Гуситы чашники и табориты. Гуситские войны: причины, ход, результаты и последствия

ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ

В ходе гуситского революционного движения произошло разделение всех его участников на два лагеря - революционный, антифеодальный лагерь таборитов, состоявший из крестьянства и городской бедноты, и умеренный лагерь чашников, представлявших интересы бюргерско-дворянских кругов. Чашники, являвшиеся правым крылом в гуситском движении, получили свое название в силу того, что одним из требований их было уравнение мирян и духовенства в обряде причащения, требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши (От латинского “calix” происходит также название этого крыла - каликстины. Следует иметь в виду, что чаша была эмблемой всех гуситов - не только бюргерства, но и широких народных масс ), в то время как последнее было исключительной привилегией духовенства. Единый обряд причастия “под обоими видами” (Отсюда берет свое начало название “подобои” или “утраквисты” (от латинского “sub utraque”) ) символизировал собой идею социального равенства и отвечал стремлениям бюргерства уничтожить сословные привилегии католического духовенства, а вместе с тем и лишить церковь ее экономического и политического могущества. Это стремление разделяли также мелкие феодалы - низшая чешская шляхта - и частично представители панов.

Основные требования программы чашников были сформулированы в так называемых “Четырех Пражских статьях”, составленных магистрами Пражского университета и представленных Сигизмунду в ноябре 1419 года. Содержание этого документа сводилось к следующему:

1. Свобода проповеди “слова божьего”, то есть свобода религиозной проповеди, направленной против господства католической церкви.

2. Единство религиозного обряда причащения (причащение мирян из чаши).

3. Лишение церкви права владеть имуществом (секуляризация церковной собственности), возвращение ее к евангельской простоте и бедности.

4. Искоренение “смертных грехов” не только среди мирян, но также среди духовенства, суровое наказание за такие грехи, как взимание платы за требы, продажа индульгенций, продажа церковных должностей и т. п.

“Четыре Пражские статьи” явились общей программой всех гуситов, как чашников, так и таборитов, но при этом каждое из этих направлений вкладывало в программу различный смысл, в соответствии с интересами тех и других социальных кругов.

В то время как чашники ограничивались требованием реформировать церковь, ограничить ее влияние, лишить ее богатств и тем укрепить собственное экономическое положение, крестьянско-плебейские массы в лице таборитов рассматривали эти статьи как начало великой борьбы за осуществление вековых чаяний народа. Табориты, опираясь на евангельские тексты и на пражские статьи, требовали, по существу, ликвидации всей системы католической церкви, с ее феодальной иерархией, с правом владеть землей и людьми, с бесчисленными денежными поборами.

Перевод “Четырех Пражских статей” выполнен с текста этого документа, имеющегося издании “Archiv Cesky”, т. III, Praha, 1844, стр. 213-216.

Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.

Чешское гуситское движение появилось в начале XV века. Его члены хотели реформировать христианскую церковь. Главным вдохновителем перемен стал чешский богослов Ян Гус, чья трагическая судьба привела к восстанию и войне длиною в два десятилетия.

Учение Яна Гуса

Ян Гус родился на юге Чехии в 1369 году. Он получил высшее образование и стал профессором Пражского университета. Также он принял священство и стал настоятелем Вифлеемской часовни в столице Чехии. Ян Гус очень быстро стал популярным проповедником среди своих сограждан. Это было связано с тем, что он общался с людьми на чешском языке, в то время как вся использовала латынь, которой не знали простые народные массы.

Гуситское движение сформировалось вокруг тех тезисов, которые выдвинул Ян Гус, споря с папским престолом о том, что подобает христианскому священнику. Чешский реформатор считал, что нельзя продавать за деньги должности и индульгенции. Другим спорным заявлением проповедника стала его идея о том, что Церковь не является непогрешимой и ее следует критиковать, в том случае если внутри нее скрываются пороки. По тем временам это были очень смелые слова, потому что ни один христианин не мог спорить с папой и священниками. Такие люди автоматически признавались еретиками.

Тем не менее Гус некоторое время счастливо избегал расправы благодаря своей популярности в народе. Церковный реформатор был еще и просветителем. Он предложил внести изменения в чешскую азбуку для того, чтобы облегчить процесс обучения людей грамоте.

Гибель Гуса

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, который проходил в немецком городе на берегу Боденского озера. Формально целью этого собрания было обсуждение кризиса в католической Церкви, в которой произошел Великий западный раскол. Уже на протяжении почти сорока лет существовали сразу два папы. Один был в Риме, другой - во Франции. При этом половина католических стран поддержала одного, а другая половина - второго.

У Яна Гуса уже был конфликт с Церковью, его пытались изолировать от паствы, запрещали деятельность, но благодаря заступничеству чешских светских властей популярный священник продолжал свою проповедь. Отправляясь в Констанц, он потребовал гарантий, что его не тронут. Обещания были даны. Но когда Гус оказался на соборе, его арестовали.

Мотивировал это тем, что лично он никаких обещаний не давал (а давал их только император Сигизмунд). От Гуса потребовали, чтобы он отказался от своих взглядов. Тот отказался. Пока его держали под стражей, чешская знать отправляла в Германию депеши и требования отпустить своего национального героя. Эти увещевания не имели никакого эффекта. 6 июля 1415 года Ян Гус был сожжен как еретик. Это послужило основной причиной начала войны в Чехии.

Начало восстания в Чехии

Реформационное гуситское движение охватило всю страну. , жителям городов и рыцарям не нравилось насилие католической Церкви над их национальным самосознанием. Были расхождения и в приверженности некоторым христианским обрядам.

После казни Гуса цели гуситского движения сформировались окончательно: избавить Чехию от католиков и немцев. Некоторое время конфликт носил локальный характер. Однако Папа Римский, не желая уступать еретикам, объявил крестовый поход в Моравию. Такие военные кампании были нормой для того времени. Первые организовывались для того чтобы отвоевать у мусульман Палестину и защитить ее. Когда Ближний Восток был потерян для европейцев, взор церкви обернулся в сторону регионов, где были активны разные еретики или язычники. Самой успешной была кампания в Прибалтике, где были созданы два со своей территорией. Теперь настала очередь Чехии пережить нашествие рыцарей с крестом на знаменах.

Сигизмунд и Ян Жижка

На первом этапе войны главнокомандующим армией крестоносцев стал император Священной Римской империи Сигизмунд. Он уже скомпрометировал себя в глазах чехов тем, что не стал защищать Гуса, когда того судили на Констанцском соборе. Теперь император стал еще более ненавистен славянским жителям.

Гуситское движение также получило своего военного лидера. Им стал Ян Жижка. Это был чешский дворянин, которому уже было больше 60 лет. Несмотря на это, он был полон сил. Этот рыцарь был известен своей блестящей карьерой при дворах разных королей. В 1410 году он в качестве добровольца присоединился к польско-литовской армии, разбившей немецких крестоносцев Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве. В сражении он потерял левый глаз.

Уже в Чехии, во время войны против Сигизмунда, Жижка ослеп окончательно, однако оставался лидером гуситов. Он вселял ужас во врагов своим видом и жестокостью. В 1420 году полководец вместе с 8-тысячным войском пришел на помощь жителям Праги, выгнав оттуда крестоносцев, среди которых произошел раскол. После этого события на некоторое время вся Чехия оказалась под властью гуситов.

Радикалы и умеренные

Однако скоро произошел другой раскол, который уже разделил гуситское движение. Причины движения заключались в неприятии католичества и немецкого владычества над Чехией. Скоро выделилось радикальное крыло, которое возглавил Жижка. Его сторонники грабили католические монастыри, расправлялись с неугодными священниками. Эти люди организовали собственный лагерь на горе Табор, из-за чего вскоре были названы таборитами.

В то же время среди гуситов существовало умеренное движение. Его члены готовы были пойти на компромисс с католической Церковью в обмен на некоторые уступки. Из-за несогласия между восставшими скоро единая власть в Чехии перестала существовать. Этим попытался воспользоваться император Сигизмунд, который начал организовывать второй Крестовый поход против еретиков.

Крестовый поход против гуситов

В 1421 году имперское войско, которое также включало в себя отряды венгерских и польских рыцарей, вернулось в Чехию. Целью Сигизмунда был город Жатец, который располагался недалеко от немецкой провинции Саксонии. На помощь осажденной крепости пришло войско таборитов, во главе которого стоял Ян Жижка. Город удалось отстоять и с того дня война шла с переменным успехом для обеих сторон.

Скоро участники гуситского движения получили поддержку от неожиданного союзника в лице православного войска, пришедшего из Великого Княжества Литовского. В этой стране шла интенсивная внутренняя борьба за сохранение прежней веры и отказа от католического влияния, которое шло из Польши. Несколько лет литовцы, а также их русские поданные помогали гуситам в их войне против императора.

В 1423 году кратковременный успех Жижки позволил ему вместе с армией полностью очистить свою страну и даже начать интервенцию в соседнюю Венгрию. Гуситы дошли до берегов Дуная, где их ждало местное королевское войско. Жижка не решился вступать в бой и повернул на родину.

Неудача в Венгрии привела к тому, что вновь обострились противоречия, которые раскалывали гуситское движение. Причины движения были позабыты, и табориты начали войну против умеренных (которых также называли чашниками или утраквистами). Радикалам удалось одержать важную победу в июне 1424 года, после чего единство ненадолго было восстановлено. Однако уже той же осенью Ян Жижка умер от чумы. Путешествие по памятным местам гуситского движения обязательно должно включать в себя город Пршибислав, где скончался знаменитый лидер гуситов. Сегодня Жижка является национальным героем чехов. Ему установлено большое число памятников.

Продолжение войны

Место Жижки в качестве лидера таборитов занял Прокоп Голый. Он был священником и происходил из влиятельного пражского рода. Сперва Прокоп был чашником, однако со временем сблизился с радикалами. Кроме того, он оказался хорошим полководцем.

В 1426 году Прокоп повел войско, состоявшее из таборитов и пражского ополчения, к стенам города Усти-над-Лабем, который был захвачен саксонскими интервентами. Гуситский вождь вел за собой 25 тысяч человек, что было крайне серьезной силой.

Стратегия и тактика восставших

В сражении под Усти-над-Лабем Прокоп с успехом использовал тактику, которая появилась еще во времена Яна Жижки. Начало гуситского движения отличалось тем, что новые боевые отряды из ополченцев были необученными и непригодными для боя с профессиональной армией императора. Со временем этот недостаток был исправлен благодаря притоку к протестующим чехам рыцарей.

Важным нововведением гуситов стал вагенбург. Так называлось укрепление, которое строилось из повозок для того, чтобы отстоять стратегически важное место на поле битвы. Именно в чешскую войну в Европе начали использовать огнестрельное оружие, однако оно еще было в довольно примитивном состоянии и не могло сильно повлиять на исход сражения. Ключевую роль играла кавалерия, для которой вагенбурги оказались тяжелым препятствием.

На такой воз устанавливались орудия, которые расстреливали противника и не давали ему прорваться через укрепления. Вагенбурги строились в прямоугольной форме. Нередки были случаи, когда вокруг повозок вырывали ров, который становился дополнительным преимуществом для гуситов. В одном вагенбурге могло уместиться до 20 человек, половину из которых составляли стрелки, поражавшие приближавшуюся кавалерию на расстоянии.

Благодаря тактическим ухищрениям, войско Прокопа Голого в очередной раз изгнало немцев. После битвы при Усти-над-Лабем чешские ополченцы на протяжении трех лет несколько раз вторгались в Австрию и Саксонию и даже осаждали Вену и Нюрнберг, правда, безуспешно.

Интересно, что в это время гуситов начали активно поддерживать представители польской знати, а также рыцари из этой страны, вопреки своим властям. Этим отношениям можно найти простое объяснение. Поляки, как и чехи, будучи славянами, боялись усиления немецкого влияния на своей земле. Поэтому гуситское движение, кратко говоря, было не только религиозным, но и получило национальную окраску.

Переговоры с католиками

В 1431 году папа римский Мартин V созвал Базельский собор (названный так по месту заседания), призванный разрешить конфликт с чехами с помощью дипломатии. Этим предложением воспользовались участники и руководители гуситского движения. Была создана делегация, которая отправилась в Базель. Ее возглавил Прокоп Голый. Переговоры, которые он провел с католиками, закончились неудачей. Стороны конфликта не смогли достичь компромисса. Посольство гуситов вернулось на родину.

Неудача делегации привела к очередному расколу среди восставших. Большая часть чешской знати решила вновь попытаться договориться с католиками, но уже не обращая внимания на интересы таборитов. Это был последний и судьбоносный разрыв, который уничтожил гуситское движение. Таблица показывает основные события, связанные с чешским восстанием, во главе которого встали чашники и табориты.

Окончательный раскол гуситов

Когда таборитам стало известно о том, что умеренные гуситы вновь пытаются найти компромисс с католиками, они отправились в Пльзень, где разгромили католический квартал. Этот эпизод стал последней каплей для большинства чешских панов, которые наконец пришли к соглашению с папой римским. Аристократы устали от войны, которая шла уже на протяжении пятнадцати лет. Чехия лежала в руинах, а ее хозяйство, от которого зависело благосостояние панов, нельзя было восстановить до тех пор, пока не настанет мир.

Как правило, у каждого феодала была своя небольшая армия, состоявшая из отряда рыцарей. Когда союз панов объединил свои силы, к которым также присоединились католики, а также ополчение Праги, в новом войске оказалось 13 тысяч хорошо вооруженных профессионалов. Во главе армии утраквистов встал феодал Дивиш Боржек. Также к войску примкнул будущий чешский король Йиржи из Подебрад.

