Что такое жизненное пространство. Курсовая работа жизненное пространство и жизненные силы современного человека

А вот еще размышления на тему жизненного пространства сокращено ЖП. Какое ЖП допустим раковой опухоли, это все тело человека. Не похожа ли политика ЖП на многие окружающие явления. Допустим производитель Магдональдс захватывает все больше и больше рынков в мире. Можно считать что это хорошо. Но посмотрим это с такой стороны. Вот компания виндоус захватывает все рынки и что потом уже виндоус получив гегемонию по всем рынкам сама устанавливает цену и правила игры на рынке. А политика США. Которая включает в ЖП все и вся и как раковые опухоли обложив весь мир своими базами. А добыча полезных ископаемых, это ли не раковая болезнь, все выработаем, все сожжем, потом еще что нибуть придумаем. Всеобщее образование хорошо, но и в нем то же прослеживается психология раковой опухоли. Захват, уничтожение всех других структур отличных от других. А желание объединить все религии. Это ли не политика раковой опухоли. В то же время человеческое тело, в здоровом состояние, идеальный пример нормального жизненного пространства всех органов и систем.
И еще мысль не похоже ли России на печень алкоголика. Поэтому она такая Россиюшка и большая, раздуло ее от той словесной сивухи что веками в себя поглощала и перерабатывала. Может быть в этом богоизбранность русского народа и особый путь России, быть фильтром для идей всей Земли.
Теперь вот еще соображения.
ЗАХВАТ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕДЕТ К ЗАХВАТУ ЖИЗНЕННОГО
Мои мысли по падению СССР связано с тем, что КПСС мало уделяли развитию теории коммунизма и отсюда не знание куда идти. Еще то же Ленин указывал что социалистическая идея это "цветущее дерево философии" но и по Маяковскому " коммунизм может быть канарейками задушен" . То есть после Маркса и Ленина ни кто не развивал теорию. Все теорию Ленина и Маркса можно уместить на одном листе бумаги, после них вообще тишина. А враг не дремал. Я скажу что с какого то времени, то же Капитал Маркса стал настольной книгой капиталиста. А у нас Капитал стал темой для насмешек. Потеряв гегемонию в виртуальном мире, СССР потерял реальную гегемонию в реальном мире а потом и распался сам.
А в это время. Мы знаем о таком здание как Пентагон, это колоссальное здание с атомным реактором для автономного питания и площадью где можно потеряться как лабиринте Минотавра. И там куча кабинетов, где военные обдумывают свои планы
А я скажу больше мы даже представить не можем, какие огромные структуры задействованы для исследование нашей русской культуры. Все лежит в сейфах, все обследовано и исследование в виде папочек лежит на столе у кого надо.
Мне даже страшно представить насколько далеко ушла западная мысль по путям развития. А видим мы лишь то что нам дает телевидение и цензируемый интернет. Насчет ценза в инете, некоторые наивные говорят вы что никакого ценза в инете нет. Наивные. Я тут хотел найти отклики в инете об одной фирме, не нашел. Так вот там есть админы, которые подчищают все это. Так вот если есть возможности подчищать информацию какой то вшивой фирме, то какие колоссальные возможности чистить есть у гос. структур. Так что то что мы имеем можно сравнить со сознательным ВБРОСОМ ИНФЫ и захватом нашего жизненного пространства наших голов.

Да, это содержательные связи и аналогии, полезный взгляд. Действительно, захват реального пространства начинается с прокручивания захвата в мыслях.
Мысли прекрасны тем, что мы свободны в них. (Хотя и это не абсолютная истина. Мысли возникают не на пустом месте, а, например, из других мыслей и, значит, подчиняются некоторым ограничениям.)
Поэтому мы вольны перебрать множество вариантов. (А некоторые граждане этим и удовлетворяются, живя в своей субъективной реальности и
не признавая никакую иную.)

Окружающий мир не дает такой же свободы. Как же на него повлиять? Как не остаться на обочине и занять приличное место?
Предполагаю, что надо в свое виртуальное пространство привносить некие ограничения, чтобы оно не сильно разошлось с реальным и мыслителя не упрятали в психушку.
Поэтому мне кажется, что для дальнейшего развития темы не обойтись без понятия цели, активно эксплуатируемого философами и психологами, а также без других вопросов познания и адекватного отражения мира в своей голове.

  • Может быть "поточим" эту мысль о" жизненном пространстве". Для затравки попробуй развить такую мысль. Некий человек N высказал мысль "идальное" что он Наполеон. И его заключили в психиатрическую больницу. И тут есть соображение. Не является ли захват виртуального пространства а объявление себя Наполеоном, происходит в первую очередь захват жизненного пространства. Таким образом общество спасается от захвата жизненного пространства тех людей, которые как варвары вторгаются в него и разрушают. Вопрос глубокий. Подумай. Не схожи ли ментальные (в виртуальном пространстве) атаки- проповеди ЗАХВАТОМ ВИРТУАЛЬНОГО МЫСЛИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА
    , а уж захват реального идет автоматически.

