Интеллект карта окружающий мир отечественная война 1812. Какой момент Отечественной войны запечатлён

Задание № 1.

Выберите правильный ответ.
Главный удар Наполеон направил на:

а) Санкт-Петербург;
б) Москву;
в) Киев.

Задание № 2.

Соотнесите правильно.
Командование русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.

Главнокомандующий → Александр 1
Командующий 1-й армией → М. В. Барклай-де-Толли
Командующий 2-й армией → П. И. Багратион
Командующий 3-й армией → А. П. Тормасов

Задание № 3.

Выберите правильный ответ.
Значение Смоленского сражения состоит в том, что:

а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1, 2 и 3-й армий;
б) основные силы французской армии были разгромлены;
в) русской армии удалось отстоять Смоленск;
г) русская армия перешла в контрнаступление.

Задание № 4.

По карте на с.14 отметьте места сосредоточения русских армий накануне наполеоновского вторжения и действия сторон до Бородинского сражения (даты указаны по новому стилю).


Задание № 5.

Выберите правильный ответ.
Бородинское сражение закончилось:

а) победой русской армии;
б) поражением русской армии;
в) тем, что не принесло победы ни одной из сторон;
г) отступлением французской армии.

Задание № 6.

Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 года:
а) Бородинское сражение;
б) назначение Кутузова главнокомандующим;
в) Смоленское сражение;
г) переправа через Березину;
д) сражение под Малоярославцем.

В, Б, А, Д, Г

Задание № 7.

Укажите неверный ответ.
Самыми известными руководителями партизанской войны были:

а) Д. И. Давыдов;
б) А. С. Фигнер;
в) П. И. Багратион;
г) В. Кожина.

Задание № 8.

Выберите правильный ответ.
Главная причина победы над Наполеоном:

а) всенародный, отечественный характер борьбы;
б) поддержка союзных стран;
в) суровая зима;
г) экономическая мощь России.

Задание № 9.

На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям.

Задание № 10.

Подготовьте доклад на тему «Герои Отечественной войны 1812 года». Составьте развернутый план доклада.

План доклада: 1) Вступление (память о войне), 2) Начало войны, 3) Багратион и Барклай-де-Толли, 4) Смоленск и назначение Кутузова, 5) Кутузов, 6) Бородино и героизм русской армии, 7) Генералы русской армии, 8) Партизанская война, 9) «Дубина народной войны», Курин и Кожина, 10) Лихие гусары (Денисов, Фигнер, Сеславин, Дорохов), 11) Заключение.

Задание № 11.

В чем вы видите причины того, что, в отличии от других занятых французскими войсками европейских столиц, Москва оказалась сожженной и разграбленной?

В Европе ни одна из столиц не оставлялась населением, не прекращали работу городские службы, не было хаоса и не было такого ожесточения, проявляемого обеими сторонами.

Примечание. Первые очаги пожара возникли 14 сентября, в день оставления русскими войсками города и вступления в него французов. Очагов было много, потому причинами его возникновения, в обстановке всеобщего хаоса, могли быть организованный поджог при оставлении города, поджог русскими лазутчиками, неконтролируемые действия французов, случайно возникший пожар в брошенном городе. Последующему разграблению способствовали беспорядок во французских частях, мародерство, ожесточение оккупантов, а также, вероятно, действия уголовников, намеренно выпущенных из тюрем губернатором Москвы Ростопчиным перед отступлением русской армии.

Задание № 12.

Дайте определение понятий.

Инфантерия - один из родов войск, пехота;
Ополчение - вспомогательные военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения, не состоящего на военной службе;
Фураж - растительный корм, предназначенный для питания лошадей (первостепенное значение имел овес);
Флеши - полевое укрепление в форме угла, вершиной обращенное к противнику и открытое с тыла;
Редут - сомкнутое квадратное или многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и бруствером, предназначенное для круговой обороны;
Партизан - участник вооруженной борьбы на территории, занятой противником, действующий в составе добровольных отрядов, опирающихся на поддержку местного населения.

