мы отдаем себе отчет в том, что "расовая дискриминация" как понятие шире, теоретичнее конкретного факта, который выбрали в качестве своего предмета американские исследователи. Помимо того, что еще сотни фактов могут быть интерпретированы как относящиеся к расовой дискриминации.

Проиллюстрировать это можно на примере усвоения языка. Овладение смыслом слова происходит в высшей степени индивидуально: в конкретных ситуациях человеческого опыта, которые бесчисленны в своих вариациях. Научаясь языку, человек приобщается к человеческой культуре, к нормам, запретам, ценностям, стандартам, познавая их не в виде готовых понятийных формулировок, а в словесном оформлении моделей поведения, ситуационных положений и т.д. Вырабатывается определенное понятие о нормах поведения через длинный и разнообразный перечень того, "что такое хорошо" и "что такое плохо". Аналитик содержания идет обратным путем. Имея в качестве объекта исследования безбрежный поток информации, курсирующей в обществе и представляющей некоторую сумму сведений о мире, он определяет, что должно войти в этот перечень, чтобы быть поименованным, например, "культурным человеком" или "расовой дискриминацией".

Итак, в ходе процедуры анализа содержания анализируемый текст подвергается расчленению, своеобразной вивисекции, квантификации на те лингвистические единицы речи, которые служат в тексте индикатором определенных явлений действительности, идей, моделей поведения и т.п. Эти языковые единицы в свою очередь должны быть адекватны по сути более обобщенным понятиям, категориям, явлениям, которые интересуют исследователя. Другими словами, социологический анализ содержания коммуникации состоит в своеобразной "перегруппировке" текста согласно концептуальной схеме исследователя .

Как в любом научном анализе, где имеет место обобщение в понятийную систему фактов, которые даны нам в нашем чувственном опыте, при анализе языка печати, радио и телевидения, рекламы, массивов текстов личного характера необходима та же логика научного познания. Понятийная система задается программой (целями и гипотезами) исследования, содержание анализируется путем нахождения в тексте лингвистических аналогов этой понятийной системы.

Социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью. Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин. Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами? Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще. Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов. В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии.Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно "культура". Как известно, "культура" - это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой загруженностью термина "культура", многие исследователи вообще стараются его не использовать. Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук - в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой "культура" является основным объектом изучения - культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры. Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры - крайне сложного и многообразного феномена, "естественным образом" тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

Таким образом,социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

45. Объект и предмет, законы и категории средств массовых информаций. Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие:

информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях) ;

комментарийно - оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой) ;

познавательно - просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей) ;

функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата).

Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).

Подробно деятельность прессы, радио и телевидения регламентируется законом РК «О средствах массовой информации». Он был подписан президентом Н.Назарбаевым 23 июля 1999 года. Действует этот нормативный акт и поныне. Разумеется, деятельность СМИ регулируется также большим числом других законов и целым рядом подзаконных актов. Назову лишь некоторые из них:Трудовой кодекс РК;Закон «О рекламе»;Закон «О противодействии экстремистской деятельности»;

Как утверждают юристы, существует более восьмисот законодательных актов, прямо или косвенно регламентирующих деятельность СМИ и журналистов. При этом принятие нормативных правовых актов, касающихся СМИ, относится исключительно к компетенции законодателя республикаского уровня.

46.Функции СМИ. Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е. П. Прохоров*, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики:

1. коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

47. Понятие и виды социологических исследований. Различают три вида социологического исследования:пилотажное (разведывательное),описательное,аналитическое.

Пилотажное исследование - пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50-100 человек.

Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения - большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи ними, осуществить сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа. Цель его - выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные бывают трендовые, панельные и лонгитюдные.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают опредленную возрастную группу - кагорту) и исторические (когда сотав кагорт меняется).

Панельное исследование - это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают о индивидуальных изменениях. Главная сложность - трудность сохранения выборки от одного исследования до другого.

Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В них изучается только молодежь.

Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг - создание программ и баз данных при помощи ЭВМ.