Древние народы на территории России. История государства и народов России

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

По этой же теме:

Чудь и другие народы, которые жили на территории Руси до прихода славян Мурома и другие народы, которые жили на территории Руси до прихода славян

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре. ЧУДЬ «Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след. Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы. В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли. МЕРЯ «Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны. О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку. С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание. Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа. Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет. МУРОМА Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром. Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается. Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.

Чудь

«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.

Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.

В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.

Меря

«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.

О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.

С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.

Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.

Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.

Мурома

Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.

Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.

Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.

Первые люди на территории России - 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7-5 вв. до н.э. В 5 веке до н.э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н.э.

Севернее греков жили скифы - кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н.э.

было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников - сарматов. В 3-7 вв. н.э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее - между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н.э.

они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно-угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос - аланы. В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров.

После распада часть населения ушла на юго-запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария.

Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы). Еще часть двинулась на северо-восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Башкирия занимала своеобразное географическое положение — между двумя разнородными очагами этнокультур и вообще мировой культуры, на стыке Азии и Европы, на Южном Урале и в его предгорьях.

До появления башкир здесь попеременно жили различные племена: сарматы, аланы и др.

О более древних жителях Башкирии свидетельствуют рисунки Каповой пещеры в Бурзянском районе (около 20 тыс., лет до н.э.), находки городка Аркаим в 60 км от города Сибая (XVIH — XIV вв.

до н.э.) и раскопки Филипповских курганов на границе Башкирии и Оренбургской области (II-IV вв. н.э.). Отдаленные предки башкир, монгольских и тунгусо-маньчжурских народов, составлявших когда-то этнолингвистическую общность, обитали на общей территории в Центральной Азии, в предгорьях Алтая.

После распада империи гуннов в I в до н.э.

произошло разделение тюркского племени и языка на восточную и западную ветви.

Народы, обитавшие на территории Древней России

Из западной ветви выделилась огузо-карлуко-кыпчакская племенно-языковая общность, в составе которой впоследствии и выросли башкирские племена.

Появление в Приуралье тюрко-башкирских племен связано с движением в середине I тысячелетия н.э.

печенегов (объединение тюркских и сарматских племен). Восточное крыло печенежского объединения в Приуралье и Прикаспии как раз и составляли племена под общим названием “башкорт”.

В конце IX в. основная масса печенегов проследовала дальше на запад. А башкирские племена осели в предгорьях Южного Урала, на берегах реки Белой и стали решающей основой формирующейся башкирской народности.

Русь - историческое название земель восточных славян.

Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа).

Как следует из летописных источников, государство восточных славян Русь получило своё название по варягам-руси.

До призвания варягов славянские племена, что населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские летописцы, самый ранний из которых монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Роуская земля ».

Билет № 20.

Государственная Дума – первый опыт парламентаризма.

Государственная дума Российской империи - законосовещательное, позже - законодательное, учреждение Российской империи.

Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

Манифестом от 6 августа 1905 года, император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов».

Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина,.

Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и - на особых основаниях - крестьяне]) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п.

3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора».

Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

I созыв

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей.

Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвёртой - четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Первая дума проработала 72 дня.

Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель.

Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

8 июля 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического.

II созыв

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры.

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов - 65, эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя - Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М.

Е. Березин (трудовик). Секретарем - М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

III созыв

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон.

Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала: крайних правых депутатов - 50, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, «прогрессистов» - 28, кадетов - 54, трудовиков - 13, социал-демократов - 19, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло - 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

Председателями Думы 3-го созыва были: Н.

А. Хомяков (октябрист) - с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г.,М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.

по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Октябристы - партия крупных землевладельцев и промышленников - управляли работой всей Думы.

Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское большинство.

Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус.

Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России.

Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища.

Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта.

IV созыв

Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период.

С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три - на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года.

По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы - 14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики - 10, беспартийные - 7.

Председателем думы был избран октябристМ. В. Родзянко.

ГЛАВНАЯСЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ХРОНОЛОГИЯПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Учебное пособие

РАЗДЕЛ 1 . ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Народы и древнейшие государства на территории России

История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (по дошедшим до нас географическим названиям), по сохранившимся письменным источникам.

Первые обитатели периода бронзового века – киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии.

По свидетельству Геродота это был сильный союз племен, заселявших степи северного Причерноморья и Крым. Принадлежали, скорее всего, к адыго-абхазской языковой группе.

2. С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья.

Древние греки основывали свои города и колонии в устьях рек, на побережье, в бухтах. Греческие города в Крыму – Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия – это центры торговли. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединяются в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь).

Царство стало важнейшим экспортером в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, рабов. Период расцвета греческих городов приходится на IV – III вв. до н.э. Многочисленные остатки их материальной культуры, сохранились в Эрмитаже.

3. Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, расселились на берегах Черного моря, позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань.

У них было развито скотоводство, земледелие и ремесло. Торговали с греками. От них до нас дошли погребальные памятники – скифские курганы. По антропологическому типу принадлежали не к азиатскому типу (как долго считали), а к европейской группе. А. Блок в поэме «Скифы» ошибочно называл их: «азиаты с раскосыми и жадными очами».

К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, кроме того, что в войне со скифами победили и заняли их земли. По языку принадлежали к иранской группе. Позднее уступили место другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин.

5. Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов.

В IV в. н.э. вождь готов образовывает первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Государство просуществовало недолго и пало под ударами гуннов.

Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Они кочевали между Волгой и Дунаем. Образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшее могущество достигли при Аттиле. Ворвались в Европу. После его смерти из-за междоусобиц и восстаний подчиненных народов государство распалось, а сами гунны были отброшены за Днепр.

В памяти европейских народов остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости».

7. В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян.

Совершали набеги на Византию, на германские племена. В начале Х в. были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. По-другому их называли «обры».

Русский летописец с удовлетворением записал, что вскоре авары «погибоша вся», а на Руси стали говорить «погибоша яка обре».

8. Хазары. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Только это и знаем о них? Они приходят в VII в. также из Азии. Кочевые племена.

Образуют самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат (включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Одна из могущественнейших держав. На несколько столетий – опасный сосед восточных славян.

В Х в. каганат разгромлен русской ратью. С его падением движение народов с Востока усиливается. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.

Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства.

Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны.

Известный российский ученый Н.И. Павленко с коллективом авторов считают, что именно в позднем палеолите, когда проживали кроманьонцы, завершилась биологическая эволюция человека. К тому же люди начали разговаривать… Одновременно происходил генезис социальных и общественных отношений - родового строя и родовой общины. Кроманьонцы проживали и на территории современной Сибири и Дальнего Востока; изготавливали различные каменные и костяные орудия.

Поклонялись родовым культам, в том числе прародительнице рода. Найдено немало скульптурок женщин, относящихся к тому времени. В этом усматривается тесная связь искусства позднего палеолита с древней религией идолопоклонства.

Наскальные рисунки в Каповой пещере (Башкирия) также наглядно свидетельствуют о проведении в те времена ритуальных обрядов. Изображая сцены охоты, люди просили богов помочь им добыть пищу.

Тогда еще не было в обиходе изделий из керамики и металла, не изобрели колесо. Окончательно «человек разумный» сформировался, предположительно, в эпоху неолита.
Аграрная неолитическая революция началась после последнего оледенения на Ближнем Востоке, примерно в VIII тыс.

до н. э. Климат там благоприятствовал переходу от присваивающего типа хозяйства (охота, рыбная ловля и собирательство) к производящему типу (земледелие и скотоводство).

Происходило это постепенно, с одновременным развитием ремесла (обработка камня, кости и дерева). Возникает и меновая торговля.
Медь научились выплавлять в V-IV тыс. до н. э. Бронзолитейное производство утвердилось в этом регионе в III-II тыс.

до н. э., а в I тыс. до н. э.

Билет № 2. Древние народы на территории России. Происхождение слова Русь.

наступил «железный век».
Был изобретен гончарный круг, занимались ткачеством.
Родовые общины перешли на сезонно-оседлый образ жизни.

Затем людские сообщества разделились на земледельческие общины и пастушеские племена. Земледельцы были заинтересованы в возведении городов - для защиты от набегов кочевников.
Аграрная неолитическая революция стала первой в ряду мировых революций в производительных силах, сыграла основополагающую роль в становлении цивилизации на Земле. В IV-III тыс. до н. э. бурно развивались древнейшие очаги цивилизации: Месопотамия, Египет, Индия, Китай.
На территории будущей России все эти процессы проходили замедленно, в основном, из-за суровых климатических условий.

Так, «железный век» наступил здесь лишь в I тыс. н. э., медленно проходила колонизация (освоение) территорий людьми. Их популяции были малочисленными.
Больше известно из арабо-греко-римских источников второй половины I тыс. до н. э. и первой половины I тыс. н. э., а также материалов археологических раскопок XX в.

о жизни в Северном Причерноморье. По этим землям веками передвигались огромные людские миграционные потоки со всех четырех сторон света. Частыми были набеги пришельцев из Великой Степи. Заинтересовались регионом и германские племена.
На северном берегу Черного моря в VII-VI вв.

до н. э. в процессе Великой греческой мирной колонизации были возведены города-полисы: Ольвия (устье Буга), Херсонес (Корсунь) в окрестностях Севастополя, Пантикапей (Керчь) и др. Привнесена была в эти места культура греков, активизировались торговые отношения.
По мнению многих исследователей, аборигенами тех мест были скифы (их прародина неизвестна).

Проживали они и на других территориях. В Крыму и прилегающих к нему районах греки покупали у скифов хлеб и рыбу. Торговля была меновой, так как скифы денег не знали. За продукты греки отдавали им ткани, оливковое масло и вино. В Боспорском царстве, образованном в VI-IV вв.