Битва у Липан

Таборитов поддерживало 16 чешских городов, в том числе сам Табор, а также Жатец, Нимбурк и т. д. Армию радикалов по-прежнему возглавлял Прокоп Голый, правой рукой которого стал другой командир Прокоп Малый. Таборитам накануне сражения с противником удалось занять удобную позицию для обороны на горном склоне. Прокоп надеялся на успех своей классической тактики, которая включала в себя использование вагенбургов, а также изматывание врага и решающий контрудар.

30 мая 1434 года две вражеские армии столкнулись в последней битве у Липан. План Прокопа реализовывался успешно вплоть до эпизода с контратакой, когда табориты осознали, что утраквисты начали притворное отступление, чтобы вывести их с удобных позиций.

Паны еще накануне битвы оставили в тылу резервную тяжеловооруженную конницу. Эта кавалерия ждала сигнала о внезапной атаке до тех пор, пока табориты не оказались в беззащитном положении. Наконец свежие и полные сил рыцари ударили по противнику, и радикалы бросились обратно к своему первоначальному лагерю. Вскоре пали и вагенбурги. При обороне этих укреплений погибли лидеры таборитов - Прокоп Голый и Прокоп Малый. Утраквисты одержали решающую победу, которая положила конец гуситским войнам.

Значение гуситского учения

После поражения в битве у Липан радикальное крыло было окончательно разгромлено. Табориты еще оставались, но после 1434 года они ни разу не смогли организовать восстание, по масштабам схожее с прежней войной. В Чехии установилось компромиссное сосуществование католиков и чашников. Утраквисты отличались небольшими изменениями в обрядах при богослужении, а также уважительной памятью к Яну Гусу.

По большему счету, чешское общество вернулось к статусу, который имел место до восстания. Поэтому не привели к каким-то радикальным переменам в жизни страны. В то же время Крестовые походы против еретиков нанесли огромный ущерб Центральная Европа еще несколько десятков лет залечивала раны, нанесенные войной.

Дальнейшие итоги гуситского движения стали ясны гораздо позднее, когда уже в XVI веке по всей Европе начался процесс Реформации. Появилось лютеранство и кальвинизм. После Тридцатилетней войны в 1618-1648 гг. большая часть Европы пришла к свободе вероисповедания. В достижении этого успеха заключалось и значение гуситского движения, которое стало прелюдией к Реформации.

В Чехии восстание считается одним из символов национальной гордости. По всей стране можно попасть на экскурсии, которые позволят туристам посетить памятные места гуситского движения. В Чехии бережно хранится память о нем и его героях.

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями - документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника - английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов - причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих - Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы - прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения - Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом - произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом - состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране - горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы - прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом - произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.

26.Чашники и табориты в гуситском движении.

В борьбу с господствующей церковью поднялись две партии. 1)Чашники(ультраквисты) они были более умеренные. К ним принадлежали паны и мещане города Праги го главе стоял университет. Они говорили о причащении под обоими видами. Они высказывались за отчуждение церковного имущества и ослабление влияния Церкви на светские дела.

Табориты(от села Табор) более радикальная партия состояла из обывателей мелких местечек и сел. Они отрицали чистилище, молитвы за умерших, почитание мощей, креста, икон, освящение воды, соли, елея, пальм, поста, хождения на богомолья к свя­тым местам и т. д. Движения таборитов начало распространятся по селам. Проповедники говорили об освобождении от оброков и барщины в пользу духовенства, которому принадлежало три четверти всей земли в государстве. Эти оброки и барщины представля­лись им такими же отступлениями от слова Божия. Поэтому и народ стекался в Табор в надежде улучшения своего материального положения. Движе­ние охватило и панских крестьян, которые тоже бросали свои хозяйства.

27.Сущность гуситского движения, его основные результаты.

название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.

Утраквисты уставшие от борьбы решили в 1431г. На соборе в Базеле, добиться соглашения с католиками, заключили следующие компактаты : 1) причащение под обоими вида­ми дается чехам и мораванам по достижении ими совер­шеннолетия, причем как под видом хлеба, так и под видом вина разумеется тело и кровь Христовы; 2) смерт­ные грехи, если они касаются канонического права, ка­раются духовенством, а если гражданского права, то го сударственной властью; 3) слово Божие может быть сво­бодно проповедуемо с благословения церковных властей; 4) священники могут владеть наследственными имения­ми и управлять церковными имениями. Табориты не признавали это соглашение взялись за оружие для защиты своего дела, но были разбиты.

Внутренняя борьба в Чехии прекратилась лишь после того, как вождь утраквистов Юрий Подебрадский, объявленный регентом государства и взял Табор (1452). Большая часть таборитов после того соединилась с утраквистами и приняла их обряды и догматы меньшинство объединилось вокруг Петра Хельчицкого и образовало общину так называемых чешских братии.

28.Особенности взаимоотношений монарха и шляхты в Польше. Унии в польской истории.

Шляхт- привилегированное сословие в Королевстве Польском. Особенность политического развития Польши состояла в том, что сословная монархия не стала ступенью к установлению абсолютизма. Ни магнаты, ни шляхта не были заинтересованы в централизации феодального государства и усилении королевской власти. Назревал конфликт между магнатством и шляхтой. Шляхта поддерживала короля Сигизмунда I (1506-1548), требовавшего редукции (возврата) коронных имений, большая часть которых находилась во владении крупных феодалов. Сопротивление магнатства не дало результатов. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю. Она упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и духовных феодалов завершилась компромиссом, который в дальнейшем оказался более выгодным крупным феодалам. Компромиссный характер имела оформившаяся в 1569-1573 гг. конституция Польского государства.

Одним из основных принципов шляхетской конституции был принцип выборности королей всей шляхтой. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, шляхта добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял так называемые Генриховы артикулы - важнейшую составную часть шляхетской конституции подтвердившие принцип свободной элекции (избрания) королей всей шляхтой. Без согласия сената король не мог объявлять войну и заключать мир, а без согласия сейма созывать посполи-тое рушение (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих обязательств освобождал магнатов и шляхту от повиновения ему. По установленному позже регламенту сейм принимал решения только при наличии единогласия его «послов». Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты. Помимо обычных сеймов, в XVI-XVII вв. созывались съезды вооруженной шляхты - конфедерации, где принцип единогласия не применялся. Часто конфедерации составлялись против короля. Такие выступления назывались рокошами.

Унии :Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого княжества Литовского. Упрочения унии добивалась и шляхта Литвы, рассчитывавшая приобрести привилегии, которые имела польская шляхта. Противниками инкорпорации (слияния, буквально «вте-ления») были литовские магнаты, желавшие сохранить с Польшей только династическую унию.

Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта на сейме в Люблине в 1569 г. навязала литовским панам договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую с общим центральным органом-вальным сеймом. Глава Речи Посполитой одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств - Литва (княжество) и Польша (корона) - сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет и войско. Еще до заключения Люблинской унии в том же 1569 году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы. Образовавшаяся в 1569 г. Речь Посполитая проводила агрессивную политику на востоке.

