Кто те, из иудеев и христиан. Поистине, верующие – братья Высказывания ученых и сахабов

(10) Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы.

Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Они же передали хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок.

Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти.

Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти.

Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины.

Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.

которые войдут в Рай?

Вопрос:

Как нам понять смысл и соединить между двумя речами Аллаха?

Где говорится «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».

Между совами что «Те из числа Иудеев Христиан которые не приняли Ислам не войдет в Рая?»

Ответ Шейха Аль-Мунаджида:

Хвала Аллаху.

То о чём вы говорите в своём вопросе, упоминается в двух похожих между собой аятах Корана.

В первом из них говорится следующее:

«Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». [Корова 2:62]

Второй аят выглядит так:

«Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, не познают страха и не будут опечалены». [Трапеза 5:69]

Для того чтобы правильно истолковать эти аяты, нам нужно обратиться к учёным по Тафсиру (толкователям Корана). Великий имам Исмаил ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал в своём тафсире к данному аяту из суры Аль-Бакара:

« Аллаху Тааля, указывает, что кто-либо из предыдущих народов, совершавший добро будучи покорным своему Господу, получит благое воздаяние, и таково будет положение всех тех, кто последовал за Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) вплоть до своего часа — он обретёт вечное счастье, и не будет он страшиться того, что уготовано ему, как и не будет опечален тем, что осталось позади него.

Как говорит Аллах:

«Воистину, угодники Аллаха (т.е. те, кто верит в Единство Аллаха и боятся Аллаха очень, и любят Аллаха очень) не познают страха и не будут опечалены». [Юнус 10:62].

И Аллах ведает нам о том, что говорят ангелы верующим в момент их смерти (перевод смыслов):

«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь — Аллах», — а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам». [Разъяснены 41:30]»

Что касается иудеев, то их религия предполагала веру в Таурат (Тора) и следование пути Мусы (мир ему) до тех пор пока не явился Иса (мир ему), после которого, продолжившие придерживаться Торы и пути Мусы (мир ему) не оставив их, и не последовавшие за Исой (мир ему), были обречены.

Что касается христиан, то их религия предполагала веру в Инджил (Евангелие) и соблюдение законов Исы (мир ему); и тот, кто делал это, являлся верующим и его вера принималась Аллахом, до тех пор, пока не пришёл Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), после которого не последовавшие за ним и не оставившие путь Исы (мир ему) и Инджил, были обречены.

Аят (перевод смыслов): «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» [Семейство Имрана 3:85] является утверждением того, что Аллах не примет никаких дел от кого-либо, после того как Он отправит последнего Посланника, за исключением тех, кто жил в соответствии с законами Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

В тоже время, любой, кто следовал за Пророком своего времени, был на прямом пути спасения. Так например иудеи следовали за Мусой (мир ему) и обращались к Таурату для решения различных вопросов в те времена. Но когда Аллах отправил с увещеванием Ису (мир ему), сыны Израиля должны были следовать его пути и подчиняться ему, и так они и те кто последовал за Исой (мир ему) стали христианами…Когда Аллах послал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в качестве последнего Пророка и Посланника ко всем сынам Адама (мир ему), всё человечество должно было поверить в него и подчиняться ему, и воздерживаться от того, что он запретил. Те, кто сделал это, являются истинно верующих.

Умма (община) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) названа верующей из-за её глубокого имана (веры) и убеждений, и потому что оно верит во всех Пророков прошлого и в предсказанные события которые наступят в будущем.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, ниспославшему нам эту ясную религию и сделавшему ученых наследниками пророков. Мир и благословение нашему господину, Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а также всей его семье и сподвижникам.

Такфир — это обвинение в неверии мусульманина или же того, кого относят к мусульманам. На протяжении всей истории Ислама такфир зачастую используется в качестве оружия одной группой мусульман против другой. Начиная с первого года хиджры и до сих пор ведутся споры относительно действий и слов, которые могут вывести мусульманина из Ислама.

Такфир подобен болезни, червю, который изнутри грызет сердце Ислама. С каждым днем нас становится все больше, открываются медресе, исламские банки, сайты, газеты, печатается литература, вроде бы все это должно указывать на нашу сплоченность, силу, но на практике мы видим обратное. Чем нас больше, тем мы слабее. Разве это не странно? А ты задумывался над этим?

