Интересные факты из жизни магеллана. История и этнология


Великий мореплаватель Фернан Магеллан во время своего первого кругосветного путешествия совершил множество открытий. И интересен он не только с точки зрения истории и географии, но и психологии. На его примере детей можно учить таким чертам, как лидерство, смелость, настойчивость и гибкость. А взрослых – тому, что всегда перед собой нужно ставить великие цели. Магеллан не сдавался, хотя много раз слышал на корабле, как его кругосветное путешествие называли великим кругосветным провалом. Его эскадра пережила и бунт, и голод, и смертельные болезни. Фактически до своей цели – Молуккских островов — мореплаватель так и не добрался. Но все равно человечество с восхищением вот уже несколько веков произносит имя – Магеллан!

1. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Магеллан был португальцем по национальности и свои первые морские путешествия он совершал во славу Португалии и португальского короля Франсишку Алмейды. Но, когда путешественник обратился к его величеству, чтобы тот одобрил его экспедицию до Молуккских островов (Нынешняя Индонезия). Следует уточнить, что Магеллан, как и Колумб, собирался попасть в Индию, но под Индией тогда имелась ввиду не известная нам страна, а область, охватывавшая ее юг и нынешнюю Индонезию). «Не получилось – не беда!» Тогда Магеллан проявил настойчивость в достижении своей цели и обратился к испанскому двору, который покровительствовал Колумбу. Карл I в 1517 году одобрил путешествие, названное впоследствии кругосветным, и снарядил его пятью кораблями. Удивительно, что перед отплытием соратник Магеллана — астроном Фалейру, с которым они вместе ходили упрашивать испанского короля, испугался и отказался от путешествия. Магеллан вновь не отступился от своей цели — в итоге, став единоличным лидером всей экспедиции. 20 сентября 1519 года флотилия под флагами испанского короля двинулась в путь.

Вы также можете отправиться по следам Магеллана — в наше время для этого не требуется покровительства испанского двора, пяти кораблей и астронома. А если у вас нет времени на настоящее кругосветное путешествие, вы можете уже в эти новогодние праздники посетить лишь некоторые страны из тех, что имеют отношение к великому мореплавателю: Португалию, Тенерифе (Испания) и ЮАР.

2. Доказал, что Земля круглая.

Какие только предположения не строили люди из того, что представляет собой Земля. Одни были уверены, что она плоская, другие, что она вообще стоит на черепахе. Разумеется, теории о том, что она круглая уже высказывались передовыми мыслителями того времени – в частности, Леонардо Да Винчи, но фактических доказательств представлено не было. Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий 16 века: отправившиеся на запад экспедиции, он вернулся обратно с востока. Таким образом, доказав, что Земля имеет форму шара.

3. Впервые использовал систему сигнализации

Если раньше корабли, участвующие в экспедиции, ходили практически впритык друг к другу, чтобы не затеряться в туман и непогоду. Разумеется, маневренность у таких судов была низкая. Также корабли не имели связи между собой, поэтому главе флотилии без конца приходилось делать остановки, чтобы обсуждать планы и отдавать команды другим членам путешествия. Магеллан оказался первым, кто придумал систему сигнализации. Разумеется, она была очень простая, но именно она легла в основу современной системе морской сигнализации — с 26 буквенными флагами и 15 вымпелами.

4. Доказал, что большую часть Земли составляет океан.

Раньше никто и поверить не мог, что земля (суша), на которой мы обитаем, — не самая большая часть нашей планеты. Доказал он это так: во-первых, все путешествие происходило по воде, а во-вторых, за три месяца пути по Тихому океану эскадре встретилось всего два острова.

5. Открыл пролив прохода из Атлантики в Тихий океан – Магелланов пролив.

В день Всех Святых,1 ноября, сильный шторм м занёс корабли Магеллана в бухту, дальнейшее плавание через которую привело в пролив. Двигаясь по проливу флотилия попала в Тихий океан. Магеллан дал проливу португальское название праздника Всех Святых - Estreitodetodosos Santos, но испанскому королю португальское название показалось неуместным, поэтому он назвал его в честь открывателя Фернана Магеллана - Estrechode Magallanes(Магелланов пролив).

6. Ввел название «Тихий океан».

После трех-недельного прохождения пролива Магеллан вышел в открытые воды, где отлив западного направления сталкивался с сильным восточным океаническим противотечением. 6 ноября 1520 года три корабля попали в океан, название которого не было известно. Двигаясь дальше к своей цели – Молуккские острова, Магеллан проделал 4000 миль с востока на запад. Все три месяца плавания стояла превосходная погода и дул легкий попутный ветер. Удивительным образом, команде не попалось ни единого шторма и бури. В итоге, увидев такую тихую и спокойную воду, Магеллан назвал океан Тихим. Разумеется, впечатление оказалось ошибочным – всем известно, что в Тихом океане рождаются самые свирепые цунами и тайфуны. Но поскольку название вошло в официальный статус, впоследствии менять его никто не стал.

7. Открыл Филиппины.

Как писал в своем дневнике спутник Магеллана Пигафетта, за все время путешествия эскадра встретила только два пустынных острова. Моряки страдали от голода и жажды, а также мучились от цинги. Погибла большая часть экипажа. 6 марта 1521 года им удалось достигнуть трех островов из группы Марианских, где они смогли запастись продовольствием и водой. Дальше команда продолжила движение на запад и достигла Филиппинских островов. Магеллан назвал их тогда Сан-Ласаро, но уже в 1542 году они были переименованы в честь короля Филиппа II. Здесь Магеллану суждено было погибнуть от рук туземцев. К сожалению, Магеллану не хватило совсем немного, чтобы дойти до своей цели — Молуккских островов. Оставшиеся два корабля продолжили путь без своего главнокомандующего – командование взял на себя д’Элькано. Моряки выполнили мечту Магеллана – захватили груз пряностей и двинулись на запад. 6 сентября 1522 эскадра пришла в испанский порт Сан-Лукар. Из экипажа 253 человека вернулось только 18.

Также в честь Магеллана названы: кратер Магеллан на Луне, галактики Большое и Малое Магеллановы Облака, космический аппарат («Магеллан») 1990 года и пингвин.

500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.

Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар. В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.

Стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.

Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность. Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек. Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё - славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции. Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании. Цели Магеллана были чисто коммерческими - найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару - пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.

В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам. Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды. Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.

современная реплика каракки «Виктория»

Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.

Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять. Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.

Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие. Для начала, нужно понять каким был Фернан Маггелан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы. Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку». В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории. Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное - вокруг Южной Америки.

Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадра к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.

Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны. Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов. Это явление получило название «огни Святого Эльма». Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр. После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля. Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма. Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше. Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе. Визит святого имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом. Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки. Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей - бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.

Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец. Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно. Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море. После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы. Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.

Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче. 31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой. Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана. После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим. Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море. 21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив, у мыса который назвали Кабо Вирхенес. Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка. В этом проливе Магеллан потерял второй корабль «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию. Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан. Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров. В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал. Впереди лежало открытое море. В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия. В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала. Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей. 28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу. Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.

Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное - несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.

Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана. И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.

Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать. К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли. Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты. Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу. Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем - свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.

Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство. Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство. На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу вождь племени острова Мактан воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.

На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов. Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу - он рассчитывал на испанское оружие и доспехи. Но капитан совершил раковую ошибку - он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко. Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.

Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах. Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда. Но тут возникает парадокс, если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию. А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.

неизвестный мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано

Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять. Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов. Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.

Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.

Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию. Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад. В итоге один корабль выбрал восток, другой запад. «Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму. Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах. Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами. Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло. По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти. Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.

Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию. Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.

В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья. Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков. А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар. Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».

карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано

Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение. Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми. Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет. Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.

Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание. И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано. А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.

Отважный мореплаватель Фернан Магеллан внёс огромный вклад в развитие современного мира, став одним из самых известных первооткрывателей. От тех, кто шёл в неизведанные земли и пересекал океаны, не зная, будет ли впереди земля, требовалось невероятное мужество, и бесстрашный португалец обладал им в полной мере. Будучи человеком образованным, чрезвычайно умным и храбрым, он подарил потомкам багаж знаний, который невозможно переоценить.

Факты из жизни Магеллана

  • Великий мореплаватель происходил из дворянского семейства.
  • О детстве и семье Фернана Магеллана мало что известно. Установлено лишь, что он родился в Португалии в 1480 году.
  • У Магеллана было четверо братьев и сестёр, но никаких сведений о них не сохранилось.
  • В юности Фернан Магеллан исполнял обязанности пажа при дворе португальской королевы. Это было хорошее начало государственной службы для дворянского сына той эпохи.
  • Магеллан в качестве воина принимал участие в португальских экспедициях в Индию. В ходе боевых действий он дважды был ранен ().
  • Довелось Магеллану побывать и в Африке, где он принял самое деятельное участие в колонизации Мозамбика ().
  • В битве португальского флота против объединённых сил египтян и индийцев судно, на борту которого находился Фернан Магеллан, прорвалось сквозь вражеский строй и успешно взяло на абордаж вражеский флагман, что предопределило исход битвы.
  • Во время предательского нападения малайцев на португальцев, заключивших с ними мирный договор, множество моряков спаслись лишь благодаря Магеллану. Он не только успел предупредить командующего флотом о готовящейся атаке, но и лично на лодке подошёл к берегу и спас всех матросов, каких сумел.
  • После 5 лет в Индии два португальских корабля, на одном из которых находился Магеллан, потерпели крушение, а выжившие добрались до маленького островка. Имевшиеся шлюпки не могли перевезти всех, и было решено, что матросы останутся ожидать спасения, а офицеры отправятся дальше на шлюпках. Матросам эта идея не понравилась - они опасались, что за ними никто не придёт. Тогда Магеллан решился остаться дожидаться спасения вместе с ними, и это успокоило людей. Впоследствии все они были спасены.
  • За 5-7 лет Магеллан из рядового воина превратился в человека, с мнением которого считался португальский вице-король в Индии.
  • Доподлинно известно, что одно время в Индии будущий первооткрыватель успешно занимался торговлей. Эти сведения дошли до нас благодаря судебным записям - однажды Магеллан ссудил другому португальцу крупную сумму, а вот вернуть её ему удалось лишь через суд и спустя 6 лет.
  • Фернан Магеллан стал первым человеком в истории, совершившим кругосветное плавание.
  • В его честь был назван открытый им пролив - Магелланов.
  • Во время португальской экспансии в Марокко отважный португалец много участвовал в боях. В одном из них он получил серьёзное ранение ноги, которое навсегда сделало его хромым.
  • Имя первооткрывателя носят две галактики - Большое и Малое Магеллановы облака.
  • Кругосветное путешествие Фернана Магеллана спонсировалось королём Испании, а не Португалии ().
  • Бесстрашный мореплаватель стал первым европейцем, посетившим Филиппинский архипелаг.
  • Во время кругосветного плавания Магеллана испанские капитаны готовили против него заговор, так как им не нравилось, что ими командует португалец, который к тому же скрывает маршрут плавания.
  • В знаменитую экспедицию Магеллана отправилось 5 кораблей, которые несли около 300 человек экипажа и запас еды на 2 года. Обратно вернулся лишь один корабль с 18 членами экипажа. Все остальные погибли в ходе странствий.
  • Фернан Магеллан так нарёк Огненную землю, потому что в темноте принял костры местных аборигенов за вулканы. Название, однако, прижилось.
  • Жизнь знаменитого португальца оборвалась на Филиппинах, когда Фернан Магеллан погиб от руки местного вождя Лапу-Лапу. Экспедиция вернулась домой уже без него. Сейчас памятники Магеллану и Лапу-Лапу стоят рядом. Однако, мореплаватель к этому моменту уже обошёл вокруг света, навсегда вписав свою биографию в историю.
  • Сохранившиеся судовые журналы указывают, что однажды Магеллан, возмущённый непочтительностью одного из капитанов, который был его заместителем и представителем испанского короля, взял наглеца за шиворот, встряхнул и прогнал со своего судна, оставив его на другом корабле.
  • Именно Магеллан назвал Тихий океан Тихим, потому что пересёк его, пройдя 17 тысяч километров и не встретив ни единого шторма ().
  • Магелланов пролив и в наше время считается опасным для судоходства. Сам португалец провёл через него всю свою флотилию без потерь, но долгое время повторить этот подвиг никому не удавалось. На дне пролива покоится немало отважных моряков.
  • Фернан Магеллан искал проход к Молуккским островам, и не планировал совершать кругосветное плавание.
  • Он нарёк Марианские острова «Воровскими», когда обнаружилось, что местные жители под прикрытием торговли воруют с кораблей всё, что могут унести. После того, как они украли шлюпку, рассвирепевшие моряки высадились и сожгли одно из их селений, убив при этом несколько человек.
  • Антонио Пигафетта, историограф знаменитой экспедиции, написал в своём отчёте, что в последнем бою Фернан Магеллан, окружённый туземцами с горсткой соратников, отважно сражался до последнего, несмотря на несколько полученных ранений.

интересные факты об известном мореплавателе Вы узнаете из этой статьи.

Интересные факты о Фернане Магеллане

Фернан Магеллан — выходец из небогатой дворянской семьи. Он осуществил первое в мире кругосветное путешествие водой. В честь него названо множество открытий — большое и Малое Магелланово облако, космический корабль «Магеллан», а также Гигантский Магелланов телескоп.

Фернан Магеллан — выдуманное имя. На самом деле его звали Фернан де Магальяйнш. А когда он перешел на службу к испанскому королю — взял себе другое имя — Эрнандо Магеллан.

Первую половину своей жизни Магеллан не был первооткрывателем. Он довольно долго служил на флоте в Южной Африке, участвуя в бесконечных войнах за территории. Пересекая Африку около четырех раз, он задумался над тем, что есть удобный западный путь в Индию. Со своими мыслями Магеллан обратился к королю Португалии Мануэля, но тот только посмеялся над бывалым воином.

Освободившись из службы, Фернан Магеллан переходит под патронаж испанского короля Карла I, который оснастил его всем необходимым для путешествия. Карл дал в распоряжение Магеллана пять кораблей — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго» и «Виктория». Под руководством Фернана было 280 человек.

В экспедицию команда отправилась 20 октября 1519, трюмы кораблей были набиты товаром для торговли. С кругосветного путешествия вернулся только один корабль «Виктория» с 18 моряками на борту без капитана, который был убит у Финских островов местными жителями. Но корабль был забит пряностями и специями, что позволило полностью окупить все затраты на эту экспедицию.

Во время экспедиции Магеллана, команда впервые увидела пингвинов.

Благодаря путешествию Фернана Магеллана было сделано два важнейших географических открытий — нераздельность океанов и было доказано, что Земля круглая.

Биография и эпизоды жизни Фернана Магеллана. Когда родился и умер Фернан Магеллан, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты мореплавателя, изображения и видео.

Годы жизни Фернана Магеллана:

родился 1480, умер 27 апреля 1521

Эпитафия

«…наше зерцало, свет наш, утешение наше и верный наш предводитель».

Из книги Антонио Пигафетта «Путешествие Магеллана»

Биография

Имя Магеллана, первого кругосветного путешественника, знает сегодня каждый школьник. Как знает и то, что Магеллан обнаружил пролив, названный его именем и открывший европейцам путь из Атлантического океана в Тихий. Магеллан был хорошим воином и настоящим храбрецом, но, увы, его открытие и гибель не принесли цивилизации ничего, кроме славной истории ещё одного человеческого свершения.

О ранних годах путешественника нам мало известно. Он родился, по всей видимости, в португальском городе Саброза, в дворянской семье. К тому времени, как Магеллан достиг 18 лет, Васко да Гама открыл путь в Индию, и португальцы ринулись на восток. В экспедиции 1505 г. Магеллан был с эскадрой в качестве воина. Он участвовал в нескольких сражениях и строительстве Мозамбика, затем оказался в Индии и дважды был ранен.

Согласно некоторым источникам, именно Магеллан после прибытия португальцев в Малакку предупредил адмирала об угрозе, которая исходила от малайцев, так что португальские моряки смогли отбить атаку. Он же спас оказавшихся на берегу соотечественников. Другой случай, ярко демонстрирующий авторитет Магеллана и силу его личности, произошёл по пути домой. Португальские корабли потерпели кораблекрушение у небольшого островка, и обе команды спаслись. Но места в шлюпках, чтобы добраться до родины, хватало только для офицеров, и Магеллан по своей воле остался с матросами как гарант того, что их не бросят без помощи, — и вскоре за ними вернулись.

Портрет Магеллана кисти неизвестного художника

Бывший когда-то простым воином, Магеллан стал человеком, ко мнению которого прислушивается вице-король Альбукерке. Он принимал участие в новом, успешном, походе на Малакку. Он жил в Лиссабоне, отправлялся в Марокко и бился под Аземмуром, снова был ранен. После возвращения в Португалию он начинает планировать путешествие к островам Пряностей (Молуккским островам) и обращается к королю Мануэлю I с просьбой о помощи, но получает отказ. Тогда Магеллан отправляется в Испанию. Там он находит поддержку и во главе флотилии из пяти кораблей отправляется в путь.

В этом путешествии Магеллан безуспешно искал пролив между Северной и Южной Америками и был вынужден зазимовать в тяжёлых условиях. Наконец, пролив у острова Доусон был найден, и экспедиция вышла в Тихий океан. Магеллан добрался до Филиппин и наладил торговлю с местными жителями. Магеллан обратил одного из вождей острова Себу в католическую веру и покровительствовал ему, что разозлило другого вождя. Вспыхнул конфликт, Магеллан отправился с военным отрядом на битву с непокорным вождём и был убит в схватке. Согласно свидетельству историка экспедиции, Магеллан сражался до последнего, был несколько раз ранен и в конце концов заколот насмерть. Местные жители отказались выдать португальцам тело их адмирала, поэтому могилы Магеллана не существует.

Памятник Магеллану на месте его гибели и памятник вождю Лапу-Лапу рядом с ним

Линия жизни

весна 1480 г. Дата рождения Фернана Магеллана.
1505 г. Экспедиция в Индию.
1509 г. Прибытие в Малакку.
1512 г. Жизнь в Лиссабоне.
1514 г. Участие в боевых действиях в Марокко.
1518 г. Женитьба в Севилье.
1519 г. Рождение сына и отправка в кругосветное плавание.
1520 г. Зимовка в бухте Сан-Хулиан.
1521 г. Высадка на острове Себу.
27 апреля 1521 г. Дата смерти Фернана Магеллана

Памятные места

1. Залив Каннанура, где Магеллан участвовал в битве португальской эскадры с индийцами и турками.
2. Порт Малакка, в захвате которого Магеллан участвовал дважды, в 1509 г. и 1511 г.
3. Город Аземмур в Марокко, в карательной экспедиции к которому участвовал Магеллан.
4. Севилья, где жил Магеллан после возвращения из военных походов.
5. Бухта Сан-Хулиан на территории нынешней Аргентины, где флотилия Магеллана встала на зимовку в апреле 1502 г.
6. Магелланов пролив.
7. Региональный музей Магеллана и памятник на площади Муньо Гамерас в Пунта-Аренасе, в Чили.
8. Памятник Магеллану и вождю Лапу-Лапу на острове Мактан.
9. Часовня на острове Себу, в месте первоначальной высадки Магеллана. Часовня построена вокруг деревянного креста, который Магеллан оставил на острове.

Крест Магеллана в городе Себу на одноимённом острове

Эпизоды жизни

Магеллан так и не добрался до островов Пряностей, которые были его первоначальной целью. Не удалось ему самому и проплыть вокруг света. А из всех пяти кораблей его экспедиции на родину возвратился лишь один корабль с восемнадцатью людьми.

Магелланов пролив так и не стал великим торговым путём, чего жаждал мореплаватель. Почти все корабли, отправленные следом за Магелланом, терпели здесь крушение. Испанцы перетаскивали товары посуху в месте будущего Суэцкого канала, вместо того, чтобы слать суда в такую долгую и опасную экспедицию. Вскоре про пролив настолько основательно забывают, что пират Фрэнсис Дрэйк пользуется им как тайным убежищем для набегов на испанские корабли и колонии. А после прокладки Суэцкого канала в 1913 г. проход оказывается и вовсе практически бесполезным.

В том месте на островке Мактан близ Себу, где путешественника настигла смерть, был поставлен памятник Магеллану, а позднее — и памятник Лапу-Лапу, восставшему вождю. В честь последнего, ставшего национальным героем и символом независимости, также был назван город на Мактане.


«Магеллан. Первое кругосветное путешествие». Документальный фильм телеканала «Россия-Культура» из серии «Великие географические открытия»

Соболезнования

«Я надеюсь… слава этого благородного капитана не померкнет в веках и не будет предана забвению. Наряду с прочими его добродетелями он был непреклонен в горниле величайших опасностей, как никто другой, и голод переносил более стоически, чем любой из нас. Он был сведущ во всем, что касалось искусства вождения кораблей, умело прокладывал курс и составлял карты. Это воистину так, ибо никто, кроме него, не был настолько мудр, не обладал такой твердой силой воли и такими обширными знаниями, чтобы решиться предпринять плавание вокруг Земли, как то свершил он».
Историограф экспедиции Магеллана, Антонио Пигафетта

«Только для свершения подвига избрала судьба из несметных миллионов людей этого сумрачного, молчаливого, замкнутого в себе человека, всегда неуклонно готового пожертвовать ради своего замысла всем, чем он владел на земле, а в придачу и своей жизнью. Лишь для тяжкой работы призвала она его и без благодарности и награды, как поденщика, прогнала по свершении дела».
Стефан Цвейг