до н. э., мирно уживались греки и скифы. Не очень далеко располагались древние славяне, не разделившиеся еще на три ветви.

Разговаривали они на древнеславянском языке.
Славяне были благожелательны к другим народам, при общении с соседями заимствовали отдельные слова и понятия. Например, от скифов к ним перешли слова «хорошо » (слав. «добро»), «топор» (слав, «секира»), «собака» (слав. «пес»). Конечно, добрые отношения не складывались с племенами, которые стремились их завоевать.
Скифы подразделялись на царских, живших на Левобережье Днепра и в его низовье; скифов-кочевников (Правобережье Днепра); скифов-пахарей на среднем Днепре.

В VI в. до н. э. на базе их племенного союза организовалось Скифское царство со столицей вблизи Симферополя. В этом сообществе сформировалась военная и жреческая аристократия, земледельцы и скотоводы были свободными общинниками, использовали, правда, редко, рабов.

По мнению Геродота, они занимали большую территорию от Дона на востоке до устья Дуная и Нижнего Днепра на западе. В целом их царство просуществовало около 300 лет. Но у скифов так и не проявились основные цивилизационные признаки: наличие письменности и связанных с ней писаных законов. Обычным (устным) правом легитимность государства и его высшей власти нельзя доказать. Точнее будет назвать их царство объединением родственных племен с формой правления типа военной демократии.
Скифов, а позже сарматов и другие кочующие с места на место племена, по нашему мнению, нельзя считать прародителями славян.

Тем более, что о подобных кровно-родственных связях даже намеков нет у Геродота и иных известнейших авторов эпохи Древнего мира. И совершенно различным был менталитет народов.
Причерноморье и Крым, исходя из приемлемых для жизни природных и климатических условий, привлекали внимание многих племен из Азии, частично из Европы.

Но эти общности, накатываясь волнами, нередко исчезали навсегда с лица земли. К ним относят киммерийцев, которые в VIII-VII вв. до н. э. жили некоторое время в тех местах до скифов. Потесненные скифами, они перебрались во Фракию, дальнейшая их судьба неизвестна.
После 300-летнего пребывания в Северном Причерноморье скифов в конце III в. до н. э. на эту территорию передвинулись сарматы.

Они расселились от Карпат, Вислы, Дуная до Дона и Волги, частично Южного Урала. Артефакты свидетельствуют о проживании их в тех краях тоже почти 300 лет.

Во II - начале III в. н. э. сарматов с использованием военной силы сменили готы. Они передвинулись с Балтики, заняв земли от Дона до Карпат и Нижнего Дуная. Самый сильный из их вождей Германарих подчинил даже на некоторое время часть славянских племен.
Великое переселение народов ознаменовалось в IV в. н. э. нашествием гуннов. В Восточную Европу они попадали, пройдя между Уральским хребтом и Каспийским морем.

Вдоль южной гряды Уральских гор до сих пор можно увидеть курганы с захоронениями сарматов и гуннов, видимо, более знатных, чем простые воины (юг современной Башкирии).
Гунны разбили готов во главе со 100-летним Германарихом; они молниеносно передвигались по Восточной Европе, нападали на Западную и Восточную Римские империи.

Но уже в 453 г. н. э. их союз распался после смерти грозного вождя Аттилы.
Авары появились в бассейне Дуная в VI в. н. э., под их власть временно попали часть славян, их южная ветвь.
И, наконец, в VII-VIII вв.

н. э. кочевники хазары образовали Хазарский каганат, который продержался до X в., пока не был разгромлен русичами. Хазары тоже навсегда исчезли с карты мира, хотя занимали перед этим значительную по размерам территорию от Кавказа до Волги и Среднего Днепра.

Такова общая характеристика предшественников восточных славян на территории России.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие?

Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Лекция 5.

Тема: ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Древнейшие поселения на территории Руси.

а) греческие колонии - полисы (VII-VI вв. до н. э.);

б) племена скифов (VIII-VII вв. до н. э.);

в) этническая общность сармат (III в. до н. э.);

г) германские племена готов (II-III вв. н. э.);

д) нашествие гуннов в Причерноморье (с 70-х гг. IV в.);

е) вторжение аваров (VI в.);

Ж) Хазарский каганат (VII в.

Конец Х в.).

Прародина славян и их этногенез: различные концепции.

3. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.):

а) общественный строй;

б) экономическое развитие;

В) Обычаи, нравы и быт восточнославянских племен.

Ключевые понятия и термины: греческая колонизация, города-государства (полисы), сарматы, готы, хазары, праславяне, древние славянские племенные союзы, анты, венеды, склавины, строй восточных славян, родовая община, соседская, территориальная община («мир», «вервь»), дифференциация общества, совет старейшин, народное вече, пашенная (перелог) и подсечно-огневая системы земледелия, город, торговый путь, языческие верования, пантеон славянских богов, треба, колядки, мировой миграционный процесс

За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы.

Возникшая на стыке Европы и Азии, впитавшая в себя черты и Запада, и Востока, Россия представляет собой своеобразную евроазиатскую цивилизацию. Для того чтобы оценить место России в мировом развитии, необходимо проследить тот исторический путь, который она прошла от зарождения до настоящего времени.

История крупнейшего в Европе Российского государства развивалась, с одной стороны, подобно истории других народов и государств, а, с другой, – имеет ряд особенностей.

Нашими предками были древние славяне. До сих пор ученые не имеют единого мнения о прародине славян, откуда они пришли на просторы Восточно-Европейской равнины – территорию будущего Российского государства, когда это произошло, когда образовались древние славянские города, а также каким было хозяйство древних славян.

Различные гипотезы ученых сложились и продолжают уточняться на основе разнообразных археологических и лингвистических источников, а также письменных памятников.

По истории России написано много научных работ зарубежными и русскими историками.

Среди наших соотечественников исключительное место занимают выдающиеся ученые-историки Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.), С.М. Соловьев (1820-1879 гг.), В.О. Ключевский (1841-1911 гг.), С.Ф. Платонов (1860-1933 гг.) и др. В советский период истории России посвятили свои труды такие известные ученые, как Б.Д.

Греков (1882-1953 гг.), Б.А. Рыбаков (р. 1908), Л.Н. Гумилев (1912-1993 гг.) и другие.

ДРЕВНЕЙШИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ

(700 тыс.

лет назад - VI в. н.э.)

Предшественники древних славян. На территории нашего Отечества первобытный человек появился в период раннего палеолита – древнекаменного века (примерно).

Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс.

лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Уникальным памятником эпохи позднего палеолита является Сунгирьская (близ Владимира) культура. Археологические находки рассказывают о внешнем облике, одежде, материальной культуре и ритуальных обрядах того времени.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство).

Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства . На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда. Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел.

Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации.

Предшественники древних славян. На северных берегах Черного моря, которое греки называли Понт Эвксинский, в VII-VI вв. до н.э. возникли многочисленные греческие колонии – города-государства (полисы). Наиболее известные из них – Ольвия в устье реки Буг, Херсонес (старорусское название – Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей (на месте нынешней Керчи), Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устье реки Дон и др.

Греки вели с местным населением – скифами – не только оживленную торговлю, но и оказывали на них свое культурное влияние. Греки покупали в основном хлеб, рыбу, а продавали ткани, вино, масло, предметы роскоши.

В результате таких связей создавались смешанные эллино-скифские поселения .

С центром в Пантикапее возникло Боспорское царство (VI-V вв. до н.э.), объединившее некоторые греческие города, а также местные племена скифов. Скифские кочевые племена в VIII-VII вв. до н.э. пришли из Азии в южные и юго-восточные степи, вытеснив господствующую здесь этническую общность земледельческий народ киммерийцев, которые ушли далеко во Фракию. Под общим названием «скифы» известны многочисленные кочевые племена которые различались по месту заселения и своим занятиям.

Главным племенем считались царские скифы, которые жили в низовьях Днепра по левому берегу. На правом берегу нижнего Днепра жили скифы-кочевники , к западу от них – скифы-земледельцы и скифы-пахари на среднем Днепре.

Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие. Скифы-земледельцы торговали зерном с причерноморскими греческими городами, откуда греки поставляли зерно в Элладу.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота, они выращивали «лучшую в мире пшеницу». Скифы хорошо владели ремеслами: обрабатывали железо и бронзу, изготовляли оружие, выделывали кожу. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки в скифских курганах.

до н.э. скифы объединились в большой племенной союз, на основе которого сложилось Скифское царство со столицей в Неаполе Скифском (близ нынешнего Симферополя) Это государство представляло собой союз воинственных племен во главе с царем, а вожди племен возглавляли войска во время походов. Власть царя передавалась по наследству. В государстве происходило постепенное расслоение населения, выделялись военная и жреческая аристократия.

Основные работы выполняли свободные общинники – скотоводы и земледельцы, труд рабов был незначительным. Геродот пишет, что во второй половине V в.

до н.э. Скифское царство занимало громадное пространство от Дона на востоке до устьев Дуная и Нижнего Днепра на западе.

В III в. до н.э. скифов вытесняет новая этническая общность — сарматы, жившие до этого на востоке от Скифии, за Доном.

Границы сарматов, по свидетельству древних писателей, были более обширны: почти от Карпат, Вислы, Дуная до Дона, Волги, Урала.

Во III-II вв.

н.э. сарматов вытеснили германские племена готов , пришедшие в черноморские степи с берегов Балтийского моря и занявшие территорию от Дона до Карпат и Нижнего Дуная. Вождь готов Германарих, прославленный в песнях и сказаниях, объединил не только готские племена, но и подчинил соседние, в том числе финские и славянские.

IV-VII вв. известны в истории как Великое переселение народов .

Нашествием гуннов (с 70-х гг. IV в.) открывается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Гунны прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов, а их старый вождь Германарих в отчаянии покончил в собой.

Возглавив мощный союз племен, гунны предпринимали опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440 г.) свирепый вождь Аттила .

Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римские империи, брали у них выкуп.

Древние народы на территории России. Происхождение Восточных славян

После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

В VI в. их сменили авары, которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В VII в. появилось новое кочевое племя хазары , которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (до конца Х в.).

Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

Древние народы на территории России

Великое переселение народов

Первые люди на территории России – 100 тысяч лет назад. Первые колонии, основанные греками, появились в 7- 5 вв. до н. э. В 5 веке до н. э. большинство этих колоний объединились в Босфорское царство, которое существовало до 2 века до н. э.

Севернее греков жили скифы – кочевники.

На территории Азербайджана в 4 веке до н.

э. было образовано Скифское царство. В 3 веке они были вытеснены в Крым. Они были разгромлены готами (немецкими племенами).

С востока из-за Дона устремилась новая волна кочевников – сарматов. В 3- 7 вв. н. э. в эпоху Великого Переселения народов на территории Северного Причерноморья, а позднее – между Волгой и Дунаем, хлынули гуннские племена или гунны, вышедшие из степей Забайкалья и Монголии.

В 5 веке н.

э. они дошли до пределов Северной Франции. После разгрома их галльскими племенами они возвращаются обратно, где полностью растворяются среди тюркских племен.

В 6 веке из пределов Монголии вновь появляются тюркские племена, которые в середине 6 века образовали Тюркский каганат, территории которого простиралась от Монголии до Волги.

Постепенно почти всё население Восточной Европы (степная часть) подверглась тюркизации.

В лесостепной зоне утверждается славянский компонент и финно- угорский. На Центральном Кавказе проживает ираноязычный этнос – аланы.

В Западном Предкавказье в 6 веке господствующее положение заняли булгары.

После распада Тюркского каганата в 80х годах 6 века здесь образовалось государство Великая Булгария, которое существовало до первой трети 7 века: распалось под ударами хазаров. После распада часть населения ушла на юго- запад (Балканский полуостров), где и было образовано государство Дунайская Болгария. Другая часть ушла на Северный Кавказ (современные балкарцы).

Еще часть двинулась на северо- восток, в область Средней Волги и Камы, где образовалось государство Волжская Булгария. Булгары считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV-VII вв., разрушивших Западную Римскую империю и затронувших ряд территорий Восточной Европы.

Прологом Великого переселения народов было передвижение германских племён (готы, бургунды, вандалы) в конце II - начале III вв. к Чёрному морю. Непосредственным толчком к Великому переселению народов было массовое передвижение гуннов (с 70- х гг.

IV в.). В VI-VII вв. на территорию Восточной Римской империи вторгались славянские (склавины, анты) и другие племена.

Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян.

1 век н. э. Тацит говорил о Венедах, которые жили в районах Зап. Польши, Зап.

Белоруссии и Зап. Украины. Под венедами ученые понимали неизвестный античному миру народ, который жил за пределами границ государства.

4 век до н. э.

Древние народы на территории России (стр. 1 из 4)

– 7 век до н. э. – Великое переселение народов из- за похолодания.

Происхождение восточных славян.

Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из- за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни.

Достоверно известно, что наши предки в I — VI вв. н. э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов — Плиния Старшего и Тацита (I в.

н. э.)- сообщается о венедах, обитающих между германскими и сарматскими племенами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохраняющих еще свое этническое единство и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.

Византийские историки VI в.

были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи. Иордан возводит современных ему славян — венедов, склавин и антов — к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI- VIII вв.. Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и "давлением" других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно- угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства — восточной, западной и южной — участвовали представители всех группировок, зафиксированных Иорданом. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" (ПВЛ) монаха Нестора (нач. ХII в.). Он пишет о прародине славян, которую помещает в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с "вавилонским столпотворением", приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их "рассеиванию" по всему миру).

Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — "волохов".

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец; дреговичи — между Припятью и Западной Двиной; полочане — в бассейне р.

Полоты; кривичи — в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода "ляхов" (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами — Радимом, который "пришел и сел" на р. Соже (приток Днепра) и Вятко — на р. Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты — в Прикарпатье; уличи и тиверцы — между Днестром и Дунаем.

Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

О занятиях восточных славян известно, что осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру.

Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством.

Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Теории возникновения славян:

— автохтонная (славяне жили всегда на этой территории);

— миграционная (переселение славян).

4 век до н.

э. – Дунай. Предгосударство Держава Германариха (вождь готов), но в состав его входили и другие народы. Эта держава существовала по договору с Римом, в конце 4 века рухнула, в результате нашествия на Рим ГУННОВ (во главе которых стоял Аттила). Очевидно, что славянские племена участвовали в этом набеге.

6 век – Иордан (Аланский историк Осетия) стал говорить об Антах и Склавинах.

Он их относит к венедам. Анты в 6 веке постоянно нападают на владения Византии. В. натравила на них племя Аваров – Анты были разбиты. После этого Виз разбила Аваров.

7 век – разделение славян на южных, западных и восточных.

8- 9 века – возникают союзы племен – древляне и поляне.

У каждого есть временные вожди – князья, дружина, города и народное собрание – вече.

Северный центр славян — Новгород (словене).

Южный центр славян — Киев (поляне).

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века.

В «Повести временных лет» (XII век) монахом Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога.

Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы, аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX века, когда чешский ученый П.

Шафарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

Исследования лингвистов в первой половине XIX века показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье, на основании чего было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, включавшей в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев, которая, по мнению чешского историка Л.

Нидерле, распалась в начале 2 тысячелетия до нашей эры. Выделившаяся в результате этого распада балто- славянская общность в I тысячелетии до нашей эры разделилась на балтскую и славянскую.

Отечественный историк и филолог А.

А. Шахматов считал, что такая индоевропейская общность существовала в бассейне Балтийского моря. Вначале ее покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II веке нашей эры, после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

В первой половине XX века зарубежные и отечественные археологи предприняли попытку уточнить, какие археологические культуры можно считать праславянскими и какую территорию занимали славяне на разных этапах исторического развития.

По мнению П.

Н. Третьякова, праславянской была культура племен шнуровой керамики, переселившихся на рубеже 3- 2 тысячелетий до нашей эры из Причерноморья и Прикарпатья в Центральную Европу, а также на север и восток.

Собственно славянскими являлись следующие культуры: между Вислой и Днепром – тшцинецкая (3- я четверть II тысячелетия до нашей эры), на территории Польши – лужицкая (XIII- IV век до нашей эры) и поморская (VI- II век до нашей эры), на Висле – пшеворская, в Среднем Поднепровье – зарубинецкая (обе – конец I тысячелетия до нашей эры).

Во II- IV веках в результате движения готских племен на юг территория, которую занимали славяне, была рассечена на две части, что привело к разделению славян западных и восточных.

Приняв участие в великом переселении народов, славяне в конце V века, после крушения державы гуннов, расселились также на юге европейского континента.

Некоторые хронологические уточнения происхождения славянских народов сделали современные американские исследователи (Г. Трегер и X. Смит), по мнению которых, во II тысячелетии до нашей эры древнеевропейское единство распалось на предков южных и западных европейцев (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне).

Североевропейская общность разрушилась в I тысячелетии до нашей эры, когда из нее вначале выделились германцы, а затем балты и славяне.

Историк и этнограф Л. Гумилев полагал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, что, якобы, произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

Таким образом, вопрос происхождения славян настолько сложен и запутан, что представить истинную картину далекого прошлого вряд ли возможно в силу отсутствия письменных источников того времени

Духовная жизнь Соловецкого монастыря
Духовно-рыцарские ордена, взыскания иноков
Европейское направление во внешней политике России
Ельцин Борис Николаевич
ЕОС и НАТО
Ереси
Жёны декабристов
Жизненный путь Бориса Годунова
Жизненный путь В.

А. Жуковского
Житие Сергия Радонежского
Идеология рыцарства

Древние народы на территории России начали расселение и обживание земель задолго до возникновения государственности. Именно поэтому первый и самый великий князь Руси - Рюрик - приложил огромное количество усилий для создания единого государства, родного для многих народов.

Первые попытки изучения древнерусского народа

Главная особенность изучения славянского населения заключается в том, что происходит непрерывная динамика движения межэтнических связей. Что это значит? Изучая основные народы России, важно комплексно исследовать данный вопрос. Например, сосредоточиваясь на жителях Центрального региона, необходимо обратить внимание на национальности Восточной Европы и Сибири.

Все исследования дореволюционного строя были направлены на изучение единого русского народа. При этом влияние других национальностей если не исключалось из науки, то косвенно упоминалась, однако не в качестве ведущего вопроса, а лишь в роли формальности. Единственным официально признанным фактом является то, что в коренные народы России постепенно вливались финно-угорские племена.

Лишь в начале двадцатого века Россию начали рассматривать в качестве исторически многонационального государства. Невозможно скрыть то, что подобные выводы были сделаны под влиянием европейских учёных. Со временем стали публиковаться труды православных авторов, рассказывающих о том, что коренные народы России развиваются под влиянием древнейших библейских истоков. «Русское население - это люди с божественным признанием древнейшего киевского происхождения» - так толковал историю один из церковных деятелей - А. Нечволодов. К формированию он причислял скифов, гуннов и другие, отдельно существовавшие, народы.

Именно в двадцатом веке появилось такое направление исторической мысли, как евразийская теория.

Народные истоки: как всё было?

За несколько веков до начала нашей эры произошло великое историческое событие: вместо бронзы начинает активно использоваться железо. Широкое распространение железной руды подарило не только повсеместность используемого сырья, но и прочность изготавливаемых орудий.

В этот период происходит постепенное похолодание климата, сопровождающееся повышением количества плодородных земель, благоприятных для животноводства территорий, изменяется жизнедеятельность микроорганизмов, развивающихся в условиях водного пространства, что положительным образом воздействует на состав рек, озёр, ручьёв и так далее.

С появлением железной руды древние народы на территории России начали своё активное развитие. Увеличилось количество племён, использующих железо в качестве основного материала. В этот период древняя Россия характеризуется расселением народа, латышей, эстонцев, литовцев, северо-восточных финно-угорских племён, а также других небольших общин, населявших пространство Центральной России и Восточной Европы.

«Железный переворот» повысил уровень земледелия, ускорил расчистку лесов для посадок, облегчил тяжёлый полевой труд пахарей. Древние народы России, названия которых неизвестны истории, постепенно начали проявлять отличительные от общей массы населения черты. Формирование каждой нации происходит под влиянием осёдлости, развития скотоводства и земледелия. Более того, расселяясь по разным сторонам света, славянские народы передавали бытовые навыки иноязычным соседям - мерям, чуди, карелам и так далее. Данный факт объясняет большое количество слов в эстонском языке славянского происхождения, связанных с тематикой земледелия.

Первые городища

Первые прототипы городов, где проживали и формировались народы и древнейшие государства России, существовали в первом тысячелетии до нашей эры. Подобная тенденция прослеживается как в Северной Европе, так и в Приуралье - визуальной границе расселения славянских народов.

Изоляция лесными просторами способствовала разрушению родового общинного уклада жизни. Теперь древние народы на территории России проживали в градах или твердях, что значительно ослабляло кровнородственные связи некогда большой и могучей общины. Постепенно расселение заставляло народы покидать место своего обитания и медленно передвигаться в юго-восточном направлении. Покинутые грады назывались городищами. Благодаря подобным поселениям и постройкам, история России с древнейших времён обладает многими фактами и научными знаниями. Сейчас учёные могут судить о бытовой жизни людей, об их воспитании, образовании и трудовой деятельности. Во времена строения городов появляются первые признаки расслоения общества.

Зарождение славян как отдельной этнической группы

Многие учёные придерживаются того мнения, что славяне в большинстве своём имеют индоевропейское происхождение. Таким образом, в России изначально населял не только территорию современного государства, но и большую часть Восточной Европы и южных стран вплоть до современной Индии.

Общее происхождение нескольких народов дарит общность современных языков. Несмотря на различное начало развития, в языках соседних иностранных государств можно встретить огромное количество схожих по смыслу и произношению слов. На сегодняшний день родственными считаются кельтская, германская, славянская, романская, индийская, иранская и другие языковые семьи.

Ассимиляция славян

В качестве первозданной не сохранился ни один народ. В период активного происходила ассимиляция с соседними племенами и общинами.

О дальнейших фактах развития национальности история государства и народов России умалчивает. В связи с этим на протяжении веков учёные-деятели выдвигали разнообразные гипотезы. Например, первый летописец Нестор считал, что славянский народ изначально обитал на границе Центральной и Восточной Европы, и в дальнейшим данный этнос занял бассейн реки Дунай вместе с Балканским полуостровом.

Учёные - представители буржуазии выдвигали ошибочную теорию о том, что прародиной славян является незначительная часть территории Карпат.

Народы России: кратко о славянах второго тысячелетия до нашей эры

Мудрецы античности считали славян величайшим народом истории прошлого, настоящего и будущего. До наших времён дошли факты о том, что народ славянского происхождения был сформирован под влиянием антов, венетов, венедов и так далее.

Греки определили территорию славян следующим образом: на западе - до Эльбы; на севере - до Балтийского моря; на юге - до реки Дунай; на востоке - до Сейма и Оки. Более того, древнегреческие путешественники, мыслители и учёные не ограничивались этими данными. По их мнению, славянские народы, проживающие в России, могли расселяться далеко на юго-восток, благодаря необъятной и плодородной лесостепной зоне. Именно в богатых лесах страны, активная охота и рыболовство, собирательство трав и ягод послужили причиной для смешения славян с сарматами.

По мнению Геродота, на территории Восточной Европы проживал народ, известный как скифы. Стоит отметить, что под данным определением понимались не только но и множество других этносов.

Чем богата северо-восточная Европа?

Древние народы на территории России не ограничиваются упоминанием людей славянского происхождения. Второе место по количеству племён и расселению в пределах границ государства занимают литовско-латышские группы.

Данный народ относился к племенам финно-угорской языковой семьи: финны, эстонцы, марийцы, мордовцы и так далее. Косвенные национальные народы России вели схожий со славянскими племенами образ жизни. Более того, родственные языки способствовали активному укреплению вышеназванных этнических общностей.

Отличительная особенность латышей и литовцев заключалась в том, что большую часть времени и внимания они отдавали коневодству, нежели земледелию. При этом велось строительство надёжных посёлков-городищ. Судя по рассказам путешественников, Геродот назвал литовско-латышские группы тиссагетами.

Древняя Русь: скифы и сарматы

Одними из немногих представителей иранской языковой семьи, оставивших лишь след в истории, являются скифы и сарматы. Предположительно эти народы занимали территорию южной России вплоть до Алтая.

Общины скифов и сарматов обладали многими схожими с другими племенами чертами, однако никогда не представляли собой единого политического начала. Ещё в пятом веке до нашей эры на территории заселения племён происходило социальное расслоение, а также велись захватнические войны. Постепенно скифы завоёвывали причерноморские племена, совершали много походов на Азию, Закавказье.

Удивительные легенды ходят о богатстве скифов. В царских могилах закладывалось неимоверное количество золота. В связи с этим мы можем проследить достаточно сильное расслоение общества, а также власть элитного класса.

Интересный факт заключается в том, что скифы подразделялись на несколько групп-племён. Например, в долине восточного Днепра проживали кочевые вариации национальности, в свою очередь, западную сторону реки населяли скифы-земледельцы. В качестве отдельной группы выделялись царские скифы, путешествовавшие между Днепром и нижним Доном. Только здесь можно встретить самые богатые курганы и мощно укреплённые городища.

История России с древнейших времён также предусматривает удивительно динамичные союзы скифо-сарматских племён. Постепенно подобные слияния давали начало государственности рабовладельческого строя. Первое государство этой национальности было образовано синдскими племенами, другое - в результате фракийских войн.

Наиболее прочное скифское государство сформировалось в третьем веке до нашей эры, центром его являлся Крым. На месте современного Симферополя располагался главный герой всех легенд - город с красивым названием Неаполь - столица Скифского царства. Это был мощный центр, укреплённый каменными стенами и снабжённый огромными хранилищами зерна.

Скифы как занимались земледелием, так и уделяли особую долю внимания скотоводству. В первые века до нашей эры среди племён активно развивалась Яркая и неординарная культура скифов до сих пор изучается учёными-историками. Этот народ подарил необъятное количество идей для живописи, скульптур и других художественных творений. На сегодняшний день в музеях хранятся отголоски древней жизни.

Бытует мнение о том, что племена скифов не были полностью уничтожены с лица земли. Присутствие кризиса очевидно, однако вероятность ассимиляции со славянскими племенами очень велика. Об этом факте говорит происхождение многих слов современного русского языка. Если славяне употребляли «пёс», наряду с данным выражением используется скифо-иранская «собака»; общеславянское «хорошо» приравнивается к скифо-сарматскому «добро» и так далее.

Черноморское побережье: греческие корни

Народы, которые существовали на территории черноморского побережья, за несколько веков до нашей эры были захвачены греческими разбойными дружинами. На протяжении десятилетий здесь развивались города-полисы с древнегреческой культурой. Складывались рабовладельческие отношения.

Древняя Русь извлекла огромное количество бесценного опыта из греческого быта. Особо развитыми в этой части государства были земледелие, отлов и засол рыбы, виноделие, обработка пшеницы, привозимой из скифских земель. Распространение и популярность получило керамическое ремесло. Кроме того, был перенят опыт торговли с заморскими государствами. Ценные греческие украшения попадали в использование к скифским царям и признавались наряду с местными богатствами.

Города, образовавшиеся на территории бывших греческих полисов, переняли высокий уровень культуры этого народа. Бесчисленное множество храмов, театров, скульптур и росписей украшали повседневную жизнь греков. Постепенно города наполнялись варварскими племенами, которые, как ни странно, почитали древнегреческую культуру, сохраняя памятники искусства, а также изучая писания философов.

Древнее население России: народы Боспорского царства

Северное Причерноморье начало развитие в пятом веке до нашей эры. Здесь образовалось единственное крупное рабовладельческое государство под названием Боспор - современная Керчь. Крупное политическое образование просуществовало всего 9 веков, после чего в четвертом веке до нашей эры было уничтожено гуннами.

Ассимилированные с греками народы Северного Причерноморья постепенно расселились по территории Керченского полуострова, низовьям Дона. Заняли они и Таманский полуостров. Активное развитие народов отмечалось в восточной части государства, из союза племён постепенно выделялись знать и аристократия, которые взаимодействовали с богатыми представителями греческого населения.

Первым толчком к разрушению государственности послужило восстание рабов под предводительством Савмака. В этот период Древняя Русь был наполнена разрозненностью и восстаниями. Постепенно Причерноморье было полностью захвачено гетами и сарматами, а впоследствии практически полностью уничтожено.

Формирование богатой русской истории современной России происходило не только под влиянием народов, проживающих на территории Центрального региона. Также существенное воздействие оказали представители других национальностей. На сегодняшний день невозможно совершенно точно определить, являлись ли славяне самостоятельно развивавшимся народом или же на их становление повлиял кто-либо извне. Именно этот вопрос призвана разрешить современная историческая наука.