Очень часто можно услышать, как мусульманин, не останавливаясь на порицании другого мусульманина, применяет такфир. Мусульмане, заболевшие этой болезнью, обвиняя кого-нибудь в неверии, дабы доказать свою правоту, опираются на аяты и хадисы, тем самым разделяются на различные джамааты. И самое опасное в этом то, что каждый джамаат считает только себя самым правым и идущим по истинному пути. Но ведь в Исламе нет места для различных джамаатов, мусульмане и есть один огромный джамаат! Господь Миров сказал: «Воистину, все верующие — братья» (49:10).

Мы наблюдаем за тем, как группы мусульман доводят до людей религию Аллаха и причем все разными методами: кто-то преподает в медресе, кто-то выделяет средства на его содержание, кто то получает знания дабы принести больше пользы обществу и тем самым заработать довольство Аллаха, кто-то выпускает газеты и т.д. Но в итоге все являются одним огромным джамаатом.

Сам Творец небес и земли призывает нас к единству:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (3:103).

«Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (8:46).

«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: “Ты — неверующий”, — стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:94).

«Воистину, верующие — братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, — быть может вы будете помилованы» (49:10).

А также из изречений лучшего из людей, печати всех пророков Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, известно следующее. Сообщается, что Анас б. Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто совершает молитву так же, как и мы, и обращается к нашей кибле, и ест то, что мы приносим в жертву, является мусульманином, который находится под защитой Аллаха и под защитой Его Посланника. Не предавайте же Аллаха (предавая тех, кто находится) под Его защитой!”» (аль-Бухари).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ругать мусульманина — это грех, а воевать с ним — куфр (неверие)» (аль-Бухари).

Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является» (аль-Бухари).

Сообщается, что Усама б. Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(В свое время) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отправил нас в против рода алъ-хурака (племени) джухайна, и мы напали на них утром у их источников. Вместе с одним из ансаров я стал преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха!”. (Услышав это,) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанес ему удар своим копьем и убил (этого человека). Когда мы (вернулись обратно) в Медину, об этом стало известно Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и он спросил: “О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, (но ведь он сказал это, только) желая спастись!”, однако (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) снова сказал: “Неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля-Ллаху”?!”, и он не переставал говорить (мне) это до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял Ислам раньше, чем (дожил до) этого дня!» (аль-Бухари, Муслим).

А вот мнения ученых о такфире.

Абу-Ханифа сказал: «Одна из больших ошибок ахль бидаат (людей новшеств) — это обзывать друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахль Сунны (идущих путем Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) — это, увидев ошибку, не обвинять в неверии». (Али аль-Кари шарх Фикх аль-акбар, стр. 429).

«Подобно тому, как неверующий, не подразумевая принятие Ислама, не становится мусульманином, таким же образом, согласно общему мнению мусульман, верующий, не подразумевающий неверие, не становится неверным» (тафсир Куртуби 7/6128).

Имам Шафии сказал: «Я не отвергну слова свидетельства принятия Ислама ни у одного из людей новшеств и людей, погрязших в развлечениях». А также в книге «Аль хуласа» есть такие слова: «Если есть несколько доводов, чтобы применить по отношению к кому-то такфир, и хотя бы один довод против этого, то такфир не делается».

Ибн Абидин сказал: «Относительно тех слов, про которые говорят, что они выводят из Ислама, есть разногласия среди ученых. И, опираясь на подобного рода слова, нельзя выносить конкретные решения относительно чьей-то веры. Я же категорически сторонюсь от вынесения подобного рода фетв» (Ибн Абидин, Раддуль Мухтар, том 11, стр. 285).

Имам Газали: «Нет ни одного доказательства на то, чтобы применять такфир к ошибающемуся в тавиле. И утверждающие обратное должны предоставить доказательства. К тому же имеется немало хадисов на то, что произнесший слова единобожия защитил себя и свое имущество.

Ибн Таймия в его книге «Маджмуатур-расаиль ва-ль масаиль», том 5, стр. 159—201, говорит следующее: «Не разрешается делать такфир на мусульманина только из-за его действия, а также на человека, обращающего взор во время намаза на Каабу, из-за его ошибки».

А в «Маджмуат аль-фатва» 12/180 говорится: «Саляфы очень много спорили на эти темы, но тем не менее мы практически не слышим, что бы они называли кого-то конкретного фасиком (нечестивцем) или кяфиром. Люди с идеологией хариджитов, смотрящие только на внешний смысл Священного Корана, опирались на аят 12:40, в котором говорится: «Решение принимает только Аллах» .

Из-за того, что Али, да будет доволен им Аллах, выносил решения (конечно, опираясь на Коран и Сунну Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), хариджиты обьявили ему: «Али! Книга Аллаха еще среди нас, так как же ты смеешь ходить, вынося решения среди людей? Убив тебя, мы заработаем довольство Аллаха!»

Если будете внимательны, то заметите: они уверены, что этим убийством и вообще враждой с Али, да будет доволен им Аллах, заслужат довольство Всевышнего Аллаха. Мусульмане нашего времени, без малейшего угрызения совести делая такфир, надеются на довольство Господа Миров. Они, опираясь на аяты Священного Корана, пытаются «узаконить» такфир.

Хариджиты в свое время назвали неверными Усмана, Али, Тальху, Зубейра, Айшу, а также Ибн Аббаса да будет ими всеми доволен Аллах, и всех тех, кто разделял их мнения. Разрешали убивать их вместе с женами и детьми, а имущество присваивать в качестве трофеев. Да, и в наше время существуют группы мусульман с идеологией хариджитов. Аяты, ниспосланные относительно неверных, они используют против мусульман. И человек, не имеющий соответствующего религиозного образования, услышав аят из Корана, невольно скажет: «Ты прав».

Хариджиты и мутазилиты приводят аят: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими (кяфирами)» (5:44). И, смотря только лишь на его внешний смысл, многих мусульман обвинили в неверии. Но ученые ахль Сунны сказали, что неверующими можно назвать только тех, кто считает халялем (дозволенным) поступать не в соответствии с законом Аллаха (аль-Матуриди ат-таухид, стр. 348) Или будет считать неактуальными законы Аллаха (Ибн Манзур, Лисан аль-Араб, том 7, стр. 145)

Смотря на все вышеприведенные аяты и хадисы, мы понимаем как сложно и к тому же опасно делать такфир. Всевышний Аллах сказал: «Неужели Мы мусульман приравняем к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (68:35-36).

А так же хотелось бы привести слова известного исламского историка Абдулькадира аль-Багдади: «Ахль бидаат, являющиеся противниками ахль Сунны, заразились такфиром, тем самым уподобились насарам и яхудам, делавшим такфир между собой» (аль-Багдади аль-фарк, стр. 361).

Те, кто заболел этой страшной и к тому же очень опасной болезнью, не способны ощутить сладость веры. Как же им достичь этой степени, если они во всех видят врагов?

Камиль-хазрат САМИГУЛЛИН, имам Новоаганской мечети

Региональное Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ Транслит "Inn amā A l-Mu"uminū na "Ikh watun Fa"aşliĥū Bayna "Akh awaykum ۚ Wa A ttaqū A l-Laha La`allakum Turĥamū na Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. Поистине, верующие – братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе – Вере]. Так улаживайте же (отношения) (даже уже) между двумя вашими братьями (и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше) и остерегайтесь Аллаха (во всех ваших делах) , – может быть, вы будете одарены милосердием (Аллаха) . Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. [[Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Они же передали хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти. Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти. Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины. Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.]] Ибн Касир

Слова Аллаха: ﴾ إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴿ «Воистину верующие - братья», - т.е. все они - братья по вере. Посланник Аллаха сказал: « الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لَ يَظْلِمُهُ وَلَ يُسْلِمُه » «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни оставлять его без помощи». [Фатх аль – Бари 5 / 116]

В «Сахихе» Муслима также сообщается: « وَاللهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيه » «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, до тех пор, пока раб будет помогать своему брату».[Муслим 4 / 2074] А также: « إِذَا دَعَا الْمُسْلِمُ لَِخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ قَالَ الْمَلَكُ : آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلِه » «Когда мусульманин обращается с мольбой за своего брата в его отсутствие, ангел говорит: ‘‘Амин (Да будет так) ! И тебе, то же!’’». [«Сахих» Муслим 2732-2733, Абу Дауд 1534]

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и присетствует!) также сказал: مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالْحُمَّى وَالسَّهَر «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Муслим 4 / 1999]

В «Сахихе» также сообщается, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبنُْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا » «Поистине (в отношениях друг с другом) верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», и, (сказав это) , он переплел между собой пальцы.[Сахих» Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, Ахмад 4/4050] Есть множество хадисов на эту тему.

Затем Аллах сказал: ﴾ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴿ «Посему примиряйте братьев» - т.е. две враждующие группы, ﴾ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ﴿ «и бойтесь Аллаха» - т.е. во всех ваших делах, ﴾ لَعَلَّكُمْ ترُْحَمُونَ ﴿ «быть может, вы будете помилованы». Это - обещание Всевышнего, оказать милость тем, кто остерегается Его (наказания) .

– это джамаат, община последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Община крепнет, когда все верующие достойно относятся друг к другу, любят друг друга, уважают, помогают и делятся знаниями. Дружба ради довольства Аллаха, вот что отличает искренне верующего человека от других. Объединённые сердца не ограничиваются пребыванием только этой жизнью, но и переходят вместе в вечность.

Для мусульманина друг – это человек, спутник, с которым можно вместе идти по истинному пути Ислама. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха), какой из спутников лучший. Он ответил: «Тот, вид которого напоминает об Аллахе, речь которого увеличивает ваши добрые поступки, и дела которого напоминают о вечной жизни на том свете».

Есть много хадисов и аятов, объясняющих важность и пользу дружбы между мусульманами. Приведём некоторые из них.

Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» (ат-Тауба 9: 71).

Аллах указывает на главные обязанности друзей – побуждать к выполнению обязательств перед Всевышним.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». Этот хадис передали Ахмад 2/303, Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378, аль-Хаким 4/171, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9438.

Это означает, что не следует брать себе в друзья людей далёких от Ислама, людей развратных и грешных. Мусульманину должен быть в кругу своих единоверцев, пребывать с праведными и достойными рабами Аллаха.

Зачастую люди остаются одинокими, никто с ними не дружит, и они начинают думать, что весь мир на них озлобился. На самом деле всё зависит от человека. Как он относится к людям, так и они к нему. Мир — это зеркало, отражающее нас самих.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, 13).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему товарищу, а лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех (относится) к своему соседу». Этот хадис передали Ахмад (2/167), аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (115), ат-Тирмизи (1944), Ибн Хиббан (518, 519).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда двое любят друг друга ради Аллаха, более достойным из них всегда является тот, кто больше любит своего товарища”» . Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» (544), Ибн Хиббан (566), аль-Хаким (4/171)

Высказывания ученых и сахабов

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: “Почему ты один?” На что он ответил: “Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!”» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сообщения хорошим. См. «Файдуль-Къадир» 7/349.

Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!» См. «аль-Мау’изатуль-муттакъин» 128.

Имам Ибн Джама’а, делая наставление требующим знания, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится, и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факъихи говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить”». См. «Тазкирату-с-сами’» 84.

Имам аль-Хаттаби сказал: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен.

Суфьян ибн ‘Уейна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: «“Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Абу Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайву, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом “хиллят”, от того что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это ­– высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом “хиллят”». См. «аль-‘Узля» 56.

О джамаате

Временами в жизни каждого человека бывают моменты, когда его вера нестабильна. Что помогает в подобной ситуации? Поддержка других мусульман, хороший джамаат и руководство, которое невозможно иметь в одиночку.

Исламский социум основывался не на простом партнёрстве, а на любви и дружбе всех верующих.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали аль-Бухари (6011) и Муслим (2586).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. Этот хадис передали аль-Бухари (6026) и Муслим (2585).

Ислам – это дорога, по которой не обязательно идти одному, особенно учитывая, что наша религия так высоко ценит дружбу и товарищество. Богобоязненный джамаат сподвигает человека на благие дела, что является прямым путём в Рай.