Сегодня на Интернет-уроке по окружающему мы узнаем ещё одно значимое событие нашей России. Но сначала временно перенесёмся во Францию…

в начале XIX века во Франции правил император Наполеон , который хотел покорить весь мир.

Он завоевал почти всю Европу. Австрия, Пруссия, Италия и Испания подчинились ему. И на его пути оказалась Россия… К границам России он привёл огромную армию в 600 тысяч человек. Там были не только французы, но и итальянцы, немцы, поляки и голландцы. Армия Наполеона значительна была больше русской армии, это предавало французам уверенности в победе.

В июне 1812 года войска Наполеона перешли границу России и двинулись на Москву.


Наполеон говорил: «Если я захвачу Киев — я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург — я буду держать Россию за голову. Но а если возьму Москву, я буду держать Россию за сердце»

Именно к сердцу России, к Москве, стремились войска неприятеля. Несмотря на упорное сопротивление, русским всё же пришлось отступить.

Война принесла огромные бедствия простому народу. Русские жители уходили из сёл и городов. Уносили с собой продукты, угоняли скот, сжигали за собой поля с пшеницей. Люди жили в лесу. Наполеона встречали пустые улицы и дома. Против завоевателей поднялся весь народ.

В августе командовать русскими войсками был назначен старый опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов .

Его любили солдаты, на него надеялась вся Россия. В одном из боёв он получил тяжёлое ранение и потерял один глаз. С той поры Кутузов носил небольшую повязку на лице.

Главная битва двух армий состоялась в августе 1812 года у села Бородино. Сражение длилось весь день. Непрерывно стреляли пушки.

Великий русский писатель Михаил Лермонтов написал об этой битве позже:

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…


Бородинское сражение стало самым кровопролитным за всю историю того времени. И русские, и французы храбро сражались, не жалея своей жизни.

Фильм проект учащихся 4 б класса прогимназии «Вектор»

Музей-панорама «Бородинское сражение»

Вся Россия поднялась на борьбу с захватчиками. Крестьяне. купцы, дворяне уходили в лес и создавали партизанские отряды. Вооружались кто чем может: топорами, вилами или покупали на собственные деньги орудие. Партизаны устраивали внезапные нападения.

Великая армия Наполеона таяла, как снежный ком. Наполеон разрешил своим солдатам грабить Москву. И солдаты превратились в мародёров (грабителей).

В Москве начались пожары. Почти весь город выгорел. В огне погибли древние сокровища русской культуры: дворцы, храмы, книги и картины.

У французов не осталось продовольствия и они вынуждены были отступать.

Захватчики гибли, попадая в засады или замерзали на дороге. Тысячи французов бросали всё награбленное добро и целыми отрядами сдавались в плен. В декабре 1812 года Наполеон оставил свои войска и бежал во Францию…

Старый мудрый полководец Кутузов (ему уже было 67 лет) победил гениального французского императора, который до этого не проиграл ни одной войны.

Хотя, заслуга не только Кутузова, а всего русского народа, который встал на защиту своего Отечества. Поэтому эту войну назвали Отечественной .

К проведению урока по окружающему миру в 4-м классе. В презентации рассказывается об Отечественной войне 1812 года. Состоит из 41 слайда.

Цели и задачи данной работы:

Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления об Отечественной войне 1812 года;
  • показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, характером и итогами войны),
  • рассмотреть причины войны, ее ход, познакомить с силами обеих сторон, рассказать о самых героических личностях того периода.
  • подробно познакомить с Бородинским сражением.

Развивающие цели:

  • расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;
  • развивать познавательный аппарат, память, мышление.

Воспитательные цели:

  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Сопроводительный материал к слайдам

1. Скоро мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это было великое испытание для нашего народа и одна из самых славных страниц российской истории.

  • Что такое Отечественная война?
  • Это справедливая война в защиту своего Отечества.
  • От кого же надо было защищать Отечество 200 лет назад?
  • От французской армии Наполеона.

2. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей.

3. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», – заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

К войне с Россией Наполеон готовился серьезно. Он собрал 600-тысячную «Великую армию», прекрасно вооруженную и обученную. Во главе войск стояли опытные, умные, проверенные в боях, военачальники.

Численный перевес был на стороне противника. Однако русской армии оказывали помощь все люди России, вставшие на защиту своего Отечества.

4. Интересно, какой же была в то время русская армия?

Когда мы с вами говорим о русской армии, то, порой забываем, что в Отечественной войне участвовало несколько родов войск: пехота, конница, артиллерия. При том многие полки назывались по – разному, носили разную форму и гордились ею.

В первые дни войны Багратион призвал войска к решительной борьбе с напавшим на Россию Наполеоном. «Пехота – коли, кавалерия – руби, топчи. Ударим дружно и победим врага. Тогда нам честь и слава и благодарность Родины…»

5. Начнем с пехоты. В России в XVIII - нач. XX вв. пехота именовалась инфантерией. Вплоть до середины XX века пехота считалась основным родом войск. Пехота делится на тяжелую и легкую. Основной боевой единицей являлся полк. (Численность личного состава полка от 900 до 2000 человек).

Назначение остальных родов войск, участвующих в совместном бою с пехотой, - действовать в её интересах, обеспечивая её продвижение в наступлении и стойкость в обороне.

Пехота имела свою одежду.

Мундир фрачного покроя темно-зеленого цвета с красным воротником, обшлагами, погонами и отворотами фалд.

На погонах желтым шнуром выкладывалась литеры названия полка, например, «М» – для Московского.

6. Строевым холодным оружием являлась пехотная шпага.

Общая длина шпаги 97 см, масса (в ножнах) 1,3 кг.

Рядовые и унтер-офицеры пеших войск в качестве рубящего и колющего холодного оружия имели тесак в кожаных ножнах, Общая его длина 78 см, масса до 1,2 кг.

7. 25-летний срок службы делал армию профессиональной, а воевать тогда приходилось едва ли не ежегодно с французами или шведами. В общем, опыта успешных боев нашим солдатам и офицерам было не занимать. Стрелковым оружием владели мастерски, но штык уважали. «Пуля – дура, а штык – молодец!» – говорили солдаты вслед за Суворовым.

8. Вот они – наши молодцы! Пехоту отмечал белый цвет тесьмы и бахромы. Мушкетеры были и в русской армии – отличались смелостью и острым глазом.

Для выполнения сложных и опасных заданий призывали егерей.

Гренадеры шли плотным строем на врага и являли собой всю мощь русской армии.

Пионеры обеспечивали техническое оснащение армии.

9. Кавалерия или конница - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь. Если судить об Отечественной войне 1812 года, основываясь лишь на впечатлениях от просмотра художественных фильмов, можно подумать, что все наши конники – это гусары.

10. Кавалерия же делилась на легкую и тяжелую, соответственно в ней были не только гусары. Сейчас мы все узнаем!

11. Тяжелая кавалерия (кирасиры и драгуны) действовала в сомкнутом строю, в линиях, атакуя противника. Тяжелая кавалерия – это род ударных конных войск. Благодаря весу своих коней (не менее 700кг) тяжёлая кавалерия одним своим наскоком могла смять вражескую пехоту и лёгкую конницу.

12. Оружием кавалерии были палаш и сабля. Палаш отличался прямым клинком, а сабля – слегка изогнутым.

13. В легкой кавалерии служили гусары, уланы и конные егери. Они имели в своем вооружении пистолеты, карабины и пики.

14. В составе русских войск находились казачьи полки. Они формировались на время ведения войны. Поэтому их называли нерегулярной армией.

Донское казачество внесло огромный вклад в разгром наполеоновской армии. Донские полки сражались в составе трех русских армий, участвовали в партизанской войне.

15. Вооружение казаков в начале XIX века, как и прежде, отличалось большим разнообразием. Потому что казаки всегда придавали большое значение боевым трофеям, передавали оружие по наследству.

16. Артиллерия – это особый род войск. Артиллеристы разделялись на фейерверкеров, бомбардиров, канониров и гандлангеров.

Они должны были обладать знанием химии, острым зрением, а главное, быть смышлеными и расторопными.

В Отечественную войну 1812 года русская артиллерия по своему качеству была сильнее французской.

17. На вооружении артиллеристов были пушки, которые стреляли ядрами на 2,5 км.

Итак, теперь вы представляете, какой была русская армия, защитившая наше Отечество от казалось бы непобедимой армии Наполеона.

18. Наполеон был уверен в скорой победе. Он говорил:

«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову.
Заняв Москву, я поражу её в сердце».

19. В ночь на 24 июня 1812 года «великая армия» Наполеона без объявления войны, вероломно вторглась на территорию Российской империи.

20. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Уклоняясь от окружения и сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.

Русская армия продолжала отступать.

Главнокомандующим русской армией на начальном этапе был император Александр I

Неудачи начального периода войны заставили русского императора заняться поиском нового главнокомандующего.

Под давлением общественности Александр I поставил во главе армии М.И. Кутузова.

21. Командование на себя всеми русскими войсками принял Михаил Илларионович Кутузов. Все современники единодушно отмечали его исключительный ум, блестящие полководческие и дипломатические дарования и беззаветное служение Родине. Солдаты говорили: «Прибыл Кутузов бить французов» Его давно знали и любили в войсках.

22. Кутузов понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать.

Прибыв в армию, он принял решение дать генеральное сражение войскам Наполеона под Бородино.

23. 1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает решение отставить Москву. Кутузов говорил: «Пока цела армия – цела и Россия»

24–25. Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

26. Император Наполеон вспоминал позже: «Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми».

27–28. 14 сентября Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы

29. 7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по Смоленской дороге, т.е. откуда пришёл.

30–33. На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии, сплотившей в своих рядах русских и украинцев, белорусов и грузин, татар и немцев, объединенных сознанием общего долга и любовью к своему Отечеству.

И потому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, русский Николай Раевский - России верные сыны.

34–35. Наполеон, покинув Москву, имел намерение двигаться по такой местности, где легко можно было обеспечить армию продовольствием, и стремился всеми силами избегнуть Смоленской дороги, по которой он пришел в Москву, ибо там ничего нельзя было раздобыть из провианта. Но Кутузов сорвал план прорыва французских войск и отступать Наполеон был вынужден по Смоленской дороге, т.е. по той, по которой пришёл.

36. Большую помощь армии оказало партизанское движение, которое являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Даже при отсутствии активных боевых действий в период пребывания в Москве Наполеон терял ежедневно полторы тысячи человек.

37. Инициатором партизанского движения стал Денис Давыдов.

Этому человеку была присуща особая слава.

Лихой гусар, командир, одновременно – романтик, поэт, военный писатель.

38. Благодарные потомки выразили свою признательность воинам-освободителям 1812 г.

В память об Отечественной войне народ увековечил имена героев. В Москве есть Кутузовский проспект, Большая и Малая Филёвские улицы, улица 1812 года, Багратионовский проезд. Улицы Дениса Давыдова, генерала Ермолова и Дорохова, Суворовский бульвар, Смоленская улица, Бородинские улицы (Первая и Вторая), Площадь Победы, Поклонная и Манежная улицы.

«Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Отечественной войны 1812 г. в столице.

39. Недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки был воздвигнут Храм Христа Спасителя в благодарность Богу за спасение России от Наполеоновского нашествия. Он был разрушен в советское время, но восстановлен в 1999 году.

40. Московский Манеж был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотр войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.

41. Музей-панорама на Кутузовском проспекте "Бородинская битва"

Бородино – Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

42. Итак, мы сейчас с вами заглянули в одну из самых славных страниц российской истории и увидели, какое великое испытание выпало на долю нашего Отечества 200 лет тому назад.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Обсуждать, почему война 1812 года называлась отечественной, почему был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: Отечественная война, Бородинская битва,

Кутузов М.И.,

Наполеон. Какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году? Почему русский народ смог победить такого сильного врага?

Уметь работать с исторической картой.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия

К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: Отечественная война, Бородинская битва, Кутузов М.И., Наполеон.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году. Осознаем, почему война 1812 года называется Отечественной и в чём значение
этого события в истории России.

Вспомни, почему мы гордимся К. Мининым и

Д. Пожарским.

Изучение нового материала

Отечественная война 1812 года

НАШЕСТВИЕ НАПОЛЕОНА НА РОССИЮ

В Европе с конца XVIII века шли бесконечные войны. Во Франции к власти пришёл полково-дец Наполеон Бонапарт. Сражаться с его войс-ками приходилось и Суворову, и Ушакову. Напо-леон мечтал покорить весь мир. Вскоре ему подчинилось большинство стран Европы. Россия осталась один на один с грозным противником.

В июне 1812 года французская армия вторг-лась в Россию. Удар французов был так силён, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русские армии начали отступление.

Все, от солдат до генералов, тяжело пережи-вали неудачи первых месяцев войны. Тревога за судьбу Отечества охватила народ. В этот трудный для России час главнокомандующим войсками был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Наполеон Бонапарт М. И. Кутузов

БОРОДИНСКАЯ БИТВА

Кутузов начал подготовку к решительному сра-жению. Оно произошло на широком и простор-ном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы, 26 августа 1812 года.

В половине шестого утра на Бородинском по-ле заговорили пушки. Так началось сражение.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Во главе её защит-ников стоял генерал Николай Николаевич Раев-ский. В течение нескольких часов высоту об-стреливали 400 французских пушек. Всё же после ожесточённых атак враг занял высоту.

Новые атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостоя-ли врагу. Грохот артиллерии был слышен даже в Москве. Наконец с наступлением темноты шум боя начал понемногу затихать.

Из-за больших потерь Кутузов приказал войс-кам отступить к Москве. Трудный выбор встал перед русским командованием: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оста-вить Москву неприятелю, но сберечь войско? Полководец принял нелёгкое решение отступить.

Осмысление и понимание полученных знаний

С помощью текста и иллюстраций (1,2) расскажи о Бородинской битве.


2

НА ВОЙНУ С НАПОЛЕОНОМ ПОДНЯЛСЯ ВЕСЬ НАРОД

Наполеон вошёл в Москву. Его встретил опус-тевший город. Не так было в других странах Европы, когда ему с почётом подносили ключи от покорённых городов. Вскоре в Москве вспых-нули пожары. Сгорел почти весь город. Спустя месяц Наполеон оставил Москву.

И здесь наступила очередь русской армии преследовать неприятеля.

Большой урон отступающей французской ар-мии наносили партизаны — те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами, бро-шенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких отрядов коман-довал Денис Васильевич Давыдов (1). Он был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем.

В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа В декабре 1812 года захватчики были изгнаны из России, а русская армия дошла до Парижа

Вторжение Наполеона принесло России неис-числимые бедствия, были разрушены города и сё-ла, погибли многие ценности. Но Россия суме-ла отстоять независимость. В конце XIX века в Москве в память избавления России от захват-чиков был возведён храм Христа Спасителя (2).

Обсудим!

Почему вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года на Красной площади в Москве был сооружён памятник Минину и Пожарскому?

Проверь себя

1. Почему война 1812 года называется Оте-чественной? 2. Какой полководец командовал русскими войсками? 3. Какое значение имела победа России в Отечественной войне 1812 го-да для мировой истории?

Вывод

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Отечественная война.

2.С помощью Интернета подготовь рассказ- биографию одного из героев Отечественной войны 1812 года.

Почему войну 1812 года называют отечественной

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА