Упражнения для звука х. Постановка звуков "к" и "г" методическая разработка на тему

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К’].

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’],

Хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х’].

Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» — спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» — весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, — иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» — настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К’] на [Т], [Т’] («таньти» — коньки, «тино» — кино), [Г], [Г’] на [Д], [Д’] («дуси» гуси, «дездо» — гнездо), а [Х], [Х’] на [Т], [Т’] («твост»-хвост, «титлый» — хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» — гости, «леб» — хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.

2. Причины каппацизма, гаммацизма и хитизма

Звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [Х], [Х’] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные . А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.).

Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков — нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, — это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии.

3. «Ленивый» язык

Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т’], [д], [д’], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К’] [Г], [Г’] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х’] — образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!

4. Способы постановки звука [К]

Упражнение «Язычок-борец»:

Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем — «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша.

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К] . Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Упражнение «Ложечка»:

Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т] . На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА».

5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка

Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….

КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.

КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.

КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.

Посложнее, — в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.

«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.

Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:

«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.

«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.

Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Скороговорки , — это высший пилотаж в произношении любых звуков:

Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.

Курит турка трубку, клюёт турка крупку.

Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Коси, коса, пока роса.
Роса долой — и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.

Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:

Мы купили кошке

К празднику сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

П. Воронько.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

С. Маршак.

– Котик-кот, иди к доке,

Расскажи о колоске!

– Колосок, мои друзья,

Он усатенький, как я!

Г. Виеру.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет.

А. Шибаев.

6. Как поставить звук [Г]?

Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] звонкий ). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» — дом, «субы» — зубы, «шук» — жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса . А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т] . Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т] , а не название буквы [Тэ], или [Та] . Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т] : «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, — [Д] : «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] — [З], [Ш] — [Ж], [Ф] — [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д] , надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.

ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.

ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.

ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.

Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?

Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.

Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.

Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»

Стихотворные тексты со звуком [Г]:

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По-гусиному шипела.

(Г. Виеру)

Гусь

Га-га-га! - гогочет гусь.

Я семьёй своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Всё гляжу, не нагляжусь!

(Н. Коётарев)

Снегири сидят в снегу:

Сядут в снег – и ни гу-гу.

Зря сычи их стерегут

На заснеженном лугу.

(А. Пудваль)

Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается-

Неплохо получается.

(А. Пудваль)

Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:

В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.

Ганна съела галушку, Герман – горбушку.

Шлёпают гуськом гусак за гусаком.

Свысока смотрит гусак на гусака.

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К’], [Г’]

Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К’], [Г’] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня.

КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, — к сложному. Самое простое, — звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ.

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:

Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.

Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, — теперь беги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.

На звук Кь

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки-норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки-волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери – крючочки,

Цепочки, замочки…

(И. Лопухина)

Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память.

9. Звуки [Х], [Х’]

Остались не поставленными звуки [Х], [Х’ ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К] . Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.)

Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х] : слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай — попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Чистоговорки с [Х], [Х’]:

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.

Фразы со звуками [Х],[Х’]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х’]:

Хомячок охрип от крика:

— Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру!

(А. Пудваль)

Хохотушка Хохотала звонко Мила,

В рот смешинка угодила.

Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала

И смешинку потеряла.

(Ф. Бобылев)

Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

– Что стало с ним, с его хвостом?

– Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок

Хомка, хомка, хомячок -

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Чистит лапки, воду пьёт.

Прибирает Хомка хатку

И выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Хочет Хомка сильным стать!

(А. Каменчук)

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

Нехороший тот курятник, плохой!..

(В. Суслов)

Хорек ходил на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Ахи, охи, хохот, смех.

Скоморохи выше всех!

(В. Берестов)

Скороговорки со звуками [Х], [Х’]:

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.
Муха-горюха села на ухо.

Юлия Кумакова
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [К]

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К , закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К.

Коррекционно-развивающие :

Развивать артикуляцию и мелкую моторику, фонематический слух; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию , положительный эмоциональный настрой на занятие .

Оборудование : логопедический Колобок , картинки для выполнения артикуляционной гимнастики : лопаточка, киска сердиться, катушка; картинки с изображением курицы, кукушки,пластилин,ватный шарик, одноразовый шпатель.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку .

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения :

А) подготовительные артикуляционные упражнения : для губ : чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка :

«Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6) ;

«Киска сердится» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда , нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке) .

(5 раз.)

«Горка» 2 : то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения : Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить : «Ко-ко-ко» . Цыплята повторяют : «Ко-ко-ко» . А самый маленький цыпленок говорит :» Ку-ку-ку». Мама его поправляет :»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко, и она кашляет : «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок : «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит : «К-К-К-К» »

-развитие речевого дыхания : Логопед : Какое сейчас время года? Ребенок : Зима. Логопед : Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К : «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА : ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется , затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада : как мы произносим звук К ? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать : «К-К-К-К» . Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед : Расскажи какой это звук : гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется , Давай подуем - он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый ) . Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) . Значит звук К какой ? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука .

Логопед : Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК

ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК

УК- УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК

ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК

ИК – ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К :

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке :"Кыш! "

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге) .

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия . Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

«Постановка звука [Х]»

Тема: постановка звука « Х »

Цел ь :

Коррекционно- образовательные :

Формирование правильного произношения звука [ х ];

Уточнение произносительного образа звука [ х ];

Коррекционно-развивающие:

Развитие мелкой моторики;

Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме;

Развитие плавного длительного выдоха;

Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительного отношения к занятиям.

Ход занятия

    Организационный момент.

Послушай, внимательно слова – ХАТА, ХЛЕБ, ХАЛАТ, ХОЛОДИЛЬНИК, ХОККЕИСТ? Первый звук, который мы слышим во всех этих словах – это звук [ x ]. И c егодня мы познакомимся с ним.

2. Основная часть.

Для того что бы суметь правильно произнести этот звук, нужно подготовить язычок и губы. Выполним упражнения.

Артикуляционная гимнастика

1. «Накажем непослушный язычок» - Язык распластан на нижней губе, шлёпаем его губами: «Пя-пя-пя».

2. «Лопаточка» - Под счёт до 5 - 10 и т.д. удерживаем широкий спокойный язык на нижней губе.

3. «Чистим нижние зубки» . Почистим нижние зубки изнутри, сначала из стороны в сторону, потом сверху вниз.

4 . «Прятки». Рот открыт. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.) Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов, но находится внизу.

5. «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. В таком положении язык удерживается до 5 секунд. Губы в улыбке!

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

К нам в гости пришёл гость, а чтобы узнать кто он, нужно отгадать загадку:

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

Кто это? Правильно, хомячок.

А ты хочешь попробовать стать хомячком? Сначала нужно надуть щёчки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта.

Постановка звука «х»

А теперь нам хомячок расскажет, что же нужно делать, что бы правильно произносить звук [х]:

Губки и зубки свободны;

Кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Звук «х» – твердый, глухой, согласный.

Символ звука: дедушка храпит: XXX....

Давай теперь попробуем правильно произнести звук.

Физкультминутка.

Рано утром под лопух – ух, ух,

Прибежал гулять петух – ух, ух,

Там увидел он горох – ох, ох,

Начал важно он клевать – ах, ах,

Горошины подбирать – ах, ах,

А потом во весь свой дух –ух, ух,

Свою песню спел петух –ух, ух.

Ку-ка-ре-ку!

Развитие фонематического слуха

А сейчас хомячок хочет с тобой поиграть.

Послушай слова и когда услышишь слово, в котором есть звук «х», то хлопни в ладоши: СТОЛ, МУХА, КОТ, ХАТА, ПЕТУХ, РУКА, ГУСЬ, НИТКИ, МОХ, САХАРНИЦА.

Молодец! Хомячку пора уже уходить, давай с ним попрощаемся.

Закрепление произношения изолированного звука

Игра «Погреем ладошки» (при широко открытом рте)

Ещё совсем недавно на улице была зима. Что бывает с руками на улице зимой?

Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднеси ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х].

Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал?

    Итог занятия.

Какой звук мы учили?

Повторим что делают, язычок, губы и зубки когда мы его произносим?

Кто приходил к нам в гости?

Приёмы постановки звуков [г, к, х]- [г", к", х"]

Подготовительный этап.

При отсутствии или искажении звука: необходимо добиться подъема задней части спинки языка к небу и дать ребенку почувствовать эти движения. Два основных движения:

  1. «Кто сильнее?» — у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец логопеда, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка (далее ребенок сам нажимает на язык, отодвигая его назад).
  2. «Сделаем горку» — губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Держим 2-3 секунды и отпускаем. Повторять несколько раз (по подражанию), тем самым у ребенка воспитывают умение чувствовать, как задняя часть его языка сильно вытягивается вверх глубоко во рту.

Способы постановки:

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически:

  1. [к] от ТА;
  2. [г] от ДА;
  3. [х] от СА.

Логопед нажимает на переднюю часть спинки языка зондом, шпателем или пальцем ребенка, отодвигая язык назад и предлагает говорить слоги.
При заменах: вырабатываем подъем задней части спинки языка к небу; дифференцируем на слух звуки [г, к, х] и их заменители; различаем положение языка при произнесении звуков [г, к, х] и их заменителей; постановка по подражанию или механически.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» - взрывной, губно-зубной, а звук «Х» - щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания "ХК". Или попросить ребёнка округлить губы,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык "горкой" и пустить ветерок.
Из книги В.М. Акименко "Исправление звукопроизношения у детей"

Постановка звука«К»от«Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука«К»на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Постановка звука«К»от правильного«Х».

1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука«К»по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
5.
В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Постановка звука«Х»от правильного мягкого«Хь.»

Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».
1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
2 . Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х"я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х"] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"


Постановка звука «Х»от правильного «К».

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Постановка звука «Х» по подражанию.

Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х»(вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4 . После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными.
5 .Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.

Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха.

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.


Постановка звука«Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".

Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо«К»слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. «К»заменяется звуком«Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»;б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо«К»твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ»,«КИ», где звук «К»смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука «К»в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо «К» получается «Г». Причина:в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина:состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т»и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.

Постановка звука [К] проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные - [Х], [Г] и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.

Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

  • строго перед зеркалом;
  • внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
  • делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма - это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап - палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» - ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг - это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Особенности автоматизации

Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.

Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.

Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.

На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.

После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».

Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.

Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.

После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.