Конспект занятия «Звук и буква Ж» для детей старшей группы. Звук — конспект логопедического занятия в подготовительной группе Тематические развивающие занятия буква ж

БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

«Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

1. Коррекционно-обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

- автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

2. Коррекционно-развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук;

3. Коррекционно-воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

Ход занятия

Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Какой звук повторялся?

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

Какой он?

Согласный, твердый, звонкий.

А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Платья звукам надеваем,

звуки в буквы превращаем.

3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

Давайте из воска вылепим букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

6. Логопедическая зарядка

Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

Ежик лапки напрягает.

Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать. (опускаем руки)

Ежик низко приседает, (приседаем)

И по камушкам шагает, (шагаем)

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

Я буду говорить:

У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

А сейчас мы с вами порыбачим:

Много разной рыбы плавает в пруду.

Рыжик кот поймает на свою уду

Маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Вы картинку назовите.

В слове быстро Ж найдите.

В разные ведерки рыбки положите.

Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

А в чем были трудности?

Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

Стихи про Букву Ж

***
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

***
Ж имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква Ж наверняка
На бумаге тень жука.

***
Жизнь, жвачка, слово ждать,
Ж вам тоже надо знать,
Женя, Жанна, лужа,
С - ж, зимою, стужа.

***
Жук на листике сидит,
Он по-своему жужжит,
Он гостей к себе зовёт,
Показать, как Ж, поёт.

***
Жук давно желал жениться,
Без жены жить не годится.
Взял бы жужелицу в дом,
И жужжали бы вдвоём.

***
Над дорогой Жук Жужжит,
Жеребеночек бежит,
А Жираф в Жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
И Жонглирует бобер
Желудями как Жонглер!

***
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

***
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Загадка про Букву Ж
***
Женя баловался
В жалюзи игрался:
Открывал и закрывал,
Им покоя не давал.
Но они спаслись уже -
Превратились в букву… (Ж)

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по звукопроизношению и обучению грамоте.

Тема: Звук [Ж]

Цели:

  1. закрепить навык различения и правильного произношения звука [ж]
  2. анализ и синтез одно-двухсложных слов
  3. развитие внимания, памяти и логического мышления

Оборудование:

  • магнитная доска, разноцветный картон, предметные картинки, кукла, искусственный цветок, мяч, буквы магнитной азбуки.

Ход занятия

Организационный этап.

Дети входят в группу. Под тихую музыку они рассматривают в витрине игрушечного книжного магазина картинки (картинки расположены на столе на листах разноцветного картона), под громкую музыку дети «покупают» только те картинки, которые лежат на листе оранжевого картона в верхнем правом углу стола и на сером – в нижнем левом углу.

«Сделав покупку», они садятся на свои места.

Знакомство со звуком [ж].

Дети проговаривают названия своих картинок (жук, жуки, ужи, ежи, ежата, ежонок, ежевика, пиджак, пижама, жакет, жилет, одежда, джем, художник, медвежонок).

Логопед подчеркивает, что во всех этих словах есть звук [ж].

Дается характеристика звука: согласный, всегда твердый, звонкий.

Хором и индивидуально дети произносят звук [ж], логопед напоминает, что при произнесении звука [ж]:

  • губы округлены,
  • кончик языка в виде «чашечки» поднят к верхним альвеолам (но не касается их),
  • горлышко «поет».

Логопед просит детей вспомнить имя, начинающееся на звук [ж], которым называют и мальчиков, и девочек. Дети отвечают (Женя).

Появляется кукла, в руках у нее цветик-семицветик. Это девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик».

Логопед: «Женя – наша гостья и сегодня вы будете исполнять ее желания».

Закрепление навыка различения и правильного произношения звука [ж].

Логопед произносит слова, а дети «жужжат», когда слышат слово со звуком [ж]:

  • жадина, кошка, жетон, уши, кожа, коза, жокей, школьник, лежебока, азбука, живот, воздух, железо, мимоза, ужин, шапка, ножик, башня, утюжок, букашка, надежда, машина.

Игра «Повтори» (с мячом).

Дети встают в круг, логопед произносит чистоговорку и бросает мяч. Ребенок, которому брошен мяч, ловит его, повторяет чистоговорку и возвращает мяч.

Чистоговорки:

  • Жу-жу-жу из дома выхожу.
  • Жу-жу-жу я в лесу хожу.
  • Жи-жи-жи в лесу живут ежи.
  • Жи-жи-жи бегут ежи.
  • Жа-жа-жа мы нашли ежа.
  • Жу-жу-жу помоги ежу.
  • Жу-жу-жу еду дадим ежу.
  • Жата-жата-жата под кустом ежата.

Игра «Скажи правильно» (повторение слоговых рядов с разной интонацией).

Дети произносят слоговые ряды поочередно: то с вопросительной интонацией, то с утвердительной.

  • Жва-жво-жву.
  • Жва-жво-жву?
  • Жда-ждо-жду.
  • Жда-ждо-жду?
  • Жма-жмо-жму.
  • Жма-жмо-жму?
  • Жна-жно-жну.
  • Жна-жно-жну?

Игра «Что между?».

На магнитной доске несколько рядов картинок: жаба, жук, ежата; медвежонок, жуки, ежи; пижама, жакет, пиджак; ежевика, одежда, художник и т.д.

Детей просят составить предложения с предлогом «между» (Между жабой и ежатами – жук). Дети составляют предложения.

Динамическая пауза.

Движения по тексту:

По бокам себя пошлепаем!
Можем хлопать за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо машем!
Влево машем!
И крест-накрест руки сложим!

Чтение рассказа «Жаба».

«Жаба на полянке поджидает жука. Жук ей нужен на ужин. Вот летит жук и жужжит. Жаба – скок! – и нет жука.»

Дети должны назвать слова из рассказа со звуком [ж], сосчитать слова в первом предложении и назвать слова, в которых нет звука [ж].

Показ буквы Ж.

«На что похожа буква Ж?» — спрашивает логопед. (На жука)

Дети самостоятельно составляют по следам устного звукового анализа (сколько звуков, какие это звуки, их последовательность, сколько слогов) слова из букв магнитной азбуки: жук, кожа, жаба.

Итог занятия.

После дифференцированной оценки работы каждого ребенка заучивается стихотворение:

«Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком.
Каждый может обижать,
Как об этом не жужжать?»

Все благодарят куклу Женю и прощаются с ней.

Шишкова И.В.,
учитель-логопед

Цель: Знакомство со звуком и буквой «Ж» .

Задачи:

  1. Закреплять умение определять первый звук в словах.
  2. Упражнять в звукобуквенном анализе слов ЖУК, ЖАБА;
  3. Развивать мышление, воображение, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  4. Воспитывать умение выслушивать товарищей, уважать их мнение.

Оборудование: карточка-буква «Ж» , счетные палочки, игрушки (мяч, жук, жаба) , «сухой бассейн» с гласными буквами, мольберт с предметными картинками (банан, апельсин, груша, журавль, ромашка, одуванчик, жираф,

жук, цапля, аист, ласточка), ребусы, раздаточный материал (схемы, буква Ж) , цветные карандаши.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент. Дети стоят полукругом. Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Превращения» . Я превращу вас во что-то или в кого-то, а вы постарайтесь изобразить это жестами, мимикой или движениями (жук, жаба, жадина) . Кого называют «жадиной» ? Как «жадина» скажет про картинки, расположенные на мольберте?

(мой) банан, (мой) апельсин, (моя) груша, (мой) журавль.

(моя) ромашка, (мой) одуванчик, (мой) жираф.

(мой) жук, (моя) цапля, (мой) аист, (моя) ласточка.

Игра «Назови лишнее» . Логопед: - На ряды картинок посмотрите, лишнюю картинку в них назовите: (журавль, жираф, жук) . Подумайте и скажите, чем похожи названия картинок? (в названии картинок слышится звук «Ж» в начале слова) .

ΙΙ. Основная часть.

1. Игровое упражнение "Как жужжит жук?"

Логопед: - Кто так жужжит: ж-ж-ж-ж? (показ игрушки жук) . Пожужжите как жуки. (Уточнение произношения звука «Ж» ) .

Дайте характеристику звуку "Ж" (согласный, твердый, звонкий) . Есть у него мягкий братец? (нет) .

2. Игра «Первый звук пропал» (с мячом) .

Логопед: - Жук хочет поиграть с вами в игру. Постарайтесь угадать слова, из которых исчез первый звук «Ж» (*ара, *ало, *ук, *аба, *адина, *аворонок) . Кому мяч бросаю, тот и отвечает.

ΙΙΙ. Динамическая пауза. Логопед проговаривает скороговорку «Жук» :

Жук упал, и встать не может,

Ждет он - кто ему поможет.

Кинезиологическое упражнение «Перекрестные движения» .

Затем предлагает детям изобразить жуков, которые лежат на спине, лапками вверх и выполняют ими перекрестные движения (попеременное соприкосновение колена правой ноги с локтем левой руки и колена левой ноги с локтем правой руки) .

ΙV. Знакомство с буквой.

1. Логопед: - Жук хочет познакомить вас с его любимой буквой. (Появление буквы «Ж» ) .

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж-ж. –

Из скольких элементов состоит буква?

2. Выкладывание буквы счетных палочек.

3. Игра «Дружба» . - К букве «Ж» любят ходить в гости гласные буквы, которые спрятались в "сухом бассейне" (из фасоли) . Вы гласные буквы найдите и с буквой «Ж» подружите. Что получилось, скажите? (жа, жо, жу, же, жё, жи)

4. Логопед: - У жука есть подружка. Кто она? Отгадайте, прочитав буквы в порядке убывания букв: от большой буквы к маленькой. (жаба) .

5. Логопед: - Они приготовили для вас ребусы.

Первый ребус «Найди слово в слове» . (В слове ЖАВОРОНОК: жар, ворон) .

Второй ребус «Соедини правильно» . Детям предлагается работа с раздаточным материалом:

Логопед: - Назовите звуки по порядку в названиях картинок (жук, жаба) . Подберите подходящую звуковую схему и соедините ее линией с картинкой. Раскрасьте звуковую схему слов цветными карандашами (согласно звуковой характеристике) .

V. Рефлексия "Заштрихуй букву".

Логопед: - С какой буквой мы познакомились? (Ж) . Друзья буквы "Ж" дарят вам ее. Заштрихуйте ее прямыми горизонтальными линиями.

Прощание с жабой и жуком.

Яцук Наталья
Конспект занятия «Звук и буква Ж»

Конспект занятия «Звук [Ж] »

Программные задачи

Образовательная

1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж] ;

2) развитие фонематического слуха : выделение звука [ Ж] на слух среди слогов и слов;

3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове ;

4) закрепление обозначения звука Ж символами ;

5) знакомство с буквой Ж

Развивающая

1) умение координировать речь с движением;

3) совершенствование психофизических функций : внимания и памяти;

4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

Воспитательная

1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

Оборудование : игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков , «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове , пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки : жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.

Ход занятия:

1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

Уже звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Поэтому время не теряем

Работу скорее начинаем.

Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось , давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке .

Воспитатель :

Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

Жа-жа-жа - видели у (жа)

Жу-жу-жу - на ежа гля (жу) .

Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

Же-же-же спят ежата у. (же)

Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

Воспитатель : «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж] ) .

2. Произнесение звука [Ж]

Воспитатель : «Когда мы произносим звук [Ж] , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж] . какой он? Давайте ей расскажем».

3. Характеристика звука [Ж] по схеме

Воспитатель : «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте , язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

Звук [Ж] гласный или согласный?

– Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ : [Ж] – согласный звук , т. к. воздух встречает преграду на пути : язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж] . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]

Среди слогов :

Са-шу-жаЖа-са-ша

Шо-жо-соЖо-со-шо

Со-жу-шаСы-жи-ши

Среди слов :

Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

Воспитатель : «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж] , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова) »

5. Физкультминутка

Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

Я здесь живу ритмично переступая ногами.

Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж-ж.

Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

И кружу… ладони на груди.

Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать» .

Жужжу : ж-ж-ж…

Игра «Один-много»

6. Сели за столы. Работа в тетрадях. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук :

Это кто к нам ползет

По дороге ловко?

Это маленький жучок

Божия коровка

А на крыльях у нее

Черные кружочки.

А на ножках у нее

Красные сапожки.

Прописать букву Ж .

10. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня изучали ?

– Можно его спеть?

– Какие слова со звуком [Ж] вы знаете ?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звук [К] и буква К» Конспект логопедического занятия теме "Звук и буква К". Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце, в середине слова, анализировать.

Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л» Тема: Звук "Л" и буква "Л". Цели: -автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях; -развитие фонематического слуха и восприятия;.

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект открытого занятия «Звук [Р] и буква «Р» Открытое занятие по развитию речи. Тема: Звук и буква «Р» (Старшая группа) Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Способствовать.

Разделы: Логопедия

Задачи.

Образовательные:

  • закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
  • расширять запас слов лексического словаря;
  • формировать навыки словоизменения.

Коррекционно-оздоровительные:

  • формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
  • развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
  • автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • совершенствовать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
  • воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
  • воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
  • воспитывать усидчивость;
  • воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:

  1. Жук отважный однажды,
  2. Жужжа, ожидал ужин важный.
  3. Должен он был за ужином
  4. Обслуживать жужелиц дюжину.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление “Кулачки”

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики
Мы с вами отдыхаем.

2. Развитие общей моторики “Жук”.

Жук ползает по ветке дети ползут по положенной на пол узкой доске
Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на спину,
болтает лапками болтают руками и ногами
Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая “крыльями” - руками
встает и летит.

3. Развитие мелкой моторики “Жук”.

Я веселый майский жук, сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, указательный палец и мизинец
А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”, пошевелить ими
Не кусай комарик злой, сжать кулачок, указательный палец вперед “хоботок”
Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы, расслабив,опустить вниз “лапки”.

4. Массаж лица.

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).

Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).

А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.

6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.

Логопед (раздает детям зеркала ): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.

“Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.

“Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.

“Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

“Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

“Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.

“Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.

В магазин жуки ходили,
Шарик там себе купили.
Буду шарик надувать,
Буду с шариком играть.
Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох, надувая живот
Раздувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся. задерживают дыхание
Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох

Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.

2. Артикуляция звука “Ж”:

  • Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
  • Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
  • Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
  • Горлышко поет.

Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.

3. Характеристика звука.

Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.

4. Развитие фонематического слуха.

Игра “Светофор”.

Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:

занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,

оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,

частушки, снежинки.

5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.

Работа с карточками.

Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]

Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.

IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]

Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.

Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.

Дети выполняют движение в соответствие с текстом.

V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет]Рисунок 2.

Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.

Варианты выполнения.

  1. Правой рукой.
  2. Левой рукой.
  3. Двумя руками одновременно (два жука).
  4. Попеременно.

VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра с мячом “Один-много”.

Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.

Бабочка порхает, а бабочки ………….

пчела мед собирает, а пчелы мед …….

оса жалит, а осы ………

жук жужжит, а жуки ……………

комар звенит, а комары ……………

стрекоза стрекочет, а стрекозы ………

муха в дом залетает, а мухи ………….

кузнечик прыгает, а кузнечики ………

паук паутину ткет, а пауки ……………

Игра с мячом “Скажи ласково”

Сапог – сапожок

VII. Знакомство с буквой “Ж”.

1. Показ буквы “Ж”.

2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.

3. Дети собирают букву на математическом планшете.

4. Прорисовывание буквы на песке.

5. Прописывание печатной буквы в тетради.

6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]

7. Проговаривание слов с движениями “Жук”

Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
У – вытягиваютруки вперед ладонями от себя.
К – резким движением прижимают кулачки к груди.

8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.

VIII. Развитие связной речи.

1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.

2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.

3. Логопедический пальчиковый театр.

Куклы: уж, жаба, жук и шмель.

IX. Итог занятия, оценка работы детей.

Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.

Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.

1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.

2. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится …

3. В золотой дубочек
Спрятался дубочек.

4. Гнездо свое он в поле вьет
Среди густых растений.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.

Список использованной литературы

  1. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников - М., “ВАКО”. 2005 г.
  2. М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” - М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
  3. Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
  4. Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
  5. М.В.Скворцова “Логопедические игры” - С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
  6. Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” - М., “Владос”. 2005 г.
  7. Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” - С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
  8. Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
  9. Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.