29. Особенности представительной системы в Польше. Сеймики и Вальный сейм. Сеймом называлось в старой Польше сословно-представительное учреждение, пользовавшееся законодательною властью. Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней уже существовали сеймики, т. е. поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, т.е не имела политического веса. Города равным образом были устранены от представительства.

С середины XV в. главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.

С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, т. е. больше чем один раз в год. Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты.

30.Клюнийское движение в церкви. Усиление власти папы.

Клюнийское движение - движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X-XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.

Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов - строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов. Реформу начал второй аббат Клюни - св. Одон Клюнийский.

В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата. Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. - уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.

Основные требования клюнийцев:

реформирование монастырей,

1 введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и 2 послушания,

3 жёсткий контроль за соблюдением целибата,

5 провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.

Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы(движения в католической церкви в конце XI - начале XII столетия. Требования: избавиться симония(покупка должностей), целибат и борьба за инвеституру(борьба светской власти и папства) , так как назначение епископов в то время находилось в руках у мирских властей.)

Рождение чешской нации Ян Гус, гуситские войны

ГОУ ВПО МОКГПИ

Реферат по Истории Средних веков

Тема: «Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны) »

Подготовила: студентка 2 курса

исторического факультета

группы И-21

Проверил: Пахомов Юрий Всеволодович

2008 г.

План:

Введение ……………………………………………………………. 3

Глава 1. Становление чешского государства и противоречия внутри страны.

1. 1 Социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба ……………………………………………………………. 4

1. 2 Укрепление Чешского государства в середине XIV в. ……5

1. 3 Развитие чешской культуры. Основание Пражского университета ……………………………………………………….. 7

1. 4 Обострение социальных и национальных противоречий. Начало реформационного движения …………………………….. 8

Глава 2. Ян Гус

2. 1 Борьба с католической церковью …………………………... 9

2. 2 Собор в Констанце. Расправа с Гусом ……………………12

Гуситские войны.

3. 1 Начало гуситских войн. Образование двух лагерей в гуситском движении ………………………………………………14

3. 2 Программы чашников и таборитов ………………………. 16

3. 3 Хилиасты (пикарты) Табора ………………………………. 17

3. 4 Крупные победы революционной армии и их международное значение ………………………………………………………... 19

Список использованной литературы ……………………….…25

В своей работе «Рождение чешской нации (Ян Гус, гуситские войны) » я рассматривала такие вопросы, как социально-экономическое развитие в XIV в. и классовая борьба, укрепление чешского государства, обострение социальных и национальных противоречий, начало реформационного движения, борьбу Яна Гуса с католической церковью, его последующее сожжение, то есть непосредственные предпосылки начала гуситских войн.

Данная тема была мной выбрана, потому что мне захотелось поподробней разобраться в событиях чешского государства ХIVв. А тагже понять причины и последствия гуситских войн.

В своем реферате мною использовались такие источники, как тексты выступлений Яна Гуса, «Гуситские хроники», и другие документы. Источники относящиеся к периоду гусизма, - это главным образом сочинения его идеологов. Тексты выступлений Яна Гуса позволяют определить направленность зародившейся антифеодальной оппозиции, показывают социально-экономические, политические, национально-освободительные идеи гуситов. Наиболее полным источником по истории гусизма является «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой, автор которой, современник и участник событий, сторонник умеренных гуситов, включил в свою хронику тексты источников, составленных самими таборитами. Источники достоверны. Помогают представить полную картину событий.

Глава 1. Становление чешского государства и противоречия внутри страны.

В XIV в. Чехия переживала значительный хозяйственный подъём, определившийся ещё в предшествующем столетии. Новых успехов достигло горное дело страны. Появились механические молоты, применение которых было крупным достижением в области средневековой металлургии. Большое значение получили в XIV в. новые разработки залежей серебряной руды в районе Кутна-Горы..

Товарно-денежные отношения всё глубже проникали во все сферы феодального хозяйства; увеличилась ёмкость внутреннего рынка, расширилась внешняя торговля. Экономическое развитие чешских земель в XIV в. особенно ярко проявилось в росте Праги и других городов. Однако основой экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, которое также заметно развивалось. Это выражалось во всё более частом применении удобрений, в травосеянии и в усовершенствовании орудий труда. Повсеместно росло число мельниц, как водяных, так и ветряных. Расширялись посевы льна и конопли; интенсивно развивались овцеводство и свиноводство; значительно выросло количество новых виноградников; во многих местах страны появились рыбные садки.

Развитие товарно-денежных отношений обусловливало усиленный спрос на продукты сельского хозяйства. Стремление увеличить свои доходы побуждало феодалов к расширению своих владений.

Феодальная эксплуатация крестьянства в XIV в. была чрезвычайно тяжёлой. 1 пяти и даже шести дней в неделю. Источники того времени регистрируют и неограниченную барщину по воле господина. Одновременно феодалы на севере и в центре страны стремились увеличить господскую запашку за счёт присоединения крестьянских наделов. На юге центр тяжести феодальной эксплуатации лежал на крестьянских участках. Характерной особенностью южно-чешского поместья являлось довольно значительное, по сравнению с другими районами страны, применение «наёмного труда» феодально-зависимых крестьян. В условиях малоземелья на юге Чехии зависимые крестьяне вынуждены были систематически отдавать феодалам на кабальных условиях свой труд.

Повышение товарности сельскохозяйственного производства усиливало и обостряло процесс имущественной дифференциации крестьянства, выделения немногочисленной зажиточной верхушки, ухудшения положения его основной массы и одновременно роста числа безземельных и малоземельных крестьян. Расслоение крестьянства было наиболее глубоким в южных районах страны, где денежная рента вытесняла все остальные виды феодальной ренты. Сопротивление чешских крестьян нараставшему феодальному гнёту выражалось в усиленном бегстве крестьян из феодальных поместий, в отказе выполнять вводимые вновь повинности и платить повышенные поборы. Имели место и более активные формы борьбы - поджоги господского хлеба и усадеб, угон скота и т. д. Борьба крестьян, а также ремесленников и плебса чешских городов против феодального гнёта принимала и форму народно-еретических движений. В XIV в. эти движения были настолько частыми, особенно в Южной Чехии, что пражский архиепископ учредил специальный трибунал для расправы с еретиками.

1. 2 Укрепление Чешского государства в середине XIV в.

В 1347 г. чешский король Карл I (1346-1378) - представитель династии Люксембургов - стал императором «Священной Римской империи» под именем Карла IV. Политика Карла была направлена на расширение владений Люксембургской династии, причём в жертву этому систематически приносились общеимперские интересы. Поскольку ядром владений Люксембургской династии была Чехия, Карл старался способствовать в ней развитию ремесла и оказывал покровительство чешским городам, содействуя в то же время укреплению во многих из них немецкого патрициата. Стремясь обеспечить Чехии преобладающее политическое влияние в империи, Карл обнародовал в 1348 г. на сейме в Праге грамоты, в которых закреплялась наследственность чешского престола, а Моравия, Силезия и Лужицы объявлялись ленами чешской короны. В 1373 г. Карл присоединил к землям чешской короны и Бранденбург. Согласно «Золотой булле», опубликованной Карлом в качестве главы Германской империи в 1356 г., чешский король становился первым из семи курфюрстов, которым предоставлялось право избирать германских императоров.

Несмотря на то, что Карл был одновременно и чешским королём, и императором, ему всё же не удалось сломить до конца сопротивление чешских панов политике государственной централизации. Так, в 1355 г. Карл предложил на утверждение чешского сейма проект уложения, которое защищало классовые интересы феодалов, но вместе с тем усиливало королевскую власть, вводя одинаковые для всего государства нормы феодального права. Эта попытка Карла встретила резкое сопротивление сейма. Паны видели даже в приведении в систему феодального законодательства нежелательное для себя усиление короля и серьёзное ущемление своей власти. Сейм отказался утвердить уложение Карла в целом, и только некоторые выгодные для панов статьи были приняты в качестве отдельных законов.

Желая усилить политическую роль Чехии в империи, Карл I учредил Пражское архиепископство, освободив тем самым Чехию от церковной зависимости по отношению к германскому духовенству. Но в целом своей церковной политикой Карл I немало содействовал укреплению в Чехии позиций католического духовенства, являвшегося оплотом иноземного засилья. Усматривая в католическом духовенстве важнейшую опору феодального строя, Карл содействовал росту его влияния и увеличению его земельных владений, жестоко подавляя народные еретические движения.

1. 3 Развитие чешской культуры. Основание Пражского университета

В многовековой борьбе чешского народа за самостоятельное развитие росла и развивалась его культура. Относящиеся к XIII-XIV вв. переводы на чешский язык отдельных частей Библии, а также написанные в XIV в. произведения - стихотворная хроника Далимила и хроника Петра, аббата Збраславского, свидетельствуют о значительном развитии чешского литературного языка. Крупными писателями XIV в. являлись Смил Фляшка из Пардубиц и Томаш Штитный. С конца XIV - начала XV в. появлялось всё большее количество произведений на чешском языке.

и Стараместская ратуша в Праге.

в один из крупнейших центров средневекового просвещения не только в Чехии, но и во всей Европе. Так как в руководящие университетские органы выдвигалось равное количество лиц от каждой «нации», руководство университетом оказалось в руках немцев и других иностранцев. Поэтому в университете возникли острые внутренние противоречия. Магистры-чехи, опираясь на поддержку студентов, вели борьбу против иноземного засилья в академической среде. Борьба внутри университета была составной частью борьбы чехов за свою национальную культуру.

После смерти Карла I Чехия вместе с Силезией и Верхними Лужицами досталась его сыну Вацлаву IV (1378 - 1419), являвшемуся до 1400 г. одновременно и германским императором. Другой сын Карла I, Сигизмунд, получивший Бранденбург, в 1386 г. стал венгерским королём, а в 1411 г. был избран германским императором. Именно этим наследникам Карла I и пришлось столкнуться с революционным движением чешского народа.

Основной силой народного движения было крестьянство, подвергавшееся в Чехии жестокой феодально-крепостнической эксплуатации. Вместе с тем важное значение в деле общей борьбы различных слоев народа имел подъём активности чешского бюргерства. Среднее и мелкое дворянство примыкало к бюргерам в своём недовольстве крупными феодалами, грабившими его и бесцеремонно с ним обращавшимися. Особенностью назревавшего социального и национального конфликта было то, что классовая борьба осложнялась антицерковной борьбой, в которой на первых порах принимали участие все сословия феодальной Чехии. Знаменем антифеодальной и развернувшейся наряду с ней национально-освободительной борьбы в Чехии сделалась Реформация - широкое движение за ликвидацию церковных богатств и против политического влияния католической церкви, главной опоры немецкого гнёта и феодальной реакции в стране.

Приблизительно в то же время выступил Ян Милич, обличавший пороки прелатов и клеймивший духовенство за его богатства и роскошь. После смерти Яна Милича проповедь реформационных идей продолжал Матвей из Янова. Матвей призывал вернуться к простоте нравов первоначального христианства. Он требовал ликвидации всех монастырей и заявлял, что имения церкви должны принадлежать бедноте. Сословия феодального общества Матвей считал изобретением дьявола. По его мнению, в мире должно было быть установлено всеобщее равенство.

Один из последователей и учеников Матвея выдвинул требование ввести причащение всех мирян, а не только лиц духовного звания, «под обоими видами», т. е. причащение всех верующих хлебом и вином. Это требование было направлено против одного из догматов католической церкви, утверждавшей, что только духовенство может причащаться «под обоими видами»; светские же люди должны причащаться лишь хлебом, а не вином (т. е. вкушать, как учила церковь, лишь «тело христово», но не его «кровь»). Значение этого догмата состояло в том, что он служил «обоснованием» привилегированного положения духовенства и его выделения из мирян. Требование же причащения «под обоими видами» и для мирян было по существу отрицанием привилегированного положения католического духовенства. Острая борьба, развернувшаяся в Пражском университете между чешскими и немецкими магистрами, оказалась сразу же связанной с первыми выступлениями чешских реформаторов. Наряду с их идеями в Пражском университете стало распространяться близкое к ним учение английского реформатора Джона Виклефа. Чешских магистров и студентов, отражавших настроения и идеологию широких кругов чешского бюргерства, в богословских и философских сочинениях Виклефа привлекали критика католического духовенства и отрицание его прав на богатства и земельную собственность. Виднейшим вождём чешской Реформации стал магистр Пражского университета Ян Гус.

Глава 2. Ян Гус

2. 1 Ян Гус и его борьба с католической церковью

Ян Гус родился в 1371 г. в местечке Гусинце (Южная Чехия) в бедной семье. Первоначальное образование он получил в приходской школе. В 1394 г. Гус окончил Пражский университет со степенью бакалавра, а в 1396 г. ему была присвоена учёная степень магистра «свободных искусств». С 1398 г. Гус стал преподавать в университете и в том же году выступил на публичном диспуте в защиту учения Виклефа. В 1403 г. Ян Гус стал ректором Пражского университета. К этому времени он имел также сан священника и был проповедником Вифлеемской часовни. 2

всех дел три голоса, а чешское землячество один голос. Король Вацлав Кутно-горским декретом передал три голоса чешскому землячеству: «… Народ немецкий… в разных частях Пражского университета… присвоил себе три голоса, а при этом народ чешский, действительный наследник этого королевства, пользуется только одним голосом. Мы считаем несправедливым и неприличным, чтобы иноземцы и пришельцы пользовались в излишней мере выгодами местных жителей... мы решительно и строго предписываем, чтобы сейчас же получение этой грамоты… нация чешская была немедленно допущена с тремя голосами ко всем совещаниям, судам, испытаниям, выборам и каким-либо иным действиям и решениям в университете..» 3 король чешский имеет власть над чешским королевством… более всего заботится о спокойствии и… коренных жителей королевства, чем о чужестранном населении. …король Вацлав… даровал жителям своего королевства в Пражском университете три голоса, чем оказал им предпочтение перед чужими народностями, которых он в декрете называет общим именем тевтонов… Жители Чешского королевства, настоящие чехи – как светские, так и духовные лица – в силу королевского декрета.. должны пользоваться особыми привилегиями в совещаниях и управлении, в занятиях первых мест и должностей для успеха и чести самого короля и его королевства… Чешский народ, послушный своему королю, должен быть в чешской земле превознесенный над всеми другими народностями… и в пражском университете чешский народ должен быть хозяином над чужими народностями… им не может принадлежать право господства над коренными народами Чешского королевства, связанными между собой узами родства.. Ныне же, напротив, оказывается, что иностранцы приглашают самих хозяев – чехов к этому участию, потому что захватили в свои руки некоторые важнейшие части управления…» 4 .

отлучены от церкви. Но Гус продолжал выступать с проповедями в Вифлеемской часовне. Ряды его сторонников росли, всё более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами Чехии. Наконец, архиепископ наложил на Прагу интердикт. Однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей Чехии и ещё больший подъём реформационного движения. Ян Гус защищал перед папой Вифлеемскую часовню в Праге, которую хотели разрушить противники Реформации: « Ян Мюльгейм. рыцарь из Пардубице, и … купец Кржиж, пражский мещанин, по божьему внушению мудро поняли, что, хотя в Праге и много церковных зданий сооружено для богослужения, однако ни одно из них не посвящено исключительно цели проповеди слова божия, и священники, проповедующие на общепонятном чешском языке слово божие, обыкновенно ходят по домам верующих: а по сему подлежит для этой цели создать особое… здание, дабы тем дать возможность верным Христу жителям Праги собираться в определенном месте в том городе для слушания слова божия на родном чешском языке. К этой часовне… верные Христу Чещского королевства, и в особенности пражане, имеют великую преданность, и всегда собираются в ней великое множество желающих слушать слово божие» 5 .

Расширение реформационного движения, острота конфликта между Гусом и католической церковью, а особенно появление в проповеди Гуса антифеодальных идей и прежде всего идеи о том, что не следует повиноваться «неправедным властям», напугали короля и крупных феодалов, и они перешли от прежней политики нейтралитета к репрессиям. 6 В 1412 г. Гус выступил против объявленной папой Иоанном XXIII публичной продажи индульгенций в Чешском государстве. Иероним Пражский, близкий друг Гуса, обратился к народу с призывом организовать манифестацию протеста.

Сформулированное в ряде трактатов учение Гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников. Гус не только объявил католическую церковь «нехристианской», не только отвергал все, что не находило подтверждения в «священном писании», но и признал право каждого верующего руководствоваться в делах веры собственным толкованием этого писания. По характеру требований проповедь Гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране Гус критиковал католическую церковь все более остро и непримиримо: «… под именем церкви невозможно разуметь пап с кардиналами, потому что они глубже упали в беззакония, нежели другие христиане…» 7 .

все более приближался к массам.

Реформационное движение в Чехии вызвало тревогу среди духовенства и светских феодалов других государств Европы. Католическое духовенство и государи опасались, что удар, нанесенный в Чехии, потрясет основы церкви и подорвет ее авторитет также и в других странах. Особенно большую тревогу вызвали успехи чешской Реформации среди немецких князей и у германского императора, для которых католическая церковь являлась орудием порабощения соседних славянских народов «Чешский вопрос» приобрел большое международное значение. Император Сигизмунд пригласил Гуса прибыть в имперский город Констанц на церковный собор, созванный там в конце 1414 г, при этом Гус получил охранною грамоту императора, гарантировавшую ему полную безопасность. Одним из главных вопросов, стоявших на соборе, был вопрос о «гуситской ереси». Уверенный в своей правоте, Гус принял приглашение и отправился в Констанц. По дороге Гуса приветствовало население не только чешских, но и многиx немецких сел и городов. Реформанионное учение Гуса, направленное против богатств и привилегированного положения католического духовенства, было понятно и близко народным массам Германии.

По прибытии Гуса на собор ему были предъявлены обвинения в ереси, а вслед за этим его предательски схватили и бросили в тюрьму, заковав в кандалы. Собор потребовал от Гуса отречения от его взглядов. Однако Гус оставался непреклонным. 6 июля 1415 г. собор постановил сжечь все сочинения Гуса, а его самого, как нераскаявшегося и непримиримого еретика, передать в руки светской власти для «наказания». В тот же день Гус мужественно принял смерть на костре: «…Констанцким собором был приговорен к смерти. Он был вывезен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу… обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня…» 9 . 30 мая 1416 г. был сожжен и Иероним Пражский, который отправился в Констанц, чтобы помочь своему другу. 10

Глава 3. Гуситские войны

3. 1 Начало гуситских войн. Образование двух лагерей в гуситском движении

обвинительным письмом, в котором заявляли, что сожжение Гуса они рассматривают как оскорбление всего чешского народа. Вместе с магистрами Пражского университета и чешскими бюргерами сторонниками Яна Гуса и Иеронима Пражского объявили себя также средние и мелкие феодалы Чехии. Все они образовали в дальнейшем умеренный лагерь и стали называться «чашниками», поскольку одним из их требовании было «Чаша для мирян!», что означало требование причащения мирян не только хлебом, но и вином из чаши.

Несравненно больший размах приняло движение протеста народных низов - крестьянских масс, бедных ремесленников и городского плебса. В 1415-1419 гг. главным центром революционных выступлений явился юг Чехии. Крупные восстания произошли в Писеке, Клатови, Пльзене, Сезимовом Устье и других городах. Многие тысячи людей стекались на выступления народных проповедников, призывавших своих слушателей «препоясаться мечом» и выступить против их угнетателей. Одним из излюбленных мест народных собраний являлась гора Табор в Южной Чехии. 11 12 Собрания крестьян и плебеев, а также присоединившихся к ним рыцарей особенно участились к концу весны 1419 г

Вместе с тем росла и революционная активность городских низов Праги. Пламенным проповедником революционных идей в Праге был бывший монах Ян Жедивский, призывавший трудящиеся массы к восстанию. Он сам участвовал в крестных ходах гуситов по улицам Праги, держа в руках высоко поднятую чашу, являвшуюся общим символом гуситского движения. Восстание в Праге вспыхнуло 30 июля 1419 г. Народ овладел ратушей и выбросил из неё бургомистра и его советников. После этого началось поспешное и массовое бегство из города монахов и богатых иноземцев. Наибольшего размаха народное восстание в Праге достигло в августе и сентябре 1419 г., после внезапной смерти Вацлава IV. Главными руководителями восставших в этот период были выдвинувшиеся в гуситском революционном движении выдающиеся политические деятели и талантливые военачальники Микулаш из Гуси и Ян Жижка.

Напуганные успехами народа, пражские бюргеры заключили 13 ноября 1419 г. перемирие с королевской армией, обязавшись вернуть ей Вышеград. Повстанцы вынуждены были вывести свои отряды из Праги. Результатами народного Пражского восстания воспользовались чашники, овладевшие Прагой и другими городами Чехии. Однако ввиду непримиримой позиции, занятой Сигизмундом, чашники были вынуждены действовать совместно с таборитами. Весной 1420 г. папой был объявлен «крестовый поход» против гуситов: «…В те же дни король Венгерский Сигизмунд разослал по всему королевству Богемии всем баронам, и в особенности чиновникам королевства… городским консулам, судьям письма с приказом, чтобы всех виклифистов и гуситов, и соверщающих причащение чаще всякими способами теснить, преследовать и по мере возможности уничтожать… 1420 год по приказанию папского легата, находившегося в то время с Сигизмундом, королем римским и венгерским, в городе Братиславе, был объявлен на проповедях по храмам крестовый поход против богемцев, особенно против ревнителей причащения чашей как против еретиков и врагов церкви римской…» 13 армия были разгромлены под Прагой таборитами под командованием Яна Жижки. 1 ноября 1420 г., после нового поражения Сигизмунда, капитулировал Вышеград. Эта победа ещё более подняла боевой дух чешского народа и усилила позиции таборитов, выдвинувших свою собственную программу, отличную от программы чашников.

3. 2 Программы чашников и таборитов

по существу к требованию «дешёвой церкви». Чашники не хотели перемен в социальном строе Чехии. Они добивались принятия так называемых четырёх пражских статей, а именно: секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духе гусизма, ликвидации исключительного положения католического духовенства путём внедрения причащения «под обоими видами» и наказания лиц, виновных в так называемых «смертных грехах» 14 . Программа чашников была антикатолической, она была направлена также против чужеземного засилья.

Четыре пражские статьи были приемлемы и для чашников, и для таборитов, выражавших интересы крестьянских масс и городских низов. Однако табориты понимали четыре статьи иначе, чем чашники. Табориты требовали полной и безусловной свободы проповеди. Из требования равенства, символом которого была чаша, народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий. Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель. Исходным пунктом программы таборитов являлось их учение о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот табориты представляли себе как акт насильственного устранения «грешников и противников закона божьего», под которыми они мыслили феодалов, высшее церковное духовенство и чиновников феодального государства. Табориты рассматривали переворот как «дело бога», но утверждали, что он должен быть начат руками «верных», руками «ревнителей божьего дела», под которыми они понимали людей, принадлежащих к трудящемуся народу. Каждый из «верных» призывался к тому, чтобы «лично проливать кровь противников закона Христа» и «омывать свои руки в крови его врагов».

В крае, очищенном от врагов, табориты хотели уничтожить все феодальные порядки и возвратить крестьянству общинные угодья. Они запрещали «крестьянам и всем подданным» платить десятину феодалам и намеревались установить в своем крае «царство божье», при котором «исчезнет всякий властитель, прекратится дань и всякое светское государство». Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Существовавшая церковь и все её порядки должны были быть полностью уничтожены, а имущество церкви отдано трудовому народу. В своих планах новой церкви табориты шли значительно дальше Гуса, заявляя, что нет нужды и в самом Евангелии, ибо новый «закон Христа будет записан в сердце каждого». Упразднялось и почитание «святых», а также действие всех церковных постановлений и предписаний «святых отцов». Табориты призывали народные массы ввести новый порядок в занятом ими крае и удерживать этот порядок силой меча вплоть до общего мирового переворота, который, по их ожиданиям, будет делом рук «самого Христа». Следовательно, программа таборитов была прежде всего антифеодальной. В целях лучшей организации народных масс для борьбы с феодалами табориты ввели в своём лагере строгий порядок и дисциплину, общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления. Всякая роскошь категорически запрещалась. 15

3. 3 Хилиасты (пикарты) Табора

(Хилиасты (от греческого слова «chilioi» - «тысяча») верили в наступление тысячелетнего земного царствования Христа, которое якобы наступит перед «концом мира». В Чехии хилиастов называли пикартами.) или пикартов, которые выражали неясные и смутные чаяния городской и сельской бедноты и, выступая с программой примитивного коммунизма, отрицали всякую собственность. Облекая социальные требования в фантастическую религиозную форму, они утверждали, что уже наступило время «тысячелетнего царства Божия» и «райской жизни» на земле.

Воззрения пикартов отпугивали многих крестьян, особенно зажиточных, и казались им кощунством и безбожием. Поэтому, хотя социальная сторона учения пикартов и привлекала симпатии городской и сельской бедноты, пикарты всё же оставались сравнительно немногочисленными и в решительный момент не получили поддержки широких масс. К весне 1421 г. в развитии революционного гуситского движения наступил критический момент. Идеологи умеренных таборитов обратились к пражским магистратам с письмом, в котором указывали, что Мартин Гуска и 400 других пикартов не хотят чтить «святой алтарь», выливают на землю «кровь христову», ломают и продают «священные чаши». В результате пикарты были изгнаны из Табора. Тогда они укрепились неподалёку от Пршибенице. Однако созданное пикартами укрепление было осаждено, а затем взято приступом. Пикарты отчаянно оборонялись, и большинство их погибло в бою. Живыми в руки победителей попало не более 40 человек. Пленные пикарты отвергли все предложения «раскаяться» и бесстрашно взошли на костер в Клокотах на глазах у всех жителей Табора. В августе 1421 г. после мучительных пыток был сожжён на костре в Руднице и Мартин Гуска, замечательный проповедник и смелый мыслитель. Расправа с хилиастами нанесла непоправимый удар гуситскому революционному движению, усилив в конечном счёте позиции шляхты и бюргерства.

в одном лагере с таборитами ввиду того, что враги гуситов готовили против них второй «крестовый поход». Отразить этот натиск могли лишь революционные силы, объединённые в таборитском лагере. В то же время чашники завязали переговоры с польским королём Владиславом II Ягайло и великим князем литовским Витовтом, предлагая одному из них занять чешский престол. В 1422 г. в Чехию прибыли польско-литовские войска под командованием Сигизмунда Корибутовича (племянника Ягайло).

16 Он был удачным полководцем, можно привести цитату из его воинского устава: «…Чтобы вся добыча и все трофеи были… собраны там где бует указано старшими… и для того чтобы были выбраны старшие от всех общин – панских, рыцарских, городских, крестьянских, чтобы справедливо разделили эти вещи между бедными и богатыми… чтобы никто самовольно себе не брал и не прятал…» 17 . Потерпели поражение и войска Сигизмунда, пытавшиеся окружить таборитов. Ян Жижка продолжал командовать народной армией, несмотря на то, что в 1421 г., во время атаки одного замка, он потерял второй глаз и ослеп совершенно. После разгрома войском таборитов второго «крестового похода» против гуситов чашники стали активно стремиться к тому, чтобы укрепить свои позиции. В марте 1422 г. пражские чашники предательски убили руководителя трудящихся масс столицы Яна Желивского и сделали попытку устранить его сторонников из городского управления. В ходе вооружённой борьбы против многочисленных врагов в Чехии создалось народное войско и выковались кадры опытных военачальников. Ян Жижка и другие полководцы выработали новую тактику, основанную на массовом применении пехоты и боевых повозок, на использовании лёгкой артиллерии и гибкости манёвра, а также быстрых и скрытых передвижений. Тактика таборитов была осуществима не только вследствие выдающихся способностей Жижки и других полководцев. Главная причина побед крестьянских отрядов заключалась в том, что это были народные войска, коренным образом отличавшиеся по своему характеру и от рыцарских ополчений и от наёмных отрядов. В октябре 1424 г. великий чешский полководец умер. Руководство военными силами таборитов перешло к Прокопу Большому, которому помогал другой военачальник - Прокоп Малый. Отразив в 1427 г. четвёртый «крестовый поход», революционная армия таборитов перешла в решительное наступление и вторглась в Силезию, Баварию, Австрию, Франконию и Саксонию. После провала четырёх «крестовых походов» силы таборитов и их влияние в самой Чехии и в Европе значительно возросли.

в её борьбе против Тевтонского ордена. В 1433 г. их отряды действовали под Гданьском на берегу Балтийского моря. О международном значении гуситских войн свидетельствовали отклики на них в Словакии, Венгрии, Германии, Польше и русских землях. Иностранцы, проезжавшие в 1431 г. через Германию и наблюдавшие крестьянские волнения, которые там происходили, выражали предположение, что скоро «все немецкие крестьяне возьмут сторону чехов». На открывшемся в 1431 г. церковном соборе в Базеле представители католического духовенства с ужасом говорили об откликах на гуситские войны, о массовых восстаниях крестьян в рейнских землях Германии, о тревожных настроениях в немецких городах и об угрозе антифеодальных выступлений во Франции и Италии.

Тогда же был организован пятый «крестовый поход» европейской реакции против Гуситов, в котором, как и в предыдущих походах, главная роль была отведена войскам немецких феодалов. Проповедником пятого «крестового похода» против гуситов был один из организаторов Базельского собора, папский легат, кардинал Юлиан Чезарини, который требовал, чтобы «крестоносцы» предали Чехию грабежам, пожарам и полному опустошению. Однако и этот поход окончился страшным поражением «крестоносцев» в августе 1431 г. при Домажлицах. Тогда главари европейской реакции, убедившись в несокрушимости восставшего народа, решили добиться раскола гуситов посредством дипломатических манёвров и уступок чашникам в религиозных вопросах. По предложению кардинала Чезарини уполномоченные Базельского собора вступили в переговоры с гуситами.

3. 5 Предательство чашников и поражение таборитов.

признавалось причащение «под обоими видами»; устанавливалась свобода церковных проповедей, упразднялась юрисдикция церкви по уголовным делам, духовенству в том случае, если оно будет вести «апостольскую жизнь», предоставлялось право владеть церковным имуществом. Соглашение отвечало интересам умеренного лагеря гуситов, который состоял из чешского дворянства, а также из зажиточных горожан. Поэтому чашники выступили против недовольных соглашением таборитов. 30 мая 1434 г. табориты были разбиты в бою под Липанами. В битве пали оба вождя таборитов - Прокоп Большой и Прокоп Малый. Табориты продолжали борьбу и после этого поражения, однако их сила была сломлена. Причина этого заключалась в том, что крестьяне, составлявшие основную массу таборитов, были не в состоянии вести организованную борьбу за свержение феодального гнёта. В 1437 г. был взят в плен и казнён один из руководителей последних отрядов таборитов - Ян Рогач.

В результате поражения таборитов в стране наступила подлинная феодальная реакция. Используя результаты героической борьбы чешского народа, феодалы-чашники завладели обширными церковными владениями, укрепили своё положение и перешли в наступление против крестьянства. Крестьяне должны были вернуться к прежним своим господам или сделаться зависимыми от других. Без разрешения феодала крестьяне теперь не могли уйти из его владений. Крестьяне, жившие в городах и занимавшиеся там ремеслом, были обязаны вернуться к своим господам, иначе они считались беглыми. Восстанавливая свои хозяйства, феодалы всё больше и больше увеличивали крестьянские повинности, особенно барщину.

После разгрома таборитов католическая реакция выступила и против чашников. Папа объявил "Пражские компактаты" недействительными. Католики отказались от всех уступок, которые они раньше сделали чашникам. Против чашника Юрия Подебрада, ставшего королём в 1458 г., организовалась «конфедерация» всех реакционных сил из панов и городской верхушки, которые привлекли на свою сторону венгерского короля Матвея (Матьяша) Корвина. Подебрад умер в 1471 г., в самый разгар борьбы, которая закончилась только в 1485 г. компромиссом между католиками и чашниками. На сейме в Кутна-Горе была провозглашена свобода вероисповедания для католиков и чашников.

Заключение

В своей работе я пыталась рассмотреть важнейшие аспекты в истории рождении чешской нации, и их влияние. На основе рассмотренных мной вопросов можно сделать вывод о том, что гуситские войны имели огромное значение в истории чешского народа. Хотя восставший народ потерпел поражение, его героическая борьба содействовала прогрессивному развитию страны. Историческое значение гуситских войн заключается прежде всего в том, что народные массы Чехии открыто восстали против феодальной эксплуатации и национального угнетения. Громадное значение имели гуситские войны и для развития чешской национальной культуры. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни Чехии. Будучи кульминационным пунктом освободительной борьбы чешского народа в средние века, гуситские войны составили вместе с тем важный этап в многовековой борьбе всех славянских народов против иноземной агрессии.

Гуситские войны потрясли европейскую реакцию, выдвинув идеи народовластия и социальной справедливости. Целый ряд крупных крестьянских восстаний (восстание в 1437 г. в Трансильвании, в 1440-1442 гг. в Молдавии и др.) связан с традициями гуситских войн. Вожди Великой крестьянской войны в Германии в начале XVI в., особенно Томас Мюнцер, с большим уважением и любовью относились к памяти Яна Гуса и его последователей, а себя считали продолжателями их дела. Гуситские войны расшатали устои католической церкви во всей Европе и нанесли тяжёлый удар папству. Чешская Реформация XV в. имела большое международное значение, явившись необходимой подготовительной ступенью в созревании общеевропейской Реформации.

1 Хрестоматия по истории средних веков, М., Том 2. 1963, с. 603-606

2 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 47-48

3 Руколь Б. М. «Гуситское движение», М., 1964, с. 48-49

4 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 21-29

5 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 47

7 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 110

8 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 22-25

11 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 107-111

12 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 114

13 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 56, 59

14 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 96-100

15 Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962, с. 172-181, 123-124

17 Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903, с. 99

Список использованной литературы:

  1. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958
  2. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника, М., 1962
  3. Послания магистра Иоанна Гуса, М., 1903
  4. Хрестоматия по истории средних веков, М., Том 2. 1963
  5. Руколь Б. М. «Гуситское движение», М., 1964
  6. Соколов Б. В. «Сто великих войн», М., 2001