  • Мое мнение что тема не исчерпана. В основном теми соображениями философского вечного вопроса, соотношение "реального" и "идеального". Который в мире решается сравнительно просто методом грубой силы, кто сильный тот и прав, у того жизненного пространства больше. Но тут есть один нюанс, завоевывая виртуальное мыслительное пространство допустим религии а может и наука, потом и в реале как говорит молодежь возможно проникновение, оккупация всего жизненного пространства во всех его формах.
    Так незримое является в зримом.

  • Юлия, большое Вам спасибо за меткие замечания и деловые предложения. Я не собирался наводить порядок в пространствах, но благодаря Вашей помощи все же решил написать статью, хотя бы как материал для критики и дальнейшего развития темы. Так что буду признателен Вам и всем коллегам, которые захотят выразить свое мнение. Николай.

  • Юлия, спасибо за уточнения. Правда, я уже несколько заблудился. Поэтому позволю себе изложить некоторые гипотезы, а Вы меня поправьте, пожалуйста.
    Наверное, рационально будет выделить личное духовное пространство как все знания человека, его представления о мире, о Боге, его отношение к другим людям. Это пространство почти недоступно со стороны общества, извне о нем можно судить в основном по косвенным признакам. Человек способен скрывать свои подлинные знания, настроения, наклонности. А потому внутренний мир одного индивида объективно и по его желанию существенно отделен от мира другого человека.
    Вместе с тем, сокрытие, а то и вовсе отсутствие знаний и богатого внутреннего мира не способствуют взаимопониманию в обществе и влиянию человека на это общество. Своим опытом можно делиться не только без ущерба для себя, а, наоборот, с выгодой для всех.
    Несмотря на несомненную индивидуальность духовного пространства, в значительной мере оно формируется воспитанием, обстановкой. Гражданин часто считает убеждения и верования своими родными, но по сути они были навязаны извне, а недостаточное образование и некритическое отношение не позволило отсеять все случайное и постороннее.
    В личное материальное пространство можно включить вещи и различные ресурсы (финансовые, жилищные, земельные, продукты питания), которые в той или иной степени закреплены за каждым гражданином юридическими или моральными нормами. В отличие от духовных, материальные ресурсы ограничены. Если они достались одному, то не достались другому. Все, что может удовлетворить потребности одного человека, как правило, сгодится и для другого. Всякая материальная собственность потенциально есть собственность любого человека, а потому ее приходится защищать.
    В материальном пространстве границы обусловлены не свойствами вещей, а социальными нормами, которые могут меняться, нарушаться, попираться. Эти нормы условны. Можно иметь личный стол на рабочем месте, личный счет в банке, садовый участок, свою комнату в квартире на семью, но все это одновременно является собственностью более общих структур, которые в любой момент могут переиграть правила.
    Таким образом, границы личного пространства вроде бы есть, но они довольно условны, относительны, преходящи. Но, наверное, так и должно быть в философском плане для любого явления.
    Если это не вызывает больших возражений, то потом попробую высказаться насчет жизненного пространства. А может быть, Вы захотите сделать это вперед. С уважением Николай.

  • > в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого скорее всего потому, что некоторые люди очень гибки, щедры и легки в общении. Однако порой, отсутствие четких границ в каких-то ситуациях создает проблемы.
    И я по-прежнему считаю, что
    > "у каждого есть личное пространство учитывая ВСЕ его аспекты.
    > Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Думаю, размывать границы не надо, и я говорила не об этом.
    Если тесны какие-то личные рамки, то их можно расширять, больше общаясь, больше участвуя, ну и вообще...больше перемещаясь, путешествуя...наверно, так.
    А бороться здесь ни с чем не нужно.

  • И Вам добрый день, Юлия! Поскольку я тоже скорее любитель, то Ваша "пища для размышления" весьма кстати и говорит, что Вы копнули глубоко. От однозначного вывода два дня назад "у каждого есть личное пространство" Вы перешли к "личное пространство есть не для каждого". Так что теперь, наверное, моя очередь настаивать на его существовании.
    По-моему, очень важно Ваше философское заключение: "Пределы эти вариабельны." Поэтому я бы все-таки не отказывал никому в наличии у него личного пространства. Другое дело, что объективно и субъективно оно может сильно варьироваться от человека к человеку, и даже в каждом человеке его границы размыты, подвижны и могут резко меняться в зависимости от ситуации.
    Скажем, копил гражданин всю жизнь деньги, картины, предметы искусства, а потом отдал все людям, церкви, картинной галерее, государству. Но обеднело ли от этого его личное пространство? Думаю, что нет! Ведь он впустил в свое пространство других людей, а те в свою очередь открыли перед ним свои души.
    По-моему, это очень правильно и откровенно, когда Вы теперь говорите, что для Вас "жизненное пространство... так и остается довольно размытым". Поскольку я точно в том же положении, то ни чем не могу помочь в борьбе с этим размыванием. Да и надо ли с ним бороться? Может быть, его, наоборот, надо размывать все больше, стирая ненужные границы между душами людей? Николай.

  • Добрый день! Я, конечно, в психологии не профи:) Могу просто дать "пищу для размышления" .
    Соглашусь, что в материальном смысле и во внешнем мире личное пространство есть не для каждого. Многие люди просто не испытывают в этом потребности, действительно, легко давая пользоваться своими вещами, постоянно находясь с кем-то в одном помещении, не имея отдельной комнаты...и т.д...
    В отношении своего тела, однако, эти же люди уже не так "легки". При разговоре, допустим, в социуме редко кто находится ближе полуметра, а уж какие-то медицинские манипуляции и вовсе мало кто любит даже при необходимости.
    Идём дальше...Нематериальное...
    Личное - разумеется, имеет отношение к личности. Значит, пределы ее проявлений и возможностей также могут быть личным пространством. Пределы эти вариабельны. И в отличие от материальных пределов имеют отношение уже не только к безопасности.
    Душа...тоже имеет непосредственное отношение к личности. Я даже думаю, что возможно, личность - проявление души человека в социуме. И вот у души тоже есть пределы, личное пространство)

    А Вы, Николай, может быть подскажете что-то про жизненное пространство? Для меня это так и остается довольно размытым.

  • Николай, с некоторых пор я отошла от чисто логического постижения мира) внутреннего и внешнего. Что такое моё личное пространство - я чувствую очень хорошо, как, наверно, и любой человек чувствует своё. Оно бывает довольно вариабельно с разными людьми и в разное время. Не совсем понимаю, для чего здесь нужны научные определения))

    Прочитав Вашу статью, я заинтересовалась "жизненным пространством" в сравнении с личным)
    Наверное, это важно в каких-то беседах и дискуссиях приходить к общему знаменателю, но не менее важным считаю просто обмен мнениями и мыслями) для дальнейшего личного мышления каждого из участников)
    А Вам нужны непременно глубокие общие выводы?

  • Юлия, спасибо за уточнения. Все именно так. Действительно, каждый сам строит свое личное пространство, пускает или не пускает в него. Кто-то не признает пространство соседа и лезет без спросу, потому что интересы пересеклись. По-всякому бывает...
    Разумеется, каждому гражданину нелишне ориентироваться, где он имеет больше прав, а куда лучше не вторгаться. Если такого понимания нет, то это, наверное, уже объект для психиатрии, а не для психологии.
    Все это здорово, но боюсь, что мы так и не продвинулись в определении личного пространства, а потому не можем сделать глубоких выводов. Но может быть, Вы попробуете дать определение? Николай.

  • > в обществе ничего чисто личного практически нет
    Я не поняла) это как? По-моему, у каждого есть личные вещи. И есть личное пространство...Для кого-то это высокий забор, а для кого-то, допустим, карман пиджака или брюк...сумочка.....документы...записи...и т.д... Для кого-то приятные часы одиночества и многое другое, куда можно пустить кого-то, а можно и не пускать.
    Это очень индивидуально, в частности и поэтому я говорю о таком личном отграничении с пользой для развития. Если границы у человека между "я" и окружающим миром стираются, то он попросту сходит с ума, или как минимум появляется нормальная агрессия, когда в его пространство вторгаются без спроса.

    Ваш пример с носками, конечно, смешной))) но как-то настораживает. Возникают мысли о...частичном захвате личного пространства мужа его женой)) с его же подачи. От лени ли, или от нежелания ответственности за свои же вещи он готов подарить свои носки жене, лишь бы она их стирала и давала ему носить)))

    > Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. А я думаю. не всякое)
    > Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность. Согласна, только смотря как шагать и проникать))

    В общем, я ЗА личное пространство, как и за личную ответственность. Считаю, это параллельные миры) взаимосвязанные с жизненным пространством.

  • Юлия, большое спасибо, что Вы проявили интерес к теме и все-таки решили копнуть поглубже. Охотно принимаю Ваше понимание пространств. Думаю, что оно не слишком расходится с тем, что говорилось раньше. Жизненное пространство, конечно, не фикция. Ни я, ни Козлов не зачисляли его в артефакты, и в этом его заметное отличие от личного или персонального пространства.
    Козлов не ограничивается выводом, а дает аргументацию. В моем представлении главная трудность в понятии "личное" такова, что в обществе ничего чисто личного практически нет. Что-то можно закрепить законодательно, но уже на уровне семьи совсем мало предметов, о которых можно заявить: это только мое и не смейте трогать. На заявление мужа: мои носки! - ответ жены: тогда сам и стирай!
    Индивидуальное развитие личности - это тоже отнюдь не личный процесс за высоким забором. Всякое отграничение, на мой взгляд, это грубый удар по этому самому развитию. Наоборот, чем шире человек шагнул в мир, проник в пространства других людей, тем ярче может проявиться и заиграть его индивидуальность.
    Буду рад увидеть от Вас развитие этой темы. Николай.

    Сужение физического жизненного пространства для человека в возрасте после 60 лет все более напоминает процесс, обратный тому, который наблюдается в детстве: неограниченное в принципе для доступа пространство мира в более молодом возрасте все больше сужается сначала до пределов района, потом - улицы, затем - двора, дома и наконец постели.

    Наиболее часто посещаемыми местами в жизненном пространстве становятся отнюдь не театры (их вообще не посещает 85% пенсионеров), не му-


    ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 603


    В пожилом возрасте происходит значительное

    сужение жизненного пространства и снижение

    психофизических возможностей.

    зеи (не посещает 82%), не выставки (не посещает 78%) и не библиотеки (не посещает 78%) (Патрушев В. Д. , 1998). Их место теперь занимают магазины, аптеки, поликлиники, ближайшие «забегаловки» (выпивают 1 раз в неделю и чаще 23% мужчин в возрасте около 70 лет) (Потанина Ю. А., 1999) и лавочки, беседки перед домом.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

    Само взаимодействие пожилого человека с окружающими предметами постепенно качественно изменяется. Снижение его психофизических возможностей с неизбежностью приводит к появлению необходимых вспомогательных средств: очков, зубных протезов, ручной тележки для перемещения тяжестей, трости и некоторых других. Наличие этих предметов, с одной стороны, помогает пожилому человеку более или менее эффективно действовать, а с другой - создает ему дополнительные неудобства и заботы.

    Например, при чтении всякий раз приходится доставать очки, протирать их стекла; во время еды протезы могут вызывать чувство дискомфорта - на неудовлетворительное качество зубных протезов жалуются 34% мужчин и 48% женщин (Потанина Ю. А., 1999); трость, которая помогает сохранять равновесие и смягчить боли во время ходьбы, порождает опасения забыть ее где-то (по данным того же автора, палочкой пользуются около 12% семидесятилетних).

    Вследствие снижения подвижности и скорости перемещения пожилому человеку приходится по-новому рассчитывать время на совершение различных действий, процедур и переходов, например время для своего прибытия в назначенное место к назначенному часу.



    У многих пожилых людей физические действия вызывают боли в суставах, мышцах, пояснице, что значительно ограничивает их возможности, например, по содержанию в порядке своего жилища, одежды, обуви. 71,1% пожилых людей нуждается в доставке продуктов, 77% - в стирке белья, 72% - в уборке жилища, 23,6% - в приготовлении пищи (Карпенко-ваТ. В., 1998).

    Окружающий физический мир все больше заставляет пожилого человека быть бдительным и вызывает чувство напряжения в связи с возможным возникновением различных опасностей. Все опаснее становится везде: дома, на лестнице, на улице, в общественном транспорте, в закрытом помещении и в сквере - на одиноко стоящей скамье, в толпе и в одиночестве. 22% мужчин и 39% женщин в возрасте около 70 лет не чувствуют себя в


    604 * Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

    безопасности нигде (Потанина Ю. А., 1999). Таким образом, физический мир становится все менее податливым, надежным, управляемым, предсказуемым и все более опасным.

    СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Из изложенного выше становится понятным, что и социальный мир для человека в этом возрасте постепенно приходит в противоречие с накопленным опытом, знаниями и умениями. Кажется, что молодые люди только делают вид, что прислушиваются к мнению стариков. Конфликты с молодым поколением - распространенное явление (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

    В современном обществе «опыт уже не эквивалентен знаниям, и пожилым людям не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не уважаемы молодыми как "стратегические учителя"» (Краснова О. В., 1997, с. 5).

    Между тем у многих именно в этом возрасте впервые появляется стремление быть полезным и нужным людям (Шахматов Н. Ф., 1996). Однако молодые видят в этом стремлении назойливость, старческое брюзжание и не принимают его всерьез.

    Пожилым людям, сохранившим здравый смысл и рассудок, остается только мудро смириться со своим положением «отставших от жизни» и терпеливо, в меру сил и способностей помогать близким - детям, родственникам, друг другу- Если позволяют силы - работать и таким образом общаться с людьми, иначе наваливается нестерпимое одиночество.

    В российских условиях, кроме того, работа - это средство для выживания пожилых. В новых экономических условиях изоляция пожилых людей усилилась: 63% пенсионеров отметили, что по сравнению с 1991 г. круг и интенсивность общения у них уменьшились (Патрушев В. Д., 1998).

    ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ

    Наиболее оптимальным типом семьи в этом возрасте оказывается супружеская пара. При этом важным условием сохранения благоприятной эмоциональной атмосферы в семье является традиционное распределение домашних обязанностей (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985).

    Следует отметить еще раз, что в этом отношении больше «везет» мужчинам, поскольку из них в возрасте около 70 лет в браке состоит 75%, в то время как женщин - всего 35%.

    Факторы развития

    В связи с появлением у пожилых людей большого количества свободного времени возникает вопрос о его рациональном использовании. Оказалось, что отношение к использованию свободного времени - это не только вопрос здравого смысла и пользы для окружающих, но и воп-


    ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 605

    рос, имеющий отношение к личному здоровью: среди пенсионеров, рационально использующих свободное время, хронически больных только 7-26%, среди же ведущих нездоровый образ жизни (пассивность, вредные привычки и т. д.) тяжелобольных 97% (Панина Н. В., Сачук Н. Н., 1985). 7,7% работающих и 4,1% неработающих пенсионеров продолжают учиться и повышать свою квалификацию. Занятия остальных в свободное время - это просмотр телевизионных передач (84,6%), интерес к радиокомпозициям (80%), чтение литературы (72%) и общение (69%).

    РЕЛИГИОЗНОСТЬ

    Приближающийся конец жизни неизбежно поднимает перед пожилым человеком «вечные вопросы». Не исключено, что религиозность, усиливающаяся в пожилом возрасте, и является реакцией на обострение актуальности этих вопросов. Вера в Бога дает надежду на то, что с окончанием физического существования существование души не прекратится, а приобретет какую-то новую форму.

    Как бы там ни было, но среди верующих, по разным данным, лиц старше 60 лет от 53% до 65,8% (Каариайнен К., Фурман Д. Е., 1997; Новикова Л. Г., 1998).

    Предположение о том, что пожилые надеются на спасение после смерти, по-видимому, верно потому, что среди верующих всех возрастов 45% верят в загробное существование души (не исключено, что большая часть из них - пожилые люди), 52% - в рай, 46% - в ад, 49% считают, что «жизнь имеет смысл потому, что есть Бог» (Каариайнен К., Фурман Д. Е.). Всего же верующих среди лиц старше 18 лет в нашей стране в настоящее время - 47%.

    СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ


    Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно. У многих из них к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни.

    Так называемая «счастливая старость» сопровождает тех, кто по отношению к жизни занимает позицию, сходную с позицией Екклезиаста: все в жизни - знания, звания, почетные должности, межличностные отношения, деньги - все это «суета сует».

    Людям с такой позицией свойствен спокойный, созерцательный взгляд на сегодняшнюю жизнь, на происходящие события. По существу, это не пассивная, а активная позиция, поскольку она определяет характер и форму поведе-

    «Счвстливвя старость».


    606 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)

    ния, деятельности и общения человека. Пожилые люди с такой позицией меньше спорят, меньше драматизируют события, чаще говорят «да», хотя при этом остаются при своем мнении и проводят свою линию поведения. Они не сидят на месте, а неторопливо действуют в соответствии со своими укоренившимися интересами, привязанностями и личными стремлениями. Они не делают решающих ставок на будущее, а наслаждаются текущим настоящим.

    Важно то, что такая счастливая старость возможна даже при неблагоприятных условиях - не очень хорошем здоровье и материальном неблагополучии (Шахматов Н. Ф., 1996, с. 65).

    РЕЗЮМЕ

    Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни.

    Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.

    У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.

    Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.

    В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

    Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.


    ГЛАВА 6

    СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ

    1еловек отличается от всех других живых существ тем, что он знает о неизбежности своей смерти. В раннем детстве, правда, осознание конечности своего физического существования еще отсутствует. Однако уже вскоре формируется вполне четкое представление о неизбежном финале жизни.

    Это обстоятельство, связанное со знанием о конечности собственной жизни и неотвратимости смерти, на протяжении всей истории человека было основанием создания различных концепций смысла жизни, теорий потустороннего мира и жизни после смерти.

    Тема смерти является важнейшей во всех религиях мира. Одни при этом верят в бренность и временность земного существования и в вечную жизнь души после физической смерти, после освобождения от грешного тела. Другие принимают теорию реинкарнации, которая допускает возможность многократного физического возрождения и возвращения в земной мир в различных живых формах: в другом человеке, в животном, в дереве и т. п. Заметим, кстати, что концепция реинкарнации существовала и в христианстве до 553 года, пока не была осуждена Вторым Константинопольским собором. Кто-то вообще не верит ни в какие формы жизни после смерти. Однако для всех знание о неизбежности смерти является важнейшим обстоятельством, непосредственно влияющим на жизнь человека. В определенной мере можно утверждать, что именно знание о неизбежности смерти придает жизни смысл.

    Описать с психологической точки зрения финальный период жизни че
    ловека достаточно сложно. И дело здесь заключается не только в том, что
    тема эта является в определенной мере табуированной, а потому и малоис
    следованной. Кроме того, отношение к смерти является чрезвычайно лич
    ностным, индивидуализированным, зависящим от множества субъективно-
    объективных факторов. Очевидно, люди разного возраста по-разному
    воспринимают смерть и по-разному относятся к ней. Однако наряду с возра
    стным параметром на отношение к ______________________________

    смерти влияют экзистенциальная система личности, степень религиозности, субъективный жизненный опыт, состояние здоровья, наконец. Несмотря на это, мы все-таки по-


    608 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...) ШШШШШШШШШШШШШШШ

    стараемся рассмотреть некоторые общие тенденции, связанные с процессом умирания и смерти.

    СТРАХ СМЕРТИ

    В некоторых исследованиях было показано, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые (Kastenbaum, 1986). Опрос большой группы людей преклонного возраста, проведенный в ходе одного исследования, показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% ответили «да» (Jeffers & Verwoerdt, 1977). При этом отмечается, что пожилые люди думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием (Крайг, 2000). Понятно, что эти утверждения отражают общую тенденцию, из которой не только могут быть, но и, конечно, фактически имеются значительные исключения, обусловленные индивидуальными отличиями. Так, с одной стороны, установлено, что люди, имеющие ясную цель в жизни, меньше боятся умереть (Durlak, 1979), а другие исследования говорят о том, что пожилых людей, физически и психически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя адаптированными в жизни, смерть беспокоит больше всего (Крайг, 2000). Поистине, как точно заметил А. Шопенгауэр, страх смерти есть не что иное, как оборотная сторона воли к жизни.

    Жизненное пространство человека — это некая область его бытия в природной и общественной реальности. Жизнь каждого человека ограничена возрастными пределами, запрограммированными в его генотипе, и конкретными условиями существования. Относительная кратковременность пребывания индивида в этом мире не дает ему возможности полностью реализовать себя даже при наличии благоприятных условий.

    Поэтому жизненное пространство каждой личности принципиально не замкнуто, непрерывно переходя в жизненное пространство других людей. Оно предстает как совокупность множества объективных связей и отношений, в которые вынужден постоянно вступать человеческий индивид на протяжении всей своей жизни и деятельности. Кроме того, необходимо отметить неисчерпаемость жизненного пространства человека в количественном и качественном отношениях. Речь идет о весьма специфических особенностях протекания жизни в детстве и молодости, зрелости и старости, а также в различных географических, климатических, исторических и социально-культурных условиях становления и саморазвития личности, ее расцвета.

    Сугубо человеческие задатки у ребенка — это продукт длительной природной эволюции живой материи, отразившейся в наследственно закрепленном генотипе. Однако в реальной жизни эта «закодированная» информация сама по себе реализоваться не может. Для этого необходимы определенные условия. Даже элементарные, заданные природой способности к речи, прямохождению и т.п. развиваются у ребенка постепенно, в процессе практического постижения им исторически сложившихся стереотипов владения языком, абстрактного мышления и т.д. Ведь способность мыслить (особенно понятийно) не проявляется сама по себе, а формируется при активном участии окружающих в результате жизнедеятельности человека в общественной среде. Именно общественные связи и отношения определяют то исходное жизненное пространство ребенка, которое дает ему шанс стать востребованной обществом личностью, возможно, даже выдающейся, и при этом развить в себе уникальную индивидуальность. Исходя из этого, жизненное пространство человека следует понимать как некую возможность мыслить, чувствовать, любить и быть любимым, созидать и т.д.

    Человек — единственное земное существо, которое осознает свою роль во Вселенной и чувствует ответственность за собственные поступки, постоянно развивает и укрепляет в себе личностные качества. Психологи давно и не без основания утверждают, что человеческий индивид не рождается личностью, а становится ею в результате общения и воспитания. «Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или личности младенца, — утверждал известный советский психолог А.Н. Леонтьев (1903-1979), — хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более возрастных этапах» . Жизненное пространство человека как личности включает в себя все специфические параметры протекания познавательных и творческих процессов, интеллектуальные и эмоционально-чувственные способности, способы мышления и стили восприятия мира, морально-этические и правовые формы общения и множество иных свойств и качеств в сфере организации личностного бытия.

    Таким образом, жизненное пространство личности философы определяют как объективные территориально-временные обстоятельства и субъективно-личностные факторы жизнедеятельности человека, которые позволяют ему сознательно строить свою собственную жизнь (судьбу), предполагающую тот или иной смысл, а также цели и средства, находящиеся в сложных и неоднозначных отношениях между собой. Такое жизненное пространство, будучи по содержанию общественным феноменом, по форме для каждой отдельной личности всегда проявляется строго индивидуально. Оно открывается с момента рождения человека, но не завершается умиранием. В четко очерченных границах территориально-временного жизненного пространства человеческий индивид фактически совершает внутреннее восхождение от некоего природного существа к духовной личности, чувства, мысли и дела которой продолжают жить и развиваться в других людях. «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет», — писал А.С. Пушкин . Действительно, жизненное пространство личности выходит далеко за пределы ее физического существования, причем масштабы его определяются тем, насколько она социально и духовно значима.

    Вопрос о жизненном пространстве тесно связан с проблемой отношения к природе как к объективному полю реального бытия. Издавна природу называли матерью, человек обязан был любить и беречь ее. С Нового времени отношение к природе меняется: она становится мастерской человека, который, будучи подотчетен только одному Богу, превращается в ее господина. Природа с тех пор предстает как некая инертная сила, требующая покорения. Вспомним в этой связи известные высказывания, ставшие афоризмами: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин», «Нечего ждать милости от природы -взять ее наша задача!». И только возникшие глобальные проблемы привели человечество к осознанию того, что природа — его родной дом. А это значит, что о нем надо заботиться как о самом себе: беречь, сохранять и восстанавливать все утраченное.

    Жизненное пространство человека ныне характеризуется как особая социально-культурная, духовно-нравственная атмосфера. А потому вся ответственность за его формирование и за сохранение морального климата в обществе лежит на самих людях. Следует отметить, что разного рода проекты по преобразованию природы, совершенствованию общества, а также выбираемые средства и способы решения конфликтных ситуаций никогда не были и в принципе не могут быть исключительно безошибочными. Они всегда содержат в себе немалую долю риска. Однако это вовсе не означает, что деятельность человечества с каждым днем становится все более негативной, как вырождается и оно само, снижая уровень своей нравственной ответственности. Наоборот, жизненное пространство современного человека, неразрывно связанное с культурой, созиданием ценностей, а также с критическим осознанием собственных достижений и промахов, улучшается. Однако сегодня каждому человеку как никогда следует стремиться быть самим собой, то есть определять четкие и ясные цели на всех временных этапах жизнедеятельности и не отступать от них, «быть для самого себя» (Э. Фромм).

    Когда же индивид осваивает шаблонный тип личности, навязываемый ему несовершенным обществом, он перестает быть самим собой. Исчезает различие между собственным «Я» и окружающим миром, более того, появляется осознанный страх перед одиночеством и собственным бессилием. Из этого следует, что каждый член общества обязан овладевать искусством жить по-человечески. Иначе говоря, он должен научиться самостоятельно заботиться о своем физическом и нравственном состоянии. Разумный образ жизни обнаруживает меру в желаниях, полезную и даже необходимую для физического и духовного самосовершенствования. Поиски такой меры удовольствия от жизни, которая сделала бы человека счастливым на всех этапах его жизненного пути (от младенчества до глубокой старости), ведутся давно — еще со времен Гиппократа. Все это тесно связано с проблемой смысла жизни, найти который — значит, по сути, обрести себя, обнаружить «в-самом-себе-бытие», то есть постигнуть свои потенциальные духовные возможности, определить свою роль в природной среде, найти собственное место в потоке социального движения.

    Если индивид не обретет «в-самом-себе-бытия», его существование по отношению к вечности будет пустым, призрачным. Человеческая жизнь должна иметь назначение, цели и разнообразные средства их достижения. Проблема утраты человеком смысла жизни имеет сегодня не столько психологический характер, сколько социально-моральный. Этим во многом и объясняются социально-нравственные патологии, которые вызывают сегодня нестерпимую боль в общественном организме. Речь идет о разгуле преступности, зачастую жестокой и бессмысленной, о распространении опасных заболеваний, алкоголизма, наркомании, о росте самоубийств. Скольких человеческих трагедий могло бы не быть, если бы люди не были столь ограничены в реализации своих потенциальных творческих возможностей, не были бы лишены стремления строить свою жизнь в полном согласии с разумом, совестью.

    Осмысленно принимать на себя всю полноту ответственности за свои действия, поступки, за реализацию своих планов — это значит найти смысл собственной жизни, то есть обнаружить свое истинное «Я», «осуществить» себя в себе. Однако осуществить себя до конца удается далеко не каждому человеку. А причиной тому служит несовершенное общество, которое сделало его личностью, но ограничило его саморазвитие. Именно об этом писал Сент-Экзюпери: «Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми» .

    В настоящее время значительно возрос интерес к философскому осмыслению проблем смерти, с неизбежностью которой человеку очень трудно смириться. Эта сторона осознания жизни имеет непреходящее значение, ведь смерть есть ее незримое продолжение.

    Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

    "Задача динамической психологии – однозначно вывести поведение данного индивида из тотальности психологических событий, существующих в жизненном пространстве в данный момент" (Lewin, 1936а).

    Тот факт, что жизненное пространство окружено физическим миром, не означает, что жизненное пространство – часть физического мира. (Рис. 9-3.) Скорее, жизненное пространство и пространство за его пределами – дифференцированные и отдельные регионы большей тотальности. Что это за тотальность, – какова эта большая вселенная – конечная или бесконечная, являет она хаос или космос – не имеет к психологии никакого отношения, за исключением одного важного момента. События, существующие во внешнем регионе и соседствующие с границей жизненного пространства – Левин назвал этот регион "внешней оболочкой жизненного пространства" – могут материально воздействовать на психологическую среду. То есть непсихологические события могут изменять психологические. Левин полагал, что изучение событий, происходящих во внешней оболочке, может быть названо "психологической экологией". (1951, гл. VIII). Первый шаг психологического исследования – установить природу событий, существующих на границе жизненного пространства, поскольку эти факты помогут определить, что возможно, а что – нет, что может случиться в жизненном пространстве, а что не может. Левин проделал эту работу перед тем, как предпринял исследование пищевых навыков у людей и возможности их изменения. (1943, 1951, гл. VIII).

    События в психологической среде также могут вызывать изменения в физическом мире. Между этими двумя мирами – двустороннее сообщение. Соответственно, говорят, что граница между жизненным пространством и внешним миром обладает свойством проницаемости. Граница напоминает проницаемую мембрану или сеть – скорее, чем стену или жесткий барьер. Отметим по ходу дела, что физический мир не может прямо коммуницировать с человеком, равно как и человек не может напрямую коммуницировать с внешним миром. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды. Это ясно при взгляде на рисунок, изображающий человека полностью окруженным пространством психологической среды.

    Указание на проницаемую границу между жизненным пространством и физическим миром чрезвычайно важно. Поскольку события в непсихологическом мире могут кардинально менять все течение событий в жизненном пространстве, предсказания, основанные только на знании психологических законов, несерьезны. Никогда нельзя быть уверенным заранее, что какое-то событие из внешней оболочки не нарушит границу жизненного пространства и не перевернет вверх тормашками психологическую среду. Случайная встреча, неожиданный телефонный звонок, авария, как известно, могут изменить течение жизни. Поэтому, подчеркивает Левин, для психолога реальнее понять конкретную, в данный момент существующую психологическую ситуацию при помощи описания и объяснения в терминах теории поля, нежели попытаться предсказать, как собирается вести себя человек в некотором будущем.

    Следует отметить другое свойство жизненного пространства. Хотя человек окружен психологической средой, он – не часть среды и не включен в нее. Психологическая среда заканчивается у периметра круга, так же, как непсихологический мир – у периметра эллипса. Однако, граница между человеком и средой также проницаемы. Это означает, что события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P). Прежде, чем мы перейдем к обсуждению природы этих явлений, следует ввести еще одну дифференциацию в отношении структуры человека и среды.


    Единство человека и мира предстает в категории жизненного мира, снимающей характерное для классической психологии противопоставление «внутреннего» и «внешнего». Бытие человека всегда является «бытием-в-мире» (Хайдеггер, 2006). «Царством субъективного» называет жизненный мир Гуссерль (2004, с. 155), возвращая внимание ученых к этому потерянному в абстракциях научных теорий миру, соотнесенному с субъектом. Мир для субъекта - это не мир вообще, а его жизненный мир. Все его связи и отношения с миром создаются его жизнедеятельностью. Жизненный мир и есть та действительность, о которой С.Л. Рубинштейн (1973) писал как о непосредственном единстве сущности и существования, внутреннего и внешнего. Осуществляя свою жизнедеятельность, субъект создает особую субъективную реальность, «квазипредметное измерение бытия», которое включается «в реальное, от субъекта независимое действие мира» (Зинченко, Мамардашвили, 1977, с. 119).


    Освоение философской категории «жизненный мир» требует ее конкретизации и перевода на язык психологической науки. В процессе поиска путей этой конкретизации мы ориентировались на идеи Д.А. Леонтьева (1999), выделившего в смысловой реальности три аспекта - онтологический, феноменологический и деятельностный. Онтологический аспект смысла рассматривает его как элемент системы отношений человека с миром - его жизненным миром. По определению Д.А. Леонтьева, жизненный мир - это «организованная совокупность всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (там же, с. 118). В качестве единицы анализа жизненного мира выделяется жизненный смысл. Вместе с тем «психологической реальностью смысл становится при рассмотрении его в двух других аспектах - феноменологическом и деятельностном» (там же, с. 124). Первый из них - образ мира в сознании субъекта, существенным компонентом которого является личностный смысл, второй - «смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности (жизнедеятельности)» (там же, с. 113). Как видим, есть определенное сходство феноменологического и деятельностного аспектов смысла, выделенных Д.А. Леонтьевым, с понятием К. Левина «жизненное пространство» - «человек и психологическая среда, как она существует для него» (2000, с. 77).


    Понятие «жизненное пространство личности» формулируется нами на основе и при соотнесении понятий «жизненное пространство» (К. Левин) и «проприум» (Г. Олпорт). Оно является более частным по отношению к «жизненному пространству» К. Левина. Последнее по уровню абстракции соотносится с философской категорией жизненного мира, представляя собой его феноменологический и деятельностный аспекты. Г. Олпорт, развивавший идеи У. Джемса о неотделимости друг от друга личности и окружающей ее среды, выделил в структуре личности «проприум» - центральные аспекты, образующие ее внутреннее единство и представляющие собой «нечто теплое и важное - те области жизни, которые мы рассматриваем как свойственные нам» (Олпорт, 2002, с. 186). Одной из функций проприума является расширение эго, происходящее через идентификацию с объектами, которые человек называет «своими» (они обладают для него важностью и любимы им). С точки зрения Олпорта, один из важнейших признаков зрелой личности - обладание сильно расширенным чувством Я.


    Жизненное пространство личности включает в себя ту часть жизненного пространства, где индивид преимущественно выступает как субъект самостоятельной активности, а не объект чьих-то влияний. В него входит все, что наиболее близко, интересно, значимо для индивида и переживается им как «свой» и контролируемый им самим мир. Оно возникает и формируется в жизненном пространстве индивида как результат реализации «собственного (проприативного) стремления» (там же, с. 189), а его объекты образуют сферу расширения его Я. Содержание этого понятия тесно связано с такими существенными характеристиками личности, как автономность, самостоятельность, определенная независимость от внешних влияний, выражает и поддерживает ее субъектность и индивидуальность. Личность, выступая не как объект влияний, а как субъект, автор собственных поступков, выделяет и создает, а точнее (по выражению Гуссерля) - конституирует в своем жизненном мире «свое» пространство. Это пространство включает в себя определенные территории, искусственные и природные объекты материального мира, людей и их сообщества, связанные с ними информационные пространства, мир идей, культурных и религиозных ценностей - все то, что представляется важным и ценным человеку на том жизненном этапе, который он в настоящий момент переживает.


    - это результат определенного структурирования мира, выделения в нем некоторой особо значимой и тесно связанной с собственными интересами и стремлениями области, воспринимаемой и переживаемой субъектом как «свой» мир. Поэтому оно может быть рассмотрено как важная составляющая образа мира личности. В этой связи представляется существенным соотнести между собой эти два понятия.

    ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2009. № 2

    Н. А. Кондратова

    Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности»